Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 25 августа 2008 г. N А19-32310/04-29-63-Ф02-3994/2008
(извлечение)
См. также Постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2007 г. N А19-32310/04-Ф02-5545/2007, от 27 мая 2005 г. N А19-32310/04-29-Ф02-2132/05-С2, от 29 сентября 2005 г. N А19-32310/04-29-Ф02-4707/05-С2, от 25 июня 2009 г. N А19-32310/04-29-63
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 6 октября 2005 года по делу N А19-32310/04-29 в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Киренское авиационное предприятие" (далее - ФГУП "Киренское авиационное предприятие") введено внешнее управление.
Решением от 12 мая 2006 года ФГУП "Киренское авиационное предприятие" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 27 июля 2006 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 мая 2006 года отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 августа 2007 года решение суда первой инстанции от 12.05.2006 и постановление апелляционной инстанции от 27.07.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 19 сентября 2007 года ФГУП "Киренское авиационное предприятие" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, на период до утверждения конкурсного управляющего исполнение обязанностей и осуществление прав конкурсного управляющего возложено на Попова В.А.
Определением от 19 декабря 2007 года конкурсным управляющим ФГУП "Киренское авиационное предприятие" утвержден Руднев И.В.
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов ФГУП "Киренское авиационное предприятие" суммы в размере 44.121.734 рублей 54 копеек, составляющих сумму процентов, начисленных в порядке пункта 2 статьи 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Определением от 19 мая 2008 года требование ФНС России к ФГУП "Киренское авиационное предприятие" признано обоснованным в размере 16.472.305 рублей.
В порядке апелляционного производства законность и обоснованность определения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, Управление ФНС России по Иркутской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2008 года отменить.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, судебный акт, принятый по делу N А19-32310/04-29-63, вынесен с неправильным применением норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что статьями 71,100,142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", регламентирующими порядок и условия включения в реестр требований кредиторов должника, не установлено, что задолженность по обязательным платежам, подлежащей включению в реестр, является задолженностью по основному долгу (без учета пени и штрафов). Следовательно, проценты начисляются на всю задолженность, установленную на дату обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, с учетом пени и штрафных санкций.
ФГУП "Киренское авиационное предприятие" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором заявило о своем согласии с обжалуемым судебным актом.
Все лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Кассационная жалоба рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность определения от 19 мая 2008 года, принятого по делу N А19-32310/04-29-63, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 142, пункту 1 статьи 100 от 26.10.2002 N127-ФЗ Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства. Указанные требования направляются в арбитражный суд и конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечению двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Сообщение о признании несостоятельным (банкротом) ФГУП "Киренское авиационное предприятие" и об открытии конкурсного производства опубликовано в "Российской газете" 26.01.2008. Требование ФНС России направлено конкурсному управляющему ФГУП "Киренское авиационное предприятие" 04.03.2008, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений заказных писем. В арбитражный суд требование направлено 04.03.2008.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил, что требование ФНС России заявлено в пределах срока, установленного Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что определениями суда от 09.08.2005, от 19.04.2005, и от 25.04.2005 требование уполномоченного органа в размере 173.802.652 рублей 75 копеек, в том числе 64.887.075 рублей 44 копейки - налоги, 107.630.629 рублей 23 копейки - пени, 1.269.889 рублей 78 копеек - штрафные санкции, признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов ФГУП "Киренское авиационное предприятие".
Заявителем за период с даты введения внешнего управления (06.10.2005) по дату принятия решения о признании ФГУП "Киренское авиационное предприятие" несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (19.09.2007) на сумму задолженности 173.802.652 рублей 75 копеек по налогам, пени и штрафам начислены проценты в размере 44.121.734 рублей 54 копеек.
Суд первой инстанции не согласился с позицией ФНС России о том, что проценты, предусмотренные статьей 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" должны быть начислены на всю сумму задолженности, включенную в третью очередь реестра требований кредиторов должника на дату введения внешнего управления (включая пени и штрафы), по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 94 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Пунктом 2 статьи 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и в размере, предусмотренном настоящей статьей.
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения внешнего управления. Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты введения внешнего управления и до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Обязанность должника как налогоплательщика по уплате в бюджет и внебюджетные фонды обязательных платежей регулируется нормами налогового законодательства. Особенность предъявления требований уполномоченного органа заключается в подтверждении обоснованности их исчисления за определенные налоговые периоды деятельности этого должника как налогоплательщика и по конкретным видам обязательных платежей.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами, содержащимися в обжалуемом судебном акте, принятом по делу N А19-32310/04-29-63. Законодатель определил приоритетное удовлетворение требований по основным обязательствам, с отдельным выделением требований, представляющих меру ответственности должника. По своей правовой природе пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика. Пеня и налоговая санкция (штраф) не являются ни денежными обязательством, не обязательным платежом по смыслу, придаваемому указанным понятиям Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд первой инстанции правильно считает, что, учитывая правовой характер процентов, начисляемых согласно пункту 2 статьи 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", является недопустимым начисление ФНС России процентов в порядке установленном указанной статьей Федерального закона на всю сумму требования, включая сумму пени и штрафа, так как это противоречит налоговому законодательству и Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не основаны на нормах права, регламентирующих начисление процентов за период внешнего управления на задолженность, с учетом пени и штрафных санкций. Они не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном суждении, не опровергают вывод суда первой инстанции, о том, что проценты начисляются на основной долг. В обжалуемом судебном акте указаны мотивы, по которым арбитражный суд считает неправомерной позицию уполномоченного органа в части начисления процентов на всю сумму задолженности ФНС России, включенную в третью очередь реестра требований кредиторов должника на дату введения внешнего управления.
Оснований для переоценки доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
При таких обстоятельствах, оснований, указанных в статье 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, который принят без нарушения норм материального и норм процессуального права, у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа не имеется, в связи с чем определение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2008 года по делу N А19-32310/04-29-63 в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 этого же Кодекса подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 19 мая 2008 года по делу N А19-32310/04-29-63 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами, содержащимися в обжалуемом судебном акте, принятом по делу N А19-32310/04-29-63. Законодатель определил приоритетное удовлетворение требований по основным обязательствам, с отдельным выделением требований, представляющих меру ответственности должника. По своей правовой природе пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и неразрывно связана с основной обязанностью налогоплательщика. Пеня и налоговая санкция (штраф) не являются ни денежными обязательством, не обязательным платежом по смыслу, придаваемому указанным понятиям Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Суд первой инстанции правильно считает, что, учитывая правовой характер процентов, начисляемых согласно пункту 2 статьи 95 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", является недопустимым начисление ФНС России процентов в порядке установленном указанной статьей Федерального закона на всю сумму требования, включая сумму пени и штрафа, так как это противоречит налоговому законодательству и Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)"."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 августа 2008 г. N А19-32310/04-29-63-Ф02-3994/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании