Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Постановлению мэра г.Иркутска
от 9 октября 2008 г. N 031-06-2253/8
Ведомственная целевая программа
"Улучшение медико-демографической ситуации
в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
7 ноября, 10 декабря 2008 г., 27 апреля, 20 мая, 17, 29 июля, 15, 30 сентября 2009 г., 1 февраля, 2 ноября 2010 г., 13 мая, 2 сентября, 20 октября, 2 ноября, 26 декабря 2011 г., 10, 29 октября 2012 г.
Постановлением администрации г.Иркутска от 26 декабря 2011 г. N 031-06-3016/11 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование субъекта бюджетного планирования |
Департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска |
|
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Улучшение медико-демографической ситуации в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы (далее - программа) |
|
Цели и задачи программы |
Цель программы: улучшение в городе Иркутске медико-демографических показателей, увеличение естественного прироста населения, профилактика важнейших инфекционных заболеваний, создание дополнительных условий для улучшения качества жизни населения Задачи программы: - внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний детей и подростков на основе инновационных технологий; - обеспечение мер по укреплению репродуктивного здоровья населения; - создание условий для обеспечения безопасных родов для матери и ребенка; - повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями; - совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным в муниципальных учреждениях здравоохранения; - повышение качества оказания медицинской помощи при травмах; - совершенствование методов раннего выявления и профилактики дальнейшего распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции; - предупреждение эпидемических вспышек и групповой заболеваемости отдельными видами инфекционных болезней; - усиление социальной поддержки и улучшение качества жизни населения; - дальнейшее совершенствование системы оказания адресной помощи отдельным категориям граждан |
|
Целевые показатели программы |
- коэффициент рождаемости населения; - материнская смертность; - младенческая смертность; - инвалидность населения; - коэффициент смертности населения; - коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте; - ожидаемая продолжительность жизни населения |
|
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации программы: 2009, 2010, 2011, 2012 годы 1 этап (2009 - 2010 годы): - проведение организационных мероприятий по совершенствованию деятельности муниципального здравоохранения г.Иркутска; - создание условий для внедрения новых медицинских технологий, в том числе подготовка специалистов и переоснащение муниципальных учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием; - повышение эффективности мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний; - усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения 2 этап (2011 - 2012 годы): - реализация основных мероприятий по улучшению организации и качества оказания медицинской помощи больным и снижению уровня смертности от управляемых причин; - усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения |
|
Характеристика программных мероприятий |
Программные мероприятия содержатся в следующих подпрограммах: 1. "Охрана репродуктивного здоровья населения города Иркутска" на 2009 - 2012 годы: - внедрение современных подходов в системе охраны репродуктивного здоровья населения (организация кабинетов медико-социальной помощи в учреждениях родовспоможения, андрологической помощи, а также помощи многодетным и социально неблагополучным женщинам по профилактике нежелательной беременности); - совершенствование системы сохранения репродуктивного здоровья населения (повышение квалификации врачей акушеров-гинекологов и врачей узких специальностей, проведение обучающих мероприятий для медицинских работников, подростков, создание электронных регистров бесплодных супружеских пар, подростков с репродуктивными нарушениями); - улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической службы (приобретение медицинского оборудования для гинекологических отделений, родильных домов, отделений новорожденных и женских консультаций). 2. "Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы: - совершенствование организации оказания медицинской помощи детям и подросткам (организация медико-социальной службы в детских поликлиниках и МУЗ ГИМДКБ, создание базы данных детей-сирот, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, создание в МУЗ ГИМДКБ консультативного центра по реабилитации недоношенных детей, проведение врачебно-педагогических конференций по вопросам здоровья учащихся общеобразовательных учреждений); - повышение уровня квалификации врачей педиатров, неонатологов, андрологов по вопросам восстановительного лечения детей, контроля качества медицинской помощи; - профилактика и раннее выявление заболеваний у детей и подростков; - улучшение материально-технической базы МУЗ ГИМДКБ для реабилитации маловесных новорожденных, отделений восстановительного лечения детских поликлиник и МУЗ ГИМДКБ, оснащение стоматологических кабинетов МУЗ ГДСП; 3. "Снижение смертности населения города Иркутска от управляемых причин" на 2009 - 2012 годы: - профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний (совершенствование системы профилактики, создание системы информирования населения о ЗОЖ, факторах риска, проведение скрининговых обследований населения и другие); - повышение уровня квалификации врачей; - повышение качества оказания медицинской помощи, внедрение инновационных подходов в диагностику и лечение больных острым коронарным синдромом и церебральным инсультом (создание регистров больных, оснащение кардиореанимационных отделений и специализированных бригад МУЗ ГССМП, отделения сосудистой хирургии, обеспечение кардиологических отделений тромболитическими препаратами); - профилактика и ранее# выявление злокачественных опухолей (освещение в СМИ вопросов профилактики ЗНО, внедрение диагностического алгоритма, совершенствование работы смотровых кабинетов, проведение скрининговых осмотров населения); - подготовка врачей общей лечебной сети по вопросам онкологии; - совершенствование ранней диагностики ЗНО (оснащение поликлиник диагностическим оборудованием и расходными составляющими к ним; - внедрение современных методик при паллиативном лечении больных ЗНО; - совершенствование оказания медицинской помощи при травмах (разработка алгоритмов лечебно-диагностических мероприятий, мониторинг травм и осложнений, повышение квалификации врачей, оснащение травматологических отделений, реанимационных палат и операционных для травматологических больных); 4. "Профилактика распространения туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других важнейших инфекционных заболеваний в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы: - организационно-методические мероприятия (пропаганда в СМИ мер профилактики важнейших инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза и ВИЧ-инфекции); - мероприятия, направленные на профилактику распространения туберкулеза (обеспечение режимных требований, проведение туберкулинодиагностики, программное обеспечение цифровых флюорографов); - специфическая профилактика важнейших инфекционных заболеваний; - профилактические мероприятия по противодействию ВИЧ-инфекции; 5. "Социальная поддержка жителей города Иркутска" на 2009 - 2012 годы: - оказание материальной помощи жителям города Иркутска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - организация благотворительной подписки на периодические издания для ветеранов, инвалидов, неработающих пенсионеров, работников муниципальных бюджетных организаций; - организация и проведение мероприятий в рамках праздничных и памятных дат; - предоставление дополнительной меры социальной поддержки по оплате услуг бань; - предоставление дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан города Иркутска при проезде в муниципальном пассажирском транспорте города Иркутска пассажирском автомобильном транспорте садоводческих маршрутов города Иркутска; - предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей отдельных категорий граждан города Иркутска, находящихся на амбулаторном лечении; - предоставление субсидий юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ (оказанием услуг) при осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно значимых (полезных) целей, в рамках оказания социальной поддержки жителям города Иркутска |
|
Объемы и источники финансирования |
Отказ в предоставлении муниципальной услуги. Общая сумма финансирования на период 2009 - 2012 годов - 686049,0 тысяч рублей из средств бюджета города Иркутска, в том числе: на 2009 г. - 166953,0 тыс. рублей; на 2010 г. - 149606,0 тыс. рублей; на 2011 г. - 178472,0 тыс. рублей; на 2012 г. - 191018,0 тыс. рублей |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- повышение уровня рождаемости населения на 3 %; - отсутствие случаев материнской смертности; - снижение уровня младенческой смертности на 10 %; - снижение показателя инвалидности населения на 5 %; - снижение уровня смертности населения на 8 %; - снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте на 3 %; - увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения на 2 года. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Демографическая ситуация, сложившаяся в городе Иркутске, отражает общие тенденции ее развития в Иркутской области и Российской Федерации в целом.
В течение последнего десятилетия отмечается ежегодное уменьшение численности населения города Иркутска. На 1 января 2008 года постоянное население в городе составило 575,8 тысяч. Наибольшая численность постоянного населения была зарегистрирована на 1 января 1999 года - 603,0 тысячи.
Определяющим фактором демографических процессов на территории города Иркутска являлась естественная убыль населения. Впервые за последние 15 лет в 2007 году число родившихся превысило число умерших на 507 человек, и коэффициент естественного прироста населения составил 0,9 промилле.
С середины 90-х годов число рождений стало сокращаться, достигнув наименьшего значения в 1999 году (9,9 на 1000 населения). За последние 3 года отмечается рост коэффициента рождаемости с 12,0 на 1000 населения в 2005 году до 13,5 в 2007 году. В 2007 году число родившихся в городе Иркутске составило 7773 человека, что на 712 детей больше, чем в 2006 году (в 2006 г. - 7061, в 2005 г. - 7049).
Высокая смертность населения - одна из самых серьезных проблем демографической ситуации города Иркутска. И значительным компонентом в снижении смертности является оказание квалифицированной медицинской помощи, повышение ее доступности, развитие профилактического направления медицины.
За период с начала 90-х годов наибольшее число случаев смерти среди жителей города Иркутска зарегистрировано в 2003 году. Однако, за последние 5 лет отмечается снижение коэффициента смертности населения с 15,8 на 1000 населения в 2003 году до 12,6 в 2007 году.
Остается высоким уровень младенческой смертности, хотя его значение ниже, чем в Иркутской области (в 2007 году 10,7 промилле) и в Российской Федерации (в 2007 году 9,6 промилле). В городе Иркутске в 2006 году показатель младенческой смертности составил 8,4 промилле (в Иркутской области 12,1), в 2007 году - 8,3 промилле. Основными причинами младенческой смертности являются врожденные аномалии развития и болезни перинатального периода.
Достаточно высок уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. И хотя отмечается его снижение (с 10,6 на 1000 трудоспособного населения в 2003 году до 8,3 в 2007 году), совершенствование медицинских мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний, своевременному лечению, проведение эффективной диспансеризации работающего населения будут способствовать дальнейшему снижению смертности в трудоспособном возрасте.
Среди причин смертности, как в Иркутской области и стране в целом, преобладают сердечно-сосудистые заболевания (до 50 %), на втором месте ежегодно находятся травмы, отравления и воздействия внешних причин (15-17 %), на третьем месте - злокачественные новообразования (14-15 %).
На уровень смертности влияют состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного, качество здоровья новорожденных, уровень заболеваемости социально значимыми болезнями (артериальная гипертония, сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция и другие).
Общая заболеваемость населения за последние 3 года выросла на 4,5 % (с 1977,7 на 1000 населения в 2005 году до 2066,6 в 2007 году), первичная заболеваемость выросла с 1020,1 на 1000 населения до 1075,0 или на 5,4 %. Заболеваемость туберкулезом увеличилась с 93,9 случаев на 100 тысяч населения в 2005 году до 123,5 в 2007 году.
Существенное влияние на демографическую ситуацию оказывает значительная дифференциация населения по уровню доходов. В связи с этим продолжение оказания социальной поддержки по вопросам льготного лекарственного обеспечения жителей города Иркутска, не имеющих права на получение государственной социальной помощи, оказание адресной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и другим категориям населения в рамках полномочий, установленных федеральным законодательством, будет способствовать повышению социальной защищенности населения, улучшению социального положения граждан пожилого возраста.
Решение медико-демографических и социальных проблем требует программно-целевого подхода, что позволит системно направлять необходимые ресурсы, эффективно и рационально использовать средства городского бюджета для достижения поставленных задач.
Программа будет способствовать реализации государственной политики в области улучшения демографической ситуации путем совершенствования системы муниципального здравоохранения, внедрения в медицинскую практику эффективных методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации больных, что позволит сохранить здоровье населения, увеличить продолжительность жизни и снизить уровень смертности населения от управляемых причин.
3. Цели и задачи программы
Цель программы: улучшение в городе Иркутске медико-демографических показателей, увеличение естественного прироста населения, профилактика важнейших инфекционных заболеваний, создание дополнительных условий для повышения качества жизни населения.
Задачи программы:
- внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний детей и подростков на основе инновационных технологий;
- обеспечение мер по укреплению репродуктивного здоровья населения;
- создание условий для обеспечения безопасных родов для матери и ребенка;
- повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями;
- совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным в муниципальных учреждениях здравоохранения;
- совершенствование методов профилактики и диагностики сахарного диабета, предупреждение развития его осложнений;
- повышение качества оказания медицинской помощи при травмах;
- совершенствование методов раннего выявления и профилактики дальнейшего распространения туберкулеза и ВИЧ-инфекции;
- предупреждение эпидемических вспышек и групповой заболеваемости отдельными видами инфекционных болезней в рамках профилактики важнейших инфекционных заболеваний;
- усиление социальной поддержки и улучшения качества жизни населения;
- дальнейшее совершенствование системы оказания адресной помощи отдельным категориям граждан.
Для решения указанных задач в программе предусмотрены следующие подпрограммы:
1. "Охрана репродуктивного здоровья населения города Иркутска" на 2009 - 2012 годы;
2. "Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы;
3. "Снижение смертности населения города Иркутска от управляемых причин" на 2009 - 2012 годы;
4. "Профилактика распространения туберкулеза, ВИЧ-инфекции и других важнейших инфекционных заболеваний в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы.
5. "Социальная поддержка жителей города Иркутска" на 2009 - 2012 годы
Сроки и этапы реализации программы:
Срок реализации программы 2009, 2010, 2011, 2012 годы
1 этап (2009 - 2010 годы):
- проведение организационных мероприятий по совершенствованию деятельности муниципального здравоохранения г.Иркутска;
- создание условий для внедрения новых медицинских технологий, в том числе подготовка специалистов и переоснащение муниципальных учреждений здравоохранения современным лечебно-диагностическим оборудованием;
- повышение эффективности мер по профилактике и раннему выявлению заболеваний;
- усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения.
2 этап (2011 - 2012 годы):
- реализация основных мероприятий по улучшению организации и качества медицинской помощи больным и снижению уровня смертности от управляемых причин, усиление мер социальной поддержки населения и улучшение качества жизни населения.
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 октября 2012 г. N 031-06-2007/12 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Перечень основных мероприятий программы
Мероприятия, предусмотренные настоящей Программой, содержатся в соответствующих подпрограммах:
Таблица N 1
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 октября 2012 г. N 031-06-2007/12 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Механизм реализации программы
Основной исполнитель программы - Департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Исполнитель программы ежегодно разрабатывает и вносит на утверждение мэру города Планы по реализации мероприятий ведомственной целевой программы на очередной финансовый год в сроки, установленные распоряжением мэра г.Иркутска о порядке составления проекта бюджета города, но не позднее 1 октября текущего года.
Дополнительное использование средств бюджета города Иркутска для осуществления отдельных государственных полномочий в области охраны здоровья граждан, переданных органам местного самоуправления города Иркутска Законом Иркутской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в области охраны здоровья граждан", осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных Уставом города Иркутска.
Механизм реализации программы включает следующие этапы:
- выбор поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для реализации мероприятий программы в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий программы;
- выполнение мероприятий программы.
Контроль за исполнением программы осуществляет комитет по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска.
Департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска ежегодно до 1 марта представляет отчет о реализации мероприятий Программы мэру города Иркутска.
Постановлением администрации г.Иркутска от 2 ноября 2010 г. N 031-06-2696/10 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Оценка социально-экономической эффективности программы
Таблица N 2
Целевые показатели реализации программы по годам
Целевые показатели и ожидаемые результаты реализации мероприятий подпрограмм содержатся в каждой подпрограмме.
Перечень использованных сокращений:
ДЗиСПН - департамент здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска;
МУЗ - муниципальное учреждение здравоохранения;
ГИМДКБ - Городская Ивано-Матренинская детская клиническая больница;
ГПЦ - Городской перинатальный центр;
МСЧ ИАПО - Медико-санитарная часть ИАПО;
КБ N 1 - Клиническая больница N 1;
ГКБ N 3 - Городская клиническая больница N 3;
ГБ N 6 - Городская больница N 6
ГДСП - Городская детская стоматологическая поликлиника;
ГССМП - Городская станция скорой медицинской помощи;
АД - артериальное давление;
ЭКГ - электрокардиограф;
ЗОЖ - здоровый образ жизни;
СМИ - средства массовой информации;
ЗНО - злокачественные новообразования;
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека;
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита;
АРВТ - антиретровирусная терапия;
ДТП - дорожно-транспортное происшествие;
ВОВ - Великая Отечественная война
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 октября 2012 г. N 031-06-2007/12 в подпрограмму 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Подпрограмма "Охрана репродуктивного здоровья
населения города Иркутска" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В течение ряда лет в городе Иркутске отмечается улучшение показателей, характеризующих деятельность муниципальных родовспомогательных учреждений.
При увеличении показателя рождаемости в целом, в результате создания в каждой женской консультации кабинетов планирования семьи, увеличилась доля беременностей, закончившихся родами.
Увеличение числа выживших новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении обусловлено укреплением материально-технической базы родовспомогательных лечебных учреждений, повышением уровня квалификации врачей-неонатологов, акушеров-гинекологов, внедрением современных профилактических технологий.
Наряду с этим остается ряд вопросов, нуждающихся в незамедлительном решении. Достаточно высокий показатель соматической патологии среди беременных женщин, показатель внутриутробного инфицирования новорожденных. Ухудшение репродуктивного здоровья женщин отрицательно отражается на качестве здоровья новорожденных.
Растет уровень заболеваемости девочек-подростков преимущественно за счет хронических заболеваний женской половой сферы, что приводит к развитию осложнений при реализации репродуктивной функции. Высоким остается число абортов у девушек в возрасте 15-19 лет. Недостаточно внимания уделяется профилактике заболеваний у подростков и юношей.
Анализ показателей здоровья населения города показал, что имеется необходимость в дальнейшем проведении комплекса профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий для укрепления здоровья в репродуктивном возрасте, а также мер, направленных на снижение количества случаев преждевременного прерывания беременности, мертворождаемости, рождения детей с наследственными и внутриутробными заболеваниями, совершенствование специализированной помощи новорожденным с критически низкой массой тела при рождении.
Цель подпрограммы: улучшение состояния репродуктивного здоровья, улучшение условий и качества оказания акушерско-гинекологической помощи женщинам.
Задачи подпрограммы: раннее выявление патологии репродуктивной функции у женщин и мужчин, внедрение малоинвазивных технологий и методов диагностики в детской и подростковой гинекологии и в андрологии, повышение квалификации медицинских работников.
Перечень основных мероприятий подпрограммы.
1. Внедрение современных подходов в системе охраны репродуктивного здоровья населения:
- организация кабинетов медико-социальной помощи в женских консультациях и родильных домах;
- организация андрологической медицинской помощи в женских консультациях;
- организация реабилитации в отделении репродуктивного здоровья девушек-подростков после прерывания непланируемой беременности;
- организация помощи многодетным и социально неблагополучным женщинам по профилактике непланируемой беременности.
2. Совершенствование системы сохранения репродуктивного здоровья населения:
- повышение квалификации медицинского персонала неонатальной и акушерско-гинекологической службы;
- проведение научно-практических и постоянно действующих семинаров для врачей;
- внедрение методики формирования семейно-ориентированных репродуктивных установок у молодежи;
- организация лектория для подростков по вопросам репродуктивного здоровья;
- создание электронных регистров подростков с репродуктивными нарушениями, бесплодных супружеских пар.
3. Улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической службы:
- приобретение медицинского оборудования для гинекологических отделений, родильных домов, отделений новорожденных и женских консультаций.
Таблица N 3
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений, повышение квалификации медицинских работников позволит не допустить случаи материнской смертности, снизить показатель мертворождаемости, уменьшить количество новорожденных с наследственными и внутриутробными заболеваниями.
Внедрение новых технологий, применение современного оборудования даст возможность улучшить качество выхаживания недоношенных новорожденных и увеличить количество выживших новорожденных с экстремально низкой массой тела.
Повышение роли медико-психологической помощи, проведение санитарно-просветительской работы, организация помощи многодетным и социально-неблагополучным женщинам приведет к увеличению доли беременностей, закончившихся родами, снизит количество случаев нежелательной беременности, уменьшит число отказных детей.
Организация андрологической помощи позволит проводить мероприятия, направленные на раннее выявление, лечение и профилактику заболеваний репродуктивной функции у юношей.
Таблица N 4
Целевые показатели реализации подпрограммы
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Мертворождаемость |
Число новорожденных, родившихся мертвыми, на 1000 родившихся живыми и мертвыми |
5,9 |
5,7 |
5,5 |
5,3 |
5,0 |
Перинатальная смертность |
Число мертворожденных и умерших детей в возрасте до 6 дней на 1000 родившихся живыми и мертвыми |
7,6 |
7,4 |
7,2 |
7,0 |
6,8 |
Выживаемость новорожденных с экстремально низкой массой тела |
Число выживших новорожденных на 100 родившихся с экстремально-низкой# массой тела |
40,0 |
45,0 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
Удельный вес беременностей, закончившихся родами |
Число беременностей, закончившихся родами на 100 случаев беременности |
82,0 |
86,0 |
88,0 |
90,0 |
93,0 |
Удельный вес абортов у первобеременных в возрастной группе 15-19 лет |
Число абортов у первобеременных в возрасте 15-19 лет на 100 случаев абортов у первобеременных всех возрастов |
72,0 |
68,0 |
64,0 |
58,0 |
52,0 |
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 октября 2012 г. N 031-06-2007/12 в подпрограмму 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Подпрограмма "Совершенствование организации оказания
медицинской помощи детям в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В городе Иркутске в 2006 - 2008 годах осуществлялась реализация муниципальной программы "Охрана здоровья матери и ребенка". В рамках этой программы проведено оснащение оборудованием муниципальных учреждений здравоохранения, что позволило создать условия для внедрения современных диагностических и лечебных технологий в службу родовспоможения и детства.
Реализация мероприятий программы отразилась на основных показателях деятельности службы. За последние три года снизились показатели младенческой и детской смертности, стабилизировались показатели мертворождаемости, перинатальных потерь, заболеваемости детей и подростков.
Однако наряду с этим остается ряд вопросов, нуждающихся в незамедлительном решении.
Сохраняется высокий уровень заболеваемости детей и подростков. В структуре заболеваемости после болезней органов дыхания и инфекционных болезней у детей преобладает патология органов пищеварения, а у подростков - болезни мочеполовой системы и эндокринная патология.
Анализ результатов ежегодных профилактических осмотров детей показал, что наиболее часто выявляемая патология опорно-двигательного аппарата и органов зрения за последние годы не имеет тенденции к снижению. Растет распространенность кариеса, особенно среди детей старше 14 лет. В связи с этим сохраняется низкий удельный вес детей школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к 1-й группе здоровья, который по итогам 2007 года составил 13,5 % от всех детей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях города Иркутска.
Несмотря на то, что показатель первичного выхода детей от 0 до 17 лет на инвалидность снизился с 43,1 на 10 тысяч детского населения в 2005 году до 29,9 в 2007 году, он все же остается выше соответствующего показателя Российской Федерации (25,5).
Особую актуальность в последние годы приобретает проблема сохранения жизни и здоровья недоношенных детей и детей, родившихся с экстремально низкой массой тела. Среди выживших новорожденных этот контингент составляет группу высокого риска по частоте заболеваемости и смертности. В дальнейшем, без проведения комплекса реабилитационных мероприятий, итогом, как правило, становится инвалидность.
В структуре заболеваемости и смертности детей первого года жизни, по-прежнему, ведущее место занимают состояния, возникающие в перинатальном периоде.
В связи с изложенным, необходим программно-целевой подход к решению проблем совершенствования организации оказания медицинской помощи детям, который позволит продолжить мероприятия, направленные на внедрение более эффективных методов профилактики и раннего выявления болезней, в том числе на состояние здоровья и физического развития школьников.
Цель подпрограммы: сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков.
Задачи подпрограммы: профилактика и раннее выявление заболеваний у детей и подростков, снижение уровня инвалидности и смертности среди детей и подростков, повышение эффективности восстановительного лечения и реабилитации детей и подростков.
Перечень основных мероприятий подпрограммы:
1. Совершенствование организации оказания медицинской помощи детям и подросткам:
- организация медико-социальной службы в детских поликлиниках и МУЗ ГИМДКБ;
- обеспечение оргтехникой детских поликлиник с целью создания базы данных детей-инвалидов, детей сирот, детей из неблагополучных семей;
- обеспечение кабинетов социальных работников методической литературой;
- создание на базе МУЗ ИМДКБ амбулаторно-консультативного центра по реабилитации детей, родившихся недоношенными и с экстремально низкой массой тела;
- обеспечение оргтехникой МУЗ ГИМДКБ с целью создания электронной базы данных диспансеризации детей, родившихся недоношенными и с экстремально низкой массой тела;
- организация постоянно действующего семинара по вопросам организации медицинской помощи детям и подросткам в общеобразовательных учреждениях;
- проведение врачебно-педагогических конференций по вопросам здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Повышение уровня профессиональной квалификации медицинских и педагогических работников.
3. Профилактика и раннее выявление заболеваний у детей и подростков:
- применение наглядных информационных методик в детских поликлиниках по профилактике заболеваний;
- организация школы "Профилактика и лечение ожирения у детей с эндокринной патологией";
- оснащение физиотерапевтическим оборудованием студенческих здравпунктов МУЗ "Поликлиника N 11".
4. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям и подросткам:
- оснащение медицинским оборудованием отделения реабилитации маловесных новорожденных, отделений восстановительного лечения детских поликлиник и МУЗ ГИМДКБ, стоматологических кабинетов.
Таблица N 5
Ожидаемые результаты и целевые показатели реализации подпрограммы:
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться по следующим целевым показателям:
Таблица N 6
Показатель |
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Младенческая смертность |
Число умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми |
8,3 |
8,0 |
7,8 |
7,6 |
7,4 |
Первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет |
Число детей в возрасте от 0 до 17 лет, впервые признанных инвалидами, на 10000 детей в возрасте от 0 до 17 лет |
30,2 |
30,0 |
28,0 |
26,5 |
25,5 |
Удельный вес детей первой группы здоровья |
Число детей первой группы здоровья на 100 детей |
13,5 |
16,5 |
17,0 |
17,5 |
18,0 |
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 октября 2012 г. N 031-06-2007/12 в подпрограмму 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Подпрограмма "Снижение смертности населения
города Иркутска от управляемых причин" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В настоящее время в городе Иркутске, как и в Российской Федерации в целом, отмечается рост числа заболеваний артериальной гипертонией, цереброваскулярной патологией, в том числе мозговым инсультом, ишемической болезнью сердца, а также инфарктом миокарда, сахарным диабетом, злокачественными новообразованиями, повышением уровня травматизма.
Традиционно болезни сердца и сосудов являются основной причиной смерти населения. Их удельный вес в структуре смертности достигает 47-49 %. Ко второй по значимости причине смерти населения относятся травмы, отравления и воздействие внешних причин (15-17 %). Третью позицию в структуре смертности занимают злокачественные опухоли (14-15 %).
По данным официальной статистики, в городе Иркутске ежегодно регистрируется до 60 тысяч больных заболеваниями системы кровообращения. При этом выявляется свыше 5 тысяч новых случаев болезни. За последние 5 лет заболеваемость органов кровообращения возросла в 1,8 раза. Ежегодная численность больных с инфарктом миокарда в г.Иркутске составляет 600 - 700 человек.
Стабильно высок уровень первичной инвалидности от заболеваний, связанных с нарушениями церебрального и коронарного кровообращения, в том числе среди населения трудоспособного возраста. В структуре первичной инвалидности сердечно-сосудистые болезни занимают лидирующую позицию (36-42 %).
Требует дальнейшего совершенствования и развития специализированная кардиологическая помощь на муниципальном уровне. В настоящее время в муниципальных учреждениях здравоохранения открыто 15 кабинетов профилактики артериальной гипертонии, 5 кардиологических отделений (на 290 коек). На станции скорой медицинской помощи работает 5 бригад интенсивной терапии и 5 специализированных кардиологических бригад.
Однако, кардиологические стационары и амбулаторно-поликлинические подразделения еще не в полном объеме оснащены современным диагностическим оборудованием, а также испытывают значительную потребность в современных дорогостоящих тромболитических средствах.
Квалификация участковых врачей терапевтов, врачей общей практики, кардиологов соответствует современным требованиям оказания медицинской помощи, вместе с тем необходимо внедрение инновационных подходов в системе непрерывного последипломного образования.
Острой медико-социальной проблемой является сахарный диабет, что обусловлено ростом заболеваемости и развитием тяжелых сосудистых осложнений, которые приводят к ранней инвалидизации и снижению продолжительности жизни больных сахарным диабетом.
Необходимо отметить, что очень часто сахарный диабет впервые диагностируется в поздние сроки, когда у больных уже имеются осложнения, в том числе инфаркт миокарда, инсульт и другие. У лиц, страдающих сахарным диабетом, отмечается высокий риск раннего развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, инсультов. Сахарный диабет является самой распространенной причиной потери зрения среди людей в возрасте до 60 лет. Среди больных сахарным диабетом смерть от болезней сердца и инсульта наблюдается в 2-3 раза, слепота в 10 раз, гангрена конечностей в 20 раз чаще.
Несмотря на проведение мероприятий по диагностике и лечению сахарного диабета, существует ряд нерешенных проблем. Необходимо внедрять мероприятия по раннему выявлению больных сахарным диабетом, особенно в группах риска, проводить санитарно-просветительскую работу среди населения.
В городе Иркутске, как и в Иркутской области, отмечаются высокие показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них. Ежегодно число впервые выявленных заболеваний злокачественными опухолями превышает 2000 случаев, из них около 30% в запущенной стадии. Показатель онкологической заболеваемости составляет 360,1 на 100 тысяч населения и превышает областной (349,2) и российский (329,6).
Следует отметить как неблагоприятный фактор то, что доля лиц трудоспособного возраста среди заболевших женщин составляет 36 %, среди мужчин - 45,2 %.
Высокая распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы, опухолей снижает качество и длительность жизни населения, в том числе трудоспособного возраста. При выявлении заболевания на поздних стадиях и несвоевременном оказании необходимой медицинской помощи возникает риск развития необратимых осложнений, что в конечном итоге проводит# к стойкой утрате трудоспособности, инвалидности и преждевременной смерти.
Необходимо отметить, что уровень травматизма в городе Иркутске находится на достаточно высоком уровне, в том числе за счет автодорожных травм. Так, показатель заболеваемости травмами и отравлениями увеличился с 171,6 в 2004 году до 175,9 на 1000 населения в 2007 году, а показатель смертности от травм является одним из самых высоких, наряду со смертностью от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и в течение последних 5 лет составлял от 2,0 до 3,5 случаев на 1000 населения.
Показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности по причине травм и отравлений последние несколько лет составляет от 4,4 до 7,6 на 100 работающих, и стоит на 2 месте после болезней органов дыхания.
Ежегодно в травматологических отделениях стационаров получают лечение более 7 тысяч взрослых и 2 тысяч детей с травмами и ожогами, из них в среднем за год умирают около 100 взрослых и 5-6 детей. В травматологические пункты города, в зависимости от сезона года, обращается от 100 до 180 первичных больных в сутки.
На современном этапе лечение травматологических больных направлено на полное и наиболее раннее восстановление функции организма после перенесенной травмы.
Уровень квалификации врачей и оснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием позволяет оказывать медицинскую помощь пациентам с различными видами травм на достаточно высоком уровне. Однако материально-техническая база травматологических отделений требует дооснащения медицинским оборудованием для оказания высококвалифицированной помощи при сложных и сочетанных травмах. В отделениях недостаточно следящей аппаратуры для обеспечения круглосуточного мониторинга основных параметров функции# организма. Необходимо дополнительное приобретение функциональных ортопедических кроватей и противопролежневых систем, а также хирургического инструментария для проведения сложных, в том числе нейрохирургических операций. В травматологических пунктах требуется замена устаревших передвижных рентгенологических аппаратов.
Особое значение при лечении тяжелых травм придается оказанию медицинской помощи в отделениях анестезиологии и реаниматологии. Оснащение этих отделений современным медицинским оборудованием, таким, как дефибрилляторы, аппараты искусственной вентиляции легких, мониторы, будет способствовать снижению уровня больничной летальности, сокращению сроков лечения больных. Своевременное и квалифицированное оказание медицинской помощи при травмах позволит снизить показатель инвалидности и смертности от травм и отравлений, сократить сроки нахождения больных на постельном режиме, исключить или существенно снизить уровень посттравматических осложнений, в том числе пролежней, особенно у лиц пожилого возраста, имеющих сопутствующую патологию.
Большое значение при травмах имеет своевременное и качественное оказание помощи на догоспитальном этапе. Приобретенное в рамках муниципальной программы "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи на территории г.Иркутска" и приоритетного национального проекта "Здоровье" медицинское оборудование и автотранспорт для скорой помощи позволили значительно улучшить качество оказания скорой медицинской помощи населению, в том числе сократить время транспортировки больного.
Вместе с тем, необходимо дополнительное приобретение для скорой помощи пневматических шин современной конструкции, санитарных носилок облегченного варианта.
Повышение квалификации врачей скорой медицинской помощи, врачей-хирургов поликлиник, врачей-травматологов позволит повысить качество оказания медицинской помощи травматологическим больным, снизить показатель посттравматических осложнений. Обучение населения приемам оказания первой помощи в виде само- и взаимопомощи позволит снизить риск посттравматических осложнений на догоспитальном этапе при переломах, кровотечениях, ожогах и других неотложных состояниях.
Таким образом, проблема снижения смертности населения города Иркутска требует комплексного подхода к ее решению, что возможно осуществить в рамках настоящей программы. При этом в практику муниципальных учреждений здравоохранения города будут внедрены эффективные меры профилактики заболеваний, являющихся основными причинами смерти населения, современные технологии для раннего выявления и диагностики заболеваний, лечения и реабилитации больных, предупреждения развития необратимых осложнений, приводящих к инвалидности и летальному исходу.
Цель подпрограммы:
Развитие профилактического направления, улучшение раннего выявления заболеваний, повышение качества диагностики, лечения и реабилитации больных в муниципальных учреждениях здравоохранения, снижение показателей инвалидности и смертности населения города Иркутска от заболеваний, являющихся основными причинами смерти.
Задачи подпрограммы:
- внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, являющихся основными причинами смерти, на основе инновационных технологий;
- расширение деятельности муниципальных учреждений здравоохранения по предупреждению заболеваний системы кровообращения, онкопатологии;
- повышение эффективности раннего выявления, лечения и реабилитации больных ишемической болезнью сердца, цереброваскулярными заболеваниями;
- совершенствование методов профилактики и диагностики на ранних стадиях сахарного диабета, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, лечения и реабилитации больных данными заболеваниями;
- совершенствование организации оказания медицинской помощи онкологическим больным в муниципальных учреждениях здравоохранения;
- обеспечение постоянного скрининга населения с целью раннего выявления опухолевых и предраковых заболеваний, злокачественных новообразований визуальных локализаций на начальных стадиях;
- обеспечение своевременного и квалифицированного оказания медицинской помощи при травмах и отравлениях;
- совершенствование оказания скорой медицинской помощи при инфаркте миокарда, мозговом инсульте, травмах и других неотложных состояниях.
Перечень основных мероприятий:
I. Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний.
1. Совершенствование системы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний:
- создание системы информирования населения о мерах профилактики заболеваний сердца и сосудов;
- проведение скрининга населения старше 40 лет с целью выявления лиц с факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
- проведение городских мероприятий по раннему выявлению артериальной гипертонии среди населения.
2. Повышение уровня квалификации врачей:
- создание регистра врачей, участвующих в реализации инновационных подходов в лечение# больных острым коронарным синдромом и церебральным инсультом;
- организация выездного цикла тематического усовершенствования для врачей;
- разработка и издание рекомендаций для врачей по ведению больных острым коронарным синдромом и церебральным инсультом.
3. Повышение качества оказания медицинской помощи: внедрение инновационных подходов в диагностику и лечение больных острым коронарным синдромом, церебральным инсультом. Укрепление материально-технической базы лечебных учреждений:
- совершенствование работы кабинетов артериальной гипертонии и отделений функциональной диагностики;
- создание регистра больных артериальной гипертонией, перенесших церебральный инсульт, инфаркт миокарда; приобретение компьютеров;
- приобретение следящей аппаратуры (холтеровские мониторы АД и ЭКГ, электрокардиографы);
- активирование сосудистой программы ультразвуковых сканеров;
- оптимизация оказания медицинской помощи больным острым коронарным синдромом, церебральным инсультом на догоспитальном этапе;
- оснащение медицинским оборудованием, расходными материалами кардиологических и реанимационных отделений МУЗ, специализированных бригад МУЗ ГССМП, отделения сосудистой хирургии МУЗ КБ N 1;
- обеспечение кардиологических отделений современными тромболитическими средствами.
II. Профилактика и раннее выявление злокачественных опухолей.
1. Профилактические и организационно-методические мероприятия:
- освещение в СМИ вопросов предупреждения факторов риска развития онкологических заболеваний;
- разработка и внедрение алгоритма профилактического осмотра;
- совершенствование организации работы смотровых кабинетов поликлиник;
- проведение целевых медицинских осмотров (скринига#) лиц старше 40 лет с факторами риска развития новообразований;
- создание городского регистра онкобольных, нуждающихся в обеспечении дорогостоящими лекарственными препаратами для лечения;
- совершенствование диспансерного наблюдения больных злокачественными новообразованиями;
- организация ежегодного анализа диспансерного наблюдения лиц с фоновыми и предраковыми заболеваниями.
2. Совершенствование ранней диагностики злокачественных новообразований:
- внедрение скрининга диспансерных больных хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта с целью раннего выявления опухолей, в том числе оснащение поликлиник диагностическим оборудованием;
- совершенствование методов ранней диагностики опухолей молочной железы, в том числе обеспечение расходными материалами маммографических рентгенологических аппаратов поликлиник;
- приобретение для поликлиник онкомаркеров для ранней лабораторной диагностики злокачественных новообразований.
3. Подготовка кадров и повышение квалификации медицинских работников по вопросам онкологии:
- проведение ежегодных семинаров для врачей общей лечебной сети по вопросам профилактики и своевременной диагностики злокачественных новообразований;
- организация сертификационных циклов повышения квалификации по онкологии для врачей;
- подготовка среднего медицинского персонала для работы в смотровом кабинете;
- разработка методических материалов по вопросам профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний для медицинских работников поликлиник и женских консультаций.
4. Совершенствование организации оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями (паллиативное лечение и уход):
- обеспечение хосписа медицинским оборудованием и предметами ухода за онкологическими больными;
- внедрение современных методов противоболевой терапии для оказания симптоматической помощи онкологическим больным в терминальной стадии.
III. Совершенствование оказания медицинской помощи при травмах.
1. Оптимизация системы оказания медицинской помощи при травмах:
- разработка алгоритмов лечебно-диагностических мероприятий при оказании скорой медицинской помощи при травмах;
- разработка критериев качества оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
- создание системы мониторинга травматологических больных в травмпунктах по видам травм и их осложнений;
- развитие взаимодействия между МУЗ ГКБ N 3 и травмпунктами города по оказанию организационно-методической помощи по внедрению современных методик лечения травм;
- выделение пяти коек для реабилитации больных, перенесших нейротравму, в неврологическом отделении МУЗ ГБ N 6.
2. Подготовка медицинских работников и обучение населения:
- подготовка врачей скорой медицинской помощи по вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП;
- проведение выездных циклов повышения квалификации для врачей-хирургов поликлиник по вопросам травматологии;
- организация постоянно действующего семинара для врачей общей лечебной сети по вопросам лечения и реабилитации больных с травматологическими заболеваниями;
- обучение населения через средства массовой информации оказанию первой помощи при травмах;
- разработка информационных материалов для населения по оказанию само- и взаимопомощи при травмах.
3. Укрепление материально-технической базы травматологической службы:
- приобретение медицинского оборудования для травматологических и реанимационных отделений, выездных бригад скорой медицинской помощи.
Таблица N 7
Ожидаемые результаты и целевые показатели реализации подпрограммы:
Оценка социально-экономической эффективности реализации подпрограммы будет осуществляться по следующим целевым показателям:
Таблица N 8
Постановлением администрации г.Иркутска от 10 октября 2012 г. N 031-06-2007/12 в настоящую подпрограмму 4 внесены изменения
4. Подпрограмма "Профилактика распространения туберкулеза,
ВИЧ-инфекции и других важнейших инфекционных заболеваний
в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В настоящее время в городе Иркутске, как и в Российской Федерации в целом, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом числа отдельных инфекционных заболеваний, в том числе социально опасных - ВИЧ-инфекция и туберкулез. В
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэра города Иркутска от 9 октября 2008 г. N 031-06-2253/8 "О ведомственной целевой программе "Улучшение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.