Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Думы г.Иркутска
от 22 октября 2008 г. N 004-20-540903/8
Муниципальная целевая программа
"Содействие развитию туризма в городе Иркутске
на 2009 - 2012 годы"
16 апреля, 17 сентября 2009 г., 26 апреля, 3 сентября 2010 г., 1 июля, 30 сентября 2011 г., 28 сентября, 26 октября 2012 г.
Решением Думы г.Иркутска от 28 сентября 2012 г. N 005-20-380610/2 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт программы
1. Тенденции развития туризма: общемировые, российские, региональные
В современном мире туризм постепенно становится одной из важнейших сфер экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
Современную туристскую индустрию можно определить как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Согласно прогнозам UNWTO (United Nations World Tourism Organisation - Всемирной туристской организации ООН) рост туризма в мире к концу 2007 г. составил 5,7 %. На рис.1 представлена динамика международных туристских прибытий в период с 1995 по 2007 гг., которая иллюстрирует, что в 2007 году число международных туристских прибытий достигло рекордной цифры, порядка 898 млн. прибытий.
"Рис.1. Динамика международных туристских прибытий"
За период с 2000 по 2007 гг. в развитии туризма произошли существенные изменения:
- международные туристские прибытия достигли отметки в 898 миллионов, увеличение составило 32 %, т.е. в среднем порядка 4 % в год;
- в развивающихся странах международные туристские прибытия достигли отметки в 360 миллионов, увеличение составило 54 %, т.е. в среднем 6 % в год;
- в 50 наименее развитых странах международные туристские прибытия достигли отметки в 13 миллионов, увеличение составило 110 %, т.е. в среднем 11 % в год;
- доля рынка развивающихся стран по международным туристским прибытиям в мире достигла 40 %, против 34 % в 2000 году.
Для правительств большинства стран мира все более очевидными становятся возможности туризма для социально-экономического развития и повышения занятости. Рост туризма стимулировал инвестиции в туристскую инфраструктуру в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Центральной и Южной Америки. Приметой времени является активизация спроса на услуги международного туризма со стороны среднего класса, что повышает долгосрочную устойчивость всех мировых рынков.
Главной движущей силой в развитии мирового туризма, безусловно, выступает рост мировых доходов. Развивающаяся экономика, новые рынки (азиатские в частности), продолжают наращивание потенциала. Повышение доли реальных доходов населения, и увеличение числа низкобюджетных авиакомпаний открывают доступ к путешествиям все более широким слоям населения, что обещает международному туризму неуклонный рост.
Туризм является значимым источником валютных поступлений, способствует диверсификации экономики. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства. Индустрия туризма - крупнейшая по числу занятых рабочих мест в большинстве стран - обеспечивает работой свыше 100 млн. человек.
По статистике WTM-2007 (World Travel Market-2007 - Всемирной туристской выставки, ежегодно проходящей в Лондоне) Россия по объему выездного туризма в последние годы занимает 5-е место в Европе - после Германии, Великобритании, Франции и Италии.
Объемы внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации также демонстрируют устойчивый рост (таблица 1).
Таблица 1
Динамика развития туристских потоков
в Российской Федерации - выездного, въездного и внутреннего
(по информации Ростуризма)
Показатель |
2006 г. |
2007 г. |
|
в абсолютном выражении |
в % к 2006 г. |
||
Число граждан Российской Федерации, выехавших за рубеж с целью туризма, млн. чел. |
29,05 |
34,28 |
118 |
Число въехавших граждан из-за рубежа в Российскую Федерацию с целью туризма, млн. чел. |
22,46 |
22,9 |
102 |
Число внутренних туристов, млн. чел. |
23,00 |
25,00 |
108 |
Анализ туристского потока показывает следующее:
- наблюдается рост зарубежных поездок россиян с целью отдыха на 21 %, все более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с культурно-познавательной программой, а также с лечением;
- продолжилась тенденция снижения числа поездок россиян за рубеж в служебных целях: 92 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- общее число прибытий иностранных граждан с целью отдыха уменьшилось более чем на 8 %;
- число поездок иностранных граждан в Россию с деловыми целями увеличилось на 1 %.
По мнению аналитиков, 67 % иностранных граждан приезжают в Россию с частными, личными целями, далее лидирует туризм с целью бизнеса, что объясняется ростом роли России в мировом бизнесе, а также стремительным развитием российского рынка.
Рост въездного туристического потока (в служебных целях и целях отдыха) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые другие страны.
Динамика делового туризма в анализируемом периоде по основным направляющим рынкам показывает существенное увеличение потока из Германии - 23 %, Австрии, Нидерландов - 21 %, Италии, Швеции - 16 %, Великобритании, Австралии - 13 %, Канады - 10 %, Японии - 7 %.
Что касается традиционно туристских поездок с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из Испании (47 %), Австрии (22 %), Нидерландов (16 %), Израиля (15 %), Италии (12 %), Канады (13 %), Норвегии (10 %), Австралии (34 %). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями.
Администрация Иркутской области придает особое значение развитию сферы туризма, отдыха и рекреации, поскольку видит в ней фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы, но и обеспечить приоритетное положение региона в ряду наиболее привлекательных для туристов мест России.
Основой туристско-рекреационного потенциала Иркутской области являются:
1. Природно-ресурсный потенциал как база развития всесезонного экологического, приключенческого видов туризма и культурно-историческое наследие как основа развития культурно-познавательного туризма.
2. Научно-производственный и ресурсный потенциал как база для развития бизнес-туризма, инсентив-туризма, делового туризма, научно-познавательного туризма.
3. Туристско-рекреационная инфрастуктура#
Иркутская область по сравнению с другими регионами страны обладает отличительным конкурентным преимуществом - это геополитическое положение, что проявляется в четырех аспектах (рис.2).
В качестве основных факторов привлекательности Иркутской области для посещения туристами экспертами называются:
- Озеро Байкал как объект мирового наследия.
- Природный потенциал для развития различных видов активного отдыха.
- Сибирь и ТрансСиб как известные брэнды.
- Транспортный коридор Европа - Азия.
- Совмещение различных культур и религий.
- Развитие проектов разработки месторождений в качестве основы для развития делового туризма.
Именно с максимизацией этих факторов связывается стратегия развития региональной индустрии туризма.
"Рис.2. Геополитическое положение Иркутской области как конкурентное преимущество"
В качестве факторов, препятствующих развитию туризма, могут быть определены две группы факторов: характерные для России в целом и носящие чисто региональный характер (рис.3).
"Рис.3. Факторы, сдерживающие развитие туризма в Иркутской области"
Для перевода индустрии туризма на качественно новый уровень в регион должен быть инициирован поток инвестиций. Для этого необходимо выполнение как минимум двух условий:
1. Наличие заинтересованных инвесторов;
2. Наличие перспективных бизнес-идей.
На сегодняшний день в Иркутской области проблема инвестирования заключается в нехватке крупных инвестиционных проектов, равно как и в недостатке потенциальных инвесторов готовых вложить имеющиеся у них денежные средства в разработку, создание и реализацию бизнес-проектов в сфере туризма. Кроме того, очень низка культура разработки инвестиционных проектов и формирования пакета документов на соискание инвестирования.
Тенденции развития туризма
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 % общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
- деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки);
- активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
- специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
- круизный - морские и речные круизы.
Иркутская область, используя преимущества геополитического и природно-ресурсного потенциала, наращивая темпы развития инфраструктуры туризма, активизируя работу по созданию брэнда Иркутской области на международном туристском рынке и разработке креативных турпродуктов, имеет все шансы значительным образом увеличить туристские потоки на территории региона.
Очевидно, что регион может стать привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией.
В соответствии с тенденциями на международном рынке туризма, на основе проведенных опросов представителей туристского бизнеса и потенциальных туристов, а также собранных данных о развитии различных видов туризма в регионах России, в стратегических прогнозных документах определен перечень видов туризма, которые являются перспективными для разработки турпродуктов, из которых можно составить портфолио продуктов для коммерциализации:
- краткосрочный отдых;
- культурно-познавательный туризм;
- деловой туризм & MICE;
- здоровье и красота (Spa & Wellness);
- рекреационный туризм;
- экстремальный и спортивный туризм;
- событийный туризм.
На основании данных Агентства по туризму Иркутской области, цели посещения Иркутской области туристами распределяются следующим образом:
- деловой туризм - 17,77 %;
- научно-познавательный туризм - 16,59 %;
- оздоровительный туризм - 15,40 %;
- экологический туризм - 12,09 %;
- детский туризм - 12,09 %;
- круизы - 11,37 %;
- приключенческий туризм - 10,43 %;
- экстремальный туризм - 4,27 %.
Необходимыми условиями для развития туризма к 2020 году в Иркутской области являются:
1. Новый признанный международным сообществом имидж Байкальского региона, как одного из самых привлекательных туристических регионов мира, который еще предстоит открыть туристам.
2. Постоянно растущий международный спрос на Байкальский регион как на уникальное туристическое направление.
3. Быстро растущий отечественный спрос на специально подобранный туристический продукт Байкальского региона в течение всего года.
4. Круглогодичная операционная деятельность с двумя равномерными сезонами.
5. Наиболее важные туристические продукты: горы и озера, туры (путешествия), MICE туризм, красота и здоровье (SPA&Wellness), навигационный туризм (круизы, чартер), зимние и летние отпуска и особые интересы (пешие походы, приключенческий туризм, этнографические туры, агротуры, экологический туризм, велотуры и горные велосипеды, парапланеризм, наблюдение за эндемиками, сибирское деревянное зодчество, спелеология и т.д.).
6. Транссибирская железная дорога, являющаяся достопримечательностью, должна быть модернизирована вместе со строительством железнодорожной магистрали, соединяющей Байкальский регион с трехмиллиардным населением стран на юге - Китая, Индии и Кореи.
7. Разнообразие средств размещения, достопримечательностей, ресторанов и кафе, которые находятся внутри кластера нескольких туристско-рекреационных зон вдоль побережья озера Байкал.
8. Менеджмент и качество услуг во всех категориях гостиниц и ресторанов по мировым стандартам.
9. Несколько тематических парков, подчеркивающих уникальность Байкальского региона (озеро, его эндемики и биоразнообразие, история и культура бурятского народа, шаманизм, остроги казаков и семейских, наследие декабристов).
10. Несколько горнолыжных курортов (большинство из них имеет региональное значение).
2. Анализ и тенденции развития туризма в городе Иркутске
Город Иркутск является региональным центром со сложившейся экономической, культурной, кадровой и туристской инфраструктурой, он обладает долгосрочным потенциалом для того, чтобы аккумулировать все необходимые ресурсы для экономического развития, в том числе, развития индустрии туризма. В Иркутске сосредоточены органы управления деятельностью учреждений рекреационно-туристского комплекса, крупнейшие туроператоры, образовательные учреждения по подготовке кадров для туристской отрасли. Город имеет очень выгодное для развития туристской отрасли географическое расположение - является воротами в страны Юго-Восточной Азии. Особый интерес Иркутску придает его близость к озеру Байкал, широкий спектр туристских ресурсов Иркутска (познавательных, культурно-исторических, рекреационных) создает огромные возможности для позиционирования его как города привлекательного для различных групп российских и иностранных туристов, посещающих Иркутск с различными целями.
Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.2007 N 004-20-410627/7, в качестве одного из приоритетов развития экономики города рассматривается развитие туристско-рекреационного комплекса.
Опыт крупных зарубежных городов и мегаполисов России свидетельствует о том, что развитие туризма является эффективным инструментом расширения и развития базы городской экономики в долгосрочной перспективе и стимулирует рост доходов в смежных отраслях (в первую очередь в сфере услуг), а также развитие территории в целом.
Развитие города в качестве туристского центра представляет собой комплексный процесс, составными частями которого выступают:
- создание инфраструктуры туризма, соответствующей международным стандартам;
- концентрация маркетинговых усилий на создании городу имиджа туристского центра;
- определение основных категорий потенциальных потребителей туристских услуг;
- разработка комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности городского туристского продукта;
- обеспечение безопасности туристов/экскурсантов города (личной, санитарно-эпидемиологической и пр.).
Реализация данных направлений требует консолидации усилий всех участников туристской индустрии города, координации работы со стороны органов местного самоуправления г.Иркутска в долгосрочной перспективе.
Особо следует отметить перспективность развития для городской экономики инфраструктуры делового туризма, которая может стать основой для расширения экономической базы, и связана с инвестициями долгосрочного порядка. Создание материально-технической базы делового туризма стимулирует развитие смежных отраслей и рост доходов в них, а также развитие территории в целом. Это связано, в первую очередь, с тем, что сфера услуг, как одна из активно развивающихся сфер предпринимательской деятельности, предоставляет занятым в ней лицам широкие возможности для увеличения своих доходов. Это, в свою очередь, позволяет ожидать увеличения самой прибыльной статьи бюджета города - налога на доходы физических лиц.
Возможности и перспективы развития в городе Иркутске различных видов туризма определяются различными факторами макроэкономического и микроэкономического характера.
К макроэкономическим факторам можно отнести:
- большой интерес иностранцев к истории, культуре, искусству нашей страны, к ее разнообразной природе, национальным особенностям, что является основным мотивом для развития туризма в любой стране (научный, познавательный, образовательный и спортивный виды туризма), растущий интерес международной общественности к озеру Байкал;
- наличие в регионе естественных природных условий для развития делового, спортивного, охотничьего и экстремального туризма;
- богатый спектр памятников архитектуры, истории, археологии и культуры, находящихся как в г.Иркутске, так и близлежащих городах.
К разряду преимуществ микроэкономического характера, которыми располагает Иркутск, можно отнести:
- статус областного центра Иркутской области, центра развития академической и отраслевой науки Восточной Сибири, позволяющий городу принимать выставки, конгрессы, конференции, проводить спортивные соревнования, культурные мероприятия, рассчитанные на привлечение участников из различных регионов России и стран мира;
- преимущества географического положения региона, являющего транзитным на пути перемещения туристов из Европы в страны Юго-Восточной Азии;
- возможности развития различных видов познавательного туризма (например, исторического туризма);
- экономическая заинтересованность жителей других регионов России и стран мира в установлении деловых и научных контактов с предприятиями, организациями и учреждениями города (деловой и научный туризм);
- наличие транспортной инфраструктуры (аэропорт, железнодорожный вокзал, сеть автомобильных дорог), которая делает город начальным и конечным пунктом туристских маршрутов по Иркутской области, другим регионам России и отдельным странам мира;
- возможность обеспечения прямого воздушного сообщения с Китаем, Кореей, Монголией, Турцией;
- упорядочение рынка туроператоров;
- укрепление сети туристских агентств;
- постепенное увеличение количества средств размещения со средним и высоким уровнем обслуживания, в том числе малых гостиниц с высоким уровнем комфорта (в г.Иркутске функционируют 64 гостиницы вместимостью 4276 мест);
- развитие сети предприятий общественного питания, торговых и развлекательно-досуговых центров, соответствующих мировым стандартам;
- наличие исторических и культурных ресурсов для организации городских туристских и экскурсионных маршрутов и создания комплексных туристских продуктов;
- заинтересованность администрации города Иркутска, представителей туристского бизнеса, выставочного комплекса в продвижении города Иркутска на российском и международном туристском рынке;
- проведение выставочных и ярмарочных мероприятий, форумов, конференций и семинаров российского и международного масштаба формирующих городу Иркутску имидж зарождающегося центра делового туризма;
- наличие в городе Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) и Байкальской Ассоциации Делового Туризма (БАДТ), рассматривающих одной из своих задач продвижение иркутских туристских продуктов на внешние рынки.
В числе факторов, оказывающих негативное влияние на развитие туризма в городе Иркутске, необходимо выделить следующие макроэкономические факторы:
- значительная удаленность от западных и восточных границ России;
- действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, который не способствует росту въездного туризма.
К микроэкономическим факторам можно отнести:
- отсутствие системного взгляда на развитие туризма в г.Иркутске;
- недостаточное развитие инфраструктуры туризма;
- отсутствие привычного для иностранных туристов информационного сопровождения (туристских офисов, визитно-информационных центров и пр.);
- узкий спектр предложений для детей, молодежи, туристов среднего класса по средним ценам;
- недостаточное количество автотранспортных средств для обслуживания туристов (экскурсантов);
- отсутствие проектов по решению проблем повышения доходов от туризма в период снижения спроса на туристские услуги;
- несоответствие цен на услуги индустрии туризма качеству предоставляемых услуг (необоснованно завышенные цены даже по мировым стандартам).
Сегодня город Иркутск в качестве одного из центров Байкальского региона традиционно входит в первую пятерку наиболее посещаемых мест в России.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Иркутской области, количество туристов, посетивших Иркутскую область в 2007 году составило 51,8 тыс. человек. Согласно оценке Агентства по туризму Иркутской области, на долю города Иркутска приходится порядка 90 % или около 47 тыс. человек.
Из общего въездного потока доля туристов из Германии составляет 5,2 %, Китая - 36,8 %, туристов из Европы (за исключением Германии) - 19,2 %.
Туристский рынок г.Иркутска представлен туроператорами, турагентами, предприятиями, оказывающими экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и ряд других сопутствующих услуг.
По итогам 2007 года в городе осуществляют туристскую деятельность 94 турфирмы, в том числе 33 туроператора, 48 турагентов, 4 предприятия, занимаются только продвижением туров, 4 - только экскурсионной деятельностью и функционирование 5 фирм отнесено к иной туристской деятельности. Из общего числа туристских фирм только 7 осуществляют хозяйственную деятельность на базе собственного помещения, остальные арендуют помещения.
По формам собственности турфирмы распределены следующим образом:
- государственная - 1,1 %;
- частная - 94,7 %;
- смешанная российская собственность - 1,1 %;
- прочие формы собственности - 3,1 %.
Многие предприятия осуществляют международную туристскую деятельность, имея опыт работы в данной сфере более 10 лет. Они заинтересованы в продвижении на внешние рынки регионального турпродукта и расширении туристских возможностей как Иркутской области в целом, так и г.Иркутска в качестве отдельного бренда.
Средняя численность работников в турфирмах города в 2007 году составила 432 человека с учетом внешних совместителей и работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Из них высшее, средне-специальное или дополнительное туристское образование имеют 64,4 %.
Должностная структура туристских предприятий выглядит следующим образом:
- операторы - 4,9 %;
- агенты - 5,1 %;
- менеджеры - 45,4 %;
- начальники отделов - 18,3 %;
- прочие - 26,3 %.
В 2007 году турфирмами города было отправлено по различным направлениям 53314 человек, являющихся гражданами России. Наибольшее число российских граждан было отправлено в Китай (38,8 % общего потока выехавших туристов), вторую позицию занимают прочие регионы России (27,7 % общего потока), затем следует Таиланд (16,1 % общего потока).
Въездной поток сформировался следующим образом. Всего в 2007 году было принято 6860 человек граждан из других стран, в том числе 40,7 % из Германии, 10,3 % - из Китая. В общем потоке доля туристов из Европы (за исключением Германии) составляет 23 %.
По данным официальной статистики в структуре городского туризма преобладает выездной туризм. Доля въездного туризма составляет порядка 11-12 %.
Средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в г.Иркутске составляет 1,5 - 2 дня.
По данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат) структура расходов туроператоров при производстве турпродукта выглядит следующим образом (таблица 2). Наибольший удельный вес в структуре расходов (64 %) приходится на услуги по размещению и проживанию, 28,9 % на услуги по транспортному обслуживанию.
Таблица 2
Структура расходов
по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемых
туроператорами при производстве туристского продукта в 2007 году
Показатель |
Всего |
|
тыс.руб. |
в % к итогу |
|
1 |
2 |
3 |
Всего |
437993,3 |
100 |
в том числе по размещению и проживанию |
280315,7 |
64,0 |
из них гостиницы и другие средства размещения |
280222,2 |
64,0 |
частный сектор |
93,5 |
- |
По транспортному обслуживанию |
126607,3 |
28,9 |
из них: железнодорожный транспорт |
6199,6 |
1,4 |
воздушный транспорт |
112605,9 |
25,7 |
водный транспорт |
1657,0 |
0,4 |
внутригородской транспорт |
- |
- |
экскурсионные автобусы |
1343,4 |
0,3 |
аренда автомобилей |
4801,4 |
1,1 |
По питанию |
7474,8 |
1,7 |
По медицинскому обслуживанию |
504,8 |
0,1 |
По экскурсионному обслуживанию |
2389,3 |
0,5 |
По визовому обслуживанию (включая затраты по оформлению поездки) |
856,5 |
0,2 |
На услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного характера у организаций культуры |
425,0 |
0,1 |
На иные услуги, используемые при производстве туристского продукта |
19577,7 |
4,5 |
Выручка от продажи туристских услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) составила в 2007 году 467546,5 тыс.руб. (таблица 3).
Таблица 3
Основные финансовые показатели
деятельности турфирм и обслуживание туристов в 2007 году
Показатель |
Все турфирмы |
в том числе: |
||||
Туроператоры |
турагенты |
турфирмы, занимающиеся |
||||
только продвижением туров |
иной тур, деятельностью |
только экскурсионной деятельностью |
||||
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Выручка (нетто) от оказания туристских услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
467546,5 |
334019,6 |
70225,8 |
4539,0 |
49488,0 |
9274,1 |
в том числе от экскурсионной деятельности |
12807,1 |
349,0 |
3164,0 |
- |
- |
9294,1 |
Сумма комиссионных, агентских и иных вознаграждений |
106673,1 |
39387,3 |
64063,8 |
3066,0 |
156,0 |
x |
Обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды |
10802,0 |
4717,7 |
5005,8 |
146,2 |
773,7 |
158,6 |
Число обслуженных однодневных (без ночевки в месте посещения) посетителей-экскурсантов, человек |
9319 |
640 |
49 |
- |
- |
8630 |
из них иностранных граждан |
1479 |
52 |
- |
- |
- |
1427 |
Число обслуженных граждан, человек |
x |
х |
- |
413 |
1460 |
x |
По данным Иркутскстата на 01.01.2008 года в г.Иркутске функционирует 64 (предоставившие отчетность) коллективных средства размещения (КСР). Единовременная вместимость всех средств размещения составляет 4276 мест, в том числе:
гостиницы - 33 (51,5 %) на 2514 мест;
меблированные комнаты - 6 (9,4 %) на 30 мест;
мотели - 1 (1,6 %) на 25 мест;
пансионаты - 1 (1,6 %) на 218 мест;
общежития для приезжих - 8 (12,5 %) на 1173 места;
другие организации гостиничного типа - 15 (23,4 %) на 316 мест.
Кроме того, в городе функционируют 10 специализированных средств размещения общей вместимостью 1160 мест, в том числе: санаторно-курортные - 5 (715 мест) и организации отдыха 5 (445 мест).
Пики загруженности по всем категориям туристов и территориям приходятся на летние и примыкающие к ним месяцы.
Среднегодовая загрузка существующих средств размещения находится на уровне 33 % от максимально возможной загрузки, что в первую очередь связано с непрофессиональностью маркетинговых усилий менеджеров предприятий гостиничной индустрии. Спад количества туристов в зимние месяцы должен профилактироваться развитием инфраструктуры зимнего туризма.
В 2007 году в КСР города было размещено 224570 человек (в том числе 84,2% из России, 1,9 % из стран СНГ, 13,9 % из других стран мира), а в специализированных средствах размещения 20606 человек (в том числе 99,3 % из России, 0,7 % из других стран мира) - таблица 4.
Таблица 4
Сведения о размещенных лицах
Тип КСР |
Численность размещенных лиц |
|||
Всего |
В том числе граждан: |
|||
России |
Государств-участников СНГ |
Стран вне СНГ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Гостиницы и аналогичные средства размещения: |
224570 |
189156 |
4262 |
31152 |
Гостиница |
159712 |
126684 |
2659 |
30369 |
меблированные комнаты |
639 |
639 |
- |
- |
Мотель |
380 |
368 |
12 |
- |
Пансионат |
9419 |
9030 |
389 |
- |
общежитие для приезжих |
16262 |
15497 |
45 |
720 |
другая организация гостиничного типа |
38158 |
36938 |
1157 |
63 |
Специализированные средства размещения |
20606 |
20464 |
- |
142 |
- санаторно-курортные |
12294 |
12294 |
- |
- |
- организации отдыха |
8312 |
8170 |
- |
142 |
По целям поездок размещенные в гостиницах лица распределились следующим образом - таблица 5:
деловые и профессиональные поездки - 52,2 % размещенных;
досуг, рекреация и отдых - 18,3 %;
лечение и профилактика - 4,3 %;
прочее - 25,2 %.
Таблица 5
Распределение численности размещенных лиц
по целям поездок и продолжительности пребывания
Показатель |
Численность размещенных лиц |
|||
Всего |
В том числе граждан: |
|||
России |
Государств-участников СНГ |
Стран вне СНГ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Гостиницы и аналогичные средства размещения: |
224570 |
189156 |
4262 |
31152 |
Цель пребывания: |
|
|
|
|
досуг, рекреация, отдых |
41077 |
23991 |
914 |
16172 |
деловые и профессиональные поездки |
117024 |
107440 |
2439 |
7145 |
лечение и профилактика |
9546 |
9236 |
125 |
185 |
паломничество |
4 |
- |
- |
4 |
прочее |
56639 |
48433 |
684 |
7522 |
Продолжительность пребывания (ночевки): |
380908 |
339382 |
6440 |
35086 |
1-3 дня |
252882 |
220129 |
4590 |
28163 |
4-7 дней |
73633 |
68240 |
831 |
4562 |
8-14 дней |
13281 |
12401 |
173 |
707 |
15-28 дней |
3389 |
3179 |
68 |
142 |
29 и более дней |
1634 |
1009 |
14 |
611 |
Специализированные средства размещения |
20606 |
20464 |
- |
142 |
Цель пребывания: |
|
|
|
|
досуг, рекреация, отдых |
7118 |
6976 |
- |
142 |
деловые и профессиональные поездки |
504 |
504 |
- |
- |
лечение и профилактика |
12984 |
12984 |
- |
- |
прочее |
- |
- |
- |
- |
Продолжительность пребывания (ночевки): |
144532 |
143236 |
63 |
1233 |
1-3 дня |
57793 |
56563 |
54 |
1176 |
4-7 дней |
6734 |
6718 |
6 |
10 |
8-14 дней |
18130 |
18130 |
- |
- |
15-28 дней |
58725 |
58722 |
3 |
- |
В 2007 году доходы КСР от предоставляемых услуг составили 776884,9 тыс. рублей и формировались следующим образом: от продажи номеров - 603030,7 тыс.руб. (77,6 %), от дополнительных платных услуг - 165260,5 тыс.руб. (21,4 %) Среднесписочная численность работающих в сфере гостиничного бизнеса (без учета внешних совместителей) составляет 6225 человек, в том числе 2318 человек (37,2 %) - численность персонала гостиниц, 3907 человек (62,8 %) - количество работающих в специализированных средствах размещения - таблица 6.
Таблица 6
Сведения о доходах и численности персонала
Тип КСР |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) |
Доходы от предоставляемых услуг (без НДС, акциза): тыс.рублей |
|||
Всего |
в том числе: |
||||
От продажи номеров |
От реализации путевок |
От дополнительных платных услуг |
|||
Гостиницы и аналогичные средства размещения: |
2318 |
776884,9 |
603030,7 |
- |
165260,5 |
гостиница |
2104 |
704251,8 |
539124,1 |
- |
165040,2 |
меблированные комнаты |
9 |
1208,4 |
527,2 |
- |
- |
Мотель |
4 |
485,0 |
485,0 |
- |
- |
пансионат |
34 |
12083,6 |
12083,6 |
- |
- |
общежитие для приезжих |
100 |
40767,5 |
38723,4 |
- |
219,1 |
другая организация гостиничного типа |
67 |
18088,6 |
12087,4 |
- |
1,2 |
Специализированные средства размещения |
3907 |
205876,6 |
913,6 |
189761,0 |
15202,0 |
- санаторно-курортные: |
3375 |
192323,3 |
435,6 |
180445,0 |
11442,7 |
- организации отдыха: |
532 |
3553,3 |
478,0 |
9316,0 |
3759,3 |
Тенденции и проблемы развития туризма в г.Иркутске
Для структурирования современного состояния и возможностей развития сферы туризма в городе Иркутске целесообразно использовать распространенный маркетинговый инструмент, позволяющий выбирать стратегию деятельности - SWOT-анализ. Анализ сильных сторон, слабостей, возможностей и проблем должен затрагивать природные, инфраструктурные, ресурсные, организационные и другие условия, существующие в городе Иркутске (таблица 7).
Таблица 7
Оценка современного состояния и возможностей
развития сферы туризма в г.Иркутске
(SWOT-анализ)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Наличие транспортного узла железнодорожных, автомобильных и авиационных путей |
Удаленность от западных и восточных границ страны, от морей и судоходных рек, имеющих выход к крупным портам |
Нахождение на пересечении транспортных коммуникаций международного значения (Транссибирская магистраль) |
Высокая транспортная составляющая расходов туристов |
Близость к озеру Байкал |
Сложившаяся традиция транзитного посещения г.Иркутска туристами международных маршрутов, в связи с этим не длительное (2-3 дня) пребывание в регионе иностранных туристов |
Относительная близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона |
Сложность получения российских виз |
Наличие базовой туристской инфраструктуры |
Моральный и физический износ существующей материальной базы |
Наличие природных, архитектурных и исторических памятников Наличие свободных участков земли для создания туристско-рекреационных зон |
Недостаточное количество средств размещения, оказывающих услуги на уровне категорий 3-4 звезды |
Развитая предпринимательская деятельность в сфере туризма |
Недостаточно развитая туристская инфраструктура, нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений |
Ежегодное увеличение объектов туристкой# инфраструктуры |
Неразвитость нормативно-правовой базы в области туризма и рекреации |
Повышение спроса на квалифицированные кадры в области туризма |
Высокая зона сейсмичности |
Благоприятные климатические условия для развития как летних, так и зимних видов туризма |
Нехватка квалифицированных кадров: гидов-переводчиков, экскурсоводов. Недостаток обслуживающего персонала в сфере туризма: горничные, повара. |
|
Высокий уровень цен, зачастую не отражающий качества предоставляемых услуг |
|
Неудовлетворительное состояние историко-культурных памятников |
Неразвитая информационная среда, отсутствие визитно-информационных центров и туристских офисов | |
Комплекс проблем, связанных с охраной окружающей среды и охраной туристско-рекреационных территорий | |
Недостаточно эффективная политика в области продвижения туристско-рекреационных продуктов на отечественный и зарубежный рынки | |
Недостаток инвестиционно-финансовых ресурсов, направленных на развитие туризма и рекреации | |
Создание туристско-рекреационной особой экономической зоны вблизи г.Иркутска |
Увеличивающиеся турпотоки, ведущие к росту антропогенной нагрузки на территорию города, при крайне ограниченных капвложениях в природоохранные мероприятия и мероприятия по охране объектов культурно-исторического наследия приведут к дальнейшему ухудшению экологической обстановки, т.е. к ухудшению состояния воздушного и водного бассейнов, загрязнению почв и разрушению природного ландшафта, флоры и фауны |
Вовлечение в сферу туристской индустрии хозяйственных отраслей города - строительной, транспортной, организации питания | |
Привлечение государственных и частных инвестиций в туристские проекты | |
Увеличение сезонности за счет дальнейшего развития и создания новых региональных турпродуктов, включающих объекты природного, исторического, культурного, делового туризма и брэнда озера Байкал |
Угроза устойчивому развитию туризма в связи с нарастанием экологических проблем. Возможен отказ туристов от повторного посещения региона, постепенное формирование имиджа региона как неблагоприятного для туризма и рекреации, снижение инвестиционной привлекательности туристско-рекреационной отрасли и банкротство ее предприятий из-за сокращения турпотоков, снижение конкурентоспособности региональных турпродуктов |
Привлечение федеральных средств и средств международных организаций для решений острых природоохранных проблем развития туризма и рекреации | |
Создание эффективной информационной среды путем активизации создания в регионе визитно-информационных центров и туристских офисов |
Сокращение поддержки экономики региона в целом и туристско-рекреационной отрасли в частности со стороны федерального центра из-за неблагоприятной для страны конъюнктуры, складывающейся на международном рынке (резкое падение цен на нефть и другие энергоносители и сырье) |
Организация системы непрерывного образования (подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристско-рекреационной отрасли) |
Потенциальные экологические угрозы: - увеличение загрязнения окружающей среды в связи с высокой концентрацией промышленных предприятий (БЦБК, Иркутская ГЭС, ресурсоперерабатывающие предприятия и др.); - наводнения; - сход снежных лавин; - высокая сейсмичность в районе озера Байкал |
Строительство новых гостиничных комплексов, возможность выделения инвестиционных площадок | |
Развитие конгрессной деятельности, проведение различных мероприятий с целью развития делового туризма | |
Угроза безопасности из-за криминогенной обстановки, роста числа преступлений | |
Интерес международных туристов к путешествиям на большие расстояния, в еще неосвоенные массовым туризмом места (например, к Азиатско-Тихоокеанскому региону) | |
Тенденции в России: пробуждающийся интерес российских туристов к российским уникальным природным местам, развитие спортивного туризма | |
Наметившаяся в России установка на развитие туризма как въездного, так и внутреннего. Осознание туризма как доходной отрасли экономики |
В последние годы в г.Иркутске сформировалась устойчивая тенденция увеличения въездных туристских потоков с преобладанием транзитных туристов. Удельный вес целевых туристов по-прежнему небольшой. От года к году объем платных услуг в сфере туризма увеличивается. При этом почти треть затрат туриста на пребывание в Иркутской области и городе Иркутске приходится на средства размещения.
Анализ таблицы 7 позволяет использовать сильные стороны и возможности города в развитии туризма, выделив при этом перспективные приоритеты, сконцентрировав, в то же время, усилия на нивелировании слабых сторон и профилактике внешних и внутренних рисков.
Изменения в российском законодательстве, регулирующем отношения в сфере туризма, привели к упорядочению туристского рынка. Повысилась ответственность предприятий за качество оказываемых туристских услуг. Одновременно возросли требования к качеству услуг размещения и экскурсионного обслуживания.
Развитие инфраструктуры туризма в первую очередь затронуло средства размещения. Происходит реконструкция существующих средств размещения, строятся новые гостиницы, оказывающие широкий спектр услуг на уровне категории 3-4 звезды. В гостиничный сектор активно вторгается малый бизнес. Тем не менее, в высокий сезон остро ощущается недостаток средств размещения эконом-класса.
В числе положительных тенденций развития следует отметить увеличение числа предприятий общественного питания, повышение качества обслуживания и питания. Многие реконструированные и вновь открытые кафе и рестораны имеют оригинальный дизайн, хорошую кухню и обеспечивают их владельцам ожидаемую доходность.
Транспортная инфраструктура города развивается недостаточно высокими темпами. Прежде всего, это касается всех видов транспорта. Для расширения въездных туристских потоков, охватывающих иностранных и российских туристов, недостаточно прямых авиарейсов с другими городами и странами, а кроме того, отмечается невысокий уровень сервиса в местах прибытия; количество автобусов повышенной комфортности для обслуживания туристов недостаточно; автовокзал не соответствует современным стандартам обслуживания туристских потоков вообще и, особенно, иностранных; водный транспорт, находящийся преимущественно в собственности частного бизнеса, по ценовому фактору недоступен туристу эконом-класса, кроме того, уровень обслуживания не соответствует требованиям безопасности.
Огромной проблемой представляется уровень информационного сопровождения туристской деятельности. Функционирует единственный визитно-информационный центр "Байкалинфо", база данных которого содержит информацию по различным объектам размещения, ресторанам, развлечениям, событиям, транспорту, банкам и бюро обмена валюты, гидам, турам, рынкам, клубам и обществам, парковкам и торговым центрам, находящимся на территории города, а также далеко за его пределами. Также можно выделить наиболее информативные сайты для потенциальных туристов таких туристских фирм как "Green Express", "Baikal Discovery", "Байкал-Трэвэл", "Байкал Бизнес Центр". В целом же информация, представленная на сайтах в сети Интернет не дает полного представления о состоянии туристского рынка города Иркутска. В настоящее время в сфере информационного обслуживания наблюдаются положительные сдвиги, связанные с процессом создания информационно-туристской службы на базе МУ "Дом Европы", разработкой в 2008 году раздела "Туризм" на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в сети Интернет www.admirkutsk.ru и сайта www.irktur.com (на русском и английском языках).
Основной поток дипломированных специалистов для сферы туризма выпускают пять высших учебных заведений города: Иркутский государственный университет, Иркутский институт международного туризма, Байкальский государственный университет экономики и права, Иркутский государственный лингвистический университет, Восточно-Сибирский институт экономики и права. Кроме того, подготовку кадров осуществляют ряд филиалов московских и санкт-петербургских ВУЗов, а также колледжей и лицеев. Образование в сфере туризма, в основном, направлено на подготовку менеджеров высшего и среднего звена. Между тем, профессионалы отмечают острую нехватку хорошо подготовленных горничных, официантов и других категорий младшего персонала, не хватает хорошо подготовленных гидов, умеющих работать с разными туристскими группами, в том числе иностранными.
В последние годы развитие города Иркутска связано с усилением деловой активности и ростом количества деловых мероприятий самой разной направленности (Байкальский экономический форум, встречи на региональном уровне, расширение практики выставочной деятельности и т.д.). Сегодня количество мероприятий растет, что требует соответствующей материальной базы и организационной культуры. Таким образом, возникает потребность в объектах инфраструктуры делового туризма: профессиональных конференц-залах, выставочных площадях мирового уровня, гостиницах, бизнес-центрах, ресторанах и пр. Появление же таких объектов, в свою очередь, будет стимулировать развитие делового туризма.
Сегодня основные проблемы развития туристско-рекреационного комплекса в г.Иркутске связаны с:
- отсутствием системы мониторинга динамики сферы туризма г.Иркутска;
- недостаточным уровнем развития туристской индустрии (средств размещения, транспортной инфраструктуры, в том числе логистического сервиса, объектов показа и пр.);
- недостаточным информационным обеспечением сферы туризма, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- краткосрочностью пребывания большинства туристов в г.Иркутске;
- проблемой обеспечения комфортности пребывания иностранных туристов (отсутствие информации на английском языке о возможностях самостоятельного знакомства с городом и использования различного рода услуг);
- отсутствием действенного механизма стимулирования частных инвестиций для развития индустрии гостеприимства;
- дефицитом квалифицированных кадров в сфере туризма;
- ограниченным ассортиментом предлагаемых турпродуктов;
- наличием ярко выраженной сезонности туризма;
- отсутствием соответствующей материальной базы и организационной культуры для проведения мероприятий в аспекте делового туризма.
Обозначенные проблемы снижают привлекательность г.Иркутска для туристов, замедляют рост въездного туризма и препятствуют развитию доходного потенциала территории.
В последние 3 года темпы роста количества въезжающих в Иркутскую область и г.Иркутск российских туристов значительно опережают темпы роста количества иностранных туристов, что, в первую очередь, связано с общим ростом доходов россиян, которые получили возможность расходовать часть семейного бюджета на путешествия.
Тем не менее, считать въезжающих российских граждан единственным приоритетом города нельзя. По данным Агентства по туризму Иркутской области объем ежедневных затрат иностранного туриста превышает объем ежедневных затрат российского туриста более чем на 40 %.
В среднем иностранные туристы пребывают на территории области 2 дня и тратят в сутки около 130 долл. США в день, российские туристы находятся в среднем 3,5 - 5 дней и тратят порядка 90 долл.США в день. Порядка 50 % этих трат приходится на г.Иркутск.
Принимая во внимание тот факт, что расходы иностранных туристов превышают расходы россиян, одним из приоритетов для г.Иркутска и Иркутской области в сфере туризма является привлечение иностранных туристов.
Данные опросов представителей турбизнеса и туристов, заключения международных экспертов, работающих в Иркутской области, анализ таблицы 7 позволяют выделить приоритетные для г.Иркутска на период реализации настоящей Программы виды туристской деятельности (таблица 8):
- деловой, конгрессно-выставочный, корпоративный туризм;
- городской туризм (досуг, шопинг, развлечения);
- событийный туризм;
- культурно-познавательный туризм;
- рекреационный семейный туризм.
Основные туристские продукты г.Иркутска должны формироваться в сфере бизнес-туризма, конгрессно-выставочной деятельности, развлечений, спорта и активного отдыха и на основе использования рекреационных ресурсов и культурно-исторического потенциала.
Таблица 8
Приоритетные виды туристской деятельности в городе Иркутске
Вид туристской деятельности |
Характеристика видов туристской деятельности |
Позитивные факторы |
Экспертная оценка потенциала и перспектив развития* |
1 |
2 |
3 |
4 |
Деловой, конгрессно-выставочный, корпоративный туризм |
- корпоративный отдых в сочетании с корпоративной учебой, разработкой стратегий корпоративного развития, закреплением стандартов корпоративного поведения и т.д. - проведение деловых переговоров и встреч - участие в деловых, научных, научно-практических и пр. конференциях, конгрессах |
- Возрастание роли г.Иркутска как административного, делового, финансово-экономического, инновационного, торгового, логистического, культурного, образовательного, досугового, сервисного центра Восточно-Сибирского региона; рост внутри- и внешнеэкономической активности бизнес-сообщества, чьи интересы представлены в городе - Перспективы развития гостиничного сектора, располагающего инфраструктурными и техническими возможностями для организации деловых встреч, конференций, конгрессов - Формирующаяся деловая культура, включающая организацию многочисленных выставок, семинаров, круглых столов - Традиционное проведение в Иркутске "Байкальского экономического форума" - Наличие в городе генеральных консульств Монголии, Польши - координационных центров по активизации экономических связей региона с зарубежными партнерами. Планируется открытие консульства КНР. - Реконструкция международного аэропорта; расширение присутствия крупных зарубежных и российских авиакомпаний, возрастание количества регулярных авиарейсов по России и миру - Наличие в г.Иркутске профессиональных ассоциативных и общественных объединений (Байкальская Ассоциация Делового Туризма, Сибирская Байкальская Ассоциация Туризма, Союз Рестораторов и др.) |
Имеющиеся туристские ресурсы - 4 Имеющиеся туристские продукты - 4 Потенциал отличия от конкурентов - 3 Имеющийся уровень развития - 4 Перспективный потенциал в рамках реализации настоящей программы - 4 |
Городской туризм (досуг, шопинг, развлечения) |
- туризм, связанный с организацией досуга и отдыха в урбанизированной среде, с посещением торговых, развлекательных центров |
- Поступательное развитие торговых центров (с фуд-кортами, спортивно-досуговыми мероприятиями и т.п.) в центральной части, в районах, прилегающих к центру - Развитие торгово-прогулочных зон комплексного типа в центре города - Ускоренное формирование современной потребительской культуры, определяемой маркетологами, мерчендайзерами, PR- и event-менеджерами (распродажи, промо-акции и др.) - Наличие достаточного количества кинотеатров, театров различного профиля, филармонии, цирка. - Развитая инфраструктура сферы общественного питания - Растущее количество предприятий, предоставляющих услуги wellness (салоны красоты и пр.), фитнес-центров, индустрии развлечений (пейнтбол-клубы, боулинг-центры и т.д.) - Поступательный рост доходов населения |
Имеющиеся туристские ресурсы - 5 Имеющиеся туристские продукты - 3 Потенциал отличия от конкурентов - 4 Имеющийся уровень развития - 3 Перспективный потенциал в рамках реализации настоящей программы - 4 |
Событийный туризм |
- туризм, связанный как с активным, так и с пассивным участием в интересных событиях (как правило - повторяющихся) различной направленности (спортивные, культурные и др. фестивали.# праздники и т.д.) |
- День Победы в Иркутске с праздничным салютом и военным парадом - День Города в Иркутске (июнь) - Традиция создания новогоднего Ледового городка для зимних гуляний - Проведение международного фестиваля зимних игр "Зимниада" - Большое количество театральных премьер, концертов, гастролей признанных мастеров культуры различных жанров (от оперного до эстрадного и циркового искусства) |
Имеющиеся туристские ресурсы - 3 Имеющиеся туристские продукты - 3 Потенциал отличия от конкурентов - 3 Имеющийся уровень развития - 3 Перспективный потенциал в рамках реализации настоящей программы - 3 |
Культурно-познавательный туризм |
- экскурсионный туризм - посещение музеев, памятников истории и культуры, интересных в культурном отношении объектов - туризм, связанный с посещением религиозных памятников и культовых объектов |
- Наличие разнообразных интересных объектов туристского показа (музеев, памятников истории и культуры) - Иркутск - купеческая столица - Декабристы - Наличие важных культовых объектов (монастыри, храмы, памятники религии, истории и культуры официального православия); Кроме православных церквей, в городе работают два польских католических костела, мусульманская мечеть, иудейская синагога. |
Имеющиеся туристские ресурсы - 5 Имеющиеся туристские продукты - 3 Потенциал отличия от конкурентов - 5 Имеющийся уровень развития - 3 Перспективный потенциал в рамках реализации настоящей программы - 4 |
Рекреационный семейный туризм |
- туризм, связанный с рекреацией (семейным отдыхом и оздоровлением), посещением развлекательных объектов |
- Живописная местность в черте городской застройки (о. Юность, парки, скверы) - Наличие в черте города курорта регионального значения "Ангара" |
Имеющиеся туристские ресурсы - 3 Имеющиеся туристские продукты - 3 Потенциал отличия от конкурентов - 3 Имеющийся уровень развития - 3 Перспективный потенциал в рамках реализации настоящей программы - 3 |
Основные рынки сбыта совокупного туристского продукта
Исходя из анализа существующих туристских потоков, спектра предлагаемых туристских продуктов, сложившегося туристского имиджа Иркутской области и города Иркутска, с учетом фактора транспортной доступности можно выделить приоритетные рынки сбыта совокупного туристского продукта города Иркутска на национальном и международном уровнях (рис.4).
"Рис.4. Приоритетные рынки сбыта совокупного туристского продукта города Иркутска"
По данным опросов туристских предприятий основными покупателями туристских продуктов являются граждане с уровнем доходов средним и выше среднего. При этом возрастание потока туристов в городе Иркутске сегодня тесно связано с использованием брэнда Байкала. Это в первую очередь относится к иностранным (в том числе транзитным) туристам, а также к туристам с Европейской территории России.
Основные конкуренты
Каждое туристское направление имеет на рынке своих конкурентов.
На рис.5-9 представлены основные конкуренты города Иркутска по приоритетным направлениям развития туризма на региональном и национальном уровнях.
"Рис.5. Конкуренты на рынке делового, конгрессно-выставочного и корпоративного туризма"
Выделенные конкуренты, как на региональном, так и на национальном уровнях, имеют действующую инфраструктуру делового и конгрессно-выставочного туризма. При этом инфраструктура города Москвы и города Санкт-Петербурга ввиду значительных инвестиционных вложений находится в состоянии, которое приближается к мировым стандартам. Для развития конгрессно-выставочной и деловой инфраструктуры города Иркутска необходимо создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в развитие конгрессно-выставочного комплекса, гостиниц класса 4-5 звезд, совершенствование инфраструктуры сопровождения проведения деловых мероприятий.
Процесс развития городского туризма, по крайней мере в рамках настоящей программы, в большей степени ориентирован на жителей города Иркутска, Иркутской области и близлежащих регионов. В перспективе уровень развития городского туризма и его инфраструктура в значительной степени определяют возможность создания новых турпродуктов, в том числе, и для туристов, посещающих город с другими целями. Развитие данного направления связано с массированной информационной поддержкой.
"Рис.6. Конкуренты на рынке городского туризма"
В городе накоплен опыт успешного проведения событийных мероприятий, в которых принимают массовое участие жители города, области и туристы. Немаловажную роль в подготовке и проведении данных мероприятий играют ассоциативные и общественные объединения, в т.ч. СБАТ и БАДТ. Событийные мероприятия и существующие, и вновь разрабатываемые, должны быть взяты за основу турпродуктов, создаваемых местными туроператорами.
"Рис.7. Конкуренты на рынке событийного туризма"
Одним из самых высоких потенциалов обладает направление культурно-познавательного туризма. Культурно-исторические ресурсы города позволяют формировать конкурентное преимущество и делают продукты в этой сфере конкурентоспособными даже с продуктами Москвы и Санкт-Петербурга.
"Рис.8. Конкуренты на рынке культурно-познавательного туризма"
"Рис.9. Конкуренты на рынке рекреационного семейного туризма"
Продукты рекреационного направления, в первую очередь основаны на освоении ресурсов рек Ангара, Иркут, Иркутского водохранилища. При условии привлечения значительных инвестиционных ресурсов в этом направлении могут быть созданы турпродукты, конкурентоспособные с лучшими национальными туристскими продуктами.
Исследованиями ОАО "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр" (г.Санкт-Петербург) установлено, что потенциальными конкурентами Байкальского направления в целом в России являются в первую очередь уникальные территории, имеющие брэнд Юнеско. Результаты опроса туристских компаний показали, что среди уникальных природных объектов, близких по своим характеристикам к территории озера Байкал можно выделить Алтайский заповедник, вулканы Камчатки, Западный Кавказ, Дельту реки Лены. Вышеперечисленные направления являются конкурентными при выборе направления путешествия и для российских и для иностранных туристов.
Стратегия повышения конкурентоспособности туристского продукта
В современном мире Байкальский регион превращается в один из основных центров сопряжения векторов политического, экономического и культурного сотрудничества России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Подобное сотрудничество будет сопровождаться значительным ростом индустрии услуг и туризма.
Город Иркутск, как один из центров Байкальского региона, и как самостоятельный объект развития туризма должен использовать уникальное сочетание множества факторов (геополитическое положение, богатые рекреационные ресурсы, культурно-исторический потенциал, позитивные перемены в области делового климата) для построения эффективной стратегии развития туризма в долгосрочной перспективе.
Повышение конкурентоспособности городского туристского продукта связано с:
- активным взаимодействием бизнеса и власти, развитием государственно-частного партнерства и активной работой ассоциативных и общественных объединений;
- разработкой креативных туристских продуктов;
- строительством новых объектов инфраструктуры: международного аэропорта, конгресс-центра, гостиниц, ресторанов и пр.;
- созданием банка данных перспективных инвестиционных проектов в сфере туризма;
- привлечением инвестиционных потоков в развитие инфраструктуры туризма, гостиничного, ресторанного бизнеса и сопутствующих услуг;
- совершенствованием рекламно-информационного сопровождения туристской деятельности;
- корректировкой системы подготовки кадров;
- осуществлением мониторинга сферы туризма.
3. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации программы, целевые показатели
Цель Программы
Создание условий для формирования конкурентоспособного туристского продукта в городе Иркутске за счет сбалансированного и рыночно-обоснованного развития туристской индустрии.
Задачи Программы
- Содействие развитию материально-технической базы туристской индустрии г.Иркутска.
- Создание условий для приоритетного развития внутреннего, въездного и делового туризма в г.Иркутске.
- Обеспечение рационального использования объектов историко-культурного и природного потенциала г.Иркутска.
- Создание условий для формирования имиджа г.Иркутска как туристского центра и центра российской и международной деловой активности.
- Разработка брендинговых стратегий.
- Содействие в разработке и внедрении на туристском рынке г.Иркутска прогрессивных технологий туристского обслуживания.
- Стимулирование развития предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого и среднего предпринимательства в этой области.
- Совершенствование системы информационного обеспечения туристской индустрии в г.Иркутске.
- Содействие в создании современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для индустрии туризма в г.Иркутске.
Этапы Программы и сроки их реализации
Реализация мероприятий программы рассчитана на период до 2012 года. Сроки реализации программы - 2009 - 2012 годы. На первом (2009 год) и втором (2010 год) этапах предполагается сформировать предпосылки для создания действующего механизма привлечения и обеспечения качества обслуживания туристов в г.Иркутске путем:
- создания инновационных туристских продуктов;
- развития объектов туристской индустрии;
- привлечения значительных инвестиционных ресурсов из различных источников в развитие туризма;
- реформирования процесса обучения и подготовки кадров для индустрии туризма;
- совершенствования информационно-рекламной инфраструктуры туризма.
На третьем этапе (2011- 2012 год) планируется обеспечить:
- ожидаемый качественный скачок в развитии индустрии туризма;
- повышение доходов предприятий индустрии туризма;
Важнейшие целевые показатели
К числу важнейших целевых показателей, по которым оценивается уровень развития туризма на территории г.Иркутска, относятся:
- объем инвестиций в основной капитал организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса;
- вместимость номерного фонда в коллективных средствах размещения;
- численность работников, занятых в организациях сферы туризма;
- доля занятых на предприятиях сферы туризма в общем числе занятых на предприятиях г.Иркутска;
- количество туристских фирм, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма в г.Иркутске;
- среднемесячная заработная плата работников организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса;
- количество специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников организаций туристской индустрии, тренингах;
- количество посещений раздела "Туризм" на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в сети Интернет www.admirkutsk.ru;
- количество участников конкурса на лучшую организацию сферы туризма;
- количество посещений сенсорных терминалов, содержащих сведения о туристских ресурсах города.
4. Механизм реализации программы
Основным механизмом реализации Программы предусматривается внедрение системы муниципально-частного партнерства и организация взаимодействия органов местного самоуправления г.Иркутска с представителями индустрии туристского бизнеса г.Иркутска. Согласно этому, при реализации мероприятий Программы предусмотрено привлечение организаций, составляющих инфраструктуру туризма и различных ассоциативных и общественных объединений в данной сфере.
Структурные подразделения администрации г.Иркутска обеспечивают проведение правовой, методической, организационной работы по реализации Программы.
Программа реализуется через систему программных мероприятий, представленных в семи блоках. В каждом блоке поставлены свои внутренние задачи.
1. Организационное обеспечение.
2. Содействие развитию материально-технической базы туристской индустрии.
3. Формирование благоприятного имиджа г.Иркутска и его продвижение на российском и международном рынках.
4. Содействие обучению и переподготовке кадров для сферы туризма.
5. Информационное обеспечение туристской деятельности.
6. Инвестиционно-финансовая поддержка организаций сферы туризма.
7. Мониторинг развития туристской деятельности.
Комитет по экономике администрации г.Иркутска определяет порядок выполнения программных мероприятий с учетом сроков, указанных в Программе, и наличия средств, выделенных на ее реализацию. Для реализации Программы комитетом по экономике и финансам администрации г.Иркутска ежегодно разрабатывается План мероприятий по реализации Программы.
Программа предполагает создание и формирование системы статистических и учетных данных, а так же# проведение ежегодного мониторинга деятельности отрасли и реализации данной программы. Мониторинг планируется осуществлять ежегодно, как по стратегической цели и тактическим задачам, так и по мероприятиям программы.
Для обеспечения мониторинга реализации Программы, муниципальный заказчик Программы - Комитет по экономике администрации г.Иркутска, ежегодно, в установленном порядке, подготавливает отчет о ходе ее реализации.
Одним из механизмов выполнения Программы является получение информации, которая позволит сформировать реальную картину состояния развития туризма в г.Иркутске.
Источниками информации будут: результаты анкетирования, социологических опросов, специальных исследований, информационные данные, предоставляемые организациями туристской индустрии:
- количество туристов, посетивших г.Иркутск;
- количество инвестиций, привлеченных в инфраструктуру туризма;
- совокупный денежный оборот от деятельности туристской отрасли;
- количество работников, занятых в туристской отрасли.
Кроме того, планируется осуществлять взаимодействие с Иркутскстатом в рамках реализации приказа Федерального агентства по туризму N 69 от 18 июля 2007 года "Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации" для расчета объемов внутреннего туристского потока и определения вклада сферы туризма в экономику города.
Комитет по экономике администрации г.Иркутска проводит анализ реализации Программы и в случае необходимости вносит коррективы в мероприятия по реализации Программы и выносит предложения о корректировке Программы в установленном порядке.
Решением Думы г.Иркутска от 30 сентября 2011 г. N 005-20-260386/1 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения
5. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных задач через механизмы реализации Программы (раздел 3), представлен в таблице 9.
Таблица 9
Перечень мероприятий Программы
N п/п |
Содержание мероприятия |
Структурные подразделения администрации г.Иркутска, иные органы, организации, реализующие мероприятия в соответствии с законодательством |
Срок исполнения, годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Организационное обеспечение | |||
1.1. |
Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере развития туризма |
КЭ, Координационный совет по туризму при мэре г.Иркутска |
2009 - 2012 гг. |
1.2. |
Разработка муниципальных правовых актов, обеспечивающих реализацию мероприятий Программы "Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы" |
2009 - 2012 гг. |
|
1.3. |
Формирование и пополнение базы данных о туристских ресурсах г.Иркутска, сбор и обработка статистической информации, обмен информацией с Агентством по туризму Иркутской области |
КЭ во взаимодействии с Агентством по туризму Иркутской области (по согласованию) |
2009 - 2012 гг. |
1.4. |
Изучение опыта работы зарубежных городов (в том числе городов-побратимов, городов партнеров) и городов РФ по вопросам разработки и реализации городских туристских продуктов |
2009 - 2012 гг. |
|
1.5. |
Организация работы Координационного совета по туризму при мэре г.Иркутска |
2009 - 2012 гг. |
|
1.6. |
Содействие созданию и развитию ассоциаций и объединений субъектов туристской деятельности |
КЭ, структурные подразделения администрации г.Иркутска, во взаимодействии с общественными организациями или объединениями организаций сферы туризма |
2009 - 2012 гг. |
1.7. |
Взаимодействие с организациями туристской сферы г.Иркутска (средства размещения, организации общественного питания, транспортные организации) в части вопросов повышения качества обслуживания туристов. |
КЭ, во взаимодействии с организациями сферы туризма |
2009 - 2012 гг. |
1.8. |
Разработка Программы "Содействие развитию туризма в г.Иркутске на 2013 - 2016 годы" |
КЭ, исполнители на конкурсной основе |
2012 год |
2. Содействие развитию материально-технической базы туристской индустрии | |||
2.1. |
Содействие строительству, реконструкции и развитию объектов туристской индустрии (средств размещения, организаций общественного питания, объектов показа и пр.) |
2009 - 2012 гг. |
|
2.2. |
Предполагаемое строительство объектов туристской индустрии в городе Иркутске за счет средств хозяйствующих субъектов |
Организации сферы туризма |
2009 - 2012 гг. |
2.3. |
Проведение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности г.Иркутска. |
2009 - 2012 гг. |
|
2.4. |
Подготовка предложений по вопросам сохранения, использования объектов культурного наследия, не находящихся в собственности города Иркутска |
2009 - 2012 гг. |
|
3. Формирование благоприятного имиджа г.Иркутска и его продвижение на российском и международном туристских рынках | |||
3.1. |
Позиционирование г.Иркутска в качестве туристского центра на российских и международных выставках и ярмарках. Участие администрации города Иркутска и субъектов туристского рынка, в международных выставках и ярмарках по деловому туризму (презентация стенда, распространение презентационных материалов, заключение соглашений) |
2009 - 2012 гг. |
|
3.2. |
Реализация договоров сотрудничества по обмену туристскими группами и делегациями с городами-побратимами, городами-партнерами |
2009 - 2012 гг. |
|
3.3. |
Оказание содействия участию туристских организаций г.Иркутска в российских и международных туристских выставках и ярмарках |
2009 - 2012 гг. |
|
3.4. |
Подготовка и размещение материалов о г.Иркутске в российских и международных туристских каталогах |
КЭ, Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью |
2009 - 2012 гг. |
3.5. |
Создание, развитие и обслуживание системы ориентирования русских и иностранных туристов по г.Иркутску (в том числе информационные указатели, информационные стенды и т.д.) |
2009 - 2012 гг. |
|
3.6. |
Проведение работ по ремонту фасадов, дорожного покрытия, муниципальных музеев, по реконструкции и организации наружного освещения и созданию комплексного озеленения в зонах экскурсионных маршрутов |
2009 - 2012 гг. |
|
3.7. |
Содействие в прохождении аттестации гостиниц и других коллективных средств размещения, расположенных на территории г.Иркутска на соответствующую категорию |
КЭ во взаимодействии с Агентством по туризму Иркутской области |
2010 - 2012 гг. |
3.8. |
Разработка креативных экскурсионных маршрутов на основе использования археологического, культурного, градостроительного, исторического потенциала города Иркутска и их продвижение на рынок туристских услуг |
Управление культуры комитета по социальной политике и культуре, КЭ во взаимодействии с музеями г.Иркутска, исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2012 гг. |
3.9. |
Разработка и реализация программ общегородских культурно-массовых мероприятий, фестивалей, театрализованных праздников |
Управление культуры комитета по социальной политике и культуре, КЭ во взаимодействии с МУ "Дом Европы", исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2012 гг. |
3.10. |
Формирование календаря событийных мероприятий |
Управление культуры комитета по социальной политике и культуре, КЭ |
Ежегодно, 2 полугодие |
3.11. |
Проведение имиджевых спортивно-массовых мероприятий на территории г.Иркутска |
Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике комитета по социальной политике и культуре |
2009 - 2012 гг. |
3.12. |
Проведение мероприятий, посвященных празднованию Международного дня туризма (27 сентября) |
Управление культуры комитета по социальной политике и культуре, КЭ |
Ежегодно, 3 квартал |
3.13. |
Проведение мероприятий, посвященных 350-летию г.Иркутска |
Структурные подразделения администрации г.Иркутска |
2011 г. |
3.14. |
Проведение выставки-ярмарки изделий ремесленников и предприятий народных художественных промыслов города Иркутска |
КЭ во взаимодействии с общественными организациями или объединениями организаций сферы туризма |
2010 - 2012 гг. |
3.15. |
Проведение конкурса на лучшую организацию сферы туризма |
2010 - 2011 гг. |
|
4. Содействие в обучении и переподготовке кадров для сферы туризма | |||
4.1. |
Подготовка и проведение тренингов, круглых столов, семинаров для персонала организаций сферы туризма, в том числе по проблемам улучшения качества предоставления туристских услуг |
КЭ, исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2012 гг. |
4.2. |
Содействие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников организаций туристской индустрии |
КЭ, исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2012 гг. |
4.3. |
Содействие в организации практики студентов ВУЗов г.Иркутска, обучающихся по туристским специальностям |
2009 - 2012 гг. |
|
5. Информационное обеспечение туристской деятельности | |||
5.1. |
Сопровождение и информационное наполнение раздела "Туризм" на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в сети Интернет www.admirkutsk.ru и сайта www.irktur.com (на русском и английском языках) |
2009 - 2012 гг. |
|
5.2. |
Развитие информационно-туристской службы на базе МУ "Дом Европы" |
КЭ во взаимодействии с МУ "Дом Европы", организацими# сферы туризма |
2009 - 2012 гг. |
5.3. |
Разработка и изготовление информационных материалов о туристском потенциале г.Иркутска. |
КЭ, Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью администрации г.Иркутска, во взаимодействии с МУ "Дом Европы", исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2012 гг. |
5.4. |
Установка, обслуживание, информационное наполнение сенсорных терминалов, содержащих сведения о туристских ресурсах города, в местах массового пребывания туристов (на русском и иностранном языках) |
КЭ, исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2012 гг. |
6. Инвестиционно-финансовая поддержка организаций сферы туризма | |||
Инвестиционно-финансовая поддержка развития субъектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы" и другими муниципальными правовыми актами г.Иркутска. | |||
7. Мониторинг развития туристской деятельности | |||
7.1. |
Организация проведения мониторингов и социологических исследований в сфере туристской деятельности на территории г.Иркутска |
КЭ, Управление по информационной политике, связям со СМИ и общественностью, исполнители на конкурсной основе |
2009 - 2011 гг. |
7.2. |
Проведение статистического обследования туристской отрасли |
КЭ во взаимодействии с Иркутскстат |
2009 - 2012 гг. |
7.3. |
Организация мониторинга реализации мероприятий Программы "Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы" |
2009 - 2012 гг. |
Решением Думы г.Иркутска от 26 октября 2012 г. N 005-20-390639/2 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства бюджета города Иркутска (таблица 10).
Реализация программных мероприятий будет осуществляться путем заключения муниципальных контрактов (договоров) с органами, организациями, реализующими мероприятия, предусмотренные Программой в соответствии с законодательством.
Таблица 10
Ресурсное обеспечение программы
N п/п |
Наименование раздела |
Источники финансирования |
Ресурсное обеспечение программы, тыс. руб. |
||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Организационное обеспечение |
Бюджет г.Иркутска |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Содействие развитию материально-технической базы туристской индустрии |
Бюджет г.Иркутска |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
Формирование благоприятного имиджа г.Иркутска |
Бюджет г.Иркутска |
1745 |
1450 |
1647,18 |
1857 |
6699,18 |
4. |
Содействие в обучении и переподготовке кадров для сферы туризма |
Бюджет г.Иркутска |
442 |
340 |
410 |
407,9 |
1599,9 |
5. |
Информационное обеспечение туристской деятельности |
Бюджет г.Иркутска |
1273 |
970 |
908,71 |
1556,3 |
4708,01 |
6. |
Инвестиционно-финансовая поддержка организаций сферы туризма |
Бюджет г.Иркутска |
Средства МЦП "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Иркутске на 2008 - 2012 годы" |
||||
7. |
Мониторинг развития туристской деятельности |
Бюджет г.Иркутска |
120 |
110 |
250 |
0 |
480 |
8. |
Иные мероприятия |
Бюджет г.Иркутска |
0 |
180 |
114,11 |
98,8 |
392,91 |
9. |
Итого: |
Бюджет г.Иркутска |
3580 |
3050 |
3330 |
3920 |
13880 |
Решением Думы г.Иркутска от 30 сентября 2011 г. N 005-20-260386/1 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы
Экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий Программы развития туризма может оцениваться как часть интегрированного роста поступлений от туристской деятельности за период реализации мероприятий по их полному циклу, основную часть которой составляют поступления от предприятий туриндустрии.
Опыт показывает, что создание предприятий дополнительного обслуживания при сравнительно низкой капиталоемкости в 2-4 раза эффективнее более капиталоемкой гостиничной базы. Следует также учитывать, что все туристские предприятия являются открытыми для обслуживания любых посетителей: как туристов, бизнесменов, так и местных жителей, что в значительной степени приводит к увеличению объема продаж (оборота) в целом, улучшает экономические показатели этих предприятий, а также имеет большое социально-экономическое значение, увеличивая занятость населения в сфере услуг.
В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую и социальную эффективность развития сферы туризма в г.Иркутске:
- объем инвестиций в основной капитал организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса увеличится с 133 млн.руб. в 2009 году до 340 млн.руб. к концу 2012 года;
- вместимость номерного фонда в коллективных средствах размещения увеличится на 7%: с 3 258 мест в 2009 году до 3 487 мест к концу 2012 года;
- численность работников, занятых в организациях сферы туризма увеличится на 10%: с 14,7 тыс. чел. в 2009 году до 16,2 тыс. чел. к концу 2012 года;
- доля занятых на предприятиях сферы туризма в общем числе занятых на предприятиях г.Иркутска увеличится на 0,6%: с 6,5% в 2009 году до 7,1% к концу 2012 года;
- количество туристских фирм, осуществляющих деятельность в сфере въездного туризма в г.Иркутске увеличится на 15,4%: с 30 фирм в 2009 году до 35 фирм к концу 2012 года;
- среднемесячная заработная плата работников организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса увеличится на 7,9%: с 11 116,7 руб. в 2009 году до 12 000 руб. к концу 2012 года.
Показатели эффективности мероприятий, реализуемых в рамках Программы за период 2009 - 2012 гг., достигнут следующих значений (таблица 11):
- количество специалистов, прошедших обучение на курсах подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников организаций туристской индустрии, тренингах - 690 человек;
- количество посещений раздела "Туризм" на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в сети Интернет www.admirkutsk.ru - 44 732 человека;
- количество участников конкурса на лучшую организацию сферы туризма - 75 единиц;
- количество посещений сенсорных терминалов, содержащих сведения о туристских ресурсах города - 45 000 человек.
Таблица 11
Показатели эффективности реализации мероприятий Программы
Достигнутые количественные показатели развития сферы туризма позволят получить качественные социальные результаты:
- развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности;
- насыщение потребительского рынка качественными услугами, обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы туризма;
- укрепление социального статуса, повышение имиджа субъектов туристской деятельности.
Экономический эффект от мероприятий Программы возможно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, это эффект от поступлений в бюджет через систему налогов субъектов турбизнеса. Этот эффект увеличивается с ростом потоков туристов, а также с повышением качества обслуживания туристов субъектами турбизнеса, чему будут способствовать проводимые программные мероприятия.
Во-вторых, это эффект для экономики города, связанный с увеличением объема торговли от прироста туристского потока в результате программных мероприятий.
Об экономической эффективности бюджетного финансирования мероприятий по развитию туризма следует судить по экономическому результату, достигнутому вследствие этих мероприятий. Рассчитать рентабельность бюджетных вложений можно по соотношению между дополнительными доходами от туристской деятельности, полученными за определенный период, и расходами на развитие этой деятельности:
Э = П/Б х 100%, где:
Э - рентабельность бюджетных вложений (в процентах);
П - дополнительный доход от прироста потоков туристов, рассчитывается по формуле:
П = Т х Д;
Т - прирост потоков туристов;
Д - поступления в экономику города от одного туриста за все время его пребывания в Иркутске;
Б - расходы на программные мероприятия из бюджета города.
Другими словами, производится сопоставление эффекта от программных мероприятий по развитию туристского комплекса Иркутска с затратами на его развитие. Это и есть рентабельность освоения средств, выделенных из бюджета города.
Список используемых сокращений:
Первый заместитель мэра - |
Г.Д.Зюбр |
Начальник отдела инвестиционных ресурсов |
М.Л.Еремеева |
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы города Иркутска от 22 октября 2008 г. N 004-20-540903/8 "О муниципальной целевой программе "Содействие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.