Решение Иркутской районной Думы от 29 мая 2008 г. N 45-349/РД
"Об утверждении "Муниципальной целевой программы поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг."
Решением Иркутской районной Думы от 12 ноября 2009 г. N 02-18/РД настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2010 г.
Руководствуясь ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 14 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 27.12.2007 г. N39-304/рд "О программе комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 гг.", ст.ст. 9, 14, 16 Устава Иркутского районного муниципального образования, Дума Иркутского районного муниципального образования решила:
1. Утвердить "Муниципальную целевую программу поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг." (Приложение).
2. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Ангарские огни"
3. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по бюджету, ценообразованию и социально-экономическому развитию (Чердаков А.М.)
Мэр Иркутского районного МО |
И.Наумов |
Муниципальная целевая программа
поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг.
(утв. Решением Иркутской районной Думы
от 29 мая 2008 г. N 45-349/РД)
Нумерация разделов Программы приводится в соответствии с источником
Паспорт
"Муниципальной целевой программы поддержки
и развития малого и среднего предпринимательства
в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг."
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг. |
||||
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Программа комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 гг., утвержденная решением Думы Иркутского района 27 декабря 2007 года N 39-304/рд |
||||
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Иркутского районного муниципального образования |
||||
Основные разработчики Программы: |
Отдел социально-экономического развития и инвестиций планово-экономического управления администрации Иркутского районного муниципального образования |
||||
Ответственный исполнитель: |
Отдел социально-экономического развития и инвестиций планово-экономического управления администрации Иркутского районного муниципального образования |
||||
Основные исполнители Программы: |
Планово-экономическое управление, финансовое управление, комитет по управлению муниципальным имуществом Иркутского района, юридический отдел, отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отдел сельского хозяйства администрации Иркутского районного муниципального образования. Структурные подразделения администрации Иркутского районного муниципального образования. Муниципальные образования Иркутского районного муниципального образования. |
||||
Основная цель Программы |
Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Иркутского районного муниципального образования, повышение роли малого и среднего предпринимательства в реализации социально-экономической политики администрации Иркутского районного муниципального образования |
||||
Цель Программы: |
В социальном аспекте - укрепление социально-экономических позиций среднего класса, содействие росту уровня жизни и доступности социальных благ через широкомасштабную поддержку предпринимательских инициатив населения; обеспечение воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики района, сохранение созданных рабочих мест, снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, трудоустройство социально незащищенных категорий населения. В экономическом аспекте - создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды, увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом выпуске продукции, работ и услуг, оптимизация использования ресурсного потенциала Иркутского района, удовлетворение потребительского спроса населения посредством насыщения потребительского рынка товарами и услугами, расширение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В организационном аспекте - совершенствование системы мер по содействию и контролю за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем: создания системы информационно-аналитического обеспечения малого и среднего предпринимательства; совершенствования нормативно-правовой базы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. |
||||
Задачи Программы |
1) Формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства: - совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности; - пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства; - совершенствование методического обеспечения системы поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе; - распространение передового опыта по поддержке малого и среднего предпринимательства 2) Усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства Иркутского района: - информатизация малого и среднего предпринимательства; - удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в консультационных услугах; - предоставление возможности дистанционного обучения; - содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутского района на региональные рынки путем информирования о возможном участии в ярмарках-выставках, конкурсах через СМИ. - приоритетная поддержка малого и среднего предпринимательства в производственной, туристической сферах, сфере бытовых услуг, ремесленничестве. - поддержка и развитие семейного предпринимательства. |
||||
Сроки и этапы реализации Программы |
2008 - 2010 годы |
||||
Основные мероприятия Программы |
1. Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса. 3. Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства. 4. Информирование, консультирование и обучение субъектов малого и среднего предпринимательства. 5. Расширение деловых возможностей малого и среднего бизнеса и поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства. |
||||
Финансовое обеспечение Программы (тыс.руб.) |
Общий объем финансирования в 2008 - 2010 годах из бюджетов Иркутского районного муниципального образования, Карлукского муниципального образования, Ушаковского муниципального образования и иных источников - 483 тыс.руб., в том числе:
|
||||
Источник |
Всего |
в том числе по годам: |
|||
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Бюджет Иркутского районного муниципального образования, тыс.руб. |
220 |
- |
100 |
120 |
|
Бюджет Карлукского муниципального образования, тыс.руб. |
220 |
50 |
70 |
100 |
|
Бюджет Ушаковского муниципального образования, тыс.руб. |
36 |
- |
15 |
21 |
|
Иные источники, тыс.руб. |
7 |
- |
3 |
4 |
|
Всего, тыс. руб. |
483 |
50 |
188 |
245 |
|
Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании районного бюджета на соответствующий финансовый год. | |||||
Ожидаемые конечные результаты Программы |
Сохранение действующих и создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства (в расчете на 1000 жителей не менее 6,9 единиц числа малых и средних предприятий); Увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях на 11%; Рост объемов отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг малыми и средними предприятиями в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг на 43,3%; Рост выручки от реализации продукции малыми и средними предприятиями в общем объеме выручки по всем предприятиям района на 45,6% |
||||
Система организации, управления и контроля за исполнением Программы |
Заместитель мэра по экономике и финансам, отдел социально-экономического развития и инвестиций планово-экономического управления. |
В тексте используются следующие сокращения: СМиСП - субъекты малого и среднего предпринимательства; Программа - "Муниципальная целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг."
Характеристика проблемы, оценка сложившейся ситуации
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Введение
В соответствии с положениями Программы комплексного социально-экономического развития Иркутского районного муниципального образования на 2008 - 2012 гг., утвержденной решением Иркутской районной Думы 27 декабря 2007 г. N 39-304/рд, развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства остаются приоритетом политики администрации на период 2008 - 2010 гг., с учетом достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач социального и экономического развития района, приобретения им статуса равноправного с другими секторами экономики макроэкономического компонента.
В рамках системной целенаправленной работы по развитию и поддержке малого предпринимательства в Иркутском районе были реализованы две программы развития и поддержки малого предпринимательства: "Муниципальная программа поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутском районе на 2001 - 2002 годы" (Постановление Главы района от 29.05.2001 N 1149), "Муниципальная целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2003 - 2005 годы" (Постановление Главы района от 28.05.2003 N 1390).
Основные направления Программы на 2008 - 2010 гг. разрабатывались с учетом изменившихся правовых и экономических условий, в которых осуществляется деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа как инструмент муниципальной поддержки СМиСП объединяет в себе положительные результаты реализации предыдущих программ, изучения опыта других регионов и муниципальных образований Российской Федерации.
Настоящая Программа на период 2008 - 2010 годы составлена с учетом социально-экономических показателей работы малого бизнеса в период с 2005 года по 2007 год и разработана в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, определенными:
ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.;
ст. 11, 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" N 209-ФЗ от 24.07.2007 г.
Также при разработке программы использованы методические рекомендации Департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области "Методические рекомендации органам местного самоуправления по разработке муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства" и мероприятий областной государственной целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006 - 2010 годы".
Состояние малого и среднего предпринимательства
в Иркутском районном муниципальном образовании
В состав Иркутского районного муниципального образования входят 21 муниципальное образование.
В 2007 г. в Иркутский район на постоянное место жительства прибыло 2073 человека, выбыло - 932, миграционный прирост населения составил 1141 человек, что на 122 человека (12%) больше, чем за 2006 год. Миграционный рост трудоспособного населения в 2007 году составил 819 чел.
Таблица N 1
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
||
Прибыло |
Выбыло |
Прибыло |
Выбыло |
|
Всего населения, чел |
2234 |
1215 |
2073 |
932 |
В т.ч. трудоспособного возраста |
1626 |
936 |
1518 |
699 |
В ходе реализации программ поддержки малого предпринимательства в Иркутском районном муниципальном образовании эффективность малого и среднего бизнеса довольно четко прослеживается по основным социально-экономическим показателям деятельности, что представлено в таблице 2.
Таблица 2
Основные социально-экономические показатели деятельности малых предприятий
в Иркутском районном муниципальном образовании за 2005 - 2007 гг.
Наименование показателей |
Годы |
В % 2007 г. к 2005 г. |
||
2005 |
2006 |
2007 |
||
Число МП |
336 |
446 |
471 |
140,2 |
Отгружено товаров, выполнено работ, услуг, тыс.руб. |
1071454 |
1715316 |
2100764 |
196,1 |
в % от района |
31,5 |
34,7 |
36,5 |
|
Выручка от реализации, тыс.руб. |
4291448 |
5407818 |
5805796 |
135,3 |
в % от района |
52,9 |
54,8 |
50,5 |
|
Оборот розничной торговли, тыс.руб. |
386478 |
1116947 |
1085438 |
280,9 |
в % от района |
28,8 |
65,6 |
66,5 |
|
Численность работников, чел. |
4037 |
4650 |
4566 |
113,1 |
в % от района |
24,0 |
23,3 |
23,6 |
|
Фонд оплаты труда, тыс.руб. |
199749 |
224662 |
284227 |
142,3 |
в % от района |
16,0 |
12,5 |
13,5 |
|
Среднемесячная зарплата, руб. |
4123 |
4026 |
5187 |
125,8 |
в % от района |
70,2 |
53,5 |
57,4 |
|
Число предприятий и учреждений в районе увеличилось в 2005 - 2007 годах за счет увеличения числа малых предприятий (с 427 ед. до 471 ед.). Увеличение числа малых предприятий за последние три года объясняется регистрацией новых малых предприятий и переходом предприятий из крупных и средних в малые.
Приоритетными и определяющими развитие района видами экономической деятельности по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами в малом предпринимательстве района в 2007 году были "Строительство" (34%), "Промышленное производство" (18%), "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (18%), "Торговля и общественное питание" (14%), "Лесное хозяйство" (11%), "Сельское хозяйство" (2%).
Структура видов экономической деятельности по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг за 2007 год представлена на диаграмме N 1
"Диаграмма N 1. Структура видов экономической деятельности по объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг"
Приоритетными и определяющими развитие района видами экономической деятельности по выручке от реализации товаров и услуг в малом предпринимательстве района в 2007 году были "Торговля и общественное питание" (60%), "Строительство" (14%), "Промышленное производство" (9%), "Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области" (7%); "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (7%), "Транспорт" (2%), "Сельское хозяйство" (1%).
Структура видов экономической деятельности по выручке от реализации товаров и услуг за 2007 год представлена на диаграмме N 2.
"Диаграмма N 2. Структура видов экономической деятельности по выручке от реализации товаров, работ, услуг"
Динамику по удельному весу видов экономической деятельности в объеме выручки по малым предприятиям за 2005 - 2007 годы можно проследить в таблице 3.
Таблица 3
Удельный вес видов экономической деятельности в объеме выручки
по малым предприятиям за 2005 - 2007 гг. (в %)
Виды экономической деятельности |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Торговля и общественное питание |
75,2 |
61,5 |
60,2 |
Строительство |
11,0 |
15,0 |
14,0 |
Промышленное производство |
8,0 |
14,1 |
8,9 |
Транспорт |
1,9 |
2,6 |
2,2 |
Сельское хозяйство |
1,3 |
0,9 |
0,7 |
Лесное хозяйство |
0,5 |
1,1 |
6,9 |
Прочие |
2,1 |
4,8 |
7,1 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В 2007 году в прочих видах экономической деятельности значительное место заняли "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 6,8% в объеме выручки по малым предприятиям.
Значительное увеличение выручки от реализации товаров, работ, услуг в 2007 году по сравнению с прошлым годом в малых предприятиях произошло по следующим видам экономической деятельности:
"Лесное хозяйство" в 6,5 раз;
"Добыча полезных ископаемых" в 1,6 раза (разработка гравия).
"Гостиницы и рестораны" - на 74,9%.
Динамика основных экономических показателей деятельности предприятий по району в целом и малым предприятиям за период 2005 - 2007 гг. представлена на диаграмме N 3.
"Диаграмма N 3. Динамика основных экономических показателей деятельности предприятий в целом по району и малым предприятиям за период 2005 - 2007 г-г."
Динамику удельного веса численности работающих на малых предприятиях от численности работающих по району в целом по видам экономической деятельности за 2005 - 2007 годы можно проследить в таблице 4.
Таблица 4
Удельный вес численности работающих на малых предприятиях от численности работающих
по району в целом по видам экономической деятельности за 2005 - 2007 гг. (в %)
Виды экономической деятельности |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Торговля и общественное питание |
52,9 |
59,0 |
56,2 |
Промышленное производство |
34,2 |
21,6 |
24,2 |
Строительство |
45,6 |
70,9 |
61,5 |
Операции с недвижимым имуществом |
38,0 |
37,4 |
51,8 |
Сельское хозяйство |
12,0 |
9,7 |
6,9 |
Транспорт |
15,4 |
17,0 |
10,8 |
Лесное хозяйство |
18,9 |
13,4 |
23,9 |
Из таблицы N 4 можно сделать вывод: за последние три года увеличился удёльный вес численности работающих на малых предприятиях от численности по району в целом по следующим видам экономической деятельности: "Торговля и общественное питание" - с 52,9% до 56,2%, "Строительство" - с 45,6% до 61,5%, "Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - с 38,0% до 51,8%, "Лесное хозяйство" - с 18,9% до 23,9%. На одном малом предприятии в 2005 - 2007 гг. в среднем, работало 10 человек.
Доля выручки МП в выручке от реализации, произведенной продукции (работ, услуг), в целом по району, составила в 2005 - 2007 годах в среднем 52,7 %. При этом, на МП в 2005 - 2007 годах году всего было занято в среднем 24,0 % работающих.#
Динамика среднемесячной заработной платы работников в целом по району и по малым предприятиям за период 2005 - 2007 г.г. представлена в Диаграмме N 4.
"Диаграмма N 4. Динамика среднемесячной заработной платы работников в целом по району и по малым предприятиям за период 2005 - 2007 г.г."
Исключительно по всем показателям вклад малого бизнеса в экономику района за 3 года существенно увеличился.
Итоги развития малого бизнеса в Иркутском районном муниципальном образовании подтверждают эффективность деятельности малых предприятий. Однако достигнутый к настоящему времени уровень развития малого и среднего предпринимательства еще не достаточен для интенсивного создания новых рабочих мест, оживления спроса-предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у значительной части экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней.
3. Проблемы в развитии малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство значительное и сложное явление социально-экономической жизни Иркутского района. Оно присутствует практически во всех сферах экономики района. Развитие малого и среднего бизнеса в районе является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики района, и наоборот, сокращение числа малых и средних предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как экономического, так и социального характера. В силу указанных причин поддержка малого и среднего бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики администрации Иркутского районного муниципального образования.
Необходимость поддержки малого и среднего предпринимательства связана с необходимостью компенсации неравных условий, в которых находятся субъекты малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными предприятиями. Развитие малого и среднего предпринимательства особенно в сфере производства и инновационной деятельности, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленного содействия и поддержки со стороны государственных структур.
В ходе экономических реформ так и не была создана достаточно эффективная система государственной и муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства на всех уровнях.
Можно выделить три основных блока проблем развития малого и среднего предпринимательства:
1. Сложность земельных и имущественных отношений.
2. Ограниченный доступ к источникам финансирования и высокая стоимость кредитных ресурсов.
3. Административные барьеры.
Государственная и муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства сдерживается недостатком финансовых средств в государственных бюджетах и практически полным их отсутствием в бюджетах муниципальных образований. В этих условиях возможности органов местного самоуправления для поддержки СМиСП резко сужаются и ограничиваются, как правило, менее эффективными неденежными формами.
Система муниципальной поддержки малого предпринимательства должна обеспечить:
- устранение различного рода административных барьеров, препятствующих нормальному созданию и развитию СМиСП, а также необоснованного вмешательства органов власти в их хозяйственную деятельность;
- создание среды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- адресную поддержку СМиСП на основе сотрудничества органов местного самоуправления с коммерческими структурами, общественными объединениями предпринимателей, органами государственного управления субъектов Российской Федерации.
Развитие малого и среднего бизнеса в Иркутском районном муниципальном образовании осуществляется на основе программно-целевых методов. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки предпринимательства в Иркутском районном муниципальном образовании, основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего бизнеса, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед районом, а также других, в том числе социальных факторов, полностью себя оправдывает.
II. Основные принципы, цели и задачи программы
1. Принципы Программы
1. Конкурсность: обеспечение равных возможностей для субъектов СМиСП при получении поддержки органов местного самоуправления.
2. Гласность: открытость мероприятий системы поддержки СМиСП.
3. Системность: обеспечение функциональной взаимозависимости и взаимодополняемости элементов инфраструктуры поддержки СМиСП.
4. Паритетность участия: преимущественная поддержка мероприятий, имеющих софинансирование со стороны СМиСП и других инвесторов.
5. Эффективность: дальнейшее финансирование получают только проекты, показавшие свою эффективность.
2. Цели Программы
Основными целями Программы являются:
- в социальном аспекте укрепление социально-экономических позиций среднего класса, содействие росту уровни жизни и доступности социальных благ через широкомасштабную поддержку предпринимательских инициатив населения; обеспечение воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики района.
- в экономическом аспекте создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды, увеличение валового выпуска продукции, работ и услуг за счет развития малого и среднего предпринимательства, оптимизация использования ресурсного потенциала Иркутского района, увеличение ассортимента и качества производимых товаров и услуг.
- организационном аспекте совершенствование системы мер по содействию и контролю за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства путем:
- создания системы информационно-аналитического обеспечения малого и среднего предпринимательства;
- совершенствования нормативно-правовой базы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
3. Основные задачи, решаемые Программой
Для достижения основных целей Программы и обеспечения результатов ее реализации, а также исходя из объективных потребностей малого и среднего бизнеса Иркутского района, необходимо решение следующих задач по четырем основным направлениям:
1) формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства:
совершенствование правового обеспечения предпринимательской деятельности;
пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;
совершенствование методического обеспечения системы поддержки малого и среднего предпринимательства;
распространение передового опыта по поддержке малого и среднего предпринимательства.
2) усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства Иркутского района:
информатизация малого и среднего предпринимательства;
удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в консультационных услугах;
предоставление возможности дистанционного обучения;
содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутского района на региональные рынки путем информирования о возможном участии в ярмарках-выставках через СМИ;
приоритетная поддержка малого и среднего предпринимательства в производственной, туристической сферах, сфере бытовых услуг, ремесленничестве;
поддержка и развитие семейного предпринимательства.
III. Приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
Приоритетными видами деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства для целей оказания муниципальной поддержки на территории Иркутского районного образования являются:
1. Сельское хозяйство (личные семейные подсобные хозяйства, переработка сырья на месте и поставка готовой продукции)
2. Промышленное производство (лесозаготовка, сбор и переработка дикоросов, деревообработка, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства);
3. Развитие туризма;
4. Производство (изготовление) декоративных изделий и изделий народных художественных промыслов и ремесел;
5. Бытовые услуги, предоставляемые населению.
IV. Источники и объемы финансового обеспечения программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств бюджетов Иркутского районного муниципального образования, Карлукского МО, Ушаковского МО и иных источников, выделяемых на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства. Объем финансирования Программы приведен в нижеследующих таблицах:
Таблица N 5
Ресурсное обеспечение мероприятий программы Иркутским районным
муниципальным образованием
N п/п |
|
Всего |
Ресурсное обеспечение программы в т.ч по годам в тыс. руб. |
||
2008 |
2009 |
2010 |
|||
1 |
Совершенствование нормативно-правовой базы по поддержке и развитию предпринимательской деятельности (распространение брошюр и буклетов) |
50 |
- |
20 |
30 |
2 |
Организация проведения конкурсов субъектов малого предпринимательства, в частности "Лучший предприниматель Иркутского района" по различным номинациям и др. |
170 |
- |
80 |
90 |
|
Итого |
220 |
- |
100 |
120 |
Таблица N 6
Ресурсное обеспечение мероприятий программы Ушаковским муниципальным образованием
Нумерация колонок приводится в соответствии с источником
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источники финансирования |
Всего |
Ресурсное обеспечение программы в т.ч. по годам в тыс.руб. |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
5 |
6 |
1 |
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства |
Средства бюджета |
3 |
- |
1 |
2 |
Иные источники |
3 |
- |
1 |
2 |
||
2 |
Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства |
Средства бюджета |
4 |
- |
2 |
2 |
Иные источники |
4 |
- |
2 |
2 |
||
3 |
Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы |
Средства бюджета |
2 |
- |
1 |
1 |
Иные источники |
- |
- |
- |
- |
||
4 |
Организация проведения конкурсов |
Средства бюджета |
10 |
- |
5 |
5 |
Иные источники |
- |
- |
- |
- |
||
5 |
Инвестиционно-финансовая поддержка |
Средства бюджета |
15 |
- |
5 |
10 |
Иные источники |
- |
- |
- |
- |
||
6 |
Мониторинг развития малого и среднего предпринимательства |
Средства бюджета |
2 |
- |
1 |
1 |
Иные источники |
- |
- |
- |
- |
||
|
Итого: |
Средства бюджета |
36 |
- |
15 |
21 |
Иные источники |
7 |
- |
3 |
4 |
||
|
Всего: |
|
43 |
- |
18 |
25 |
Таблица N 7
Ресурсное обеспечение программы Карлукским муниципальным образованием
Источник |
Всего |
в том числе по годам, тыс.руб. |
||
2008 |
2009 |
2010 |
||
Бюджет Карлукского МО |
220 |
50 |
70 |
100 |
Объем финансирования работ по годам реализации Программы будет уточняться при формировании проектов бюджетов: Иркутского районного муниципального образования, муниципальных образований 1 уровня на соответствующий год.
V. Индикативные показатели развития малого и среднего предпринимательства до 2010 года
Таблица N 8
Показатели |
Единица измерения |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
В % 2010 г. к 2007 г. |
отчет |
оценка |
прогноз |
||||
Число МП |
ед. |
471 |
485 |
495 |
500 |
106,2 |
Отгружено товаров, выполнено работ, услуг |
тыс.руб. |
2100764 |
2481002 |
2734065 |
3010205 |
143,3 |
от района |
в % |
36,5 |
37,1 |
37,2 |
38,1 |
|
Выручка от реализации |
тыс.руб. |
5805796 |
6966955 |
7677585 |
8453021 |
145,6 |
от района |
в % |
50,5 |
51,8 |
52,4 |
53,2 |
|
Оборот розничной торговли |
тыс.руб. |
1085438 |
1230887 |
1321972 |
1411866 |
130,1 |
от района |
в % |
66,5 |
67,7 |
68,4 |
69,0 |
|
Численность работников |
чел. |
4566 |
4666 |
5016 |
5066 |
111,0 |
от района |
в % |
23,8 |
24,2 |
25,9 |
26,0 |
|
Оплата труда |
тыс.руб. |
284227 |
365232 |
469323 |
563187 |
198,1 |
от района |
в % |
13,2 |
13,5 |
14,5 |
14,8 |
|
Среднемесячная зарплата |
руб. |
5187 |
6523 |
7797 |
9264 |
178,6 |
от района |
в % |
55,2 |
55,9 |
56,1 |
56,8 |
|
Оценка ожидаемой эффективности
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития и поддержки малого предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 годы, будут достигнуты следующие социально-экономические показатели, характеризующие экономическую, социальную эффективность развития малого предпринимательства:
1. Показатели экономической эффективности:
- Сохранение действующих и создание новых субъектов малого и среднего предпринимательства (в расчете на 1000 жителей не менее 6,9 единиц числа малых и средних предприятий);
- Увеличение численности занятых на малых и средних предприятиях на 11 %;
- Рост объемов отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг малыми и средними предприятиями в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг на 43,3%;
- Рост выручки от реализации продукции малыми и средними предприятиями в общем объеме выручки по всем предприятиям района на 30%.
2. Показатели социальной эффективности:
Достигнутые количественные показатели развития малого предпринимательства определят качественные социальные результаты:
- сохранение созданных рабочих мест;
- снижение безработицы, обеспечение занятости молодежи, трудоустройство социально незащищенных категорий населения;
- повышение благосостояния населения, снижение общей социальной напряженности в районе;
- насыщение потребительского рынка товарами и услугами, удовлетворение потребительского спроса населения;
- совершенствование отраслевой структуры района путем заполнения малыми предприятиями "свободной ниши" по организации новых производств и услуг; эффективное использование незагруженных производственных мощностей предприятий;
- расширение инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
VI. Организация управления и механизм реализации программы
Организацию и управление всем комплексом работ по реализации Программы осуществляет отдел социально-экономического развития и инвестиций планово-экономического управления администрации Иркутского районного муниципального образования.
Контроль за ходом реализации Программы и эффективным использованием средств, выделяемых на их реализацию осуществляет заместитель мэра по экономике и финансам.
Отдел социально-экономического развития и инвестиций планово-экономического управления реализует функции администрации Иркутского районного муниципального образования как муниципального заказчика-координатора Программы:
взаимодействует с заинтересованными органами исполнительной власти Иркутской области;
готовит предложения по корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
представляет заявки на финансирование этапов реализации Программы;
уточняет затраты по программным мероприятиям, отдельные их показатели, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает и вносит в установленном порядке проекты правовых актов Иркутского районного муниципального образования, необходимых для выполнения Программы.#
подготавливает проекты соглашений (договоров) с областными органами исполнительной власти, организациями для подписания от имени Иркутского районного муниципального образования по мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет средств областного бюджета.
VII. Перечень основных мероприятий программы
Подпрограмма 1.
Совершенствование внешней среды развития предпринимательства
Разделы Подпрограммы:
Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности СМиСП;
Пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса.
Основные цели мероприятий Подпрограммы:
Совершенствование правового обеспечения предпринимательской цели деятельности;
Пропаганда идей малого и среднего предпринимательства, формирование среди населения положительного имиджа предпринимательства;
Совершенствование методического обеспечения системы поддержки СМиСП в Иркутском районном муниципальном образовании - ресурсное обеспечение;
Распространение передового опыта по поддержке СМиСП.
Раздел 1.1.
Правовое, организационное и аналитическое обеспечение деятельности СМиСП
N п/п |
Мероприятие |
Цель |
Содержание работ |
Ожидаемые результаты |
Ответственный исполнитель |
1. |
Совершенствование нормативно-правовой базы по поддержке и развитию предпринимательской деятельности |
Устойчивый рост функционирования малого и среднего предпринимательства в Иркутском районном муниципальном образовании |
Мониторинг и формирование нормативно-правовой базы в различных сферах деятельности малого и среднего бизнеса. Доведение до сведения субъектов малого и среднего предпринимательства разъяснений и комментариев к основным нормативно-правовым актам Российской Федерации и Иркутской области. |
Создание благоприятного нормативно-правового поля для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в Иркутском районном муниципальном образовании. |
Планово-экономическое управление администрации Иркутского районного муниципального образования |
2. |
Развитие и совершенствование системы оказания юридической помощи СМиСП |
Предоставление юридической помощи малым и средним предприятиям в их взаимоотношениях с контрольно-надзорными, государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами |
Оказание юридической помощи малым и средним предприятиям по следующим направлениям: - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе начинающим предпринимателям, юридической помощи по вопросам гражданского, трудового, финансового, налогового, бюджетного, административного и иного законодательств в области регулирования предпринимательской деятельности Освещение данных вопросов в официальном печатном издании и размещение на официальном сайте района. |
Сокращение нарушений действующего законодательства со стороны предпринимателей при проведении мероприятий по государственному контролю. |
Юридический отдел администрации Иркутского районного муниципального образования |
3. |
Совершенствование системы мер по содействию и контролю за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства |
Устранение необоснованных административных препятствий для создания новых и развития действующих малых и средних предприятий. Повышение информированности субъектов предпринимательства о нормах и регламентах деятельности контролирующих, надзорных к правоохранительных органов. |
Информирование СМиСП и соблюдение СМиСП следующих нормативных документов: Порядка организации мелкорозничной торговли на территории Иркутского районного муниципального образования; Порядка организации стационарной розничной торговли на территории Иркутского районного муниципального образования; Порядка выдачи учетных удостоверений на оказание бытовых услуг на территории Иркутского районного муниципального образования; Порядка выдачи учетных удостоверений предприятиям общественного питания на территории Иркутского районного муниципального образования, утвержденными решением Думы Иркутского районного муниципального образования от 26 июля 2007 г. N 32-255/рд. Оказание помощи малым и средним предприятиям по вопросам, связанным с регистрацией, лицензированием розничной продажи алкогольной продукции. Участие муниципальных образований в проводимых Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области семинарах, совещаниях, круглых столах с предпринимателями и представителями правоохранительных и контролирующих органов по вопросам безопасности предпринимательства. Заключение и реализация соглашений социально-экономического сотрудничества. |
Сокращение сроков рассмотрения и выдачи: учетных удостоверений предприятиям общественного питания, на территории Иркутского районного муниципального образования; учетных удостоверений на оказание бытовых услуг на территории Иркутского районного муниципального образования; удостоверения на место мелкорозничной торговли; удостоверения на место передвижной, разностной# мелкорозничной торговли. |
Отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации Иркутского районного муниципального образования |
4. |
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства. |
Развитие информационно-аналитического обеспечения системы подготовки и принятия решений в сфере поддержки и развития малого предпринимательства в Иркутском районном муниципальном образовании. |
Анализ социально-экономических показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса Взаимодействие с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и другими государственными органами по вопросам получения сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства на территории Иркутского района. |
|
Планово-экономическое управление администрации Иркутского районного муниципального образования |
5. |
Консультационная поддержка муниципальных образований Иркутского районном муниципальном образовании в разработке муниципальных целевых программ поддержки и развитии малого и среднего предпринимательства.# |
Создание единой политики поддержки малого и среднего предпринимательства в Иркутской районном муниципальном образовании.# |
Оказание консультаций специалистам, занимающимися вопросами поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Иркутского районного муниципального образования.# |
Разработка и принятие муниципальных программ поддержки и развития СМиСП во всех муниципальных образованиях Иркутского районного муниципального образования. |
Планово-экономическое управление, отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания, юридический отдел администрации Иркутского районного муниципального образования |
Раздел 1.2.
Пропаганда предпринимательства и самоорганизация бизнеса
N п/п |
Мероприятие |
Цель |
Содержание работ |
Ожидаемые результаты |
Ответственный |
1. |
Развитие единой информационной системы поддержки СМиСП Иркутского районного муниципального образования |
Информирование населения и субъектов малого и среднего предпринимательства района о политике администрации района в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, механизмах государственной поддержки и общественного содействия развитию СМиСП. |
Организация и осуществление взаимодействия со СМИ, освещающими вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Ведение рубрик по тематике малого и среднего предпринимательства в районной газете и на официальном сайте Иркутского районного муниципального образования. Информирование СМиСП о механизмах государственной поддержки и общественного содействия развитию СМиСП. Организация проведения конкурсов субъектов малого предпринимательства, в частности "Лучший предприниматель Иркутского района" по различным номинациям и др. |
Привлечение внимания общественности к наиболее острым проблемам малого и среднего бизнеса. Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности. Популяризация идей предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую деятельность экономически активных граждан района. |
Планово-экономическое управление, отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания, отдел сельского хозяйства администрации Иркутского районного муниципального образования муниципальные образования Иркутского района. |
2. |
Обмен опытом по поддержке предпринимательства |
Внедрение в практику новых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. Улучшение имиджа Иркутского районного муниципального образования в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства |
Организация и проведение обучающих семинаров, научно практических# конференций на районном уровне с представителями муниципальных образований Иркутского районного муниципального образования с целью выявления положительного опыта в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Участие в региональных мероприятиях по обмену опытом в сфере малого и среднего бизнеса. Ознакомление с опытом поддержки малого предпринимательства в других субъектах и муниципалитетах Российской Федерации. Использование на практике перспективных форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса. |
Выработка консолидированных решений по проблемам малого и среднего предпринимательства для представления их на областном уровне. Улучшение имиджа Иркутского районного муниципального образования. |
Муниципальные образования, планово-экономическое управление, отдел сельского хозяйства, отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания администрации Иркутского районного муниципального образования |
Подпрограмма 2.
Усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства
Разделы:
Финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства.
2.2. Информирование, консультирование и обучение СМиСП.
2.3. Расширение деловых возможностей малого и среднего бизнеса, поддержка приоритетных направлений развития предпринимательства.
Основные цели мероприятий подпрограммы:
Информатизация малого и среднего предпринимательства;
Удовлетворение потребностей малого и среднего бизнеса в консультационных услугах;
Предоставление возможности дистанционного обучения;
Содействие в продвижении субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутского района на региональные рынки путем информирования о возможном участии в ярмарках-выставках через СМИ.
Приоритетная поддержка СМиСП в производственной, туристической сферах, сфере бытовых услуг, ремесленничестве. Поддержка и развитие семейного предпринимательства.
Раздел 2.1.
Консультационное обеспечение деятельности СМиСП
N п/п |
Мероприятие |
Цель |
Содержание работ |
Ожидаемые результаты |
Ответственный Исполнитель |
1. |
Консультационное обеспечение деятельности СМиСП |
Повышение профессиональных возможностей начинающих и действующих малых и средних предприятий. |
Создание и ведение реестра недвижимого имущества, земельных участков, расположенных на территории Иркутского районного муниципального образования, предназначенных для продажи или аренды с указанием собственника и характеристик и размещение реестра на сайте. Консультирование действующих и начинающих предпринимателей по возможным механизмам поддержки бизнеса в Иркутском районном муниципальном образовании. Освещение на официальном сайте администрации Иркутского районного муниципального образования следующих тематик: - бухгалтерский учет и налогообложение; - инновационная деятельность; - бизнес-планирование; - муниципальный заказ; - продвижение продукции; - управленческие технологии; - конкурентоспособность и качество продукции; - маркетинг; - информационные технологии для малого бизнеса; - молодежное предпринимательство. Создание и поддержание на сайте Иркутского районного муниципального образования банка данных, содержащих информацию о развитии малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах экономики. |
Повышение профессионального уровня предпринимателей. |
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Иркутского районного муниципального образования, ПЭУ, отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания, юридический отдел. |
Раздел 2.2.
Расширение деловых возможностей малого и среднего бизнеса
N п/п |
Мероприятие |
Цель |
Содержание работ |
Ожидаемые результаты |
Ответственный исполнитель |
1. |
Выставочно-ярмарочная и конкурсная деятельность в сфере малого и среднего предпринимательства. |
Продвижение продукции районных малых и средних предприятий, ремесленников на внутрирайонный, региональные рынки. |
Формирование и поддержание базы данных о межрегиональных партнерах, инвесторах, потенциальных заказчиках с целью привлечения в сферу малого и среднего бизнеса Иркутского районного муниципального образования. Организация участия СМиСП в межрегиональных и общероссийских выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых Департаментом предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, администрациями других регионов. Участие в ежегодном Байкальском экономическом форуме. Содействие СМиСП в участии в ежегодном областном конкурсе "Лучший предприниматель Иркутской области" |
Интеграция малых и средних предприятий района в региональное и общероссийское предпринимательское сообщество. Расширение рынков сбыта продукции малых и средних предпринимателей. Привлечение инвестиций в малый и средний бизнес Иркутского районного муниципального образования. |
ПЭУ администрации района, отдел сельского хозяйства, отдел торговли, общественного питания и бытового обслуживания, муниципальные образования. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена "Муниципальная целевая программа поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг.".
Основными целями программы являются: укрепление социально-экономических позиций среднего класса, содействие росту уровня жизни и доступности социальных благ через широкомасштабную поддержку предпринимательских инициатив населения, обеспечение воспроизводства субъектов малого и среднего предпринимательства и увеличение численности занятых в данном секторе экономики района, создание благоприятных условий для развития предпринимательской среды, увеличение валового выпуска продукции, работ и услуг за счет развития малого и среднего предпринимательства, оптимизация использования ресурсного потенциала Иркутского района, увеличение ассортимента и качества производимых товаров и услуг, совершенствование системы мер по содействию и контролю за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Задачами программы являются формирование благоприятной внешней среды для развития предпринимательства, усиление рыночных позиций малого и среднего предпринимательства Иркутского района.
Решение Иркутской районной Думы от 29 мая 2008 г. N 45-349/РД "Об утверждении "Муниципальной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Иркутском районе на 2008 - 2010 гг."
Текст решения опубликован в газете "Ангарские огни" от 20 июня 2008 г. N 24(10006)
Решением Иркутской районной Думы от 12 ноября 2009 г. N 02-18/РД настоящее решение признано утратившим силу с 1 января 2010 г.