Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 17 ноября 2008 г. N А19-3925/08-62-Ф02-5693/2008
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Лес Сибири" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Иркутской таможни по корректировке таможенной стоимости товара по грузовым таможенным декларациям N 10607050/241007/0104716, N 10607050/231007/0104700, N 10607050/221007/0104686.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 июня 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 сентября 2008 года решение суда оставлено без изменения.
Обжалуя судебные акты, Иркутская таможня оспаривает вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности ее действий по корректировке таможенной стоимости товаров, указывая на непредставление декларантом установленных таможенным законодательством документов в подтверждение заявленной им таможенной стоимости и дополнительных документов, запрошенных таможенным органом, вследствие чего таможенная стоимость правильно определена на основе резервного метода с учетом условий конкретной сделки на основе имеющейся у таможенного органа информации.
В связи с изложенными обстоятельствами Иркутская таможня просит об отмене обжалуемых судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Лес Сибири" требований.
В отзыве на кассационную жалобу и уточнениях на нее ООО "Лес Сибири" отклоняет изложенные в ней доводы, считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 17.11.2008 до 10 часов 45 минут.
Как следует из материалов дела, во исполнение контракта N МКХ-2007-S-08 от 02.10.2007, заключенного с Маньчжурской торговой компанией с ограниченной ответственностью "Кай Сюнь", КНР, в таможенном режиме экспорта ООО "Лес Сибири" оформлен товар - пиловочник хвойных пород, неокоренный, консервантом не обработанный, сосна 1-2 сорта, ГОСТ 22298-76, ГОСТ 2292-88, код ТНВЭД 4403203102, лиственница 1-2 сорта ГОСТ 2292-88, код ТНВЭД 44033209109.
При таможенном оформлении товара по грузовым таможенным декларациям N 10607050/241007/0104716, N 10607050/221007/0104686, N 10607050/231007/0104700 таможенная стоимость товара определена декларантом на основе стоимости сделки.
Запросами N 1 от 25.10.2007, N 1 от 22.10.2007, N 1 от 23.10.2007 таможня обязала декларанта в срок соответственно до 23.11.2007, 16.11.2007, 23.11.2007 представить дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной им таможенной стоимости: бухгалтерские документы об оприходовании и списании с баланса вывозимой партии товара; договоры закупки, платежные документы, приходно-расходные ордера; калькуляцию себестоимости вывозимой партии товара, с подтверждающими статьи расхода документами; банковские платежные документы (ведомость банковского контроля) по возможной предоплате за товар (п. 6.1 контракта); пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки.
Декларанту направлены уведомления N 1 от 25.10.2007, N 1 от 22.10.2007, N 1 от 23.10.2007 о том, что обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения могут являться не достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости вывозимой партии товара, в связи с чем необходимо представить документы, указанные в запросе.
Требованиями N 1 от 25.10.2007, N 1 от 22.10.2007, N 1 от 23.10.2007 таможенный орган уведомил декларанта о том, что заявленные при декларировании сведения не могут являться достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости, в связи с чем ему предложено в срок до 01.11.2007 произвести корректировку таможенной стоимости товара в соответствии с прилагаемым расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей с подачей окончательной КТС, ДТС-2, платежного документа, подтверждающего оплату платежей в размере соответственно 12578.44 рублей, 18613.14 рублей, 4718.86 рублей. В случае отказа от корректировки таможенной стоимости для условного выпуска товаров необходимо внести обеспечение уплаты таможенных платежей.
При расчете суммы обеспечения уплаты таможенных платежей таможенным органом использована Справочная ценовая информация союза лесопромышленников и лесоэкспортеров за 3 квартал 2007 года.
Требуемый размер обеспечения уплаты таможенных платежей внесен декларантом на счет таможенного органа (таможенные расписки N ТР-0441046, N ТР-0441047, N ТР-0441048), в связи с чем товар выпущен в таможенном режиме экспорта.
На основании письменного заявления декларанта от 22.11.2007 срок представления документов продлен таможенным органом до 05.12.2007; в установленный срок запрашиваемые документы не представлены.
Дополнением к декларациям таможенной стоимости (ДТС), уведомлениями N 2 от 06.12.2007 таможня сообщила декларанту о том, что в связи с непредставлением запрошенных документов метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами не может быть принят и о невозможности определения таможенной стоимости с использованием методов по цене сделки с идентичными, однородными товарами и метода сложения, в связи с чем декларанту предложено определить таможенную стоимость товара на основании резервного метода (6 на базе 2), а также предложено в срок до 29.12.2007 явиться на Нижнеудинский таможенный пост для проведения консультации и представить письменное решение о согласии (несогласии) с уточнением таможенной стоимости.
В связи с непредставлением запрашиваемых документов таможней принято решение об определении таможенной стоимости на основании метода 6 на базе 2 с использованием ценовой информации, содержащейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ", и доначислены таможенные платежи в сумме 13673,82 рублей, 24761,14 рублей, 6406,25 рублей, что отражено в ДТС-2 N 10607050/241007/0104716, N 10607050/221007/0104686, N 10607050/231007/0104700.
Считая действиями таможни по корректировке таможенной стоимости товаров не соответствующими закону, ООО "Лес Сибири" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Принимая решение об удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что таможенным органом нарушен принцип последовательности применения методов определения таможенной стоимости товара, а также сделал вывод о необоснованности применения таможней резервного метода на основании ценовой информации, содержащейся в информационно - аналитической системе "Мониторинг-Анализ", ввиду ее несоответствия требованиям статьи 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции признал данные выводы суда соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность судебных актов, принятых по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Согласно части 4 статьи 131 настоящего Кодекса в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Приложением N 3 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом ФТС РФ от 25.04.2007 г. N 536, установлен Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, декларантом - ООО "Лес Сибири" - в подтверждение заявленной им по стоимости сделки таможенной стоимости вывозимых товаров не представлен полный перечень документов, установленный таможенным законодательством.
Осуществляя контроль таможенной стоимости, Иркутская таможня установила, что представленные декларантом документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, и запросила у декларанта дополнительные документы и сведения, установив достаточный срок для их представления.
Представление запрашиваемых документов обосновано Иркутской таможней их значимостью для определения таможенной стоимости экспортируемых товаров в связи с обнаружением признаков, указывающих на то, что заявленные декларантом сведения могут являться недостоверными: в нарушение установленных внешнеэкономическим контрактом N МКХ-2007-S-08 от 02.10.2007 условий поставки "FСА/Франко перевозчик" расходы по разгрузке, приемке, погрузке, отгрузке и хранению лесоматериалов на складе ООО "Лес Сибири" возложены на иное лицо - ООО "Терминал"; стоимость товара имеет значительное отличие (на 20%) от стоимости товаров, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами; документально не подтверждены заявленные сведения по величине таможенной стоимости товаров применительно к основе определения таможенной стоимости, то есть стоимости (себестоимости) производства экспортируемых товаров.
В установленный срок документы декларантом не представлены.
ООО "Лес Сибири" подано заявление о продлении срока представления документов до 05.12.2007. Объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы не были представлены в установленный таможенным органом срок, в данном заявлении отсутствует; обоснование объективной невозможности их представления не дано.
К назначенному сроку - 05.12.2007 - документы декларантом не представлены.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации в том числе положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.
Учитывая положения статьи 9 названного Закона о том, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, ООО "Лес Сибири" обязано в силу закона иметь запрашиваемые таможенным органом документы бухгалтерского учета. Следовательно, объективная невозможность представления запрашиваемых документов у декларанта отсутствовала и доказательств, опровергающих данный факт, заявителем не представлено.
В соответствии с частью 5 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
В связи с обнаружением признаков, указывающих на то, что заявленные декларантом сведения могут являться недостоверными и непредставлением запрошенных документов, Иркутской таможней принято решение о несогласии с использованием метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки. Декларанту предложено в срок до 29.12.2007 явиться на Нижнеудинский таможенный пост для проведения консультации по выбору метода определения таможенной стоимости и представить письменное решение о согласии (несогласии) с уточнением таможенной стоимости.
Требования таможенного органа декларантом не исполнены.
Согласно части 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
При указанных обстоятельствах Иркутской таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров по ГТД N 10607050/241007/0104716, N 10607050/231007/0104700, N 10607050/221007/0104686 и доначислены таможенные платежи соответственно в сумме 13673,82 рублей, 24761,14 рублей, 6406,25 рублей, (ДТС-2 N 10607050/241007/0104716, N 10607050/221007/0104686, N 10607050/231007/0104700).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 года N 195-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Мстатор" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 19 и 19.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и пункта 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, установлено, что полномочие по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров, предусмотренное статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации, может быть реализовано таможенным органом только после исчерпания им всех процедур, предполагающих взаимодействие с декларантом, учет его воли и документально подтвержденного мнения в отношении таможенной стоимости товара.
Как видно из материалов настоящего дела, решение о корректировке таможенной стоимости принято Иркутской таможней с соблюдением всех установленных статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации процедур.
Таможенным органом доказано неприменение метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки, примененного декларантом, обоснована невозможность применения методов со второго по пятый и принято решение об определении таможенной стоимости на основании метода 6 на базе 2 с использованием ценовой информации, содержащейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ".
Предусмотренное статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации право доказать правомерность применения избранного метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных сведений декларантом не использовано, а установленная законом обязанность по требованию таможенного органа представить необходимые документы либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, декларантом не исполнена, вследствие чего определенная таможенным органом достоверность величины таможенной стоимости декларантом не опровергнута.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями допущено несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций в полном объеме, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 26 июня 2008 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-3925/08-62, постановление от 01 сентября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А19-3925/08-62-04АП-2611/2008 отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Лес Сибири" о признании незаконными действий Иркутской таможни по корректировке таможенной стоимости товара по грузовым таможенным декларациям N 10607050/241007/0104716, N 10607050/231007/0104700, N 10607050/221007/010468 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Лес Сибири" в пользу Иркутской таможни госпошлину в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов настоящего дела, решение о корректировке таможенной стоимости принято Иркутской таможней с соблюдением всех установленных статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации процедур.
Таможенным органом доказано неприменение метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки, примененного декларантом, обоснована невозможность применения методов со второго по пятый и принято решение об определении таможенной стоимости на основании метода 6 на базе 2 с использованием ценовой информации, содержащейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ".
Предусмотренное статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации право доказать правомерность применения избранного метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных сведений декларантом не использовано, а установленная законом обязанность по требованию таможенного органа представить необходимые документы либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, декларантом не исполнена, вследствие чего определенная таможенным органом достоверность величины таможенной стоимости декларантом не опровергнута."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 ноября 2008 г. N А19-3925/08-62-Ф02-5693/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании