Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 21 февраля 2007 г. N 29/22-ЗС
Областная государственная целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области
в 2007 - 2012 годах"
21 ноября 2007 г., 22 ноября 2008 г., 17 июня 2009 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/20-ЗС в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной государственной целевой программы "Повышение безопасности
дорожного движения в Иркутской области в 2007 - 2012 годах"
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Программа разработана на основании распоряжения администрации Иркутской области от 19 октября 2006 года N 541-ра "О разработке областной государственной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2007 - 2012 годах".
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2005 году в Иркутской области произошло 3 915 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли более 599 человек, ранено 4 742 человека. По сравнению с 1997 годом число погибших возросло на 25,2 процента. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) погибли 5 214 человек, из которых более четверти - люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет).
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2000 года. Рост основных показателей аварийности в 2001 - 2004 годах составил:
по ДТП - 13 процентов;
по количеству лиц, погибших в результате ДТП, - 16 процентов;
по количеству лиц, получивших ранения в результате ДТП, - 15,6 процента.
Начиная с 2000 года устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения (социальный риск). В 2004 году они достигли своего максимума (более 80 и свыше 22 лиц, погибших в результате ДТП, соответственно).
Основными видами ДТП являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей всех ДТП в 2005 году связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД), водителями транспортных средств. Около трети всех ДТП в 2005 году связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13 процентов ДТП от общего числа совершенных в 2005 году. Каждое восьмое ДТП в 2005 году совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате ДТП, увеличилось на треть. Всего за этот период в Иркутской области погибли свыше 4 500 и ранены свыше 36 700 пешеходов.
Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
1) постоянно возрастающая мобильность населения;
2) уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
3) нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, увеличение количества заторов, а также рост количества ДТП. В настоящее время в городах и населенных пунктах Иркутской области происходит более 70 процентов всех ДТП. Почти 60 процентов ДТП приходится на г.Иркутск и административные центры районов Иркутской области.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
На федеральном уровне фактически еще не сформирована система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят эпизодический характер, вследствие чего в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место ДТП и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, неэффективна. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 % от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
1) высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 году ожидается увеличение количества лиц, погибших в результате ДТП, до 750 - 800 человек и количества ДТП до 4 500;
2) значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате ДТП;
3) продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
4) низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость разработки и реализации программы обусловлена следующими причинами:
1) социально-экономическая острота проблемы;
2) межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
3) необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных институтов.
Комплексное решение вопросов формирования эффективного механизма обеспечения безопасности дорожного движения и консолидации усилий правоохранительных органов и органов государственной власти области, органов местного самоуправления, реализация комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество ДТП с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП, возможны лишь в рамках программы.
Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения программы
Целями программы являются сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате ДТП, и снижение количества ДТП с пострадавшими в 2012 году по сравнению с 2005 годом. Это позволит Иркутской области существенно повысить уровень безопасности дорожного движения, снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Условиями достижения целей программы является решение следующих задач:
1) предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
2) развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
3) сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
4) совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
5) сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в ДТП;
6) повышение уровня безопасности транспортных средств.
Реализацию программы предполагается осуществить в течение 6 лет (2007 - 2012 годы).
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/20-ЗС в раздел "Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат" настоящего приложения внесены изменения
Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться в установленном законодательством порядке за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансовых затрат на реализацию программы за счет средств областного бюджета - 62,46 млн рублей, из них:
2008 год - 11,78
2009 год - 10,33 в том числе кредиторская задолженность 2008 года
2010 год - 3,87, в том числе кредиторская задолженность 2008 года
2011 год - 18,06
2012 год - 18,42
Для реализации программы предполагается осуществление финансирования в установленном законодательством порядке из федерального и местных бюджетов, а также из внебюджетных источников.
Объемы финансирования программы в части средств областного бюджета могут ежегодно уточняться при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации программы.
Механизм реализации программы и система организации контроля за исполнением программы
Ответственным исполнителем программы является Министерство.
Исполнителями программы являются исполнительные органы государственной власти Иркутской области (самостоятельные структурные подразделения аппарата Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области) во взаимодействии с ГУВД и органами местного самоуправления.
Расходование средств областного бюджета осуществляется в соответствии с действующим законодательством о поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд в рамках государственных целевых программ, обеспечиваемых за счет средств областного бюджета.
Финансирование конкретных мероприятий программы осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых в установленном законодательством порядке.
Приобретаемое в рамках реализации программы имущество в установленном законодательством порядке поступает в государственную собственность Иркутской области.
Финансирование мероприятий, ответственными исполнителями которых являются органы местного самоуправления, планируется осуществлять за счет средств местных бюджетов и за счет средств внебюджетных источников.
Организация реализации программы и осуществления контроля за ее реализацией производится в соответствии с Положением о порядке формирования и реализации областных государственных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 30 марта 2001 года N 165-п), органами государственной власти Иркутской области и иными государственными органами Иркутской области в установленном порядке.
Финансовый контроль осуществляется уполномоченными органами в соответствии с бюджетным законодательством.
Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы
Эффективность реализации программы определяется степенью достижения показателей программы, в качестве которых выбраны сокращение числа лиц, погибших в результате ДТП, и количества ДТП с пострадавшими.
Для определения эффективности реализации мероприятий программы предусмотрены следующие показатели и индикаторы:
Показателями программы являются ежегодное сокращение количества лиц, погибших в ДТП, на 5 % и ежегодное сокращение количества ДТП с пострадавшими на 1,6 %.
Индикаторы программы:
1) снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 10 тыс. транспортных средств);
2) снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения);
3) снижение тяжести последствий ДТП;
4) сокращение количества мест концентрации ДТП;
5) сокращение количества ДТП с участием водителей, стаж управления которых не превышает 3 лет;
6) сокращение количества детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности.
В 2012 году по сравнению с 2005 годом ожидается сокращение количества лиц, погибших за год, в среднем на 246 человек и количества ДТП с пострадавшими - на 400 единиц. Всего за время реализации программы будут сохранены жизни 1 475 человек по сравнению с вариантом развития ситуации в условиях отсутствия программно-целевого метода.
Реализация программы позволит добиться сокращения к 2012 году количества лиц, погибших в результате ДТП, в 1,5 раза по сравнению с аналогичным показателем в 2005 году. Предполагаемый социально-экономический эффект от реализации программы составит 3 595,99 млн рублей, а бюджетный эффект - 589,16 млн рублей (расчеты представлены в приложениях 3 и 4).
Ответственный исполнитель программы по окончании каждого года готовит отчет с показателями по основным целям и индикаторам программы с выводами об эффективности или неэффективности тех или иных мероприятий и рекомендациями по продолжению реализации программы или ее корректировки.
Перечень основных мероприятий программы
Система мероприятий программы включает в себя:
1) мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
2) организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах;
3) мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.
Перечень основных мероприятий программы с указанием сроков исполнения приведен в приложении 1.
Сведения о государственном заказчике и разработчиках
Государственный заказчик программы - аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.
Основной разработчик программы - Министерство.
Сведения о распределении объемов и источников финансирования программы по годам
Сведения о распределении объемов и источников финансирования программы по годам приведены в приложение 2.#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.