Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11 декабря 2008 г. N А69-2186/08-5-Ф02-6256/2008
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Меркушева Светлана Александровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 22.05.2008 N 3828. Решением от 12 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Тыва заявленные предпринимателем требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и принять по делу новое решение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в связи с отсутствием у предпринимателя раздельного учета операций, облагаемых налогом и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) сумма налога на добавленную стоимость предъявленного налогоплательщику и уплаченного им при приобретении товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2007 года в сумме 478891 рубля вычету не подлежит.
В отзыве на кассационную жалобу, предприниматель считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, но своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленной предпринимателем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2007 года.
По результатам камеральной проверки составлен акт от 04.02. 2008 года N 1126.
Налоговой инспекцией 05.03.2008 года принято решение N 1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий налоговой инспекцией составлена справка от 07.04.2008 N 1 о проведенных дополнительных мероприятиях по акту камеральной проверки N 1126 от 04.02.2008.
Решением от 22.05.2008 года N 3828 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, в том числе предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 95778 рублей 20 копеек за неуплату или неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 478 891 рубля. Данным решением предпринимателю предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 478 891 рубля и пени в сумме 33962 рублей 95 копеек.
Предприниматель, не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд, удовлетворяя требования предпринимателя в полном объеме, обоснованно исходил из того, что требования пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком выполнены, поскольку принятый им метод ведения раздельного учета позволяет достоверно определить соответствующую пропорцию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 названной статьи вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных упомянутой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
При этом пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров на экспорт. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В связи с этим для определения таких сумм налога на добавленную стоимость налогоплательщику необходимо вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт.
Однако правила ведения такого раздельного учета Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены, поэтому налогоплательщик может самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации.
Арбитражным судом установлено, что приказом предпринимателя об учетной политике на 2007 год от 30.12.2006 N 49 налог на добавленную стоимость определяется пропорционально выручке от реализации облагаемых и необлагаемых налогом операций.
Для расчета налога на добавленную стоимость предприниматель определяет удельный вес оптового товарооборота в общем объеме товарооборота и полученный процент умножает на сумму вычетов, отраженных в книге покупок на момент поступления счетов-фактур. Удельный вес оптового товарооборота по расчету составил 63,9%х 749 891 рубль, сумма вычетов принимаемых к возмещению, составит 478 891 рубль.
Налоговые вычеты по налоговой декларации по строке 340 указаны в сумме 478 891 рубля, что соответствует расчету предпринимателя.
Поэтому арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявления предпринимателем вычета налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в полном объеме, и у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа в применении налоговых вычетов в сумме 478891 рубля.
Арбитражный суд на основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно исследовал имеющиеся в деле доказательства и дал им надлежащую оценку, поэтому у суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки установленных судом обстоятельств.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства, которая подлежит взысканию с налоговой инспекции в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 12 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-2186/08-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Республики Тыва выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
При этом пунктом 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлен особый порядок принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость в отношении операций по реализации товаров на экспорт. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В связи с этим для определения таких сумм налога на добавленную стоимость налогоплательщику необходимо вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт.
Однако правила ведения такого раздельного учета Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены, поэтому налогоплательщик может самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 декабря 2008 г. N А69-2186/08-5-Ф02-6256/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании