Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 16 декабря 2008 г. N А33-2487/2008-Ф02-6212/2008
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Богучанская ГЭС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска (далее - инспекция) о признании недействительным решения N795 от 11.01.2008 в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 4 233 307 рублей.
Решением от 16 мая 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 8 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, у заявителя не возникло право на возмещение налога на добавленную стоимость, поскольку налогоплательщик не доказал, что результаты проектно-изыскательских работ им приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Также инспекция указала, что органы государственной власти участвуют на всех стадиях проектирования и строительства гидротехнических сооружений, проводят государственную экспертизу результатов инженерных изысканий, экологическую экспертизу в отношении гидротехнических сооружений, дают разрешение на строительство. Обществом деятельность по разработке проекта строительства Мотыгинской ГЭС проводилась в отсутствие государственного заказа и документов, подтверждающих наличие оснований для осуществления указанной деятельности именно заявителем.
В отзыве на кассационную жалобу общество отклонило изложенные в ней доводы, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с учредительными документами ,целями деятельности общества являются строительство объектов электроэнергетики, оказание услуг по организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В рамках реализации названного вида деятельности 12.09.2006 между обществами "Богучанская ГЭС" и "Красноярскгеофизика" заключены договоры N НИР-04, НИР-05, предметом которых является выполнение последним проектов: "Оценка воздействия на окружающую среду строительства Мотыгинского гидроузла на реке Ангара" и "Первоочередные изыскания для стадии формирования ТЭД: инженерно-геологические, геофизические, сейсмические и картографические аспекты". Общая стоимость работ составила 74 823 948 рублей.
Исполнителем работ 20.09.2006 выставлены счеты-фактуры NN 183, 184 на общую сумму 27 751 676 рублей 40 копеек (в том числе 4 233 307 рублей налога на добавленную стоимость) за выполненные по договору работы по подготовке базы данных, материалов для обобщения и анализа.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации за сентябрь 2006 года инспекцией составлен акт N3309 от 12.11.2007 и принято решение N 795 от 11.01.2008, согласно которому обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость на сумму 4 233 307 рублей.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в суд.
В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, согласно пункту 1 статьи 173 Кодекса определяется как сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 Кодекса, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, то в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Кодекса положительная разница подлежит возмещению в порядке, установленном статьей 176 Кодекса.
Статьей 171 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на сумму налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров, приобретенных для перепродажи.
Такие налоговые вычеты согласно статье 172 Кодекса производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, после принятия соответствующих товаров (работ, услуг) к учету.
Требования к форме и содержанию счетов-фактур установлены статьей 169 Кодекса.
Следовательно, право на применение налогоплательщиком вычета налога на добавленную стоимость возникает при соблюдении им совокупности условий: наличия надлежащим образом оформленных счетов-фактур, принятия товара (работ, услуг) на учет, приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2006 года в общей сумме 4 233 307 рублей обществом представлены следующие документы: договоры NN НИР-04, НИР-05 от 12.09.2006 на выполнение проектов научно- исследовательских работ, заключенные с обществом "Красноярскгеофизика"; надлежащим образом оформленные счета-фактуры N 183,184 от 20.09.2006 на общую сумму 27 751 676 рублей 40 копеек (в том числе 4 233 307 рублей налог на добавленную стоимость), выставленные обществом "Красноярскгеофизика"; акты сдачи-приемки выполненных работ от 20.09.2006 по договорам NN НИР-04, НИР-05 от 12.09.2006, подтверждающие их принятие к учету.
Налоговый орган не отразил в оспариваемом решении какие-либо замечания к указанным документам, а также не указал на обстоятельства, свидетельствующие о получении обществом необоснованной налоговой выгоды.
Следовательно, судами сделал правильный вывод о том, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают правомерность применения налоговых вычетов в заявленной сумме.
Судами обоснованно отклонен довод инспекции о том, что осуществляемая обществом деятельность по разработке проекта строительства не относится к операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Главой 21 Кодекса не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления в том же налоговом периоде налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Следует отметить, что деятельность общества по подготовке проекта является его основной производственной деятельностью и направлена на осуществление операций, признаваемых объектом налогообложения (реализация проекта строительства соответствующей подрядной организации либо осуществление строительства объекта и его последующая продажа или эксплуатация).
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 26.03.2003 N35-Ф3 "Об электроэнергетике", Федерального закона от 25.02.1999 N39-Ф3 "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" следует, что создание объекта гидроэнергетики представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс с момента возникновения идеи (замысла) по строительств у гидроэлектростанции до сдачи объекта в эксплуатацию. Принятие решения о начале реализации таких проектов в проверяемый период осуществлялось на уровне Правительства Российской Федерации и Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России". Соответствующие согласования проекта проходят на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
На основании пункта 2 названной статьи проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Под инженерными изысканиями понимают изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из протокола заседания Правительства Российской Федерации N 27 от 03.08.2006 одобрена Генеральная схема размещения объектов энергетики до 2020 года, предложенная Минтопэнерго Российской Федерации.
Проектно-изыскательные работы в отношении Мотыгинского гидроузла проводятся в соответствии с утвержденным в 2006 году Уставом инвестиционного проекта "Нижнее-Ангарские ГЭС. II этап ТЭД по строительству объекта (Мотыгинская ГЭС)", прошли экспертную оценку в государственном образовательном учреждении "Санкт-Петербургский государственный политехнический университет" и поддержаны Советом администрации Красноярского края, что подтверждается письмом заместителя губернатора Красноярского края от 20.07.2006 N18-02284.
Постановлениями администрации Мотыгинского района Красноярского края от 01.02.2008 N29-П и N34-П утверждены акты выбора земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения для последующего перевода в земли водного фонда и населенных пунктов для строительства гидроузла Мотыгинской ГЭС и поселка гидростроителей.
Общество имеет лицензии N 934946 и N 935303 от 08.10.2007 на осуществление проектирования зданий и сооружений первого и второго уровней ответственности, а также проведение инженерных изысканий для их строительства.
Таким образом, проведение обществом работ по разработке проектной документации является необходимым промежуточным этапом комплекса работ по подготовке проектной документации строительства Мотыгинской ГЭС, который, в свою очередь, является промежуточным этапом реализации всего проекта строительства гидроэлектростанции.
При изложенных обстоятельствах на промежуточном этапе подготовки проектной документации законодательством не предусмотрено наличие государственного заказа на проектирование гидроэлектростанции, разрешения государственных органов на проведение работ, связанных с созданием проектно-сметной документации на строительство гидротехнических сооружений, как особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. При этом отсутствие у налогоплательщика на данном этапе указанной документации не свидетельствует о неправомерности предъявления налоговых вычетов.
Следовательно, суды правомерно признали недействительным решение N 795 от 11.01.2008 в части предложения уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 4 233 307 рублей.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы, приведенные в кассационной жалобе, и не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 16 мая 2008 года Арбитражного суда Красноярского края, постановление от 8 сентября 2008 года Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-2487/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории РФ, в том числе, в отношении товаров, приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ, а также товаров, приобретенных для перепродажи.
По мнению налогового органа, органы государственной власти участвуют на всех стадиях проектирования и строительства гидротехнических сооружений, проводят все виды экспертиз, дают разрешение на строительство. При этом, обществом деятельность по разработке проекта строительства ГЭС проводилась в отсутствие государственного заказа и документов, подтверждающих наличие оснований для осуществления указанной деятельности именно обществом.
По мнению суда, налоговый орган предъявляет требования для применения налогового вычета, не предусмотренные налоговым законодательством.
Так, суд отметил, что деятельность общества по подготовке проекта является его основной производственной деятельностью и направлена на осуществление операций, признаваемых объектом налогообложения (реализация проекта строительства соответствующей подрядной организации либо осуществление строительства объекта и его последующая продажа или эксплуатация).
Кроме того, суд указал, что проведение обществом работ по разработке проектной документации является необходимым промежуточным этапом комплекса работ по подготовке проектной документации строительства ГЭС, который, в свою очередь, является промежуточным этапом реализации всего проекта строительства гидроэлектростанции.
Однако, на промежуточном этапе подготовки проектной документации законодательством не предусмотрено наличие государственного заказа на проектирование гидроэлектростанции, разрешения государственных органов на проведение работ, связанных с созданием проектно-сметной документации на строительство гидротехнических сооружений, как особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Суд подчеркнул, что отсутствие у налогоплательщика на данном этапе указанной документации не свидетельствует о неправомерности предъявления налоговых вычетов.
Поэтому суд кассационной инстанции поддержал позицию налогоплательщика, решение суда по делу и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2008 г. N А33-2487/2008-Ф02-6212/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании