Распоряжение Минприроды России от 24 декабря 2008 г. N 51-р
1. Утвердить прилагаемые Организационно-методические указания Минприроды России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем, закрепленных за федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении Минприроды России, в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Организационно-методические указания) на 2009-2010 годы.
2. Руководителям федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Минприроды России, подведомственных ему организаций, директорам департаментов Минприроды России обеспечить выполнение настоящих Организационно-методических указаний.
Министр |
Ю.П. Трутнев |
Организационно-методические указания
Минприроды России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем, закрепленных за федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении Минприроды России, в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2009-2010 годы
(утв. распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 декабря 2008 г. N 51-р)
Настоящие Организационно-методические указания разработаны в целях совершенствования подготовки органов управления и сил гражданской обороны, функциональных подсистем, закрепленных за федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведении Минприроды России, в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП РСЧС).
1. Главной задачей по подготовке органов управления, сил ГО и ФП РСЧС в сфере деятельности Минприроды России на 2009-2010 годы считать совершенствование системы защиты работников, материальных и культурных ценностей от опасностей, которые могут возникнуть при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях в мирное время.
2. Приоритетные направления решения главной задачи:
2.1. В системе защиты от опасностей, которые могут возникнуть при ведении военных действий или вследствие этих действий:
совершенствование нормативной базы, определяющей порядок подготовки к ведению и ведение гражданской обороны в федеральных службах и федеральных агентствах, находящихся в ведении Минприроды России, и подведомственных организаций;
определение и обоснование основных требований по обеспечению устойчивости функционирования центрального аппарата Минприроды России, федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Минприроды России, и подведомственных организаций в военное время;
совершенствование знаний, умений и навыков руководящего состава в области гражданской обороны;
совершенствование способов эвакуации работников и членов их семей, а также вывоза служебной документации и материальных ценностей;
поддержание в исправном состоянии фонда убежищ и противорадиационных укрытий;
создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля и иных материально-технических средств гражданской обороны;
развитие учебно-материальной базы, кабинетов и уголков гражданской обороны.
2.2. В области защиты от опасностей, которые могут возникнуть в чрезвычайных ситуациях мирного времени:
развитие нормативных правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными, техногенными угрозами и террористическими проявлениями;
повышение эффективности деятельности комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ);
совершенствование комплексной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов;
активизация работы по выполнению распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. N 1544-р в части, касающейся создания в районах размещения потенциально опасных производственных объектов локальных систем оповещения;
совершенствование системы страховой защиты подведомственных объектов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
обеспечение готовности органов управления, сил и средств, входящих в состав ФП РСЧС, к действиям по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами;
обучение работников основам защиты в чрезвычайных ситуациях, в том числе мерам пожарной безопасности и безопасности на водных объектах;
совершенствование работы со средствами массовой информации и общественностью в целях оперативного и достоверного информирования граждан о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности Минприроды России.
3. Оперативная подготовка органов управления, сил гражданской обороны и ФП РСЧС
3.1. Главные усилия в оперативной подготовке сосредоточить на повышении готовности органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем РСЧС к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время.
3.2. Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:
а) в 2009 году:
в совместную двухстепенную командно-штабную тренировку штабов гражданской обороны Минприроды России и штабов (органов управления) гражданской обороны Росгидромета, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росводресурсов и Роснедр по теме: "Организация работы руководящего состава и органов управления гражданской обороны в период непосредственной подготовки к переводу гражданской обороны на условия военного времени";
двухстепенную тренировку центрального аппарата Минприроды России и подведомственных организаций по теме: "Оповещение и сбор руководящего состава по сигналам гражданской обороны. Выполнение в организациях, подведомственных Минприроды России, первоочередных мероприятий 1-й и 2-й групп гражданской обороны";
тренировки центрального аппарата Минприроды России по теме: "Действия руководящего состава по сигналам оповещения";
б) в 2010 году:
в совместную двухстепенную командно-штабную тренировку штабов гражданской обороны Минприроды России и штабов (органов управления) гражданской обороны Росгидромета, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росводресурсов и Роснедр по теме: "Организация работы руководящего состава и органов управления гражданской обороны при переводе гражданской обороны на условия военного времени";
двухстепенную тренировку центрального аппарата Минприроды России и подведомственных организаций по теме: "Оповещение и сбор руководящего состава по сигналам гражданской обороны. Выполнение в организациях, подведомственных Минприроды России, общей готовности гражданской обороны";
тренировки центрального аппарата Минприроды России по теме: "Действия руководящего состава по сигналам оповещения".
3.3. Главными целями проводимых мероприятий оперативной подготовки определить:
а) проверку реальности основных положений планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (с учетом текущих изменений);
б) совершенствование знаний, навыков и умений руководящего состава в организации мероприятий гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в обеспечении устойчивого и непрерывного управления подчиненными силами и средствами;
в) оценку состояния готовности и реальных возможностей привлекаемых сил и средств;
г) отработку вопросов взаимодействия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных действиями террористического характера, с силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов МЧС России и других заинтересованных ведомств и организаций;
д) достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и обеспечения устойчивости функционирования в военное время;
е) организацию выполнения эвакуационных мероприятий и мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению эвакуированных работников и членов их семей.
3.4. Периодичность и продолжительность основных мероприятий оперативной подготовки по гражданской обороне планировать исходя из следующих рекомендаций:
командно-штабные учения или командно-штабные (штабные) тренировки продолжительностью до одних суток - ежегодно в территориальных органах, находящихся в ведении Росгидромета, Ростехнадзора, Росприроднадзора, Росводресурсов и Роснедр;
тактико-специальные учения с аварийно-спасательными формированиями продолжительностью до восьми часов - один раз в два года, а с участием формирований повышенной готовности - один раз в год;
комплексные учения продолжительностью до 2 суток - один раз в три года с организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты, с другими организациями - комплексные тренировки продолжительностью до 8 часов ежегодно;
учебно-методический сбор с руководителями учебных групп по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций - продолжительностью до двух рабочих дней, ежегодно.
3.5. При планировании учений и тренировок предусмотреть обязательную отработку следующих вопросов:
действия дежурных служб, руководящего состава, органов управления и аварийно-спасательных формирований при получении сигналов оповещения по гражданской обороне;
приведение органов управления сил ГО и ФП РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования;
обеспечение устойчивого функционирования подведомственных объектов в мирное и военное время;
организацию защиты работников и членов их семей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях;
предупреждение и ликвидация во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления последствий возможных террористических актов.
Темы учений и тренировок определять исходя из особенностей районов размещения, производственных задач и задач, выполняемых функциональными подсистемами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Предусматривать комплексные темы учений с детальной отработкой на первом этапе вопросов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а на последующих этапах - вопросов перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и ее ведения в условиях применения современных средств вооруженной борьбы.
Командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки проводить, как правило, под руководством старших начальников.
При планировании учений обязательно практиковать постановку исследовательских целей.
Перед началом характерных для каждого сезона чрезвычайных ситуаций, в предупреждении которых участвуют подведомственные силы и средства ФП РСЧС, планировать тренировки КЧС и ПБ по прогнозированию возможной обстановки, обмену информации и взаимодействию с соответствующими органами территориальных подсистем РСЧС.
3.6. Лица, привлекаемые на учения и тренировки по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении. До начала учений (тренировок) в обязательном порядке проводить занятия по соблюдению мер безопасности с участниками этих мероприятий.
4. Особенности подготовки штатных аварийно-спасательных формирований
4.1. Основные усилия при подготовке штатных аварийно-спасательных формирований сосредоточить на дальнейшем совершенствовании практических навыков в ходе проведения аварийно-спасательных работ, а также углублении знаний тактики действий, штатных возможностей и организации взаимодействия.
4.2. Подготовку штатных аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) организовать в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" и от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Программой первоначальной подготовки спасателей Российской Федерации, утвержденной Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, а также ведомственными программами подготовки спасателей.
4.3. При проведении тактико-специальных учений и тренировок с АСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Особое внимание уделять специальной и морально-психологической подготовке личного состава.
В ходе проведения тактико-специальных учений отрабатывать вопросы организации взаимодействия аварийно-спасательных подразделений с подразделениями территориальных органов МЧС России, органов внутренних дел, медицинскими организациями, общественными спасательными и другими заинтересованными организациями.
В год, когда не планируется тактико-специальное учение, проводить тренировку с АСФ или отдельно со всеми структурными подразделениями АСФ в течение года.
4.4. Аттестационным комиссиям при первичной и периодической аттестации осуществлять проверки знания руководителями и личным составом АСФ правил, норм и инструкций по проведению аварийно-спасательных работ, уровня практических навыков, физических и моральных качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность формирований, уровень подготовленности личного состава и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.
5. Особенности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны
5.1. Подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны (далее - НАСФ) организовывать и проводить в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" и от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
Подготовку руководящего состава и специалистов НАСФ, помимо образовательных учреждений, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, проводить в учебных (учебно-методических) центрах Федеральной пожарной службы.
5.2. При подготовке НАСФ основные усилия сосредоточить на практическом овладении личным составом приемами и способами действий по защите людей, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий (или вследствие этих действий) и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Особое внимание обратить на выработку навыков и умений в действиях по предназначению и выполнению специальных задач в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в очагах поражения и районах ЧС.
При проведении практических занятий, а также в ходе тактико-специальных и других учений (тренировок) создавать обстановку, способствующую приобретению личным составом навыков использования средств индивидуальной и коллективной защиты, выработке физических и морально-волевых качеств.
В ходе занятий, учений и тренировок в обязательном порядке отрабатывать вопросы организации взаимодействия с силами гражданской обороны территориальных органов МЧС России, других министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления.
Командиров (начальников) нештатных аварийно-спасательных формирований готовить на сборах по специально разработанным программам в объеме 36 учебных часов. Занятия проводить на базе учебно-методических центров по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или непосредственно в организациях (при наличии собственной учебно-методической базы). Готовность к выполнению возложенных задач проверять на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках, а также в ходе проверок состояния гражданской обороны.
Анализ подготовки НАСФ представлять ежегодно до 25 декабря в территориальные органы МЧС России по формам, установленным этими органами.
5.3. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемый к выполнению аварийно-спасательных работ в период ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени, должен быть аттестован постоянно действующей ведомственной или территориальной аттестационной комиссией в соответствии с квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность нештатных аварийно-спасательных формирований, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения аварийно-спасательных работ.
6. Подготовка работников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
6.1. Обучение работников организовать и проводить по следующим группам:
должностные лица гражданской обороны в центральном аппарате Минприроды России - начальник штаба гражданской обороны Минприроды России и его заместители; председатель комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) Минприроды России и его заместители; председатель и заместители председателя эвакуационной комиссии; начальник органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, начальники спасательных служб в составе сил гражданской обороны;
должностные лица гражданской обороны в центральном аппарате федеральной службы (федерального агентства) и функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - начальник штаба гражданской обороны федеральной службы (федерального агентства) и его заместители; председатель КЧС и ПБ федеральной службы (федерального агентства) и его заместители; председатель и заместители председателя эвакуационной комиссии; начальники (руководители) органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
должностные лица гражданской обороны и звеньев функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в территориальных органах и организациях, находящихся в ведении федеральной службы (федерального агентства) - председатели и члены КЧС и ПБ; начальники и заместители начальников штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; председатели и заместители председателей эвакуационных комиссий; начальники спасательных служб в составе сил гражданской обороны; начальники (руководители) органов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
должностные лица гражданской обороны в учреждениях, находящихся в непосредственном ведении Минприроды России - председатели и члены КЧС и ПБ; начальники и заместители начальников штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; председатели и заместители председателей эвакуационных комиссий (групп);
специалисты гражданской обороны;
личный состав штатных аварийно-спасательных формирований;
личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований;
работники, не входящие в состав нештатных аварийно-спасательных формирований.
6.2. В интересах качественной организации обучения:
разработать основные организационные документы, создать учебные группы, назначить руководителей занятий и организовать обучение согласно учебным программам и планам;
в системе обучения гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций учесть специфику производственной деятельности и особенности местных условий;
определить и отразить в соответствующих планах конкретные мероприятия по поддержанию и совершенствованию учебно-материальной базы гражданской обороны и защиты работников от чрезвычайных ситуаций и порядок обновления учебной литературы и учебных пособий.
6.3. Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлять в формах:
переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях МЧС России, учебно-методических центрах по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и на курсах гражданской обороны;
участия в штабных и объектовых тренировках, командно-штабных и комплексных учениях по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также других оперативных мероприятиях;
самостоятельной подготовки.
6.4. Обучение работников, не входящих в состав формирований гражданской обороны, осуществлять в формах:
а) проведения занятий по месту работы;
б) участия в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций;
в) индивидуального изучения способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Количество слушателей в учебных группах не должно превышать 20-24 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий учебные группы делить на подгруппы численностью 10-12 человек.
7. Планирование и контроль подготовки сил гражданской обороны и ФП РСЧС МПР России
7.1. Руководителям федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Минприроды России, и подведомственных организаций:
разработать соответствующие приказы и планы по вопросам подготовки органов управления, сил гражданской обороны и функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и согласовать их с территориальными органами МЧС России. Обратить особое внимание на планирование и проведение совместных мероприятий (учений, тренировок, занятий). Начало учебного года для органов управления, сил ГО и ФП РСЧС с 11 января, окончание - 30 ноября;
организовать уточнение и корректировку планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
провести инвентаризацию средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и другого имущества гражданской обороны;
обеспечить выполнение мероприятий по созданию, сохранению и использованию системы страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
уточнить юридические адреса и номера телефонов территориальных органов и организаций при размещении в безопасных районах, выделенных в загородных зонах. Уточненные данные представить в ежегодных докладах о состоянии гражданской обороны (до 20 января).
7.2. Руководителям организаций, находящихся в ведении Минприроды России, ежегодно представлять в Департамент управления делами и кадров (отдел по защите государственной тайны, организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, гражданской обороне):
уточненные данные о наличии, составе, укомплектованности и оснащенности формирований гражданской обороны по состоянию на 1 января текущего года (в ежегодном докладе о состоянии гражданской обороны);
планы основных мероприятий в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций (до 1 апреля 2009 года).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны организационно-методические указания для органов управления и сил гражданской обороны, функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ФП РСЧС) Минприроды России на 2009-2010 гг.
Главная задача - совершенствование защиты работников, материальных и культурных ценностей при ведении или вследствие военных действий, а также в чрезвычайных ситуациях в мирное время. Определены приоритетные направления ее решения.
Утвержден план мероприятий по оперативной подготовке органов управления, сил ГО и ФП РСЧС.
Распоряжение Минприроды России от 24 декабря 2008 г. N 51-р
Текст распоряжения официально опубликован не был