Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 наименование настоящего Положения изложено в новой редакции
Положение
о федеральном государственном учреждении "Сочинский национальный парк"
(утв. МПР РФ 12 апреля 2001 г.)
17 марта 2005 г., 27 февраля, 26 марта 2009 г.
См. справку о национальных парках
I. Общие положения
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
1. Федеральное государственное учреждение "Сочинский национальный парк" (далее - национальный парк) является природоохранным, эколого-просветительским и научно-исследовательским учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В своей деятельности национальный парк руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими актами органов государственной власти, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России), законами и другими нормативными актами Краснодарского края, а также настоящим Положением.
Официальное полное наименование - Федеральное государственное учреждение "Сочинский национальный парк". Официальное сокращенное наименование учреждения - ФГУ "Сочинский национальный парк".
2. Сочинский национальный парк образован постановлением Совета Министров РСФСР от 5 мая 1983 г. N 214 "О создании Сочинского государственного природного национального парка" (Приложение N 1). Общая площадь парка составляет 190 тыс. га. Описание границ национального парка приведено в приложении (Приложение N 2).
3. Территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
4. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в пользование на правах, предусмотренных федеральными законами. Изъятие земель и других природных ресурсов национального парка запрещается.
5. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальным парком на праве оперативного управления. Земельные участки в границах национального парка, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
6. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану, передаются в пользование национальному парку по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры.
7. Местонахождение национального парка: 354000, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Московская, 21.
II. Задачи национального парка
8. На национальный парк возлагаются следующие основные задачи:
а) сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
б) сохранение историко-культурных объектов;
в) экологическое просвещение населения;
г) создание условий для регулируемого туризма, и оздоровительного отдыха в природных условиях;
д) разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования;
е) осуществление экологического мониторинга;
ж) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;
з) развитие научно-технического, информационного и культурного сотрудничества с охраняемыми территориями Российской Федерации и зарубежных стран, иными организациями, предприятиями и учреждениями в соответствии с целями и задачами национального парка;
и) охрана, защита и воспроизводство лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов национального парка.
III. Управление национальным парком
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 пункт 9 настоящего Положения изложен в новой редакции
9. Национальный парк в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2056-р находится в ведении Минприроды России.
10. Национальный парк возглавляется директором, назначаемым органом, в ведении которого находится национальный парк.
К компетенции директора национального парка относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов управления, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Директор национального парка:
а) без доверенности действует от имени национального парка и представляет его во всех органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, а также за рубежом;
б) руководит деятельностью национального парка, обеспечивает выполнение возложенных на национальный парк задач и несет персональную ответственность за результаты деятельности национального парка;
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в подпункт "в" пункта 10 настоящего Положения внесены изменения
в) по согласованию с Минприроды России утверждает структуру и штатное расписание национального парка; утверждает должностные инструкции работников;
г) принимает на работу и увольняет работников, заключает контракты по найму на работу в национальный парк для выполнения отдельных работ, обеспечивает осуществление мер по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;
д) применяет дисциплинарные взыскания к работникам национального парка в случае нарушения ими правил внутреннего распорядка и должностных инструкций и в других случаях, предусмотренных законодательством;
е) издает приказы, инструкции, распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками национального парка; утверждает правила внутреннего трудового распорядка национального парка;
ж) распоряжается имуществом и средствами национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением;
з) решает вопросы финансовой деятельности национального парка; открывает в банках расчетные и другие счета;
и) устанавливает размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся у национального парка средств;
к) передает исполнение части своих полномочий заместителям и другим руководящим работникам национального парка;
л) выдает доверенности на совершение действий от имени национального парка.
IV. Правовое положение национального парка
Приказом Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72 в пункт 11 настоящего Положения внесены изменения
11. Национальный парк является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть является некоммерческой организацией, и создается в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Национальный парк может финансироваться также за счет поступлений из бюджета Краснодарского края, внебюджетных и иных не запрещенных законодательством источников. Национальный парк имеет самостоятельный баланс, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков Российской Федерации и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бланки и другие средства его индивидуализации.
Федеральное государственное учреждение "Сочинский национальный парк осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации и настоящему Положению:
1) реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках эколого-просветительской, рекреационной, научно-исследовательской, рекламно-издательской и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим Положением;
2) реализация продукции подсобного сельскохозяйственного производства;
3) реализация продукции питомников и ферм (в том числе по разведению диких животных и дикорастущих растений);
4) реализация полиграфической продукции рекламного, информационного и научного характера, включая полиграфические (в том числе компьютерный набор и макетирование) и копировально-множительные работы;
5) реализация видео- и фотопродукции;
6) реализация продукции с символикой национального парка и сувенирной продукции;
7) реализация семян и посадочного материала;
8) реализация древесины, полученной при проведении мероприятий по уходу за лесами, и продукции деревообработки;
9) реализация (через территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом) безвозмездно изъятых или конфискованных в установленном порядке орудий и продукции незаконного природопользования;
10) проведение экскурсий для посетителей на территории национального парка, его охранной зоны, иных особо охраняемых природных территориях, а также в музеях, музейных экспозициях, дендрариях, питомниках, вольерных комплексах и информационных центрах национального парка;
11) услуги по организации и проведению детских экологических лагерей;
12) услуги по организации и проведению студенческих и школьных экологических практик, в том числе для иностранных студентов;
13) услуги, связанные с проведением профессиональных фото- и видеосъемок;
14) услуги, связанные с организацией любительского и спортивного рыболовства;
15) услуги, связанные с организацией и проведением любительской и спортивной охоты;
16) услуги, связанные с размещением, проживанием, питанием и отдыхом посетителей;
17) рекреационные услуги (посещение обустроенных экскурсионных и туристических троп и маршрутов, смотровых площадок, мест отдыха, пикниковых точек);
18) прокат транспортных средств (в том числе водных), лошадей, спортивного, рыболовного и туристического оборудования и снаряжения для посетителей;
19) предоставление мест стоянок автомобильного и водного транспорта для посетителей национального парка;
20) предоставление справочных материалов и иной информации и документации по вопросам сферы деятельности национального парка;
21) транспортные услуги для посетителей;
22) выполнение на договорных началах научно-исследовательских работ (включая дендрологическое обследование) и природоохранных мероприятий (по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов);
23) проведение профессиональных консультаций в вопросах сохранения и изучения природных комплексов и объектов, выполнение проектных работ, экспертных работ и оценок, в том числе в сфере охраны окружающей среды, включая оценку воздействия на окружающую среду;
24) выполнение работ по мониторингу природных комплексов и объектов;
25) выдача разрешений на использование изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территории национального парка, а также его названия и символики при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления.
12. Собственными средствами национального парка, которыми он распоряжается самостоятельно, являются средства, полученные:
а) от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на него задачам;
б) от арендной платы;
в) от возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территории национального парка;
г) от оказания платных услуг, в том числе по организации мест отдыха, экскурсионных и туристических маршрутов;
д) от оказания транспортных услуг предприятиям, организациям и частным лицам;
е) от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
ж) в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов;
з) от переработки низкосортной древесины, получаемой от рубок ухода и санитарных рубок;
и) от реализации семян и посадочного материала, продукции побочного лесопользования;
к) от реализации песчайно-гравийной# смеси, минеральной и питьевой воды, лечебной грязи.
Национальный парк самостоятельно в соответствии с действующим законодательством устанавливает тарифы на товары и услуги, реализуемые в результате собственной деятельности.
13. Штрафы, налагаемые в административном порядке, взысканные по постановлению должностных лиц национального парка, поступают в самостоятельное распоряжение национального парка и учитываются на отдельном балансе.
14. Национальный парк может выступать учредителем и участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию национальных парков, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
15. Национальный парк имеет право осуществлять разлив и реализацию минеральной воды, а также реализацию питьевой воды и лечебных грязей из источников, расположенных на его территории, в соответствии требованиями действующего законодательства.
Национальный парк имеет право самостоятельно производить эксплуатацию грузоподъемных кранов в качестве владельца.
16. Национальный парк пользуется налоговыми льготами, установленными для национальных парков законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
17. Национальный парк вправе иметь собственную символику (флаги, вымпела, эмблемы и др.).
18. Производство изобразительной, сувенирной и другой печатной продукции и товаров народного потребления с использованием названия национального парка, изображений и копий природных, историко-культурных объектов, расположенных на территории Сочинского национального парка, осуществляются с разрешения дирекции национального парка в установленном порядке.
19. Территория национального парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
V. Режим национального парка
20. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам, и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых (за исключением разведки и разработки источников питьевой и минеральной воды, лечебных грязей);
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима, проведение всех видов рубок в водоохранных зонах и в истоках рек, в местах зарождения минеральных вод;
г) предоставление на территории национального парка садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка;
е) рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специального# предусмотренных для этого мест; вольное содержание скота;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристических стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) размещение промышленных и бытовых отходов вне специально предусмотренных для этого мест;
к) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
21. В национальном парке установлен дифференцированный режим особой охраны, защиты и использования его территории.
С учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей в Сочинском национальном парке выделены следующие функциональные зоны:
Зона заповедного режима. Основная функция зоны - сохранение природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучение естественного течения природных процессов и явлений и разработка научных основ охраны природы.
Зона заповедного режима занимает площадь 51060 га и располагается в северо-восточной части национального парка и граничит с Кавказским государственным природным биосферным заповедником. В зону заповедного режима включены участки природных комплексов, не затронутые или слабо затронутые хозяйственной деятельностью. Это наиболее ценные массивы основных лесообразующих пород, где биогенетические связи естественной природы сохранены в своем первозданном виде или нарушены незначительно, а также закарстованные участки в районе Дзыхры, Кепши и территории, которые являются зоной питания мацестинских вод.
Пребывание на территории заповедной зоны лиц, не являющихся сотрудниками национального парка, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого администрацией национального парка.
На территории заповедной зоны:
- запрещаются все виды хозяйственной и рекреационной деятельности;
разрешается:
- ограниченная научно-исследовательская деятельность;
- организация мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий;
- каптаж родников;
- проведение противопожарных, лесозащитных и биотехнических мероприятий.
Особо охраняемая зона (Зона заказного режима) представлена участками с разнообразным растительным и животным миром высокогорий: эталонными коренными насаждениями, уникальными природными образованиями, участками, являющимися эталонами для того или иного природного территориального комплекса.
На территории особо охраняемой зоны:
разрешается:
- проведение научных исследований;
- строго регулируемое рекреационное пользование, посещение по разрешению администрации национального парка по специальным маршрутам и ботаническим тропам;
- проведение ограниченных лесохозяйственных мероприятий (рубки ухода за культурами (кроме проходных), ландшафтные рубки, санитарные рубки, рубки формирования опушек, уборка захламленности);
- регулирование численности животных;
- посадка лесных культур с целью создания насаждений с высокими эстетическими и санитарно-гигиеническими свойствами и устойчивостью;
- каптаж родников;
- проведение противопожарных и биотехнических мероприятий, мероприятий по охране леса от вредителей и болезней;
- устройство экскурсионных и туристических маршрутов, благоустройство территории;
- строительство приютов для туристов;
запрещается:
- разведение костров и стоянка туристов вне специально предусмотренных для этого мест;
- перемещение посетителей национального парка без представителя национального парка или специально выданного администрацией парка разрешения.
Особо охраняемая зона занимает площадь 36585 га.
Зона регулируемого рекреационного использования включает территории, предназначенные для организации туризма и отдыха в природных условиях.
Посещение зоны регламентируется допустимыми рекреационными нагрузками, определяемыми на основе научно-обоснованных норм использования территории в рекреационных целях. Хозяйственная деятельность, проводимая в этой зоне направлена на максимальное удовлетворение потребности посетителей национального парка в благоустроенном кратковременном и длительном отдыхе.
Лесохозяйственные мероприятия, проводимые на территории зоны направлены на формирование и создание устойчивых к антропогенным воздействиям ландшафтов, с высокими природозащитными, бальнеологическими и эстетическими свойствами.
Рекреационное использование территории возможно по специальным дорогам и маршрутам, проложенным к историческим и археологическим памятникам, водным объектам.
На территории зоны регулируемого рекреационного использования разрешается:
- проведение всех видов рубок промежуточного пользования, за исключением проходных рубок, проведение сплошных санитарных рубок, прочих видов рубок;
- проведение лесовосстановительных, противопожарных, биотехнических, регуляционных и защитных мероприятий;
- размещение палаточных лагерей и индивидуальных мест отдыха;
- ограниченная хозяйственная деятельность, направленная на обустройство рекреационных и туристических объектов, экскурсионных и туристических маршрутов; объектов, связанных с туризмом и отдыхом;
- оборудование информационных площадок, автостоянок и других элементов благоустройства;
- строительство необходимой транспортной и инженерно-коммуникационной структуры, не противоречащее статусу национального парка и не наносящее ущерба его природным и рекреационным ресурсам;
- каптаж родников;
- спортивная и любительская охота и рыболовство, проводимые под контролем администрации национального парка;
- сбор грибов, орехов, ягод, не включенных в списки редких и исчезающих видов Краснодарского края и Российской Федерации;
- по согласованию с администрацией национального парка, жителям населенных пунктов, расположенных на территории национального парка или у его границ, разрешается установка пасек и сенокошение.
Зона регулируемого рекреационного использования занимает площадь 75110 га.
Зона обслуживания посетителей, примыкающая к наиболее освоенным местам отдыха и туризма, предназначена для приема, комфортного отдыха посетителей национального парка и обеспечения их необходимой информацией.
На территории зоны обслуживания посетителей разрешается:
- проведение всех видов рубок промежуточного пользования, за исключением проходных рубок, проведение санитарных рубок, прочих видов рубок;
- проведение противопожарных мероприятий;
- посадка лесных культур, посев трав, устойчивых к вытаптыванию, огораживание насаждений, имеющих историческое и научное значение;
- размещение палаточных лагерей и индивидуальных мест отдыха;
- хозяйственная деятельность, направленная на строительство и обустройство рекреационных и туристических объектов, экскурсионных и туристических маршрутов;
- оборудование информационных площадок и других элементов благоустройства;
- строительство необходимой транспортной и инженерно-коммуникационной структуры, не противоречащее статусу национального парка и не наносящее ущерба его природным и рекреационным ресурсам;
- каптаж родников.
Площадь зоны обслуживания посетителей - 11882 га.
Зона хозяйственного назначения. Основная функция зоны - осуществление хозяйственной деятельности, необходимой для обеспечения потребностей местного населения и посетителей национального парка в сельскохозяйственной продукции и услугах, а также деятельности, необходимой для осуществления, стоящих перед национальным парком задач.
Граждане имеют право свободно пребывать в зоне хозяйственного назначения в соответствии с законодательством о лесных сервитутах.
На территории зоны хозяйственного назначения разрешается:
- проведение лесохозяйственных мероприятий (рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки с целью раскрытия перспективы, рубки обновления, реконструктивные рубки, рубки формирования опушек, уборка захламленности);
- проведение лесовосстановительных и противопожарных мероприятий;
- каптаж родников;
- сенокошение и выпас скота;
- спортивная и любительская охота;
- сбор грибов, ягод и цветов;
- установка пасек;
- сложившееся природопользование в экологически обоснованных размерах и в соответствии с действующим природоохранительным законодательством.
Площадь зоны хозяйственного назначения - 19100 га.
22. Описание границ функциональных зон приведено в приложении (Приложение N 3).
23. В районах проживания коренного населения (малочисленного народа адыгов-шапсугов) допускается традиционная хозяйственная деятельность (пчеловодство), кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами по согласованию с дирекцией национального парка на специально выделенных участках.
24. На территории национального парка (за исключением заповедной зоны) разрешается в соответствии с требованиями действующего законодательства проводить выборку песчайно-гравийной# смеси с естественно-образованных осыпей, оползней и обвалов, представляющих угрозу безопасности сооружений и нормальному функционированию транспорта.
25. Лимиты посещения гражданами Сочинского национального парка определяются администрацией парка на основании научно-обоснованных норм использования территории в рекреационных целях.
VI. Организация охраны национального парка
26. Охрана природных комплексов, объектов и контроль за соблюдением режима национального парка осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.
27. Директор национального парка является главным государственным инспектором, а заместители директора - заместителями главного государственного инспектора.
28. В состав службы охраны национального парка входят:
главный государственный инспектор и заместители главного государственного инспектора (директор национального парка и его заместители соответственно);
старшие государственные инспектора по охране территории национального парка (руководители отделов, ведающие вопросами организации рационального природопользования, охраны комплексов и их восстановления, лесничие, помощники лесничих);
участковые государственные инспектора по охране территории национального парка (мастера леса, охотоведы);
государственные инспектора по охране территории национального парка (специалисты, ведающие вопросами организации рационального природопользования, лесники, егеря).
29. Государственные инспектора по охране территории национального парка в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территории национального парка, разрешения на право пребывания на указанной территории;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территории национального парка и территории его охранной зоны;
в) составлять протоколы о выявленных правонарушениях;
г) задерживать на территории национального парка и его охранной зоны лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
д) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима национального парка, к административной ответственности;
е) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
ж) производить на территории национального парка и его охранной зоны досмотр транспортных средств, личных вещей;
з) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории национального парка и его охранной зоны для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
и) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны национального парка и его охранной зоны.
30. Главному государственному инспектору и его заместителям по охране территории национального парка предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму национального парка и его охранной зоны;
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу национального парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам национального парка и охранной зоны в результате нарушений установленного режима;
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
31. Государственные инспектора по охране территории национального парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.
32. Государственные инспектора по охране территории национального парка при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, электрошоковые устройства отечественного производства, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
33. Государственным инспекторам по охране территории национального парка при осуществлении возложенных на них законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного нарезного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
34. Государственные инспектора по охране территории национального парка обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
35. Государственным инспекторам по охране территории национального парка выдается бесплатное форменное обмундирование со знаками различия и нагрудный знак установленного образца.
Государственные инспектора по охране территории национального парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
VII. Хозяйственная деятельность и организация обслуживания посетителей
36. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных комплексов и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка осуществляется либо национальным парком самостоятельно, либо другими заинтересованными лицами, на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.
37. Порядок предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений, а также порядок предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка устанавливаются Правительством Российской Федерации.
38. Земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, по результатам конкурса или аукциона могут предоставляться в пользование на основании договора аренды, заключаемого с дирекцией национального парка.
При предоставлении участков на территории национального парка арендатор обязан согласовывать с национальным парком места размещения хозяйственных построек, стоянок транспорта, подъездных путей, технических коммуникаций, необходимых для использования земельного участка или природного объекта.
39. Дирекция национального парка выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии на осуществление конкретных видов деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности на территории национального парка в течении# установленного срока, а также определяет условия его осуществления.
40. В национальном парке требуют обязательного лицензирования следующие виды деятельности:
обустройство и обслуживание (использование) туристских маршрутов, объектов рекреационного, научного и экотуризма, видовых площадок, экологических троп, игровых городков и аттракционов, спортивных площадок, баз отдыха, лодочных станций, пляжей, пунктов питания, кемпингов, приютов, стоянок автотранспорта):
перевозка людей на различных транспортных (включая летательные аппараты и животных) средствах, кроме перевозок, относящихся к транспорту общего пользования;
изготовление сувениров, художественных изделий, кино-фото-видеопродукции#, связанных с историко-культурным и природным наследием национального парка;
прокат спортивного инвентаря и средств передвижения, осуществляемый как самостоятельный вид деятельности;
оборудование мест рыбной ловли, охоты и их организация, включая охотничий туризм и спортивное рыболовство;
организация и обслуживание музейных экспозиций, в том числе под открытым небом, выставок, различных коллекций, включая живых животных;
деятельность по оказанию информационных услуг;
экскурсионная деятельность, подготовка экскурсоводов;
любительская и спортивная охота и рыболовство.
41. Условия осуществления конкретных видов деятельности определяются на основании утвержденных проектов в соответствии с функциональным зонированием территории национального парка. При этом главными условиями являются:
сохранность природных комплексов и объектов,
целостность ландшафта и сохранение экологической, научной, эстетической, культурной и рекреационной ценности территории,
безопасность посетителей,
возможность ограничения рекреационных нагрузок по требованию администрации национального парка,
согласование режимов посещения и правил поведения на объектах с администрацией национального парка.
42. Строительство и эксплуатация гостиниц, кемпингов, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляются заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частными предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с национальным парком.
43. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов.
Приказом МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66 в пункт 44 настоящего Положения внесены изменения
44. Охотопользование на территории национального парка в целях спортивной и любительской охоты осуществляется в соответствии с правилами охоты в Краснодарском крае по лицензиям, выдаваемым администрацией национального парка.
Мероприятия по регулированию численности животных осуществляются по согласованию с научно-техническим советом национального парка при наличии согласования Минприроды России. При необходимости к этой работе могут привлекаться члены охотничьих обществ и общественных организаций под контролем штатных работников парка.
Добывание (отстрел, отлов) животных в научно-исследовательских целях осуществляется по плану научно-исследовательских работ национального парка по разрешениям, выдаваемым Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 45 настоящего Положения внесены изменения
45. Все лесохозяйственные мероприятия на территории национального парка осуществляются в соответствии с утвержденным проектом лесоустройства при наличии утвержденного Минприроды России плана лесохозяйственной деятельности.
VIII. Haучнo-исследовательская и просветительская деятельность в национальном парке
46. Научно-исследовательская деятельность в Сочинском национальном парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия природных и историко-культурных комплексов и объектов в условиях рационального использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
Приказом Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48 в пункт 47 настоящего Положения внесены изменения
47. Научно-исследовательская деятельность в национальном парке проводится: штатными сотрудниками национального парка по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническим советом национального парка;
научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля, отдельными специалистами (в том числе иностранными) на договорных началах по общим с национальным парком программам, согласованным с Минприроды России.
48. В национальном парке для рассмотрения вопросов научной, природоохранной, рекреационной и просветительской деятельности создается Научно-технический совет (НТС).
Состав Научно-технического совета и положение о нем утверждается Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
49. Планы лесохозяйственных, научно-исследовательских, биотехнических, регуляционных, рекультивационных и реставрационных работ и мероприятий на территории Сочинского национального парка в обязательном порядке рассматриваются на заседаниях Научно-технического совета.
50. Эколого-просветительская деятельность Сочинского национального парка включает: выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и другой печатной продукции, организацию музеев и экспозиций под открытым небом, создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов, организацию школьных лесничеств, прохождение учебной и производственной практик студентами высших и средних общеобразовательных и специальных заведений соответствующего профиля, освещение деятельности национального парка в средствах массовой информации и иные формы и методы воспитания и пропаганды экологических знаний.
IX. Контроль за деятельностью национального парка
51. Государственный контроль за деятельностью национального парка осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и иными специально уполномоченными на то государственными органами в пределах их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о федеральном государственном учреждении "Сочинский национальный парк" (утв. МПР РФ 12 апреля 2001 г.)
Текст положения официально опубликован не был
Настоящее Положение фактически прекратило действие
Об утверждении Положения о Сочинском национальном парке см. приказ Минприроды России от 27 сентября 2013 г. N 411
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минприроды России от 26 марта 2009 г. N 72
Приказ Минприроды России от 27 февраля 2009 г. N 48
Приказ МПР РФ от 17 марта 2005 г. N 66