Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Законодательного собрания
Иркутской области
от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС
Областная государственная социальная программа
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 гг.
19 апреля 2006 г., 19 сентября, 21 ноября 2007 г., 18 апреля 2008 г.
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 22 декабря 2006 г. N 100-ОЗ на сумму 16 765 тыс. рублей
Расходы на реализацию настоящей Программы частично (не в полной мере) обеспечены источниками финансирования согласно Закону Иркутской области от 28 декабря 2005 г. N 114-ОЗ на сумму 1950 тыс. рублей
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы
N п/п |
Наименование Программы: |
Областная государственная социальная программа "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы (далее - Программа) |
1. | Наименование, дата и номер нормативного акта о разработке Программы |
Распоряжение губернатора Иркутской области от 29.05.2003 N 204-р "О разработке областной государственной целевой программы "Молодым семьям - доступное жилье" на 2004 - 2013 гг." |
2. | Наименование, дата и номер нормативного акта об утверждении Программы |
|
3. | Государственный заказ- чик Программы |
Администрация Иркутской области |
4. | Ответственный испол- нитель Программы |
Агентство по молодежной политике Иркутской области |
5. | Основной разработчик Программы |
Агентство по молодежной политике Иркутской области |
6. | Основная цель Програм- мы |
Создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы |
7. | Основные задачи Прог- раммы |
Для достижения поставленной цели Программой предполагается решение следующих основных задач: 1. Разработка и внедрение на территории Иркутской области правового, органи- зационного и финансового механизма государственной поддержки молодых семей в ре- шении жилищной проблемы. 2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей. 3. Оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, привлекающим для решения жилищной проблемы молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования. 4. Формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала Иркутской области, закрепление молодежи в области. 5. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий. |
8. | Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2005 - 2019 годы. На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществляться: - формирование механизма оказания государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области; - правовое, методическое, организационное обеспечение государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; - внедрение предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей на территориях муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реа- лизации Программы на основании заключенного с агентством по молодежной политике Иркутской области соглашения; - оказание содействия органам местного самоуправления Иркутской области в разработке муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; - создание и внедрение системы мониторинга за реализацией Программы. На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет осуществляться: - продолжение реализации в Иркутской области предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей, прекращение набора новых участников. |
9. | Перечень основных мероприятий |
- Формирование финансового и организационного механизма оказания государственной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы; - разработка нормативных правовых актов по реализации Программы. |
10. | Исполнители основных мероприятий |
Агентство по молодежной политике Иркутской области, Органы местного самоуправления Иркутской области, заключившие с агентством по молодежной политике Иркутской области соглашения об участии в реализации Программы. |
11. | Объемы финансиро- вания Программы (с расшифровкой по годам и источникам) |
Источником финансирования Программы является областной бюджет. Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 739 млн. рублей. Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам составляет: 2005 год - 15 млн. рублей; 2006 год - 30 млн. рублей; 2007 год - 45 млн. рублей; 2008 год - 60 млн. рублей; 2009 год - 75 млн. рублей; 2010 год - 90 млн. рублей; 2011 год - 83 млн. рублей; 2012 год - 74 млн. рублей; 2013 год - 68 млн. рублей; 2014 год - 61 млн. рублей; 2015 год - 49 млн. рублей; 2016 год - 37 млн. рублей; 2017 год - 27 млн. рублей; 2018 год - 17 млн. рублей; 2019 год - 8 млн. рублей. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимый для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в областном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы. При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы: - переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865) (далее - федеральная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"); - средства местных бюджетов, предусматриваемые на реализацию местных программ обеспечения жильем молодых семей; - внебюджетные средства в размере 3 646 млн. рублей (собственные и заемные средства молодых семей и т.п.). Объемы финансирования ежегодно уточняются с учетом доведенных лимитов финансирования на реализацию Программы на соответствующий финансовый год за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" |
12. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Улучшение жилищных условий более 2 500 молодых семей. 2. Развитие строительной индустрии в муниципальных образованиях Иркутской области, органы местного самоуправления кото- рых приняли участие в реализации Программы. 3. Привлечение значительного количества молодых специалистов в организации области. 4. Привлечение сбережений населения в инвестиционно-строительный процесс. 5. Укрепление института семьи, увеличение рождаемости. |
13. | Система организации контроля за исполне- нием Программы |
Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - агентством по молодежной политике Иркутской области в установленном порядке. Органы местного самоуправления Иркутской области, участвующие в реализации Программы, ежемесячно представляют ответственному исполнителю Программы сведения о ходе реализации Программы. Контроль за исполнением Программы осуществ- ляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке. |
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Областная государственная социальная программа Иркутской области "Молодым семьям - доступное жилье" на 2005 - 2019 годы предусматривает создание системы муниципальной и государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления молодых специалистов в организациях области, повышения общественной активности молодежи, улучшения демографической ситуации и укрепления института семьи в Иркутской области.
Органами власти, учеными, общественными деятелями неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем.
Актуальность демографической проблемы в Иркутской области иллюстрируется следующими статистическими данными:
- численность населения Иркутской области только за 2002 год снизилась на 12, 1 тыс. человек;
- численность непроизводительного населения Иркутской области за счет старения постоянно растет (667 человек на 1000 трудоспособных);
- для простого воспроизводства населения необходимо 210-215 рождений на 100 женщин детородного возраста, в области же этот показатель составляет всего 126 рождений;
- увеличивается число разводов, особенно в детородном возрасте супругов (основная причина - из-за бытовых проблем).
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей политики государства.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года Президент Российской Федерации В.В.Путин прямо отметил, что "новое жилье могут позволить себе купить лишь люди с высокими доходами. Отсутствие такой возможности у молодых семей сказывается на их планах по рождению детей... Правительство, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны (а не одна десятая, как сегодня) могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, приобрести - за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов".
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Установлено, что средний состав семей, занимающих отдельную квартиру или дом, численно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
При подготовке Государственного доклада "О положении молодежи в Иркутской области" в ходе проведения социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают рожать детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
По социологическим данным государственного доклада "О положении молодежи в Иркутской области" среди молодежи по области:
48 % - имеют комнату в квартире родителей;
34 % - снимают жилье или живут в общежитии;
14 % - имеют отдельную квартиру;
4 % - имеют свой дом.
В связи с этим, для улучшения демографической ситуации в области необходимо обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде, когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 г. в период рождения первого ребенка вступило поколение 1982 - 1986 гг., т. е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения 80 % детей рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
Жилищные проблемы оказывают отрицательное влияние на молодежь. Молодые люди покидают сельскую местность, "малые" города, молодые специалисты переезжают в европейскую часть России, в Москву, Санкт-Петербург.
Так только в 2002 году отток молодежи в возрасте от 16-29 лет из сельской местности в области составил 3,5 тыс. человек, или 72 % всего оттока из села. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше.
Многие молодые специалисты, после окончания вузов в г.Иркутске не хотят возвращаться к месту их прежнего проживания к родителям в города и районы области, мотивируя свое решение, в том числе и отсутствием возможности приобретения собственного жилья.
Молодые люди не спешат создавать семью или официально оформлять свои отношения, что приводит к снижению авторитета семейных ценностей, к увеличению количества детей рожденных вне брака.
Из-за невозможности реализовать свои потребности в одной из ключевых сфер жизни - в решении собственной жилищной проблемы, среди молодежи растет инфантилизм, социальная апатия, снижается общественная активность.
Несмотря на некоторое увеличение жилищного фонда, область занимает одно из последних мест по России и Сибирскому федеральному округу по строительству жилья. Жилищный фонд области не соответствует потребностям населения не только по своему объему, но и по качественным характеристикам.
В современных условиях ситуация в жилищном секторе определяется растущим спросом граждан, в том числе и молодежи, на доступное жилье и невозможностью его приобретения на приемлемых условиях.
Современное региональное законодательство должно наряду с прежней ориентацией на потребности социально незащищенных групп населения (что имеет место в действующих нормативных правовых актах области), сделать новый акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего определенным стабильным доходом, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
По информации органов местного самоуправления Иркутской области по состоянию на 01.06.2003 года на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 18703 молодых семей, из них 15703 - молодых семей, имеющих детей.
Число молодых семей, состоящих на учете для получения жилой площади в муниципальных образованиях области, снижается. Недоверие молодых семей к органам исполнительной власти вполне объяснимо. За последние 7-8 лет у молодого поколения нет перспективы получения жилья. Молодые семьи перестают обращаться за помощью в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что отражает снижение авторитета власти у населения.
Большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, поэтому требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья именно на областном уровне. Для ее решения требуется участие и взаимодействие органов государственной власти Иркутской области, органов местного самоуправления Иркутской области, других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов.
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы выполнения Программы.
Основные принципы реализации Программы
Целью настоящей Программы является создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области.
Для достижения поставленной цели Программой предполагается решение следующих основных задач:
1. Разработка и внедрение на территории Иркутской области правового, организационного и финансового механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
2. Привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения жильем молодых семей.
3. Оказание за счет средств областного бюджета поддержки муниципальным образованиям Иркутской области, привлекающим для решения вышеуказанной проблемы финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
4. Формирование условий для повышения заинтересованности молодежи в развитии социально-экономического и производственного потенциала Иркутской области, закрепление молодежи в области.
5. Поддержка и стимулирование инициативы молодых семей по улучшению своих жилищных условий.
Программа будет выполняться поэтапно в 2005 - 2019 гг.
На первом этапе (2005 - 2010 годы) будут осуществляться:
- формирование механизма оказания государственной поддержки молодых семей в Иркутской области;
- правовое, методическое, организационное обеспечение государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий;
- внедрение предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей на территориях муниципальных образований Иркутской области, принимающих участие в реализации Программы на основании заключенного с агентством по молодежной политике области соглашения;
- оказание содействия органам местного самоуправления Иркутской области в разработке муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- создание и внедрение системы мониторинга за реализацией Программы.
На втором этапе (2011 - 2019 годы) будет осуществляться:
- продолжение реализации в Иркутской области предусмотренного Программой механизма поддержки молодых семей, прекращение набора новых участников.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольность участия в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
3. Объемы и источники финансовых затрат
Источником финансирования Программы является областной бюджет.
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 739 млн. рублей. Объем финансирования Программы из областного бюджета по годам составляет:
2005 год - 15 млн. рублей;
2006 год - 30 млн. рублей;
2007 год - 45 млн. рублей;
2008 год - 60 млн. рублей;
2009 год - 75 млн. рублей;
2010 год - 90 млн. рублей;
2011 год - 83 млн. рублей;
2012 год - 74 млн. рублей;
2013 год - 68 млн. рублей;
2014 год - 61 млн. рублей;
2015 год - 49 млн. рублей;
2016 год - 37 млн. рублей;
2017 год - 27 млн. рублей;
2018 год - 17 млн. рублей;
2019 год - 8 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы. Объемы финансирования Программы на соответствующий год, предусматриваемые в областном бюджете, не могут быть меньше размера средств, необходимого для исполнения финансовых обязательств по реализации данной Программы, возникших в предыдущие годы.
При реализации Программы в установленном порядке могут быть использованы:
- переданные Иркутской области средства федерального бюджета на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей";
- средства местных бюджетов, предусматриваемые на реализацию местных программ обеспечения жильем молодых семей;
- внебюджетные средства в размере 3 646 млн. рублей (собственные и заемные средства молодой семьи и т.п.).
4. Механизм реализации Программы и система
организации контроля за исполнением
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 апреля 2008 г. N 42/19-ЗС в пункт 1 Раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
1. Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
2. Реализация Программы осуществляется агентством по молодежной политике Иркутской области. В рамках реализации Программы агентство по молодежной политике Иркутской области осуществляет:
1) отбор муниципальных образований для участия в Программе;
2) формирование сводного списка молодых семей для участия в Программе на основании списков молодых семей, представленных органами местного самоуправления;
3) формирование и представление заявки на выделение средств федерального бюджета для софинансирования Программы;
4) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 апреля 2008 г. N 42/19-ЗС в пункт 3 Раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
3. Реализация Программы осуществляется с участием органов местного самоуправления Иркутской области, заключивших соглашение об участии в реализации мероприятий Программы. Указанные соглашения заключаются агентством по молодежной политике Иркутской области с органами местного самоуправления Иркутской области, определенными по результатам проводимого в установленном порядке конкурса. Порядок проведения конкурса определяется администрацией Иркутской области.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 21 ноября 2007 г. N 36/14-ЗС в пункт 4 Раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Программой предусматриваются следующие формы государственной поддержки участвующих в Программе молодых семей:
1) предоставление субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам);
2) предоставление субсидии на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома (далее - субсидия на приобретение жилья);
3) предоставление дополнительной субсидии за счет средств областного бюджета на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья при рождении (усыновлении) ребенка (далее - субсидия при рождении ребенка).
Субсидии в рамках Программы предоставляются при приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего (отвечающих) установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории Иркутской области.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на реализацию Программы, в установленном порядке перечисляются в виде субсидий в бюджеты органов местного самоуправления Иркутской области, отобранных для участия в Программе, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов областного бюджета на основании соглашений между агентством по молодежной политике Иркутской области и органами местного самоуправления Иркутской области.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника Программы.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
1) для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
2) для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 18 апреля 2008 г. N 42/19-ЗС в пункт 5 Раздела 4 настоящей Программы внесены изменения
5. Особенности предоставления отдельных форм государственной поддержки заключаются в следующем:
1) Предоставление субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам).
Предполагается следующий механизм предоставления субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам): 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств областного бюджета, 1/3 годовой процентной ставки погашается за счет средств местного бюджета (по согласованию с муниципальными образованиями), 1/3 годовой процентной ставки и сумма кредита (займа) - за счет средств молодых семей. При этом размер 1/3 процентной ставки, погашаемой за счет средств областного бюджета, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с требованиями Программы и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не выше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании. Указанная стоимость определяется в соответствии с условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы между агентством по молодежной политике Иркутской области и соответствующим органом местного самоуправления.
Участвующим в Программе молодым семьям государственная поддержка в виде предоставления субсидий на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) за счет средств областного бюджета предоставляется в течение 10 лет.
Выбор кредитных организаций для участия в Программе осуществляется органами местного самоуправления, принимающими участие в реализации Программы, на конкурсной основе среди организаций, имеющих право на осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2) предоставление субсидии на приобретение жилья.
Условием получения субсидии на приобретение жилья является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Субсидия на приобретение жилья может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Субсидия на приобретение жилья также может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Предоставление субсидии на приобретение жилья осуществляется с учетом преимущественного права на получение такой субсидии молодыми семьями, поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Размер субсидии на приобретение жилья составляет не менее:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Программы, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
В соответствии с федеральной подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" до 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, составит 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями Программы. При этом доля средств областного бюджета, направляемых на софинансирование Программы, должна составлять не менее 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями Программы, для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями Программы, для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей. Доля средств местного бюджета, направляемых на софинансирование Программы, должна составлять не менее 15 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определенной в соответствии с требованиями Программы.
С 2008 года доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, будет рассчитываться по формуле:
ДСФ = (40 - 15 х КБО),
где ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Иркутской области после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
Доля средств областного бюджета и местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, должна составлять соответственно:
не менее (15 х КБО - 5) - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее (15 х КБО) - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
При этом доли средств областного бюджета и местных бюджетов направляются на софинансирование мероприятий Программы в равных долях.
При расчете доли средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, полученное значение указанного показателя округляется до целого числа.
Доля средств областного бюджета округляется до большего целого числа, а доля средств местного бюджета округляется до меньшего целого числа.
Если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Иркутской области больше 2, доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, принимается в размере 10 процентов, при этом доля средств областного бюджета и местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, должна составлять:
не менее 25 процентов (10 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета, 15 процентов - за счет средств местного бюджета) - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее 30 процентов (15 процентов - софинансирование за счет средств областного бюджета, 15 процентов - за счет средств местного бюджета) - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
Расчет уровня расчетной бюджетной обеспеченности осуществляется на момент подачи Иркутской областью заявки на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в соответствующем году в реализации федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии на приобретение жилья, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями Программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями Программы.
Расчет размера субсидии на приобретение жилья производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, устанавливаемого органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Иркутской области, определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.#
В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семьей за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств субсидии на приобретение жилья в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств субсидии на приобретение жилья на погашение иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается. Основаниями для перечисления средств субсидии на приобретение жилья в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) являются:
соответствующий кредитный договор (договор займа);
справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу);
свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием кредитных (заемных) средств;
договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома.
При этом размер предоставляемой субсидии ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).
Предоставление субсидий на приобретение жилья осуществляется при условии доведения в установленном порядке соответствующих лимитов софинансирования за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
Вопросы предоставления субсидий на приобретение жилья, не урегулированные Программой, разрешаются в соответствии с нормами федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".
3) Предоставление субсидии при рождении ребенка.
При рождении (усыновлении) ребенка молодой семье, которой в рамках реализации Программы предоставлена субсидия на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидия на приобретение жилья, при условии, что на момент рождения ребенка возраст обоих супругов, а в неполной семье - молодого родителя, не превышает 30 лет, предоставляется дополнительная субсидия за счет средств областного бюджета в размере не менее 10 процентов средней стоимости жилья на цели погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
При предоставлении субсидии при рождении ребенка молодой семье, ставшей участником Программы в 2005 году, размер указанной субсидии определяется исходя из 18 квадратных метров на рожденного (усыновленного) ребенка и стоимости 1 квадратного метра жилья, но не свыше средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья, сложившейся в муниципальном образовании и определенной условиями соглашения об участии в реализации мероприятий Программы с органами местного самоуправления.
Предоставление субсидии при рождении ребенка производится один раз при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Размер субсидии при рождении ребенка не может превышать стоимости приобретенного жилья, с учетом предоставленной субсидии на погашение процентной ставки по полученным кредитам (займам) или субсидии на приобретение жилья.
6. Установленные в Программе требования к участникам Программы, к определению размера субсидий, являются обязательными для органов местного самоуправления, принимающих участие в реализации Программы.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 21 ноября 2007 г. N 36/14-ЗС Раздел 4 настоящей Программы дополнен пунктом 6.1
6.1. Возможными формами участия организаций в реализации Программы, за исключением организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления субсидий, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников Программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации Программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями и агентством по молодежной политике Иркутской области и (или) органами местного самоуправления.
7. Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - агентством по молодежной политике Иркутской области в установленном порядке.
Органы местного самоуправления Иркутской области, участвующие в реализации Программы, представляют ежемесячно (в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным) сведения о ходе реализации Программы ответственному исполнителю Программы.
Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции в установленном порядке.
5. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение Программы;
- организационное обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении 1.
6. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов
реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1. Улучшить жилищные условия более 2500 молодых семей.
2. Развить строительную индустрию в муниципальных образованиях Иркутской области, принявших участие в реализации Программы.
3. Привлечь значительное количество молодых специалистов в организации Иркутской области.
4. Привлечь сбережения населения в инвестиционно-строительный процесс.
5. Укрепить институт семьи, увеличить рождаемость.
7. Сведения о государственном заказчике
и разработчиках Программы
Государственным заказчиком Программы является администрация Иркутской области.
Разработчиком Программы является агентство по молодежной политике Иркутской области.
Председатель
Законодательного собрания |
В.К.Круглов |
<< Назад |
Приложение 1. >> Приложение 1. |
|
Содержание Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 16 марта 2005 г. N 7/26-ЗС "Об областной государственной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.