В целях стабилизации численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту, руководствуясь статьями 36, 54 Устава муниципального образования города Усолье-Сибирское, городская Дума решила:
1. Утвердить концепцию стабилизации демографической ситуации муниципального образования города Усолье-Сибирское на период до 2017 года.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Официальное Усолье".
Мэр города |
А.В.Крушинский |
Концепция
стабилизации демографической ситуации
муниципального образования города Усолье-Сибирское
на период до 2017 года
(утв. Решением городской Думы г.Усолье-Сибирское
Иркутской области от 11 декабря 2008 г. N 132/4)
Концепция стабилизации демографической ситуации муниципального образования города Усолье-Сибирское на период до 2017 года (далее - Концепция) определяет основные приоритеты и направления реализации демографической политики на территории города Усолье-Сибирское на период до 2017 года.
Концепция разработана на основе Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351, и Концепции демографического развития Иркутской области на период до 2015 года, утвержденной распоряжением администрации Иркутской области от 11 сентября 2007 года N 379-ра.
Демографическая политика в рамках настоящей Концепции - комплекс мер экономического, правового, социального, медицинского, информационного, организационного характера, направленных на повышение качества человеческого потенциала муниципального образования города Усолье-Сибирское, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации на территории муниципального образования и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, культурными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов, включает основные тенденции и проблемы современного демографического состояния муниципального образования города Усолье-Сибирское, прогноз развития демографической ситуации в городе Усолье-Сибирское на 2008 - 2017 годы, определенный долгосрочным планом социально-экономического развития муниципального образования города Усолье-Сибирское на 2008 - 2017 годы, цели и задачи демографической политики, основные направления демографической политики на территории муниципального образования, механизм реализации Концепции.
Основная цель демографической политики - улучшение состояния здоровья каждого человека и общества в целом. В рамках этой Концепции одним из основных индикаторов уровня безопасности выступает критерий - ожидаемая продолжительность жизни. Критерий является интегральным показателем здоровья и во многом зависит не только от уровня развития медицины, но и от уровня социально-экономического развития общества и состояния окружающей среды.
Стратегия демографической политики на территории города Усолье-Сибирское направлена на:
1) активизацию информационно-разъяснительной работы, формирование позитивных социальных установок и духовно-нравственных ценностей в обществе;
2) укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни, включая улучшение репродуктивного здоровья населения, увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни и снижение предотвратимой смертности населения;
3) стимулирование рождаемости и укрепление институтов семьи и материнства на основе повышения уровня жизни, обеспечения адресной социальной защиты семьи, включая материальное поощрение при рождении ребенка;
4) регулирование миграционных потоков с целью создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения города Усолье-Сибирское.
Поэтапная реализация основных направлений Концепции позволит не только сохранить имеющийся демографический потенциал города, но и перейти от практики выживания к стратегии развития.
Основные тенденции и проблемы
современного демографического состояния города Усолье-Сибирское
Развитие демографической ситуации в городе Усолье-Сибирское в целом отражает тенденции демографического развития Иркутской области и Российской Федерации, а по основным параметрам определяется общими тенденциями демографического развития развитых стран:
1) Сокращение численности населения:
К началу 2008 года численность населения города составила 85900 человек. В общей численности населения женщин - 56,3 %, мужчин - 43,7 %. С 2002 по 2007 год средняя продолжительность жизни сократилась с 61 года до 57,4 года. Неуклонно продолжается старение населения: дети до 14 лет составляют всего 14,8 %, в то время как население старше трудоспособного возраста насчитывает 19,9 %.
Усиливается тенденция превышения численности женщин над численностью мужчин. Основной причиной ухудшения соотношения полов в пользу женщин является высокая преждевременная смертность мужчин. При соотношении умерших мужчин в возрасте 15-59 лет и женщин в возрасте 15-54 года в общем числе умерших составляет 71,6 % и 28,4 % соответственно.
За период с 01 января 2003 года по 01 января 2008 года население города убыло на 16,1 % или на 16525 человек. Сокращение численности населения происходит под влиянием естественной и миграционной убыли. Естественная убыль, или депопуляция, до 2005 года имела тенденцию к росту, а с 2006 года начала снижаться, однако в настоящее время уровень смертности все еще превышает уровень рождаемости. В 2007 году в расчете на каждое рождение зарегистрировано 1,24 случая смерти. Естественная убыль составила 3,2 человека на 1000 населения.
В городе сформировался регрессивный тип воспроизводства населения, что подтверждается следующими данными: 28,8 % населения приходится на возраст 50 лет и старше, возрастная группа от 0 до 14 лет составляет 14,8 % населения. На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход населения (за 2007 год доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 23,5 % от численности населения города), отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 2002 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 16,4 % всего населения, то в 2007 году - 19,9 %. Изменение демографической структуры населения - сокращение доли детей и подростков (с 24,8 % в 2002 году до 20,4 % в 2007 году) и рост числа лиц старше трудоспособного возраста в перспективе приведут к сокращению численности и ухудшению структуры трудовых ресурсов, и, соответственно, к усилению проблем в экономической и социальной сферах города.
Другой причиной снижения численности населения является рост смертности населения. Высокая смертность населения - одна из самых серьезных проблем демографического развития города.
Доля лиц трудоспособного возраста в общем числе умерших мужчин в 2007 году составила 42,2 %. Уровень мужской смертности в трудоспособном возрасте в 2,5 раза превышает женскую.
Основными причинами смертности населения города в 2007 году являлись сердечно-сосудистые заболевания (17,4 % умерших), несчастные случаи, травмы и отравления (20,6 %), в том числе смертность от случайных отравлений алкоголем - 4,2 %.
Криминальная обстановка на территории города Усолье-Сибирское, как и в целом по Иркутской области, остается сложной. Число совершенных убийств не снижается, растет число самоубийств, в том числе в трудоспособном возрасте.
Сложилась критическая ситуация в области безопасности дорожного движения. В 2007 году количество лиц, погибших в результате ДТП, произошедших в городе, составило 14,4 на 100 тысяч населения.
Негативные тенденции сохраняются в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. На учете наркопостов отдела по делам несовершеннолетних ОВД города Усолье-Сибирское и отдела образования и молодежной политики администрации города состоит более 300 человек, более 500 человек поставлен диагноз "Наркомания". Это представляет серьезную угрозу здоровью населения.
Динамика показателей рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли) населения города на 1000 населения за период 2002 - 2007 годы представлена в приложении 1 к настоящей концепции.
2) Снижение качества здоровья:
Растет заболеваемость населения. Общая численность взрослого населения, состоящего на диспансерном учете, за 2007 год увеличилась по сравнению с 2006 годом на 7,5 % и составила 18381 человек или 26,9 % от численности взрослого населения. Численность детей и подростков (до 18 лет), состоящих на диспансерном учете, снизилась по сравнению с 2006 годом на 5,5 % и составила 7013 человек.
В условиях ухудшающейся экологии, распространения табакокурения увеличивается заболеваемость и смертность от неспецифических заболеваний органов дыхания. Показатель заболеваемости населения по числу обращаемости за медицинской помощью в 2007 году составил 7,4 случая на 1 жителя.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом удалось снизить показатель уровня младенческой смертности по территории города в 3,5 раза (с 22,4 до 6,4 на 1000 родившихся живыми), что связано с усилением контроля за соблюдением стандартов ведения родов и наблюдения детей раннего возраста в службе родовспоможения и педиатрии, а также с улучшением качества оказания медицинской помощи детям и женщинам в период беременности и родов в связи с введением родовых сертификатов.
Растет численность инвалидов. За 2007 год общая численность лиц с ограниченными возможностями в городе составила 5222 человека, в том числе 2925 женщин. Из них 34,2 % составляют лица трудоспособного возраста и 10 % - дети. Среди причин, обуславливающих детскую инвалидность, на первом месте - психические расстройства, на втором - болезни нервной системы, на третьем - врожденные аномалии.
Рост детской заболеваемости и инвалидности связан с ухудшением состояния здоровья женщин. За последние 10 лет заболеваемость беременных анемией выросла более чем в 6 раз, 70 - 80% беременных имеют сопутствующую патологию, на 40 % увеличилось число женщин, страдающих гестозом.
Уровень заболеваемости онкологическими заболеваниями на территории города сохраняется высоким в течение ряда лет, сохраняется высоким и уровень онкологической запущенности в связи с поздним обращением больных за медицинской помощью.
Высокими остаются показатели заболеваемости социально обусловленными болезнями - туберкулезом, сифилисом, СПИДом. Наибольшая часть больных сифилисом - неработающие граждане, подавляющая часть ВИЧ-инфицированных - больные наркоманией.
3) Отрицательное сальдо миграции:
Существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие города оказывает миграция населения. На протяжении последних 6 лет миграция способствует процессу сокращения численности населения города.
Происходит неэквивалентный миграционный обмен населения. Анализ показывает, что, кроме причин личного и семейного характера, одна из основных причин миграции населения - результаты деятельности агентств по продаже недвижимости городов Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского, следствием чего является приток в город социально неблагополучного населения.
Показатели миграционного прироста (убыли) населения города Усолье-Сибирское представлены в приложении 2 к настоящей концепции.
Прогноз развития демографической ситуации в городе Усолье-Сибирское
При условии реализации мероприятий демографической политики, предусмотренных комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования города Усолье-Сибирское на 2008 - 2012 годы, предполагается минимизация естественной убыли населения (в среднем до 75 человек в год) на фоне миграционного прироста (до 150 человек) и, как следствие, стабилизация численности населения города к 2018 году на уровне 86220 человек.
Число родившихся будет постепенно увеличиваться, но после 2011 года начнется процесс снижения.
Увеличение числа родившихся будет обусловлено не ростом интенсивности рождений, а ростом численности 20 - 29-летних женщин, на долю которых приходится две трети всех ежегодных рождений. Однако рождаемость все равно будет находиться на значительно более низком уровне, чем это требуется для простого воспроизводства населения.
Фактическая продолжительность жизни населения в 2006 году составила 57,4 года. В соответствии с программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования города Усолье-Сибирское ожидаемая продолжительность жизни возрастет к 2018 году до 60,4 лет.
Миграционный прирост покроет естественную убыль незначительно.
Цели и задачи демографической политики
Цели демографической политики - стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2018 году до 60,4 лет.
Достижение целей демографической политики в значительной степени зависит от успешного решения задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
Задачи демографической политики:
1) создание условий для улучшения репродуктивного здоровья населения, повышения уровня рождаемости, снижения смертности населения и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения;
2) стимулирование рождаемости, обеспечение условий для всестороннего развития семьи, ее демографических, экономических, социально-культурных, социальных, духовно-нравственных функций;
3) создание условий для повышения жизненного уровня населения города на основе обеспечения занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей и реализации установленных законодательством социальных гарантий;
4) создание условий для повышения уровня регулирования миграционных процессов.
Основные направления демографической политики на территории города Усолье-Сибирское
Реализация поставленных задач предполагает поэтапные действия органов местного самоуправления города Усолье-Сибирское, учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественных организаций, организаций всех форм собственности в следующих основных направлениях:
1. Создание условий для улучшения репродуктивного здоровья населения, повышения уровня рождаемости, снижения смертности населения и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
1) обеспечение профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационно-восстановительных мер по оздоровлению детей (в том числе реализация мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, ежегодно утверждаемых правовым актом администрации города);
2) повышение эффективности мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни, профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения; осуществление мероприятий, способствующих снижению смертности от неестественных причин, в том числе по профилактике самоубийств;
3) содействие формированию социальной инфраструктуры, участие в организации мероприятий по проектированию, модернизации, реконструкции, строительству физкультурно-оздоровительных, спортивных и иных объектов физической культуры, спорта и отдыха;
4) содействие совершенствованию системы лекарственного обеспечения населения, обеспечение осуществления иммунопрофилактики инфекционных болезней;
5) обеспечение мер по снижению младенческой и материнской смертности;
6) обеспечение в соответствии с законодательством государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории города;
7) обеспечение повышения социальной защищенности, улучшения социального положения граждан пожилого возраста, создание условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей указанной категории граждан;
8) обеспечение взаимодействия органов государственной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов по улучшению условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи, содействие повышению экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; развитие и дальнейшее совершенствование системы социального партнерства на основе расширения практики заключения коллективных договоров и соглашений;
9) создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В рамках данного направления предполагается:
- реализация областных государственных, социальных, муниципальных целевых программ и мероприятий по приоритетным направлениям охраны репродуктивного здоровья;
- открытие и оснащение медико-социального кабинета женской консультации;
- открытие и оснащение кабинета планирования семьи женской консультации;
- открытие и оснащение кабинета профилактики в МЛПУ "Врачебно-физкультурный диспансер";
- оснащение лечебно-профилактических учреждений диагностическим и лечебным оборудованием;
- ежегодное проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений узкими специалистами;
- обеспечение учащихся образовательных учреждений горячим питанием;
- открытие тренажерных залов в учреждениях образования (СОШ N 5, 6, 12, 15, 16);
- приобретение автобуса (с возможностью обследования и оказания консультативной помощи) для масштабного проведения мероприятий антинаркотической направленности, профилактики ВИЧ, СПИД;
- реализация мероприятий по поддержке ветеранов и ветеранского движения;
- создание системы социализации бывших осужденных, лиц без определенного места жительства, бывших больных алкоголизмом и наркоманией;
- создание условий для заинтересованности работодателей в системном подходе к медико-социальным проблемам трудящихся, профилактике и реабилитации профессиональных заболеваний;
- обеспечение деятельности городской межведомственной комиссии по охране труда, работа которой направлена на обеспечение осуществления комплекса мер по реализации государственной политики в области охраны труда.
2. Стимулирование рождаемости, обеспечение условий для всестороннего развития семьи, ее демографических, экономических, социально-культурных, духовно-нравственных функций:
1) формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, содействие пропаганде семейных ценностей;
2) осуществление мер социальной поддержки в отношении семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, малоимущих семей, семей одиноких родителей;
3) реализация мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей;
4) создание условий для реализации творческого и духовного потенциала семьи;
5) развитие сети доступных для всех семей образовательных учреждений дополнительного образования детей в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей;
6) создание условий по реализации права каждой семьи на занятия физической культурой и спортом;
7) содействие обеспечению первоочередного развития служб охраны материнства и детства, планирования семьи в системе здравоохранения;
8) содействие включению в коллективные договоры и соглашения организаций всех видов собственности дополнительных гарантий для работников, имеющих детей;
9) содействие обеспечению работникам, имеющим детей, условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей.
В рамках данного направления предполагается:
- освещение вопросов семейной, демографической политики в средствах массовой информации;
- участие семей города в областных и городских мероприятиях;
- предоставление льгот и компенсаций многодетным семьям по оплате: оздоровления, питания школьников, обеспечения образовательными услугами, услугами культуры и спорта, коммунальных услуг;
- реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей;
- периодическое проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди детей, а также студенчества, инвалидов, других категорий населения города;
- создание условий для увеличения количества рабочих мест на основе инвестиционной привлекательности организаций города;
- совершенствование взаимодействия в пределах установленной законодательством компетенции правоохранительных органов с органами местного самоуправления муниципального образования города Усолье-Сибирское при решении проблем обеспечения общественной безопасности на территории города и охраны правопорядка.
3. Создание условий для повышения жизненного уровня населения города, обеспечения занятости трудоспособных граждан, роста доходов семей и реализации установленных законодательством социальных гарантий:
1) разработка и осуществление мер, направленных на снижение уровня бедности семей, в первую очередь семей с детьми;
2) содействие снижению численности незанятого населения в трудоспособном возрасте;
3) в соответствии с законодательством разработка и реализация программ усиления правовой защиты и экономической поддержки становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства, в том числе в отношении одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, женщин, молодежи;
4) содействие включению в коллективные договоры и соглашения организаций всех форм собственности дополнительных трудовых гарантий для молодых специалистов;
5) содействие в оказании государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе малоимущим семьям;
6) организация обучения детей-инвалидов в дошкольных учреждениях и образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
7) содействие занятости и профессиональной реабилитации инвалидов, в том числе:
- создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
- обеспечение среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых оздоровительными учреждениями.
4. Создание условий для повышения уровня регулирования миграционных процессов:
1) ежегодное определение потребности в привлечении иностранных работников;
2) организация формирования предложений по квоте на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на территории города;
3) содействие размещению и обустройству лиц, признанных беженцами и вынужденными переселенцами;
4) содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;
5) содействие развитию межнациональных отношений, национальных культур, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.
В рамках данного направления предполагается:
- взаимодействие и сотрудничество с государственными органами власти Иркутской области в разработке социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территории;
- участие в реализации федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к условиям жизни в российском обществе.
Механизм реализации концепции
Реализация Концепции предполагает объединение усилий органов местного самоуправления города Усолье-Сибирское, учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, общественных организаций, организаций всех форм собственности, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала города Усолье-Сибирское.
Включение механизмов реализации Концепции предполагает обеспечение последовательного достижения целей, обозначенных в настоящем документе и определяющих направления деятельности органов местного самоуправления города Усолье-Сибирское, учреждений и организаций всех форм собственности по стабилизации и последовательному улучшению демографической ситуации в городе. К числу таких механизмов относятся:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих условия устойчивого демографического развития города;
2) разработка и реализация в установленном порядке муниципальных программ комплексного и целевого характера по направлениям демографической политики, а также участие в соответствующих разделах областных программ экономического, социального и культурного развития;
3) учет задач демографической политики при формировании местного бюджета, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
4) содействие обеспечению приоритетности распределения средств на реализацию программ, направленных на улучшение демографической ситуации;
5) содействие использованию и распространению социальной и демографической статистики.
Мониторинг демографической ситуации осуществляется администрацией города. Итоги мониторинга оформляются в виде аналитического доклада "О состоянии демографической ситуации в городе Усолье-Сибирское".
Начальник экономического отдела |
Н.Г.Алтунина |
Приложение N 1
Динамика показателей рождаемости, смертности, естественного прироста (убыли)
населения города на 1000 населения за период 2002 - 2007 годов
Наименование показателя |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
|
|
|
|
|
|
Рождаемость |
9,5 |
11,3 |
11,5 |
9,6 |
11,7 |
13,1 |
Смертность |
17,7 |
20,7 |
21,0 |
21,9 |
18,6 |
16,3 |
Естественный прирост (убыль) |
-8,0 |
-9,4 |
-9,5 |
-12,3 |
-6,9 |
-3,2 |
Приложение N 2
Движение населения города Усолье-Сибирское
в 2006 - 2007 годах
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
|
|
|
Родившиеся, чел. |
1016 |
1126 |
на 1000 человек населения |
11,69 |
13,07 |
Умершие, чел. |
1612 |
1402 |
на 1000 человек населения |
18,55 |
16,27 |
Естественный прирост, чел. |
-596 |
-276 |
на 1000 человек населения |
-6,86 |
-3,2 |
Число умерших детей в возрасте до 1 года |
21 |
7 |
Прибыло, чел. |
1328 |
1443 |
Убыло, чел. |
1456 |
1444 |
Миграционный прирост (убыль) населения, чел. |
-128 |
-1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция стабилизации демографической ситуации муниципального образования г.Усолье-Сибирское на период до 2017 года.
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в сфере регулирования демографических процессов, включает основные тенденции и проблемы современного демографического состояния муниципального образования, прогноз развития демографической ситуации в городе, цели и задачи демографической политики, основные направления демографической политики на территории муниципального образования.
Основная цель демографической политики - улучшение состояния здоровья каждого человека и общества в целом. В рамках концепции одним из основных индикаторов уровня безопасности выступает ожидаемая продолжительность жизни. Этот критерий является интегральным показателем здоровья и во многом зависит не только от уровня развития медицины, но и от уровня социально-экономического развития общества и состояния окружающей среды.
Решение городской Думы города Усолье-Сибирское Иркутской области от 11 декабря 2008 г. N 132/4 "Об утверждении концепции стабилизации демографической ситуации муниципального образования города Усолье-Сибирское на период до 2017 года"
Текст решения официально опубликован не был