Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 3 февраля 2009 г. N А58-3247/08-0327-Ф02-76/2009
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Республиканское ипотечное агентство" (агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным подпункта "б" пункта 3 решения от 30.04.2008 N 8052н/с государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (фонд) о доначислении страховых взносов в сумме 2 276 рублей 22 копейки.
Решением от 21 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заявленные агентством требования удовлетворены частично: признан недействительным подпункт "б" пункта 3 решения фонда в части доначисления 1 964 рубля 70 копеек страховых взносов. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 7 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных агентством требований.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, агентство обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, действующим законодательством не установлено, что объектом для начисления страховых взносов в фонд являются любые доходы застрахованного лица.
Как считает агентство, апелляционным судом не учтено, что выплаты работникам производились из фонда потребления, формируемого за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении агентства, целевое назначение указанных выплат - не оплата труда, а обеспечение социальных нужд работников, к системе оплаты труда они не относятся и не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу отклонил изложенные в ней доводы, ссылаясь на законность и обоснованность постановления апелляционного суда.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления NN 64653, 64654 от 29.01.2009), однако своих представителей в судебное заседание не направили и заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что постановление апелляционного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом, фонд провел документальную выездную проверку агентства по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
По результатам проверки фонд составил акт N 8052н/с от 02.04.2008 и вынес решение N 8052н/с от 30.04.2008, которым доначислил, в том числе страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 964 рубля 70 копеек.
Вывод апелляционного суда об отказе в удовлетворении требований агентства о признании недействительным названного решения в указанной части является ошибочным.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, сослался на то, что произведенные агентством выплаты работникам, состоящим с ним в трудовых отношениях, не указаны в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования.
Однако суд не учел следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Статьей 3 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" также установлено, что тариф страхового взноса - ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 20 названного Федерального закона страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 1 Федеральных законов от 29.12.2004 N 207-ФЗ, от 22.12.2005 N 179-ФЗ, от 19.12.2006 N 235-ФЗ на 2005, 2006, 2007 годы для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
Следовательно, в 2005-2007 годах названными Федеральными законами для начисления страховых взносов не были установлены иные источники доходов, кроме начисленной оплаты труда по всем основаниям, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установлено право работодателя устанавливать стимулирующие выплаты.
К выплатам стимулирующего характера относятся различные системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения затрат, связанных с исполнением работниками трудовых и иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Выплата заработной платы, стимулирующих и компенсационных выплат производится из фонда оплаты труда.
Как установлено судом первой инстанции, агентство без начисления страховых взносов выплачивало своим работникам в 2005-2007 годах в соответствии с разделом 10 коллективных договоров из фонда потребления, формируемого за счет чистой прибыли: расходы на лечение ребенка, на посещение спортивно-оздоровительных комплексов, доплату до среднего заработка при призыве на военные сборы, материальную помощь к отпуску и в связи: с обучением сотрудников, с регистрацией брака, с днями рождения, с юбилеями.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства, пришел к правильному выводу, что спорные суммы выплат непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами, имеют разовый и необязательный характер, размер выплат определялся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, а выплаты производились при наличии средств фонда потребления (пункт 10.8 раздела 10 коллективных договоров).
Суд также обоснованно отклонил довод фонда о том, что спорные выплаты не предусмотрены Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765 (Перечень).
Как следует из указанного Перечня, в нем указаны выплаты из фонда оплаты труда организаций-работодателей, а также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней. Перечень не содержит указаний на выплаты из любых доходов при наличии трудовых отношений с работником.
Таким образом, апелляционный суд необоснованно отменил решение суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятое с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы подлежат взысканию с фонда в пользу агентства.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление от 7 ноября 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-3247/08-0327 отменить.
Решение от 21 июля 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в пользу открытого акционерного общества "Республиканское ипотечное агентство" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Республика Саха (Якутия) выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства, пришел к правильному выводу, что спорные суммы выплат непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами, имеют разовый и необязательный характер, размер выплат определялся вне зависимости от стажа работника и результатов его работы, а выплаты производились при наличии средств фонда потребления (пункт 10.8 раздела 10 коллективных договоров).
Суд также обоснованно отклонил довод фонда о том, что спорные выплаты не предусмотрены Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765 (Перечень).
Как следует из указанного Перечня, в нем указаны выплаты из фонда оплаты труда организаций-работодателей, а также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также бюджетов всех уровней. Перечень не содержит указаний на выплаты из любых доходов при наличии трудовых отношений с работником."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2009 г. N А58-3247/08-0327-Ф02-76/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании