Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 2 марта 2009 г. N А19-1283/08-13-6-Ф02-556/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Агата-Сервис" (ООО "Агата-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании расходов, связанных с реализацией в 2004 году Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", в размере 291 068 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 июня 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 сентября 2008 года решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела правопреемником ООО "Агата-Сервис" признано закрытое акционерное общество "Восточно-Сибирская факторинговая компания" (ЗАО "Восточно-Сибирская факторинговая компания").
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Иркутская область в лице Департамента финансов Иркутской области, Ангарское муниципальное образование, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Департамент социальной защиты населения администрации Иркутской области, ООО "Агата-Сервис".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2008 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с судебным актом, принятым по делу, Российская Федерация лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, договоры цессии являются недействительными в силу пункта 2 статьи 338 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку личность кредитора имеет существенное значение для должника, а согласие должника на уступку права требования по обязательству не получено.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (извещения N68876, N68880, N68874, 68877, N68879, N68875, N68873, 68878) однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, дело рассматривается без их участия.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 01.01.2004 между ООО "Агата" и администрацией Ангарского муниципального образования (администрация) был заключен договор N33/2004 "О порядке возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг". Дополнительным соглашением N345/2004 от 30.06.2004 установлен срок действия договора с 01.01.2004 по 31.12.2004.
По условиям данного договора ООО "Агата" приняло на себя обязательства по уменьшению размера платежей за жилье и коммунальные услуги на сумму рассчитанной субсидии по Закону Российской Федерации от 24.12.1992 года N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и закону Иркутской области "О мерах дополнительной социальной поддержки населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства" от 05.05.2003 гражданам, проживающим на территории Ангарского муниципального образования. Администрация, в свою очередь, приняла на себя обязательства по возмещению понесенных ООО "Агата" расходов по предоставленным льготам в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных средств.
Во исполнение указанного договора и Закона Российской Федерации от 24.12.1992 года N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" ООО "Агата" предоставляло гражданам в 2004 году коммунальные услуги, за которые законодательством предусмотрена компенсация.
Сумма субсидий составила 972499 рублей 08 копеек.
Администрацией Ангарского муниципального образования было возмещено ООО "Агата" затрат на сумму 681 431 рублей 08 копеек.
Таким образом, ООО "Агата" не были возмещены расходы в размере 291 068 рублей, что подтверждается актом сверки на 01.01.2005, подписанным между Управлением социальной защиты населения администрации Ангарского муниципального образования и ООО "Агата".
11.04.2007 ООО "Агата" заключило с ООО "Агата-Сервис" договор уступки права (требования) N22/07. На основании данного договора ООО "Агата" уступило право требования взыскания задолженности с Администрации Ангарского муниципального образования по договору N33-2004 ООО "Агата-Сервис". Размер уступленной задолженности составила 291 068 рублей.
25.08.2008 заключен договор уступки права требования, согласно которому ООО "Агата-Сервис" уступает ЗАО "Восточно-Сибирская факторинговая компания" в полном объеме свое требование к Российской Федерации о взыскании задолженности по договору от 11.04.2007 N33-2004 в сумме 291 068 рублей.
В арбитражный суд с настоящим иском обратилось ООО "Агата-Сервис", ссылаясь на неполное погашение ответчиком задолженности за оказанные услуги при предоставлении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовой год (статья 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Оценив представленные истцом доказательства, суд установил факт оказания ООО "Агата" жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение компенсации на такие услуги по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
В результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов организациям, осуществляющим предоставление услуг гражданам, в соответствии и Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", суд правомерно возложил обязанность возместить сумму указанных расходов на Российскую Федерацию.
В подтверждение указанных расходов на заявленную сумму истец представил списки лиц, которые получили льготы, акт сверки по состоянию на 01.01.2005, счета-фактуры, договоры, отчеты.
Размер понесенных расходов судом проверен.
Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Суд установил, что условия договоров уступки прав требования от 11.04.2007 N22-07 и от 25.08.2008 не противоречат требованиям главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанные сделки являются действительными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2008 года по делу N А19-1283/08-13-6 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 ноября 2008 года по делу N А19-1283/08-13-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные истцом доказательства, суд установил факт оказания ООО "Агата" жилищно-коммунальных услуг гражданам, имеющим право на получение компенсации на такие услуги по Закону Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".
В результате анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих основания и порядок предоставления субсидий и последующей компенсации расходов организациям, осуществляющим предоставление услуг гражданам, в соответствии и Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", суд правомерно возложил обязанность возместить сумму указанных расходов на Российскую Федерацию.
...
Согласно статье 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Суд установил, что условия договоров уступки прав требования от 11.04.2007 N22-07 и от 25.08.2008 не противоречат требованиям главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанные сделки являются действительными."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N А19-1283/08-13-6-Ф02-556/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании