Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 4 марта 2009 г. N А69-3934/08-3-Ф02-650/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2009 г. N А69-3934/08-Ф02-650/2009
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Эрзинском районе Республики Тыва (Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Республике Тыва (Управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления и государственной регистрации прекращения права оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, Эрзинский коожун, с. Эрзин, ул. Комсомольская, дом 38.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 ноября 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебный акт принят со ссылкой на пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 2, пункт 4 статьи 16, пункт 3 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подпункт 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 5 Федерального закона N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и мотивирован правомерностью отказа ответчика в проведении регистрационных действий в связи с невыполнением истцом обязанности по уплате государственной пошлины в размере 7 500 рублей в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд просит проверить законность принятого по делу судебного акта в связи с неправильным применением Арбитражным судом Республики Тыва норм материального права: неприменением судом Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N2122-1, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N3020-1 "О разграничении государственной собственности..", Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Заявитель кассационной жалобы полагает, что Пенсионный фонд и его территориальные органы, исходя из возложенных функций, фактически являются органами государственной власти и соответственно должен уплачивать государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество в размере 100 рублей.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором сослался на необоснованность доводов кассационной жалобы, а также на поступившее в Управление письмо Министерства финансов Российской от 05.08.2008 N 03-05-04-03/33.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N69632, N 69633), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Республики Тыва норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора является признание незаконными действий Управления, отказавшего Пенсионному фонду в государственной регистрации права оперативного управления и прекращения права оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, Эрзинский коожун, с. Эрзин, ул. Комсомольская, дом 38, основанием - неправомерное требование об уплате государственной пошлины в сумме 7 5000 рублей.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Пенсионный фонд не является органом государственной власти, в связи с чем требование Управления о необходимости уплаты государственной пошлины в сумме 7500 рублей и последующий отказ в регистрации правомерны.
Выводы суда первой инстанции сделаны без учета действующих норм права и основаны на неправильном толковании норм материального права.
В статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан, в частности на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Пенсионный фонд Российской Федерации отнесен к числу таких фондов (статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и направляются на выплату государственных пенсий.
В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что государственная казна Российской Федерации, в состав которой входят денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации, отнесена к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, необходимых для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач.
Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 7 500 рублей; органами государственной власти в размере 100 рублей.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения, фактически выполняют функции органа государственной власти и управления и, следовательно, оплачивают государственную пошлину за государственную регистрацию прав в сумме 100 рублей.
Ссылка Управления на письмо Министерства финансов Российской от 05.08.2008 N03-05-04-03/33 судом кассационной инстанции во внимание не принимается, так как названное письмо не является нормативным правовым актом, предусмотренным положениями статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о неправильном применении судом первой инстанции подпункта 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к принятию незаконного судебного акта и в силу положений пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы подлежит возврату, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 24 ноября 2008 года по делу N А69-3934/08-3 отменить.
Заявленные требования удовлетворить: признать отказ Управления федеральной регистрационной службы по Республике Тыва от 15.09.2008 N 17-17-01/047/2008-340-875 в государственной регистрации права оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, Эрзинский коожун, с. Эрзин, ул. Комсомольская, дом 38, и отказ Управления федеральной регистрационной службы по Республике Тыва от 15.09.2008 N17-17-01/047/2008-340-876 в государственной регистрации прекращения права оперативного управления на жилой дом, расположенный по адресу: Республика Тыва, Эрзинский коожун, с. Эрзин, ул. Комсомольская, дом 38, незаконными, как несоответствующие статье 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Управление федеральной регистрационной службы по Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации.
Возвратить Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Эрзинском районе Республики Тыва государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N6 от 23 января 2009 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий. Эти полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", по смыслу статей 7 (части 2), 10, 11 (части 1), 15 (части 2), 39, 45 (части 1), 71 (пунктов "в", "ж"), 72 (пункта "ж" части 1), 78 (части 1), 110, 114 (пунктов "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 7 500 рублей; органами государственной власти в размере 100 рублей.
...
Ссылка Управления на письмо Министерства финансов Российской от 05.08.2008 N03-05-04-03/33 судом кассационной инстанции во внимание не принимается, так как названное письмо не является нормативным правовым актом, предусмотренным положениями статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2009 г. N А69-3934/08-3-Ф02-650/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании