Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 марта 2009 г. N А58-1249/08-Ф02-330/2009
(извлечение)
Производство по делу N А58-1249/08 о признании несостоятельным (банкротом) производственного государственного унитарного предприятия городских электрических сетей "Горэнерго", имеющего юридический адрес: Республики Саха (Якутия), г.Якутск, пер.Энергетиков, 4 и основной государственный регистрационный номер 1021401048855 (далее - ПГУП ГЭС "Горэнерго"), возбуждено на основании заявления Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции N 5 по Республики Саха (Якутия) (далее - МИ ФНС N 5), принятого Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) определением от 6 марта 2008 года.
Предъявленное требование мотивировано неисполнением ПГУП ГЭС "Горэнерго" в добровольном порядке обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фронды, наличием задолженности по обязательным платежам по состоянию на 20.02.2008 в размере 23.797.675 рублей 28 копеек, в том числе 12.083.832 рубля 52 копейки по налогам, 11.048.078 рублей 76 копеек по пени и 665.764 рубля по штрафам, подтвержденной справкой налогового органа; тем, что просроченная свыше трех месяцев задолженность по обязательным платежам в размере 3.504.026 рублей 04 копеек, в том числе 1.406.919 рублей по налогам, 2.097.107 рублей 04 копеек по пени, подтверждена решением и постановлением налогового органа о взыскании налогов, сборов, пени за счет имущества налогоплательщика, соответственно, N 1163 от 27.11.2007 и N 1153 от 27.11.2007, которые приняты на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, возбуждением судебным приставом-исполнителем Якутского специализированного отдела судебных приставов по исполнению актов налоговых и таможенных органов исполнительного производства N 37/13506/236/6/2007 от 29.11.2007.
Сославшись на статьи 3,6,7,32,33,39,41 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), на основании которого осуществлялась процедура банкротства в отношении ПГУП ГЭС "Горэнерго", и на статьи 4,27,38,41,45,223,224 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральная налоговая служба просила возбудить дело о банкротстве должника, включить в реестр требований кредиторов требование в размере 3.504.026 рублей 04 копеек, в том числе 1.406.919 рублей по налогам и 2.097.107 рублей 04 копейки по пени, утвердить временного управляющего из числа членов некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Объединение", утвердить ему ежемесячное вознаграждение в размере 10.000 рублей за счет имущества должника.
В отзыве на заявление уполномоченного органа, поступившем в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) 18.07.2008, председатель ликвидационной комиссии ПГУП ГЭС "Горэнерго" Жирков А.М. сообщил о том, что в отношении предприятия проводится добровольная ликвидация, в связи с чем положения статьи 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", на которых основано требование уполномоченного органа, на должника не распространяются; о том, что ПГУП ГЭС "Горэнерго" имеет имущество, стоимость которого значительно превышает сумму предъявленных кредиторами требований, в связи с чем отсутствуют специальные признаки банкротства ликвидируемого должника, предусмотренные статьей 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением от 23 июля 2008 года ПГУП ГЭС "Горэнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство на один год, конкурсным управляющим должника утверждена арбитражный управляющий Клименко Анна Владимировна, требование Федеральной налоговой службы в размере 3.504.026 рублей 04 копеек, в том числе 1.406.919 рублей по налогам и 2.097.107 рублей 04 копеек по пени, включено в третью очередь реестра требований кредиторов, на 18.07.2009 назначено судебное заседание для рассмотрения итогов проведения процедуры банкротства.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года решение от 23 июля 2008 года отменено, в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы о признании несостоятельным (банкротом) ПГУП ГЭС "Горэнерго" отказано.
В кассационной жалобе МИ ФНС N 5 просит отменить постановление от 5 ноября 2008 года, решение от 23 июля 2008 года оставить в силе.
Как полагает заявитель кассационной жалобы постановление от 5 ноября 2008 года принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что ПГУП ГЭС "Горэнерго" не представило доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии у него имущества, стоимость которого была бы достаточной для удовлетворения требований кредиторов; на то, что в бухгалтерском балансе ПГУП ГЭС "Горэнерго", представленном по состоянию на 31.03.2008, отражено наличие кредиторской задолженности в размере 36.099.000 рублей; на то, что должник не оспаривает сведений, содержащихся в справке налогового органа N 21186 от 26.02.2008, приложенной к заявлению уполномоченного органа о наличии задолженности ПГУП ГЭС "Горэнерго" по обязательным платежам на 01.01.2008 в размере 23.797.675 рублей 28 копеек, в том числе 12.083.832 рублей 52 копеек по налогам, 11.048.078 рублей 76 копеек по пени и 665.764 рублей по штрафам.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
На основании части 1 статьи 163 и части 1 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.03.2009 до 11 часов 15 минут 12.03.2009.
Лица, заинтересованные в рассмотрении кассационной жалобы, о времени и месте судебного разбирательства извещены в соответствии с требованиями, содержащимися в части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) 26.02.2009 (почтовое уведомление N 60875), МИ ФНС N 5 26.02.2009 и 06.03.2009 (почтовое уведомление N 60876, телеграфное уведомление N 566/03605), ПГУП ГЭС "Горэнерго" 27.02.2009 (почтовое уведомление N 60877), арбитражный управляющий Клименко А.В. 06.03.2009 (телеграфное уведомление N 5666/03905), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) 06.03.2009 (телеграфное уведомление N 566/04005).
Арбитражный управляющий Клименко А.В. и представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
От МИ ФНС N 5 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства N 12-27/6051 от 11.03.2009, которое мотивировано поздним получением копии определения о принятии кассационной жалобы к производству.
От ПГУП ГЭС "Горэнерго" поступило 11.03.2009 ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что предприятием не были получены копии определения о принятии кассационной жалобы к производству и кассационной жалобы.
Часть 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает необходимость отложения рассмотрения дела в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Как предусмотрено частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
К началу судебного заседания суд кассационной инстанции располагал сведениями о получении как МИ ФНС N 5, так и ПГУП ГЭС "Горэнерго" копий определения о принятии кассационной жалобы к производству, причем МИ ФНС N 5 получило копию судебного акта 26.02.2009 (почтовое уведомление N 60876) по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, 202 мкр, корп.23, указанному уполномоченным органом в качестве адреса его места нахождения, а ПГУП ГЭС "Горэнерго" - 27.02.2009 (почтовое уведомление N 60877) по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, пер.Энергетиков, 4, являющемуся юридическим адресом предприятия, предусмотренным его учредительными документами.
Наряду с этим, ПГУП ГЭС "Горэнерго" извещалось судом кассационной инстанции о времени и месте судебного разбирательства также и по адресу: г.Якутск, ул.Беринга, 42, однако извещение было возвращено с информацией органа связи о выбытии адресата и об отсутствии сведений о его фактическом месте нахождения (телеграфное уведомление N 566/03805).
Пункт 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Заявляя ходатайства об отложении рассмотрения дела, МИ ФНС N 5 и ПГУП ГЭС "Горэнерго", каждое из которых надлежащим образом и заблаговременно были извещены о времени и месте судебного разбирательства, не только не обеспечили явки своих представителей, которые могли реализовать права, предоставленные им статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как лицам, участвующим в деле, но и не сообщили о наличии уважительной причины неявки.
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения ходатайств об отложении судебного разбирательства.
Сообщение ПГУП ГЭС "Горэнерго" о неполучении предприятием копии кассационной жалобы также не может повлечь отложения рассмотрения дела. Часть 3 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает лицо, подающее кассационную жалобу, направить другим лицам, участвующим в деле, копии кассационной жалобы заказным письмом с уведомлением о вручении, а в случае неисполнения этой обязанности кассационная жалоба не может быть принята судом к производству. Уполномоченным органом, выступающим в качестве заявителя кассационной жалобы, приложена к кассационной жалобе почтовая квитанция N 82581, выданная 11.01.2009 отделением почтовой связи г.Якутска N 677000, подтверждающая направление должнику копии кассационной жалобы заказной почтой с уведомлением о вручении по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, пер.Энергетиков, 4, являющемуся его юридическим адресом, предусмотренным учредительными документами, то есть соблюдение заявителем требований части 3 статьи 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Часть 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает на лицо, участвующее в деле, обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими ему процессуальными правами. ПГУП ГЭС "Горэнерго", извещенное 27.02.2009 о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе МИ ФНС N 5, не только не сообщило заблаговременно о неполучении копии кассационной жалобы, но и не обратилось к уполномоченному органу, расположенному с ним в одном городе, с просьбой о повторной выдаче названного документа, при этом направило в суд кассационной инстанции по факсимильной связи непосредственно перед судебным заседанием ходатайство с просьбой о направлении копии кассационной жалобы, не представив доказательства, подтверждающие неполучение им регистрируемого почтового отправления, в котором была направлена копия кассационной жалобы, и не обеспечив явку своего представителя для реализации права на ознакомление с документами, содержащимися в деле.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке, установленном главой 35 этого же Кодекса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность решения от 23 июля 2008 года, которое МИ ФНС N 5 просит оставить в силе, и постановления от 5 ноября 2008 года, принятых по делу N А58-1249/08, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа находит, что кассационная жалоба подлежит частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.2004 N 112-р "О ликвидации государственных унитарных предприятий "Алданэнерго", "Вилюйэнерго", "Горэнерго", "Мохсоголлохские и Верхнее-Бестяхские электрические сети", "Покровские электрические сети", "Сахасельхозэнерго" принято решение о ликвидации ПГУП ГЭС "Горэнерго", образована ликвидационная комиссия, назначен ее председатель (л.д.12-13 т.2).
Пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, и назначивших ликвидационную комиссию (ликвидатора), установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В распоряжении Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.02.2004 N 112-р не установлены порядок и сроки ликвидации ПГУП ГЭС "Горэнерго".
04.04.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2041402033638 о формировании ликвидационной комиссии ПГУП ГЭС "Горэнерго" (л.д.14-15 т.2).
Материалы дела, поступившие в суд кассационной инстанции, не содержат документов, свидетельствующих о проведении в отношении ПГУП ГЭС "Горэнерго" ликвидационных мероприятий, предусмотренных статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе публикации в органах печати сведений о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; документов, свидетельствующих о мерах, предпринятых ликвидационной комиссией, по выявлению кредиторов и по получению дебиторской задолженности, а также о письменном уведомлении кредиторов о ликвидации; промежуточного ликвидационного баланса, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), установив факт недостаточности имущества ПГУП ГЭС "Горэнерго" для удовлетворения требований кредиторов на основании доказательств, представленных заявителем и должником, и руководствуясь статьей 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в которой установлены специальные признаки банкротства ликвидируемого должника - недостаточность имущества для удовлетворения требований кредиторов, то есть банкротство по принципу неоплатности, признал должника несостоятельным (банкротом), открыл в отношении него конкурсное производство, утвердил конкурсного управляющего.
Отказывая уполномоченному органу в удовлетворении заявления о признании ПГУП ГЭС "Горэнерго" банкротом, Четвертый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие специальных признаков банкротства ликвидируемого должника, предусмотренных статьей 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и на основании тех же доказательств сделал вывод о том, что стоимость имущества ликвидируемого должника достаточна для удовлетворения требований всех кредиторов.
Вместе с тем, делая вывод об отсутствии оснований для ликвидации ПГУП ГЭС "Горэнерго" в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", суд апелляционной инстанции не дал оценки приобщенному к материалам дела заявлению должника в лице председателя ликвидационной комиссии Жиркова А.М. от 11 марта 2008 года N 008, адресованному в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), в котором сообщено о том, что по результатам анализа хозяйственной и финансовой деятельности предприятия установлено отсутствие возможности удовлетворения требований кредиторов (л.д.52-53 т.2).
При рассмотрении кассационной жалобы установлено, что обжалуемый судебный акт, также как и решение от 23 июля 2008 года, приняты по неполно установленным обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения заявления уполномоченного органа, с неправильным применением норм материального права и с нарушением норм процессуального права, а поэтому они не отвечают требованиям части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Применяя при разрешении заявления уполномоченного органа нормы права, регулирующие особенности банкротства ликвидируемого должника, суды первой и апелляционной инстанций не учли того, что в соответствии с положениями статей 224, 225 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника, при которой наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются, вводится судом только по заявлению, поданному ликвидационной комиссией (ликвидатором), собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Уполномоченный орган в соответствии со статьями 7,11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника, находящегося в стадии ликвидации, несостоятельным (банкротом), на общих основаниях.
МИ ФНС N 5, воспользовавшись правом, предоставленным ей вышеназванным Федеральным законом, обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ПГУП ГЭС "Горэнерго" 03.03.2008, то есть по истечении более чем четырех лет после начала работы ликвидационной комиссии предприятия, при этом сослалась на неисполнение предприятием конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, которое привело к неполучению бюджетами и внебюджетными фондами обязательных платежей, задолженность по которым, просроченная свыше трех месяцев, составляет 3.504.026 рублей 04 копейки.
Суд первой инстанции принял заявление МИ ФНС N 5 к производству определением от 6 марта 2008 года на общих основаниях, назначив судебное заседание для проверки обоснованности требования заявителя к должнику, но при этом в нарушение части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не осуществил на основании статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проверку обоснованности заявления о признании должника банкротом и не принял ни одного из судебных актов, которые должны приниматься по результатам такой проверки.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, принимая новый судебный акт, также не осуществил проверку обоснованности заявления уполномоченного органа, в связи с чем не устранил нарушений норм права, допущенных при рассмотрении дела в суде первой инстанции, соответственно, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела.
При таких обстоятельствах, решение от 23 июля 2008 года и постановление от 5 ноября 2008 года подлежат отмене на основании части 1, пунктов 1 и 2 части 2, части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело N А58-1249/08 - направлению в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 этого же Кодекса на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует рассмотреть обоснованность заявления уполномоченного органа о признании ПГУП ГЭС "Горэнерго" несостоятельным (банкротом), распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 274,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2008 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2008 года по делу N А58-1249/08 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применяя при разрешении заявления уполномоченного органа нормы права, регулирующие особенности банкротства ликвидируемого должника, суды первой и апелляционной инстанций не учли того, что в соответствии с положениями статей 224, 225 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника, при которой наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются, вводится судом только по заявлению, поданному ликвидационной комиссией (ликвидатором), собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) или руководителем должника в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Уполномоченный орган в соответствии со статьями 7,11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника, находящегося в стадии ликвидации, несостоятельным (банкротом), на общих основаниях.
...
Суд первой инстанции принял заявление МИ ФНС N 5 к производству определением от 6 марта 2008 года на общих основаниях, назначив судебное заседание для проверки обоснованности требования заявителя к должнику, но при этом в нарушение части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не осуществил на основании статьи 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проверку обоснованности заявления о признании должника банкротом и не принял ни одного из судебных актов, которые должны приниматься по результатам такой проверки."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. N А58-1249/08-Ф02-330/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании