Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 февраля 2009 г. N А58-6968/2007-Ф02-123/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "С.И.Т.Е.К." (далее - ООО "С.И.Т.Е.К.", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным распоряжения Главы городского округа города "Якутск" от 07.08.2006 N 719-р "О передаче задолженности и продукции ПТН".
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Закрытого акционерного общества "Якутские коммунальные системы" (далее - ЗАО ""Якутские коммунальные системы"), и муниципального учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства г.Якутска" (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 14 января 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2008 года решение суда от 14 января 2008 года оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 4 мая 2008 года судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 11 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 1 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда решение суда от 11 сентября 2008 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемым распоряжением нарушены права и законные интересы общества, поскольку снятие дебиторской задолженности, образовавшейся перед ЗАО "Якутские коммунальные системы", в пользу другого юридического лица - МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства г. Якутска" лишило ООО "С.И.Т.Е.К." денежных средств в сумме 677 957,28 рублей.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что судебными инстанциями не дана оценка тому, что указанные действия были совершены в нарушение оспариваемого распоряжения и формально им не соответствуют, поскольку сумма 677957, 28 рублей должна быть передана от ЗАО "Якутские коммунальные системы" в пользу МУ "Департамент ЖКХ г.Якутска".
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления NN 65756, 65757 от 29.01.2009, N 65759 от 02.02.2009), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без участия сторон.
В судебном заседании объявлялся перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 10.02.2009 до 12.02.2009 до 10 часов 30 минут и до 13.02.2009 до 10 часов 00 минут.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Саха (Якутия) и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, распоряжением главы администрации городского округа "Якутск" от 07.08.2006 N 719-р "О передаче задолженности и продукции ПТН" Окружной администрации г. Якутска в лице МУ "Департамент ЖКХ г. Якутска" предписано: 1) принять от ЗАО "Якутские коммунальные системы" дебиторскую и кредиторскую задолженность по статьям "Капитальный ремонт жилищного фонда" и "Благоустройство", а также ликвидных остатков продукции ПТН, образовавшихся на 11.07.2006, подтвержденную договорами муниципального заказа на 01.01.2006, актами сверки на 01.01.2006, формами N 3 и актами выполненных работ; 2) осуществить передачу кредиторской и дебиторской задолженности по статьям "Капитальный ремонт жилищного фонда" и "Благоустройство" и ликвидных остатков продукции ПТН в срок до 11.08.2006.
Согласно Уставу МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства г.Якутска", утвержденному приказом Департамента имущественных отношений мэрии г.Якутска от 23.04.2007 N 63-п, указанное учреждение ранее именовалось МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства г.Якутска"
Письмом от 08.08.2007 N 01/1444 МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства г. Якутска" уведомило ООО "С.И.Т.Е.К." о снятии 31.12.2006 дебиторской задолженности ЗАО "Якутские коммунальные системы" по договору N 6/1 от 16.05.2005 с ООО "С.И.Т.Е.К." в размере 677 957,28 рублей на основании распоряжения главы администрации городского округа "Якутск" от 07.08.2006 N 719-р "О передаче задолженности и продукции ПТН".
Считая распоряжение главы администрации городского округа "Якутск" от 07.08.2006 N 719-р "О передаче задолженности и продукции ПТН" недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Судами установлено, что Глава городского округа города Якутска действовал в пределах своих полномочий и данный факт никем не оспаривается.
Суды двух инстанций установили, что оспариваемое распоряжение непосредственно не влечет за собой переход прав (требований), принадлежащих ЗАО "Якутские коммунальные системы", МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства г.Якутска", поскольку акт органом местного самоуправления не предусмотрен статьей 387 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве случая перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.
Следовательно, выводы судов двух инстанций о том, что указанное распоряжение само по себе, в силу его несоответствия статье 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно для обществ с ограниченной ответственностью "С.И.Т.Е.К." права и обязанности не устанавливает, не изменяет и не отменяет, а поэтому не нарушает его прав и законных интересов, являются правильными.
Также суды обоснованно признали, что распоряжение главы администрации городского округа "Якутск" от 07.08.2006 N 719-р является распорядительным актом, которое адресовано не обществу, а конкретным юридическим лицам - ЗАО "Якутские коммунальные системы", МУ "Департамент ЖКХ г.Якутск", и которое именно для них определяет порядок и сроки передачи кредиторской и дебиторской задолженности.
Порядок исполнения названного распоряжения третьим лицом - МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" - не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Общество, если оно считает действия МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства" по снятию дебиторской задолженности в сумме 677 957,28 рублей неправомерными, вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Кроме того, судами двух инстанций установлено и правомерно указано на то, что в соответствии с определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 сентября 2007 года по делу N А58-2334/2006 требования общества к ЗАО "Якутские коммунальные системы" в размере 1 978 936, 46 рублей включены в реестр требований кредиторов.
Согласно актам сверки взаимных расчетов от 31.12.2005 и от 31.07.2006 следует, что задолженность общества перед ЗАО "Якутские коммунальные системы" составляет 677 957, 28 рублей, а задолженность ЗАО "Якутские коммунальные системы" перед обществом - 2 656893,74 рубля.
Таким образом, общество, обратившись с заявлением о включении в реестр требований кредиторов в размере 1 978 936,46 рублей, фактически произвело зачет встречных однородных требований. Согласно статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, для зачета достаточно заявления одной стороны.
С учетом изложенного, суды двух инстанций обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "С.И.Т.Е.К." оспариваемым распоряжением не нарушены.
У суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют правовые основания для переоценки фактических обстоятельств дела и выводов судов.
При таких обстоятельствах согласно пункту 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение от 11 сентября 2008 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление от 1 декабря 2008 года Четвертого арбитражного апелляционного суда по делу N А58-6968/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций установили, что оспариваемое распоряжение непосредственно не влечет за собой переход прав (требований), принадлежащих ЗАО "Якутские коммунальные системы", МУ "Служба эксплуатации городского хозяйства г.Якутска", поскольку акт органом местного самоуправления не предусмотрен статьей 387 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве случая перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.
Следовательно, выводы судов двух инстанций о том, что указанное распоряжение само по себе, в силу его несоответствия статье 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно для обществ с ограниченной ответственностью "С.И.Т.Е.К." права и обязанности не устанавливает, не изменяет и не отменяет, а поэтому не нарушает его прав и законных интересов, являются правильными.
...
Согласно актам сверки взаимных расчетов от 31.12.2005 и от 31.07.2006 следует, что задолженность общества перед ЗАО "Якутские коммунальные системы" составляет 677 957, 28 рублей, а задолженность ЗАО "Якутские коммунальные системы" перед обществом - 2 656893,74 рубля.
Таким образом, общество, обратившись с заявлением о включении в реестр требований кредиторов в размере 1 978 936,46 рублей, фактически произвело зачет встречных однородных требований. Согласно статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, для зачета достаточно заявления одной стороны."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 февраля 2009 г. N А58-6968/2007-Ф02-123/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании