Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 сентября 2008 г. N 45/54-ЗС
"Об областной государственной социальной программе "Социальная поддержка населения
Иркутской области на 2009 - 2013 годы"
22 ноября 2008 г.
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/12-ЗС настоящее постановление признано утратившим силу
Руководствуясь Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", статьей 26 Устава Иркутской области, Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную государственную социальную программу "Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009 - 2013 годы".
Председатель |
В.К.Круглов |
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/47-ЗС в настоящую Программу внесены изменения
Областная государственная социальная программа
"Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009 - 2013 годы"
(утв. Постановлением Законодательного собрания
Иркутской области от 17 сентября 2008 г. N 45/54-ЗС)
22 ноября 2008 г.
Паспорт
областной государственной социальной программы
"Социальная поддержка населения Иркутской области
на 2009 - 2013 годы"
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим к стратегическим целям развития страны относятся повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
В целях реализации стратегических целей развития Российского государства требуется разработка и реализация комплекса мер на уровне субъекта Российской Федерации по решению наиболее острых и значимых социальных проблем, одной из которых является низкий уровень жизни отдельных категорий населения.
В настоящее время согласно оценочным данным доля бедных в Иркутской области в 2007 году составила 21,5 %*, что выше среднероссийского уровня. По России данный показатель оценивается на уровне 15,8 %. В декабре 2007 года по размеру среднедушевого денежного дохода Иркутская область находилась на 5-м месте по Сибирскому федеральному округу, а по сводному индексу потребительских цен на первом месте, в связи с чем по реальным денежным доходам Иркутская область занимала 11-е место. По уровню бедности Иркутская область на 4-м месте после Кемеровской, Томской, Новосибирской областей.
Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50 % составляют лица трудоспособного возраста. В территориальном разрезе бедность концентрируется в сельской местности и небольших городах. Высокий уровень трудоспособных граждан в общем количестве бедных определяется прежде всего низким уровнем оплаты труда. Около 30 процентов бедных составляют семьи, где все трудоспособные граждане имеют регулярную оплачиваемую работу.
В целях поддержки семей и одиноко проживающих граждан, имеющих доход ниже установленной величины прожиточного минимума, на территории Иркутской области действует Закон Иркутской области от 29 декабря 2004 года N 131-оз "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области", на территории Усть-Ордынского Бурятского округа - Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 29 декабря 2006 года N 362-оз "Об окружной целевой программе "Социальная поддержка населения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на 2007 - 2008 годы".
Однако, несмотря на увеличение в 2000 - 2007 годах темпов роста реальных денежных доходов населения, в Иркутской области продолжает оставаться значительным число семей и одиноко проживающих граждан, имеющих уровень потребления, незначительно превышающий прожиточный минимум.
"Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в целом по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу"
"Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в целом по Российской Федерации"
Согласно статистическим данным численность населения со среднедушевыми доходами, незначительно превышающими установленную величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, в целом по Российской Федерации и Иркутской области в течение ряда лет стабильно уменьшается. Однако доля лиц, имеющих среднедушевой доход в размере от 100 до 200 % величины установленного прожиточного минимума, остается значительной. Так, в среднем по Российской Федерации она составляет 25,2 %, в Иркутской области - 29,2 %, что на 4 % превышает среднероссийский показатель.
"Доля населения Российской Федерации со среднедушевыми доходами от 100% до 200% установленной величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (в %)"
Данная группа населения в соответствии с действующим законодательством не относится к категории малоимущих, однако низкий уровень доходов не позволяет этим гражданам самостоятельно решать возникающие проблемы, выходить из сложившейся трудной жизненной ситуации. Основными причинами, обуславливающими трудную жизненную ситуацию и побуждающими граждан обращаться в органы социальной защиты населения за адресной социальной помощью, являются; необходимость оплаты дорогостоящего лечения, оздоровления, приобретения средств реабилитации, потребность в материальной помощи на приобретение предметов первой необходимости и длительного пользования, лекарственных средств, топлива, устранение ущерба в связи с пожаром, подтоплением жилья.
За период с 2004 по 2007 годы в органы социальной защиты населения за социальной помощью обратилось 21,7 тысяч граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе:
"Количество граждан, обратившихся за социальной помощью с 2004 по 2007 годы"
Кроме того, современная демографическая ситуация в Иркутской области, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется динамичным увеличением доли лиц пожилого возраста. Начиная с 1995 года доля пожилых граждан в составе населения Российской Федерации превышает 20 %. В Иркутской области (с учетом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) этот показатель в период с 1995 по 2006 год вырос на 0,9 % и составляет в настоящее время 17,0 %. Общая численность граждан пожилого возраста в Иркутской области составляет 427,3 тысячи человек.
"Возрастной состав населения Иркутской области"
Ученые выделяют характерные проблемы пожилых людей в современном российском обществе: сниженный статус здоровья, неустойчивое материальное положение, одиночество. С неуклонным ростом численности населения пенсионного возраста возрастает необходимость оказания большего объема социальных услуг, которые позволят оказать социальную поддержку гражданам пожилого возраста, осуществлять профилактику ускоренного старения и снижения качества жизни старшего поколения.
Среди лиц пожилого и старческого возраста преобладают заболевания сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта и др. Более 2 тыс. пожилых людей ежегодно переносят острый инфаркт миокарда или динамическое нарушение мозгового кровообращения, пациенты после перенесенных заболеваний часто нуждаются в реабилитации, особенно в санаторно-курортных условиях. Кроме того, в силу возраста большинство пожилых людей имеют ослабленное зрение, слух, что значительно снижает качество их жизни. Так, ежегодно в проведении операции по замене хрусталика нуждаются более 500 граждан, в приобретении либо замене слухового аппарата - в среднем 150 чел. ежегодно.
Проведение реабилитации, лечения и оздоровления граждан старшего возраста позволит существенно улучшить здоровье пожилых людей и будет способствовать увеличению продолжительности их жизни.
В Иркутской области существует потребность оказания адресной социальной поддержки на проведение лечения граждан трудоспособного возраста. Так, ежегодно более 70 ларингэктомированных онкологических пациентов нуждаются в приобретении голосовых протезов, прирост больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественного новообразования гортани составляет 10 % в год.
Успешная реабилитация позволяет больному вернуться в привычную социальную среду, к нормальной трудовой деятельности, уменьшить психотравмирующие послеоперационные факторы. В целях улучшения качества жизни, сохранения трудоспособности, функциональной реабилитации этих граждан, предотвращения инвалидности необходимо проводить их лечение.
В настоящее время более 550 больных с пороками сердца нуждаются в проведении оперативного лечения по замене клапанов сердца. При проведении кардиохирургической операции в условиях искусственного кровообращения используется специальное устройство - оксигенатор. Результатом проведения данного вида лечения является сохранение и продление жизни пациентов, восстановление трудовой деятельности, медицинская реабилитация пациентов.
Другой острой проблемой является оказание медицинской помощи беременным женщинам группы высокого акушерского и перинатального риска (высокий риск материнской, ранней неонатальной смертности, мертворождаемости). Женщины данной категории нуждаются в обязательном посещении областного перинатального центра государственного учреждения здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница" для медико-генетического, перинатального консультирования, лечения тяжелой экстрагенитальной патологии, родоразрешения. Особую группу составляют пациентки с угрожающими ранними преждевременными родами, поскольку условия для выхаживания детей с массой тела от 500 граммов имеются только в областном перинатальном центре.
Без соблюдения этапности оказания медицинской помощи не представляется возможным улучшить основные демографические показатели, такие как материнская и младенческая смертность. В связи с этим ежегодно порядка 6 900 женщин нуждаются в оплате проезда в областной перинатальный центр для получения медицинской помощи.
Кроме того, существует острая потребность социальной поддержки граждан, имеющих низкий уровень дохода, в виде оказания адресной материальной помощи с учетом конкретной трудной жизненной ситуации гражданина, его социального статуса, состава семьи, дохода и т.д.
Статистика обращаемости жителей Иркутской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, за материальной помощью в органы социальной защиты населения показывает, что основными причинами обращений являются потеря кормильца, длительная потеря трудоспособности в связи с болезнью, необходимость восстановления ущерба, понесенного в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, необходимость приобретения дорогостоящих лекарств, проведения зубопротезирования, дорогостоящего лечения.
"Основные причины, обусловившие трудную жизненную ситуацию гражданина, побудившие обратиться за материальной помощью в органы социальной защиты населения"
Кроме того, на территории Иркутской области проживает 45 граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на производственном объединении "Маяк" в 1959 - 1961 годах, а также 334 детей и внуков в возрасте до 18 лет, пострадавших вследствие радиационного воздействия, не попавших под действие федеральных законов. Данная категория граждан нуждается в социальной поддержке в виде оказания материальной помощи преимущественно на лечение и оздоровление.
В Иркутской области проживает 696 777 пенсионеров. Учитывая, что средний размер трудовой пенсии составляет 4 324,52 рубля, значительная доля пенсионеров поддерживает уровень своих доходов за счет ведения подсобного хозяйства. В связи с этим ежегодно в летний период актуальной становится проблема оплаты пенсионерами проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и проезда на автомобильном транспорте садоводческих маршрутов.
В Иркутской области 21 % населения проживает в сельской местности. Население сельских, отдаленных населенных пунктов, а также граждане пожилого возраста, инвалиды зачастую не имеют возможности выехать в районные центры для получения социальной помощи ввиду высокой стоимости проезда, ограниченной транспортной доступности либо по состоянию своего здоровья. В связи с этим актуальной является проблема повышения доступности социальных услуг для населения сельских, отдаленных населенных пунктов. Одним из наиболее рациональных и эффективных методов решения проблемы является создание мобильной социальной службы.
Работа мобильной социальной службы заключается в предоставлении социальных услуг по месту проживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, для чего организуются выезды бригады специалистов в населенные пункты для оказания социально-правовых, социально-бытовых, социально-экономических и других услуг населению. Создание указанных служб позволит расширить спектр оказываемых населению социальных услуг, повысить их доступность, оказывать социальную поддержку остро нуждающимся категориям населения, проживающим в сельской местности.
В целях оказания социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в Иркутской области действует 43 учреждения социального обслуживания. Для обеспечения эффективного решения проблем граждан необходимо совершенствовать социальное обслуживание, повышать качество предоставления социальных услуг, апробировать и внедрять новые формы и методы работы, что возможно путем рассмотрения и обсуждения актуальных проблем организации социального обслуживания населения, освещения и распространения положительного опыта работы в данном направлении на семинарах, конференциях, конкурсах, коллегиях.
Все указанные выше проблемы являются факторами снижения уровня и качества жизни граждан и их социальной дезадаптации. Отсутствие адресной социальной поддержки со стороны государства граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повлечет такие негативные последствия, как ухудшение состояния здоровья, рост смертности по отдельным видам заболеваний, социальную дезадаптацию, снижение качества жизни отдельных категорий населения и, как следствие, рост социальной напряженности в регионе.
Последовательное повышение качества жизни граждан входит в число приоритетных задач, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах".
Одним из способов решения вышеуказанной проблемы является поддержание реальных доходов граждан за счет организации предоставления мер социальной поддержки, таких как оказание адресной материальной помощи, оплаты необходимого лечения, обеспечения техническими средствами реабилитации, а также за счет развития и совершенствования системы социального обслуживания отдельных социально незащищенных категорий граждан, повышения эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги нуждающимся гражданам. Все эти меры позволят повысить качество жизни населения Иркутской области.
В связи с вышеизложенным необходим комплекс мер по социальной поддержке жителей Иркутской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, что обуславливает актуальность и целесообразность реализации Программы.
Для поддержания уровня жизни малообеспеченных слоев населения и, как следствие, снижения социальной напряженности в Иркутской области постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 26 ноября 2003 года N 32/13-ЗС утверждена областная государственная социальная программа "Социальная поддержка населения Иркутской области" на 2004 - 2008 годы, на реализацию которой из областного бюджета было выделено 124,8 млн руб.; 29 декабря 2006 года Законом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа была утверждена окружная целевая программа "Социальная поддержка населения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на 2007 - 2008 годы", на реализацию которой из соответствующего бюджета было выделено 320,6 млн рублей.
Реализация указанных программ позволила за период с 2004 по 2008 год:
1) укрепить здоровье 1 873 нуждающихся граждан за счет лечения, реабилитации на санаторно-курортных базах Иркутской области, в областном врачебно-физкультурном диспансере "Здоровье", в Центре им. Дикуля, в клинике МНТК "Микрохирургия глаза", проведения спортивных мероприятий;
2) обеспечить техническими средствами реабилитации, а именно тифлоприборами, слуховыми аппаратами, голосообразующими протезами, оксигенаторами, глазными протезами, эндопротезами, искусственными клапанами сердца 3 176 нуждающихся граждан;
3) оказать адресную материальную помощь 19 026 жителям области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
4) повысить квалификацию 237 специалистов учреждений и организаций социальной защиты населения и тем самым способствовать совершенствованию социального обслуживания, повышению его качества;
5) оказать адресную поддержку 67 333 жителям Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
В результате реализованных мероприятий задачи и цели, поставленные в программах, были достигнуты.
Учитывая опыт работы по реализации указанных программ, принято решение о целесообразности объединения их в одну программу, а также включения в нее мероприятий областной государственной социальной программы "Старшее поколение", направленных на поддержку пожилых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В целях профилактики социальной дезадаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, предупреждения снижения уровня и качества их жизни необходима адресная социальная поддержка указанной категории населения. В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 9 марта 2007 года "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах", в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" необходимо продолжить реализацию комплекса мероприятий по социальной поддержке указанной категории граждан. Для этого необходимо разработать социальную программу "Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009 - 2013 годы".
Решение проблем социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует комплексного подхода, планомерного, поэтапного достижения поставленных задач, а также межведомственной координации действий компетентных органов государственной власти. В данном случае использование программного метода представляется наиболее целесообразным, так как это обеспечит адресный характер предоставления социальной помощи, учитывающий как доходы, так и особенности различных групп населения, нуждающихся не только в материальной, но и в иных видах социальной поддержки, позволит направить бюджетные средства в пользу особо нуждающихся граждан, обеспечит реализацию приоритетных направлений среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации и Иркутской области.
Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основная цель Программы - повышение качества жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания им адресной социальной поддержки и совершенствования социального обслуживания.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
оказать социальную поддержку отдельным категориям граждан в виде организации и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, приобретения технических средств реабилитации;
оказать адресную материальную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
совершенствовать социальное обслуживание населения за счет расширения спектра оказываемых социальных услуг, повышения качества их предоставления.
Программа рассчитана на 2009 - 2013 годы согласно перечню мероприятий и реализуется в один этап.
Объемы и источники финансовых, материальных и иных затрат
Финансирование Программы осуществляется за счет областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Общий объем ассигнований на финансирование Программы на 2009 - 2013 годы составляет 480 457 тысячи рублей, в том числе:
2009 год - 20 797 тысячи рублей;
2010 год - 106 274,0 тысячи рублей;
2011 год - 111 918,0 тысячи рублей;
2012 год - 117 730,0 тысячи рублей;
2013 год - 123 738,0 тысячи рублей.
Механизм реализации и система организации контроля за исполнением Программы
Мероприятия Программы реализуются путем приобретения оборудования или иного имущества на основании заключаемых в установленном порядке государственных контрактов (договоров), проведения конкурсов в установленном законодательством порядке, а также путем предоставления мер социальной поддержки гражданам в виде социальных выплат.
Организация исполнения Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы - департаментом социальной защиты населения Иркутской области в установленном порядке. Контроль за исполнением Программы осуществляется уполномоченными органами государственной власти Иркутской области в пределах их компетенции и в установленном порядке.
Финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Предоставление мер социальной поддержки путем организации офтальмологического и иного лечения и реабилитации, обеспечения слуховыми аппаратами, голосовыми протезами, искусственными клапанами сердца, оксигенаторами мембранными, а также санаторно-курортными путевками будет осуществляться на основании государственных контрактов (договоров), заключенных в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Предоставление мер социальной поддержки в виде оказания адресной материальной помощи будет осуществляться отдельным категориям граждан в денежном или в натуральном выражении, по принципу адресности и (или) в заявительном порядке. В том числе гражданам из числа пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, будет предоставлено право покупки льготного проездного билета на автомобильный транспорт садоводческих маршрутов и (или) железнодорожный транспорт пригородного сообщения в определенный период года.
Приобретаемое в рамках настоящей Программы имущество поступает в установленном порядке в областную государственную собственность.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
Государственный заказчик Программы в ходе реализации Программы координирует деятельность основных исполнителей по выполнению программных мероприятий, контролирует целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и выполнение намеченных мероприятий, ответственный исполнитель формирует и ежегодно направляет в департамент финансов Иркутской области бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется на основании количественного измерения показателей достижения целей Программы с использованием базы данных единого социального регистра, системы статистического учета и отчетности.
Отчеты, координацию исполнения Программы, информацию и доклады о ходе ее выполнения осуществляет ответственный исполнитель Программы. Контроль за исполнением Программы осуществляют уполномоченные органы государственной власти в установленном порядке.
Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Программа призвана адресно поддержать жизнедеятельность и здоровье социально незащищенной части населения, способствовать выходу из трудной жизненной ситуации, расширить спектр оказываемых социальных услуг, повысить качество жизни 569,8 тысячи жителей Иркутской области.
Целевыми показателями достижения цели Программы являются:
Наименование целевого показателя |
Целевой показатель (базовое значение) |
Целевой показатель (по годам) |
Целевой показатель (итоговое значение) |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Количество граждан в ТЖС**, получивших социальную поддержку в виде организации лечебно-оздоровительных мероприятий, приобретения технических средств реабилитации |
не менее 900 чел. в год |
649 |
1 059 |
1 049 |
1 019 |
979 |
4 755 |
Количество граждан в ТЖС, получивших социальную поддержку в виде адресной материальной помощи |
не менее 100 000 чел. в год |
8 825 |
109 910 |
109 910 |
109 910 |
109 910 |
448 465 |
Увеличение охвата граждан в ТЖС социальными услугами |
не менее чем на 1 000 чел. в год |
1 000 |
2 000 |
3 000 |
4 000 |
5 000 |
15 000 |
Количество специалистов, привлеченных к участию в семинарах, конференциях, конкурсах, коллегиях |
не менее 100 чел. в год |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
750 |
Планируется предоставить меры социальной поддержки в виде:
1) организации лечебно-оздоровительных мероприятий, приобретения технических средств реабилитации следующим категориям граждан:
более 875 малообеспеченным гражданам, пенсионерам в виде организации их офтальмологического лечения с полным комплексом услуг. Без своевременного оказания данного вида услуг гражданин может стать инвалидом по зрению;
более 500 слабослышащим пенсионерам в виде обеспечения их слуховыми аппаратами, что позволит улучшить условия жизни слабослышащих пенсионеров, обеспечить их интеграцию в общество;
ларингэктомированным онкологическим больным в виде обеспечения их голосовыми протезами и принадлежностями к ним. Всего более 200 прооперированных онкологических больных смогут улучшить качество жизни, сохранить трудоспособность, осуществить функциональную реабилитацию;
гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в виде обеспечения их механическими искусственными клапанами сердца с антимикробными и антитромбогенными покрытиями, оксигенаторами мембранными с набором необходимых принадлежностей для проведения искусственного кровообращения. Более 80 пациентов смогут сохранить и продлить жизнь, продолжить трудовую деятельность;
более 230 гражданам пожилого возраста, имеющим заболевания сердечно-сосудистой, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, в виде организации их реабилитации в организациях, расположенных на территории Иркутской области, предоставляющих данный вид услуг указанной категории граждан. Проведение такой реабилитации позволит снизить обострение хронических заболеваний, существенно улучшить здоровье граждан пожилого возраста, имеющих заболевания сердечно-сосудистой, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, и способствовать увеличению продолжительности жизни;
более 545 ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий путем организации их лечения и реабилитации в медицинских организациях, расположенных на территории Иркутской области. Предоставление данной меры социальной поддержки позволит снизить обострение хронических заболеваний и, как результат, потребность в оказании медицинской помощи в условиях стационара;
труженикам тыла, имеющим медицинские показания, не имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, в виде обеспечения санаторно-курортными путевками в санатории (профилактории, курорты) Иркутской области. Обеспечение санаторно-курортными путевками более чем 130 граждан указанной категории позволит поддержать их здоровье, провести профилактику заболеваемости, повысить уровень их социальной защищенности;
2) оказания адресной материальной помощи отдельным категориям граждан:
ежегодно более 3 000 граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию (потеря кормильца, длительное пребывание на лечении, пострадавшим от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций);#
ежегодно 5 815 беременным женщинам из группы высокого акушерского и перинатального риска, с экстрагенитальной патологией, акушерскими осложнениями в виде оплаты проезда в областной перинатальный центр (государственное учреждение здравоохранения "Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница"), что позволит снизить показатели младенческой и материнской смертности;
45 гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк" в 1959 - 1961 годах, на которых не распространяется ежемесячная компенсация на продовольственные товары, право на бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Материальная помощь позволит оказать дополнительную финансовую поддержку гражданам, оказавшимся невольными участниками техногенной аварии;
334 детям (внукам) в возрасте до 18 лет, пострадавшим вследствие радиационного воздействия, не получающим социальную поддержку в соответствии с федеральным законодательством. В их числе: дети участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 - 1990 годах, родившиеся после радиационного облучения родителя; внуки участников ликвидации последствий аварии на производственном объединении "Маяк"; дети первого и второго поколения ветеранов подразделений особого риска; дети (родившиеся на "чистой" территории) первого и второго поколения граждан, выехавших из 3 и 4 зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; дети первого и второго поколения граждан, пострадавших вследствие радиационного воздействия в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными и областными законами, в виде оплаты проезда в размере 50 % от его стоимости на автомобильном транспорте общего пользования сезонных (садоводческих) маршрутов в Иркутской области с 1 мая по 30 сентября; пенсионерам, получающим трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и не имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами, в виде оплаты в размере 50 % от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения с 1 мая по 30 сентября.
Принимая во внимание, что пенсия указанных категорий граждан является основным источником их доходов, данная мера социальной поддержки позволит повысить размер доходов и улучшить социально-экономическое положение более 400 тысяч пенсионеров;
3) совершенствования социального обслуживания населения за счет:
расширения спектра оказываемых социальных услуг, повышения их доступности для граждан в трудной жизненной ситуации через создание 4 мобильных социальных службы путем приобретения специализированного автомобильного транспорта;
повышения качества предоставления социальных услуг путем рассмотрения и обсуждения актуальных проблем организации социального обслуживания населения, освещения и распространения положительного опыта работы в данном направлении на семинарах, конференциях, конкурсах, коллегиях.
Социальный эффект реализации Программы характеризуется следующими показателями:
поддержание здоровья, профилактика инвалидности и потери трудоспособности, продление активной жизнедеятельности - 5 205 чел.;
поддержание уровня доходов граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социальной дезадаптации - 549 550 чел.;
увеличение охвата населения социальными услугами за счет расширения спектра оказываемых социальных услуг, повышения их доступности - на 15 000 человек.
В целом охват граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в адресной социальной поддержке, программными мероприятиями составляет 95 %.
Все это позволит повысить качество жизни отдельных категорий граждан, способствовать выходу их из трудной жизненной ситуации, осуществить профилактику социальной дезадаптации - всего за период реализации Программы 569,8 тыс. чел.
Перечень основных мероприятий с указанием сроков исполнения
Перечень основных мероприятий с указанием сроков исполнения приведен в Приложении к Программе.
Сведения о государственном заказчике и разработчиках
Государственным заказчиком Программы является администрация Иркутской области, основным разработчиком - департамент социальной защиты населения Иркутской области.
Сведения о распределении объемов и источников финансирования программы по годам
Источник финансирования - областной бюджет.
По разделам Программы указанные средства распределяются следующим образом:
1) адресная поддержка жизнедеятельности социально незащищенной части населения - 464 167 тысячи рублей;
2) проведение мероприятий, направленных на совершенствование социального обслуживания населения - 16 290 тысячи рублей.
___________________
* - в настоящем разделе данные указываются с учетом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа
** - ТЖС - трудная жизненная ситуация
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/47-ЗС в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
Перечень
основных мероприятий областной государственной социальной программы
"Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009 - 2013 годы"
22 ноября 2008 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок реализации, годы |
Объем финансирования, тыс.руб. |
Исполнитель |
|||||
Всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
Раздел 1. Адресная поддержка жизнедеятельности социально незащищенной части населения | |||||||||
1.1. Предоставление мер социальной поддержки в виде лечебно-оздоровительных мероприятий, приобретения технических средств реабилитации | |||||||||
1.1.1. |
Предоставление мер социальной поддержки малообеспеченным гражданам, пенсионерам, получающим пенсию по старости, в виде организации их офтальмологического лечения с полным комплексом услуг в порядке, определенном департаментом социальной защиты населения Иркутской области (далее - ДСЗН) |
2009 - 2013 |
11 151 |
751 |
2 200 |
2 500 |
2 700 |
3 000 |
ДСЗН |
1.1.2. |
Предоставление мер социальной поддержки слабослышащим пенсионерам, не имеющим инвалидности, в виде обеспечения их слуховыми аппаратами в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
3 400 |
0 |
800 |
900 |
900 |
800 |
ДСЗН |
1.1.3. |
Предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения голосовыми протезами и принадлежностями к ним впервые прооперированных и нуждающихся в замене голосового протеза ларингэктомированных онкологических больных в порядке, определенном департаментом здравоохранения Иркутской области (далее - ДЗ) |
2009 - 2013 |
2 500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
ДЗ |
1.1.4. |
Предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения пенсионеров, граждан в трудной жизненной ситуации, имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, механическими искусственными клапанами сердца с антимикробными и антитромбогенными покрытиями, оксигенаторами мембранными с набором необходимых принадлежностей для проведения искусственного кровообращения в порядке, определенном ДЗ |
2009 - 2013 |
4 400 |
0 |
1 100 |
1 100 |
1 100 |
1 100 |
ДЗ |
1.1.5. |
Предоставление мер социальной поддержки в виде организации реабилитации неработающих пенсионеров, нуждающихся по медицинским показаниям в оздоровлении, имеющих заболевания сердечно-сосудистой, нервной систем, желудочно-кишечного тракта, в организациях, расположенных на территории Иркутской области, предоставляющих данный вид услуг указанной категории граждан, в порядке, определенном ДЗ |
2009 - 2013 |
6 000 |
0 |
1 500 |
1 500 |
1 500 |
1500 |
ДЗ |
1.1.6. |
Предоставление мер социальной поддержки в виде организации лечения и реабилитации ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий в медицинских организациях, расположенных на территории Иркутской области, в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
13 000 |
1 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
ДСЗН |
1.1.7. |
Предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения санаторно-курортными путевками в санатории (профилактории, курорты) Иркутской области тружеников тыла, имеющих медицинские показания, не имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
4 000 |
0 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
1000 |
ДСЗН |
|
Итого: |
|
44 451 |
2 251 |
10 100 |
10 500 |
10 700 |
10 900 |
|
1.2. Предоставление мер социальной поддержки в виде оказания адресной материальной помощи отдельным категориям граждан | |||||||||
1.2.1. |
Оказание адресной материальной помощи (в натуральном и денежном выражении) гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (потеря кормильца, длительное пребывание на лечении, пострадавшим от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и прочее), и том числе малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Размеры, условия и порядок назначения и выплаты определяется ДСЗН |
2009 - 2013 |
85 000 |
15 000 |
16 000 |
17 000 |
18 000 |
19 000 |
ДСЗН |
1.2.2. |
Предоставление мер социальной поддержки беременным женщинам из группы высокого акушерского и перинатального риска, с экстрагенитальной патологией, акушерскими осложнениями в виде оплаты проезда в областной перинатальный центр (государственное учреждение здравоохранения) в порядке, определенном ДЗ |
2009 - 2013 |
65 746 |
3 346 |
15 600 |
15 600 |
15 600 |
15 600 |
ДЗ |
1.2.3. |
Оказание материальной помощи гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на ПО "Маяк" в 1959 - 1961 гг., в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
3 680 |
0 |
92 |
92 |
92 |
92 |
ДСЗН |
1.2.4. |
Оказание материальной помощи детям (внукам) в возрасте до 18 лет, пострадавшим вследствие радиационного воздействия, не попавшим под действие федеральных законов, в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
2 720 |
0 |
680 |
680 |
680 |
680 |
ДСЗН |
1.2.5. |
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральными и областными законами, в виде оплаты проезда в размере 50 % от его стоимости на автомобильном транспорте общего пользования сезонных (садоводческих) маршрутов в Иркутской области с 1 мая по 30 сентября в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
194 297 |
0 |
43 891 |
46 876 |
50 063 |
53 467 |
ДСЗН |
1.2.6. |
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям пенсионеров в Иркутской области, получающим трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и не имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными законами, в виде оплаты в размере 50 % от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения с 1 мая по 30 сентября в порядке, определенном ДСЗН |
2009 - 2013 |
71 585 |
0 |
16 171 |
17 270 |
18 445 |
19 699 |
|
|
Итого |
|
419 716 |
18 346 |
92 434 |
97 518 |
102 880 |
108 538 |
|
|
Всего |
|
464 167 |
20 597 |
102 534 |
108 018 |
113 580 |
119 438 |
|
Раздел 2. Проведение мероприятий, направленных на совершенствование социального обслуживания населения | |||||||||
2.1. |
Расширение спектра социальных услуг гражданам в трудной жизненной ситуации через мобильные социальные службы путем обеспечения отделений срочной социальной помощи областных государственных учреждений социального обслуживания специализированным автомобильным транспортом |
2009 - 2013 |
8 000 |
0 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
2 000 |
ДСЗН |
2.2. |
Проведение семинаров, конференций, конкурсов, коллегий по проблемам социального обслуживания населения и участие в вышеназванных мероприятиях с целью повышения качества предоставления социальных услуг, порядок и условия которых определяются ДСЗН |
2009 - 2013 |
8 290 |
200 |
1 740 |
1 900 |
2 150 |
2 300 |
ДСЗН |
|
Итого |
|
16 290 |
200 |
3 740 |
3 900 |
4 150 |
4 300 |
|
|
Всего |
|
480 457 |
20 797 |
106 274 |
111 918 |
117 730 |
123 738 |
|
|
Департамент социальной защиты населения Иркутской области |
|
401 811 |
16 951 |
87 574 |
93 218 |
99 030 |
105 038 |
|
|
Департамент здравоохранения Иркутской области |
|
78 646 |
3 846 |
18 700 |
18 700 |
18 700 |
18 700 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная государственная социальная программа "Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009 - 2013 годы".
Основной целью программы является повышение качества жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания им адресной социальной поддержки и совершенствования социального обслуживания.
Основными задачами программы являются оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан в виде организации и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий, приобретения технических средств реабилитации, оказание адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, совершенствование социального обслуживания населения за счет расширения спектра оказываемых социальных услуг, повышения качества их предоставления.
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 17 сентября 2008 г. N 45/54-ЗС "Об областной государственной социальной программе "Социальная поддержка населения Иркутской области на 2009 - 2013 годы" (с изменениями и дополнениями)
Текст постановления опубликован в Ведомостях Законодательного собрания Иркутской области от 27 октября 2008 г. N 45 (том 4)
Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 17 июня 2009 г. N 13/12-ЗС настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Законодательного собрания Иркутской области от 22 ноября 2008 г. N 3/47-ЗС