Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 3 июня 2009 г. N А19-16872/08-Ф02-2529/2009
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный трест-1" (ООО "Жилтрест-1") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 516 310 рублей 63 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.02.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 05.02.1992" следует читать как "от 05.05.1992"
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2009 года взыскано 516 310 рублей 63 копейки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В иске к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", не были предусмотрены в федеральном бюджете на соответствующий год.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обеспечение социальной поддержки многодетных семей относится к ведению муниципальных образований.
ООО "Жилтрест-1" в отзыве на кассационную жалобу доводы заявителя отклонило, указав на их необоснованность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения Арбитражного суда Иркутской области и правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующему выводу.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Жилтрест-1" в период с февраля 2008 года по сентябрь 2008 года, являясь управляющей компанией ряда домов жилого фонда на территории г. Братска, представило многодетным семьям льготы (30 процентов скидки) при расчетах за коммунальные услуги (пользование электроэнергией, отоплением, водой) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" на общую сумму 516 310 рублей 63 копейки, в связи с чем понесло убытки, подлежащие возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования и определяя субъекта ответственности, суд исходил из того, что правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату предприятиям компенсаций льгот, предоставленных многодетным семьям Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в связи с чем пришел к выводу о том, что сумма убытков подлежит взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы суда законными и обоснованными.
Подпункт "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
В пункте 3 данного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В соответствии с пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.92 N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей" предоставление многодетным семьям скидок по оплате за пользование отоплением, водой, канализацией производится за счет местных бюджетов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.03 N ГКПИ 03-139
пункт 2 названного письма признан недействующим. В дальнейшем порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот не определен.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 09.04.02 N 68-О указал, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Установленный судом первой инстанции факт предоставления истцом льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", расчет и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, соответствует вышеприведенным положениям действующего законодательства и подтверждается материалами дела.
Вывод суда первой инстанции о том, что расходы истца, произведенные им в связи с предоставлением скидки в размере 30 процентов многодетным семьям по оплате коммунальных услуг и не возвращенные ему из федерального бюджета Российской Федерации, являются убытками, правомерен, так как сделан в соответствии с положениями пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку доказательства финансирования муниципального образования город Братск на компенсацию расходов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", ответчиком не представлены, вывод суда о взыскании убытков, причиненных предоставлением скидки в размере 30 процентов многодетным семьям по оплате коммунальных услуг, установленных названным Указом, за счет средств бюджета Российской Федерации является правомерным.
Арбитражным судом Иркутской области имеющимся в деле доказательствам в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, основанная на их всестороннем, полном и объективном исследовании.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, поэтому не могут быть приняты судом кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального права и нормам процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 марта 2009 года по делу N А19-16872/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленный судом первой инстанции факт предоставления истцом льгот в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", расчет и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, соответствует вышеприведенным положениям действующего законодательства и подтверждается материалами дела.
Вывод суда первой инстанции о том, что расходы истца, произведенные им в связи с предоставлением скидки в размере 30 процентов многодетным семьям по оплате коммунальных услуг и не возвращенные ему из федерального бюджета Российской Федерации, являются убытками, правомерен, так как сделан в соответствии с положениями пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку доказательства финансирования муниципального образования город Братск на компенсацию расходов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", ответчиком не представлены, вывод суда о взыскании убытков, причиненных предоставлением скидки в размере 30 процентов многодетным семьям по оплате коммунальных услуг, установленных названным Указом, за счет средств бюджета Российской Федерации является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 июня 2009 г. N А19-16872/08-Ф02-2529/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании