Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ реализации Комплексов мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2011 - 2012 годах
Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 - 2012 годах была направлена на достижение качества, соответствующего требованиям новых образовательных стандартов и развитие кадрового потенциала отрасли. Приоритетным являлось выполнение следующих задач:
повышение социального и профессионального статуса педагогов, в том числе за счет роста средней заработной платы учителей школ до заработной платы в регионе Тюменской области;
переход образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты;
повышение квалификации, профессиональная переподготовка педагогических кадров, совершенствование системы аттестации;
создание безопасной комфортной образовательной среды, доступной для всех категорий обучающихся, включая модернизацию школьных столовых и обновление фондов школьных библиотек, оснащение школ транспортным, учебным, компьютерным оборудованием и специализированными средствами обучения;
привлечение в школы молодых педагогов;
осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.
Все показатели, установленные в Соглашениях 2011 - 2012 г., заключённых между Правительством Тюменской области и Министерством образования и науки Российской Федерации, выполнены в полном объёме.
Значения показателей результативности предоставления субсидии Тюменской области на конец 2011 года
Фактические значения показателей результативности предоставления субсидии за 2011 год выше плановых по следующим причинам:
выделение дополнительных средств из областного бюджета (п. 1);
увеличение фактической численности первоклассников на начало 2011 - 2012 учебного года (п. 2);
увеличение доли учителей, внедряющих современные технологии обучения и воспитания (п. 3);
рост уровня профессиональной компетентности педагогов, внедрение новых подходов к организации повышения квалификации на основе выбора образовательных программ и реализации модульно-накопительной системы повышения квалификации с широким использованием возможностей информационных технологий и дистанционного обучения (п. 3, 4);
создание условий в части увеличения Интернет-трафика до 512 К/б, развитие дистанционных форм обучения в целях удовлетворения образовательных запросов обучающихся (п. 5).
Значения
показателей результативности предоставления субсидии Тюменской области на конец 2012 года
Показатель результативности предоставления субсидии в части соотношения заработной платы учителей и средней по региону (п. 1) перевыполнен почти в 2 раза (при 100%, предусмотренных по Соглашению) в связи с выделением дополнительных средств из областного бюджета и доведения уровня заработной платы учителей до уровня в регионе Тюменской области в 2012 года. При этом повышение заработной платы было проведено комплексно в отношении педагогического персонала и работников других категорий всех видов и типов образовательных учреждений. Остальные фактические значения показателей полностью соответствуют плановым значениям.
Благодаря модернизации системы образования отрасль перешла на качественно новую ступень развития, что позволило получить следующие результаты:
- рост доли обучающихся (от общей численности школьников), которым обеспечена возможность пользоваться оборудованием для проведения технических, исследовательских и иных творческих работ и проектов до 78%;
- увеличение доли школ, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми до 99%, что улучшило качество школьного питания и снизило по итогам года долю учащихся, имеющих заболевания, обусловленные качеством питания, на 15%;
- рост доли автобусов, соответствующих современным требованиям ГОСТ, с 55% до 84%;
- увеличение охвата детей с ограниченными возможностями здоровья образовательными услугами с 95% до 98%;
- увеличение доли учащихся, принявших участие на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам более чем в 2,5 раза;
- вовлечение педагогических работников в систему работы с одаренными детьми (рост педагогов, работающих с одаренными детьми с 15 до 34%);
- повышение открытости системы общего образования (доля школ, которые представили общественности публичный доклад, составляет 100%);
- создание возможности использования в образовательном процессе современных средств обучения, направленных на рост качественных показателей образования (оснащенность образовательных учреждений области современным учебным, учебно-лабораторным оборудованием - 91%).
Благодаря увеличению пропускной способности Интернет-трафика активизировалась работа по внедрению дистанционных форм обучения для различных категорий обучающихся (охват детей-инвалидов дистанционным образованием, от числа детей, которым показана такая форма обучения, достиг 100%; охват школьников малокомплектных отдалённых школ очно-дистанционными формами профильного обучения увеличился с 15 до 27% от общей численности обучающихся малокомплектных учреждений).
Расширение спектра форм и соответствующее увеличение объёмов курсовых мероприятий по повышению квалификации педагогов способствовали росту уровня профессиональной компетентности педагогов (в 2011 году 83% педагогов имели высокий и средний уровень профессиональной компетентности, в 2012 г. - 89%).
Значительно вырос уровень общественной оценки результатов модернизации образования. Так, по итогам проведённого в мае - июне 2012 года в сети Интернет в режиме off-line социологического опроса среди родителей:
- более 93% родителей знают о реализуемых мероприятиях по модернизации общего образования;
- более 83% опрошенных считают, что проект способствовал активному вовлечению общественности в организацию образовательного процесса;
- более 70% респондентов среди самых важных эффектов реализации комплекса мер называют укрепление материально - технической базы школ;
- почти 82% - отмечают значительные положительные изменения в школьной жизни;
- около 90% родителей отмечают высокий уровень удовлетворённости результатами обучения своего ребёнка;
- более 95% участников опроса считают, что мероприятия по модернизации общего образования необходимо продолжать, а самыми выбираемыми направлениями на перспективу называют дальнейшее улучшение условий осуществления образовательного процесса, а также внедрение новых подходов и технологий обучения и воспитания.
Об эффективности деятельности также свидетельствуют данные региональных репрезентативных мониторинговых и социологических исследований:
- рост удовлетворенности населения качеством общего образования с 73% до 78%;
- увеличение доли учащихся, сдававших ЕГЭ по предметам естественнонаучного цикла, с 19% до 47%;
- увеличение доли выпускников 9 классов, продолживших обучение по программам общего и профессионального образования, с 90% до 97%;
- увеличение доли учащихся старшего звена, охваченных профильным образованием, с 23% до 35%.
Кроме того, в области реализуются дополнительные меры по повышению социального и профессионального статуса педагогов, созданию комфортных условий работы, предоставлению возможностей для постоянного профессионально-личностного роста. Это позволило привлечь в школы высококвалифицированные кадры, значительно обновить школьные коллективы. Так, почти в 1,5 раза увеличилась численность молодых учителей, прибывших на трудоустройство в школы (2012 - 471 чел., 2011 - 465 чел., 2010 - 314 чел.). В настоящее время доля учителей до 35 лет составляет 25% (2010 г. - 22%), средний возраст педагогов составляет 41 год (2011 г. - 45 лет, 2010 г. - 48 лет). В целом, возрастное соотношение работников школ можно считать близким к оптимальному, поэтому сегодня акцентированное внимание уделяется качеству подготовки будущих учителей, развитию системы наставничества, повышению уровню профессиональной компетентности и мотивации профессионального роста педагогов.
Достижению успешных результатов способствовала планомерная и интенсивная работа всех педагогических коллективов. Благодаря этому создаётся единая динамично развивающаяся среда взаимодействия школы, семьи, общества. В результате реализации Комплекса мер область перешла к качественно новому этапу развития, предусматривающему обновление содержания и технологий обучения и воспитания с учётом единства всех субъектов образования (родители, дети, педагоги).
Анализ проводимой работы и достигнутые результаты позволяют обобщить и предложить другим регионам для практического использования имеющийся опыт реализации следующих организационных технологий:
развитие кадрового потенциала отрасли в части разработки и внедрения механизмов повышения профессиональной компетентности педагогов, стимулирования профессионального роста и корпоративной активности учителей, особенно молодых кадров;
повышение открытости и электронизации системы образования;
расширение общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями;
развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование вариативных организационных моделей обеспечения современных условий в образовательных учреждениях с учетом территориальных и социокультурных особенностей их функционирования.
Выбор мероприятий и объём расходования средств обусловлен анализом текущего состояния отрасли и определением стратегических ориентиров развития. Общий объем финансирования Комплекса мер в 2011, 2012 гг. составил 825694,0 тыс. рублей.
Объем финансирования, тыс. руб. |
2011 год |
2012 год |
Итого |
федеральный бюджет |
82278,0 |
219471,0 |
301749,0 (36,5%) |
областной бюджет |
304474,0 |
219471,0 |
523945,0 (63,5%) |
Итого: |
386752,0 |
438942,0 |
825694,0 |
Информация об объемах финансирования в разрезе мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году представлена в таблице:
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Тюменской области, тыс. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Объёмы финансирования |
|||||||||||
Всего |
в том числе: |
||||||||||||
Федеральный бюджет (субсидия) |
Бюджет Тюменской области |
||||||||||||
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
||||||||||
|
|
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
219471,00 |
219471,00 |
219471,00 |
219471,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
126471,00 |
126471,00 |
126471,00 |
126471,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
93000,00 |
93000,00 |
93000,00 |
93000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
105510,00 |
105510,00 |
0,00 |
0,00 |
105510,00 |
105510,00 |
105510,00 |
105510,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
76947,00 |
76947,00 |
0,00 |
0,00 |
76947,00 |
76947,00 |
76947,00 |
76947,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
17358,00 |
17358,00 |
0,00 |
0,00 |
17358,00 |
17358,00 |
17358,00 |
17358,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
19656,00 |
19656,00 |
0,00 |
0,00 |
19656,00 |
19656,00 |
19656,00 |
19656,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
19656,00 |
19656,00 |
0,00 |
0,00 |
19656,00 |
19656,00 |
19656,00 |
19656,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого: |
438942,00 |
438942,00 |
219471,00 |
219471,00 |
219471,00 |
219471,00 |
219471,00 |
219471,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.