Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Меры по модернизации общего образования Тюменской области в 2013 году
Реализация Комплекса мер по модернизации общего образования в Тюменской области в 2013 году нацелена на дальнейшее развитие качества образования в условиях введения новых образовательных стандартов путем формирования единого открытого образовательного пространства, комфортной и безопасной социальной среды для детей.
Ключевыми задачами Комплекса мер являются:
обеспечение высокого социального и профессионального статуса педагогов, включая сохранение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений не ниже уровня средней заработной платы в регионе Тюменской области;
формирование в школах развивающей образовательной среды, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов и других современных средств обучения;
достижение результатов нового качества образования, предусматривающее:
создание условий для успешной социализации, личностного и профессионального самоопределения обучающихся,
формирование и развитие у подрастающего поколения нравственных ценностей, самостоятельного и ответственного поведения в различных жизненных обстоятельствах,
развитие мотивации к труду и непрерывному образованию.
В целях реализации поставленных задач сформирован перечень приоритетных мероприятий:
приобретение оборудования, в том числе учебно-лабораторного, компьютерного, а также оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся;
пополнение фондов школьных библиотек в соответствии с новыми ФГОС;
приобретение транспортных средств для перевозки школьников;
модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для всех категорий обучающихся, в том числе путем увеличения пропускной способности и оплаты Интернет-трафика.
Выбор данных мероприятий обусловлен требованиями внедрения ФГОС, включая необходимость:
- развития на современном техническом уровне постоянно действующих площадок для наблюдений и исследований, моделирования и конструирования и др.;
- опережающего обновления имеющихся в полном объёме в школах учебных фондов с целью их постепенной замены на учебники, ориентированные на новые стандарты, по мере перехода всех учащихся на ФГОС;
- замены используемых транспортных средств в соответствии с новыми ГОСТ;
- расширения спектра дистанционных технологий, исходя из потребностей различных категорий учащихся, независимо от места жительства, социокультурного окружения и состояния здоровья.
Для оценки итогов реализации Комплекса мер определены показатели результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Тюменской области на модернизацию региональной системы общего образования в 2013 году.
Планируемые показатели результативности предоставления субсидии Тюменской области на конец 2013 года
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии Тюменской области на конец 2013 года |
1. |
Соотношение среднемесячной годовой заработной платы педагогических работников в субъекте Российской Федерации за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по региону Тюменской области за аналогичный период (проценты) |
100 |
2. |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
34 |
2.1. |
Начальное общее образование (проценты) |
78 |
2.2. |
Основное общее образование (проценты) |
1,5 |
2.3. |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
3. |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
45 |
4. |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
100 |
5. |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
80 |
6. |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
Положительная динамика |
Ожидаемые значения показателей результативности определены следующими факторами:
необходимость обеспечения отрасли высококвалифицированными кадрами, включая выполнение задачи сохранения заработной платы учителей не менее чем на уровне заработной платы в регионе Тюменской области;
поступательное внедрение ФГОС, развитие проектных, дистанционных технологий обучения и усиление воспитательной составляющей образовательного процесса;
повышение эффективности использования энергоресурсов.
Выбор направлений и объёмов расходования средств обусловлен анализом текущего состояния развития отрасли и необходимостью решения первоочередных задач с учётом социального заказа.
Общий объем финансирования Комплекса мер в 2013 году составляет 366995,0 тыс. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 143203,0 тыс. рублей;
областной бюджет - 223792,0 тыс. рублей.
Сводная информация об общем финансовом обеспечении Комплекса мер в разбивке по направлениям расходования средств и источникам финансирования приведена в таблице:
Объемы
финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2013 году общего образования Тюменской области, тысячи рублей
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования |
|||||
Всего |
в том числе |
||||||
Федеральный бюджет (субсидия) |
Бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||
Всего |
Региональный бюджет |
Местные бюджеты |
Внебюджетные источники |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Приобретение оборудования, в том числе: |
93555,00 |
93500,00 |
55,00 |
55,00 |
0,00 |
0,00 |
1.1. |
Учебно-лабораторное оборудование |
75000,00 |
75000,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2. |
Учебно-производственное оборудование |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3. |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4. |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5. |
Компьютерное оборудование |
6055,00 |
6000,00 |
55,00 |
55,00 |
0,00 |
0,00 |
1.6. |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.7. |
Оборудование для школьных столовых |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.8. |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
12500,00 |
12500,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2. |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
143994,00 |
49703,00 |
94291,00 |
94291,00 |
0,00 |
0,00 |
3. |
Пополнение фондов школьных библиотек |
103785,00 |
0,00 |
103785,00 |
103785,00 |
0,00 |
0,00 |
4. |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
25661,00 |
0,00 |
25661,00 |
25661,00 |
0,00 |
0,00 |
6.1. |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
25661,00 |
0,00 |
25661,00 |
25661,00 |
0,00 |
0,00 |
6.2. |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9. |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Итого: |
366995,00 |
143203,00 |
223792,00 |
223792,00 |
0,00 |
0,00 |
Планирование институциональных результатов модернизации в 2013 году опирается на достигнутые в предыдущие годы ключевые факторы развития отрасли:
использование программно-целевого метода управления, ориентированного на бюджетирование по результатам деятельности;
реализация с 2005 года отраслевой системы оплаты труда и нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений;
проведение комплексного мониторинга результативности работы и эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов;
внедрение региональной системы оценки качества образования;
наличие в каждой школе органов государственно-общественного управления и независимой оценки качества образования;
введение единой диагностики уровня развития профессиональных компетенций педагогов и формирование индивидуальных траекторий повышения квалификации работников образования;
повышение социального статуса педагогов.
Развивая полученные организационно-управленческие и финансовые эффекты, система образования области переходит от приоритета институциональных реформ и развития инфраструктуры как условий современной образовательной среды к достижению образовательных результатов нового качества.
Уже сегодня внимание акцентировано на формировании у обучающихся системы современных социальных и технологических компетенций, обеспечивающих непрерывное развитие и успешное жизнеустройство на основе высокого уровня конкурентоспособности, гражданской активности и позитивных жизненных устремлений.
В последние годы социальный пакет педагогов области значительно дополнен и расширен, реализуется широкий комплекс мер по улучшению жилищных условий, предоставлению субсидий и займов, земельных участков, возмещению выплат за найм жилья и реализации программы ипотечного кредитования молодым специалистам. В области продолжают приниматься дополнительные меры по обеспечению социальных гарантий и привлечению в школы молодых учителей.
Кроме того, развитие кадрового потенциала сферы образования будет осуществляться за счёт поступательного внедрения персонифицированной модели через совершенствование формата повышения квалификации на основе вариативного выбора программ, форм обучения и реализации модульной и зачётно-накопительной системы с использованием дистанционного обучения. Ежегодно повышают квалификацию на курсах и семинарах около 80% педагогов, из них почти 40% перешли на непрерывный (накопительный) формат повышения профессиональной компетентности.
Сформированные и внедряемые механизмы конкурсного отбора и эффективного использования кадрового резерва руководителей образовательных учреждений, а также резерва методических кадров области ориентированы на подготовку и последующий конкурсный отбор методистов из числа талантливых педагогов-тьюторов, инноваторов, опытных учителей-наставников, имеющих стаж, высокий педагогических авторитет и результативность работы в школьных коллективах.
Одновременно в рамках совершенствования процедур аттестации педагогических работников прорабатываются вопросы закрепления новых функциональных позиций: консультант; модератор; методолог; исследователь; тьютор; опекун, наставник и др., что позволит стимулировать и мотивировать педагогов к более полной и успешной профессиональной самореализации.
Созданные в области органы государственно-общественного управления в рамках своей компетенции принимают участие в утверждении различных нормативных актов, регулирующих образовательный процесс, в формировании базовых документов (образовательная программа, программа развития учреждения, план финансово-хозяйственной деятельности, контрольные цифры приёма, экспертиза содержания учебных программ).
В целях перехода на качественно новый уровень равноправных партнёрских взаимоотношений и взаимодействия образовательных учреждений с обществом в 2013 году будет необходимо:
- дальнейшее развитие форм и механизмов непосредственного участия государственно-общественных органов управления образованием в деятельности учреждений, в том числе с учётом межуровневой преемственности (детский сад - школа - профессиональное учреждение);
- формирование у руководителей навыков реализации принципов современного менеджмента образования, направленных на расширение открытости и повышение эффективности работы учреждений;
- внедрение механизмов привлечения широких кругов общественности к участию в формировании социального заказа системе образования, построении образовательного процесса, объективного оценивания эффективности работы образовательных учреждений с привлечением независимой общественной экспертизы.
Ключевым фактором успешного решения всех поставленных задач становится формирование ответственного родительства. Актуальной становится работа по созданию механизмов формирования и действия общественного договора между школой и каждой конкретной семьёй, которые позволят не только рамочно продекларировать, но и жёстко зафиксировать условия взаимодействия и обоюдную ответственность по таким актуальным вопросам, как выбор траекторий обучения, защита детей от вредной информации, реализация программ здоровьесбережения.
На созданных во всех общеобразовательных учреждений области Интернет-сайтах отражены сведения, обязательные для размещения в соответствии с законодательством, в том числе основания и результаты работы (включая ежегодный публичный доклад), информация о финансово-хозяйственной деятельности и иные. В целях формирования единого открытого информационного пространства в области осуществляется апробация портала "Образование Тюменской области", объединяющего электронные ресурсы всех школ и имеющего сервисы, позволяющие оказывать населению области государственные (муниципальные) услуги в сфере образования в электронном виде.
В части проектных результатов в 2013 году предстоит в основном завершить работу по:
- совершенствованию профессиональной компетентности учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших в течение 2011 - 2012 гг. (100%) повышение квалификации для работы по ФГОС в рамках реализуемой зачётно-накопительной системы;
- обеспечению доставки обучающихся до места обучения и проживания современными транспортными средствами (планируется доведение доли школьных автобусов, соответствующих современным ГОСТ, до 100%);
- созданию условий для каждого старшеклассника, независимо от места проживания, материальной обеспеченности и физических особенностей возможности обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (планируется увеличение доли таких обучающихся до 25%);
- обеспечению обучающихся необходимыми в соответствии с новыми стандартами учебниками из фондов школьных библиотек (доведение уровня обеспеченности учебниками, соответствующими ФГОС, в целом - до 85%, в том числе учебниками для 1-5 классов - до 100%);
- эффективному использованию в каждой школе комплекта мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов;
- созданию и поддержанию в нормативном состоянии всех видов благоустройств (водоснабжение, канализация, отопления) в соответствии с установленными санитарными требованиями не только в городских и сельских, но и малокомплектных отдалённых школах (увеличение доли школ, имеющих все виды благоустройств, до 93%);
- сокращению не менее чем в 3 раза объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями с учетом рекомендаций, данных Минобрнауки России (письмо от 12 сентября 2012 г. N ДЛ-150/08) в рамках реализуемых в области комплекса мер по дебюрократизации системы образования;
- расширению сети центров дистанционного образования и совершенствованию их материально-технической базы с учетом социально-демографических, географических и других территориальных особенностей.
Информационно-разъяснительная работа по вопросам модернизации образования проводится как с педагогическим корпусом, так и с родителями, широкими кругами общественности.
Значимую поддержку общественному продвижению проекта модернизации в области оказывает Межрегиональная организация профсоюза работников образования и профсоюзные организации в территориях, организуя аудит эффективности проведения мероприятий. Это позволяет своевременно и "точечно" решать все возникающие вопросы в каждом конкретном учреждении.
С целью обеспечения максимальной прозрачности все информационно-разъяснительные материалы о ходе реализации проекта размещены на Портале органов государственной власти Тюменской области, работают телефоны "горячей линии". Проводится комплекс мероприятий для журналистов (пресс-конференции, пресс-туры, интервью, круглые столы, теле- и радио-эфиры), осуществляется анализ информационного поля.
Результатами работы по информационному сопровождению и общественному продвижению стали вовлечение в обсуждение хода и перспектив проекта всех целевых аудиторий, формирование эффективных медийных каналов связи, рост количества публикаций и сюжетов об эффективности принимаемых мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.