Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Информация
о работе Тюменской областной Думы по повышению интереса граждан к законотворческому процессу и их вовлечению в общественно-политическую деятельность
Основными механизмами повышения интереса граждан к законотворческому процессу, которые используют депутаты Тюменской областной Думы, являются механизмы учета мнения граждан при осуществлении права законодательной инициативы в областной Думе, а также сбора и рассмотрения замечаний и предложений граждан к областным законопроектам.
В соответствии со статьей 34 Устава Тюменской области правом законодательной инициативы в областной Думе обладают ее депутаты. Губернатор области, Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, губернаторы автономных округов, выборные органы местного самоуправления, а также прокурор области, Арбитражный суд области. В 1998 году право законодательной инициативы было предоставлено депутатским структурам Думы - постоянными комиссиями (сейчас это комитеты и постоянная комиссия) и Уставному суду Тюменской области. В 2000 году данное право было предоставлено Счетной палате области, в 2002 - Избирательной комиссии области, в 2003 - Управлению Министерства юстиции России по Тюменской области, в 2008 году - депутатским фракциям областной Думы и членам Совета Федераций Российской Федерации - представителям от Тюменской области.
Таким образом, количество субъектов права законодательной инициативы в областной Думе значительно выросло, благодаря этому возросло количество "точек входа" инициативы граждан в законотворческий процесс областной Думы. Депутаты областной Думы и иные субъекты права законодательной инициативы, внося в Думу законопроекты, опираются при этом не столько на формально-логический анализ необходимости изменения областного законодательства, но прежде всего на оценку последствий правоприменения законов для граждан, для условий их жизнедеятельности. Что касается депутатов Думы то большинство их законодательных инициатив рождается именно во взаимодействии с гражданами, с жителями Тюменской области во время приема граждан, рассмотрения их письменных обращений, в ходе встреч в трудовых коллективах и общественных организациях, участия в научных конференциях и семинарах, знакомства с положением дел на местах.
Чем шире круг людей, во взаимодействии с которыми возникает предложение о совершенствовании законодательства, чем больше внимания к предложениям людей, которые направили свои способности, личное время на дискуссии по законотворческим вопросам, чем больше распространяется информации об этом взаимодействии и его результатах, тем активнее интерес граждан к законопроектам, позитивнее общественное мнение о деятельности областной Думы и депутатов, тем лучше результат законодательной деятельности Думы, ее влияние на повышение качества жизни населения, на экономический рост в регионе.
Поэтому в практику работы Думы давно вошло привлечение различных общественных объединений, научных и учебных заведений к законотворческой деятельности в качестве независимых экспертов при подготовке законопроектов или проведении экспертизы действующего законодательства, выявлении вопросов, требующих законодательной регламентации. Представители общественных организаций являются активными участниками, а во многих случаях инициаторами мероприятий, проводимых в Думе: депутатских слушаний, "круглых столов", дней депутата, дней муниципальных образований, конференций и т.п.
Одним из знаковых моментов во взаимодействии депутатов Думы с институтами гражданского общества, гражданами в 2012 году стало обсуждение проекта Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва. Стратегия областной Думы - не просто политическая декларация, но и управленческий, программный документ Думы, непосредственно влияющий на организацию и содержание законодательной работы депутатов и - в конечном итоге - на социально-экономические процессы в Тюменской области.
Начало практике разработки Стратегии деятельности Думы, рассчитанной на реализацию в течение депутатского созыва, было положено депутатами областной Думы первого созыва, которые в середине 90-х в сложных условиях последствий политического кризиса, продолжавшегося глубокого экономического спада, неразвитости федерального, регионального законодательства и федеративных отношений пытались наметить ключевые приоритеты своей депутатской работы.
К настоящему времени сложилась определенная система работы над проектом Стратегии Думы на созыв, в ней обязательно вместе с депутатами Думы участвуют представители Правительства области, органов местного самоуправления, научной, культурной, культурно-национальной и предпринимательской общественности, региональных отделений политических партий, средств массовой информации, социально активные граждане - жители области. Все предложения к проекту документа рассматриваются в рабочей группе депутатов Думы, многие находят поддержку, соответствующие формулировки вводятся в текст. Ежегодно, а также на этапе окончания депутатского созыва проводятся с участием общественности совещания, на которых рассматриваются результаты реализации Стратегии за прошедший период и предложения по совершенствованию этой работы, в том числе при необходимости по корректировке положений Стратегии с учетом конкретной социально-экономической ситуации в Тюменской области.
Проект Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва был разработан го инициативе депутатской фракции "Единая Россия" областной Думы и опубликован в апреле 2012 года для обсуждения в "Парламентской газете "Тюменские известия". На официальном портале областной Думы в сети Интернет был организован форум по обсуждению содержания Стратегии. Поступили предложения по проекту от субъектов права законодательной инициативы в Тюменской областной Думе, от представителей общественности. Документ был обсужден в Совете по правовой культуре и юридической грамотности населения при областной Думе, в Общественной молодежной палате при областной Думе. В мае 2012 года проведено совещании по обсуждению данного проекта Стратегии с участием представителей общественности.
Состоялось многоплановое, конструктивное взаимодействие органа законодательной власти и общественности. Все замечания и предложения, были рассмотрены и учтены при доработке проекта Стратегии, многие уже нашли свое отражение в текущей законопроектной и организационно-контрольной работе областной Думы. 26 апреля состоится совещание с общественностью, на котором будут рассмотрены вопросы реализации Стратегии Думы в 2012 году.
Например, целый ряд предложений общественности, нашедших отражение в окончательном тексте Стратегии Думы, были связаны с задачами в сфере физкультуры и спорта, здравоохранения. В соответствии с этими положениями дважды в 2012 году вносились изменения в Закон области "О физической культуре и спорте в Тюменской области", уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти Тюменской области в проведении государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Введена дополнительная мера социальной поддержки для детей из малоимущих семей, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в форме бесплатного посещения государственных учреждений Тюменской области в сфере физической культуры и спорта. Исполнительным органам государственной власти области предоставлено право устанавливать различные формы поддержки региональным физкультурно-спортивным организациям, направленные на развитие физической культуры и спорта, а также на развитие государственно-частного партнерства в сфере физической культуры и спорта
Также дважды вносились изменения в Закон области "Об организации медицинской помощи населению Тюменской области", уточнены полномочия исполнительных органов государственной власти области в сфере здравоохранения, в организации бесплатного оказания населению области медицинской помощи, в проведении иммунопрофилактики инфекционных болезней.
Перед принятием наиболее важных законов Тюменской области Дума уделяет особое внимание общественному мнению, гласности и открытости. Это согласуется с Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" от 7 мая 2012 года N 601, согласно которому информация о разрабатываемых проектах нормативных актов должна быть доступна любому гражданину Российской Федерации.
Так. в соответствии с Законом "О бюджетном процессе в Тюменской области" с 2010 года областной Думой проводятся публичные слушания по проекту закона об областном бюджете, а также по законопроекту об исполнении областного бюджета, что является еще одной формой привлечения граждан для участия в законотворчестве. Законопроекты размещаются на официальном портале областной Думы в сети Интернет. Любой житель Тюменской области, представители органов власти и местного самоуправления области, предприятий и учреждений имеют возможность принять участие в слушаниях путем внесения замечаний и предложений к проектам законов либо в официальном порядке по почте либо на электронный адрес областной Думы в сети Интернет.
Все замечания, предложения, которые поступают в ходе публичных слушаний, впоследствии рассматриваются на заседаниях согласительной комиссии по доработке проекта закона об областном бюджете, заседаниях комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, а заявители получают соответствующие ответы.
В 2012 году публичные слушания проводились дважды: с 30 апреля по 7 мая - по проекту закона Тюменской области "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" и со 2 по 8 октября - по проекту закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Необходимо отметить, что жители области проявили заинтересованное отношение к обсуждению и главного финансового документа области, и законопроекта об исполнении областного бюджета. Всего в публичных слушаниях в 2012 году приняли участие более 100 жителей области, поступило около 130 обращений, замечаний и предложений, Наибольшую активность проявили жители города Тюмени, а также жители Тобольска, Исетского, Казанского, Тюменского, Тобольского и Ярковского районов. Активное участие в публичных слушаниях приняла молодежь, в частности - студенты и сотрудники Тюменского нефтегазового университета.
Порядка 30 процентов от общего количества предложений касались вопросов жилищно-коммунального хозяйства, 40 процентов - социальной сферы: о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, о строительстве детских садов и школ, о сокращении очередности в детские сады, о реализации в Тюменской области программы модернизации здравоохранения и т.п. Около 10 процентов предложений связаны с поддержкой сельского хозяйства, улучшением социальной инфраструктуры на селе.
Многие из полученных предложений были учтены в окончательной редакции областного бюджета.
Особое внимание депутаты областной Думы уделяют вовлечению молодежи в законотворческий процесс и общественно-политическую деятельность в целом. При областной Думе с 2006 года создан постоянно действующий общественный совещательный орган - Общественная молодежная палата. Члены палаты способствуют активному участию молодежи в формировании и реализации областной молодежной политики, содействуют деятельности областной Думы в сфере законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи, принимают участие в заседаниях областной Думы, комитетов и постоянной комиссии Думы. В прошлом году молодые парламентарии выступили инициаторами обсуждения таких проблем, как употребление и распространение табачного изделия "насвай", ограничение розничной продажи алкогольной продукции.
Школу молодежной палаты прошли уже многие, среди ее "выпускников" есть депутаты Дум муниципальных образований, помощники депутатов областной Думы, работники исполнительных органов власти и местного самоуправления, региональных отделений политических партий, руководители и активисты общественных организаций.
На данный момент завершился процесс формирования уже четвертого созыва молодежной палаты, рассмотрены более 60 заявок от представителей политических партий, органов местного самоуправления, ВУЗов, победителей молодежного конкурса "Моя законотворческая инициатива", учащейся и работающей молодежи. 16 апреля состоялось первое заседание палаты четвертого созыва, в ее составе появилось 48 новых членов.
Проблема общественно-политической активности молодежи проявляется в степени участия молодых людей в избирательном процессе. Ежегодно областная Дума в рамках Всероссийского Дня молодого избирателя проводит День молодого избирателя в Тюменской областной Думе. В 2012 году более 150 молодых людей из Тюмени, Ялуторовска, Заводоуковска и Тюменского района приняло участие в этом мероприятии. Посредством деловой игры "Выборы - территория закона" учащиеся и студенты сформировали свой "парламент". Представители пяти условных партий выступили со своими избирательными программами перед сверстниками и экспертами. Ребятам представилась возможность почувствовать себя в качестве и избирателей, и кандидатов на избрание.
Третий год подряд областная Дума выступает соорганизатором проведения студенческой сессии международной молодежной конференции "Тюменская модель ООН". Данный проект - это не просто игра, это возможность на практике развить навыки гражданственности, эффективной коммуникации и дипломатии, межкультурного диалога.
Областная Дума является организатором проведения региональных этапов Всероссийских молодежных конкурсов "Моя страна - моя Россия" и "Моя законотворческая инициатива". Их целью является привлечение молодежи к государственному управлению, к участию в законотворческой деятельности и решении проблем социально-экономического развития регионов и муниципальных образований. Ежегодно молодые тюменцы становятся лауреатами и победителями Всероссийского этапа конкурса.
Состоялся уже 9-й областной конкурс "Юрист-профессионал - 2012", участниками которого ежегодно являются до 400 человек - молодых юристов, работающих в органах власти и управления, в бизнес-структурах, в юридических организациях на всей территории Тюменской области, включая территории автономных округов.
Образован и активно работает Совет при областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности населения Тюменской области. В 2012 году на заседаниях Совета было рассмотрено 19 вопросов, в том числе: "О формировании основ правовой культуры в общеобразовательных учреждениях Тюменской области"; "О реализации Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; "О проекте Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва" и другие.
В соответствии с Законом "О Гражданском форуме Тюменской области" Гражданский форум является постоянно действующим консультативным коллегиальным органом, в состав которого входят авторитетные граждане - представители различных секторов общества и социальных групп населения области: органов местного самоуправления, общественных объединений, отделений политических партий; средств массовой информации; конфессий; образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, предприятий, учреждений, организаций; почетные граждане Депутаты областной Думы также являются участниками заседаний Форума, в рамках которого проводится общественная экспертиза, в том числе, решений Тюменской областной Думы.
В частности, участники Гражданского форума провели общественную экспертизу ряда важнейших вопросов и управленческих решений: состояния, проблем и перспектив территориального общественного самоуправления; проекта Концепции социально-экономического развития Тюменской области; реализации областной целевой программы содействия занятости населения Тюменской области; приоритетных направлений деятельности по формированию основ гражданского общества; задач бизнеса, общественных объединений предпринимателей и органов власти в развитии предпринимательства в Тюменской области; проблем нравственно-патриотического воспитания граждан в Тюменской области; хода реализации приоритетных национальных проектов в Тюменской области; и других. Следует отметить, что тематика вопросов рассматриваемых Гражданским форумом, является актуальной и перекликается с темами депутатских слушаний, "круглых столов" и конференций, проводимых областной Думой, а рекомендации, соответственно, учитываются депутатами Думы. Например, были учтены предложения в Закон "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", направленные на упрощение механизма предоставления молодым семьям субсидий на приобретение или строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета, снятие дополнительных административных барьеров при их получении. Установлены дополнительные меры социальной поддержки молодых семей, имеющих одного и более ребенка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме предоставления субсидий на приобретение жилья или строительство жилых помещений за счет средств областного бюджета в размере 30% средней стоимости жилья.
В настоящее время на рассмотрении в областной Думе находится законопроект, целью которого является совершенствование деятельности Гражданского форума Тюменской области. Депутаты считают, необходимо активизировать деятельность областной Думы по взаимодействию с Гражданским форумом, усилить эффективность общественной экспертизы важнейших управленческих решений и деятельности органов государственной власти области.
В целом, вопросы взаимодействия с институтами гражданского общества, гражданами занимали важное место в работе областной Думы а 2012 году. За период с 2007 года в целях регулирования этой сферы принято 9 законов Тюменской области, в том числе 2 - в 2012 году.
В частности, в целях совершенствования процессов взаимодействия с общественностью Дума внесла изменения в Закон области "О бюджетном процессе в Тюменской области". Уточнена процедура рассмотрения прогноза социально-экономического развития Тюменской области, проекта закона об областном бюджете, в том числе с учетом проведения публичных слушаний.
В настоящее время готовится к первому чтению на ближайшем заседании областной Думы проект Закона "Об общественном обсуждении проектов законов Тюменской области". Предполагается, что принятие нормативного правового акта позволит устранить пробелы действующего законодательства, более эффективно осуществлять общественный контроль и экспертизу решений органов государственной власти.
Одобрено Соглашение о сотрудничестве Тюменской областной Думы и Тюменского межрегионального объединения организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов". Основной целью Соглашения является объединение усилий сторон по законодательному обеспечению трудовых и социальных прав и гарантий жителей области, созданию условий для последовательного повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения на основе развития экономики области.
Наряду с законотворчеством одним из главных направлений депутатской деятельности является работа по исполнению наказов избирателей, данных депутатам областной Думы. Многие наказы связаны с внесением изменений в действующее законодательство Российской Федерации, Тюменской области, автономных округов, В частности, в перечне наказов избирателей, данных депутатам областной Думы пятого созыва, есть наказы по содействию принятию законов, направленных на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы; на расширение мер социальной поддержки пенсионерам, людям с ограниченными возможностями, бюджетникам; улучшение качества и доступности медицинского обслуживания населения; на улучшение жилищных условий населения, обеспечение жильем молодых специалистов; создание новых рабочих мест, на создание условий для самореализации молодежи; повышение качества и престижа образования. Они вошли в формулировки Стратегии деятельности областной Думы, в планы законопроектной работы, по отдельным направлениям уже приняты законодательные решения. Следует отметить, что в реализации наказов избирателей на территориях автономных округов депутаты областной Думы встречают взаимопонимание и помощь коллег из Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, поддержку Губернаторов автономных округов.
Важное место в работе по учету предложений жителей области в законотворческом процессе занимает работа с обращениями граждан, позволяющая выявлять мнение жителей по актуальным вопросам жизнедеятельности региона и о необходимости совершенствования законодательства области. Депутаты регулярно проводят личные встречи с избирателями в своих приемных, в общественных приемных политических партий, с выездом в избирательные округа. Работает интернет-приемная на официальном портале областной Думы. Всего в 2012 году зарегистрировано 14171 обращение к депутатам Думы, что на 3603 обращения больше, чем в 2011 году. В Думе проводится анализ количества и содержания обращений граждан, поступивших в адрес депутатов, председателя областной Думы и заместителей председателя областной Думы. Готовятся информационно-аналитические обзоры по результатам работы депутатов Думы с обращениями граждан.
В 125 обращениях граждан в 2012 году содержались предложения по совершенствованию законодательства, социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. В частности, обращения содержали предложения по вопросу установления льгот военнослужащим СССР, Российской Федерации, восстановления звания Герой труда в Российской Федерации, о внесении изменений в законодательство в части регистрации документов купли-продажи жилых помещений. Предлагались поправки в Законы Тюменской области "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета". Поступали предложения об организации парковок автомобилей в г. Тюмени, о развитии мясного коневодства в районах "ишимской" зоны и др.
В первом квартале 2013 года поступило 14 обращений, содержащих предложения по совершенствованию законодательства, они находятся в настоящее время в работе. Так, поступили предложения о внесении изменений в Закон области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" в части включения в перечень категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, вдов репрессированных лиц, а также граждан, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны ("детям войны"). Внесены предложения о принятии закона "О личном подсобном хозяйстве", о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2003 N 155 "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", и правил исчисления выслуги лет, дающей право на ежемесячную доплату к пенсии".
Одной из форм работы Думы по привлечению общественности к законотворческому процессу выступает организация социологических исследований, направленных как на протезирование потребности в правовом регулировании и определение механизма этого регулирования, так и на изучение эффективности действия уже принятых законов, отношения к ним различных слоев населения.
Ежегодно Дума организует 10 - 12 исследований, к участию в которых привлекается значительное количество жителей области. Например, в 2012 году более 11 тысяч человек высказали свае мнение по вопросам социально-экономического развития села, организации территориального общественного самоуправления, развития первичной медико-санитарной помощи, туризма, малого предпринимательства, физкультурно-оздоровительной работы, и другим темам. К участию в исследованиях привлекаются в качестве экспертов специалисты, глубоко разбирающиеся в конкретных вопросах.
В 2013 году областная Дума начала работу по мониторингу правоприменения пяти законов Тюменской области, регулирующих отношения в сферах перемещения задержанных транспортных средств, профилактики наркомании и токсикомании, поддержки промышленной деятельности, предоставления субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья, оборота земель сельскохозяйственного назначения. В рамках мониторинга запланировано изучение официальной информации, а также проведение выездных заседаний комитетов, совещаний с участием представителей общественности, социологические исследования общественного мнения.
Особое внимание депутатами областной Думы уделяется вопросам информационной открытости. Утверждена Концепция информационной политики Тюменской областной Думы пятого созыва, которая определяет цель, принципы, приоритетные задачи и формы реализации информационной политики Тюменской областной Думы на текущий созыв.
В целях изучения уровня информационной открытости областной Думы в январе - феврале 2013 года проведен опрос жителей Тюменской области - посетителей официального портала областной Думы, на вопросы анкеты ответили 529 человек. Опрос дал иллюстративный срез общественного мнения пользователей Интернета, интересующихся деятельностью Тюменской областной Думы, Респонденты достаточно высоко оценивают уровень информационной открытости областной Думы: 28,2% опрошенных указали, что их вполне удовлетворяют сведения о деятельности областной Думы, получаемые из различных источников, еще 52,7% указали, что эти сведения удовлетворяют их "в основном". О неудовлетворенности заявили 19,1% участников опроса.
С целью повышения интереса граждан к законотворческому процессу в областной Думе осуществляется информационное сопровождение в СМИ заседаний областной Думы, заседаний комитетов и постоянной комиссии областной Думы, Дней депутатов, "круглых столов", конференций, проведения депутатами Думы "парламентских уроков". Реализуется проект "Открытая Дума" по развитию связи областной Думы с общественностью, за первый квартал 2013 года проведено 20 экскурсий и встреч с депутатами областной Думы.
В освещении деятельности областной Думы в 2012 году приняли участие более 160 СМИ, которые опубликовали 6 511 информационных материалов о деятельности областной Думы (в 2011 году - 5141). Необходимо отметить, что за три последних года сложился устойчивый тренд на увеличение числа публикаций в СМИ и сети Интернет о деятельности областной Думы. О работе областной Думы в 2012 году готовили информацию 113 аккредитованных журналистов (рост по сравнению с 2011 на 25%).
В 2012 году областная Дума провела ежегодный конкурс "Парламентский корреспондент", в котором приняли участие 63 журналиста юга области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. Из них признаны победителями и награждены дипломами и поощрительными призами 37 участников.
Активно используется официальный портал областной Думы в сети Интернет, где размещаются все рассматриваемые Думой законопроекты и материалы к ним, публикуются комментарии депутатов Думы к законопроектам. В том числе специально размещаются законопроекты и материалы к ним, подлежащие независимой антикоррупционной экспертизе. Размещается информация о повестках очередных заседаний комитетов, постоянной комиссии областной Думы, о документах, рассматриваемых на данных заседаниях; документы, принятые на заседании областной Думы (перечень и тексты принятых постановлений}.
На форуме официального портала проводится обсуждение проектов законов и действующих законов Тюменской области. Осуществляется информирование пользователей Интернета о законодательной деятельности областной Думы посредством размещения информации на официальных аккаунтах областной Думы в социальных сетях "Вконтакте", "Фейсбук", "Твиттер" и "Ютуб". В социальной сети "Фейсбук" успешно развивается официальная группа областной Думы "Форум "Думский диалог". В рамках этого информационного проекта пользователи социальной сети могут непосредственно пообщаться с депутатами областной Думы, получить квалифицированную информацию о законодательном процессе в областной Думе от работников аппарата.
Всего за 2012 год на официальном портале областной Думы размещено 8270 сообщений (для сравнения: в 2011 году - 2502).
Несмотря на значительный объем проделанной работы, представляется, что механизмы взаимодействия депутатов областной Думы с населением Тюменской области в законотворческом процессе следует развивать,
Так, народная законодательная инициатива в федеральном законодательстве еще не получила правового закрепления, что открыло для регионов свободу творчества. Анализ показывает, что на законодательном уровне в более чем 20 субъектах РФ (г. Москва, Томская, Иркутская, Воронежская, Волгоградская, Свердловская, Омская, Липецкая, Ярославская области и другие) закреплено право граждан вносить в законодательные органы законопроекты. То есть, новый для России институт народной законодательной инициативы сегодня уже достаточно широко распространен. Следует отметить, что и в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры также закреплено право народной инициативы граждан, проживающих на территории автономного округа, при наличии не менее двадцати тысяч подписей
В целях системного совершенствования механизма реализации правотворческой инициативы граждан, целесообразным было бы принятие на федеральном уровне рамочного Федерального закона "О правотворческой инициативе граждан Российской Федерации", который установил бы схему реализации правотворческой инициативы граждан, унифицировал обязательные стадии ее реализации (формирование и регистрация инициативной группы; внесение и регистрация правотворческой инициативы; сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы; рассмотрение правотворческой инициативы органами и должностными лицами).
В заключение следует отметить, что члены Совета Законодателей от Тюменской областной Думы, а также и все депутаты областной Думы полагают, что в соответствии со статусом Совета на его заседании произойдет взаимополезный обмен мнениями о состоянии и перспективах совершенствования работы по повышению интереса жителей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа к участию в законотворческом процессе в законодательных органах власти области и автономных округов, поскольку именно в повышении этого интереса - залог и основа социальной в правильности в законодательных решений, их адекватности современной ситуации и тенденциям ее изменения. а значит залог успешности социально-экономического развития территории региона в целом, повышения уровня и качества жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.