Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках региональной комплексной программы
Основанием для разработки Программы является имеющийся дефицит медицинских кадров в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Тюменской области.
Состояние здоровья населения является показателем социального благополучия общества. Общеизвестно, что приоритетное место в реализации поставленных задач отводится квалифицированным медицинским кадрам. Подготовка кадров медицинских работников и укомплектование учреждений здравоохранения квалифицированными специалистами является одним из основных направлений в работе департамента здравоохранения Тюменской области.
В последние годы принимаются существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Совершенствуется система подготовки медицинских работников для учреждений здравоохранения Тюменской области на основе целевых заказов, проводится аттестация, сертификация специалистов. Медицинские работники проходят обучение на циклах специализации, общего и тематического усовершенствования. Вместе с тем, остаются нерешенными проблемы в области кадровой политики.
Оценка ситуации и содержание проблемы включают в себя сравнительные данные качественного состава медицинских работников в учреждениях здравоохранения Тюменской области.
Качественный состав оценивался по следующим критериям - по количеству медицинских работников, по полу, возрасту, выходу на пенсию, а также показателю обеспеченности на 10 000 населения.
Численность медицинских работников (абс. число) *(1)
*(1) Федеральное статистическое наблюдение, форма N 17 (данные без автономных округов и федеральных учреждений)
По сравнению с 2010 годом количество врачей в 2011 году увеличилось на 169 человек, количество средних медицинских работников увеличилось на 54 человека.
Штатными расписаниями учреждений здравоохранения юга Тюменской области предусмотрено по состоянию на 31 декабря 2011 года:
- 4525 врачебных должностей, которые являются в полном объеме занятыми. На занятых должностях работают 3762 врача - физических лиц. Таким образом, укомплектованность врачами с учетом совместительства составляет 100%. Укомплектованность врачами - физическими лицами составляет 83%.
- 10521,75 должностей среднего медицинского персонала. На занятых должностях работают 9664 средних медицинских работника - физических лиц. Таким образом, укомплектованность средними медицинскими работниками с учетом совместительства составляет 99,9%. Укомплектованность физическими лицами составляет 94%.
Основная причина оттока медицинских работников из учреждений здравоохранения, особенно сельских районов, трудности в приобретении жилья и предоставлении других социальных льгот молодым специалистам, прибывающим в учреждения района для трудоустройства.
Соотношение численности врачей по полу *(2)
* (2) Федеральное статистическое наблюдение, форма N 17 (данные без автономных округов и федеральных учреждений)
Число женщин-врачей составляет более 70% от общей численности врачей в учреждениях здравоохранения Тюменской области.
Соотношение численности врачей по возрасту (в % соотношении)
Схема в базе не приводится
В структуре возрастного состава специалистов сестринского дела доля лиц старше пенсионного возраста с 2009 года снизилась с 4,5% до 4%. Увеличилось количество средних медицинских работников в возрасте от 30 до 39 лет и 20 - 29 лет, что составляет около 50% .
Слаженная работа учреждений здравоохранения области и департамента позволяет достичь высоких показателей наличия квалификационных категорий у медицинских работников.
Квалификационные категории врачей
Схема в базе не приводится
Несмотря на увеличение числа врачей, имеющих высшую квалификационную категорию, 50% от общего числа врачей категорию не имеют.
Квалификационные категории средних медицинских работников
Схема в базе не приводится
40% среднего медицинского персонала квалификационной категории не имеют.
Реализация национального проекта "Здоровье" и дополнительное стимулирование медицинских работников улучшило ситуацию с укомплектованностью участковой службы. Но, не смотря на это сохраняется дефицит врачей-педиатров участковых и врачей-терапевтов участковых.
Выход на пенсию медицинских работников, не восполняемый приходом молодых специалистов, стал на сегодняшний день одной из важнейших причин снижения укомплектованности медицинскими кадрами.
Выход на пенсию врачей *(3)
*(3) По данным АИС Минздрава России "Федеральный регистр медицинских работников"
По данным федерального регистра медицинских работников с 2013 - 2015 годы достигнут пенсионного возраста (женщины 55 лет, мужчины 60 лет) 500 врачей.
Обеспеченность врачами на 10000 населения
Схема в базе не приводится
Обеспеченность средними медицинскими работниками на 10000 населения
Схема в базе не приводится
В настоящее время подготовка и повышение квалификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием осуществляется в ГОУ ВПО "Тюменская государственная медицинская академия Минздрава России" (далее - ГОУ ВПО ТГМА)
С целью решения проблемы дефицита кадров в сельской местности Тюменской области департаментом здравоохранения ежегодно, начиная с 2002 года, направляется запрос в ГОУ ВПО ТГМА и Минздрава РФ о выделении мест для обучения специалистов по целевому приему. На основании направленных запросов в 2002 было выделено 50 мест, с 2003 по 2012 год 65 мест. Все выделенные целевые места укомплектованы на 100%.
Распределение целевых мест
Схема в базе не приводится
Подготовка указанных специалистов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Юридически, указанные взаимоотношения оформляются 3-х сторонними договорами: между абитуриентом (в дальнейшем - студентом), ГОУ ВПО ТГМА и департаментом здравоохранения Тюменской области.
Но, не смотря на это прохождение "целевого" обучения молодыми специалистами еще не гарантирует возврата их на работу в учреждения здравоохранения сельской территории, предоставившей им целевое направление.
Так, студенты-целевики нередко под различными предлогами отказываются от переезда к согласованному сторонами месту работы и исполнения трудовых обязанностей в соответствии с избранной специальностью и имеющейся квалификацией. Этому также способствует весьма широкий спектр оснований, содержащихся в правовых актах, для отказа от исполнения взятых на себя обязательств. Встречаются примеры, когда работодатели отказываются от предоставления рабочего места согласно избранной специальности и квалификации, предоставления дополнительных льгот, выплаты согласованной договором заработной платы и т.п.
Так, в 2002 году из 45 молодых специалистов, завершивших обучение по целевому направлению, только 19 (42%) прибыли в учреждения области, а в 2003 из 38 завершивших обучение, только 15 (39%) прибыли. Данная ситуация во многом объясняется отсутствием четкой нормативной правовой базы, которая регламентировала бы этот процесс.
Анализ целевой формы подготовки специалистов показывает, что она помогает решить кадровую проблему, но ее эффективность невысока.
С учетом изложенного необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы по целевой подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации, а именно: подготовка и принятие Федерального закона "О целевой подготовке специалистов в учебных заведениях Российской Федерации".
Одним из вариантов повышения результативности целевой подготовки является система полного и/или частичного финансирования целевого обучения студентов за счет областного бюджета.
Ежегодно руководителями департамента здравоохранения проводятся встречи со студентами 5-го и 6-го курса ГОУ ВПО ТГМА, на которых присутствуют главные врачи учреждений. Проводимые встречи позволяют повысить престиж медицинской профессии, а также предварительно распределить будущих выпускников в учреждения области.
После окончания ГОУ ВПО ТГМА выпускникам, в том числе прошедшим "целевое" обучение, предоставляется возможность пройти обучение в системе последипломного профессионального образования по одной из следующих форм: интернатура (1 год), ординатура (2 года) за счет средств областного и федерального бюджетов.
Направление на последипломное образование осуществляется по гарантийным письмам работодателей, с учетом потребности во врачебных кадрах конкретного учреждения.
Количество специалистов направленных на последипломное образование
Схема в базе не приводится
Юридически, указанные взаимоотношения оформляются 4-х сторонними договорами: (специалист, ГОУ ВПО ТГМА и учреждение, департамент здравоохранения) и 5-ти сторонними договорами (специалист, ГОУ ВПО ТГМА, учреждение, глава муниципального образования и департамент здравоохранения).
Заключаемые договоры обязывают специалистов по завершению обучения, прибыть в учреждение для исполнения обязанностей по полученной специальности сроком не менее 3 лет, а глав муниципальных образований - обеспечить социальным пакетом, в том числе жильем.
Количество заключенных пятисторонних договоров
Схема в базе не приводится
Количество заключенных пятисторонних договоров в 2011 году по сравнению с 2008 годом возросло более чем в 2,5 раза. Однако следует отметить, что пятисторонние договоры заключаются не со всеми специалистами, направляемыми на последипломное образование в сельские районы.
Департаментом здравоохранения и ГОУ ВПО ТГМА осуществляется контроль доезда выпускников, с которыми заключены 4-х и 5-ти сторонние договоры, обеспечивающие социальную поддержку молодым специалистам и закрепление их в учреждении.
Прибытие специалистов с высшим медицинским образованием
Схема в базе не приводится
Одной из причин низкого прибытия выпускников высших учебных заведений заключается в отсутствии системы обязательного распределения, а также правового механизма взыскания средств бюджета со специалистов, отказывающихся выполнять условия по отработке в соответствии с условиями заключенных договоров.
Подготовка специалистов со средним медицинским образованием для учреждений здравоохранения Тюменской области осуществляется в четырех государственных автономных образовательных учреждениях, подведомственных департаменту здравоохранения Тюменском, Ялуторовском, Тобольском и Ишимском медицинских колледжах.
На основании потребности учреждений здравоохранения в специалистах со средним медицинским образованием, департаментом здравоохранения ежегодно формируется государственное задание (план приема) по средним медицинским учебным заведениям. В связи с большой потребностью учреждений здравоохранения в средних медицинских работниках государственное задание на 2012 год было увеличено на 56% и составило 775 человек.
Прием по средним медицинским учебным заведениям (в разрезе специальностей)
Схема в базе не приводится
Подготовка специалистов осуществляется на базе 9 и 11 классов по следующим специальностям: лечебное дело, акушерское дело, фармация и сестринское дело.
В целях решения вопроса по трудоустройству выпускников колледжей в каждом учреждении работает комиссия по содействию в трудоустройстве.
Одним из главных показателей деятельности данных комиссий является трудоустройство выпускников в сфере здравоохранения: по итогам выпусков общее трудоустройство и трудоустройство в учреждения здравоохранения имеют положительную динамику.
Трудоустройство выпускников
Схема в базе не приводится
В соответствии с действующими нормативными документами к медицинской и фармацевтической деятельности допускаются лица, получившие высшее медицинское образование и имеющие диплом и сертификат специалиста.
Количество медицинских работников, имеющих сертификат специалиста *(4)
*(4) Федеральное статистическое наблюдение, форма N 17 (данные без автономных округов и федеральных учреждений)
С 2007 года количество специалистов, не имеющих сертификата специалистов, ежегодно уменьшается, Так, если в 2007 году не имели сертификат специалиста 5,7% врачей и 10% средних медицинских работников, то в 2011 году 2% врачей и 3% средних медицинских работников.
В связи с этим, департаментом здравоохранения серьезное внимание уделяется повышению квалификации и профессиональной переподготовке медицинских работников.
Ежегодно департаментом здравоохранения на основании заявок учреждений здравоохранения разрабатывается план прохождения профессиональной переподготовки и повышение квалификации медицинских работников.
Оплата повышения квалификации и профессиональной переподготовки финансируется из средств федерального и областного бюджетов.
Особое внимание уделяется своевременному повышению профессионального уровня специалистов первичного звена.
Следующей серьезной проблемой является текучесть кадров, которая характеризуется отрицательными показателями
Текучесть кадров
Схема в базе не приводится
Одной из причин увольнения медицинских кадров из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является их переход в частные учреждения здравоохранения. Как правило, уходят высокопрофессиональные, подготовленные в системе здравоохранения специалисты.
Главными причинами текучести кадров в учреждениях здравоохранения являются:
- жилищная проблема для специалистов;
- отсутствие дополнительных мер социальной поддержки молодых специалистов, а также специалистов наиболее дефицитных специальностей;
- отсутствие механизма обязательного распределения выпускников образовательных учреждений;
- снижение престижа медицинских профессий.
Вопросы укомплектования лечебных учреждений медицинскими кадрами решаются как за счет приема на вакантные должности новых работников, так и за счет совмещения должностей.
Коэффициент совместительства составляет 1,18.
Укомплектование учреждений здравоохранения медицинскими кадрами проводится, в основном, за счет выпускников медицинских учебных заведений, а также за счет специалистов, прибывших в Тюменскую область на постоянное место жительства из других территорий.
В виду демографической ситуации в ближайшие годы потребность в медицинских работниках будет только нарастать из-за естественного старения населения и миграционных процессов.
Закрепление уже имеющихся медицинских работников и привлечение новых для обеспечения эффективной работы учреждений здравоохранения является важнейшей задачей Тюменской области. Очевидно, что это невозможно без решения жилищных проблем, совершенствование профессиональных знаний медицинских работников.
Для достижения намеченных целей требуются комплекс мероприятий с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области и привлечение средств областного бюджета, что требует принятия региональной комплексной программы "Медицинские кадры учреждений здравоохранения Тюменской области" на 2013 - 2015 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.