Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
25 апреля 2013 г. N 1063
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Задачи агропромышленного комплекса Тюменской области в условиях членства России в ВТО"
Участники "круглого стола" - депутаты Тюменской областной Думы, представители региональных управлений федеральных служб, научных и учебных учреждений, бизнес-сообщества, - обсудив задачи агропромышленного комплекса Тюменской области в условиях членства России в ВТО, отмечают следующее.
Основные риски при вступлении России в ВТО связаны с ожиданием значительного снижения уровня государственных дотаций предприятиям агропромышленного комплекса, предполагаемой массовой экспансией сельскохозяйственных товаров из других стран, которая негативно скажется на отечественных сельскохозяйственных предприятиях.
Начальный уровень разрешенной государственной поддержки в размере 9 млрд. долларов в 2013 году предусматривается сократить до 4,4 млрд. долларов к 2018 году. В то же время, по данным Россельхозакадемии, суммарный уровень поддержки агропромышленного производства и сельской социальной сферы в США по состоянию на 2011 год составляет почти 100 млрд. долларов, в ЕС - примерно 50 млрд. евро, а в России - немногим более 6 млрд. долларов.
Кроме того, Российской Федерацией приняты обязательства по обеспечению доступа на внутренние рынки импортной продукции путем снижения таможенного тарифа на продовольственные товары.
Серьезность ситуации заключается в том, что значительные уступки или даже потеря сельскохозяйственного рынка российскими компаниями могут привести к потере продовольственной независимости России, что несет в себе угрозу национальной безопасности.
В настоящее время предпринимаемые меры по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО реализуются на федеральном уровне (идет процесс формирования нормативной и методической базы, соответствующей правилам и нормам ВТО).
Внутренняя поддержка для Российской Федерации, по правилам ВТО, делится на две корзины, это - "зеленая" и "желтая" корзины. Основной принцип распределения мер по корзинам - это то, оказывают ли меры искажающее воздействие на торговлю либо не оказывают.
"Зеленая корзина" - это те меры поддержки, которые не оказывают искажающего влияния на торговлю и могут применяться без ограничений.
К направлениям государственной поддержки в рамках "зеленой корзины" относятся:
- научные исследования, включая как общие, так и связанные с отдельными продуктами, а также исследования, связанные с программами защиты окружающей среды;
- меры по борьбе с болезнями животных и вредителями растений, такие как системы раннего оповещения, карантин и т.д.;
- обучение и переподготовка кадров;
- консультационные услуги, включая снабжение информацией и результатами исследований производителей и потребителей;
- инспекционные услуги для целей охраны здоровья, безопасности и стандартизации;
- услуги по маркетингу и продвижению товара на рынок (издержки, которые позволили бы продавцам сельскохозяйственной продукции снизить ее цену или же предоставляли бы покупателям такой продукции прямые экономические выгоды, из данной статьи исключаются);
- строительство объектов инфраструктуры, включая линии электропередачи, дороги и другую транспортную инфраструктуру, рыночная инфраструктура, портовые сооружения, системы водоснабжения, дамбы и дренажные системы, работы, связанные с созданием социальной инфраструктуры, а также охраной окружающей среды. Во всех случаях расходы осуществляются только на капитальное строительство и должны исключать расходы на строительство объектов для отдельных хозяйств;
- сельскохозяйственное страхование;
- программы региональной помощи;
- несвязанная с производством поддержка доходов.
Кроме перечисленных мер поддержки, государство имеет право предоставлять различные услуги сельскохозяйственным предприятиям через иные государственные программы, согласованные с ВТО.
Меры "желтой корзины" оказывают искажающее воздействие на торговлю: ценовая поддержка. К "желтой корзине" относятся практически все меры прямой государственной поддержки сельскохозяйственного производства: субсидирование процентных ставок по кредитам, компенсация затрат на ГСМ, электричество и т.д.
Следует также учитывать, что в последующие годы может сложиться ситуация, при которой перенесение части поддержки из "желтой" корзины в "зеленую", вероятнее всего, повлечет за собой снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции, поскольку не всегда увеличение инфраструктурных расходов может компенсировать недостаток финансирования производства. Эту проблему поднимают отраслевые союзы и ассоциации.
Одним из основных рисков, связанных с вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем, существующих в отрасли. Это, в первую очередь, низкая доходность сельхозпредприятий и, как следствие - низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства.
Открыв свои рынки для стран ВТО, сельхозпроизводителям предстоит конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, работающими с использованием самых передовых технологий. Производительность труда в этих странах значительно превышает соответствующий показатель в России, при этом уровень государственной поддержки и тарифной защиты внутреннего рынка у них значительно выше.
Кроме названных проблем, эксперты указывают на следующие негативные последствия для отечественного агропромышленного комплекса:
- продажа энергоносителей отечественным производителям по мировым ценам приведет к росту себестоимости отечественной продукции;
- исключение возможности установления льготного железнодорожного тарифа для транспортировки продукции российских товаропроизводителей увеличит ее цену;
- принятие менее жестких санитарных требований, действующих в ВТО, по сравнению с действующими российскими создаст риск роста импорта вредных для здоровья пищевых продуктов, в том числе содержащих генно-модифицированные ингредиенты.
В этой связи общим для Тюменской области и других субъектов Российской Федерации, которые в основном обеспечивают свою продовольственную независимость, является риск того, что адаптация российских регламентов на пищевую продукцию к нормам ВТО может привести к ситуации, когда экологически чистая продукция местных сельхозтоваропроизводителей перейдет в разряд элитарной и, соответственно, более дорогой. Значительная часть такой продукции будет экспортироваться, а ее место на потребительском рынке региона может занять недорогая, но менее экологически безопасная продукция.
Одной из сложнейших проблем, стоящих сегодня перед отраслью в России, является поддержка инноваций и проведение модернизации в сельском хозяйстве. В настоящее время отработаны механизмы модернизации в птицеводстве и свиноводстве. Но для восстановления десятков тысяч хозяйств, значительная часть которых убыточна или малорентабельна, нужны новые механизмы инвестирования и инновационного развития.
Насущной проблемой для сельхозтоваропроизводителя в настоящее время является закредитованность. Она оценивается почти в 2 трлн. рублей. Испытывая ежегодный дефицит оборотных средств, большая часть сельхозпредприятий вынуждена покрывать издержки за счет вновь привлеченных займов.
Однако, по оценкам ряда экспертов, существуют и определенные преимущества для экономики страны и ее аграрного сектора.
В частности, называют такие, как возможность:
- упрощения доступа российских товаров и капитала на мировой рынок;
- устранения дискриминационных мер по отношению к экспортируемым отечественным товарам;
- снижения оптовых цен на внутреннем рынке;
- притока иностранного капитала на российский рынок.
Все перечисленные преимущества можно использовать только в долгосрочной перспективе. Вместе с тем опыт функционирования АПК в условиях ВТО в таких странах, как Киргизия, Украина и Молдова, показывает, что реализовать эти преимущества им пока не удалось. В частности, на Украине, которая вступила в ВТО в 2008 году, реальные потери спустя годы членства в этой организации ощутимо превзошли преимущества. В настоящий момент, когда "выжившие" отрасли производства считают убытки, власти страны пытаются пересмотреть принятые на себя обязательства нахождения в ВТО.
Последовательное совершенствование системы поддержки сельского хозяйства в России, в том числе путем перевода части существующих программ "желтой корзины" в "зеленую корзину", учтено в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы.
В части защиты внутреннего рынка введен мониторинг объемов и стоимостных показателей импорта на территорию Российской Федерации "чувствительной" сельскохозяйственной продукции и определены защитные инструменты. Совершенствуется законодательство.
Утверждены концепции и разработаны проекты федеральных целевых программ:
- "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
- "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы".
Учитывая, что по условиям ВТО налоговые льготы не ограничиваются, в порядке поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей 2 октября 2012 года принят Федеральный закон N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", которым предусмотрено:
- установление (бессрочно) нулевой ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных организаций;
- установление 10% ставки по налогу на добавленную стоимость при ввозе в Российскую Федерацию и реализации племенного скота и биоматериала на территории Российской Федерации до 31 декабря 2017 года;
- освобождение глав крестьянских (фермерских) хозяйств от налога на доходы физических лиц при получении субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм;
- продление особых условий для системы потребкооперации, что позволило сохранить сложившуюся структуру потребительских обществ.
Для реализации дополнительных мер государственной поддержки аграрного сектора в субъектах Российской Федерации в Государственную Думу внесен законопроект, которым в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" вносятся дополнения, определяющие критерии отнесения регионов к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства.
С целью гармонизации российских ветеринарных и санитарных требований с требованиями ВТО Правительством Российской Федерации разработан законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О ветеринарии".
Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации определены правила предоставления субсидий федерального бюджета на оказание государственной поддержки, не подлежащей ограничению в соответствии с правилами ВТО, сельскохозяйственным товаропроизводителям в отрасли растениеводства (на 1 га посевной площади). В отрасли животноводства вводится субсидирование товарного молока, реализованного на переработку.
В Тюменской области бюджетные расходы 2012 года на развитие агропромышленного комплекса по классификации ВТО сложились в пропорции 91% на "желтую корзину" и 9% на "зеленую корзину".
Приоритетной целью органов публичной власти в Тюменской области является создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность агропромышленного комплекса области, способного и в условиях членства России в ВТО обеспечивать продовольственную независимость региона.
С указанной целью распоряжением председателя Тюменской областной Думы от 25.05.2012 N 107-рп была создана рабочая группа по выработке предложений, направленных на устойчивое развитие агропромышленного комплекса Тюменской области в связи с вступлением России в ВТО.
Одним из промежуточных итогов деятельности рабочей группы стало обращение от имени председателя Тюменской областной Думы С.Е. Корепанова от 5 декабря 2012 года к заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову. В указанном обращении была отмечена необходимость:
- скорейшего принятия федеральных нормативных правовых актов, направленных на адаптацию российского законодательства к условиям ВТО;
- определения органа (органов) государственной власти, уполномоченного (уполномоченных) на взаимодействие с ВТО и (или) на официальное толкование норм Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению от 15.04.1994;
- организации мероприятий, направленных на повышение квалификации государственных гражданских служащих, представителей науки и бизнеса в условиях членства России в ВТО.
В ответном письме Департамент торговых переговоров Минэкономразвития России, кроме прочего, сообщил, что Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым при подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции была создана Рабочая группа по вопросам участия Российской Федерации в ВТО. Указанная Рабочая группа является координационным органом, осуществляющим подготовку предложений и контроль за реализацией комплекса мер, направленных на поддержание и повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей в условиях ВТО.
Участники "круглого стола" рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
1. Включить в учебные программы среднего и высшего аграрного образования учебные дисциплины по изучению правил и норм ВТО в отношении агропродовольственного рынка.
2. Создать Агентство по продвижению российской продукции на внешние рынки (частичное финансирование мероприятий по продвижению товаров: выставки, семинары, помощь в получении сертификатов) и наделить его полномочиями по оперативному принятию решений в случае недобросовестной конкуренции со стороны других участников.
3. Разработать меры, стимулирующие спрос на отечественную сельхозпродукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе через осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд исключительно у отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, а также через специальные программы поддержки покупательского спроса населения, в т.ч. через социальные карты, путем предоставления грантов органам социального обеспечения.
4. Довести объемы господдержки АПК до уровня, оговоренного условиями присоединения России к ВТО в 2013 году, - до 9 млрд. долларов в год.
5. Увеличить размер субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из федерального бюджета, предоставляемых на единицу продукции, в частности, увеличить субсидии на 1 литр реализованного (товарного) молока до 5 рублей (не ниже первого сорта) и до 100 рублей на 1 кг мяса (в живом весе).
6. Рекомендовать банкам с государственным участием:
- установить предельный размер ставки по кредитам, выдаваемым сельхозтоваропроизводителям, не выше 3 процентных пунктов от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации;
- провести реструктуризацию кредитов (сроком на 20 лет), выданных на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих и птицеводческих комплексов, на приобретение для них племенной продукции (материала), техники и оборудования.
7. Предусмотреть субсидирование инвестиционных кредитов на срок до 15 лет, связанных с развитием молочного скотоводства и кормопроизводства.
8. Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 808 от 01.10.2011 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии" в части уменьшения тарифов для предприятий АПК.
9. Разработать и утвердить федеральную целевую программу "Развитие кадрового потенциала АПК".
10. Перевести государственную поддержку со "средств развития" (субсидирование ставки инвестиционных кредитов) на субсидирование 1 кг производимой свинины для развития конкуренции при равных условиях относительно иностранных свиноводов и поставщиков аналогичного товара.
11. Рассмотреть вопрос о возможности включения Тюменской области в число регионов, в которых будет осуществляться государственная поддержка развития системы социального питания (снабжение местными продуктами питания социальных учреждений).
12. Принять меры по прекращению роста тарифов на энергоносители, установлению льготных тарифов на энергоносители для сельхозтоваропроизводителей.
13. Принять программу помощи личным подсобным хозяйствам с целью создания из них высокоэффективных индустриальных подворий.
Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Ускорить принятие проекта федерального закона N 151660-6 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" в части господдержки сельхозтоваропроизводителей в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах (принят в первом чтении 23.11.2012).
2. Ускорить рассмотрение проектов федеральных законов, внесенных Тюменской областной Думой:
- N 199676-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в части уточнения понятия "утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры");
- N 199705-6 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и статью 11 Федерального закона "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в части исключения наличия у сельскохозяйственных товаропроизводителей договоров сельскохозяйственного страхования как условия предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства).
3. Внести изменения в Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", позволяющие выплачивать сельхозтоваропроизводителям из федерального бюджета субсидии на приобретаемую ими новую технику или технологическое оборудование. Провести мониторинг существующих механизмов поддержки отечественного сельхозмашиностроения.
4. Внести изменения в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части обеспечения прямого доступа в торговые сети продукции сельхозтоваропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, ограничения надбавок и торговых наценок на социально значимые товары, а также ввести норму, ограничивающую возврат торговыми сетями социально значимых товаров, не проданных до истечения срока годности.
5. Разработать и принять закон о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части исключения нормы, позволяющей увеличивать цены на товары до 30% в течение месяца, и введения ограничения торговой надбавки на социально значимые продукты питания не более 5 - 7% к цене производителя.
Правительству Тюменской области:
1. Рассмотреть возможность и целесообразность принятия следующих мер:
1) содействие формированию региональной системы добровольной сертификации экологически чистой продукции по аналогии с "ГрюнеПункт";
2) привлечение образовательных учреждений для оказания образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам работы в условиях членства России в ВТО.
2. Сформировать на официальном портале органов государственной власти Тюменской области раздел, посвященный вопросам функционирования АПК Тюменской области в условиях членства России в ВТО.
3. Скоординировать процесс создания системы непрерывной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации по вопросам ведения деятельности в условиях ВТО на базе вузов и ссузов Тюменской области.
4. Продолжить работу:
- по предоставлению государственной поддержки на модернизацию сельскохозяйственного производства;
- содействию развитию племенных репродукторов;
- созданию комфортных условий для работы и проживания в сельской местности;
- проведению анализа нормативных правовых актов Тюменской области на предмет их соответствия федеральному законодательству с учетом требований ВТО;
- созданию информационно-консультационного центра в целях проведения на постоянной основе информационно-разъяснительной и методической работы по вопросам адаптации предприятий Тюменской области к работе в условиях членства России в ВТО, в том числе с участием Торгово-промышленной палаты Тюменской области;
- содействию строительству сельскохозяйственных рынков и логистических центров на территории области;
- содействию увеличению производства продуктов, обогащенных микроэлементами и витаминами, и снабжению такими продуктами всех образовательных учреждений Тюменской области.
Тюменской областной Думе:
1. С целью выработки предложений по совершенствованию законодательства Тюменской области, направленного на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, рассмотреть возможность проведения в 2014 году социологического исследования, посвященного изучению экономических и социальных последствий присоединения России к ВТО для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность на территории юга Тюменской области.
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Тюменской области, с предложением инициировать разработку проекта федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации".
3. В рамках рабочей группы, созданной распоряжением председателя Тюменской областной Думы от 25.05.2012 N 107-рп (В.А. Рейн):
- сформировать группу экспертов, способных оказать содействие в создании системы защиты интересов регионального сельхозпроизводства и регионального рынка пищевых продуктов;
- изучить возможность и целесообразность подготовки законодательной инициативы по внесению изменений в регламенты по производству молочной продукции и мяса с целью закрепления легального определения понятий "экологически чистый продукт" и "органическое производство";
- внести предложения в разрабатываемый Правительством Тюменской области проект поручения по созданию информационно-консультационного центра по подготовке предприятий Тюменской области к последствиям вступления России в ВТО;
- изучить опыт организации работы сельхозпредприятий различных типов в Белгородской и Пензенской областях, Республике Беларусь.
4. Совместно с Правительством Тюменской области разработать текст обращения в Правительство Российской Федерации о включении Тюменской области в число регионов, в которых планируется реализация "пилотных" проектов, осуществляемых с государственной поддержкой, по развитию системы социального питания (снабжение местными продуктами питания социальных учреждений).
5. Поддержать обращение Волгоградской областной Думы к Правительству Российской Федерации от 20.12.2012 по оказанию государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям России.
Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тюменской области:
Усилить контроль за соблюдением валютного и бюджетного законодательства импортерами сельскохозяйственной продукции.
Научным учреждениям, работающим в сфере сельского хозяйства, учреждениям высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, готовящим специалистов АПК:
Привести в соответствие современным требованиям образовательные программы аграрных учебных заведений, отработать программу прохождения практики и стажировок студентов и учащихся на ведущих предприятиях агропромышленного комплекса области.
Совету муниципальных образований Тюменской области:
1. Способствовать выявлению, поддержке и распространению в муниципальных образованиях успешного опыта по применению новых энергосберегающих и экологически чистых технологий в сельскохозяйственном производстве.
2. Подготовить предложения о мероприятиях (проектах), которые целесообразно реализовать в Тюменской области для привлечения в село молодых специалистов (ветеринаров, зооинженеров, агрономов, механиков, бухгалтеров, экономистов и др.).
Торгово-промышленной палате Тюменской области:
В пределах своей компетенции принимать участие:
1) в исследовании потенциальных рынков сбыта продовольственных товаров для Тюменских товаропроизводителей;
2) в поддержке специализированных изданий, ориентированных на продвижение продукции тюменских производителей на внешние рынки за пределами Российской Федерации;
3) в организации участия тюменских сельхозтоваропроизводителей в специализированных выставках продовольственных товаров, в том числе за пределами Российской Федерации;
4) в организации просветительских мероприятий для руководителей предприятий АПК с участием отечественных и зарубежных экспертов;
5) в проведении регулярных маркетинговых исследований по всему перечню выпускаемых (выращиваемых) на территории Тюменской области продуктов питания на предмет их конкурентоспособности по основным товарным показателям (цена, потребительские характеристики, упаковка, экологичность и т.д.).
Сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам Тюменской области:
1. Шире использовать возможности аккредитованных испытательных лабораторий по определению генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО) в выпускаемой продукции, в том числе в порядке добровольной сертификации.
2. Увеличивать ассортимент выпускаемых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 25 апреля 2013 г. N 1063 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.