Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (в связи с обращением Управления Роснедвижимости по Свердловской области) по вопросу разъяснения положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в части проведения органом кадастрового учета проверки представляемых для осуществления государственного кадастрового учета документов на предмет соблюдения порядка согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.
В соответствии с пунктом 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35, при осуществлении государственного кадастрового учета сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в случае, если при уточнении границ земельных участков нарушен установленный статьей 39 Закона о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
Таким образом, в случае, если в соответствии со статьей 39 Закона о кадастре местоположение границы земельного участка должно быть согласовано, орган кадастрового учета проверяет представленный с соответствующим заявлением межевой план на предмет:
- подтверждения факта согласования местоположения границы (соответствующей части границы или характерной точки границы) заинтересованным лицом (за исключением случая признания указанной границы уточненной в порядке разрешения земельного спора);
- соблюдения установленной Законом о кадастре процедуры согласования местоположения границ земельных участков.
Учитывая изложенное, органом кадастрового учета проверяется:
- соответствие межевого плана (в том числе акта согласования местоположения границы земельного участка) по форме и содержанию требованиям Закона о кадастре, а также Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования);
- наличие в акте согласования местоположения границы земельного участка подписей всех заинтересованных лиц (за исключением случая, указанного в части 3 статьи 40 Закона о кадастре, а также признания границы уточненной в порядке разрешения земельного спора).
Документы, включенные в состав приложения межевого плана в соответствии с пунктом 25 Требований, подлежат проверке в части соблюдения порядка проведения согласования местоположения границ земельных участков, установленного частями 9, 10 статьи 39 Закона о кадастре. При этом необходимо отметить, что данные документ включаются в состав приложения межевого плана только в случаях, установленных частью 3 статьи 40 Закона о кадастре.
Вместе с этим отмечаем, что применительно к согласованию местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке не применяются положения Закона о кадастре о необходимости извещения заинтересованных лиц. В данном случае положения части 3 статьи 40 Закона о кадастре не применяются. При этом, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, при таком способе согласования в графе "Способ и дата извещения" акта согласования местоположения границы земельного участка должны приводиться сведения о выбранном способе согласования местоположения границы земельного участка (например, запись: "Согласовано в индивидуальном порядке").
Дополнительно сообщаем, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об объекте недвижимости, предусмотренные пунктами 8 и 9 части 2 статьи 7 Закона о кадастре, носят справочный характер. В связи с чем противоречие между сведениями о правообладателях смежных земельных участков (о лицах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре), содержащимися в соответствующем межевом плане и в Реестре объектов недвижимости, не может являться основанием для отказа в учете.
Полагаем, что в данном случае органом кадастрового учета должны приниматься меры по получению актуальных сведений о правах и ограничениях (обременениях) прав на соответствующие объекты недвижимости в подразделении Росреестра, осуществляющем функции по государственной регистрации прав. Если в результате указанных действий будет установлено противоречие сведений о правообладателе объекта недвижимости по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведений о правообладателе объекта недвижимости, указанных в межевом плане, органом кадастрового учета должно приниматься решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре (местоположение границы (соответствующей части границы или характерной точки границы) согласовано неуправомоченным лицом (лицом, не указанным в части 3 статьи 39 Закона о кадастре).
Особо обращаем внимание, что в установленных федеральными законами случаях права на земельные участки возникают независимо от факта их регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка.
Ранее указанный вопрос рассматривался в Департаменте недвижимости Минэкономразвития России (копия письма от 7 августа 2008 г. N Д23-106 прилагается).
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Заместитель директора |
В.В. Абрамченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения о том, как орган кадастрового учета проверяет представляемые документы на предмет соблюдения порядка согласования местоположения границ земельных участков.
Межевой план по форме и содержанию должен соответствовать требованиям к его подготовке и нормам Закона о государственном кадастре недвижимости. Также данный орган проверяет наличие в акте согласования местоположения границы участка подписей всех заинтересованных лиц (кроме отдельных случаев).
Отмечается, что в установленных федеральными законами случаях права на участки возникают независимо от факта их регистрации в ЕГРП. Например, наследники являются правообладателями с даты принятия наследства, а собственники помещений в многоквартирном доме - с даты постановки на кадастровый учет соответствующего участка.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 ноября 2009 г. N Д23-3641 "О проверке органом кадастрового учета представляемых для осуществления государственного кадастрового учета документов"
Текст письма официально опубликован не был