Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 21 ноября 2013 г. N 1542
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Обязанности родителей по содержанию детей. Вопросы правового обеспечения исполнения алиментных обязательств"
Заслушав и обсудив выступления участников "круглого стола" по обозначенной теме, депутаты областной Думы, представители органов исполнительной власти Тюменской области, представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, прокуратуры Тюменской области, областного суда, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области, представители общественности и другие участники заседания отмечают следующее.
Отношение к детям в настоящее время в масштабах всей страны приобретает новое качество, выраженное в усилении признания ценности мира детства. Свидетельством тому служит политика, проводимая в последние годы Президентом и Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Тюменской области по поддержке семей, имеющих детей.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей. Статья 80 Семейного кодекса Российской Федерации содержит специальную норму, устанавливающую обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей.
Право жить и воспитываться в семье является одним из основополагающих прав ребенка и крайне необходимо для его полноценного и гармоничного развития.
Вместе с тем около 10 миллионов российских детей живут сегодня в неполных семьях и их существование во многом зависит от того, насколько добросовестно родители выполняют свои конституционные обязательства.
Поэтому не может не волновать проблема роста числа разводов, совершаемых как в целом в Российской Федерации, так и на территории Тюменской области. Так, по результатам 2012 года в Тюменской области на 13,5 тысячи зарегистрированных браков пришлось свыше 7 тысяч разводов, в том числе в семьях, где есть дети. Уже в первом полугодии 2013 года количество разводов составило 4,5 тысячи.
Не случайно алиментные отношения в настоящее время являются одним из важных и болезненных вопросов обеспечения имущественных прав детей.
В связи с этим особо остро на практике сегодня стоит вопрос, связанный с невыполнением родителями в разведенных семьях обязанностей по выплате алиментов на несовершеннолетних детей. Нередки случаи, когда алиментные обязательства не исполняются в течение нескольких лет, и это не позволяет создать надлежащих условий содержания детей в неполных семьях.
По данным Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - Управление), за 9 месяцев 2013 года на исполнении в структурных подразделениях Управления находилось 16 тысяч 704 дела об исполнительном производстве о взыскании алиментов, что на 2,9% превышает показатель 2012 года. За 9 месяцев 2013 года по 7345 делам начато исполнительное производство (в аналогичном периоде предыдущего года - 7137) (далее - АППГ), окончено и прекращено исполнительное производство по 6362 делам (АППГ - 6599).
В настоящее время родитель, не выплачивающий алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка, может быть подвергнут мерам:
- административно-правового (ст. 5.35, 17.14 КоАП РФ);
- уголовно-правового (ст. 157 УК РФ);
- гражданско-правового воздействия (взыскание в судебном порядке задолженности по алиментам и неустойки за просрочку уплаты, лишение родительских прав).
Вместе с тем применение указанных мер не оказывает позитивного влияния на состояние дел в данной сфере.
Основной причиной сложившейся ситуации является безответственное отношение лиц, уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей по содержанию детей, что стало возможным ввиду несовершенного законодательства, содержащего неэффективные меры правового воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения своих обязательств по содержанию детей, а также по причине ненадлежащего отношения общества к указанным лицам. Для устранения данных причин необходимо повышать эффективность работы органов системы профилактики, совершенствовать правоприменительную практику судов, организацию и обеспечение функционирования службы судебных приставов.
Признавая необходимость осуществления дальнейшей целенаправленной работы заинтересованных структур и ведомств всех уровней по обеспечению функционирования эффективной системы сохранения и укрепления семьи, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений, обеспечения исполнения родителями обязанностей по содержанию своих несовершеннолетних детей, участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части расширения перечня ограничений в отношении должников, в том числе путем введения запрета на совершение сделок с имуществом, требующим государственной регистрации, без согласования со службой судебных приставов.
Законодательно закрепить понятие "злостности" уклонения от уплаты алиментов, т.к. его отсутствие порождает различное толкование понятия правоприменителем. Учитывая, что статья 157 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, а также за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей, в то же время на законодательном уровне определение понятия "злостности" отсутствует.
2. Рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство в части:
- введения дополнительного вида ответственности должников, позволяющей в случае злостного уклонения от исполнения судебного решения по уплате алиментов привлекать должников к принудительным общественным работам, с перечислением дохода в счет погашения задолженности по алиментам до момента фактического исполнения требований исполнительного документа;
- законодательного закрепления права детей, достигших совершеннолетия и продолжающих обучение в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, на получение алиментов от лиц, обязанных их выплачивать, в течение всего периода обучения;
- установления уголовной ответственности должников по алиментным обязательствам, уклоняющихся от занятия трудовой деятельностью.
3. Поддержать и ускорить принятие:
- проекта федерального закона N 171601-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части наделения судебного пристава-исполнителя полномочием временно ограничить право должника на управление транспортным средством в случае неисполнения им требования по уплате алиментов или требований о порядке воспитания, передачи ребенка на воспитание, об отобрании ребенка в случаях, связанных с воспитанием детей. Решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.01.2013 рассмотрение законопроекта было перенесено на более поздний срок;
- проекта федерального закона, разработанного Министерством юстиции Российской Федерации, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей) после внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
II. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
- реформирования Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации с учетом определения оптимальной нагрузки на судебных приставов, установления им достойного уровня заработной платы и социальных гарантий, обеспечения создания единой информационной базы данных, обмена базами данных с ФНС Российской Федерации, МВД Российской Федерации, Росреестром;
- создания Федерального алиментного государственного фонда для выплаты содержания детям, имеющим право на алименты, с дальнейшим взысканием его с должников.
III. Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации рассмотреть возможность обеспечения:
- реализации мер, направленных на повышение эффективности работы службы судебных приставов;
- ведения единого электронного документооборота;
- ведения мониторинга и проведения анализа результатов исполнения судебных решений о взыскании алиментов в пользу несовершеннолетних.
IV. Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области:
1. На постоянной основе проводить инвентаризацию исполнительных производств на предмет выявления фактов несвоевременной уплаты алиментов должниками, в отношении которых возбуждены исполнительные производства.
2. Направлять информацию о должниках, уклоняющихся от уплаты алиментов и не уплативших алименты более двух месяцев, в органы прокуратуры по месту исполнения исполнительных документов и в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
3. Обеспечить взаимодействие с органами опеки и попечительства посредством обмена информацией на бумажных и электронных носителях в рамках утвержденного соглашения между ведомствами о защите прав несовершеннолетних детей на получение алиментов.
4. Направлять в органы опеки и попечительства информацию о вынесенных приговорах в отношении лиц, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, осужденных по ч. 1 ст. 157 Уголовного кодекса РФ, в целях рассмотрения вопроса о лишении последних прав в отношении детей.
5. Активизировать работу в средствах массовых коммуникаций (ТВ, РВ, печатные издания, социальные сети - Интернет) по размещению материалов о лицах, не исполняющих обязательства по содержанию своих детей.
V. Органам прокуратуры Тюменской области продолжить практику координации работы органов системы профилактики в рамках разработанного в Тюменской области алгоритма межведомственного взаимодействия в сфере соблюдения прав несовершеннолетних на получение алиментов (далее - алгоритм межведомственного взаимодействия).
VI. Тюменской областной Думе:
1. Запланировать и провести в Тюменской областной Думе в 2014 году мероприятие, посвященное вопросам сохранения и укрепления семьи, семейных ценностей, возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений.
2. Обеспечить поддержку проектов федеральных законов, направленных на обеспечение реализации имущественных прав несовершеннолетних, в том числе поддержать проект федерального закона, разработанный Министерством юстиции Российской Федерации, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам защиты прав несовершеннолетних детей).
2. Рассмотреть возможность разработки законодательной инициативы по ужесточению санкции статьи 157 УК Российской Федерации в отношении родителей, злостно уклоняющихся от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста.
VII. Органам опеки, попечительства и учреждениям социальной защиты населения Тюменской области обеспечить взаимодействие с Управлением ФССП России по Тюменской области и его структурными подразделениями в рамках утвержденного соглашения между ведомствами, а также разработанного в Тюменской области алгоритма межведомственного взаимодействия.
VIII. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области:
1. Использовать потенциал территориальных комиссий по делам несовершеннолетних для защиты прав детей на содержание в рамках разработанного алгоритма межведомственного взаимодействия.
2. Осуществлять меры по координации деятельности органов и организаций системы профилактики, направленной на пропаганду позитивного родительства, формирование стойкого, негативного отношения к родителям, не исполняющим обязанности по воспитанию и содержанию детей, не выплачивающим алименты.
IX. Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов (городских округов):
1. Обеспечить соблюдение выполнения разработанного в Тюменской области алгоритма межведомственного взаимодействия.
2. В целях улучшения состояния законности в сфере исполнения алиментных обязательств на несовершеннолетних детей, применения мер правового воздействия к лицам, не исполняющим обязанности по уплате алиментов, раз в полугодие анализировать работу в данном направлении.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 ноября 2013 г. N 1542 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.