Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 21 ноября 2013 г. N 1551
Информация
о типичных нарушениях земельного законодательства при осуществлении индивидуального жилищного строительства и предложениях по совершенствованию земельного законодательства (к вопросу о выполнении постановления Тюменской областной Думы от 20.12.2012 N 779 "О рекомендациях "круглого стола" по теме: "Состояние и перспективы развития рынка земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тюменской области") (представлена в областную Думу первым заместителем прокурора Тюменской области В.А. Русских 04.03.2013)
В течение 2012 года прокуратурой выявлено 350 нарушений земельного законодательства, в целях устранения которых внесено 80 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 41 должностное лицо, принесен 31 протест на противоречащие закону правовые акты, к административной ответственности привлечено 14 лиц, в защиту прав граждан в суды направлено 6 исковых заявлений, объявлено 36 предостережений о недопустимости нарушений закона, направлено 2 материала в порядке ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании.
Более 40% выявляемых прокуратурой нарушений законодательства в сфере землепользования допускаются при предоставлении земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства.
Наибольшее количество нарушений при предоставлении земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства по заявлениям граждан в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации связано с несоблюдением установленного законом порядка предоставления земельных участков, а также сроков принятия решений о предоставлении земельных участков гражданам.
Так, прокуратурой Ярковского района установлено, что администрацией Ярковского муниципального района сведения о земельных участках, испрашиваемых заявителями для индивидуального жилищного строительства, опубликованы за пределами установленного 14-дневного срока. Аналогичные нарушения выявлены также прокурорами Ялуторовского, Тюменского, Тобольского районов Тюменской области.
Прокуратурой Голышмановского района установлены факты принятия решений о предоставлении гражданам, обратившимся в администрацию Голышмановского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, более чем через год после опубликования информации в средствах массовой информации. Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой Ялуторовского района.
Прокуратурой Тюменского района выявлены факты, когда граждане не информировались органами местного самоуправления о принятии решений об отказе в предоставлении земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства. Мотивированный отказ гражданам не направлялся.
Прокуратурой Нижнетавдинского района установлены факты незаконного предоставления гражданам земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства.
Так, в соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков.
Между тем в нарушение названных положений закона администрацией Нижнетавдинского муниципального района издано распоряжение от 03.02.2011 N 143-р "О предоставлении земельного участка в аренду под индивидуальное жилищное строительство", согласно которому земельный участок лесного фонда передан гражданке А. под индивидуальное жилищное строительство, тогда как в соответствии с планом лесонасаждений Нижнетавдинского района данный земельный участок расположен в границах земель гослесфонда Велижанского участкового лесничества.
С аналогичными нарушениями закона администрацией Нижнетавдинского муниципального района изданы распоряжения от 10.10.2010 N 1959-р, от 22.09.2010 N 1846-р, от 06.07.2010 N 1222-р.
На незаконные правовые акты прокурором Нижнетавдинского района принесено 4 протеста, которые рассмотрены и удовлетворены, незаконные распоряжения отменены.
Выявлялись факты нецелевого использования земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Так, в июле 2012 года прокуратурой Тюменского района установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Тюмень (адрес изъят. - Прим. ред.) и предназначенном для индивидуального жилищного строительства, организовано размещение предприятия ООО "Феррум-Эксклюзив" по производству металлоизделий. На огороженной по периметру территории были построены 3 сварочных цеха, цех по рубке металла, помещение для демонстрации художественной ковки металла.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок подлежит использованию в соответствии с теми целями, для которых он предоставлен, и его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Учитывая изложенное, в отношении собственника названного земельного участка (гражданки В.) прокурором Тюменского района возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.8 КоАП РФ (нецелевое использование земельных участков), по результатам рассмотрения которого Управлением Росреестра по Тюменской области гражданке В. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Помимо этого прокурором района в Тюменский районный суд направлено исковое заявление о запрещении деятельности ООО "Феррум-Эксклюзив" по производству и обработке металлических отходов на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Иск рассмотрен и удовлетворен.
Устанавливались факты незаконного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства в санитарно-защитных зонах.
Например, по обращению гражданки С., поступившему в прокуратуру Тюменского района, установлено, что предоставленный ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства находится в санитарно-защитной зоне кладбища с. Онохино.
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
По изложенным фактам в адрес главы администрации Тюменского муниципального района и главы Онохинского муниципального образования были направлены информации, по результатам рассмотрения которых решен вопрос о предоставлении заявительнице иного земельного участка, отвечающего требованиям действующего законодательства.
По-прежнему распространены нарушения законодательства при выдаче гражданам градостроительных планов на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства. Выявляются факты необоснованных отказов в выдаче градостроительных планов земельных участков.
Так, администрацией г. Тюмени и Тюменского района в нарушение ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ допускались отказы в выдаче градостроительного плана земельного участка ввиду непредставления технических условий на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, несоответствия площадей, адресных описаний земельных участков, указанных в договорах аренды, и сведений, указанных в кадастровых паспортах земельных участков. По выявленным фактам в адрес администраций г. Тюмени и Тюменского района были внесены представления (представления рассмотрены, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Из анализа прокурорской практики видно, что основная часть выявленных нарушений стала возможной из-за ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на должностных лиц органов местного самоуправления, и не связана с необходимостью внесения изменений или дополнений в земельное законодательство.
В качестве предложения по совершенствованию земельного законодательства считаем возможным рассмотреть необходимость дополнительного урегулирования на законодательном уровне вопроса предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов.
Так, согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Однако Земельным кодексом Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами Тюменской области порядок предоставления земельных участков инвалидам в первоочередном порядке не урегулирован, в связи с чем возникают затруднения при реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на практике.
Например, вопрос о первоочередном предоставлении земельного участка инвалиду 3-й группы, проживающему в г. Тобольске, удалось урегулировать только после прокурорского вмешательства в судебном порядке. По иску прокурора в интересах данного инвалида суд обязал администрацию г. Тобольска предоставить гражданину, имеющему инвалидность 3-й группы, земельный участок в первоочередном порядке.
Кроме того, при осуществлении надзорной деятельности возникают вопросы о применении действующего законодательства, регулирующего порядок распоряжения водоемами, расположенными в границах земельных участков, предоставляемых в аренду, государственная собственность на которые не разграничена, а также полномочиях органов власти при распоряжении указанными объектами.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением случаев, установленных ч. 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ).
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты (ч. 3 ст. 8 Водного кодекса РФ).
Из системного толкования частей 1 - 3 ст. 8 Водного кодекса РФ следует, что данные положения применяются в случаях, когда право собственности на земельные участки, на которых расположены водные объекты, уже разграничено, и соответствующие земли находятся в собственности на праве собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Аналогичное значение имеют и положения ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", определяющие принадлежность таких водных объектов, как пруд и обводненный карьер, в зависимости от отнесения земельных участков, в границах которых они расположены, к той или иной форме собственности.
Между тем порядок определения собственности водоемов, расположенных в границах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, действующим законодательством не урегулирован, что влечет за собой различные толкования при рассмотрении вопросов о порядке предоставления водоемов, а также земельных участков, в границах которых они расположены, в пользование.
Надзорная деятельность прокуратуры области в названной сфере будет продолжена.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.