Ранее письмом от 02.10.2009 N 14-7828-ВК Росреестр сообщал об осуществлении мероприятий по мониторингу ошибок, допущенных органами кадастрового учета при проведении кадастрового учета, в том числе в части принятия необоснованных решений о приостановлении или отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков (далее - кадастровый учет).
Дополнительно Росреестром проводится анализ решений о приостановлении или отказе в проведении кадастрового учета, принятых в отношении межевых планов, в рамках которого проводятся:
- контроль количества принимаемых межевых планов, необходимых для проведения кадастрового учета;
- контроль количества принятых органами кадастрового учета решений о приостановлениях или отказах в проведении такого учета;
- анализ правомерности принимаемых органами кадастрового учета решений на основании проверок, проведенных центральными аппаратами территориальных органов Росреестра и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации в соответствии с письмом Росреестра от 21.10.2009 N 14-8396-ВК.
Кроме того, получено мнение общественных организаций, объединяющих лиц, считающихся кадастровыми инженерами.
В результате проведенных работ выявлено, что распространенными причинами принятия отрицательных решений являются не только низкое качество подготовки документов лицами, считающимися кадастровыми инженерами, но и неправомерно принимаемые органами кадастрового учета решения, в частности:
- по основаниям, предусмотренным для приостановления проведения учета, принимаются решения об отказе в проведении учета;
- принимаются решения об отказе в учете изменений по причине временного характера сведений кадастра;
- истребуются для включения в приложение документы, не предусмотренные требованиями;
- требуют согласования с лицами, не являющимися смежными землепользователями, например с администрациями сельских поселений;
- незначительные расхождения в данных правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов трактуются как противоречие между сведениями об объекте недвижимости (например, в правоустанавливающем документе указано разрешенное использование земельного участка "ведение приусадебного хозяйства и обслуживание жилого дома", а в свидетельстве на право собственности на этот же земельный участок - "индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства";
- приводятся формальные причины, не влияющие на проведение кадастрового учета (отсутствие или наличие точки рядом с цифрой при нумерации столбцов или строк).
Данные факты свидетельствуют о низком профессиональном уровне лиц, принимающих решения, а также специалистов центральных аппаратов территориальных органов, проверяющих обоснованность и правомерность принимаемых решений.
В отдельных случаях принятие решений о приостановлении или отказе в проведении кадастрового учета обусловлено предоставлением недостоверных сведений кадастра как о наличии записей в кадастре о ранее учтенных земельных участках, так и о координатах характерных точек границ ранее учтенных земельных участков (например, в Московской области по одному и тому же заявлению такая ситуация повторялась трижды).
Кроме того, имеют место нарушения в оформлении решений о приостановлении или отказе в кадастровом учете:
- отсутствие конкретных обстоятельств, ставших причиной принятых отрицательных решений;
- принятие повторных решений об отказе по причинам, не указанным в первом решении о приостановлении или отказе;
- отсутствие рекомендаций по доработке межевых планов.
На основании изложенного, в целях оптимизации деятельности территориальных органов Росреестра, направленной на уменьшение количества отказов и приостановлений и повышение качества ведения кадастра недвижимости и содержащихся в нем сведений, руководителям территориальных органов Росреестра и директорам ФГУ "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации поручается:
1. В срок до 26.02.2010:
- организовать проведение совещаний с лицами, считающимися кадастровыми инженерами и осуществляющими кадастровую деятельность в соответствующем субъекте Российской Федерации, по проблемным вопросам, возникающим в части подготовки межевых планов и своевременного устранения возникших проблем;
- предложить лицам, считающимся кадастровыми инженерами, осуществить дополнительную проверку используемых ими для подготовки межевых планов иных программных средств на соответствие установленным приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 требованиям.
2. В срок до 01.03.2010:
- организовать проведение совещаний (с элементами обучения) со специалистами, непосредственно осуществляющими кадастровый учет (прием документов, проверку и принятие решений), по вопросам анализа, подготовки и проверки межевых планов и иных документов, представляемых на кадастровый учет;
- по результатам совещаний принять меры, направленные на контроль знаний специалистов путем проведения аттестации.
На совещаниях необходимо обратить внимание на особенности проверки межевых планов на соответствие требованиям, установленным к подготовке межевых планов, на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
3. В срок до 09.03.2010 по результатам проведенных совещаний:
- представить в Росреестр предложения по модернизации программных модулей по подготовке межевых планов, доведенных Росреестром в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412;
- подготовить и направить в Росреестр предложения и вопросы, требующие дополнительного регулирования.
Информацию необходимо направлять по адресу электронной почты: rnd10612@kadastr.ru
Приложение: рекомендации по подготовке межевых планов, согласованные Минэкономразвития России, на 3 л.
Заместитель руководителя |
B.C. Кислов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводятся согласованные с Минэкономразвития России рекомендации по подготовке межевых планов.
Так, если при оформлении раздела "Схема геодезических построений" межевого плана используется метод спутниковых геодезических измерений (определений), то в нем отражаются схематичное изображение объекта кадастровых работ и пункт расположения базовой станции, а также расстояние между ними.
Разъяснено, что приложение является составной частью межевого плана (в отдельных случаях - обязательной). Оно прошивается вместе с текстовым и графическим разделами.
Если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части участка, предназначенной для выделения, то в состав приложения включаются копии документов, удостоверяющих право на соответствующую долю. Копии заверяются в установленном порядке кадастровым инженером.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21 января 2010 г. N 14-601-ВК "О мероприятиях по сокращению количества принимаемых органами кадастрового учета отрицательных решений"
Текст письма опубликован в журнале "Кадастр недвижимости", 2010 г., N 4