Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 17 марта 2014 г. N 113-п
Положение
о территориальной системе наблюдений за состоянием окружающей среды в Тюменской области
Настоящее Положение определяет цели и задачи организации и функционирования территориальной системы наблюдений за состоянием окружающей среды в Тюменской области.
Положение принято в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-фЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)".
1. Общие положения
1.1. Территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды в Тюменской области (далее - ТСН) является формой организации службы наблюдений за состоянием окружающей среды, составляющей частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
1.2. Участники ТСН имеют право использования информации ТСН для обоснования принятия и контроля решений, мероприятий и программ в соответствии с возложенными на них задачами и функциями. ТСН формируется на основе интеграции существующих и вновь создаваемых государственных и специализированных систем наблюдения, контроля, оценки и прогноза состояния окружающей среды.
1.3. Организации и учреждения, входящие в состав ТСН, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации и Тюменской области, а также настоящим Положением.
1.4. Под государственным экологическим мониторингом (государственным мониторингом окружающей среды) понимаются комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменения состояния окружающей среды.
1.5. В систему наблюдений ТСН входят следующие процедуры: выделение объекта наблюдения;
регистрация субъекта наблюдения; обследование состояния объекта наблюдения;
составление информационной модели объекта наблюдения; планирование измерений; организация и проведение измерений; управление данными измерений;
анализ и оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели;
прогнозирование изменений состояния объекта наблюдения;
представление информации и ее доведение до потребителя.
2. Цели и задачи
2.1. Основная цель функционирования ТСН - обеспечение процедуры государственного управления в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов необходимой, своевременной и достоверной информацией, позволяющей:
оценить показатели функциональной целостности экосистем и экологических условий обитания человека;
выявить динамику, направление, масштабы и причины изменения этих показателей в результате воздействий природных и антропогенных факторов;
оценить угрозу таких изменений здоровью человека, социально-экономической системе общества и окружающей природной среде;
определить корректирующие меры и средства предотвращения по снижению и ликвидации экологической угрозы, бедствий, чрезвычайных экологических ситуаций.
Информация, полученная при осуществлении наблюдений за состоянием окружающей среды, используется:
для подготовки ежегодного доклада об экологической ситуации в Тюменской области;
разработки прогнозов социально-экономического развития Тюменской области, муниципальных образований и принятия соответствующих решений;
разработки региональных нормативов в области охраны окружающей среды;
организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
осуществления надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора) и проведения экологической экспертизы;
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и проведения мероприятий по их предупреждению.
2.2. Основными задачами ТСН являются:
организация сбора, передачи, обработки и хранения информации о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов, источников воздействия;
проведение комплексных и целевых оценок состояния окружающей среды территории;
своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, влияющих на состояние окружающей среды, в том числе при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
разработка программ, предложений и мероприятий по ликвидации последствий неблагоприятных воздействий на окружающую среду;
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ведения экологического мониторинга;
формирование регионального банка данных о состоянии окружающей
среды;
информационное обеспечение юридических лиц и населения по вопросам состояния окружающей среды;
информационное обеспечение межрегионального и межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
2.3. В соответствии с основными задачами ТСН выполняет следующие функции:
обеспечение единой методической базы мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников антропогенного влияния предприятиями и организациями независимо от форм собственности;
организация и обеспечение функционирования областной информационной системы состояния окружающей среды.
3. Организационное построение ТСН
3.1. Общее руководство работами по созданию и обеспечению функционирования ТСН осуществляется Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.
3.2. ТСН - это система организационно-правовых отношений между участниками системы, осуществляющими в пределах своей компетенции наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов, источниками воздействия на нее в Тюменской области.
Участниками ТСН являются:
Департамент недропользования и экологии Тюменской области;
Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области;
Департамент лесного комплекса Тюменской области;
государственное унитарное предприятие "Территориальный центр государственного мониторинга геологической среды Тюменской области";
по согласованию: федеральные органы исполнительной власти и федеральные бюджетные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
по согласованию: предприятия и организации, осуществляющие деятельность в Тюменской области.
3.3. Взаимоотношения между участниками ТСН определяются настоящим Положением, а также соглашениями о взаимодействии.
3.4. ТСН формируется на основе организационного, методологического, метрологического объединения информационно-измерительных систем и других средств наблюдения и контроля природных сред, природных ресурсов, природных объектов, природно-антропогенных объектов, природных комплексов и экосистемы и источников антропогенного и природного воздействия на них, принадлежащих министерствам и ведомствам, а также предприятиям, учреждениям, организациям и объединениям различных форм собственности.
3.5. ТСН является открытой макросистемой, то есть включение в ее состав новых элементов, систем и подсистем не затрагивает принципы организационного построения и управления, ведомственную принадлежность и общее функционирование существующих систем макросистемы.
3.6. Организационное объединение элементов ТСН базируется на принципах единого государственного управления макросистемой и осуществляется на основе:
программы ведения экологического мониторинга;
распределения прав, ответственности и обязанностей между всеми структурами макросистемы;
единых правил и процедур обмена информацией между структурами макросистемы независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
3.7. Ответственность за организационное объединение элементов ТСН в целом по комплексной обработке информации возлагается на Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
3.8. Методологическое объединение осуществляется на основе:
единой научно-технической политики и единой методической базы в области измерений показателей состояния окружающей среды и источников антропогенного и природного воздействия на нее;
внедрения унифицированных средств измерения;
общих правил создания и ведения банков данных экологической информации.
Ответственность за методологическое объединение элементов ТСН в целом возлагается на Департамент недропользования и экологии Тюменской области, а также на предприятия и организации, средства измерения и информационно-измерительные системы которых являются элементами ТСН.
3.9. Метрологическое объединение осуществляется на основе:
единой научно-технической политики в области экологической стандартизации, метрологии и сертификации;
единой нормативно-технической и организационно-методической базы, обеспечивающей соблюдение единства и достоверности измерений во всех элементах макросистемы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
3.10. Функции системообразующего элемента ТСН выполняет Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Данный орган осуществляет:
организацию информационного взаимодействия со всеми средствами и системами наблюдения и контроля в пределах Тюменской области, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
сбор, обработку, интеграцию и анализ данных о состоянии окружающей природной среды и источников природного и антропогенного воздействия на нее;
оперативный контроль выполнения территориальной программы ведения экологического мониторинга, разработку и обобщение предложений по ее корректировке, развитию и оптимизации;
прогнозирование развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей природной среды;
информационное обеспечение процедур предупреждения возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и негативных изменений окружающей природной среды в результате хозяйственной деятельности;
оценку масштабов техногенных аварий и катастроф, выявление причин чрезвычайных экологических ситуаций;
информационную поддержку организационного управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью;
подготовку аналитических обзоров, справок об экологической обстановке для органов власти и государственного управления, а также населения и общественности;
информационное взаимодействие со структурами федерального уровня, прилегающими регионами.
4. Структура ТСН
4.1. ТСН создается на основе базовых функциональных, специализированных и обеспечивающих подсистем.
4.2. Базовые функциональные подсистемы создаются на основе служб мониторинга природных сред и природных ресурсов, источников воздействия по следующим направлениям:
состояние атмосферы;
поверхностные воды суши;
водные объекты, водная среда, водохозяйственные системы и сооружения в местах водозабора и сброса сточных вод;
недра (геологическая среда), включая подземные воды, опасные геологические процессы;
земля;
наземная флора и фауна (кроме лесов); фоновое состояние окружающей среды; выбросы и сбросы загрязняющих веществ; отходы производства и потребления.
4.3. Специализированные подсистемы функционируют на базе служб мониторинга по следующим направлениям:
леса;
рыбы, другие водные животные и растения;
воздействие факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
обеспечение промышленной безопасности;
эпизоотии, паразитарные и зоонозные заболевания животных;
фитопатологическое состояние растений;
загрязнение почвогрунтов и пищевой продукции агрохимикатами; радиационная обстановка.
4.4. В ТСН функционируют подсистемы обеспечения, к которым относятся:
топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, включая создание цифровых электронных карт и геоинформационных систем;
электронные системы передачи данных.
4.5. В ТСН могут быть образованы и другие подсистемы, решающие тематические целевые задачи.
5. Функционирование ТСН
5.1. Функционирование ТСН осуществляется на основе программы ведения экологического мониторинга, утвержденной Департаментом недропользования и экологии Тюменской области (далее - Программа). Программа разрабатывается с учетом ведомственных программ участников ТСН, иных программ и внепрограммных мероприятий в сфере охраны окружающей среды.
5.2. Программой устанавливаются регламент ведения наблюдений, сроки исполнения, применяемая методика; определяются ответственные исполнители и перечень базовой информации, являющейся приоритетной при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
5.3. Разработка и корректировка программы осуществляется Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.
5.4. Наблюдения за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и источниками воздействия осуществляются участниками ТСН в рамках Программы в соответствии с их обязанностями и компетенцией (или сторонними организациями по договорам с участниками ТСН).
5.5. Программы функционирования подсистем ТСН разрабатываются ее участниками, осуществляющими экологический мониторинг в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них действующим законодательством, и по мере утверждения предоставляются в Департамент недропользования и экологии Тюменской области для формирования Программы, указанной в пункте 5.1.
5.6. До разработки Программы функционирование ТСН осуществляется на базе существующих ведомственных программ экологического мониторинга.
5.7. Департамент недропользования и экологии Тюменской области проводит интеграцию и комплексную обработку данных, регламентируемую Программой.
5.8. Данные наблюдений, а также материалы целевой ведомственной или комплексной обработки передаются субъектам ТСН, государственным органам власти Российской Федерации и Тюменской области, иным заинтересованным организациям в порядке, определенном действующим законодательством.
6. Права и обязанности участников ТСН
6.1. Централизация данных наблюдений за состоянием окружающей среды в Тюменской области осуществляется Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.
6.2. Все организации, учреждения и ведомства - участники ТСН ежегодно, до 10 февраля, предоставляют в Департамент недропользования и экологии Тюменской области информацию для ежегодного государственного доклада "Экологическое состояние Тюменской области".
6.3. В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обмен информацией осуществляется в оперативном режиме.
6.4. Сроки предоставления информации участниками ТСН определяются по запросу, а также в рамках Соглашений о взаимодействии.
7. Финансирование функционирования ТСН
7.1. Финансирование осуществляется в рамках государственных программ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 17 марта 2014 г. N 113-п "О внесении изменений в постановление от 25.10.2004... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.