Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. "Система основных программных мероприятий"
Программа состоит из пяти подпрограмм, включающих мероприятия популяционной, групповой и индивидуальной направленности:
Подпрограмма 1. "Комплексные меры по ограничению потребления табака и алкоголя в Тюменской области на 2013 - 2017 годы"
Целью подпрограммы является снижение уровня распространенности потребления табака и алкоголя среди населения Тюменской области.
Задачами подпрограммы являются:
1. Совершенствование механизмов исполнения действующего федерального законодательства об ограничении потребления табака в целях создания благоприятной общественной среды для отказа от курения и ограничения потребления табака.
2. Повышение информированности населения о вреде активного и пассивного потребления табака, о злоупотреблении алкоголем и о способах их преодоления. Формирование в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака и чрезмерного потребления алкоголя в обществе.
3. Совершенствование системы подготовки медицинских кадров, педагогов, психологов для обеспечения помощи в профилактике и прекращении потребления табака, а так же отказе от злоупотребления алкогольной продукцией населением.
4. Внедрение программ борьбы с табакокурением и злоупотреблением алкоголем, лечения табачной зависимости в региональную систему здравоохранения и создание налаженной службы помощи в преодолении потребления табака в системе здравоохранения.
Табакокурение является третьим по значимости фактором риска развития неинфекционных заболеваний в Российской Федерации. Потребление табака приобрело повсеместный характер во всем мире, что обусловлено низкими ценами и уровнем осведомленности о связанных с ним опасностях.
По результатам исследования 2011 года Всероссийского центра изучения общественного мнения каждый третий россиянин является курильщиком (34%), из них 22% опрошенных выкуривают ежедневно не меньше пачки сигарет, 10% - несколько сигарет ежедневно, 2% - еженедельно или ежемесячно. Для сравнения, в 2009 году этот показатель был выше - 41%. Смогли побороться с этой привычкой 12% опрошенных. О том, что никогда не употребляли сигарет, сообщают 53% россиян. Доля курильщиков среди мужчин в три раза выше, чем среди женщин.
На фоне общероссийских показателей ситуация с курением в Тюменской области выглядит немного лучше. По результатам исследования, проводимого департаментом здравоохранения выявилось, что в городе Тюмени и на юге области доля курящих составила 28,5%, распространенность курения среди мужчин (21%) так же как и по данным ВЦИОМа в три раза выше, чем среди женщин (7%) (Рис.11). Причем большинство (26%) курят ежедневно. Заметим, что 17% не курят в данный момент, но имеют опыт курения.
Рис. 11.
В 2012 году на базе центров здоровья начала работу школа отказа от курения. Обучение в ней прошли 443 человек, из них через 3 месяца не курили - 7.
Тюменская государственная медицинская академия включает тему табакокурения и методы лечения табачной зависимости в программу обучения специалистов терапевтического профиля на факультете последипломного образования.
В рамках создания усовершенствованной нормативно-правовой базы контроля за незаконной реализацией алкогольной и табачной продукции и системы налогообложения, способствующей ограничению потребления табака и алкоголя, созданию благоприятной общественной среды для отказа от курения и защиты некурящего населения от воздействия табачного дыма Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области планируется введение дополнительного ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции в Тюменской области.
Запланировано оснащение (дооснащение) структур медицинской профилактики АПУ в соответствии с табелем оснащения Порядка оказания ПМСП.
Говоря о профилактике курения как фактора риска, имеющего значительное распространение, следует выделить две основные задачи, направленные на успешную борьбу с эпидемией курения:
- предотвратить начало курения;
- способствовать прекращению курения среди курящих.
В целях повышения информированности населения о вреде активного и пассивного потребления табака, о злоупотреблении алкоголем и о способах их преодоления необходимо формирование в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака и чрезмерного потребления алкоголя в обществе планируется:
- Изготовление и размещение в средствах массовой информации (СМИ) информационных материалов, социальной рекламы о вреде потребления табака и алкоголя, а также о способах его преодоления
- Создание и размещение наружной рекламы и информационно-просветительских материалов для помещений (плакатов) антитабачного содержания
- Изготовление печатных информационно-образовательных продуктов (буклеты, брошюры, памятки) антитабачного содержания
- Проведение образовательных/информационных кампаний, направленных на формирование здорового образа жизни, в частности на профилактику и прекращение потребления табака и алкоголя
- Обеспечение освещения вопросов по преодолению потребления табака и доступных служб, оказывающих помощь в отказе от курения с применением Интернет-технологий и СМИ
- Организация проведения научных исследований в области профилактики, диагностики и лечения зависимости от табака (табачных изделий) и алкоголя.
Будет продолжена работа по развитию Интернет-портала для населения, освещающего вопросы преодоления курения табака с размещением информации о доступных службах для отказа от курения и страниц в социальных сетях (Vkontakte, Facebook) с размещением информационных материалов и социальной рекламы, проведение конкурсов социальной рекламы против активного и пассивного курения среди молодежи.
Совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике и прекращении потребления табака, а так же отказе от злоупотребления алкогольной продукцией населением будет обеспечено путем:
- Разработки учебных программ по подготовке специалистов для обучения тренеров и врачей вопросам профилактики и лечения табачной зависимости.
- Разработки методических образовательных материалов - методических рекомендаций и алгоритмов действия для врачей и среднего медицинского персонала первичного звена и врачей/среднего медперсонала кабинетов /отделений медицинской профилактики по оказанию помощи в преодолении курения (в т.ч. для обучения тренеров).
- Подготовки тренеров для обучения медицинских работников и других специалистов здравоохранения по организации помощи курящим и лечению табачной зависимости.
- Организации и проведения циклов повышения квалификации для врачей первичного звена здравоохранения на базе ТюмГМА "Профилактика и лечение табакокурения и других зависимостей"
- Организации и проведения на регулярной основе циклов семинаров и тренингов по лечению табачной зависимости (на рабочих местах, в сочетании с последипломным медицинским образованием и/или другими формами обучения).
- Создания и проведения элективных курсов "Формирование здорового образа жизни" с включением вопросов о профилактике болезней, связанных с курением и лечением табачной зависимости в программах обучения в интернатуре и ординатуре по всем клиническим дисциплинам
- Включения вопросов лечения табачной зависимости в сертификационные экзамены по всем клиническим дисциплинам.
Внедрение программ борьбы с табакокурением и злоупотреблением алкоголем, лечения табачной зависимости в региональную систему здравоохранения и создание налаженной службы помощи в преодолении потребления табака в системе здравоохранения планируется осуществить посредством:
- Создания/внедрения службы помощи в отказе от потребления табака, и лечения табачной зависимости в работу ЛПУ.
- Использования Федеральной службы телефонной поддержки для желающих отказаться от курения.
К реализации мероприятий подпрограммы планируется привлечь: Правительство ТО, Тюменскую областную Думу, Региональный координационный совет по формированию культуры здорового образа жизни у населения ТО, Департамент здравоохранения Тюменской области, Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, Департамент по спорту и молодежной политике ТО, Департамент информационной политики ТО, Департамент здравоохранения администрации г. Тюмени, ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области", Общественную молодежную палату при Тюменской областной думе, Управление государственных закупок ТО, ГБОУ ВПО "Тюменская медицинская академия", АНО ОЗН "Центр профилактики ТО", Центры здоровья, отделения профилактики медицинских организаций, СМИ, общественные организации, коммерческие организации и малый бизнес, волонтеров.
Результатом проводимых мероприятий должно стать снижение распространенности курения и потребления алкоголя на территории Тюменской области.
Подпрограмма 2. "Формирование культуры здорового питания населения Тюменской области на 2013 - 2017 годы"
Основная цель реализации подпрограммы - снижение распространенности факторов риска, связанных с питанием, у населения Тюменской области
Задачами подпрограммы являются:
1. Усовершенствование нормативно-правовой базы Тюменской области для мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, обеспечения диетическими блюдами учреждений общественного питания, диетическими продуктами - торговых предприятий, распространения знаний о "Здоровом питании" и контроля над выполнением действующего законодательства.
2. Повышение информированности населения о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов "Здорового" и диетического питания.
3. Совершенствование системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике факторов риска, связанных с питанием и осуществление комплексных мероприятий в рамках ПМСП.
4. Стимулирование производства продукции местных товаропроизводителей, отвечающей современным требованиям качества и безопасности, в том числе обогащенной незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания.
Среди критериев характеристики питания, принятых Всемирной организацией здравоохранения, наиболее информативными и достоверными являются показатели привычек питания. Это, прежде всего, потребление различных групп продуктов. Потребление различных групп продуктов в Тюменской области по данным Роскомстата (2010 г.) свидетельствует об актуальности поставленной задачи. Остается дисбаланс в сторону уменьшения между рекомендуемыми нормами и фактическим потреблением продуктов по таким группам как "мясо" "овощи и бахчевые", "фрукты и ягоды", "молоко и молочные продукты"
По данным официальной статистики Росстата за 2010 год потребление основных продуктов питания в Тюменской области значительно отличается от потребления во всей РФ и в Москве (рисунки 12, 13). Так потребление мяса на душу населения в год составило всего 47 кг. Молочных продуктов в пересчете на молоко 173 л, овощей 81 кг, а фруктов гораздо меньше рекомендуемых - 37 кг.
Рис. 12.
Рис. 13.
Более того, изучение динамики потребления таких продуктов, как хлеб и сахар выявляет отрицательную тенденцию в отличие от всей РФ и г. Москвы. Так потребление хлебобулочных изделий повысилось с 2006 года до 2010 года на 8,3% (со 120 до 130 кг в год), а сахара еще больше - на 31% (с 32 до 42 кг в год (рис. 14, 15).
Рис. 14.
Рис. 15.
Для улучшения ситуации с питанием в регионе была принята программа по продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2014 г. на основании правового акта Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" от 30.01.2010 N 120; поручения Губернатора Тюменской области В.В. Якушева от 18.07.2011 N 10268 г/11 и распоряжения Правительства Тюменской области от 12.12.2011 N 2320-рп.
Положительными моментами в изменении структуры питания для юга Тюменской области можно отметить увеличение потребления на душу населения в год овощей (с 76,3 кг в 1995 г. до 92,5 кг в 2011 г.), фруктов (с 32,2 кг до 59,4 кг), мяса и мясопродуктов (62,9 кг до 80,6 кг), рыбы и морепродуктов (с 12,1 кг до 25,5 кг). Данные группы продуктов выделены как источники микроэлементов, в т. ч. йода и железа, а также источники витаминов, необходимые для лучшего усвоения микроэлементов.
В реализации задачи повышения доступности и качества продуктов, полезных для здоровья центральным звеном являются не только и даже не столько организации здравоохранения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению, сколько агропромышленный комплекс, управление регулирования потребительского рынка, торговые предприятия и предприятия общественного питания.
Вопросы оптимизации питания находятся на постоянном контроле департамента здравоохранения Тюменской области и Управления Роспотребнадзора Тюменской области.
Подпрограмма является комплексом целевых мероприятий, направленных на улучшение характера питания населения Тюменской области и снижения распространенности алиментарно-зависимых факторов риска, что соответствует приоритету "повышение уровня здоровья населения", определенного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.
В рамках подпрограммы планируется провести усовершенствование нормативно-правовой базы Тюменской области для мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения, обеспечения диетическими блюдами учреждений общественного питания, диетическими продуктами - торговых предприятий, распространения знаний о "Здоровом питании" и контроля над выполнением действующего законодательства. Разработать систему мер контроля и административных санкций в рамках реализации данной нормативно-правовой базы.
Для повышения информированности населения о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска и доступности продуктов "Здорового" и диетического питания будут проведены следующие мероприятия:
- разработка и распространение памяток по различным аспектам диетологической коррекции факторов риска;
- изготовление и регулярная трансляция информационных материалов, аудио- и видеосюжетов и видеороликов по вопросам Здорового питания. Будет продолжена работа по развитию Интернет-портала для населения, освещающего вопросы здорового и диетического питания и страниц в социальных сетях (Vkontakte, Facebook) с размещением информационных материалов и социальной рекламы.
- "Информирование потребителей о товарах местных товаропроизводителей, обладающих лечебными и профилактическими свойствами, реализуемых в предприятиях торговли, с помощью pos-материалов (упаковка, ценники, ценникодержатели, воблеры, шелфтокеры, стопперы, промостойки, диспенсеры, пластиковые лотки, флажки, наклейки и другое), проекта "Покупаем Тюменское!".
В рамках совершенствования системы подготовки кадров для обеспечения помощи в профилактике факторов риска, связанных с питанием будет проведен анализ и оценка исходной информированности медицинских работников о способах профилактики факторов риска, связанных с питанием путем опроса, проведение обучающих семинаров для тренеров образовательных программ (медицинских работников). Для унификации работы школ здоровья планируется разработка и распространение лекционного материала по их проведению у лиц с избыточной массой тела для отделений и кабинетов профилактики поликлиник и структур медицинского обеспечения работающего контингента в электронном виде на дисках.
Проведение координационных и методических конференций, совещаний, "круглых столов", тренингов по проблемам профилактики алиментарно-зависимых ФР позволит постоянно повышать уровень знаний медицинских и педагогических кадров.
Внедрение программ профилактики и лечения в региональную систему здравоохранения и создание налаженной службы помощи при ожирении и коррекции факторов риска, связанных с питанием направлено на снижение распространенности ожирения и населения с избыточной массой тела в регионе. Совершенствование действующей законодательной и нормативной правовой базы, реализация предусмотренных мероприятий позволит внедрить эффективные механизмы обеспечения доступным качественным питанием население региона. Выполнение мероприятий Подпрограммы отразится на распространенности и показателей уровней алиметарно-зависимых факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и будет способствовать, в конечном счете, снижению заболеваемости и смертности, увеличению средней продолжительности жизни и улучшению качества жизни населения.
К реализации мероприятий подпрограммы планируется привлечь: Правительство ТО, Тюменскую областную Думу, Региональный координационный совет по формированию культуры здорового образа жизни у населения ТО, Департамент здравоохранения Тюменской области, Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, Управление Роспотребнадзора по Тюменской области, Департамент информационной политики Тюменской области, Департамент агропромышленного комплекса ТО, ГБОУ ВПО "Тюменская медицинская академия", Общественную молодежную палату при Тюменской областной думе, АНО ОЗН "Центр профилактики ТО", Центры здоровья, отделения профилактики медицинских организаций, СМИ, общественные организации, коммерческие организации и малый бизнес, волонтеров.
Подпрограмма 3. "Повышение уровня физической активности населения Тюменской области на 2013 - 2017 годы"
Основная цель реализации подпрограммы - повышение уровня физической активности населения Тюменской области
Задачами подпрограммы являются:
1. Оценка ситуации, потребностей и приоритетов населения и различных социальных групп по вопросам физической активности в Тюменской области.
2. Увеличение информированности населения о пользе физической активности.
3. Увеличение информированности и навыков консультирования медицинских работников по вопросам физической активности.
4. Создание поддерживающей физической и социальной среды для увеличения физической активности населения, в том числе городское проектирование и развитие транспортной политики.
Физическая неактивность (ФН) является четвертым из важнейших факторов риска, которые являются причинами смерти в глобальном масштабе, на ее долю приходится 6% от общего числа случаев смерти в мире. Гиподинамия наряду с нерациональным питанием рассматривается как основная причина возникновения ожирения, которое приобрело эпидемический характер за последние десятилетия в России и в мире.
Физическая активность определяется как любое движение тела, производимое скелетными мышцами, которое приводит к расходу энергии сверх уровня состояния покоя. Общая польза для здоровья может быть получена от занятий физической активностью на любом уровне. Она пропорциональна интенсивности и длительности занятий.
В Тюменской области, как и во всей стране, растет число автомобилей на улицах, процесс быстрой урбанизации не способствует активному образу жизни населения. Это подтверждают данные социологических опросов населения Тюменской области: за последние 3 года наблюдается рост доли лиц с низкой физической активностью, отмечена тенденция ежегодного снижения этого показателя в среднем на 2%.
Для объективной оценки ситуации об уровне ФА населения и ее динамики можно судить на основе регулярного мониторирования этого показателя на представительных случайных выборках населения стандартными методами. В настоящее время такое исследование планируется на случайной представительной выборке населения ТО в рамках федеральной программы по мониторингу факторов риска НИЗ.
Для оценки ситуации и потребностей различных социальных групп населения по вопросам физической активности в Тюменской области будет проведено анкетирование населения, медицинских работников, представителей департаментов по спорту и молодежной политике, социального развития Тюменской области, главного правления строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ВУЗов/СУЗов Тюменской области. Полученные данные позволят уточнить цели и задачи подпрограммы в будущих периодах.
Рис. 16.
Создание условий активного и здорового образа жизни у населения Тюменской области
Увеличение информированности населения о пользе физической активности, жизни в движении, занятий спортом планируется увеличить силами департаментов здравоохранения и по спорту и молодежной политике. Для этого планируется осуществить изготовление и распространение информационных материалов по физической активности для населения: буклетов, плакатов, рекламных щитов, видео и аудио - материалов. Будет продолжена работа по развитию Интернет-портала для населения, освещающего вопросы физической активности и страниц в социальных сетях (Vkontakte, Facebook) с размещением информационных материалов и социальной рекламы, а так же создание системы информационной, аналитической, научной и методической поддержки; обеспечение технических, организационных и кадровых условий программной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Для повышения мотивации населения к повышению уровня физической активности запланировано проведение агитационно-пропагандистских мероприятий по развитию физкультурно-спортивной активности и здорового образа жизни. Будет организовано обучение и повышение квалификации специалистов для укрепления и развития кадрового потенциала сферы физической культуры и спорта.
Увеличение информированности и навыков консультирования медицинских работников первичного здравоохранения по вопросам физической активности будет обеспечено путем разработки учебных программ по обучению принципам консультирования пациентов по вопросам физической активности, разработки методических руководств по консультированию пациентов и организационной модели внедрения модуля в ПМСП.
Создание поддерживающей физической и социальной среды для увеличения физической активности населения будет обеспечиваться увеличением количества улично-дворовых спортивных объектов, созданием и увеличением числа безопасных пешеходных зон в населенных пунктах, предоставлением спортивных залов школ и других помещений для занятий различных социальных групп населения физической культурой во вне учебное время.
В рамках развития массового спорта и общественного физкультурно-оздоровительного движения, привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом планируется проведение областных мероприятий и акций, в том числе среди спортсменов с ограниченными физическими возможностями; проведение соревнований по видам спорта, предоставление государственной поддержки физкультурно-спортивных организаций в форме субсидии на финансовое обеспечение грантов Губернатора области в сфере физической культуры и спорта.
К реализации мероприятий подпрограммы планируется привлечь: Правительство ТО, Тюменскую областную Думу, Региональный координационный совет по формированию культуры здорового образа жизни у населения ТО, Департамент здравоохранения Тюменской области, Департамент по спорту и молодежной политике ТО, Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, Департамент образования и науки ТО, Департамент информационной политики Тюменской области, Общественную молодежную палату при Тюменской областной Думе, Молодую гвардию партии "Единая Россия", АНО ОЗН "Центр профилактики ТО", Государственные и муниципальные спортивные учреждения ТО, Центры здоровья, отделения профилактики медицинских организаций, СМИ, общественные организации, коммерческие организации и малый бизнес, волонтеров.
Реализация мероприятий подпрограммы должна обеспечить снижение распространенности низкой физической активности среди взрослого населения в Тюменской области на 5% к 2017 году.
Подпрограмма 4. "Выявление и профилактика факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Тюменской области на 2013 - 2017 годы"
Основная цель реализации подпрограммы - повышение эффективности профилактической работы учреждений первичной медико-санитарной помощи в Тюменской области.
Задачами подпрограммы являются:
1. Совершенствование методического и материально-технического обеспечения учреждений ПМСП ТО для внедрения эффективных методов выявления и коррекции ФР основных НИЗ, в т.ч. в организованных коллективах.
2. Внедрение в учреждения первичного здравоохранения эффективных технологий профилактики НИЗ среди взрослого населения.
3. Усиление роли и активности медицинских работников ПМСП всех уровней в повышении уровня гигиенических знаний и общей гигиенической грамотности взрослого, в т.ч. работающего населения (в организованных коллективах) ТО.
4. Совершенствование системы обучения медицинских работников ПМСП по эффективным технологиям проведения первичной и вторичной профилактики НИЗ среди населения, в т.ч. в трудовых коллективах.
В основе профилактических программ должна лежать позитивная концепция здоровья, которая подразумевает наличие у индивидуума способности к общению, самовыражению, творчеству, а также изменению себя и своего окружения. Обучение должно быть направлено на поддержание беспроблемного поведения и носить комплексный характер.
Введенное в субъекте одноканальное финансирование медицинской помощи по страховому принципу, переход на оплату медицинской помощи за законченный случай, позволяет повысить не только полноту, но и качество оказания медицинской помощи населению, ориентированно на результат. В этой связи важно интегрировать профилактическую помощь в систему ПМСП, что обеспечит реализацию ключевого принципа превентивной направленности системы здравоохранения.
Деятельность в сфере медицинской профилактики направлена на совершенствование работы в системе здравоохранения региона, популяризацию знаний о здоровом образе жизни и профилактике различных заболеваний через средства массовой информации, активную работу с населением и медицинскими работниками региона.
Департаментом здравоохранения на протяжении последних лет ведется работа по усилению профилактической направленности медицинской помощи, формированию структурных подразделений по профилактической работе на базе лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время в области работает 16 отделений и 20 кабинетов профилактики, в которых специалисты проводят обучение населения основам здорового образа жизни посредством проведения бесед и лекций для населения.
Рис. 17
Схема расположения и зон ответственности центров здоровья Тюменской области
В рамках реализации направления приоритетного национального проекта "Здоровье" по формированию здорового образа жизни у населения, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в области с 1 декабря 2009 года функционирует 13 Центров здоровья для взрослых, с 1 декабря 2010 года - 3 Центра здоровья для детей. Центры открыты на базе учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Рис. 18
Схема обеспечения индивидуальных мер медицинской профилактики в Тюменской области
Координацию деятельности медицинских организаций по медицинской профилактике и методическую поддержку осуществляет Центр профилактики Тюменской области.
С 2006 по 2012 г. в Тюменской области дополнительную диспансеризацию прошли 403 652 работающих граждан, из них 129 140 человек, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда.
По результатам диспансерных осмотров работающих граждан определены группы здоровья: к I и II группам здоровья отнесено 182 427 человек, остальные 221 225 уже имели какое-либо заболевание, или нуждались в дообследовании (III, IV и V группы здоровья). За 6 лет 188 пациентов получили высокотехнологичную (дорогостоящую) помощь за счет средств ОМС.
За шесть лет реализации национального проекта "Здоровье" у работающих граждан впервые выявлено 85 934 заболеваний, в том числе: артериальная гипертония - 11413 случаев, сахарный диабет - 1185 случаев, злокачественные новообразования - 140, туберкулез - 43 случая.
Кроме того, с целью раннего выявления и профилактики заболеваний у мужчин трудоспособного возраста, в Тюменской области в рамках регионального сегмента приоритетного национального проекта "Здоровье" с 2006 года осуществляется диспансеризация мужчин в возрасте 35-55 лет. За шесть лет за счет средств территориального фонда ОМС диспансерные осмотры прошли 291 100 мужчин. По результатам осмотров определены группы здоровья: I группа - 66 294 человек, II группа - 73 996, III группа - 143632, IV группа - 6869, V группа - 309 человек.
За шесть лет реализации национального проекта у мужчин впервые выявлено 31267 заболевания, в том числе: артериальная гипертония - 6 531 случая, сахарный диабет - 712 случая, туберкулез - 6 случаев. Все пациенты с выявленными заболеваниями в плановом порядке проходят дообследование в учреждениях здравоохранения по месту жительства, по показаниям направляются на консультацию и лечение в областные специализированные учреждения, в том числе на получение высокотехнологичной медицинской помощи.
Специалистами отделений (кабинетов) медицинской профилактики медицинских организаций в трудовых коллективах проводятся лекции, беседы, демонстрируются видеофильмы профилактического содержания. Проводится прививочная кампания в соответствии с планом мероприятий. В лечебных учреждениях, где нет структур профилактики, работают участковые врачи и участковые медсестры по территориальному принципу. Все предприятия, находящиеся на территории участка включены в "Паспорт участка".
В рамках совершенствования методического и материально-технического обеспечения учреждений ПМСП ТО для внедрения эффективных методов выявления и коррекции факторов риска основных НИЗ, в т.ч. в организованных коллективах, будет проведен анализ и экспертная оценка существующего методического и материально-технического обеспечения по профилактике НИЗ и факторов риска в АПУ (в структурах медицинской профилактики); разработка и внедрение необходимых методических рекомендаций и алгоритмов действия для врачей/среднего медперсонала кабинетов/отделений медицинской профилактики; разработка методических рекомендаций и алгоритмов действия для врачей и среднего медицинского персонала первичного звена (участковых/врачей общей практики); обучение (инструктаж) врачей по профилактическому консультированию, современным технологиям медицинской профилактики НИЗ (обучение обучающих). Запланировано оснащение (дооснащение) структур медицинской профилактики АПУ в соответствии с табелем оснащения Порядка оказания ПМСП (СО-анализаторы, спирометры, оборудование для экспресс-диагностики уровня холестерина и глюкозы крови); оснащение и оформление площадей поликлиник наглядными материалами; организация кабинетов (отделений) медицинской профилактики и приемов для оказания помощи по снижению факторов риска (курение и пр.), включая решение задач в рамках диспансеризации, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения в соответствии с нормативными документами Минздрава РФ.
В рамках подпрограммы планируется внедрение в деятельность кабинетов/отделений медицинской профилактики технологий выявления ФР и суммарного риска, профилактического индивидуального и группового консультирования (школы здоровья), дифференцированных технологий коррекции ФР, а так же повышение роли ФАПов в оказании профилактической помощи населению, в том числе, в организованных коллективах и координирующей роли центра профилактики, развитие организационно-функциональных моделей взаимодействия между центром профилактики и ЛПУ.
Для усиления роли и активности медицинских работников ПМСП всех уровней в повышении уровня гигиенических знаний и общей гигиенической грамотности взрослого населения, в т.ч. работающего населения (в организованных коллективах), продолжится обучение медицинских работников основам здорового образа жизни и профилактики ХНИЗ, разработка и распространение наглядных материалов по профилактике и снижению риска, пропаганде здорового образа жизни на врачебном приеме; развитие в системе здравоохранения на уровне региона программ "За учреждение без табачного дыма", "Учреждение, благоприятствующее здоровью персонала", "За активный семейный отдых" и др. и внедрение системы поощрений для учреждений, участвующим в этих движениях. Обмен опытом эффективной профилактики проводить не только традиционными способами, но и с вовлечением средств коммуникационной связи (телемосты и пр.).
К реализации мероприятий подпрограммы планируется привлечь: Правительство ТО, ТФОМС ТО, Региональн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.