Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 26 июня 2014 г. N 2127
Рекомендации
дня депутата по теме: "Совершенствование системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области"
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В Послании Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе "О положении дел в Тюменской области" в 2013 году обозначена необходимость увеличения инвестиционной емкости и инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса области путем обновления культуры производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами является приоритетом государственной политики в условиях формирования инновационного агропромышленного комплекса Тюменской области.
Ежегодно на очную форму обучения по профессиям и специальностям сельскохозяйственного профиля учебные заведения области принимают около 1500 человек. В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 30.07.2013 N 1476-рп в 2013 году проведена реорганизация государственных автономных образовательных учреждений Тюменской области, направленная на решение вопросов повышения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Созданная региональная система непрерывного профессионального образования с изучением основ агробизнеса представлена:
- профориентационной работой на базе школ (деятельность агроклассов), подбором старшеклассников для целевой контрактной подготовки в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. На данном уровне реализуются программы, согласованные с Государственным аграрным университетом Северного Зауралья, что позволяет выпускникам учреждений среднего профессионального образования продолжать обучение в высшем учебном заведении;
- подготовкой квалифицированных рабочих на базе многофункциональных центров прикладных квалификаций, созданных в 2013 году для решения вопросов преодоления дефицита рабочих кадров;
- высшим профессиональным образованием (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный аграрный университет Северного Зауралья");
- послевузовским образованием (аспирантура и докторантура) и дополнительным профессиональным образованием;
- работой в научно-исследовательских учреждениях.
С целью совершенствования работы по профессиональной ориентации распоряжением Правительства Тюменской области от 01.07.2013 N 1127-рп утверждена областная целевая программа "Профессиональная ориентация Тюменской области" на 2013 - 2015 годы.*(1) В рамках реализации мер по развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей определены 24 сельские школы, обеспечивающие дополнительную подготовку обучающихся по агротехнологическому профилю.*(2)
Государственный аграрный университет Северного Зауралья осуществляет подготовку специалистов по 46 программам высшего профессионального обучения. По направлениям подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля численность студентов в 2013 году составляла 1261 человек. В образовательные программы включены правовые, экономические аспекты ведения агробизнеса, открыто более 20 филиалов кафедр на предприятиях и в учреждениях агропромышленного комплекса.
Осуществляется работа по подбору старшеклассников образовательных учреждений для направления на обучение по целевой контрактной подготовке в Государственный аграрный университет Северного Зауралья. Количество абитуриентов, поступивших по контрактно-целевой системе в 2013 году, составило 82 человека. В 2013 году в соответствии с договорами по организации учебной и производственной практики 1095 студентов работали на 43 сельскохозяйственных предприятиях и в сервисных центрах.
Совершенствование системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для сельского хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" отнесено к основным направлениям государственной аграрной политики. За счет средств областного бюджета в 2013 году 427 руководителей и специалистов сельскохозяйственного производства повысили квалификацию.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" государственную поддержку в размере более 1,5 млрд. рублей на улучшение жилищных условий получили с 2006 по 2013 год 1986 молодых семей и молодых специалистов.
В соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 305 "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области" и постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" специалистам, окончившим учебные заведения и заключившим трудовые договоры с предприятиями агропромышленного комплекса, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции, выделяются субсидии в размере от 30,0 до 60,0 тыс. рублей в зависимости от уровня полученного специалистом образования. За последние 5 лет государственную поддержку получили 316 выпускников, общая сумма поддержки составила 16440 тыс. рублей.
В Тюменской области ежегодно проводятся конкурсы среди молодых специалистов и руководителей сельскохозяйственных предприятий на присуждение грантов Губернатора Тюменской области. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства в области организованы соревнования по различным отраслям среди муниципальных образований, сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, а также среди работников ведущих сельскохозяйственных профессий по 19 номинациям.
Отмечая в целом положительную динамику развития системы непрерывного образования, следует признать снижение престижности аграрного образования, наличие противоречий между аграрным образованием и требованиями, предъявляемыми в настоящее время работодателями, а также низкий процент закрепляемости выпускников образовательных учреждений на селе.
Основной демографической проблемой сельской местности остается старение населения. С 2006 по 2012 год количество сельского населения трудоспособного возраста сократилось на 5,0%, а количество населения старше трудоспособного возраста увеличилось на 3,1%*(3).
Согласно статистическим данным численность работников в сельском хозяйстве, охотничьем и лесном хозяйстве Тюменской области (без автономных округов) в декабре 2013 года составила 93,9% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года*(4).
В муниципальных районах Тюменской области дефицит высококвалифицированных специалистов на предприятиях агропромышленного комплекса составляет 830 человек, из них: зоотехников - 56, ветврачей - 61, агрономов - 39, инженеров - 23, бухгалтеров и экономистов - 46. Подобная ситуация и с рабочими кадрами: в сельскохозяйственных организациях остаются вакантными рабочие места для 212 механизаторов и трактористов, 91 оператора машинного доения, 89 водителей, 65 операторов по уходу за животными*(5).
Ключевым звеном в решении кадровой проблемы агропромышленного комплекса является решение социальных и экономических вопросов сельских тружеников, повышение уровня заработной платы, строительство благоустроенного и недорогого жилья на льготных условиях, создание необходимой социальной инфраструктуры в сельских населенных пунктах.
Заработная плата в сельской местности хотя и имеет тенденцию к повышению, но является самой низкой среди основных направлений экономики в Тюменской области и Российской Федерации в целом.
Уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в сельском хозяйстве, охотничьем и лесном хозяйстве в Тюменской области (без автономных округов) в 2013 году увеличился на 12,5% и составил 16133,0 рубля, но по сравнению со среднемесячной заработной платой в Тюменской области составляет 51,2%. Заработная плата в сельскохозяйственном производстве в 2013 году (по сравнению с 2012 годом) ниже среднемесячной заработной платы в рыболовстве и рыбоводстве на 10,6%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 42%, образовании - на 44%*(6).
Несмотря на успешное по сравнению со многими регионами Российской Федерации решение вопросов обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов в Тюменской области, данная льгота не является основным мотивом в принятии решения о переезде молодежи в сельскую местность.
Во многих районах Тюменской области руководители и специалисты агропромышленного комплекса в возрасте до 30 лет составляют от 9 до 17%, старше пенсионного возраста - от 4 до 33%.*(7)
Уровень проводимой профориентационной работы является недостаточным, так как значительная часть выпускников школ поступает в учебные заведения сельскохозяйственного направления формально для получения среднего специального и высшего профессионального образования и, ради, диплома. На протяжении двух десятилетий прослеживается тенденция трудоустройства, дальнейшей переподготовки и работы в других отраслях экономики выпускников, получивших образование по специальностям сельскохозяйственного профиля.
Научно-исследовательская работа по теме: "Изучение экспертного мнения по вопросам кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области" проводилась в марте - апреле 2014 года в рамках подготовки дня депутата по вопросу совершенствования системы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области. В ходе исследования были проведены 100 экспертных интервью со специалистами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере АПК (24 эксперта), руководителями сельскохозяйственных предприятий (25 экспертов), преподавателями учреждений профессионального образования (26 экспертов), молодыми специалистами (25 экспертов). Интервью проводились в г. Тюмени, Абатском, Армизонском, Аромашевском, Бердюжском, Вагайском, Викуловском, Голышмановском, Исетском, Ишимском, Казанском, Нижнетавдинском, Омутинском, Сладковском, Сорокинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Упоровском, Юргинском, Ялуторовском и Ярковском районах.
Участники экспертного опроса по вопросам кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области в муниципальных районах Тюменской области высказали мнение о необходимости распространения опыта агроклассов, обеспечения учреждений профессионального образования современной техникой и оборудованием, изменения системы организации производственной практики, повышения уровня ее эффективности, разработки механизма временных стимулирующих доплат молодым специалистам, совершенствования системы повышения квалификации кадров АПК с максимальным территориальным её приближением к слушателям.
Со вступлением России в ВТО возникла необходимость в переходе предприятий на международные стандарты качества, достижении соответствия профессиональных знаний выпускников квалификационным требованиям, предъявляемым в сфере инновационного производства.
Для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса и социальной сферы села необходимо комплексное решение задач по модернизации аграрных учебных заведений, совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, повышению обеспеченности организаций агропромышленного комплекса области необходимыми молодыми кадрами.
С целью повышения кадрового потенциала и обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей Тюменской области, в условиях членства России в ВТО, участники дня депутата рекомендуют:
I. Тюменской областной Думе:
1. Продолжить целенаправленную работу по совершенствованию законодательства в целях создания условий для кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, а также для осуществления контроля за реализацией законов, государственных программ, направленных на развитие системы подготовки и переподготовки специалистов, закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве.
2. Обратиться к представителям органов государственной власти Тюменской области в Совете Федерации С.М. Киричуку, М.Н. Пономарёву, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Тюменской области И.И. Квитке, Э.А. Валееву, А.Е. Карпову, М.А. Шингаркину с предложением проработать с Правительством Российской Федерации вопрос о возможности разработки приоритетного национального проекта "Кадры" и Концепции государственной политики в сфере обеспечения отраслей экономики России современными высококвалифицированными кадрами.
3. Рассмотреть информацию Правительства Тюменской области о ходе выполнения государственной программы Тюменской области "Основные направления развития агропромышленного комплекса" на 2013 - 2020 годы в III квартале 2014 года (в части кадрового обеспечения агропромышленного комплекса).
4. Провести "круглый стол" по вопросам научного, инновационного, информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Тюменской области.
II. Правительству Тюменской области:
1. Продолжить работу по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственного производства в части кадрового обеспечения предприятий агропромышленного комплекса области.
2. Считать подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих основами агробизнеса и новейшими технологиями, одним из основных направлений по повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, формированию эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. Рассмотреть возможность увеличения размера выплат выпускникам, заключившим трудовые договоры с предприятиями агропромышленного комплекса, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
4. Уделить особое внимание:
- социальному развитию села, созданию условий для привлечения и закрепления специалистов в сельской местности,
- совершенствованию системы профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ области по специальностям сельскохозяйственного профиля, развитию агроклассов,
- целевой подготовке управленческих кадров для АПК, адаптированных к рыночным условиям хозяйствования,
- созданию кадрового резерва специалистов и руководителей для предприятий агропромышленного комплекса области.
5. Регулярно осуществлять комплексный мониторинг потребностей и соответствия подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля для агропромышленного комплекса области.
6. Предусмотреть подготовку:
- специалистов-технологов для мясоперерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса области;
- зоотехников и операторов машинного доения в профессиональных образовательных организациях Тюменской области.
7. Усилить информационно-пропагандистскую работу по популяризации положительного имиджа работников агропромышленного комплекса на телевидении, радио, в Интернете, печатных СМИ.
III. Образовательным организациям высшего образования, профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям дополнительного профессионального образования, среднего общего образования:
1. Совершенствовать систему профессиональной подготовки, стажировки, переподготовки и повышения квалификации работников агропромышленного комплекса.
2. Развивать практику целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров и последующим трудоустройством на предприятия агропромышленного комплекса региона.
3. Придать плановый характер:
- совершенствованию системы профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ области по специальностям сельскохозяйственного профиля, развитию агроклассов, созданию лесничеств, производственных бригад;
- развитию и совершенствованию системы непрерывного профессионального образования;
- созданию многоуровневых образовательно-производственных комплексов;
- совершенствованию образовательных технологий, в том числе дистанционных, с учетом потребностей рынка труда.
IV. Органам местного самоуправления Тюменской области:
1. Предусмотреть дополнительные меры по решению проблем социального развития села, созданию условий для привлечения и закрепления специалистов в сельской местности.
2. Продолжить проведение целенаправленной политики на территории сельских поселений в сфере труда и занятости населения, уделив особое внимание следующим вопросам:
- создание условий для повышения занятости сельского населения и улучшения уровня жизни на селе;
- содействие в трудоустройстве граждан, проживающих в сельской местности, в том числе путем временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, а также безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
3. Содействовать совершенствованию информационного обмена между органами службы занятости, сельскохозяйственными предприятиями, образовательными учреждениями, кадровыми агентствами для реальной занятости граждан и оценки потребности в специалистах и рабочих кадрах для агропромышленного комплекса области.
V. Совету муниципальных образований Тюменской области, некоммерческому партнерству "Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия Тюменской области", руководителям предприятий агропромышленного комплекса Тюменской области:
1. Активизировать работу по развитию практики целевого обучения студентов с заключением соответствующих договоров и последующим трудоустройством на предприятия агропромышленного комплекса региона.
2. Оказывать содействие:
- в организации профориентационной работы для учащихся среднеобразовательных школ;
- организации производственной практики студентов и учащихся образовательных организаций;
- создании временных рабочих мест по профессиям (специальностям), востребованным на предприятиях агропромышленного комплекса, для стажировки выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, получения ими профессионального опыта, необходимой квалификации и последующего трудоустройства на постоянной основе;
- развитии системы повышения квалификации педагогических работников и руководителей профессиональных образовательных организаций, в том числе в форме стажировок;
- развитии инфраструктуры и практики независимой сертификации выпускников образовательных организаций.
3. Рассмотреть возможность применения дополнительных мер материального стимулирования для молодых специалистов с целью создания кадрового потенциала.
4. Рассмотреть возможность распространения положительного опыта профессиональной ориентации учащихся сельских школ по специальностям и профессиям сельскохозяйственного профиля, используемого в Ялуторовском районе, в других муниципальных районах Тюменской области.
5. Рассмотреть возможность ежемесячных доплат выпускникам, заключившим трудовые договоры с предприятиями агропромышленного комплекса, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство и переработку сельскохозяйственной продукции.
VII. Средствам массовой информации Тюменской области:
Уделить особое внимание вопросу освещения деятельности агропромышленного комплекса области, сельских трудовых династий, передовиков сельскохозяйственного производства.
Участники дня депутата 21 мая 2014 года
*(1) Информация Правительства Тюменской области от 04.03.2014 N 31/2018д/14-1407 "Об эффективности деятельности службы занятости и органов образования по трудоустройству выпускников учебных заведений".
*(2) Постановление Тюменской областной Думы от 27.06.2013 N 1260 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Социально-экономическое развитие сельских территорий".
*(3) Статистический ежегодник: Стат. сб. в IV частях. Ч.(I) Тюменская область / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2013.
*(4) Социально-экономическое положение Тюменской области в январе 2014 года: Стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2014.
*(5) Сводная информация "Потребность агропромышленного комплекса Тюменской области в специалистах сельскохозяйственного профиля" (по состоянию на 01.03.2014), по информациям муниципальных районов, предоставленных в Тюменскую областную Думу.
*(6) Социально-экономическое положение Тюменской области в январе 2014 года: Стат. доклад / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2014.
*(7) Информации муниципальных районов Тюменской области, предоставленные в Тюменскую областную Думу.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 26 июня 2014 г. N 2127 "О рекомендациях дня депутата по теме: "Совершенствование... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.