2. Директорам национальных парков, руководителям управлений Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации:
при подготовке проектов положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, придерживаться прилагаемых Рекомендаций;
до 31 декабря 2007 года представить в Росприроднадзор проекты положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
3. Департаментам Росприроднадзора по федеральным округам обеспечить координацию работ по подготовке проектов положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
4. Управлению особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения (Степаницкий В.Б.) при подведении итогов деятельности национальных парков учитывать наличие утвержденных положений о режиме использования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также работу, проведенную соответствующими национальными парками по подготовке и согласованию указанных положений.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель |
С.И. Сай |
Рекомендации
по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 июля 2007 г. N 221)
1. Разработка положений о режиме использования земель
1.1. При определении структуры и содержания Положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (далее - Положение), рекомендуется принимать во внимание, что:
хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, не может противоречить целям и основным задачам национального парка;
режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, должен учитывать интересы населения, проживающего в границах национального парка.
При наличии на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, предприятий и иных объектов, функционирование которых несовместимо с целями и основными задачами национального парка (в том числе предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых) режим использования этих земель должен предусматривать порядок соответствующей хозяйственной деятельности до решения вопроса о фактическом выводе этих объектов с занимаемой территории, а также особенности рекультивации и дальнейшего использования высвободившихся земельных участков. При этом преимущество отдается следующим направлениям рекультивации:
формирование лесопокрытых участков, а также иных природных комплексов с учетом ландшафтных особенностей конкретной особо охраняемой природной территории;
создание сельскохозяйственных угодий;
создание водоемов для использования в противопожарных, коммунально-бытовых и рекреационных целях, а также для рыбоводства и рыболовства;
создание водно-болотных угодий, имеющих значение для сохранения биологического разнообразия.
1.2. В проекте положения целесообразно предусматривать также экспликацию земель в охранной зоне национального парка, границы и режим которой устанавливаются в соответствии с п. 4 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769.
1.3. При подготовке проекта Положения рекомендуется взять за основу Примерную форму положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации (приложение).
1.4. При этом, Положение должно распространяться на все земли любых категорий, включенные в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
2. Организационные процедуры
2.1. При осуществлении организационных процедур рекомендуется принимать во внимание, что:
работа по подготовке проекта Положения, а также проведение необходимых согласований осуществляется дирекцией национального парка совместно с управлением Росприроднадзора по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее - управление Росприроднадзора);
дирекция национального парка может привлекать к этой работе проектные, научные и иные организации (в том числе общественные) соответствующего профиля.
подготовленные материалы, завизированные директором национального парка и руководителем управления Росприроднадзора, направляются в Росприроднадзор для представления их на согласование в установленном порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в состав материалов, представляемых в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о согласовании Положения входят сопроводительное письмо, подписанное руководителем Росприроднадзора, проект Положения и пояснительная записка к нему;
осуществление контроля за прохождением указанных документов в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возлагается на дирекцию национального парка и территориальное управление Росприроднадзора;
проект Положения, согласованный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляется в Росприроднадзор для последующего утверждения в установленном порядке;
подготовку и согласование внесения изменений и дополнений в положение следует осуществлять в том же порядке, что и при разработке Положения.
Приложение
Примерная форма
Утверждено
приказом Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования
от ____________________ N ___
Положение
о режиме использования земель, включенных в границы
(название национального парка)
без изъятия их из хозяйственной эксплуатации
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение (далее - Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995 N 33-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ, Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ.
1.2. В границах национального парка могут находиться земли иных собственников и пользователей, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национального парка и не нарушает режима их использования, включенные в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Земельные участки в их пределах у собственников земельных участков и землепользователей не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима (приложение).
1.3. Хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, не может противоречить целям и основным задачам национального парка.
1.4. Национальный парк имеет исключительное право приобретения земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, за счет средств федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников.
1.5. Режим использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования и проведении лесоустройства.
1.6. Национальный парк осуществляет на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, деятельность по:
осуществлению охраны природных комплексов и объектов в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
сохранению объектов историко-культурного наследия;
проведению научных исследований;
ведению экологического мониторинга, включая мониторинг состояния земель;
экологическому просвещению и работе с населением;
созданию условий для регулируемого туризма и отдыха;
содействию в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды и историко-культурного наследия;
реализации иных функций, предусмотренных настоящим Положением.
1.7. Внесение изменений и дополнений в положение о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, согласованным с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также с собственниками и пользователями указанных земель.
2. Режим использования земель
2.1. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, запрещаются:
действия, влекущие за собой изменения гидрологического режима;
разработка полезных ископаемых (кроме подземных вод и месторождений местного значения);
рубки леса главного пользования, иные виды сплошных рубок, за исключением сплошных санитарных;
заготовка живицы;
рубки леса промежуточного пользования и прочие рубки, а также рубка деревьев и кустарников, не входящих в лесной фонд, без согласования с национальным парком;
промысловая охота и промышленное рыболовство;
размещение, новое строительство и расширение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов (кроме работ, направленных на обеспечение экологической безопасности);
предоставление вне черты поселений земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства;
интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
выжигание кустарниковой и луговой растительности, за исключением противопожарных палов, контролируемых работниками лесного хозяйства или национального парка;
выпас скота за пределами участков, определенных документами территориального планирования, а также функциональным зонированием национального парка;
уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, граничных столбов и других информационных знаков и аншлагов, а также оборудованных мест отдыха, имущества национального парка, нанесение надписей и знаков на деревьях, валунах, обнажениях горных пород и историко-культурных объектах;
самовольное (без полученного в установленном порядке разрешения либо с нарушением условий, им предусмотренных) ведение археологических раскопок и вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Положением о землях, включенных в границы конкретного национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, может быть запрещена или ограничена иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные и историко-культурные комплексы и объекты и не соответствующая функциональному зонированию национального парка.
2.2. Земельные участки в составе земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, не подлежат приватизации.
2.3. Вдоль всех водных объектов, находящихся в пределах земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, в соответствии с водным законодательством Российской Федерации устанавливаются водоохранные зоны и их прибрежные защитные полосы, специальный режим хозяйственной и иной деятельности в которых определяется в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
2.4. Проводимые на землях сельскохозяйственного назначения, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, мероприятия по коренному улучшению естественных сенокосов и пастбищ, а также сельскохозяйственное освоение целинных и залежных земель допускаются только по согласованию с национальным парком. Уборочные сельскохозяйственные работы и сенокошение на указанных землях проводятся способами, предотвращающими гибель диких зверей и птиц.
2.5. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, отстрел и отлов диких зверей и птиц и добывание иных наземных диких животных в научных и регуляционных целях, вылов водных биологических ресурсов в научно- исследовательских и контрольных целях, а также в рамках рыбохозяйственной мелиорации водных объектов допускается только по согласованию с национальным парком и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.6. Ведение охотничьего хозяйства на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется (если иное не предусмотрено положением о режиме использования таких земель, включенных в границы конкретного национального парка) охотпользователями с соблюдением региональных правил охоты, на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира и договора о представлении охотничьих угодий, оформляемых в установленном порядке. Национальный парк может являться таким охотпользователем.
2.7. Вопросы установления сроков охоты, открытия весенней охоты, перечень видов охотничьих животных, подлежащих добыче и лимиты добычи охотничьих животных на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, согласовываются охотпользователями с национальным парком.
2.8. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, создание охотпользователями подкормочных площадок, солонцов, посевов кормовых растений, искусственных укрытий и гнездовий, а также проведение иных биотехнических мероприятий допускается исключительно по согласованию с национальным парком.
2.9. Любительское и спортивное рыболовство в границах земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется в соответствии с действующими на территории субъекта Российской Федерации бассейновыми правилами любительского и спортивного рыболовства, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
2.10. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, водные объекты (или их части) в соответствии с законодательством о водных биоресурсах могут быть по согласованию с национальным парком предоставлены для организации любительского и спортивного рыболовства физическим и юридическим лицам (в том числе национальному парку). Любительское и спортивное рыболовство в таких водоемах осуществляется на основании разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемых в установленном порядке.
2.11. Организация обслуживания посетителей и иная деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании договоров, заключаемых с дирекцией национального парка.
2.12. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществление производственных процессов, эксплуатация транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи проводятся с соблюдением настоящего Положения и иных нормативных правовых актов, в том числе Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997.
2.13. Использование земель в пределах полосы отвода железных дорог осуществляется в соответствии с Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611, Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15 мая 1999 года N 26Ц (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1999 года, регистрационный N 1848) и настоящим Положением.
2.14. При содержании полос отвода вдоль автомобильных дорог обеспечиваются следующие условия:
поддержание в рабочем состоянии водопропускных сооружений и кюветов;
своевременное удаление сорной и нежелательной растительности методами, максимально защищающими окружающую среду (в том числе не допуская выжигания растительности);
своевременная очистка полос отвода от мусора (включая ликвидацию стихийных свалок);
запрет мойки автомототранспортных средств вне специально выделенных мест;
установка специальных дорожных знаков в местах возможного появления диких животных, а также в точках пересечения с трассами туристических маршрутов;
выделение и обустройство мест для стоянок и обслуживания автотранспорта только по согласованию с национальным парком.
Использование земель в пределах полосы отвода автомобильных дорог федерального значения осуществляется в соответствии с Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 233.
2.15. Проекты генеральных планов поселений и другие документы территориального планирования, касающиеся земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, согласовываются с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.
2.16. Предоставление земельных участков для жилищного строительства на землях поселений осуществляется органами местного самоуправления по согласованию с дирекцией национального парка. Проектирование и строительство жилых и иных зданий и сооружений на этих землях осуществляется с учетом архитектурного стиля, этажности и высоты исторической и фоновой застройки населенного пункта, в котором ведется строительство, а также минимизации негативного воздействия на природные комплексы и объекты.
2.17. На землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, проекты, планы и схемы реконструкции и капитального ремонта хозяйственных объектов, а также проекты рекультивации и дальнейшего использования выработанных участков земель, ранее использовавшихся для добычи полезных ископаемых, подлежат обязательному согласованию администрацией национального парка.
2.18. На землях историко-культурного назначения, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, дополнительно к ограничениям, предусмотренным настоящим Положением, запрещается хозяйственная деятельность, проводимая без согласования (разрешения) органа, осуществляющего государственный контроль за сохранением, использованием и охраной объектов культурного наследия.
2.19. Обеспечение охраны от пожаров лесов и иной древесно-кустарниковой растительности на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, осуществляется собственниками и пользователями этих земель.
2.20. Национальный парк на основании договоров, заключаемых с собственниками и пользователями земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, может осуществлять разработку и реализацию проектов лесоохранных, лесозащитных и лесовосстановительных работ на этих землях, а также по озеленению и благоустройству территорий находящихся на них населенных пунктов.
2.21. Границы земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, должны быть обозначены специальными информационными знаками, а также аншлагами с кратким изложением режима использования этих земель и схемой их границ. Организация и выполнение работ по выделению в натуре границ соответствующих земельных участков осуществляется их собственниками и пользователями по согласованию с национальным парком, а оснащение информационными знаками и аншлагами - национальным парком.
2.22. Правообладатели и пользователи земельных участков, расположенных на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, обязаны соблюдать установленный режим использования этих земель и несут за его нарушение административную и иную установленную законом ответственность.
2.23. Правообладатели и пользователи соответствующих земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, обязаны согласовывать вопросы своей социально-экономической деятельности с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в установленном порядке.
2.24. Правообладатели за собственный счет оформляют регистрацию своих прав на вышеуказанные земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости.
2.25. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять долевое финансирование природоохранных мероприятий, проводимых национальным парком и направленных на минимизацию негативного воздействия на природные комплексы и объекты его территории, оказываемого в результате хозяйственной деятельности пользователей земельных участков, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Такое финансирование осуществляется за счет поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации платежей юридических и физических лиц, осуществляющих на вышеуказанных земельных участках следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством. Размеры и условия долевого финансирования определяется соглашением, заключаемым соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерацией с дирекцией национального парка.
2.26. Ответственность за нарушение режима использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Организация охраны и контроля за соблюдением режима использования земель
3.1. Охрана природных комплексов и объектов на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, и контроль за соблюдением режима их использования осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории национального парка, работники которой входят в штат национального парка.
3.2. Государственный контроль за соблюдением режима использования этих земель осуществляется также Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
3.3. К проведению контрольно-инспекционных мероприятий на землях, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, могут привлекаться работники правоохранительных органов, органов рыбоохраны, органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и среды их обитания, органов, осуществляющих государственный контроль за сохранением, использованием и охраной объектов культурного наследия, а также общественные инспекции, сформированные территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, иными государственными органами или общественными природоохранными организациями.
Приложение
к Положению о режиме использования
земель, включенных в границы
(название национального парка) без
изъятия их из хозяйственной эксплуатации
Экспликация
земель, включенных (находящихся) в границы (название национального парка) без изъятия их из хозяйственной эксплуатации, а также в состав охранной зоны (название национального парка)
N п/п |
Категория земель |
Разрешенный вид использования |
Полное наименование землепользователя |
Общая площадь, га |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен рекомендуемый порядок разработки и согласования положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации.
Определяя структуру и содержание положения, необходимо учесть следующее. Хозяйственная деятельность на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из эксплуатации, не может противоречить его целям и задачам. Режим использования должен учитывать интересы населения.
В проекте положения следует предусматривать экспликацию земель в охранной зоне парка.
Приведены формы положения и экспликации.
Проект положения готовит дирекция национального парка совместно с региональным управлением Росприроднадзора. Можно привлечь проектные, научные и иные организации соответствующего профиля.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2007 г. N 221 "Об утверждении Рекомендаций по разработке и согласованию положений о режиме использования земель, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации"
Текст приказа официально опубликован не был