В соответствии с постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 года N 32 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране" Совет Министров РСФСР принял постановление от 18 марта 1988 года N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР", в котором отмечено, что в свете требований XXVII съезда партии о принятии решительных мер экономического, правового и воспитательного характера в целях обеспечения охраны и рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира необходима коренная перестройка всего дела охраны природы в стране.
После апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС в условиях возросшей социальной активности и заинтересованности всех слоев населения в улучшении состояния окружающей среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных богатств приняты принципиально важные решения Партии и Правительства по оздоровлению экономической обстановки во многих промышленных центрах и регионах страны. Всенародную поддержку получили конкретные меры, которые предстоит осуществить уже в текущей пятилетке по защите от загрязнения бассейнов озер Ладожское и Байкал, постановления о прекращении работ по переброске части стока северных и сибирских рек и об охране уникальных памятников природы и культуры. Необходимые экономические и организационные предпосылки для дальнейшего совершенствования дела охраны природы созданы в ходе подготовки всех звеньев управления к практической реализации концепции перестройки руководства экономикой. Важным шагом является начавшаяся разработка проекта долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Вместе с тем в природоохранной деятельнсти министерств и ведомств, советских и хозяйственных органов имеют место серьезные недостатки. Не обеспечивается комплексный подход к решению вопросов охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Развитие производительных сил в различных регионах осуществляется без должного учета экономических последствий и проведения единой природоохранной политики.
Совершенно недопустимо, что государственные органы, призванные осуществлять контроль за состоянием окружающей среды, дублируют деятельность друг друга, ведут работу крайне неэффективно, руководствуясь зачастую ведомственными и местническими интересами. В определении главных задач в области охраны природы и использования природных ресурсов допускались грубые просчеты в ошибки, что нередко приводило к ухудшению экологической обстановки и неоправданным потерям материальных и финансовых ресурсов.
Сложившаяся система управления природопользованием ввиду чрезмерной разрозненности природоохранных функций по различным министерствам и ведомствам не отвечает современным требованиям хозяйствования и стала серьезным фактором, сдерживающим интенсификацию производства в условиях растущей взаимозависимости между состоянием окружающей среды и развитием экономики.
В практике природоохранной деятельности недооцениваются экономические методы управления. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия и организации не заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения природной среды. Во многих случаях серьезный ущерб, который наносится предприятиями и организациями окружающей среде, не оказывает никакого влияния на результаты их хозяйственной деятельности.
Крупным недостатком является то, что проводимая работа по улучшению природопользования слабо базируется на достижениях научно-технического прогресса. Крайне недостаточно внедряются малоотходные и безотходные технологические процессы, комбинированные производства, обеспечивающие полное, комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов. По существу в стороне от этого важного государственного дела оказалось большинство академических и отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. Их практическая работа не оказывает заметного воздействия на повышение технического уровня и экологической безопасности производства.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили, что во многом имеющиеся недоработки и упущения в области охраны природы явились следствием серьезной недооценки этого важнейшего дела со стороны Госплана СССР, Государственного комитета СССР по науке и технике, других центральных экономических органов. При подготовке Генеральной схемы развития и размещения производительных сил СССР, планов экономического и социального развития страны ими недостаточно учитываются экономические особенности регионов и состояние природных ресурсов, не уделяется должного внимания рациональному использованию природного сырья, созданию эффективных природоохранных сооружений. В составе планов и государственных целевых научно-технических программ слабо отражаются проблемы утилизации отходов и другие вопросы ресурсосбережения. До сих пор не разработана целостная система природоохранных нормативов.
Безответственное отношение некоторых министерств и ведомств к вопросам природопользования привело к резкому ухудшению состояния окружающей среды в отдельных регионах. Во многих звеньях отраслевого управления преобладают ведомственность и субъективистский подход в принятии хозяйственных решений. Продолжает сохраняться порочная практика "остаточного" принципа выделения материальных и финансовых ресурсов на реализацию назревших задач охраны природы. В результате низкой исполнительской дисциплины ряд решений Партии и Правительства по осуществлению природоохранных мероприятий выполняется с отступлениями от установленных сроков и не в полном объеме.
Крайне медленно перестраивают свою деятельность в области охраны природы Советы Министров автономных республик, местные Советы народных депутатов. Ими неэффективно осуществляется координация природоохранной работы предприятий и организаций, расположенных на соответствующей территории. Не принимается действенных мер по претворению в жизнь предусмотренных в планах и решениях Партии и Правительства заданий по улучшению использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира. Не ведется настойчивой борьбы с нарушениями природоохранительного законодательства, не в полной мере используется предоставленные для этого права и полномочия.
Советскими и хозяйственными органами, средствами массовой информации, а также общественными организациями не уделяется необходимого внимания экономическому образованию и воспитанию людей, начиная с детства, пропаганде природоохранных знаний в семье, школе, средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве, повышению экологической культуры всех слоев населения как одному из важнейших условий улучшения дела охраны природы.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркнули, что вопросы охраны природы имеют большую общественную значимость, здесь недопустимы политическая и организационная вялость, безынициативность органов государственного управления, предприятий, организаций и учреждений. Борьба за экологическую безопасность на земле должна рассматриваться как одна из самых ответственных и благородных задач советских людей.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988 г. N 32 и в связи с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1988 г. "Об образовании союзно-республиканского Государственного комитета РСФСР по охране природы" Совет Министров РСФСР постановляет:
Главные задачи в области охраны природы и рационального природопользования
1. Считать важнейшей задачей всех государственных и хозяйственных органов, объединений и предприятий, общественных организаций РСФСР и каждого трудового коллектива настойчивое и последовательное проведение линии партии на сохранение и приумножение природных ресурсов, улучшение состояния окружающей среды, исходя из признания жизненной необходимости решения этих вопросов не только для советского народа, но и для всего человечества.
Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам, местным советским и хозяйственным органам рассматривать обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды как неотъемлемую составную часть экономического и социального развития республики. Главными направлениями природоохранной деятельности должны стать:
повсеместное обеспечение благоприятного санитарного и экологического состояния окружающей среды, и прежде всего в промышленных центрах, городах и других населенных пунктах, на основе строгого соблюдения научно обоснованных природоохранных норм;
уменьшение удельных расходов воды в целом по республике к 1995 году не менее чем на 20% и полное прекращение к 2000 году сброса неочищенных сточных вод во все водные бассейны РСФСР;
последовательное проведение работы по повышению плодородия земель, особенно за счет осуществления комплекса мер по защите почв от эрозии, своевременной мелиорации и рекультивации земель, а также сокращение отводов высокопродуктивных угодий на несельскохозяйственные нужды;
сохранение лесных богатств и повышение водоохранных, почвозащитных и других полезных природных свойств лесов на основе поддержания их надлежащего экономического состояния, усиления охраны лесов от пожаров, болезней и вредителей, осуществления мер по опережающему лесовосстановлению, снижению потерь древесины на всех стадиях заготовки и переработки;
полное и комплексное использование минерально-сырьевых ресурсов путем внедрения малоотходных и безотходных технологических процессов и производств, широкого вовлечения в хозяйственный оборот отходов горнопромышленного производства;
всемерное сохранение и воспроизводство рыбных запасов, диких зверей, птиц, других полезных живых организмов и растений, рациональное ведение охотничьего хозяйства, увеличение площади особо охраняемых природных территорий, включая заповедники, заказники и национальные природные парки;
организация эффективного использования природных ресурсов континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также Мирового океана при строгом соблюдении международных соглашений и экологических требований.
Особое внимание при осуществлении природоохранной деятельности должно быть обращено на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах республики с высокой концентрацией промышленного и сельскохозяйственного производства, и прежде всего в южных районах Сибири, Урала, Поволжском экономическом районе, а также в районах Крайнего Севера.
2. Госплану РСФСР, Госснабу РСФСР, другим республиканским экономическим органам РСФСР при разработке предложений по РСФСР к Концепции и Основным направлениям экономического и социального развития СССР, проектов государственных планов РСФСР, долговременных народнохозяйственных программ предусматривать в них важнейшие направления природоохранной деятельности в увязке с намечаемыми масштабами развития производительных сил и внедрением в народное хозяйство достижений научно-технического прогресса, а также действенные меры к предотвращению ухудшения качества природной среды и нерационального использования природных ресурсов.
В этих целях доводить до министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов соответствующие показатели в составе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов.
3. Министерствам и ведомствам РСФСР при осуществлении своих функций и области планирования развития экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, капитального строительства обеспечивать строгую увязку хозяйственной деятельности с экологическими требованиями, с тем чтобы любое принимаемое решение учитывало долговременные интересы общества в сохранении и улучшении природной среды, а их реализация была направлена на создание благоприятных условий труда, жизни и быта советских людей.
При разработке долгосрочных прогнозов и направлений развития отраслей, схем размещения предприятий, народнохозяйственных планов и их реализации предусматривать приоритетное развитие комплексных промышленных и сельскохозяйственных производств на базе малоотходных и безотходных технологических процессов. Рассматривать их как основное стратегическое направление решения проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Не допускать к производству новую технику, материалы и вещества, не отвечающие требованиям экологической безопасности.
4. Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать в области охраны природы и природопользования эффективную координацию деятельности всех объединений, предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, исходя из возложенной на республиканские (АССР) и местные органы управления всей полноты ответственности за экологическую обстановку в соответствующих регионах. Всемерно использовать возможности кооперации между предприятиями и организациями различных отраслей, расположенными на одной территории, объединения их усилий в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения, с тем чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предотвращения загрязнения природной среды. При этом проявлять полную самостоятельность в решении вопросов охраны природы, опираясь на природоохранительное законодательство.
5. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
подчеркнули, что реализация выдвинутых партией задач по эффективному использованию и воспроизводству природных ресурсов, охране окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий в решающей степени зависит от соблюдения природоохранительных норм и законодательства объединениями, предприятиями и организациями. От их рачительного отношения и государственного подхода к использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира зависит состояние природы, благополучие и здоровье людей;
обязали руководителей объединений и предприятий, советы трудовых коллективов, исходя из интересов настоящего и будущих поколений советских граждан и руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении), обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды, безусловное соблюдение требований природоохранительного законодательства, строго пресекать любые его нарушения со стороны членов трудового коллектива.
Совершенствование системы управления охраной природы и регулирования использования природных ресурсов
6. Установить, что союзно-республиканский Государственный комитет РСФСР по охране природы (Госкомприрода РСФСР) является центральным органом государственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов на территории РСФСР и наряду с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами несет всю полноту ответственности за охрану природы, организацию рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в республике. В этих целях Комитет наделяется соответствующими правами и полномочиями. Решения Государственного комитета РСФСР по охране природы, принимаемые в пределах его компетенции, являются обязательными для использования всеми министерствами и ведомствами РСФСР, а также объединениями, предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности.
Государственный комитет РСФСР по охране природы осуществляет свою деятельность под руководством Совета Министров РСФСР, а соответствующие его органы в автономных республиках, краях и областях, городах Москве и Ленинграде - под руководством Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 установили, что Государственный комитет СССР по охране природы, его республиканские и местные органы не должны подменять министерства, ведомства, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, объединения, предприятия и организации в их деятельности по охране природы и улучшению использования природных ресурсов. За органами отраслевого и территориального управления, объединениями, предприятиями и организациями сохраняется возложенная на них ответственность в этом деле.
7. Возложить на Государственный комитет РСФСР по охране природы:
осуществление комплексного управления природоохранной деятельностью в республике, разработку и проведение единой научно-технической политики в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, координацию деятельности министерств и ведомств РСФСР в этой области;
государственный контроль в пределах РСФСР за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха растительного (в том числе лесов) и животного мира (в том числе рыбных запасов), морской среды и природных ресурсов территориальных вод СССР, континентального шельфа и экономической зоны СССР, а также общераспространенных полезных ископаемых;
подготовку и представление в Госплан РСФСР предложений по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов по РСФСР к проектам Концепции и Основных направлений экономического и социального развития СССР, государственных пятилетних планов экономического и социального развития РСФСР. Комитет организует контроль за выполнением соответствующих заданий, предусмотренных в Основных направлениях и государственных планах РСФСР;
разработку предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования, экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране природной среды от загрязнения и других вредных воздействий, имея в виду, что ЦК КПСС и Совет министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 поручили Государственному комитету СССР по охране природы утверждение указанных нормативов, правил и стандартов;
подготовку республиканских целевых программ по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов и представление их в Совет Министров РСФСР. Комитет утверждает территориальные комплексные схемы охраны природы и использования природных ресурсов, имеющие республиканское и межрегиональное значение;
осуществление государственной экологической экспертизы схем развития и размещения производительных сил по PCФCP и экономическим районам СССР, расположенным на территории PCФCP, а также отраслей народного хозяйства, контроля за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ, а также проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов. При этом Комитет должен ориентироваться прежде всего на такой решающий фактор улучшения деятельности по охране природы, как широкое применение во всех отраслях народного хозяйства малоотходных и безотходных технологий и других достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих рациональное природопользование;
выдачу в установленном порядке разрешений на захоронение (складирование) промышленных, бытовых и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на специальное водопользование, на пользование животным миром и потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; предоставление недр в пользование для проведения геологоразведочных работ, участие в подготовке материалов для определения и утверждения расчетной лесосеки и контроль за отводом земель под все виды хозяйственной деятельности;
руководство заповедным делом и осуществление государственного контроля за ведением охотничьего хозяйства в республике, а также ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР;
организацию распространения знаний о природе среди широких слоев населения, работы по воспитанию граждан, и особенно молодежи, в духе бережного отношения и любви к природе;
участие в планировании и осуществлении сотрудничества по вопросам охраны природы с зарубежными странами и международными организациями, координацию работы министерств и ведомств РСФСР по выполнению обязательств Советской Стороны, вытекающих из международных договоров по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, изучение, обобщение и распространение международного опыта в этой области.
8. В связи с образованием Государственного комитета РСФСР по охране природы и возложением на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования, которые осуществляются в настоящее время на территории PCФCP другими министерствами и ведомствами, передать в ведение этого Комитета:
из Госагропрома PCФCP - осуществление государственного контроля зa использованием и охраной земель;
из Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за использованием и охраной вод и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и рационального использования водных ресурсов;
из Министерства лесного хозяйства РСФСР - осуществление государственного контроля за ведением лесного хозяйства и рациональным использованием лесов;
из Главохоты PCФCP - осуществление государственного контроля - за использованием и охраной животного мира, включая контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства, руководство заповедным делом, ведение государственного кадастра животного мира и Красной книги РСФСР,
Госагропрому РСФСР, Министерству мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерству лесного хозяйства РСФСР и Главохоте РСФСР в связи с передачей указанных функций Государственному комитету РСФСР по охране природы по согласованию с Комиссией Президиума Совета Министров РСФСР по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма подготовить предложения об уточнении положений о соответствующих министерствах и ведомствах PCФCP и внести их в Совет Министров РСФСР.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 признали целесообразным передать в ведение Государственного комитета СССР по охране природы:
из Министерства геологии СССР - осуществление государственного контроля за охраной подземных вод от истощения и загрязнения, сохранив за этим Министерством проведение гидрогеологических исследований, в том числе разработку постоянно действующих гидродинамических моделей основных регионов страны с целью управления ресурсами подземных вод;
из Государственного комитета СССР по гидрометеорологии - осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и выполнение других функций, связанных с организацией охраны и регулированием использования воздушного бассейна, сохранив за этим Комитетом функции наблюдения за загрязнением природной среды и его последствиями;
из Министерства рыбного хозяйства СССР - осуществление государственного контроля за охраной и использованием рыбных запасов, водных животных и растений во внутренних водоемах и территориальных водах СССР, а также на континентальном шельфе и в экономической зоне СССР.
Государственному комитету РСФСР по охране природы в 2-месячный срок разработать и представить в Совет Министров РСФСР проект Положения о Комитете, а также по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по труду и социальным вопросам и Министерством финансов РСФСР предложения о структуре, предельной численности и фонде заработной платы работников центрального аппарата Комитета. При этом исходить из того, что Государственному комитету PCФCP по охране природы передается из Госагропрома РСФСР, Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Главохоты РСФСР и других министерств и ведомств РСФСР соответствующая численность работников центрального аппарата и организаций при этих министерствах и ведомствах, осуществляющих природоохранные функции (по состоянию на 1 июля 1987 г.), а также материально-технические ресурсы и ассигнования на их содержание.
9. Главохоте РСФСР передать по состоянию на 1 июля 1987 г. в непосредственное подчинение:
Государственного комитета СССР по охране природы государственные заповедники согласно приложению N 1;
Государственного комитета РСФСР по охране природы государственные заповедники согласно приложению N 2;
Государственному комитету РСФСР по охране природы в 3-месячный срок представить в Совет Министров РСФСР согласованные с министерствами и ведомствами РСФСР предложения о передаче в ведение Комитета соответствующих научно-исследовательских и других организаций или их подразделений для выполнения возложенных на него функций государственного управления и контроля в области охраны природы и природопользования.
10. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому, Ленинградскому горисполкомам и Государственному комитету РСФСР по охране природы обеспечить с участием заинтересованных министерств и ведомств РСФСР создание с учетом конкретных особенностей на местах органов Комитета в краях, областях, автономных республиках и округах, в городах и районах на базе соответствующих местных органов республиканских министерств и ведомств и территориальных (бассейновых) управлений по регулированию использования и охране вод Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, региональных подразделений Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха, организаций системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии, осуществляющих планирование воздухоохранных мероприятий, экспертизу проектов, нормирование и контроль выбросов в природную среду, а также за счет части штатной численности органов и служб системы Министерства геологии СССР (службы по контролю за охраной подземных вод), Министерства рыбного хозяйства СССР, Госагропрома РСФСР, Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Главохоты РСФСР и других министерств и ведомств, осуществляющих государственный контроль (надзор) и управление в области охраны окружающей среди и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 установили, что Государственный комитет СССР по охране природы, государственные комитеты союзных республик по охране природы и их органы на местах, а также подведомственные им предприятия, организации и учреждения образуют единую систему Государственного комитета СССР по охране природы.
11. Государственный комитет РСФСР по охране природы образуется в составе Председателя Комитета, его заместителей и членов Комитета. Членами Государственного комитета РСФСР по охране природы являются другие руководящие работники Комитета, руководители министерств и ведомств РСФСР, председатели государственных комитетов автономных республик по охране природы, краевых, областных, Московского и Ленинградского городских комитетов по охране природы, а также крупные ученые и представители общественности.
В Государственном комитете РСФСР по охране природы образуется коллегия. Численность и персональный состав членов Государственного комитета РСФСР по охране природы и коллегии утверждаются Советом Министров РСФСР.
Признать целесообразным иметь общественный Совет при Государственном комитете РСФСР по охране природы для обеспечения всестороннего, глубокого обсуждения крупных проблем природопользования и охраны окружающей среды и выработки рекомендаций по их решению, сформированный из числа ученых, общественных деятелей, представителей местных Советов народных депутатов, руководителей предприятий.
12. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СCCP постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
а) предоставили Государственному комитету СССР по охране природы, государственным комитетам союзных республик по охране природы и их органам на местах (в пределах их компетенции) право:
налагать запреты на строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного и иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов и других работ, осуществляемых с нарушением природоохранительного законодательства, а также приостанавливать работу промышленных и других предприятий, грубо нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды;
предъявлять иски предприятиям (объединениям) и организациям, а также советским гражданам и иностранным физическим и юридическим лицам о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного государству загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов;
б) признали необходимым, чтобы органы системы Государственного комитета СССР по охране природы рассматривали дела об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы и использования природных ресурсов;
в) установили, что при осуществлении своих функций органам Государственного комитета СССР по охране природы исходить из того, что они должны вести постоянную работу по предупреждению нарушений природоохранительного законодательства, норм и правил охраны окружающей среды на основе делового сотрудничества с территориальными и отраслевыми органами управления.
13. В связи с усилением роли республиканских (АССР) и местных советских органов управления в обеспечении комплексного развития экономики и социально-культурной сферы, расширением их прав в области охраны природы на соответствующей территории исполкомам Советов народных депутатов всемерно содействовать краевым, областным, окружным, городским и районным органам по охране природы в решении возложенных на них задач, активизировать деятельность народных депутатов, депутатских групп и постов на предприятиях и в организациях в вопросах предотвращения загрязнения природной среды, добиваться эффективного использования финансовых и материальных средств, выделяемых на природоохранные мероприятия, в том числе и средств, направляемых на эти цели в порядке долевого участия объединениями, предприятиями и организациями.
Исполкомам Советов народных депутатов при разработке комплексных планов экономического и социального развития территорий предусматривать в них мероприятия по обеспечению благоприятных экологических и санитарно-гигиенических условий для жизнедеятельности людей, учитывая при этом не только местные, но и общегосударственные интересы развития народного хозяйства в целом. Осуществлять систематический контроль за ходом выполнения планов строительства объектов природоохранного назначения, принимать необходимые меры к обеспечению комплексного ввода в эксплуатацию производственных и непроизводственных объектов вместе с сооружениями и установками для рационального использования природных ресурсов, предотвращения загрязнения природной среды, переработки производственных и бытовых отходов.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 предоставили право исполкомам Советов народных депутатов в случае отставания сооружения объектов природоохранного назначения обязывать заказчика разработать и в конкретные сроки осуществить совместно с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией мероприятия по ликвидации отставания строительства этих объектов.
Совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств республики
14. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 подчеркнули, что в условиях перевода предприятий на принципы полного хозяйственного расчета и самофинансирования, широкой демократизации общественных отношений необходим решительный переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления природоохранной деятельностью. Следует добиваться того, чтобы конечные результаты работы предприятий были тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив и каждый трудящийся был заинтересован в соблюдении требований природоохранительного законодательства.
15. Госплану РСФСР, Государственному комитету PCФCP по охране природы, министерствам, ведомствам PCФCP, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при разработке контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов учитывать в них вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов, исходя из заданий и положений раздела по РСФСР долгосрочной Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года.
Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32:
а) установили, что:
до объединений, предприятий и организаций в составе долговременных экономических нормативов доводятся нормативы платы за природные ресурсы, а также нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
в экономических нормативах платы за природные ресурсы учитываются их распространенность, возможность воспроизводства, доступность, комплексность, продуктивность, местонахождение и другие факторы, обуславливающие затраты, связанные с использованием этих ресурсов. Эти нормативы должны стимулировать рациональное и комплексное использование земли, воды, леса, полезных ископаемых и других ресурсов;
в экономических нормативах платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитываются особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов загрязняющих веществ, а также затраты, необходимые для ликвидации (предотвращения) загрязнения. Указанные нормативы дифференцируются по регионам страны и устанавливаются на пятилетку (с разбивкой по годам) с учетом ежегодного снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Источником платежей по этому нормативу является прибыль (доход) объединений, предприятий и организаций;
за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду и аварийное загрязнение с объединений, предприятий и организаций взимается повышенная (в кратном размере по отношению к экономическому нормативу) плата, источником которой является хозрасчетный доход коллектива;
финансирование природоохранных мероприятий в объединениях, на предприятиях и в организациях должно осуществляться в основном за счет собственных средств и кредитов банка. На финансирование крупных природоохранных мероприятий могут использоваться в установленном порядке государственные централизованные капитальные вложения;
б) поручили Государственному комитету СССР по охране природы, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по ценам, Министерству финансов СССР в 6-месячный срок разработать с участием Академии наук СССР и других заинтересованных министерств и ведомств и утвердить по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС порядок определения и применения нормативов платы за природные ресурсы и платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, c тем чтобы начиная с 1991 года учитывать соответствующие нормативы при разработке проектов планов и взимания платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
в) признали необходимым образовать в Государственном комитете СССР по охране природы резервный фонд охраны природы для выполнения непредвиденных работ за счет отчислений от взимаемых с объединений, предприятий и организаций средств по нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду, а также от средств, взыскиваемых с нарушителей природоохранительного законодательства. Поручили Государственному комитету СССР по охране природы разработать и по согласованию с Комиссией по совершенствованию управления, планирования и хозяйственного механизма утвердить типовое положение об образовании и использовании резервного фонда охраны природы, предусмотрев в нем порядок и условия материально-технического обеспечения работ, проводимых за счет его средств;
г) обязали Советы Министров союзных и автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы направлять взимаемые с объединений, предприятий и организаций средства за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранительного законодательства на выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также на поощрение производственных коллективов и отдельных работников, добившихся положительных результатов в природоохранной деятельности. Установили, что эти средства не допускается использовать на другие цели.
16. Государственному комитету РСФСР по ценам при разработке новых и совершенствовании действующих цен предусматривать всемерное стимулирование широкого внедрения на предприятиях малоотходных и безотходных технологий, комплексного использования природного сырья, приоритетного применения вторичных и возобновляемых природных ресурсов.
Широкое внедрение достижений научно-технического прогресса - решающее направление улучшения природопользования
17. Государственному комитету РСФСР по охране природы, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному отделениям Академии наук СССР, Всероссийскому отделении# ВАСХНИЛа, Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне PCФCP, Дальневосточному отделению ВАСХНИЛа, министерствам и ведомствам РСФСР сосредоточить усилия коллективов научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений, проектных, конструкторских, технологических и других организаций на разработке и внедрении:
по охране и рациональному использованию земель - новых способов воспроизводства плодородия почв и защиты их от эрозии, рекультивации нарушенных земель, предотвращения опустынивания, подтопления земель и образования оползней, селей, обвалов, а также восстановления продуктивности засоленных и загрязненных земель;
по охране и рациональному использованию вод - принципиально новых водосберегающих технологических процессов в промышленности, сельском и коммунальном хозяйствах, высокоэффективных методов очистки и обеззараживания сточных вод. Особое внимание уделять изучению проблем водообеспечения маловодных регионов республики, сохранению и восстановлению благоприятного экологического состояния малых рек и водохранилищ, а также вопросам исследования состояния ресурсов подземных вод и разработке предложений по защите их от загрязнения и широкому использованию в народном хозяйстве;
по охране атмосферного воздуха - прогрессивных технологических процессов, оборудования и материалов для очистки отходящих газов промышленных предприятий, в первую очередь от сернистого ангидрида, окислов азота и других токсичных веществ, высокоэффективных систем для предотвращения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также экологически безопасных видов топлива. Расширить объемы работ по исследованию процессов переноса и превращения химических соединений в атмосфере, включая проблему сохранения озонового слоя;
по охране недр и комплексному использованию минеральных ресурсов - технологических процессов, оборудования и реагентов, обеспечивающих максимальное извлечение полезных ископаемых, глубокую переработку сырья с утилизацией образующихся отходов и предотвращение отрицательного влияния горных работ на природную среду. Создать экологически безопасные методы геологической разведки и добычи минерального сырья на континентальном шельфе;
по охране и рациональному использованию растительного и животного мира - новых методов сохранения генетического фонда и всего многообразия растительного и животного мира. Особое внимание обратить на научные исследования в области заповедного дела, совершенствование технологий воспроизводства рыбных запасов, применение эффективных методов, машин и оборудования для заготовки леса и лесовосстановления, новых биологических методов защиты лесов, сельскохозяйственных растений и животных от болезней и вредителей.
В области социально-экономических исследований по вопросам охраны окружающей среды и природопользования сосредоточить усилия на постоянном совершенствовании экономического механизма хозяйствования с учетом изменения отношений человека и природы, разработке научно обоснованных экологических нормативов, методов оценки экологического риска развития производства. Повысить эффективность работ по изучению природных комплексов и созданию многовариантных долгосрочных прогнозов состояния окружающей среды и природных ресурсов по регионам и в целох по республике.
Уральскому, Сибирскому и Дальневосточному отделениям Академии наук СССР, Всероссийскому отделению ВАСХНИЛа, Сибирскому отделению ВАСХНИЛа, Отделению ВАСХНИЛа по Нечерноземной зоне PCФCP, Дальневосточному отделению ВАСХНИЛа, министерствам и ведомствам РСФСР при планировании научных исследований в области создания новых технологических процессов, оборудования и материалов исходить из того, что их внедрение наряду с народнохозяйственным эффектом должно обеспечивать высокий уровень экологической безопасности.
18. Довести до сведения, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 7 января 1988 г. N 32 поручили:
Государственному комитету СССР по охране природы с привлечением министерств и ведомств СССР подготавливать и представлять в Государственный комитет СССР по науке и технике, Госплан СССР и Академию наук СССР предложения по созданию принципиально новых видов техники, технологии и материалов, а также приборов и средств контроля состояния природной среды, автоматизированных систем контроля с использованием авиакосмических средств для включения в государственные целевые научно-технические программы межотраслевого характера;
Государственному комитету СССР по науке и технике, Госплану СССР, Государственному комитету СССР по охране природы и Академии наук СССР предусмотреть в перечне государственных целевых научно-технических программ, определяемых при разработке проекта Концепции экономического и социального развития СССР, программы, направленные на ускорен
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходимо усовершенствовать систему охраны природы в СССР.
В связи с этим основными задачами санитарно-эпидемиологической службы в данной области признаны изучение зависимости состояния здоровья населения от факторов внешней среды, определение приоритетных санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. Речь также идет о повышении эффективности госсаннадзора, соблюдении установленных норм и правил.
Целесообразно разработать предложения к проекту Закона СССР по охране природы. Следует также разработать планы природоохранных мероприятий, обеспечивающих прекращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы.
Приоритет должен отдаваться научным исследованиям, направленным на изучение взаимодействия организма человека и окружающей природной среды, изыскание средств и методов защиты человека от неблагоприятного воздействия.
Приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 26 апреля 1988 г. N 122 "О коренной перестройке дела охраны природы в РСФСР"
Текст приказа официально опубликован не был