Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Система основных мероприятий государственной программы
Одно из основных мероприятий для достижения цели программы до 2020 года направлено на модернизацию многоквартирных домов (жилищного фонда) с учетом требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации вводится новая система организации и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Выполнение капитального ремонта многоквартирных домов планируется осуществлять в соответствие с Региональной программой, за счет средств фонда капитального ремонта, накапливаемых собственниками за счет регулярных взносов и за счет средств областного бюджета, путем предоставления субсидий в размере 20% от стоимости выполненных услуг и (или) работ.
С этой целью принят ряд нормативных правовых и правовых актов Тюменской области, необходимых для обеспечения своевременного проведения капитального ремонта.
Ключевая роль в новой системе капитального ремонта отведена некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на выполнение работ и (или) услуг по проведению капитального ремонта, образованных в форме Фонда. Постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2013 N 580-п создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тюменской области".
Реализация мероприятий по капитальному ремонту жилищного фонда позволит к концу 2020 года улучшить жилищные условия 220 тыс. человек.
На протяжении последних лет значительные средства областного бюджета направляются на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов.
Благоустройство дворовых территорий предполагает комплексный подход к улучшению функциональных возможностей придомовой территории, а также улучшение эстетического восприятия. Улучшение функциональных возможностей территории достигается, в частности, за счет создания удобной сети пешеходных дорожек и тротуаров, малых архитектурных форм, детских площадок, скамеек, клумб и т.д.
В целях создания единой системы кадрового обеспечения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Правительством Тюменской области реализуется План мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров муниципальных образований и организаций жилищно-коммунального комплекса Тюменской области на 2011 - 2016 годы (далее - План), утверждённый распоряжением от 13.02.2012 N 161-рп, который разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N Пр-3463ГС, в соответствии с приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 07.10.2011 N 485.
Планом предусматривается реализация мер, направленных на:
- подготовку кадров для жилищно-коммунального комплекса;
- профессиональную переподготовку, повышение квалификаций специалистов для предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса;
- профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов муниципальных образований в сфере жилищно-коммунального комплекса.
В рамках реализации Плана сформирован новый механизм планирования подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе внешнего прогноза, использования технологий проведения количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации.
Оптимизация систем теплоснабжения. Строительство, реконструкция и ремонт котельных
Строительство блочных автономных котельных взамен неэффективных, а также реконструкция и ремонт котельных с заменой неэффективного котлового и насосного оборудования позволит ликвидировать сопутствующие затраты и повысить эффективность отрасли теплоснабжения. Основными мероприятиями, оказывающими существенное влияние на повышение эффективности в области теплоснабжения региона, реализация которых носит приоритетный характер, являются следующие:
- замена котлов отопительных на более энергоэффективные, с КПД не менее 92% (работающие на природном газе), с КПД не менее 85% (работающие на твердом топливе), срок эксплуатации, которых составляет не менее 25 лет;
- замена газовых горелок на более энергоэффективные;
- замена сетевых и подпиточных насосов на энергосберегающие, с учетом сохранения рабочих характеристик (напор (Н,м), расход (Q, /ч));
- замена запорно-регулирующей арматуры на сетях и объектах теплоснабжения на более долговечную (краны шаровые, поворотные затворы);
- замена ламп накаливания, в котельных, на светодиодные;
- замена стальных трубопроводов тепловых сетей на трубопроводы из сшитого полиэтилена в пенополиуретановой изоляции, срок эксплуатации которых составляет не менее 50 лет;
- установка приборов учета тепловой энергии (источник выработки тепловой энергии, потребители);
- проведение мероприятий по наладке и регулировке систем теплоснабжения;
- автоматизация и диспетчеризация котельных;
- установка систем химической подготовки воды в системах теплоснабжения;
- снижению затрат тепловой энергии на собственные нужды (ремонт и утепление ограждающих конструкций зданий котельных, с применением энергосберегающих материалов);
- улучшение условий хранения твердого топлива, с целью повышения эффективности выработки тепловой энергии (склады, хранилища).
В результате анализа повышение коэффициента полезного действия котельного оборудования (котлы, теплообменное, водоподготовительное оборудование) позволит получить значительный эффект в части экономии расхода топлива и электроэнергии при выработке тепловой энергии.
Модернизация малоэффективного котельного оборудования, связанная с созданием в населенных пунктах Тюменской области объектов и инфраструктуры теплогенерации с использованием древесного сырья, в период 2013 - 2020 гг.
Одним из вариантов по снижению затрат на приобретение угля является замещение его "местными" видами топлива (отходы деревопереработки).
В Тюменской области осуществляют хозяйственную деятельность организации, основным видом деятельности которых является деревопереработка. В результате данной деятельности у вышеуказанных предприятий образуются отходы, которые возможно использовать в качестве топлива для котельных. Изучив структуру образования отходов выявлено, что наибольшую долю из них занимают щепа, опил, а также некондиционная древесина.
Учитывая, что существует необходимость доставки вышеуказанного топлива от мест его образования до планируемых к модернизации котельных, наиболее оптимальным для этого определена щепа в связи с тем, что данный вид древесного топлива обладает наибольшей теплотворностью, занимает меньший объем при перевозке, обладает незначительной стоимостью и может быть использован при автоматизированном процессе сжигания (шнековая подача).
При расчете эффективности перевода угольных и нефтяных котельных на древесное топливо выявлено, что древесное топливо обладает значительным преимуществом в цене (1 тонна условного топлива щепы - 1226,96 рублей, 1 тонна условного топлива угля - 4070,5 рублей). Вместе с этим, немаловажную роль в общих затратах на приобретение топлива играет стоимость его доставки до объекта теплогенерации.
В связи с этим, при рассмотрении вопроса топливообеспечения котельных необходимо минимизировать их удаленность от источников образования древесного топлива.
Для получения наибольшего экономического эффекта от перевода угольных и нефтяных котельных на древесное топливо, необходимо при их модернизации обеспечить выполнение следующих условий:
- установка котлов со сроком эксплуатации не менее 25 лет;
- установка теплообменников для работы котельной по независимой схеме;
- установка энергосберегающего насосного оборудования с частотно-регулируемым приводом;
- установка погодозависимой автоматики;
- автоматизация системы управления котельной;
- установка резервного источника электроснабжения;
- установка системы диспетчеризации (удаленного контроля за технологическими процессами) в целях исключения затрат на содержание обслуживающего персонала.
С учетом всех вышеуказанных критериев проведен анализ эффективности перевода 62 котельных, расположенных в 14 муниципальных образованиях на древесное топливо. В рамках анализа проведено сравнение существующих эксплуатационных затрат и расчетных затрат на эксплуатацию котельных после их перевода на древесное топливо. В результате анализа установлено, что затраты на приобретение топлива для котельных снизятся на 35,37 млн. рублей/год (68,8%). Экономия эксплуатационных затрат составит 35,8 млн. рублей/год.
Кроме того, в рамках работы рабочей группы по формированию условий, стимулирующих увеличение объемов использования низкотоварной древесины, отходов древесного сырья, в том числе в коммунальной и промышленной энергетике, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области сформирован перечень из 80 существующих котельных и потребителей в 15 муниципальных образованиях Тюменской области, которые могут быть переведены на пеллетное топливо при условии доступности цены пеллет с учетом доставки.
В основном в данном списке представлены убыточные котельные, не оборудованные средствами автоматизации. Основной вид топлива указанных котельных - уголь (67,5%).
Также в материалах анализа рассчитана оценочная потребность в пеллетном топливе в год, в зависимости от теплотворной способности пеллет.
Указанная информация направлена в адрес Департамента лесного комплекса Тюменской области, а также в адрес заинтересованных инвесторов с целью дальнейшей проработки вопроса.
Преимуществом древесных отходов является их CO2-нейтральность, низкое содержание серы, а также они являются возобновляемыми источниками энергии, использование которых отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целом же применение технологий по использованию в качестве топлива древесных отходов позволит существенно повысить энергетическую безопасность региона, уменьшить вредные выбросы в атмосферу, дать значительный импульс развитию экономики, в частности, сельского хозяйства, лесопереработки, лесопользования.
Мероприятия, направленные на повышение надежности и эффективности систем энергоснабжения (строительство, реконструкция и техническое перевооружение электросетевого комплекса)
Мероприятия по развитию энергосистемы реализуются в соответствии с утвержденными инвестиционными программами субъектов энергетики.
В Тюменской области действуют следующие инвестиционные программы в сфере электроэнергетики:
- инвестиционная программа ОАО "ФСК ЕЭС" на 2015 - 2019 годы (утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 31.10.2014 N 807);
- инвестиционная программа ОАО "Тюменьэнерго" на 2015 - 2019 годы (утверждена приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 05.11.2014 N 820);
- инвестиционная программа по развитию электрических сетей ОАО "СУЭНКО" на 2010 - 2017 годы (утверждена приказом Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 16.04.2012 N 205).
Реализация мероприятий, предусмотренных инвестиционными программами, позволяет не только обеспечить надежное тепло и электроснабжение областного центра, предупредить возникновение дефицита электроэнергии, но и гарантировать перспективное развитие всех отраслей промышленности в Тюменской области.
Основными направления развития электроэнергетики Тюменской области являются:
1. Стабилизация процессов обновления и роста производственных мощностей и надежное энергоснабжение хозяйственного комплекса области и социальной сферы в условиях прогнозируемого экономического развития и увеличения объемов энергопотребления;
2. Создание технических основ надежного энергоснабжения и гарантированного доступа всех субъектов экономической деятельности к источникам электрической энергии, а источников - к сетям.
Основные задачи развития электроэнергетики Тюменской области:
1. Развитие электросетевого комплекса в соответствии с генеральными планами развития населенных пунктов;
2. Реконструкция и техническое перевооружение основных фондов электростанций и сетевого комплекса;
3. Разработка и реализация комплекса мер по энергосбережению и снижению энергоемкости производства электрической и тепловой энергии.
Кроме того, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области ведется работа, направленная на оптимизацию процедур подключения новых объектов к электрическим сетям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 N 570-р "Об утверждении перечней показателей оценки эффективности деятельности и методик определения целевых значений показателей оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года), а также в соответствии с пунктом 2а перечня поручений Президента Российской Федерации от 12.11.2016 N Пр-2347ГС "Внедрение целевой модели по направлению "подключение (технологическое присоединение) к электрическим сетям" определены следующие показатели:
- "Предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения";
- "Предельный срок подключения энергопринимающих устройств потребителей (до 150 кВт) со дня поступления заявки на технологическое присоединение потребителя электроэнергии к энергетическим сетям до дня подписания акта о технологическом присоединении потребителя электроэнергии к энергетическим сетям";
- "Стоимость услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства".
Реконструкция водопроводных сетей
Основные мероприятия направлены на внедрение ресурсосберегающих технологий, ремонт, реконструкцию, модернизацию и строительство инженерных коммуникаций, замену ветхих сетей и сооружений, работы по оптимизации систем и схем обеспечения данной услугой.
Реконструкция и строительство водопроводных сооружений
В городах для предоставления качественных услуг водоснабжения проводятся мероприятия по реконструкции водопроводных очистных сооружений. Так, в 2017 - 2018 годы в г. Тобольске в рамках государственного-частного партнерства планируется завершение работ по реконструкции подземного Соколовского водозабора со станцией водоочистки и строительству подземного водозабора и водоочистных сооружений в прилегающем поселке Сумкино. В результате проведенной работы водоснабжения г. Тобольска будет осуществляться из подземных источников.
Реконструкция и развитие систем водоснабжения населенных пунктов
В связи с ростом темпов жилищного строительства и, соответственно ростом водопотребления, предусматриваются мероприятия по расширению водозаборных, водоочистных сооружений, устройству блочно-модульных станции очистки на сетях водоснабжения.
В Сладковском районе запланировано строительство межпоселковых водоводов, что позволит обеспечить качественной водой 7 населенных пунктов.
Для решения задачи предоставления качественных услуг по водоотведению и достижения показателей эффективности реализации программы на период до 2020 года в части развития и модернизации систем водоотведения требуется:
- строительство канализационных очистных сооружений в районных центрах Аромашево, Армизонское, Бердюжье, Вагай, Сорокино, Упорово, Юргинское, р.ц. Новый Уват и сельских населенных пунктах Заводоуковского, Ишимского, Тюменского, Исетского и Уватского районов;
- реконструкция канализационных очистных сооружений с увеличением производительности в р.п. Голышманово;
- строительство сетей и сооружений канализации в с. Нижняя Тавда;
- капитальный ремонт очистных сооружений в г. Ишим;
- проектирование очистных сооружений канализации в с. Уват, с. Ушаково Тюменского района.
Строительство новых и расширение существующих канализационных очистных сооружений позволит увеличить объемы жилищного строительства, развивать сетевую канализацию на не канализованных территориях, ликвидировать выгребы, снизить эксплуатационные затраты на вывоз жидких отходов. При этом, с целью предупреждения дальнейшего роста заболеваемости населения Тюменской области описторхозом, при разработке или корректировке проектной документации на строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений, в соответствии с СанПиНом 3.2.3215-14 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации", требуется предусматривать мероприятия по дезинвазии сточных вод и их осадков.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в ежегодном режиме проводится мониторинг значений показателей "Доля потерь воды при её передаче в общем объеме переданной воды", "Доля потерь тепловой энергии при её передаче в общем объеме переданной тепловой энергии", "Доля потерь электрической энергии при её передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии".
Внедрение композиционных материалов в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Необходимость широкого внедрения полимерных композиционных материалов и изделий из них в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлена комплексом их уникальных свойств, определяющих возможность широкого применения: высокие упруго-прочностные характеристики, коррозионная стойкость, а также хорошая устойчивость к воздействию кислотных и щелочных сред, химически активных веществ, ряд других эксплуатационных характеристик. В сочетании с высокой прочностью композиционные материалы обеспечивают соответствующим конструкциям и изделиям высокую эксплуатационную надежность и долговечность, что крайне имеет высокое значения для безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно проведенному анализу технических решений наиболее перспективным направлением внедрения композитных материалов в сфере жилищно-коммунального хозяйства является применение трубопроводов из сшитого полиэтилена для ремонта и модернизации тепловых сетей с рабочей температурой теплоносителя до 90 °С.
Организована работа по внедрению композиционных материалов на объектах, строительство которых ведется в рамках Программы, а также информационно-методическая деятельность по пропаганде внедрения композиционных материалов.
Повышение качества предоставляемых услуг по газоснабжению
Основная цель направления - повышение доступности и качества услуг по снабжению природным газом, что будет способствовать повышению уровня жизни населения и созданию условий для социально-экономического развития региона.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Расширение газораспределительной системы и повышение уровня газификации населенных пунктов Тюменской области, оптимизация загрузки существующих газораспределительных сетей и сооружений;
- Повышение надежности и безопасности предоставления услуг газоснабжения.
С целью повышения доступности природного газа для населения и организаций планируется расширение газораспределительной системы к еще не газифицированным населенным пунктам. При выборе первоочередных направлений развития газораспределительной сети учитываются такие факторы, как необходимость развития жилищного строительства, промышленности и сельского хозяйства, обеспечение реализации приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие агропромышленного комплекса", демографическая ситуация и местные особенности в разрезе населенных пунктов Тюменской области. А также необходимость осуществления мероприятий, направленных на повышение надежности газоснабжения населенных пунктов и обеспечению стабильного оказания качественных жилищно-коммунальных услуг населению.
Для расширения количества газифицированных населенных пунктов Тюменской области необходимо выполнение мероприятий по строительству новых и реконструкции действующих газораспределительных станций.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области от 14.08.2014 года N 90-од утверждена Программа газификации Тюменской области на 2014 - 2017 годы. Реализация мероприятий по газификации осуществляется за счет инвестиций организации - собственника единой системы газораспределения или его дочерних предприятий.
До 2020 года планируется построить около 1040,5 км газораспределительных сетей, которые не только позволят расширить газораспределительную систему Тюменской области, но и повысят уровень надежности и безопасности оказания услуги газоснабжения в области.
Помимо этого, планируется продолжать работы по строительству газораспределительных сетей внутри населенных пунктов Тюменской области. В первую очередь по тем населенным пунктам, по которым уже начата газификация. Приоритетным направлением также является развитие газификации в населенных пунктах, к которым имеется газораспределительная сеть. Всего при реализации данных мероприятий планируется обеспечить природным газом около 26 705 дворов (квартир) в 106 населенных пунктах Тюменской области.
Вместе с тем, в рамках Программы реализуются организационные мероприятия:
1. Совещания, заседания и другие мероприятия, связанные с осуществлением деятельности по развитию жилищно-коммунального хозяйства в Тюменской области.
2. Выставки (посещение выставок), посвященные жилищно-коммунальному хозяйству.
3. Подготовка информационных материалов о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области, о ходе реализации мероприятий государственной программы Тюменской области "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства" до 2020 года для освещения в средствах массовой информации.
4. Участие в работе видеоконференций, проводимых в Тюменской области, УФО, Минрегионе России по вопросам развития жилищно-коммунального хозяйства.
5. Пресс-конференция руководства Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области о строительстве (введении) и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства.
6. Участие руководства Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области в брифингах, круглых столах и семинарах, освещаемых СМИ.
7. Интервью в областных печатных изданиях с руководством Департамента жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области.
8. Мониторинг высокопроизводительных рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.