Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
Для осуществления данных полномочий в 1999 году образовано Управление записи актов гражданского состояния Тюменской области (далее - Управление ЗАГС) как самостоятельный исполнительный орган государственной власти Тюменской области. В настоящее время Управление ЗАГС действует на основании "Положения об Управлении записи актов гражданского состояния Тюменской области", утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.01.2008 N 3-п (с изменениями 24.02.2009 г., 18.01.2010 г., 10.10.2011 г., 23.04.2012 г., 04.05.2012 г., 05.07.2013 г.), утверждена структура органов записи актов гражданского состояния Тюменской области распоряжением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 N 126-рп "Об утверждении структуры и штатной численности Управления ЗАГС" (с изменениями 28.12.2007 г., 14.01.2008 г., 20.10.2009 г., 28.12.2009 г., 04.07.2011 г., 04.05.2012 г., 07.02.2013 г., 14.04.2014 г.) (рис. 1).
Рисунок 1
На территории Тюменской области организацию деятельности органов ЗАГС и государственную регистрацию актов гражданского состояния выполняют 109 государственных служащих и 34 муниципальных служащих, которые ежегодно регистрируют 67000 актов гражданского состояния (рис. 2) и выполняют более 160 000 юридически значимых действий.
Для этого действуют 24 органа ЗАГС: аппарат управления, 22 территориальных отдела ЗАГС, и орган ЗАГС в городе Тюмени.
Рисунок 2
Сравнительные данные по количеству актов гражданского состояния, зарегистрированных органами ЗАГС Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
Анализируя данные за период с 2002 по 2013 годы (рис. 2) можно сделать выводы, что демографические процессы в Тюменской области развиваются динамично и стабильно, ежегодно происходит увеличение регистрации актов гражданского состояния.
Рисунок 3
Сравнительные данные по количеству зарегистрированных актов о рождении и о смерти в Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
В Тюменской области с 2002 года сохраняется устойчивая тенденция - ежегодное увеличение рождаемости. В 2013 году органами ЗАГС Тюменской области зарегистрировано 23 867 актов о рождении, что на 1,1% больше, чем в 2012 году. Рождение в 2013 году составило 35,4% от общего количества актов гражданского состояния, зарегистрированных органами ЗАГС Тюменской области.
В 2013 году зарегистрировано 16 355 записей актов о смерти, что на 1,9% меньше по сравнению с 2012 годом. Акты о смерти составили 24,2% от общего количества актов гражданского состояния, зарегистрированных в 2013 году.
Количество регистраций рождений, начиная с 2007 года, превышает количество регистраций смерти, в 2013 году этот разрыв составил 7 512 человек. Тюменская область - один из благополучных субъектов Российской Федерации, данный факт отражают и демографические показатели.
Анализируя количество зарегистрированных браков и количество зарегистрированных расторжений браков можно сделать вывод, что практически половина зарегистрированных браков расторгается (рис. 4).
Рисунок 4
Сравнительные данные по количеству зарегистрированных актов о заключении и о расторжении брака в Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
Количество зарегистрированных браков в 2013 году увеличилось на 456 по сравнению с 2012 годом, или на 3,2% и составило 14 670 записей актов о заключении брака. На долю записей актов о заключении брака приходится 21,7% от общего количества зарегистрированных актов гражданского состояния в 2013 году.
В 2013 году составлено 7 845 записей актов о расторжении брака, что составляет немногим более половины от количества зарегистрированных браков.
В 2013 году зарегистрировано 3 714 актов об установлении отцовства, в сравнении с 2012 годом записей актов об установлении отцовства увеличилось на 0,4%. (рис. 5).
Рисунок 5
Сравнительные данные по количеству установлений отцовства, зарегистрированных органами ЗАГС Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
В 2013 году зарегистрировано 185 актов об усыновлении (удочерении). С 2005 года наблюдается устойчивая тенденция к снижению усыновления. 2013 год имеет самый низкий показатель количества зарегистрированных актов об усыновлении (удочерении).
Рисунок 6
Сравнительные данные по количеству зарегистрированных актов об усыновлении (удочерении) в Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
Количество записей акта о перемене имени нередко отражают различные процессы, происходящие в обществе. Например, обмен паспортов СССР, образца 1974 года, который начался в 1997 году. Повлияло на снижение количества записей акта о перемене в 2005 году увеличение суммы государственной пошлины в пять раз (рис. 7). В 2013 году зарегистрировано 877 записей акта о перемене имени, это на 9,1% больше по сравнению с 2012 годом. Перемена имени составляет 1,3% от общего количества актов гражданского состояния, зарегистрированных органами ЗАГС Тюменской области в 2013 году.
Рисунок 7
Сравнительные данные по количеству записей актов о перемене имени, зарегистрированных органами ЗАГС Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
Органами ЗАГС производится большое количество других юридически значимых действий: выдача повторных свидетельств и справок о регистрации актов гражданского состояния, проставление апостилей (упрощенная легализация документов), внесение изменений в записи актов гражданского состояния. Так за 2013 год зарегистрировано 67 513 актов гражданского состояния и произведено 180 423 юридически значимых действий.
Рисунок 8
Сравнительные данные по количеству повторных свидетельств, выданных органами ЗАГС Тюменской области за период с 2002 по 2013 годы
На количество повторно выдаваемых свидетельств о регистрации актов гражданского состояния влияют: установление различных льгот гражданам, обмен паспортов, предоставление гражданства, начисление пенсий и др.
Проставление апостиля на документы, выданные органами ЗАГС в Российской Федерации, начато с 1992 года после присоединения России к Конвенции от 05.10.1961 г., подписанной в Гааге и отменяющей требования легализации иностранных официальных документов.
Рисунок 9
Сравнительные данные по количеству апостилей, проставленные с 2002 по 2013 годы на документы, выданные органами ЗАГС Тюменской области
Органами ЗАГС Тюменской области вносится большое количество исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния на основании решений судов, извещений и заключений органов ЗАГС Российской Федерации и других, предусмотренных законодательством оснований (рис. 10). Управлением ЗАГС в 2013 году внесено 23 501 изменений во вторые экземпляры записей актов гражданского состояния.
Рисунок 10
Сравнительные данные по количеству извещений о внесении изменений в записи актов гражданского состояния, поступивших и исполненных в Управлении ЗАГС за период с 2002 по 2013 годы
В архиве Управления ЗАГС находится около 40 тысяч актовых книг, самые ранние записи актов гражданского состояния датированы 1918 годом.
Архивы органов ЗАГС хранят уникальную родословную районов, городов области, других субъектов России и иностранных государств. Данная информация обладает большой ценностью не только для истории, но и является постоянным источником правоустанавливающих документов для жителей области, других субъектов России и иностранных государств.
До 1996 года в архивный фонд Управления ЗАГС поступали актовые книги отделов ЗАГС Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Ежегодно в архивный фонд Управления ЗАГС поступает порядка 500 актовых книг *(1).
В органах ЗАГС должны быть созданы оптимальные условия для хранения актовых книг: выделено отдельное помещение под архивохранилище, исключена возможность доступа посторонних лиц к актовым книгам, так как информация в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) является конфиденциальной.
По вопросу сохранности книг записей актов гражданского состояния основным из требований является наличие отдельного помещения архива ЗАГС, пожарно-охранной сигнализации, соблюдение правил пожарной безопасности, создание условий по температурному и влажностному режиму.
В настоящее время архив Управления ЗАГС содержит более 6 000 000 записей актов гражданского состояния, включая записи актов гражданского состояния, составленные в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах до 1996 года. Более 4 000 000 актовых записей хранятся в электронном виде. Электронный архив необходим для осуществления перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, для предоставления сведений через систему межведомственного электронного взаимодействия, для предоставления государственных услуг органов ЗАГС качественно и оперативно.
Органы ЗАГС предоставляют информацию для различных органов: статистики, налоговых, пенсионный фонд, правоохранительные органы, органы социальной защиты и многие другие (рис. 11).
Рисунок 11
Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, передаваемые органами ЗАГС Тюменской области в различные органы, организации и учреждения в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации
*(1) Актовая книга - сброшюрованные записи актов гражданского состояния в количестве 250 листов.
Кроме того, органы ЗАГС взаимодействуют и с другими организациями на основе требований законодательства или в связи со служебными отношениями (рис. 12).
Рисунок 12
Взаимодействие органов ЗАГС Тюменской области с другими организациями
Эффективная деятельность органов ЗАГС во многом зависит от кадрового потенциала.
Управление ЗАГС уделяет большое внимание работе с кадрами. Если в 2002 году, т.е. с момента образования Управления ЗАГС, как юридического лица, в органах ЗАГС трудилось 33,0% работников со средним специальным образованием, то в настоящее время - 2,1%.
Для надлежащего исполнения своих обязанностей работники органов ЗАГС постоянно повышают квалификацию.
Возрастной состав сотрудников органов ЗАГС Тюменской области различный, присутствуют все возрастные группы граждан, но больше половины работников от 30 до 50 лет (рис. 13).
Рисунок 13
Численность работающих в органах ЗАГС Тюменской области по возрастному признаку (чел./%) на 2013 год
Из 143 работающих в органах ЗАГС юга Тюменской области в возрасте до 30 лет - 19 человек (13,3%), от 31 до 40 лет - 43 человека (30%), от 41 до 50 лет - 54 человека (37,8%), от 51 до 60 лет - 27 человек (18,9%). Представленный анализ позволяет определить условия по созданию конкурентно способной среды и привлечения молодых специалистов.
По мере необходимости проводятся конкурсы на включение в кадровый резерв и на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Тюменской области. Управлением ЗАГС сформирован в установленные сроки кадровый резерв.
В целях определения соответствия государственных гражданских служащих замещаемой должности государственной гражданской службы проводятся аттестации государственных гражданских служащих согласно законодательству, а также проводятся квалификационные экзамены государственных гражданских служащих при решении вопроса о присвоении им классного чина.
На качественное составление актов гражданского состояния влияет обеспеченность сотрудников органов ЗАГС современной оргтехникой. С 1995 года органы ЗАГС перешли на автоматизированную систему регистрации актов гражданского состояния. В настоящее время работают на программе - "Находка ЗАГС", ежегодно проводятся мероприятия по доработке ведомственных информационных систем Управления ЗАГС в соответствии с требованиями на присоединение к СМЭВ Тюменской области.
Постоянно идет обновление компьютерного оборудования. В 2013 году произведена замена 32 рабочих станций. В 2014 году в замене нуждаются 16 рабочих станций (рис. 14).
Рисунок 14
Обеспеченность сотрудников органов ЗАГС оргтехникой
В настоящее время 22 отдела ЗАГС обеспечены мебелью на 100%, 1 отдел на 90 - 95% (отдел укомплектован мебелью, требующей замены), 1 отдел на 60%, так как в данном отделе (Абатский отдел ЗАГС) отсутствует помещение.
Вместе с тем материально-техническая база органов ЗАГС в целом не достаточна и не в полной мере отвечает требованиям законодательства. Существует большая проблема в обеспечении органов ЗАГС Тюменской области надлежащими помещениями.
Помещение отдела ЗАГС должно соответствовать следующим требованиям Федерального закона:
Обеспечение регистрации брака в торжественной обстановке (Ст. 27) - наличие зала для проведения торжественных регистраций браков и других помещений для этих целей;
Обеспечение тайны усыновления (Ст. 47) - необходимо наличие отдельного кабинета. Можно использовать кабинет начальника отдела ЗАГС;
Ст. 76, ст. 77 "Условия и место хранения актовых книг" - наличие отдельного архивохранилища для столетнего хранения актовых книг (табл. 1).
Таблица 1
Помещения органов ЗАГС по степени соответствия требованиям законодательства
Нормативы по площади органов ЗАГС отсутствуют. Для того чтобы привести помещения органов ЗАГС Тюменской области в соответствие с требованиями законодательства требуется 226700 тыс. рублей (таблица N 2).
Таблица 2
Анализ состояния помещений органов ЗАГС и финансовые затраты, пути решения по приведению их в соответствие с требованиями законодательства
Наименование органа ЗАГС |
Нормативное обеспечение |
Фактически занимаемая площадь кв. м |
Пути решения и их финансовое обеспечение (без текущего содержания) |
||||
зал |
усыновление |
архив |
Аренда, реконструкция, строительство |
кв. м |
тыс. руб. |
||
Абатский |
|
+ |
|
93,6 |
Аренда другого помещения |
140 |
8500 |
Армизонский |
+ |
+ |
+ |
151 |
|
|
|
Аромашевский |
+ |
|
+ |
120 |
Аренда другого помещения |
200 |
10000 |
Бердюжский |
+ |
+ |
+ |
160 |
|
|
|
Вагайский |
+ |
+ |
+ |
171 |
|
|
|
Викуловский |
+ |
+ |
+ |
238 |
|
|
|
Голышмановский |
+ |
+ |
+ |
140 |
|
|
|
Заводоуковский |
+ |
+ |
+ |
492 |
|
|
|
Исетский |
+ |
+ |
+ |
228 |
|
|
|
Ишимский |
+ |
+ |
+ |
596 |
|
|
|
Казанский |
+ |
+ |
|
235 |
Аренда дополнительного кабинета или аренда другого помещения |
30 |
100 |
Нижнетавдинский |
+ |
+ |
+ |
107 |
|
|
|
Омутинский |
+ |
+ |
|
153 |
Аренда доп. кабинета |
30 |
100 |
Сладковский |
+ |
+ |
+ |
246 |
|
|
|
Сорокинский |
|
|
|
34 |
Строительство нового здания |
200 |
100000 |
Тюменский районный |
+ |
+ |
+ |
470 |
|
|
|
Уватский |
|
+ |
+ |
79 |
Строительство нового здания |
200 |
100000 |
Упоровский |
+ |
+ |
+ |
119 |
|
|
|
Юргинский |
+ |
+ |
+ |
157 |
|
|
|
Ялуторовский |
+ |
+ |
+ |
294 |
|
|
|
Ярковский |
|
+ |
+ |
52 |
Аренда другого помещения |
260 |
8000 |
Тобольский |
+ |
+ |
+ |
2010 |
|
|
|
Управление ЗАГС Тюменской области |
|
|
+ |
522 |
|
|
|
Комитет ЗАГС Администрации г. Тюмени |
+ |
+ |
+ |
3129 |
|
|
|
Всего: |
|
|
|
9996,6 |
|
1060 |
226700 |
Из анализа состояния помещений (табл. 1 и табл. 2) следует, что не отвечают требованиям законодательства помещения Абатского, Сорокинского, Уватского, Ярковского отделов ЗАГС.
Отсутствуют варианты размещения Сорокинского, Уватского, Ярковского отделов ЗАГС.
Частично соответствуют требованиям законодательства помещения Аромашевского, Казанского, Омутинского отделов ЗАГС. Для того чтобы помещения данных отделов ЗАГС соответствовали требованиям законодательства необходимо арендовать дополнительно к имеющимся помещениям по одному кабинету и сделать в них ремонт.
По праву владения органы ЗАГС можно классифицировать:
16 органов ЗАГС (67%) занимают помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований;
1 орган ЗАГС (4%) - помещение, находящееся в частной собственности: Управление ЗАГС;
7 органов ЗАГС (29%) - помещения, находящиеся в областной собственности: Вагайский, Заводоуковский, Ишимский, Тюменский районный отделы ЗАГС, Тобольский отдел ЗАГС, Сладковский отдел ЗАГС, комитет ЗАГС Административного департамента Администрации г. Тюмени (рис. 15).
Рисунок 15
Помещения органов ЗАГС по праву владения
Состояние помещений органов ЗАГС определяется следующим образом (табл. 3)
Таблица 3
Помещения, не требующие ремонта |
Ремонт помещений в 2014 г. |
План по ремонту на 2015 г. |
План по ремонту на 2016 г. |
План по ремонту на 2017 г. |
Уватский ОЗАГС Вагайский ОЗАГС Викуловский ОЗАГС Сорокинский ОЗАГС Казанский ОЗАГС Омутинский ОЗАГС Ярковский ОЗАГС Сладковский ОЗАГС Бердюжский ОЗАГС Тобольский ОЗАГС Аромашевский ОЗАГС Комитет ЗАГС г. Тюмени |
Управление ЗАГС Ишимский ОЗАГС |
Ишимский ОЗАГС Армизонский ОЗАГС Заводоуковский ОЗАГС Нижнетавдинский ОЗАГС Упоровский ОЗАГС |
Нижнетавдинский ОЗАГС Упоровский ОЗАГС Исетский ОЗАГС Юргинский ОЗАГС |
Исетский ОЗАГС Юргинский ОЗАГС Ялуторовский ОЗАГС Тюменский районный ОЗАГС |
Строительство: Уватский ОЗАГС Сорокинский ОЗАГС Ярковский ОЗАГС |
Проблема обеспечения надлежащими помещениями органов ЗАГС может быть решена путём реконструкции существующих помещений, арендой, приобретением или строительством новых помещений.
По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года реализация долгосрочной целевой программы "Основные направления развития органов записи актов гражданского состояния Тюменской области" была признана эффективной.
Плановый объем ассигнований программы на 2013 год составил 182 992 тыс. рублей. Фактическое исполнение по программе составило - 182 992 тыс. рублей или 100% к годовому финансированию программы.
Из 6 показателей программы 2 показателя не достигли плановых значений:
"Доля помещений органов ЗАГС, отвечающих нормативным требованиям, %" - 81,5% при плановом значении 85,5%.
"Доля документов, хранящихся в оптимальных условиях, %" - 95% при плановом значении 96%.
Значения показателей обусловлены тем, что Абатскому отделу ЗАГС не предоставлено помещение (не завершен процесс переоформления помещения из федеральной собственности в муниципальную), отвечающее нормативным требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.