Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Тюменской области от 11 июня 2015 г. N 250-п настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 22 декабря 2014 г. N 674-п
Государственная программа
Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" до 2020 года
11 июня 2015 г.
Паспорт
государственной программы Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" до 2020 года
Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы |
Распоряжение Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 698-рп "О разработке прогноза социально- экономического развития Тюменской области и проекта закона Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" |
|||||
Дата и номер правового акта об утверждении Программы |
Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 674-п |
|||||
Государственный заказчик Программы |
Департамент недропользования и экологии Тюменской области |
|||||
Разработчик Программы |
Департамент недропользования и экологии Тюменской области |
|||||
Цель Программы |
Цель "Обеспечение развития, рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области" |
|||||
Задачи Программы |
Задача 1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы Тюменской области и ее развития |
|||||
Задача 2. Охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов Тюменской области | ||||||
Сроки реализации Программы |
2015 - 2020 годы |
|||||
Объемы финансирования Программы из областного бюджета, тыс. руб. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
51119,9 |
16850 |
16850 |
16850 |
16850 |
16850 |
|
Показатель цели реализации Программы "Уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов", %. |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
1. Характеристика геологоразведочной, нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей отраслей
Полномочия в сфере недропользования, отнесены к ведению Тюменской области, как субъекта Российской Федерации, Конституцией РФ, Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации".
Конституция РФ ст. 72
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"
Участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
Разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
Создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;
Участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
Составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
Распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
Установление порядка пользования участками недр местного значения;
Защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
Участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
Участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
Организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
Регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации".
осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.
В соответствии с Положением о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, Департамент недропользования и экологии Тюменской области (далее - Департамент) является государственным органом исполнительной власти Тюменской области, осуществляющим реализацию государственных полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии.
Государственная программа Тюменской области "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с закрепленными полномочиями и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп.
Цель и задачи Программы совпадают с целями и задачами государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 322, в части воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. Показатель цели Программы определен в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" и полномочиями Тюменской области в сфере отношений недропользования.
Достижению Стратегической цели Тюменской области:
рост уровня жизни населения вследствие инновационного социально-ориентированного развития Тюменской области на основе оптимального использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации производительных сил области, будет способствовать реализация Цели Программы посредством влияния получаемых результатов на решение следующих стратегических приоритетов и задач:
1. Обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития области:
- повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий;
- повышение инвестиционной привлекательности экономики;
- развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров.
2. Повышение уровня и качества жизни населения:
- улучшение состояния окружающей (в т.ч. геологической) среды.
3. повышение безопасности жизни населения:
- обеспечение безопасности населения и территорий области от угроз природного и техногенного характера.
В 2014 году утвержденный объем финансирования Программы составлял 93 455,01 тыс. рублей, освоение бюджетных ассигнований составило 93 318,93 тыс. рублей или 99,85%.
По итогам реализации Программы, степень достижения плановых значений 100% и более отмечается у трех показателей:
- уровень компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов (256%);
- уровень обеспечения требуемой потребности населенных пунктов Бердюжского, Уватского, Юргинского районов и г. Тюмени в запасах пресных подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения (100%);
- доля устраненных в установленные сроки нарушений законодательства в сфере недропользования по результатам государственного экологического контроля в общем количестве выявленных нарушений (100,3%).
Два показателя не достигли плановых значений:
- доля месторождений (участков недр) водоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей, с оценкой (переоценкой) и государственной экспертизой запасов пресной подземной воды, используемой для питьевого водоснабжения населения, выполненной за счет государственной поддержки в форме субсидии, в общем количестве месторождений (участков недр), на оценку (переоценку) запасов пресной подземной воды, которых водоснабжающие организации имеют право получения государственной поддержки в форме субсидии.
Итоговое значение показателя составило 97,6% при плановом годовом - 100%;
Отклонение фактического значения показателя от планового связано с заключением двух договоров на 2014 - 2015 годы (переходящие) с завершением работ по оценке и государственной экспертизе запасов пресной подземной воды в 2015 году.
- Доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин от количества скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке.
Итоговое значение показателя составило 83,7% при плановом годовом - 100,0%;
Отклонение фактического значения показателя от планового связано с тем, что по результатам инвентаризации и обследования скважин в Бердюжском, Омутинском, Сорокинском, Уватском и Юргинском районах в 2014 году, было выявлено большее, чем планировалось количество бесхозяйных скважин. Показатель рассчитывается как накопленный процент ликвидированных скважин от перечня бесхозяйных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации, по результатам инвентаризации 2003 - 2004 годов и повторных обследований в 2006 - 2008, 2011 - 2014 годах.
Фактическое количество ликвидированных скважин соответствует запланированному контрактами и в 2014 году составляет 36 скважин, по состоянию на 01.01.2015 года ликвидирована 581 скважина (нарастающим итогом с 2005 года).
По результатам оценки эффективности и результативности реализации Программы по итогам 2013 года, программа отнесена к умеренно эффективной.
Основу минерально-сырьевого комплекса Тюменской области составляют залежи нефти и газа и месторождения общераспространенных полезных ископаемых (кирпичные и керамзитовые глины, песчано-гравийные смеси, строительные пески, сапропель, торф). В части углеводородного сырья формируется новый центр российской нефтедобычи: за последние 9 лет открыто 25 новых месторождений углеводородов, из них два, Верхне-Лумкойское и Таврическое, в 2014 году.
Основные проблемы геологоразведочной и добывающей отраслей
Низкая и неравномерная геологическая изученность территории;
Отсутствие эффективных мер воздействия на недропользователей, нарушающих условия лицензионных соглашений;
Недостаточный контроль за проявлениями опасных экзогенных геологических процессов в условиях ежегодного возрастания техногенной нагрузки.
Геологоразведочная отрасль
Изученность бурением и современными методами сейсморазведки Тюменской области весьма неравномерна, если на распределенном фонде недр, занимающем 28% от общей площади территории области проведено 32 тыс. сейсморазведочных работ МОГТ 2Д, то на нераспределенном фонде недр - всего 26 тыс. .
Таблица 1
Изученность Тюменской области геологоразведочными работами по состоянию на 01.01.2015
Параметр |
Единицы измерения |
Распределенный фонд недр |
Нераспределенный фонд недр |
Итого |
Площадь территории |
тыс. |
45 |
115 |
160 |
Сейсморазведка 2Д |
тыс. км |
32,6 |
26,3 |
58,9 |
Сейсморазведка 3Д |
тыс. |
10,9 |
0,1 |
11 |
Поисково-разведочное бурение |
тыс. м |
961,8 |
334,2 |
1296 |
Поисково-разведочное бурение |
скв. |
338 |
146 |
484 |
Изученность сейсморазведкой 2Д |
км/ |
0,72 |
0,23 |
0,37 |
Изученность сейсморазведкой 3Д |
/ |
0,24 |
0,00 |
0,07 |
Изученность бурением |
м/ |
21 |
3 |
8 |
Изученность бурением |
скв./тыс. |
7,5 |
1,3 |
3 |
В результате проведенного комплекса геологоразведочных работ на 01.01.2015 в Тюменской области открыто 42 месторождения углеводородного сырья с начальными суммарными геологическими запасами категории АВС1+С2 1 797 134 тыс. т. Все выявленные запасы административно расположены на территории Уватского района.
Таблица 2
Начальные запасы нефти Тюменской области по состоянию на 01.01.2015 (по предварительным данным)
тыс.т
|
АВС1 |
С2 |
|
Геологические |
712 251 |
1 084 883 |
1 797 134 |
Извлекаемые |
182 344 |
249 080 |
431 424 |
Перспективные извлекаемые ресурсы категории С3 по нефти составляют на 01.01.2015 - 400 810 тыс. тонн.
Целесообразность освоения нераспределённого фонда недр определяется необходимостью расширения ресурсной базы углеводородного сырья в Тюменской области и вовлечения этих ресурсов в хозяйственный оборот с целью создания новых рабочих мест и развития местной промышленности и инфраструктуры на территории, расположенной в более благоприятных климатических и географических условиях, по сравнению с северными округами области.
Динамика инвестиций в геологоразведочные работы на углеводородное сырье в Тюменской области отражена на следующем графике.
Рис.1
Динамика инвестиций в ГРР на УВ в Тюменской области, млн. руб.
Результаты выполнения объемов геологоразведочных работ 1 раз в год рассматриваются на межведомственной постоянно действующей комиссии по недропользованию (экспертной рабочей группе отдела геологии и лицензирования по Тюменской области Департамента по недропользованию по Уральскому Федеральному округу (Тюменьнедра). По результатам заседаний комиссии, к компаниям, не в полном объеме выполнившим лицензионные соглашения, принимаются меры:
- привлечение должностных и юридических лиц компаний нарушителей к административной ответственности;
- направление уведомлений о возможном досрочном прекращении права пользования недрами
- начало процедур досрочного прекращения права пользования недрами
- направление обращений надзорным органам о проведении проверок выполнения условий лицензионных соглашений предприятиями - недропользователями.
Рис.2
Количество действующих лицензий на право пользования недрами Тюменской области (УВ сырье) за период 2005 - 2015 годы
В 2014 году был проведен аукцион на получение права пользования недрами с целью геологического изучения (поиски, оценка), разведки и добычи углеводородного сырья Демьянского участка. По результатам аукциона право пользования получило ОАО "Сургутнефтегаз".
С целью геологического изучения предлагались к лицензированию 4 участка недр: Западно-Уватский, Сергеевский, Черкашинский, Новобобровский. В связи с поступлением двух и более заявок на участки, лицензии не оформлены. Участки должны быть выставлены на аукционы в последующие годы
С целью поддержания существующих в регионе темпов геологоразведочных работ на нефть и газ Правительство Тюменской области предусматривает развитие промышленно-инфраструктурного комплекса "Тобольский проект", который объединит группу лицензионных участков и месторождений углеводородов, расположенных в Тобольском, Вагайском и Уватском районах. Данный проект планируется реализовать (с привлечением одной или нескольких компаний) для создания общей инфраструктуры позволяющей эффективно разрабатывать низкорентабельные в настоящий момент нефтяные залежи с применением инновационных технологий в бурении, освоении и добыче нефти.
Начальные суммарные извлекаемые ресурсы углеводородов Тобольского проекта предварительно оцениваются в 300-400 млн. т., в том числе категории СЗ - 95 млн. т.
К лицензированию в Тюменской области в 2015 году предлагаются 3 участка недр на условиях аукциона:
1. Большой участок недр;
2. Новоендырский участок недр;
3. Новоурурный участок недр.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 13.07.2005 N 73-п Департамент осуществляет полномочия в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтегазохимии. Получение информации, дающей объективную оценку состояния минерально-сырьевой базы и отраслей ТЭК, на основе которой строятся краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития названных отраслей и соответствующие прогнозы социально-экономического развития региона, осуществляется в рамках мероприятий "Анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы Тюменской области" и "Мониторинг недропользования и охраны недр Тюменской области".
Твердые полезные ископаемые в Тюменской области представлены следующими видами: торф, сапропель, бурый уголь, осадочная железная руда, осадочная урановая руда, циркон-ильменитовые россыпи, редкие элементы в соленых озерах, кирпично-керамзитовая глина, песок стекольный, строительный, формовочный и кварцевый для силикатных изделий, супесь, суглинок.
В соответствии с установленными полномочиями основным направлением воспроизводства минерально-сырьевой базы являются общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ). К ОПИ относят неметаллические и негорючие полезные ископаемые, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона и служащие для удовлетворения нужд местного производства. В таблице 3 приведены запасы востребованных строительной индустрией Тюменской области, общераспространенных полезных ископаемых, стоящие на балансе. Включенные в программу мероприятия направлены на поиск песков строительных с модулем крупности более 2.0, в настоящее время поставляемых в область из субъектов Уральского Федерального округа.
Во исполнение Закона Российской Федерации от 21.02.1992 "О недрах" и постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых ...." в 2014 году проведено шесть раундов аукционов (41 участок) и один конкурс (один участок). На право пользования недрами с целью геологического изучения ОПИ, разведки и добычи ОПИ и геологического изучения, разведки и добычи ОПИ выдано 39 лицензий, по 9 лицензионным участкам проведена экспертиза запасов ОПИ. Общий прирост балансовых запасов составил 24,4 млн. , из них: песок - 9,5 млн. , суглинок - 1,7 млн. , глина - 13,2 млн. . Объем добычи ОПИ за 2014 год составил 7,5 млн. , в том числе песка - 5,8 млн. , глины - 1,7 млн .
Балансовые запасы общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области по состоянию на 01.01.2015 года, представлены в таблице 3.
Таблица 3
N п/п |
Вид полезного ископаемого, единица измерения |
Балансовые запасы ОПИ на 01.01.2015 |
|
А+В+С1 |
С2 |
||
1. |
Всего песок (тыс. ), в т.ч. |
314701 |
225271 |
|
песок (распред.фонд) |
129495 |
24530 |
|
песок (нераспред. фонд) |
185206 |
200741 |
2. |
Всего глина (тыс. ), в т.ч. |
241949 |
110831 |
|
глина (распред.фонд) |
53201 |
20405 |
|
глина (нераспред. фонд) |
188748 |
90426 |
3. |
Всего суглинок (тыс. ), в т.ч. |
20098 |
16776 |
|
суглинок (распред. фонд) |
14075 |
12783 |
|
суглинок (нераспред. фонд) |
6023 |
3993 |
4. |
Всего супесь (тыс. ), в т.ч. |
425 |
1574 |
|
супесь(распред.фонд) |
336 |
733 |
|
супесь (нераспред. фонд) |
89 |
841 |
5. |
Всего торф (тыс.т),в т.ч. |
1187766 |
714109 |
|
распределенный фонд |
1359 |
2262 |
|
нераспределенный фонд |
1186407 |
711847 |
6. |
Всего сапропель (тыс. ), в т.ч. |
|
|
|
сапропель (распред. фонд) |
911 |
391 |
|
сапропель (нераспред. фонд) |
0 |
0 |
При достаточной обеспеченности Тюменской области общими запасами песка, в области имеется высокая потребность в песках строительных с модулем крупности более 2.0, потребность в которых не покрывается собственной добычей и удовлетворяется за счет завоза из других регионов. Причинами этого являются геологические условия, а также отсутствие разведанных площадей, содержащих крупнозернистые пески.
Отсутствие подготовленных поисковых площадей, содержащих крупнозернистые пески, влияет на планомерное развитие организаций стройиндустрии и дорожного строительства. Данная ситуация особенно остро ощущается в Тюменском и Нижнетавдинском районах, где имеется недостаток подготовленных участков недр. Для строительной индустрии Тюменской области требуется большой объем песков (4-9 млн. в год) с высоким модулем крупности. Основной объем песка завозится из Пермского края и Свердловской области. При этом имеется возможность закрывать текущие потребности Тюменской области своими ресурсами (с применением современных технологий калибровки). Небольшой объем (не более 300 тыс. в год) добывается на территории Тюменской области. Добыча местного сырья экономически целесообразна и востребована.
Наиболее крупные месторождения высокомодульных песков выявлены в Заводоуковске и Юргинском районе Тюменской области. По результатам ревизионной оценки определено, что перспектива выявления новых месторождений на площади, прилегающей к железной дороге Заводоуковск-Новый Тап, не исчерпана, и отмечены перспективные участки на которых целесообразна постановка геологоразведочных работ с целью поиска месторождений песков с модулем крупности более 2.0.
Реализация полномочий Тюменской области по лицензированию прав пользования недрами в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществлялась в соответствии с законами Российской Федерации от 21.02.1992. N 2395-1 "О недрах" и от 06.10.1999 N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". По состоянию на 01.01.2015 для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых действовало 164 лицензий.
Большинство лицензионных участков выделено для проведения разведочных работ с последующей добычей песков и глины; наименее востребованы месторождения торфа, сапропеля и титан-циркониевые россыпи. Другие виды полезных ископаемых пока вообще не востребованы, в связи с тем, что их поиски связаны с большими затратами (бурый уголь, железные и урановые руды).
Для реализации Тюменской областью полномочий по распоряжению единым государственным фондом недр требуются количественные оценки, которые используются для обоснования планов и стратегий развития, для регулирования отношений недропользования, взаимодействия органов исполнительной власти области с хозяйствующими субъектами.
По состоянию на 01.01.2015 в области государственным балансом запасов учтено 95 месторождений и 338 участков вне месторождений стройматериалов с запасами более 920 млн. . Учитывая высокую степень урбанизации области, введения института собственности на землю, а также нахождение части месторождений в природоохранных и санитарно-защитных зонах, реальная обеспеченность промышленности местным минеральным сырьем значительно ниже. Кроме того, в связи с тем, что основная часть месторождений и проявлений строительных материалов была выявлена не в процессе целевых геологоразведочных работ, а во время инженерно-геологических съемок различного масштаба, они не имеют координатной привязки, что значительно затрудняет разработку планов строительства.
В 2013 году проведена ревизия состояния месторождений, т.е. выявление месторождений застроенных, затопленных, находящихся в зонах, где законодательно запрещены работы по добыче и пр., а также определение возможности использования минерального сырья для производства современных строительных материалов. Целью ревизионной оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых являлось обеспечение недропользователей участками недр с локализованными и разведанными запасами полезных ископаемых, количество и качество которых обеспечивают возможность постановки детальных геологоразведочных работ и получения прироста запасов промышленных категорий.
В результате ревизионной оценки месторождений ОПИ проведенной в пределах 21 муниципального района и 1 городского округа Тюменской области обследовано более 240 месторождений песка и глин, обеспечен прирост запасов в объеме более 80 млн. песка и 30 млн. глины. Полученный материал по ревизионной оценке дает в целом достаточно полное представление о минерально-ресурсном потенциале муниципальных образований Тюменской области.
Результаты работы переданы в Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области для использования в инвестиционной деятельности промышленных предприятий, субъектов предпринимательства.
Для обеспечения населения качественной питьевой водой требуется непрерывный государственный качественный и количественный мониторинг состояния подземных вод, инвентаризация фонда скважин, актуальная ресурсная оценка, а также соответствующие мероприятия по охране подземных вод.
Основными приоритетами гидрогеологических работ являются:
- обеспечение населения защищенными источниками питьевого водоснабжения, в том числе на период чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения, в том числе путем ликвидации выполнивших свое назначение скважин.
В рамках программы проводятся комплексные исследования на четырех наблюдательных полигонах государственного мониторинга подземных вод (ГМПВ) (рис.4), организованных за счет средств областного бюджета.
рис.4
- Тура-Тавдинский: площадью 4203 , расположен в пределах Тюменского и Нижнетавдинского районов, где интенсивно проявляются процессы подтопления территории и загрязнения подземной гидросферы. Техногенная нагрузка здесь представлена Тюменской промышленной зоной со всей ее инфраструктурой, крупными водозаборами, обеспечивающими водоснабжение областного центра (Тавдинским, Северо-, Восточно- и Западнокарагандинским), одиночными водозаборами, используемыми для добычи пресных вод для хозяйственно-питьевых целей и минеральных вод для лечебных целей, а также крупными полигонами захоронения ТБ и ПО (Велижанским, Московским) и участков ведения гидромелиоративных мероприятий. Назначение: комплексная оценка состояния и охрана подземных вод от загрязнения и истощения в условиях влияния промышленного техногенеза и интенсивной добычи подземных вод. На площади полигона действуют: 7 постов территориальной сети ГМПВ (65 нп), 2 поста локального мониторинга подземных вод (88 нп), 7 пунктов государственного мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО), 7 контрольных участков мониторинга земель, 4 стационарных поста сети мониторинга за состоянием атмосферного воздуха;
- Тобольский: площадью 1547 расположен в Тобольском районе на участке слияния рек Иртыш и Тобол. На территории полигона интенсивно развивается Тобольская селитебно-промышленная агломерация, включающая Тобольский нефтехимический комбинат, участки недропользования (групповые и одиночные водозаборы питьевых и минеральных вод), проходят трассы газо- и нефтепроводов, разведаны месторождения Черкашинское йодо-бромных промышленных вод, Соколовское и Сибиряковское пресных вод. Назначение: комплексная оценка состояния и охраны подземных вод в условиях влияния нефтехимического комплекса, нефте- и газопроводов. На площади полигона действуют: 2 наблюдательных поста территориальной сети ГМПВ (12 нп), 3 пункта ГМПВО, 1 контрольный участок мониторинга земель, 3 стационарных наблюдательных поста за состоянием атмосферного воздуха;
- Ишимский: площадью 2069 , расположен вдоль долины реки Ишим, от границы Казанского района с Республикой Казахстан до центральной части Ишимского района, включающего Ишимскую агропромышленную агломерацию. На территории полигона расположены участки групповых водозаборов подземных вод, несанкционированные свалки ТБО и ЖО, проходит трасса газопровода. Назначение: комплексная оценка состояния и охраны подземных вод от загрязнения и истощения в пределах агропромышленной зоны и в трансграничных условиях с Казахстаном. На площади полигона действуют: 2 поста ГМПВ (8 нп), 1 пункт (3 створа) ГМПВО, 3 контрольных участка мониторинга земель;
- Демьянский: площадью 3893 , расположен в бассейне реки Демьянка в Уватском районе. Охватывает территории нескольких лицензионных участков нефтеразведки, включая эксплуатируемое Кальчинское месторождение нефти, Кальчинские месторождения питьевых и технических подземных вод. На территории полигона расположены трассы нефте- и газопроводов, глубокие поисковые, разведочные, эксплуатационные скважины, одиночные водозаборы питьевых подземных вод. Назначение: комплексное изучение состояния и охраны подземных вод от загрязнения и истощения в условиях нефтеразведки и нефтедобычи. На площади полигона действуют: 1 пост (6 нп) территориальной сети ГМПВ, 1 пост (16 нп) локальной сети ГМПВ, 1 пункт мониторинга поверхностных водных объектов.
Питьевое водоснабжение населенных пунктов Тюменской области, в т.ч. г. Тюмени осуществляется как за счёт поверхностных, так и подземных вод. Ежесуточное водопотребление города на питьевые и технологические нужды составляет около 240 тыс. , в том числе: поверхностной воды р. Тура - (Метелевский водозабор - 164 тыс. /сут), подземной воды - Тавдинский и Велижанская группа водозаборов (76 тыс. /сут), т.е. 2/3 объёма водопотребления составляют поверхностные воды р. Тура. Поэтому, в случае возникновения аварийных ситуаций, связанных со сбросом неочищенных сточных вод в верховьях реки предприятиями Свердловской области, Тюмень может остаться без достаточного количества питьевой воды. В связи с этим, с целью повышения надежности обеспечения областного центра питьевой водой, в 2007 году на границе со Свердловской областью у д. Речкина (в 55 км выше по потоку от Метелёвского водозабора) была создана стационарная береговая автоматизированная станция контроля качества воды (СБАСК).
С целью комплексного изучения в трансграничных условиях компонентов окружающей среды, а также 2-х основных (подземных и поверхностных) источников питьевого водоснабжения г. Тюмени на базе существующей станции СБАСК в 2014 году будет организован Речкинский полигон ГМПВ. Критериями его создания являются:
- расположение в трансграничных условиях со Свердловской областью, т.к. основная часть водосборной площади большинства рек области находится на её территории. В случае аварийных ситуаций и сброса неочищенных сточных вод в верховьях рек предприятиями Свердловской области, Тюмень и другие населённые пункты области могут остаться без достаточного количества питьевой воды;
- изучение влияния загрязнённых речных вод на качество подземных вод путём создания нового наблюдательного поста за подземными водами. Это особенно важно, так как в долине р. Тура между д. Речкина и Метелёвским водозабором находятся Кулаковское и Труфановское месторождения питьевых подземных вод нераспределённого фонда недр, рекомендуемые в качестве резервных источников питьевого водоснабжения г. Тюмени.
В перспективе, функционирование вновь созданного Речкинского полигона ГМПВ позволит обеспечить органы власти информацией для своевременного принятия мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с водоснабжением г. Тюмени. Полученные сведения могут быть использованы также службой МЧС, органами власти разного уровня при решении вопросов, связанных с безопасным водопользованием и планированием хозяйственной деятельности, а также при решении межобластных спорных вопросов
Наблюдательные полигоны ГМПВ организованы с учетом расположения имеющейся сети наблюдательных постов государственного и локального мониторинга подземных вод, поверхностных водных объектов, стационаров и реперных участков мониторинга земель, метеопостов с целью ведения комплексной системы наблюдений за изменением состояния компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, снежного покрова, почв, поверхностных вод) и выявления источников и причин, влияющих на качество питьевых подземных вод для своевременной разработки профилактических мер защиты и обеспечения безопасного и рационального недропользования.
В границах полигонов поставлены работы по изучению и контролю за негативными экзогенными геологическими процессами (ЭГП), для чего привлекаются материалы дистанционного зондирования Земли (МДЗЗ). По результатам изучения решены следующие задачи:
- выявлены участки развития, границы проявлений и активизации негативных процессов, определены площади поражения и количественные показатели экзогенных геологических и инженерно-геологических процессов;
- установлены факторы развития и активизации экзогенных геологических и инженерно-геологических процессов, включая оценку техногенного воздействия;
- дается количественная оценка воздействия экзогенных геологических и инженерно-геологических процессов на инженерно-хозяйственные объекты.
В настоящее время при размещении различных промышленных объектов в Тюменской области возникают проблемы их водоснабжения. При проектировании не всегда учитываются гидрогеологические условия территории, что приводит впоследствии к "поискам" подходящего места с точки зрения снабжения объекта водой в объеме заявленной потребности и необходимого качества. Зачастую, места под размещение промышленных объектов оказываются бесперспективными в гидрогеологическом отношении. Добыча подземных вод в заявленном объеме воды не гарантируется.
В 2009 - 2012 годах обозначилась проблема со стабильным и соответствующим санитарным нормам хозяйственно-питьевым водоснабжением жителей некоторых районов Тюменской области. В населенных пунктах с преимущественно поверхностными источниками водоснабжения глубина озер в районе водозаборов снизилась до уровня 1,0 м и менее, в результате чего затруднился забор воды и ухудшилось ее качество. Часть водоемов полностью пересохла, другая в зимнее время перемерзает, в связи с этим питьевое водоснабжение осуществляется путем подвоза воды.
Решением данной проблемы на долгосрочный период является перевод систем водоснабжения на подземные источники.
Следует отметить, что ресурсный потенциал пресных подземных вод Тюменской области, используемых для питьевых целей, составляет 6 млн. /сут., что многократно превышает общую потребность в воде. Однако в связи с неравномерностью распределения ресурсов по площади и разной степенью геологической изученности не все районы области обеспечены ресурсами и запасами питьевых вод в достаточных для осуществления хозяйственно-питьевого водоснабжения.
В соответствии с поручением Губернатора Тюменской области Якушева В.В. от 14.09.2012 N 27/4.2/12 был сформирован перечень муниципальных образований, в которых с учетом критичности ситуации с водоснабжением населения и геологической изученности на текущий период, необходимо провести геологоразведочные работы по дополнительному изучению подземных водных источников с подсчетом запасов промышленных категорий, позволяющих строительство и эксплуатацию водозаборов.
Руководствуясь главой V. "Государственные гарантии обеспечения населения питьевой водой" Закона Тюменской области 26.09.2001 N 400 "О питьевом водоснабжении в Тюменской области", по решению Правительства Тюменской области в рамках программы проведены геологоразведочные работы по поиску месторождений пресной подземной воды для обеспечения требуемой водопотребности Бердюжского, Уватского, Юргинского районов и г. Тюмени.
По результатам геологоразведочных работ получены следующие результаты:
1. Уватский район. Запасы подземных вод промышленных категорий утверждены в объеме 3000 /сут - для с. Уват (правобережье), 200 /сут -для с. Ивановка.
2. Юргинский район. Запасы подземных вод промышленных категорий утверждены в объеме: с. Агарак - 294 /сут; с. Шипаково - 337 /сут; с. Новый Тап - 970 /сут; с. Лесное - 1071 /сут; с. Лабино - 291 /сут; с. Бушуево - 445 /сут.
3. Бердюжский район. Запасы подземных вод промышленных категорий утверждены в объеме: с. Бердюжье - 2400 /сут, с. Окунево - 300 /сут, с. Воробьево и д. Старорямова - 200 /сут.
4. г. Тюмень. Подтверждены запасы пресных подземных вод в объеме 450 тыс. /сут, позволяющие осуществить перевод водоснабжения областного центра полностью на подземные источники. Плановое завершение работ - 2 квартал 2015 года.
Ввод в эксплуатацию новых месторождений пресных подземных вод, защищенных от воздействия природных и антропогенных факторов, повысит качество потребляемой жителями области питьевой воды.
В целях гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в ресурсах подземных вод, их рационального использования, во избежание истощения и загрязнения, процесс использования подземных вод должен быть контролируемым. При этом действенным механизмом, позволяющим это эффективно осуществлять, является проведение регулярных обследований всех районов Тюменской области. Результаты обследования являются практически единственным источником информации о состоянии и использовании фонда эксплуатационных скважин, количестве отбираемой воды, наличии и состоянии бесхозяйных водозаборных скважин.
В рамках областной целевой программы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы и охрана недр Тюменской области" в 2003 - 2004 годах проведено обследование и инвентаризация гидрогеологических и водозаборных скважин в Тюменской области. Выявлено и обследовано 3703 скважины, из них 3635 пробуренных на пресные подземные воды и 68 - на минеральные. Из общего фонда обследованных скважин 792 скважины были признаны бесхозяйными. Реальную опасность в связи с возможностью случайного или намеренного проникновения через их устья любого рода загрязняющих или токсичных веществ в питьевые водоносные горизонты, создавая при этом угрозу здоровью населения, представляли не подлежащие дальнейшему использованию 744 скважины, из которых 502 расположены вблизи или в пределах населенных пунктов, а также в границах месторождений питьевых подземных вод. В соответствии с Законом РФ "О недрах" (ст. 22) и Правилами охраны недр (п.п. 153, 155, 156), скважины, не обеспечивающие эпидемиологическую безопасность населения и охрану недр, подлежат ликвидации, а указанные 502 скважины отнесены к подлежащим ликвидации в первоочередном порядке.
Выполненное обследование показало, что пользование недрами с целью добычи воды в области производится с многочисленными нарушениями законодательства о недрах, водного и экологического законодательств. По результатам повторных обследований и в процессе ликвидационных мероприятий части районов в 2006 - 2008 и в 2011 - 2014 годах, вновь выявлено 395 и не обнаружено на местности 115 скважин, выявленных в ходе первичного обследования. Возможно, они были снесены в результате хозяйственной деятельности, что подтверждает необходимость постановки ликвидационных мероприятий непосредственно после проведения обследования территории, пока сведения о скважинах актуальны.
Долгосрочной целевой (государственной) программой "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" в период 2005 - 2014 годов профинансировано работ по ликвидации скважин в объеме 51,36 млн. руб. По состоянию на 01.01.2015 года ликвидирована 581 скважина.
В таблице 4 приведен актуализированный перечень скважин, подлежащих первоочередной ликвидации по состоянию на 01.01.2015. Скважины, входящие в данный перечень, при наличии финансирования планируется ликвидировать в течение 2015 - 2020 годов.
Таблица 4
Данные о результатах инвентаризации и ликвидации бесхозяйных гидрогеологических и водозаборных скважин в Тюменской области
NN пп |
Административный район |
Количество бесхозяйных водозаборных скважин, выявленных по итогам инвентаризации 2003 - 2004 |
Количество вновь выявленных скважин по итогам инвентаризации 2006 - 2008, 2011 - 2014 годов |
Количество не обнаруженных скважин по итогам инвентаризации 2006 - 2008, 2011, 2012, 2013, 2014 годов и ликвидационных мероприятий |
Количество ликвидированных первоочередных скважин на 01.01.2015 |
Количество скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, оставленных для использования и дальнейшего оформления в хозяйственное ведение |
Количество бесхозяйных аварийных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации по итогам инвентаризации 2003 - 2004 годов с внесенными корректировками по итогам инвентаризации 2006 - 2008, 2011 - 2014 годов и ликвидационных мероприятий 2005 - 2014 годов |
1 |
Абатский |
11 |
|
4 |
7 |
|
0 |
2 |
Армизонский |
13 |
|
9 |
2 |
2 |
0 |
3 |
Аромашевский |
15 |
|
2 |
12 |
1 |
0 |
4 |
Бердюжский |
7 |
1 |
|
7 |
|
1 |
5 |
Вагайский |
21 |
5 |
1 |
22 |
3 |
0 |
6 |
Викуловский |
33 |
41 |
8 |
56 |
3 |
7 |
7 |
Голышмановский |
39 |
44 |
9 |
58 |
13 |
3 |
8 |
Заводоуковский |
22 |
72 |
16 |
52 |
22 |
4 |
9 |
Исетский |
27 |
37 |
10 |
53 |
1 |
0 |
10 |
Ишимский |
45 |
6 |
5 |
46 |
|
0 |
11 |
Казанский |
4 |
1 |
|
4 |
|
1 |
12 |
Нижнетавдинский |
72 |
47 |
|
72 |
13 |
34 |
13 |
Омутинский |
20 |
28 |
4 |
21 |
5 |
18 |
14 |
Сладковский |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
1 |
15 |
Сорокинский |
5 |
10 |
1 |
6 |
1 |
7 |
16 |
Тобольский |
50 |
31 |
12 |
58 |
11 |
0 |
17 |
Тюменский |
23 |
10 |
5 |
26 |
2 |
0 |
18 |
Уватский |
7 |
7 |
|
7 |
|
7 |
19 |
Упоровский |
24 |
2 |
10 |
12 |
4 |
0 |
20 |
Юргинский |
27 |
35 |
2 |
27 |
3 |
30 |
21 |
Ярковский |
27 |
5 |
12 |
19 |
1 |
0 |
22 |
Ялуторовский |
8 |
12 |
4 |
14 |
2 |
0 |
|
|
502 |
395 |
115 |
581 |
88 |
113 |
Программой предусмотрено завершение работ по повторной инвентаризации в 2015 году. В таблице 5 приведены планируемые к обследованию районы, ликвидация скважин в которых будет проводиться в ближайший полевой сезон после передачи в Департамент результатов анализа инвентаризации и обследования скважин по районам.
Таблица 5
План завершения работ по повторной инвентаризации и обследованию скважин
Год повторной инвентаризации |
Район |
Планируемое количество обследований, в том числе |
Год первичного обследования |
||
эксплуатируемых в/заборов, в т.ч. неустановленными недропользователями |
бесхозяйных скважин, с учетом ликвидации 2005 - 2013 годов |
минеральных скважин |
|||
2015 |
Вагайский |
60 |
17 |
0 |
2004 |
Аромашевский |
20 |
4 |
0 |
2004 |
|
Абатский |
10 |
10 |
2 |
2004 |
|
Армизонский |
19 |
6 |
0 |
2004 |
|
Всего |
|
109 |
37 |
2 |
|
Кроме того, результаты инвентаризации скважин показали практически 100% отсутствие подсчета запасов подземной воды на участках недр, эксплуатируемых в целях питьевого водоснабжения населения. Оценка запасов подземных вод является одной из мер, направленных на исключение истощения запасов воды и сохранения их природного качества.
В целях создания условий для обеспечения населения питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве, направленных на охрану здоровья граждан и повышение уровня жизни населения; с учетом финансового положения организаций жилищно-коммунального сектора, Правительством области было принято решение об оказании государственной поддержки таким предприятиям в форме субсидий. Субсидия, на безвозмездной и безвозвратной основе, предоставляется для возмещения расходов, произведенных предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, на оценку (переоценку) и экспертизу запасов пресных подземных вод. Принятое решение явилось стимулом и активизировало организации ЖКХ на оформление лицензий. С момента вступления в силу Постановления Правительства Тюменской области от 20.06.2011 N 195-п "О порядке предоставления государственной поддержки в форме субсидии водоснабжающим организациям и индивидуальным предпринимателям" было оформлено более 80 лицензий на добычу пресных подземных вод.
В 2014 году в Департамент поступило на рассмотрение 6 заявлений на получение государственной поддержки в форме субсидии на оценку (переоценку) и государственную экспертизу запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения. По результатам рассмотрения заявлений заключено 5 договоров о предоставлении субсидии на общую сумму - 9 995,291 тысяч рублей. Всего в период 2011 - 2014 год заключено 82 договора о предоставлении субсидии с общим объемом государственной поддержки - 126 118,781 тысяч рублей. По состоянию на 01.01.2015 по 80 договорам завершены работы по оценке и государственной экспертизе запасов месторождений пресных подземных вод, эксплуатирующихся на основании 99 лицензий, что позволяет избежать наложения штрафов на юридических лиц, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ в объеме от 17 000,0 до 28 500,0 тыс. рублей ежегодно. Следующие 25 лет водозаборы будут эксплуатироваться предприятиями на утвержденных запасах без нарушения одного из основных условий лицензии на право пользования недрами.
В 2015 году также предусмотрено финансирование государственной поддержки водоснабжающим организациям в форме субсидии.
Результаты реализации мероприятий, направленных на обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества, подтверждают целесообразность принятия совместных с федеральными надзорными органами и органами управления государственным фондом недр, мер, направленных на соблюдение законодательства о недропользования в области охраны недр и защиты питьевых подземных горизонтов от истощения. О сложившейся ситуации проинформированы Главы муниципальных районов, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области, Отдел геологии и лицензирования по Тюменской области Департамента по недропользованию по УФО (Тюменьнедра).
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Цель "Обеспечение развития, рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области" |
Задача 1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы Тюменской области и ее развития |
Задача 2. Охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов Тюменской области |
Поставленная цель и задачи достигаются за счет реализации мероприятий, направленных на охрану недр, документального подтверждения результатов государственного надзора в части объемов незаконной выработки карьеров, контроля за состоянием и развитием минерально-сырьевой базы области, в целях создания условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность Тюменской области для геологического изучения за счет собственных средств недропользователей.
В связи с реализацией в рамках Программы ежегодно повторяющегося перечня мероприятий, направленных на развитие, рациональное использование минерально-сырьевой базы и охрану недр Тюменской области, на протяжении всего периода 2015 - 2020 годы, выделение отдельных этапов реализации программы нецелесообразно.
3. Система основных программных мероприятий
Программные мероприятия включают в себя полевые и тематические работы. Тематические работы в одних случаях обосновывают необходимость геологоразведочных работ, в других случаях обобщают произведенные полевые работы.
Основные мероприятия программы были взаимоувязаны с федеральными работами еще на стадии подготовки областной целевой программы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области на период 2002 - 2004 гг", а также последующих программ и учитывают состояние изученности территории, геологическое строение и пр.
В 2004 году в целях дальнейшего геологического изучения недр была разработана и утверждена Распоряжением Администрации области от 11.10.04. N 811-рк ОЦП "Территориальная программа геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы Тюменской области на 2005 - 2010 г.г. (без территории автономных округов)". Эта программа легла в основу всех предыдущих редакций целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области".
В развитие принципа системности предусмотрен научный подход к последовательности постановки и проведения работ.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении 1.
4. Финансовое обеспечение программы
Источниками финансирования мероприятий, направленных на решение задач Программы, являются средства областного бюджета.
Общая потребность в средствах областного бюджета на реализацию Программы на 2015 - 2020 годы составляет 135369,9 тыс. руб.
Расходы по Программе на очередной финансовый год и на плановый период утверждаются законом об областном бюджете на соответствующие годы.
Сводная информация об общем объеме и источниках финансирования мероприятий, направленных на достижение цели Программы, в разрезе задач приведена в приложении 2 к Программе.
Объем финансирования рассчитан на основании методик, принятых в ОЦП "Территориальная программа геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы Тюменской области (без территории автономных округов) на 2005 - 2010 г.г.", утвержденной Распоряжением Администрации области от 11.10.04. N 811-рк.
Государственным заказчиком по всем программным мероприятиям является Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
5. Ожидаемые конечные результаты и показатели программы
Для оценки уровня достижения Цели и решения задач воспроизводства минерально-сырьевой базы, охраны недр и развития топливно-энергетического комплекса установлена система количественных показателей. Показатели и алгоритмы их расчетов приведены в приложениях 4 - 5 к Программе.
Конечные результаты реализации Программы заложены при установлении целевых значений показателей.
Ожидаемые результаты планируются с учетом реальности развития сырьевых секторов экономики и достоверности по срокам и темпам их достижения.
6. Оценка неблагоприятных факторов реализации программы
Основными неблагоприятными факторами, влияющими на достижение результатов Программы является снижение объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджета Тюменской области, недостаток средств финансирования геологоразведочных работ проводимых на лицензионных участках, возникший вследствие колебаний цен на сырьевые товары и техногенные риски.
Действие данных рисков может привести к:
- созданию недостаточного поискового задела и фонда прогнозных ресурсов, необходимых для прироста запасов полезных ископаемых в целях удовлетворения потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах.
- снижению водоотдачи и ухудшению экологического состояния месторождений подземных вод, повышению рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматриваются меры, направленные на уменьшение вероятности их воздействия:
- оптимизация по объемам и содержанию программных мероприятий, наиболее подверженных неблагоприятным факторам.
- развитие эффективной системы управления Программой на основе четкого распределения функций и ответственности;
- принятие срочных управленческих решений и привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
- проведение анализа исполнения Программы с дальнейшим пересмотром ее мероприятий и показателей результативности;
7. Механизм реализации программы
Управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик - Департамент недропользования и экологии Тюменской области.
Программа реализуется посредством исполнения программных и организационных мероприятий, описываемых разделами и приложениями программы.
Взаимоотношения Департамента с инвесторами, заказчиками и исполнителями программных мероприятий осуществляются на контрактной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд", а также нормативных правовых актов в сфере недропользования. Организационные мероприятия исполняются Департаментом.
Механизм реализации Программы представляет собой комплекс следующих взаимосвязанных мер:
1. Создание и совершенствование нормативной правовой базы в сфере недропользования, в т.ч. подготовка предложений о распоряжении совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр в Тюменской области и выделении совместно с Российской Федерацией участков недр федерального, регионального и местного значения.
2. Проведение организационных мероприятий, направленных на решение программных задач и достижение целей, в т.ч.:
- Участие полномочного представителя Департамента в составе межведомственных постоянно действующих комиссий по недропользованию (экспертных рабочих группах отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по УФО по Тюменской области (Тюмень недра) и Федерального агентства по недропользованию.
- Участие в решении задач по реализации федеральных и региональных комплексных целевых программ по вопросам недропользования, ТЭК, нефтегазопереработки и нефтегазохимии.
- Обеспечение органов государственной власти Тюменской области, федеральных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан информацией в области недропользования, ТЭК, нефтегазопереработки и нефтегазохимии.
- Участие в рассмотрении и согласовании предложений по размещению на территории области новых и реконструкции действующих предприятий и производств ТЭКа.
- Участие в подготовке Соглашений о сотрудничестве между Правительством Тюменской области и хозяйствующими субъектами в области недропользования и ТЭК.
- Участие в формировании стратегии развития нефтегазопереработки в области, формировании стимулирующих режимов, обеспечивающих утилизацию попутного, нефтяного газа в объемах, установленных целевыми программами Тюменской области.
- Участие в подготовке предложений по улучшению инвестиционного климата с целью привлечения отечественного и иностранного капитала в топливно-энергетический комплекс Тюменской области.
- Осуществление сбора, систематизации и хранения геологической информации, полученной за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, создание и ведение территориального фонда геологической информации.
- Предоставление геологической информации, полученной за счет средств областного бюджета.
- Формирование баланса запасов минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых.
- Формирование кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых.
- Ведение единой информационной базы данных лицензируемых видов минерально-сырьевых ресурсов Тюменской области.
- Осуществление регионального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр).
- Проведение заседаний научно-технического Совета Департамента по рассмотрению и принятию результатов работ по контрактам.
- Оказание государственных услуг:
- предоставление государственной поддержки в форме субсидий водоснабжающим организациям и индивидуальным предпринимателям;
- предоставление по результатам аукциона права пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- предоставление без аукциона права пользования участками недр местного значения для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- согласование нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы утвержденные в составе проектной документации при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения;
- проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
- Оказание консультационного, информационного содействия по вопросам оформления заявок и подготовки заявочных материалов на получение государственных услуг.
- Участие в подготовке ежегодного Доклада об экологической ситуации в Тюменской области.
- Участие в издании газеты "Охраняемая территория. Экологический вестник Тюменской области", учрежденной Департаментом.
- Участие в специализированных мероприятиях с участием СМИ (пресс-конференции, круглые столы, интервью, комментарии, прямые линии).
- Размещение информации на портале органов исполнительной власти Тюменской области.
- Организация, участие и проведение выставок, конференций, совещаний, семинаров в области ТЭК и недропользования.
- Оказание информационного, консультационного и методического содействия органам местного самоуправления и предприятиям по вопросам недропользования и ТЭК.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование бюджетных средств на реализацию программных мероприятий. Ежегодно по итогам реализации программных мероприятий, производится оценка эффективности исполнения программы и ее корректировка.
Контроль и анализ хода реализации мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - Департаментом.
8. Мониторинг реализации программы
Мониторинг результатов реализации программы осуществляет Департамент. В целях контроля и мониторинга результатов используются следующие источники:
- Календарные планы исполнителей программных мероприятий (по мере исполнения в соответствии с условиями контрактов);
- Заседания научно-технического совета Департамента (по мере проведения);
- Отчетные документы исполнителей программных мероприятий (по мере исполнения, но не реже чем 1 раз в год);
- Финансовая и бухгалтерская отчетность Департамента (1 раз в квартал);
- Отчеты недропользователей о выполнении лицензионных соглашений (1 раз в год);
- Информация органов государственной власти, осуществляющих контроль в сфере природопользования (по мере поступления);
В Департамент экономики Тюменской области предоставляются полугодовые и годовые отчеты по реализации программы.
Рассмотрение вопроса о ходе реализации государственной программы Тюменской области выносится на заседание Правительства Тюменской области, согласно Регламенту Правительства Тюменской области.
Словарь специальных терминов
Воспроизводство минерально-сырьевой базы |
Комплекс геологоразведочных работ, обеспечивающих обнаружение новых месторождений и/или новых запасов (прирост запасов) с целью компенсации их убыли за счет добычи либо других факторов. Состояние воспроизводства МСБ оценивается путем отношения объемов погашения запасов в результате добычи и списания к объемам прироста запасов категорий А+В+С1. При равенстве объемов прироста и погашения говорится о достижении состояния простого воспроизводства, при превышении прироста над погашением - о расширенном воспроизводстве. |
Геологоразведочные работы (ГРР) |
Полевые, камеральные, научно-исследовательские и тематические работы. Научно-исследовательские и тематические работы в одних случаях обосновывают, в других случаях обобщают произведенные полевые работы, в целях оптимизации последующего геологического изучения. |
Экзогенные геологические процессы (ЭГП) |
Экзогенные, или внешние геологические процессы - процессы вызывающие существенные изменения в поверхностной и приповерхностной частях земной коры. Эти изменения связаны с лучистой энергией Солнца, силой тяжести, непрерывным перемещением водных и воздушных масс, циркуляцией воды на поверхности и внутри земной коры, с жизнедеятельностью организмов и другими, в том числе связанными с инженерно-хозяйственной деятельностью человека, факторами. К опасным ЭГП относятся: речная боковая эрозия, оползневые и обвально-осыпные процессы, оврагообразование, возникновение оползней, обвалов, осыпей, подтопление, заболачивание и пр. |
Месторождение |
Природное скопление полезного ископаемого, которое в количественном и качественном отношении может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и в данных экономических условиях. |
Перечень общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) Тюменской области |
Глины (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина); гажа; пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы; сапропель (кроме используемого в лечебных целях); суглинки, супеси (кроме используемых в цементной промышленности); торф (кроме используемого в лечебных целях). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.