Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области
Существующую экологическую ситуацию в Тюменской области можно охарактеризовать как удовлетворительную. Тем не менее, имеются некоторые проблемы в области охраны окружающей среды:
- высокий уровень антропогенной нагрузки на окружающую природную среду;
- недостаточный уровень воспроизводства природных ресурсов, восстановления природных объектов после загрязнения;
- недостаточный уровень развития системы особо охраняемых природных территорий;
- недостаточный уровень экологической культуры населения.
Государственная программа Тюменской области "Основные направления охраны окружающей среды" до 2020 года (далее - Программа) содержит комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретных задач в области охраны окружающей среды. Программа обеспечивает единство действий заинтересованных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы для достижения поставленных целей.
Решение задач Программы и улучшение состояния окружающей среды способствуют достижению стратегической цели Тюменской области "Рост уровня жизни населения".
Стратегическая цель Тюменской области раскрывается через систему стратегических приоритетов области, включающей приоритет "Повышение уровня и качества жизни населения" (повышение уровня здоровья и безопасности жизни населения), определенный на основе требующих решения задач, включая задачу "Улучшение состояния окружающей среды".
Повышение уровня и качества жизни населения обеспечивается, в том числе в результате сокращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (строительство объектов природоохранного назначения, направленных на предотвращение загрязнения природных объектов; ликвидация накопленного экологического ущерба); проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера (мероприятия по защите населения от затопления паводковыми водами); осуществления экологического надзора за деятельностью предприятий; повышения оперативности и эффективности мер по предупреждению ухудшения качества окружающей среды; сохранения и развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В Тюменской области наиболее крупными реками, имеющими важное экономическое значение, в том числе как источники питьевого водоснабжения, являются: Иртыш, Тобол, Тура, Ишим, Тавда, Вагай, Пышма, Исеть, Демьянка.
В 2014 году в поверхностные водные объекты 72 предприятиями отведено 339,16 млн. сточных вод. Из их общего объема 70,6% составляют нормативно чистые, 3,2% - нормативно очищенные, 22,9% - недостаточно очищенные, 3,3% сбрасываются в водные объекты без очистки.
По сравнению с 2007 годом водоотведение в поверхностные водные объекты уменьшилось на 5% (17,91 млн. ), в первую очередь за счет сокращения на 14,4% сброса недостаточно очищенных (13,1 млн. ) сточных вод. Увеличился сброс нормативно очищенных сточных вод на 1,4% (0,15 млн. ) (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели водоотведения
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Изм. к 2007 г., % |
Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты, млн. , в т.ч. |
357,07 |
361,53 |
405,86 |
373,17 |
340,92 |
337,06 |
313,96 |
339,16 |
- 5 |
нормативно чистая |
246,64 |
250,03 |
294,16 |
258,37 |
220,34 |
228,49 |
214,67 |
239,55 |
- 2,9 |
нормативно очищенная |
10,77 |
11,43 |
11,85 |
10,94 |
16,40 |
16,73 |
17,26 |
10,92 |
+ 1,4 |
загрязненная, из них: |
99,66 |
100,07 |
99,85 |
103,86 |
104,18 |
91,84 |
82,03 |
88,69 |
- 11 |
без очистки |
8,87 |
9,73 |
9,45 |
11,92 |
9,66 |
9,88 |
12,60 |
11,0 |
+ 24 |
недостаточно очищенная |
90,79 |
90,34 |
90,40 |
91,94 |
94,52 |
81,96 |
69,43 |
77,69 |
- 14,4 |
По сравнению с 2013 годом суммарный объем отведения сточных вод в области увеличился на 25,2 млн. (8%) по причине увеличения сброса нормативно чистых и недостаточно очищенных вод. Объем сброса загрязненных стоков увеличился на 6,66 млн. (8,1%). Это является следствием увеличения сброса недостаточно очищенных сточных вод на 8,26 млн. (11,9%) предприятиями коммунального хозяйства.
В общем объеме сброса загрязнённых сточных вод 79,9% приходится на долю ООО "Тюмень Водоканал". По отношению к 2013 году с городских очистных сооружений снизилось поступление в реку Туру массы загрязняющих веществ практически по всем показателям.
Причиной сброса загрязненных сточных вод является недостаточная эффективность работы существующих очистных сооружений. До нормативного уровня очищается только 11% сточных вод, требующих очистки.
Проектирование, строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений (далее - КОС) в Тюменской области осуществляется в рамках реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства".
В 2014 году получено положительное заключение государственной экспертизы по проектам на строительство канализации и КОС в с. Вагай и канализационных очистных сооружений в с. Сорокино, разработан проект на реконструкцию КОС в п. Туртас Уватского района. В 2015 году продолжается строительство 2-й очереди КОС в с. Нижняя Тавда производительностью 2 000 /сутки.
Разработано технико-экономическое обоснование строительства третьей очереди городских очистных сооружений канализации г. Тюмени производительностью 130,0 тыс. /сутки, которым предусматриваются более совершенные технологии очистки сточных вод. Завершены подготовительные работы: освобождение территории иловых площадок действующих КОС от накопленного илового осадка для размещения сооружений 3-й очереди. В связи со снижением инвестиционных возможностей областного бюджета разработку проектной документации и строительство объекта планируется осуществлять за счет привлечения внебюджетных источников финансирования. По завершению строительства третьей очереди ГОСК будет проводиться поэтапная модернизация 1-ой и 2-ой очередей, что дополнительно улучшит очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Тура.
Кроме сбросов сточных вод на состояние водных объектов значительное влияние оказывает состояние водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Нарушение режима их использования (размещение мест захоронения отходов производства и потребления, химических и ядовитых веществ и пр.) может служить источником загрязнения водоемов.
Одним из мероприятий по водохозяйственному обустройству водоохранных зон является установка специальных информационных знаков, закрепляющих на местности границы зон, на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения и засорения водных объектов. Во исполнение переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации отдельных полномочий в области водных отношений за счет субвенций из федерального бюджета в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области" за период с 2006 года определены границы водоохранных зон рек Иртыш, Тобол, Тура, Ишим, Тавда, Вагай, Иска, Исеть и Юрга, рек и озер в Армизонском, Бердюжском, Сорокинском и Сладковском районах. Для информирования населения о специальном режиме ведения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах на реках Вагай, Исеть, Иска, Ишим, Иртыш, Тавда, Тобол, Тура и Юрга, озерах и реках Армизонского, Бердюжского и Сладковского районах в пределах населенных пунктов также за счет средств федерального бюджета установлено 1516 знаков.
В 2009 - 2011 годах для предотвращения негативного воздействия вод за счет федеральных субвенций в рамках Программы проведены работы по расчистке и спрямлению русел рек Карасуль, Мергенька, Иска, Юзя, Ук, Агитка и Емец. На начало 2015 года все мероприятия, подлежащие реализации в этом направлении, выполнены.
С целью сохранения и предотвращения истощения водных объектов планируется провести работы по восстановлению и экологической реабилитации озер Окунево и Становое Бердюжского района, Лебяжье и Вайволыкуль Тюменского района, используемых для питьевых и рекреационных целей. В рамках государственной программы Тюменской области "Основные направления охраны окружающей среды" из областного бюджета выделены средства на разработку проектов по указанным объектам. Разработаны проекты по озерам Становое, Окунево и Лебяжье, ведется проектирование работ по реабилитации озера Вайволыкуль. За счет федеральных субвенций разработан проект на расчистку озера Сингуль в Ялуторовском районе, в 2015 году за счет средств областного бюджета осуществляется его реализация.
В целях предотвращения загрязнения р. Иртыш проведена корректировка проекта по берегоукреплению в районе скотомогильника в г. Тобольске.
В рамках Программы для защиты территории и населения от затопления паводковыми водами, снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для организации сельскохозяйственного водоснабжения осуществляются строительство и капитальный ремонт гидротехнических сооружений (далее - ГТС). Проведен капитальный ремонт ГТС в с. Камышинка и п. Майка Абатского района, в с. Ситниково Омутинского района; построены дамбы обвалования в селах Шорохово Исетского района, Ярково и Уват. Завершена корректировка проекта на строительство дамбы обвалования подгорной части в Тобольске. При финансовой поддержке из областного бюджета муниципальными образованиями проводится работа по оформлению на гидротехнические сооружения права собственности муниципальных образований; осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: разработка документации, необходимой при эксплуатации ГТС, страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, текущий ремонт и текущее обслуживание ГТС.
По сведениям, предоставленным для ведения регионального кадастра отходов, в 2014 году в области образовалось 2892 тыс. т отходов, в т.ч. 758,8 тыс. т отходов коммунального сектора, 1763,9 тыс. т отходов I - IV класса опасности. Предприятиями и организациями образовано 2133,2 тыс. т, из них утилизировано и обезврежено на предприятиях в течение года 1548 тыс. т, передано другим организациям для утилизации и обезвреживания 194,4 тыс. т. Значительную долю образовавшихся отходов (59,5%) составляют отходы IV класса опасности, доля отходов V класса опасности - 39%, доля отходов I - IV класса опасности - 61%.
В рамках Программы решаются вопросы по обеспечению санкционированного размещения и организации утилизации отходов.
В лечебных учреждениях здравоохранения (государственных и муниципальных), подведомственных Департаменту здравоохранения Тюменской области, ежегодно образуется порядка 1560 т опасных медицинских отходов (классы "Б" и "В", в т.ч. послеоперационные и паталогоанатомические отходы), которые подлежат обязательному обеззараживанию. В 2005 - 2008 годах за счет средств областного бюджета в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области" приобретено и введено в эксплуатацию 11 комплексов по утилизации опасных медотходов "Ньюстер" для 9 наиболее крупных ГБУЗ ТО (города Тюмень, Тобольск, Ишим, с. Уват (в последующем комплекс из с. Уват перенесен в р.п. Голышманово). Мощность действующих комплексов при 2-х сменной работе позволяет обезвредить все отходы, образующиеся в лечебных учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения Тюменской области.
Решаются вопросы утилизации опасных биологических отходов агропромышленного комплекса (трупы животных, отходы мясопереработки). За счет средств областного бюджета финансируются работы по утилизации биологических отходов на ГУП ТО "Ишимский ветсанутильзавод", единственном в области предприятии, занимающемся переработкой этих отходов.
В целях предупреждения загрязнения окружающей среды в 2002 - 2012 годах за счет средств областного бюджета, в том числе в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области", построен 21 полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО): города Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск; села Бердюжье, Вагай, Викулово, Голышманово, Исетское, Казанское, Сладково, Сорокино, Падун (Заводоуковский район), Онохино - 1 очередь (Тюменский район), Уват, Горнослинкино, Першино, Демьянское (Уватский район), Упорово, Юргинское, Беркут (Ялуторовский район) и Сумкино (Тобольский городской округ). На все построенные полигоны имеются разрешения на ввод в эксплуатацию.
В 2011 - 2012 годах разработаны проекты на строительство 13 полигонов ТБО (села Абатское, Армизонское, Аромашево, Омутинское, Пеганово (Бердюжский район), Заречный и Дубровное (Вагайский район), Бескозобово (Голышмановский район), Лебедевка и Новая Заимка (Заводоуковский городской округ), Карасуль (Ишимский район), Емуртла (Упоровский район) и Северо-Плетнево (Юргинский район). Получены положительные заключения государственной экологической экспертизы на проекты по 12 объектам.
В 2013 году начато строительство полигонов в селах Ивановка Уватского района и Лебедевка Заводоуковского городского округа. Завершение строительства запланировано на 2015 год.
Для повышения эффективности функционирования эксплуатируемых полигонов ТБО и обеспечения вновь построенных полигонов в 2012 году за счет средств областного бюджета в рамках ДЦП "Основные направления охраны окружающей среды Тюменской области" приобретено 17 единиц специализированной техники.
В рамках Программы с целью сокращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок ТБО: в 2012 - 2014 годах на территории 13 муниципальных районов и городских округов ликвидировано 111 свалок общей площадью 79,4 га, в 2015 году данная работа будет продолжена. В 2014 году также проведена рекультивация свалки в с. Викулово площадью 5,3 га.
Тюменской областью в 2004 - 2010 годах были приняты меры по полной утилизации бесхозных запрещенных и пришедших в негодность пестицидов в целях защиты окружающей среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с размещением высокотоксичных отходов, содержащих соединения ртути, меди, хлора, фосфора. За этот период вывезено на захоронение на специализированные полигоны 643,2 т опасных отходов. В 2013 году организованы утилизация вновь выявленных бесхозных пестицидов в Омутинском, Сладковском, Юргинском и Ярковском районах общей массой 19,9 т, а также рекультивация двух земельных участков в с. Нижний Манай Упоровского района и с. Новолокти Ишимского района, на которых ранее размещались пестициды.
Для решения вопроса об утилизации выявленных бесхозных непригодных к применению агрохимикатов выполнены аналитические исследования по определению их состава и классов опасности, составлены паспорта отходов, согласно которым химикаты могут быть размещены на полигонах ТБО. В 2014 году на полигоны ТБО из Армизонского, Аромашевского, Бердюжского, Голышмановского, Заводоуковского, Сладковского и Юргинского районов вывезено 12,2 тыс. агрохимикатов.
В Тюменской области ведется работа по переходу на новый порядок обращения с отходами производства и потребления, исключающий захоронение на полигонах несортированных отходов.
За счет внебюджетных источников (частных инвестиций) предполагается строительство четырех мусоросортировочных заводов и двух мусороперегрузочных станций. В этих целях 19.09.2014 Правительством Тюменской области с частным инвестором ООО "ТЭО" заключено Концессионное соглашение о создании и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры - объектов переработки и утилизации твердых бытовых отходов в Тюменской области.
Реализация указанных мероприятий позволит в дальнейшем использовать отходы в качестве вторичного сырья, а также сократить захоронение твердых бытовых отходов на полигонах и снизить негативное воздействие на окружающую среду.
В рамках Программы в 2015 - 2020 годах за счет средств областного бюджета планируется направить порядка 215,2 млн. руб. на реализацию мероприятий по обеспечению санкционированного размещения и организации утилизации отходов:
- строительство полигонов твердых бытовых отходов;
- рекультивация (в т. ч. проектирование) и ликвидация свалок ТБО;
- предупреждение чрезвычайной ситуации, вызванной возгораниями на свалке ТБО, расположенной вблизи д. Посохова Тюменского района;
- сбор и переработка биологических отходов агропромышленного комплекса.
Одной из общественно-значимых экологических проблем Тюменской области является загрязнение атмосферного воздуха.
По данным государственной статистической отчетности 2-тп (воздух), предоставленным Тюменьстатом, в 2014 году выброшено 134,4 тыс. т загрязняющих веществ, что на 0,8 тыс. т больше уровня 2013 года.
Учитывая тенденцию к экономическому развитию области прогнозировать снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников невозможно.
В целях снижения антропогенной нагрузки на атмосферный воздух осуществляются мероприятия по ограничению передвижения автотранспорта и его въезда в населенные пункты; ведется газификация населенных пунктов и перевод котельных на газообразное топливо, а также ликвидация нефтяных и угольных котельных.
Источники выбросов оснащаются предприятиями области за счет собственных средств установками для улавливания загрязняющих веществ из отходящих газов и их обезвреживания, а также внедряются современные технологии очистки выбросов. Компанией ОАО "РН Холдинг" реализуется программа по утилизации попутного нефтяного газа Уватской группы месторождений, в соответствии с которой на Усть-Тегусском, Тямкинском и Кальчинском месторождениях ведется строительство газотурбинных электростанций. Реализация программы позволит повысить уровень использования попутного газа до 83%, что обеспечит значительное снижение выбросов углеводородов.
Одним из направлений деятельности, связанной с достижением цели по сокращению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, являются государственный экологический надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов и государственный экологический мониторинг.
В 2014 году проведено 859 проверок соблюдения природоохранного законодательства предприятиями области, в ходе которых выявлены 878 нарушений; по выданным предписаниям устранено 790 нарушений.
В рамках задачи для выявления нарушений действующего законодательства и фактов негативного воздействия на окружающую среду, а также для осуществления предупредительного экологического надзора Программой предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
- мониторинг выпусков сточных вод и природных водных объектов;
- ведение наблюдений на стационарной береговой автоматизированной станции контроля поверхностных вод на р. Туре в д. Речкина;
- мониторинг атмосферного воздуха с использованием передвижной лаборатории контроля качества атмосферного воздуха;
- проведение инструментального контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- осуществление мониторинга за состоянием компонентов окружающей среды на областном полигоне экологического мониторинга в Нижнетавдинском районе. С 2012 года на наблюдательной сети, созданной на экологически чистой территории полигона, ведутся наблюдения в естественных (природных) условиях, результаты которых дадут возможность проводить сравнительную оценку степени техногенного воздействия на окружающую среду, выявлять динамику, причины и масштабы изменения показателей экосистем, оценить угрозу таких изменений здоровью человека и окружающей природной среде;
- осуществление государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня.
Объем финансирования, предусмотренный Программой на эти цели, составляет порядка 39,8 млн. руб.
Одной из проблем в области охраны окружающей среды является недостаточный уровень экологической культуры и грамотности населения. Для ее решения проводятся мероприятия по экологическому воспитанию и просвещению (пресс-конференции, размещение информации экологической направленности на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области, массовые мероприятия по экологическому воспитанию учащихся и др.).
По состоянию на 01.01.2015 в области учреждены 97 особо охраняемых природных территорий общей площадью 896,2 тыс. га или 5,6% от общей площади земельного фонда (для сравнения - среднероссийский показатель - 11,7%). Система ООПТ представлена следующими объектами, ед./га (процент от общей площади области):
- заказники федерального значения - 2/71435 (0,45)
- заказники регионального значения - 36/793403,4 (4,96)
- памятники природы регионального значения - 58/27714,4 (0,17)
- полигон экологического мониторинга - 1/3695 (0,02)
Кроме того, на территории Армизонского, Бердюжского, Ишимского, Казанского и Сладковского районов на площади 1217 тыс. га учреждено водно-болотное угодье международного значения "Тоболо-Ишимская лесостепь".
Таблица 2
Площадь особо охраняемых природных территорий регионального значения, га
|
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 - 2014 годы |
Заказники |
702390 |
789590 |
790520 |
790520 |
790735,3 |
790735,3 |
790735,3 |
793403,4 |
Памятники природы |
12807,6 |
19278,9 |
25903,2 |
26722,8 |
26731 |
26736,7 |
26891,2 |
27714,4 |
Полигон экологического мониторинга |
3695 |
3695 |
3695 |
3695 |
3695 |
3695 |
3695 |
3695 |
Всего |
718892,6 |
812563,9 |
820118,2 |
820937,8 |
821161,3 |
821227 |
821321,5 |
824812,8 |
Доля площади ООПТ регионального значения в общей площади области составляет 5,15%. Все созданные на сегодняшний день заказники и памятники природы направлены на обеспечение устойчивого функционирования в естественных условиях ценных природных и природно-антропогенных систем и объектов и на обеспечение необходимого уровня воспроизводства редких и хозяйственно-ценных растений и животных в естественных условиях.
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 735-п "О мероприятиях по определению и резервированию земель особо охраняемых природных территорий регионального значения" для создания ООПТ регионального значения в соответствии со схемой развития и размещения системы особо охраняемых природных территорий регионального значения Тюменской области зарезервированы 30 земельных участков общей площадью 1 066 660,32 га. В результате реализации схемы доля площади ООПТ регионального значения составит 11,8% от общей площади области.
В рамках Программы на выполнение мероприятий по обеспечению развития и функционирования ООПТ, а также подготовку и издание Красной книги Тюменской области планируется направить порядка 100,4 млн. руб.
Реализация природоохранных мероприятий осуществляется в соответствии с определенными законодательством полномочиями субъекта Российской Федерации:
- Организация и осуществление региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности; создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", ст. 26.3, п. 2, п/п. 7, 8, 8.1);
- Право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды; участие в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; осуществление регионального государственного экологического надзора; право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 6);
- организация проведения регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований; подготовка предложений об определении границ зон затопления, подтопления (Постановление Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов", Постановление Правительства РФ от 18.04.2014 N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления");
- Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами; участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6);
- Разработка, утверждение и реализация программ субъектов Российской Федерации по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов; участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов; осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ, ст. 25, 26);
- Разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха; участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха; информирование населения о состоянии атмосферного воздуха; организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 6);
- Решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС), за исключением вопросов безопасности ГТС, находящихся в муниципальной собственности; участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности ГТС; разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности ГТС; обеспечение безопасности ГТС, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервация и ликвидация ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст. 5, 8)
- Государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения; на основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий принятие решений о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 2, 33; Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, ст. 10).
Исполнение полномочий в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности осуществляется в соответствии с актами областного законодательства, включая законы Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области", "О регулировании водных отношений в Тюменской области", "Об особо охраняемых природных территориях в Тюменской области".
По результатам оценки эффективности и результативности реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления охраны окружающей среды" на 2014 - 2016 годы, проведенной в соответствии с Методикой, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 15.09.2008 N 1250-рп, названная программа по итогам 2014 года признана умеренно эффективной.
Фактическое финансирование программы в 2014 году составило 216 506,3 тыс. руб. (57,2% от запланированного объема). Основными причинами неполного использования бюджетных средств являются экономия средств по итогам проведенных торгов, неисполнение подрядчиками контрактных обязательств и отсутствие заявок от муниципальных образований на выделение субсидий по ряду мероприятий.
Для оценки результатов достижения целей и реализации мероприятий Программой предусмотрены 14 показателей, по 4 из них плановые значения не достигнуты:
1. "Доля населения области, обеспеченного полигонами твердых бытовых отходов, соответствующими требованиям природоохранного законодательства, в общей численности населения области, %" - по причине расторжения контрактов на строительство полигонов твердых бытовых отходов в селах Ивановка Уватского района (в связи с необходимостью выноса существующей высоковольтной линии с площадки строительства полигона) и Лебедевка Заводоуковского городского округа (в связи с неисполнением подрядчиком контрактных обязательств). Завершение строительства полигонов запланировано на 2015 год.
2. "Доля водопользователей, осуществляющих использование водных объектов на основании предоставленных в установленном порядке прав пользования, к общему количеству пользователей, осуществление водопользования которыми предусматривает приобретение прав пользования водными объектами на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, %" - в связи с отсутствием заявок на предоставление права пользования водными объектами от сельскохозяйственных предприятий: ООО "Быструшинское" (снятие с учета в 2015 году), ОАО "Агрофирма Афонькино" (находится в стадии банкротства) и ГУП ТО "Ишимский ветсанутильзавод" (по причине ненормативной работы очистных сооружений).
3. "Доля естественных природных территорий, охваченных режимом особой охраны, в общей площади Тюменской области, %", "Доля территории, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения (в общей площади субъекта Российской Федерации), %" - в связи с длительной процедурой создания ООПТ регионального значения, обусловленной введением федеральным законодательством дополнительного согласования документации на создание ООПТ с Минприроды России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.