Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках государственной программы Тюменской области
Основными направлениями управления государственной собственностью является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности.
Тюменская область, как собственник, устанавливает на основе федерального законодательства определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности.
По смыслу статей 71 - 73 Конституции Российской Федерации управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации относится к ведению соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.11. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находиться:
- имущество, необходимое для осуществления субъектом Российской Федерации возложенных на него полномочий;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Статья 26.12 вышеназванного Закона раскрывает понятие "управление и распоряжение имуществом субъекта Российской Федерации":
1. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
3. Порядок и условия приватизации имущества субъекта Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Доходы от использования и средства от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" регулируются отношения, возникающие в процессе управления и распоряжения объектами, находящимися в собственности Тюменской области, определяются полномочия и взаимоотношения органов государственной власти Тюменской области в данной сфере.
Управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации осуществляется для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека на территории субъекта Российской Федерации, а также обеспечения реализации полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Для эффективного управления собственностью используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством Российской Федерации и Тюменской области.
Анализ процесса управления государственной собственностью Тюменской области позволил выявить определенные позитивные тенденции.
Сокращение количества унитарных предприятий Тюменской области, снижение расходов на их содержание и улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий
Деятельность балансовой комиссии по рассмотрению деятельности государственных унитарных предприятий, созданной при Департаменте имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент), способствовала снижению числа государственных предприятий Тюменской области при росте выполняемых ими функций. В большинстве оставшихся предприятий наметилась тенденция к росту эффективности их деятельности, в том числе росту рентабельности, увеличению прибыли.
Количество государственных унитарных предприятий Тюменской области сократилось с 49 в 2004 году, до 37 в 2005 году, в 2006 - до 26, в 2007 - до 22, в 2008 - до 21, в 2009 - до 17. В связи с тем, что на базе филиалов ГП ТО "Тюменьлесхоз", в целях оптимизации расходов и снижения налогового бремени, создано 10 государственных предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, а 4 предприятия получили свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ (ГП ТО "Облпассажиравтотранс", ГУП ТО "Совхоз "Шевыринский", ГУП ТО "Тюменьспиртпром", "Региональное агентство по регулированию продовольственного рынка"), количество государственных предприятий Тюменской области в 2010 году составило 23. Количество государственных унитарных предприятий на 01.01.2012 - 19 предприятий, на 01.01.2013 - 17 предприятий. По состоянию на 01.01.2014 в собственности Тюменской области находилось 15 государственных унитарных предприятий. В 2014 году завершена процедура ликвидации 11 ГУП ТО (лесхозы), а также принято из муниципальной собственности в собственность Тюменской области ГП ТО "Комтех". Таким образом, по состоянию на 01.01.2015 в собственности области находятся 5 государственных унитарных предприятий.
Сокращение доли участия Тюменской области в хозяйственных обществах и снижение затрат на управление пакетами акций, находящимися в собственности области
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - это один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
В собственности Тюменской области находились пакеты акций, долей хозяйственных обществ:
По состоянию на 01.01.2015 в собственности Тюменской области находятся акции (доли в уставном капитале) 29 хозяйственных обществ, в том числе:
- до 25% (включительно) - 6 обществ;
- от 25 до 50% (включительно) - 2 общества;
- от 50 до 100% - 6 обществ;
- 100% - 15 обществ.
Прогнозный план приватизации имущества области формируется ежегодно, в него включаются пакеты акций, не имеющие значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, а также пакеты акций, не приносящие дивидендов.
Приобретение в собственность области и вовлечение в хозяйственный оборот объектов, необходимых для выполнения государственных функций
Право собственности Тюменской области регистрируется в текущем порядке. За период 2004 - 2014 гг. зарегистрировано право собственности Тюменской области на 24 842 объекта недвижимости, в том числе по годам:
За 2014 год зарегистрировано право собственности Тюменской области и получены свидетельства на 2 014 объектов недвижимого имущества, в том числе на 308 земельных участков.
Активизация процесса формирования областной собственности путем разграничения собственности
Разграничение собственности, в том числе передача унитарных предприятий и учреждений Тюменской области, иных объектов, необходимых для решения вопросов местного значения, из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность и передаче предприятий, учреждений и иных объектов, необходимых для решения вопросов областного значения, из муниципальной собственности в областную, служит основой для формирования бюджетов всех уровней.
За 2014 года:
из государственной собственности Тюменской области в муниципальную собственность передано 161 697 единиц имущества;
из муниципальной собственности муниципальных образований в государственную собственность Тюменской области передано 262 объекта имущества;
из государственной собственности Тюменской области в федеральную собственность передана 1 560 единиц движимого имущества;
из федеральной собственности в государственную собственность Тюменской области передано 11 объектов недвижимого имущества.
Совершенствование структуры государственной собственности Тюменской области путем приватизации государственного имущества
На данном этапе приватизации основными направлениями деятельности являются:
- оптимизация структуры государственной собственности Тюменской области, в том числе сокращение количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в акционерном обществе, пакетов акций обществ, необходимость участия Тюменской области в которых отсутствует;
- повышение эффективности управления государственным имуществом, в том числе совершенствование мониторинга государственной собственности области и планирования доходов от ее использования.
Сокращение прямого участия государственных органов в хозяйственной деятельности, в частности сокращения числа предприятий, подведомственных государственным органам, с передачей соответствующих функций субъектам предпринимательства
В связи с оптимизацией количества государственных предприятий Тюменской области наблюдаются структурные изменения в составе организаций с государственной долей собственности: ГУП ТО в процессе приватизации преобразовываются в ОАО, 100% акций которых находится в собственности области.
За 2005 год преобразовано в открытые акционерные общества 6 государственных унитарных предприятий Тюменской области: ГУП ТО "Тюменское дорожно-ремонтное предприятие", ГУП ТО СМУ "Тюменьоблремстройбыт", ГУП ТО "Медтехника", ГУП ТО "Омутинский зооветснаб", ГУП ТО "Тюменский издательский дом", ГУП ТО ПИИ "Тюменьдорпроект".
За 2006 год преобразовано в открытые акционерные общества 6 государственных унитарных предприятий Тюменской области: ГУП ТО "Тюменский издательский дом". ГП ТО "Земельные ресурсы Тюменской области". ГУП ТО ПИИ "Тюменьдорпроект", ГУП ТО "Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие", ГУП ТО "Тюменьдороргтехстрой", ГУП ТО "Ишимский зооветснаб".
В 2007 году в акционерное общество преобразовано ГУП ТО "Фармация".
В 2009 году закончен процесс приватизации путем преобразования в ОАО ГУП ТО "Санаторий "Аграрник" и ГУП ТО "Тюменпчелпром", в 2011 году - ГУП ТО "Тюменьводхоз".
В соответствии с решением об условиях приватизации в 2013 году ГУП ТО "Архитектурно-градостроительный центр" преобразовано в ООО "Архитектурно-градостроительный центр".
Таким образом, функции, ранее исполняемые государственными предприятиями, реализуются субъектами предпринимательской деятельности.
Обеспечение сохранности и функционирования собственности Тюменской области, неиспользуемой для исполнения областью своих полномочий, путем сдачи государственного имущества в аренду
В аренду сдается государственное имущество Тюменской области, которое не используется.
По состоянию на 01.01.2015 заключены и действуют 53 договора аренды имущества казны Тюменской области. Площадь помещений, переданных по договорам аренды, оставляет 1 346 844,2 кв. м.
Арендаторами государственного имущества области являются, преимущественно, коммерческие организации.
Итоги реализации Программы за 2013 год
По результатам оценки эффективности и результативности реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ Тюменской области по итогам 2013 года реализация долгосрочной целевой программы "Основные направления развития имущественных отношений в Тюменской области" признана эффективной.
Объем финансирования Программы на 2013 год был утвержден в размере 4 991 175,7 тыс. рублей. Из них профинансировано 4 667 020,2 тыс. рублей, что составило 93,5% от объема финансирования.
Из 7 показателей Программы, определяющих уровень достижения ее цели, в 2013 году 5 показателей, в том числе показатель цели, выполнены на 100%.
Показатель "Доля площади недвижимого имущества, предоставленного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, в общей площади недвижимого имущества, включенного в Перечень государственного имущества, предоставляемого в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства" выполнен на 85% при установленном плане 88% в связи с внесением изменений в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Фактическое значение показателя "Доля ОАО с участием Тюменской области менее 25% в общем количестве ОАО с участием Тюменской области" по итогам 2013 года составило 19,35% при установленном плане 18,75%. Изменение значения показателя вызвано снижением общего количества хозяйственных обществ с 39 до 31 ввиду завершения процедуры ликвидации ряда обществ, проводимой в рамках процедуры оптимизации государственной собственности Тюменской области.
Итоги реализации Программы за 2014 год
По итогам 2014 года реализация государственной программы Тюменской области "Основные направления развития имущественных отношений" на 2014 - 2016 годы признана умеренно эффективной.
Уточненный объем финансирования составил 2 150 538,9 тыс. рублей, профинансировано - 1 131 381,1 тыс. рублей, что составило 53% от годового объема финансирования.
Из 7 показателей плановые значения достигнуты по 5 показателям.
Показатель "Количество государственных унитарных предприятий Тюменской области, ед." выполнен на 80% от плана в связи с тем, что в 2014 году в собственность Тюменской области принято предприятие из муниципальной собственности.
Показатель "Доля ОАО с участием Тюменской области менее 25% в общем количестве ОАО с участием Тюменской области, %" выполнен на 64,25% от плана в связи с тем, что процесс приватизации и передачи пакетов акций с долей участия Тюменской области менее 25% завершен в 1 квартале 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.