Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. информацию о реализации настоящей программы, утвержденную постановлением Тюменской областной Думы от 25 мая 2017 г. N 483
Приложение изменено с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства Тюменской области от 8 декабря 2017 г. N 612-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 30 декабря 2014 г. N 700-п
Государственная программа
Тюменской области "Антинаркотическая программа" до 2020 года
30 декабря 2015 г., 25 января, 18 марта, 27 октября 2016 г., 18 января, 30 октября, 8 декабря 2017 г.
Паспорт
государственной программы Тюменской области "Антинаркотическая программа" до 2020 года
Ответственный исполнитель программы |
Департамент социального развития Тюменской области |
Соисполнители программы |
Департамент по спорту Тюменской области, Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, Департамент образования и науки Тюменской области, Департамент здравоохранения Тюменской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, Управление делами Правительства Тюменской области |
Цель программы |
Формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ. |
Задачи программы |
1. Организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в т.ч. "группы особого внимания". 2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ. 3. Оказание наркологической помощи населению. 4. Реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ. Ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан. 5. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. |
Сроки реализации программы |
2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Всего - 538 782 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 538 782 тыс. рублей; По срокам реализации программы: 2015 год (факт) - 101 197 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 101 197 тыс. рублей; 2016 год - 83 832 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 83 832 тыс. рублей; 2017 год - 86 859 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 86 859 тыс. рублей; 2018 год - 97 733 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 97 733 тыс. рублей; 2019 год - 84 501 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 84 501 тыс. рублей; 2020 год - 84 660 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 84 660 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Основным результатом реализации мероприятий программы является снижение общей заболеваемости наркоманией на основе совершенствования информационной, образовательной и досуговой профилактической деятельности, лечения и реабилитации наркозависимых граждан, правоохранительной деятельности по обеспечению безопасности граждан от угроз, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ до 202,8 чел. на 100 тыс. населения в 2020 году |
1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере профилактики наркомании
Стратегическими целями Правительства Тюменской области по улучшению качества жизни населения в регионе являются повышение уровня здоровья и продолжительности жизни, создание здоровьесберегающей среды, обеспечение потребностей в качественном образовании. Цель программы соответствует задаче "Формирование потенциала противодействия наркотизации общества" приоритета "Повышение уровня здоровья населения" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп.
Приоритетными задачами в соответствии с Концепцией являются формирование здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, и привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Государственная программа Тюменской области "Антинаркотическая программа" разработана в соответствии с полномочиями органов государственной власти Тюменской области, предусмотренными пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", пунктом 58 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", Законом Тюменской области от 13 января 2001 года N 244 "О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области", с учетом полномочий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области. Распространенность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ остается серьёзной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности и оказывающей негативное влияние на демографическое и социально-экономическое развитие России.
В ходе состоявшегося 17 июня 2015 года заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации, на котором обсуждались меры по повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным ситуация с наркотизацией в России определена как "непростая".
Не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана. Кроме того, новой серьёзной угрозой стали синтетические наркотики - так называемые курительные смеси, "спайсы", поставляемые из Европы и Юго-Восточной Азии.
Основными факторами, повышающими риск распространения наркоугрозы в Тюменской области, являются: наличие государственной границы с Республикой Казахстан; миграция граждан из Средней Азии и наличие компактно-проживающих этнических групп, практикующих распространение наркотиков; высокий уровень доходов населения; развитая транспортная инфраструктура.
В условиях сложившейся ситуации основными стратегическими задачами государственной антинаркотической политики являются:
- осуществление мониторинга наркоситуации в Тюменской области;
- реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ;
- выработка мер противодействия наркотрафику на территории Тюменской области, адекватных существующей наркоугрозе;
- обеспечение эффективного контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
- совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;
- создание инфраструктуры системы комплексной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, в том числе на основе общественно-государственного партнерства;
- совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.
Планируется, что реализация государственной программы позволит существенно сократить незаконное распространение и немедицинское потребление наркотиков, масштабы последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области
Реализация системы программных мероприятий направлена на формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Мероприятия в рамках задачи 1 ориентированы на реализацию информационно-пропагандистской деятельности по профилактике наркомании, формирование здорового образа жизни, развитие волонтерского движения, проведение научных исследований, разработку и издание методических материалов, воспитание социально-ответственной личности. Также в рамках задачи предусмотрены мероприятия, направленные на организацию отдыха, оздоровления и летней занятости детей и подростков; организацию деятельности служб по защите прав детей и подростков и обеспечение методического сопровождения деятельности по профилактике среди несовершеннолетних "группы особого внимания".
Мероприятия задачи 2 направлены на осуществление мер по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии со статьей 53.4 Федерального Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 120-ФЗ) раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и включает в себя:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
- профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Порядок проведения социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров обучающихся установлены Министерством образования и науки (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 N 658) и Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 N 581н).
Мероприятия задачи 3 направлены на оказание наркологической помощи населению: внедрение современных методов лечения, реабилитации, диагностики больных алкоголизмом и наркоманией.
В рамках реализации задачи 4 предусмотрена реализация проектов, направленных на реабилитацию и ресоциализацию лиц, допускающих употребление психоактивных веществ.
Основная деятельность по реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется государственным автономным учреждением Тюменской области "Областной центр профилактики и реабилитации". На базе ГАУ ТО "Областной центр профилактики и реабилитации" реализуются проекты: стационарно-дистанционный сетевой проект "Ступени" и проект реабилитации наркозависимых граждан "Феникс".
Задача 5 предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; внедрение и использование межведомственной автоматизированной системы анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков; организацию проведения оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и проверке мест концентрации антиобщественных элементов (притонов) с привлечением виновных лиц к ответственности за их содержание.
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием сроков, необходимых для их реализации, приведены в Приложении N 1.
3. Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области
Общий объем финансирования Программы составляет:
Задачи |
Объемы финансирования на период действия программы, тыс. руб. |
|||||
2015 год (факт) |
2016 год (факт) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1. Организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в т.ч. "группы особого внимания" |
18 281 |
18 918 |
16 694 |
15 982 |
15 982 |
15 982 |
2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ |
2 024 |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Оказание наркологической помощи населению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ. Ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан |
66 354 |
61 506 |
70 165 |
81 751 |
68 519 |
68 678 |
5. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
14 538 |
3 408 |
- |
- |
- |
- |
Всего по Программе |
101 197 |
83 832 |
86 859 |
97 733 |
84 501 |
84 660 |
Мероприятия программы также реализуются в рамках следующих государственных программ Тюменской области: "Развитие образования и науки", "Развитие отрасли "Социальная политика", "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта".
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на финансовый год по соответствующим государственным программам, и средств других источников, определенных законодательством.
4. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы Тюменской области
Основным результатом реализации мероприятий программы является снижение общей заболеваемости наркоманией на основе совершенствования информационной, образовательной и досуговой профилактической деятельности, оказания обоснованных мер социальной поддержки, лечения и реабилитации наркозависимых граждан, правоохранительной деятельности по обеспечению безопасности граждан от угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Программно-целевое развитие сферы профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков ориентировано на достижение следующего значения показателя цели.
"Общая заболеваемость наркомании (чел. на 100 тыс. населения)" к концу 2020 года - 202,8.
Реализация комплекса мероприятий по задачам программы обеспечит достижение следующих результатов к концу 2020 года:
- сохранение доли несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", от числа выявленных по причине употребления психоактивных веществ, на уровне 100%;
- увеличение доли лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий до 0,08%;
- снижение общей обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (чел. на 100 тыс. населения), до 119,3;
- снижение смертности, связанной с острыми отравлениями наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы (количество случаев на 100 тыс. населения), до 3,0;
- увеличение до 10,0% доли больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет;
- снижение числа лиц (на 100 тысяч населения), совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, до 125,3;
- увеличение доли раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до 74,1%;
- увеличение доли раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств до 15,3%.
Система показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и задач программы, представлены в Приложении N 2 "Показатели реализации государственной программы Тюменской области".
По показателям, не обладающим утвержденной органами государственной статистики Российской Федерации либо нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тюменской области, ниже приведена методика расчета:
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Алгоритм расчета |
Наименование составляющих показателя |
1 |
Общая заболеваемость наркоманией, чел. на 100 тыс. населения |
F - общая заболеваемость наркоманией, человек на 100 тыс. населения |
|
N - численность больных наркоманией, человек | |||
M - среднегодовая численность населения, тыс. человек | |||
2 |
Доля несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", от числа выявленных по причине употребления психоактивных веществ, % |
C - доля несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", от числа выявленных по причине употребления психоактивных веществ, % |
|
A - количество несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания" по причине употребления психоактивных веществ, за отчетный период, человек | |||
B - количество несовершеннолетних, выявленных по причине употребления психоактивных веществ, за отчетный период, человек | |||
3 |
Доля лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий, % от численности лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями (социально-психологическим тестированием, профилактическими медицинскими осмотрами) |
F - доля лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий (социально-психологического тестирования, профилактических медицинских осмотров), % от численности лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями (социально-психологическим тестированием, профилактическими медицинскими осмотрами) |
|
N - численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий, человек | |||
M - численность лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями, человек | |||
4 |
Общая обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, чел. на 100 тыс. населения |
F - общая обращаемость лиц употребляющих наркотики с вредными последствиями на 100 тыс. населения |
|
N - численность лиц, зарегистрированных в учреждении здравоохранения с диагнозом потребление наркотиков с вредными последствиями, чел. | |||
М - среднегодовая численность населения, тыс. человек | |||
5 |
Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы, количество случаев на 100 тысяч населения |
F - смертность связанная с острыми отравлением наркотиков по данным судебно-медицинской экспертизы количество случаев на 100 000 населения |
|
N - количество случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами | |||
М - среднегодовая численность населения | |||
6 |
Доля больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, % от среднегодового числа больных наркоманией состоящих на диспансерном учете |
F - доля больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, % от среднегодового числа больных наркоманией состоящих на диспансерном учете |
|
N - численность больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, человек | |||
M - среднегодовая численность больных наркоманией состоящих на диспансерном учете, человек | |||
7 |
Число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, число лиц на 100 тысяч населения |
F - число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, число лиц на 100 тысяч населения |
|
N - число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, чел. | |||
M - численность населения в возрасте 14 - 60 лет на конец отчетного периода, тыс. чел. | |||
8 |
Доля раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, % от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
А - доля раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
|
В - количество раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков С - общее количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков | |||
С - общее количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков | |||
9 |
Доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств, % от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
А - доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств, от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
|
В - количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств | |||
С - общее число раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
5. Управление рисками реализации государственной программы Тюменской области
Базовые факторы и условия программной деятельности определяются макроэкономической и социально-политической ситуацией, следуют из реализованного сценария (инновационного, инерционного) развития региона.
К основным рискам реализации Программы можно отнести:
увеличение наркотрафика, активизация наркопреступности;
появление в незаконном обороте новых видов наркотических средств;
активное вторжение рекламы наркотиков в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами;
снижение объема инвестиций в развитие материально-технической базы.
В случае возникновения рисков возможен рост преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров с появлением новых каналов контрабанды; увеличение числа лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков; рост числа острых отравлений наркотическими веществами вследствие появления в незаконном обороте в большом количестве синтетических наркотических веществ; недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией; увеличение числа лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков.
Меры, направленные на снижение вероятности и минимизацию последствий наступления рисков:
проведение оперативно-розыскных мероприятий по пресечению деятельности преступных сообществ и организованных наркогрупп, по подрыву экономических основ наркобизнеса, перекрытию контрабандных каналов поступления наркотиков на территорию Тюменской области;
ведение мониторинга новых видов наркотических средств и выработку своевременных и адекватных решений по противодействию их распространению;
проведение антинаркотической пропаганды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
повышение квалификации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;
развитие системы межведомственной комплексной мотивационной, лечебной и реабилитационной работы с лицами, потребляющими наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в рамках системы комплексной реабилитации и ресоциализации, включение негосударственных организаций, занимающихся социальной реабилитацией наркозависимых, в процесс взаимодействия с государственными организациями по вопросам комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. Формирование регионального сегмента (реестра) национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.