Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 23 апреля 2015 г. N 2828
Положение
о порядке проведения в Тюменской областной Думе оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
15 сентября 2016 г., 20 апреля 2017 г.
Постановлением Тюменской областной Думы от 20 апреля 2017 г. N 386 преамбула настоящего приложения изложена в новой редакции
Настоящее Положение в соответствии со статьей 19.2 Закона Тюменской области "О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых и правовых актов Тюменской области" определяет процедуру проведения в Тюменской областной Думе (далее - областная Дума) оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Тюменской области обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Тюменской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, за исключением:
а) проектов законов Тюменской области, вносимых Губернатором Тюменской области или Правительством Тюменской области в порядке законодательной инициативы;
б) проектов законов Тюменской области, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
в) проектов законов Тюменской области, регулирующих бюджетные правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - оценка регулирующего воздействия) заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также в определении связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подвергающихся воздействию государственного регулирования.
1.2. Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
1.3. Оценке регулирующего воздействия, включающей подготовку сводного отчета, в соответствии с настоящим Положением подлежат проекты нормативных правовых актов в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, субъектами права законодательной инициативы в областной Думе которых являются депутаты, комитеты и постоянная комиссия областной Думы, депутатские фракции областной Думы (далее - разработчик).
1.4. Проекты нормативных правовых актов в сфере осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, внесенные иными субъектами права законодательной инициативы, указанными в статье 34 Устава Тюменской области, направляются в областную Думу с приложением документов, указанных в статье 118 Регламента Тюменской областной Думы, а также сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, заполненного разработчиком по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
1.5. Отрицательный результат оценки регулирующего воздействия, отражаемый в заключении об оценке регулирующего воздействия, не является препятствием к рассмотрению областной Думой проекта нормативного правового акта.
2. Участники и порядок проведения оценки регулирующего воздействия
2.1. Участниками проведения оценки регулирующего воздействия являются комитеты областной Думы, структурные подразделения аппарата областной Думы, а также комиссия по оценке регулирующего воздействия.
Порядок деятельности и состав комиссии по оценке регулирующего воздействия утверждаются распоряжением председателя Тюменской областной Думы.
2.2. Оценка регулирующего воздействия состоит из следующих процедур:
1) проведение предварительной оценки регулирующего воздействия;
2) проведение углубленной оценки регулирующего воздействия;
3) подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия.
2.3. Предварительная оценка регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта областной Думы проводится в целях выявления в нем положений:
1) вводящих обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению;
2) способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.
Постановлением Тюменской областной Думы от 20 апреля 2017 г. N 386 в пункт 2.4 настоящего приложения внесены изменения
2.4. В случае внесения проекта нормативного правового акта субъектами права законодательной инициативы, указанными в пункте 1.3 настоящего Положения, председатель соответствующего комитета областной Думы направляет указанный проект нормативного правового акта в комиссию по оценке регулирующего воздействия для принятия решения о необходимости проведения оценки регулирующего воздействия. Решение комиссии по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов может быть принято без проведения заседания заочным голосованием путем опроса мнений ее членов по решению председателя указанной комиссии.
2.5. Если в ходе проведения предварительной оценки регулирующего воздействия в проекте нормативного правового акта не выявлены положения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 2.3 настоящего Положения, комиссия по оценке регулирующего воздействия в течение трех рабочих дней подготавливает и направляет в соответствующий комитет областной Думы информацию об отсутствии в проекте нормативного правового акта указанных положений.
Дальнейшее рассмотрение такого нормативного правого акта осуществляется в соответствии с порядком, установленным Регламентом Тюменской областной Думы.
2.6. В случае выявления в ходе предварительной оценки регулирующего воздействия в проекте нормативного правового акта положений, указанных в подпунктах 1 и (или) 2 пункта 2.3 настоящего Положения, комиссия по оценке регулирующего воздействия в течение трех рабочих дней подготавливает и направляет в соответствующий комитет областной Думы информацию о наличии в проекте нормативного правового акта указанных положений.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.7 настоящего приложения внесены изменения
2.7. Соответствующий комитет областной Думы с учетом мнения комиссии по оценке регулирующего воздействия готовит уведомление об обсуждении предлагаемого правового регулирования (приложение 1) и направляет в управление по обеспечению информационной политики областной Думы для размещения на официальном портале Тюменской областной Думы в разделе "Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов" и на официальном портале органов государственной власти Тюменской области (далее - официальные порталы).
О проведении обсуждения извещаются:
- заинтересованные органы государственной власти и местного самоуправления;
- уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области;
- организации, действующие на территории Тюменской области, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- иные лица, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
2.8. Позиции заинтересованных лиц могут быть получены соответствующим комитетом областной Думы также посредством проведения депутатских слушаний и "круглых столов", заседаний рабочих групп и других совещательных органов, а также с использованием иных форм и источников получения информации.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.9 настоящего приложения внесены изменения
2.9. Управление по обеспечению информационной политики областной Думы в течение трех рабочих дней размещает на официальных порталах уведомление об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.10 настоящего приложения внесены изменения
2.10. Срок обсуждения составляет 15 календарных дней с момента размещения уведомления на официальных порталах.
2.11. По окончании срока обсуждения соответствующий комитет в областной Думе течение пяти рабочих дней обобщает его результаты и составляет на их основе сводку предложений с указанием перечня лиц, которым были направлены извещения, общего количества участников обсуждения и поступивших предложений, автора и содержания предложения, результата его рассмотрения.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.12 настоящего приложения внесены изменения
2.12. Сводка предложений не позднее одного рабочего дня направляется соответствующим комитетом областной Думы в управление по обеспечению информационной политики областной Думы для размещения на официальных порталах.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.13 настоящего приложения внесены изменения
2.13. Если в течение установленного срока обсуждения от участников обсуждения предложения не поступили, сводка предложений не готовится, информация об отсутствии предложений отражается разработчиком в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта и размещается на официальных порталах в течение пяти рабочих дней со дня окончания обсуждения.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.14 настоящего приложения внесены изменения
2.14. По результатам рассмотрения предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) правового регулирования, разработчик принимает решение о дальнейшей работе по подготовке проекта нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта соответствующая информация размещается на официальных порталах.
2.15. В случае принятия решения о дальнейшей работе по подготовке проекта нормативного правового акта разработчик выбирает наилучший из имеющихся вариантов предлагаемого правового регулирования, на его основе разрабатывает либо при необходимости дорабатывает соответствующий проект нормативного правового акта и составляет сводный отчет по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
2.16. Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом следующих основных критериев:
а) эффективность, определяемая высокой степенью вероятности достижения заявленных целей регулирования;
б) уровень и степень обоснованности предполагаемых затрат потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и областного бюджета;
в) предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития.
2.17. Проект нормативного правового акта с приложением документов, указанных в статье 118 Регламента Тюменской областной Думы, а также сводного отчета соответствующим комитетом областной Думы направляется для рассмотрения в комиссию по оценке регулирующего воздействия.
2.18. Сводный отчет составляется разработчиком с учетом результатов рассмотрения предложений, поступивших в ходе обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования в случае, если такое обсуждение проводилось.
К сводному отчету прилагаются иная информация и материалы, служащие обоснованием выбора предлагаемого варианта правового регулирования, расчеты показателей разделов сводного отчета, данные, на основании которых произведены расчеты, в случае если такие данные не опубликованы в открытых источниках.
2.19. Комиссией по оценке регулирующего воздействия должны быть обозначены ответы на следующие вопросы:
а) относятся ли общественные отношения, регулируемые проектом нормативного правового акта, к предметной области оценки регулирующего воздействия;
б) предусматривает ли проект нормативного правового акта положения, которыми изменяется содержание прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, изменяется содержание или порядок реализации полномочий органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления в отношениях с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности;
в) приведет ли предусмотренное проектом нормативного правового акта предлагаемое правовое регулирование в части прав и обязанностей субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности:
- к невозможности исполнения указанными субъектами возложенных на них обязанностей вследствие противоречий или пробелов в правовом регулировании, отсутствия необходимых организационных или технических условий у органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, а также сложившегося в Тюменской области уровня развития технологий, инфраструктуры, рынков товаров и услуг;
- к возникновению у указанных субъектов дополнительных существенных расходов при осуществлении предпринимательской и иной деятельности либо к возникновению дополнительных существенных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2.20. Если в ходе рассмотрения комиссией по оценке регулирующего воздействия будет установлено, что предлагаемое в проекте нормативного правового акта правовое регулирование окажет незначительное воздействие на его потенциальных адресатов, заключение об оценке регулирующего воздействия может быть дано непосредственно по результатам такого рассмотрения (в упрощенном порядке), на что комиссия указывает в своей информации.
Соответствующий комитет областной Думы на основании информации комиссии по оценке регулирующего воздействия направляет проект нормативного правового акта в управление по экономике и финансам областной Думы для подготовки заключения.
2.21. Проекты нормативных правовых актов, в отношении которых было установлено, что они могут оказать значительное воздействие на потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, становятся объектом углубленной оценки.
2.22. Углубленная оценка регулирующего воздействия проводится по следующим направлениям:
1) характеристика проблемной ситуации, на решение которой направлено принятие проекта нормативного правового акта;
2) определение перечня действующих нормативных правовых актов или их отдельных положений, устанавливающих правовое регулирование;
3) оценка рисков наступления неблагоприятных последствий при введении того или иного способа предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы;
4) анализ возможных негативных последствий при отсутствии государственного регулирования соответствующих общественных отношений;
5) установление лиц (юридических и (или) физических), на которых оказывается регулирующее воздействие.
2.23. При проведении углубленной оценки регулирующего воздействия в целях учета мнений субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности проводятся публичные консультации по проекту нормативного правового акта (далее также - публичные консультации).
2.24. Целями проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта являются:
1) сбор мнений всех заинтересованных лиц относительно обоснованности выбора предлагаемого варианта правового регулирования;
2) установление степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов областного бюджета, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
3) определение достижимости целей предлагаемого правового регулирования, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
4) оценка заинтересованными лицами качества подготовки проекта нормативного правового акта с точки зрения юридической техники и соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.25 настоящего приложения внесены изменения
2.25. Соответствующий комитет областной Думы в течение трех рабочих дней формирует уведомление о проведении публичных консультаций по проекту нормативного правового акта (далее также - уведомление) и опросный лист участника публичных консультаций по проекту нормативного правового акта (приложение 2) и направляет в управление областной Думы по обеспечению информационной политики для размещения на официальных порталах.
2.26. В уведомлении указывается срок проведения публичных консультаций, который не может быть менее 15 календарных дней с момента размещения, а также способ направления участниками публичных консультаций своих мнений. К уведомлению также прилагаются проект нормативного правового акта, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, и пояснительная записка к нему.
2.27. По окончании срока проведения публичных консультаций соответствующий комитет областной Думы обобщает результаты публичных консультаций и направляет их в управление областной Думы по экономике и финансам для подготовки заключения.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.28 настоящего приложения внесены изменения
2.28. Сбор, обработка и размещение на официальных порталах предложений, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, производятся по правилам, предусмотренным пунктами 2.11, 2.12 настоящего Положения.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 2.29 настоящего приложения внесены изменения
2.29. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, сводный отчет и проект нормативного правового акта при необходимости дорабатываются разработчиком. Доработанные проект нормативного правового акта и сводный отчет соответствующим комитетом направляются в управление областной Думы по обеспечению информационной политики для размещения на официальных порталах, а также вместе со сводками предложений, составленными по результатам публичных консультаций, в управление областной Думы по экономике и финансам для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
3. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия
3.1. Заключение об оценке регулирующего воздействия подготавливается управлением областной Думы по экономике и финансам и содержит выводы о соблюдении разработчиком установленного порядка проведения процедуры, а также об обоснованности полученных результатов оценки регулирующего воздействия.
3.2. В случае выявления несоблюдения требований установленного настоящим Положением порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия в заключении могут быть сделаны выводы о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных данным порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в управление областной Дума по экономике и финансам сводного отчета и проекта нормативного правового акта для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
3.3. В случае установления соответствия проведенной разработчиком процедуры оценки регулирующего воздействия установленным требованиям управление областной Думы по экономике и финансам проводит анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
3.4. Анализ, проводимый управлением областной Думы по экономике и финансам, основывается на результатах исследования разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций.
3.5. Заключение об оценке регулирующего воздействия должно содержать следующие выводы:
1) о соответствии проведенной оценки регулирующего воздействия настоящему Положению;
2) о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета;
3) о возможности либо невозможности решения проблемы при реализации предложенного нормативного правового акта;
4) предложения, направленные на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
3.6. Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета, также отражаются в заключении об оценке регулирующего воздействия.
3.7. Заключение об оценке регулирующего воздействия состоит из вводной, описательной, мотивировочной и заключительной (итоговой) частей.
3.8. Во вводной части заключения об оценке регулирующего воздействия указываются наименование проекта нормативного правового акта, субъект законодательной инициативы, внесший проект нормативного правового акта в областную Думу, и краткие сведения о проведенных в рамках оценки регулирующего воздействия мероприятиях (в случае их проведения).
3.9. В описательной части заключения об оценке регулирующего воздействия должны содержаться основные положения предлагаемого варианта правового регулирования общественных отношений, выводы об обоснованности предлагаемого варианта правового регулирования и результаты публичных консультаций (в случае их проведения).
3.10. В мотивировочной части заключения об оценке регулирующего воздействия излагается позиция в отношении предлагаемого нормативного правового акта и соответствия проведенной оценки регулирующего воздействия настоящему положению, а также дается оценка результатам публичных консультаций (в случае их проведения) и предложениям, направленным на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
3.11. В заключительной (итоговой) части заключения об оценке регулирующего воздействия должны содержаться выводы о достаточности оснований для принятия решения о введении предлагаемого правового регулирования.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 в пункт 3.12 настоящего приложения внесены изменения
3.12. Заключение об оценке регулирующего воздействия готовится управлением областной Думы по экономике и финансам в течение семи рабочих дней со дня поступления пакета документов, указанного в пункте 2.29 настоящего Положения, направляется разработчику и размещается на официальных порталах.
Постановлением Тюменской областной Думы от 15 сентября 2016 г. N 3958 настоящее приложение дополнено пунктом 3.12.1
3.12.1. В случае согласия с выводами, указанными в заключении об оценке регулирующего воздействия, разработчик в течение семи рабочих дней при необходимости осуществляет доработку проекта нормативного правового акта с учетом предложений и замечаний, изложенных в заключении об оценке регулирующего воздействия.
В случае несогласия с выводами, указанными в заключении об оценке регулирующего воздействия, разработчик в течение пяти рабочих дней со дня получения заключения об оценке регулирующего воздействия готовит перечень разногласий с изложением обоснования таких разногласий и направляет в комиссию по оценке регулирующего воздействия.
Разрешение разногласий, возникающих по результатам проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, осуществляется комиссией по оценке регулирующего воздействия в течение пяти рабочих дней со дня поступления перечня разногласий. На заседании комиссии по оценке регулирующего воздействия проводится обсуждение проекта нормативного правового акта с участием разработчика и лиц, подготовивших заключение об оценке регулирующего воздействия, с целью достижения взаимоприемлемого решения.
Результаты обсуждения отражаются в решении комиссии по оценке регулирующего воздействия, которое размещается на официальных порталах в течение трех рабочих дней со дня проведения заседания комиссии по оценке регулирующего воздействия.
3.13. Заключение об оценке регулирующего воздействия является обязательным приложением к проекту нормативного правового акта, вносимому на рассмотрение областной Думы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.