Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации г. Тюмени
от 28 декабря 2011 г. N 147-пк
Административный регламент
предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений
на вступление в брак несовершеннолетним
23 июля 2012 г., 24 февраля, 14 апреля 2014 г.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Общие положения
1.1. Настоящий административный регламент (далее - Регламент) устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на вступление в брак несовершеннолетним лицам (далее - муниципальная услуга) и стандарт ее предоставления.
Регламент, а также информация об органе Администрации города Тюмени, уполномоченном на предоставление муниципальной услуги, подлежит размещению в сети Интернет на Едином портале государственных и муниципальных услуг "Государственные услуги" (www.gosuslugi.ru) (далее - Портал государственных и муниципальных услуг), на Интернет-сайте "Государственные и муниципальные услуги Тюменской области" (www.admtyumen.ru) (далее - Портал государственных и муниципальных услуг), а также на официальном сайте Администрации города Тюмени (www.tyumen-city.ru).
1.2. Муниципальная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста восемнадцати лет, но не моложе четырнадцати лет, с письменного согласия родителей (родителя) или лиц их заменяющих (усыновителей, опекунов, попечителей, администрации организации, где находится несовершеннолетний на полном государственном обеспечении, либо при наличии разногласий между родителями, заявление рассматривается с согласия органа опеки и попечительства) (далее - заявители).
1.3. Предоставление муниципальной услуги осуществляется управами соответствующих административных округов Администрации города Тюмени (далее - Управа) по месту жительства несовершеннолетнего либо по месту жительства родителей (одного из них) несовершеннолетнего или заменяющих их лиц, либо по месту нахождения образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной аналогичной организации (в случае, если несовершеннолетний находится на их полном государственном обеспечении).
1.4. Личный прием заявителей в целях подачи документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, а также в целях получения результата муниципальной услуги, осуществляется Управой согласно графику работы Управы, в порядке очереди либо по предварительной записи в порядке, определенном главой 3.4. Регламента.
Сведения о местах нахождения, телефонах, графике работы Управ, приводятся в приложении 1 к Регламенту.
Предварительная запись на личный прием производится по телефонам (приложение 1 к регламенту), через Портал государственных и муниципальных услуг, а также в ходе личного приема граждан по вопросу информирования о порядке предоставления муниципальной услуги. Предварительная запись на личный прием осуществляется в порядке, определенном главой 3.3. Регламента.
1.5. Информирование граждан о порядке предоставления муниципальной услуги осуществляется:
а) по справочным телефонам Управы в часы ее работы;
б) по телефону информационно-диспетчерской службы Администрации города Тюмени (далее - ИДС) 8 (3452) 451520 или 8 (3452) 051, работающему в круглосуточном режиме;
в) посредством Портала государственных и муниципальных услуг;
г) посредством размещения информационных материалов на официальном сайте Администрации города Тюмени (www.tyumen-city.ru);
д) в форме ответов на обращения граждан, направленных в письменной форме в адрес Управы;
е) в ходе личного приема граждан;
ж) через информационные киоски Администрации города Тюмени (либо компьютеры со справочно-правовыми системами и программными продуктами), установленные в зданиях (помещениях) Администрация города Тюмени и ее органов, предоставляющих муниципальные услуги;
з) посредством размещения информационных материалов на информационных стендах, установленных в помещениях Управы, предназначенных для ожидания приема;
и) в ходе проведения специально организованных информационных мероприятий.
1.6. Информация о порядке предоставления муниципальной услуги должна размещаться:
а) на Портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими использование указанных государственных информационных систем;
б) на официальном сайте Администрации города Тюмени (www.tyumen-cit.ru) путем обеспечения доступа к автоматизированной информационной системе "Муниципальные услуги" в соответствии с муниципальным правовым актом, регламентирующим ведение указанной информационной системы;
в) на информационных стендах, установленных в помещениях Управы, предназначенных для приема граждан, и должна содержать:
график работы Управы;
номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись;
круг заявителей;
форму заявления о предоставлении муниципальной услуги;
перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в пункте 2.11 Регламента
перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги;
блок-схему предоставления муниципальной услуги;
копию настоящего Регламента;
правила работы с компьютером со справочно-правовыми системами и программными продуктами, указанным в подпункте "ж" пункта 1.5 Регламента, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета сотрудника, отвечающего за работу компьютера;
сведения о месте, днях и часах приема должностных лиц, уполномоченных рассматривать жалобы граждан на решения и действия (бездействия) Управы и ее должностных лиц;
номер телефонного центра качества предоставления муниципальных и государственных услуг.
1.7. Лица, обратившиеся в Управу непосредственно или путем использования средств телефонной связи, Интернета, информируются:
а) о перечне документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги и указанных в пункте 2.11 Регламента, их комплектности (достаточности);
б) об основаниях отказа в предоставлении муниципальной услуги.
1.8. Со дня приема документов заявитель имеет право на получение сведений о ходе предоставления услуги путем использования средств телефонной связи, личного посещения, электронной почты. При обращении заявителя специалист Управы дает ответ самостоятельно.
При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан специалисты подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании органа, в который позвонил гражданин, фамилии, имени, отчестве и должности специалиста, принявшего телефонный звонок.
При невозможности специалиста, принявшего телефонный звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо или же обратившемуся гражданину должен быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
В случае необходимости привлечения иных должностных лиц органов Администрации города Тюмени для предоставления полного ответа специалист Управы может предложить обратиться с поставленным вопросом в письменной форме.
1.9. Основными требованиями к информированию граждан являются:
а) достоверность предоставляемой информации;
б) четкость и лаконичность в изложении информации;
в) полнота информирования;
г) наглядность форм предоставляемой информации;
д) удобство и доступность получения информации;
е) оперативность предоставления информации.
1.10. С целью дополнительного информирования граждан о порядке предоставления муниципальной услуги Управой организуются и проводятся специальные информационные мероприятия (в том числе круглые столы, семинары, выступления в средствах массовой информации) в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
1.11. Изменения в информационные материалы о порядке предоставления муниципальной услуги, размещенные в соответствии с пунктом 1.6 Регламента, должны своевременно, не позднее 3 дней со дня изменения, вноситься сотрудниками Управы, ответственными за ее внесение.
1.12. Основными задачами Управы при организации предоставления муниципальной услуги являются:
а) предоставление муниципальной услуги качественно, то есть в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего Регламента;
б) обеспечение высокой культуры обслуживания граждан на основе соблюдения требований, установленных пунктом 2.6. Регламента;
в) обеспечение эффективной организации предоставления муниципальной услуги:
оптимальная расстановка и эффективное использование трудовых, материально-технических, информационных ресурсов, задействованных в процессе предоставления муниципальной услуги;
достижение показателей качества и доступности муниципальной услуги, определенных пунктом 2.22. Регламента;
перспективное планирование повышения качества предоставления муниципальных услуг и их интеграции с иными предоставляемыми государственными и муниципальными услугами;
г) осуществление эффективного текущего контроля качества предоставления муниципальной услуги.
II. Стандарт предоставления муниципальной услуги
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк пункт 2.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.1. Наименование муниципальной услуги - выдача разрешений на вступление в брак несовершеннолетним лицам.
2.2. Органом Администрации города Тюмени, предоставляющим муниципальную услугу, являются управы соответствующих административных округов Администрации города Тюмени по месту жительства несовершеннолетнего либо по месту жительства родителей (одного из них) несовершеннолетнего или заменяющих их лиц, либо по месту нахождения образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной аналогичной организации (в случае, если несовершеннолетний находится на их полном государственном обеспечении).
2.3. Должностные лица Управы не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации. Взаимодействие, необходимое для предоставления муниципальной услуги, должно осуществляться согласно пункту 2.4. Регламента.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 2.4 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.4. Управа при предоставлении муниципальной услуги взаимодействует с:
а) Министерством обороны России;
б) Департаментом социального развития Тюменской области;
в) Управлением записи актов гражданского состояния Тюменской области;
г) Департаментом здравоохранения Тюменской области;
д) департаментом здравоохранения Администрации города Тюмени.
2.5. Процедуры взаимодействия с органами и организациями, указанными в пункте 2.4. Регламента, определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе настоящим Регламентом, и соответствующими соглашениями.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в пункт 2.6 настоящего приложения внесены изменения
2.6. Должностные лица Управы во время предоставления муниципальной услуги обязаны корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства, быть вежливыми и тактичными.
При предоставлении муниципальной услуги должностные лица обязаны исходить из принципа добросовестности заявителей, предполагая, что граждане действуют в соответствии с действующими законодательством и не злоупотребляют своими правами во вред третьим лицам.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в пункт 2.7 настоящего приложения внесены изменения
2.7. Результатами предоставления муниципальной услуги являются:
а) выдача разрешения на вступление в брак несовершеннолетнего лица;
б) отказ в выдаче разрешения на вступление в брак несовершеннолетнего лица.
2.8. Срок предоставления муниципальной услуги не может превышать 15 дней со дня подачи заявления.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 2.9 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.9. Муниципальная услуга оказывается в соответствии со следующими нормативными правовыми актами, непосредственно регулирующими ее предоставление:
а) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16;
б) Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060;
в) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"//Собрание законодательства РФ. 2010. N 4179. Ст. 31;
г) Закон Тюменской области от 10.01.2000 N 155 "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"//Тюменские известия. 2000. N 12.
2.10. Разрешение на вступление в брак несовершеннолетним (далее разрешение) выдается с учетом интересов несовершеннолетнего заявителя, заключения органа опеки и попечительства (для лиц, достигших возраста четырнадцати лет, но не достигших возраста шестнадцати лет) и мнения законных представителей (одного из них) при наличии:
а) уважительных причин, дающих в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации право на вступление в брак лицу, достигшим возраста шестнадцати лет (далее - уважительные причины);
б) особого обстоятельства, дающего в соответствии с Законом Тюменской области право на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет (далее - особые обстоятельства):
беременность;
рождение ребенка у лиц, желающих вступить в брак;
непосредственная угроза жизни одной из сторон;
другие причины, установленные в заключении органа опеки и попечительства.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в пункт 2.11 настоящего приложения внесены изменения
2.11. Для получения разрешения на вступление в брак несовершеннолетним заявитель направляет в Управу по месту жительства несовершеннолетнего либо по месту жительства родителей (одного из них) несовершеннолетнего или заменяющих их лиц, либо по месту нахождения образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной аналогичной организации (в случае, если несовершеннолетний находится на их полном государственном обеспечении) заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) с письменного согласия родителей (родителя) или лиц, их заменяющих (усыновителей, попечителей) по форме согласно приложению 3 к Регламенту (при подаче заявления в электронной форме - по форме, размещенной на Портале государственных и муниципальных услуг).
Если один из родителей лишен родительских прав, признан недееспособным, уклоняется без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка, а также в случае невозможности установления его места нахождения, заявление подлежит принятию с письменного согласия одного из родителей, с которым несовершеннолетний проживает.
Если несовершеннолетний, не достигший шестнадцатилетнего возраста, находится на полном государственном обеспечении в образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной аналогичной организации, то заявление подается с письменного согласия администрации этой организации.
При отсутствии письменного согласия родителей (родителя) или лиц, их заменяющих, или администрации организации, где находится несовершеннолетний на полном государственном обеспечении, либо при наличии разногласий между родителями заявление подлежит приему Управой с последующим истребованием письменного согласия органа опеки и попечительства.
Для предоставления муниципальной услуги установлен следующий исчерпывающий перечень документов:
заключение органа опеки и попечительства, содержащее выводы о наличии (отсутствии) особых обстоятельств, о согласии (несогласии) на вступление в брак несовершеннолетнего, о ненарушении (нарушении) интересов несовершеннолетнего его вступлением в брак (для лиц, достигших возраста четырнадцати лет, но не достигших возраста шестнадцати лет);
один из следующих документов, подтверждающих наличие уважительных причин (особых обстоятельств):
справка медицинского учреждения о наличии беременности;
свидетельство о рождении ребенка лиц, желающих вступить в брак;
свидетельство об установлении отцовства;
документы, подтверждающие непосредственную угрозу жизни одной из сторон;
иные документы, подтверждающие наличие особых обстоятельств;
документы, подтверждающие полномочия законного представителя несовершеннолетнего.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в пункт 2.12 настоящего приложения внесены изменения
2.12. Заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) с приложением документов, предусмотренных абзацами 6, 8 - 13 пункта 2.11. Регламента, может быть подано в ходе личного приема, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении либо в электронном виде посредством Портала государственных и муниципальных услуг.
При личном приеме заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей), согласие, предусмотренные пунктом 2.11. Регламента, подписываются гражданами в присутствии должностного лица, осуществляющего личный прием, с целью удостоверения их подписей, либо их подписи должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.
При подаче заявления о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) в электронной форме заявление и согласие, предусмотренные пунктом 2.11. Регламента, должны быть подписаны электронными подписями граждан.
При подаче заявления о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) посредством почтового отправления подписи на заявлении, согласии, предусмотренные пунктом 2.11. Регламента, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 2.13 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.13. Справка медицинского учреждения о наличии беременности предоставляется заявителем самостоятельно, за исключением случая, когда данная справка выдана государственной или муниципальной медицинской организацией, подведомственной департаменту здравоохранения Тюменской области или департаменту здравоохранения Администрации города Тюмени.
Свидетельство о рождении ребенка лиц, желающих вступить в брак, а равно свидетельство об установлении отцовства предоставляется заявителем самостоятельно, за исключением случая, когда они выданы органами записи актов гражданского состояния Тюменской области.
Документы, предусмотренные абзацами 11, 12 пункта 2.11. Регламента, предоставляется заявителем самостоятельно, за исключением случаев, когда данные документы или информация, содержащиеся в них, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также за исключением документов, включенных в перечень, определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Документ, удостоверяющий полномочия законного представителя заявителя, предоставляется представителем заявителя самостоятельно, за исключением приказа (постановления) об установлении над ребенком опеки (попечительства), принятого органами опеки и попечительства Тюменской области, и свидетельства о рождении ребенка, выданного органами записи актов гражданского состояния Тюменской области.
Документ, предусмотренный абзацем 6 пункта 2.11. Регламента, заявитель вправе представить по собственной инициативе. Остальные документы с учетом действия абзацев 1 - 4 настоящего пункта также могут быть представлены заявителем по собственной инициативе. При непредставлении указанных документов осуществляется направление соответствующих межведомственных и(или) внутриведомственных запросов.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в пункт 2.14 настоящего приложения внесены изменения
2.14. Требования к документам, предоставляемым заявителем в целях получения муниципальной услуги:
а) должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для получения муниципальной услуги;
б) тексты документов должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью;
в) документы не должны иметь подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, не должны быть исполнены карандашом, а также иметь повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;
г) документы, предусмотренные абзацами 6, 9 - 13 пункта 2.11. Регламента на бумажных носителях предоставляются либо в двух экземплярах, один из которых подлинник, представляемый для обозрения и подлежащий возврату заявителю, другой - копия документа, прилагаемая к заявлению, либо в виде нотариально удостоверенных копий документов. Документ, предусмотренный абзацем 8 пункта 2.11 Регламента предоставляется в оригинале. Прилагаемый к заявлению документ, состоящий из двух и более листов, должен быть пронумерован и прошнурован.
2.15. Должностные лица Управы не вправе истребовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 2.16 настоящего приложения изложен в новой редакции
2.16. В приеме документов, необходимых в соответствии с пунктом 2.11 Регламента для предоставления муниципальной услуги, отказывается при наличии одного из следующих оснований:
а) непредставление документа, который в соответствии с пунктом 2.13 Регламента представляется заявителем самостоятельно;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "б" пункта 2.16 настоящего приложения внесены изменения
б) несоответствие заявления о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) форме, установленной в приложении 3 к Регламенту (не применяется при подаче заявления в электронной форме), или его заполнение не в полном объеме;
в) несоответствие копии представленного документа его оригиналу;
г) несоответствие представленного документа требованиям, предусмотренным пунктом 2.14 Регламента.
Отказ в приеме документов является основанием для прекращения рассмотрения заявления о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей), но не препятствует повторной подаче документов при устранении оснований, по которым отказано в приеме документов. Отказ в приеме документов может быть обжалован в досудебном (внесудебном) или судебном порядке.
2.17. В выдаче разрешения на вступление в брак несовершеннолетним отказывается при наличии одного из следующих оснований:
а) заявитель не соответствует требованиям, указанным в пункте 1.2. Регламента;
б) вступление лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, в брак не соответствует его интересам;
в) отсутствие уважительных причин, дающих в соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации право на вступление в брак лицу, достигшему возраста шестнадцати лет;
г) отсутствие особого обстоятельства, дающего в соответствии с Законом Тюменской области право на вступление в брак лицу, не достигшему возраста шестнадцати лет;
д) наличие заключения органа опеки и попечительства, содержащего выводы об отсутствии особых обстоятельств, о несогласии на вступление в брак несовершеннолетнего, о нарушении интересов несовершеннолетнего его вступлением в брак;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 2.17 настоящего приложения дополнен подпунктом "е"
е) поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, участвующей в предоставлении муниципальной услуги, на межведомственный или внутриведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в предоставлении муниципальной услуги по указанному основанию допускается в случае, если Управа после получения указанного ответа уведомила заявителя о получении такого ответа, предложила заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для предоставления муниципальной услуги, и не получила от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк пункт 2.17 настоящего приложения дополнен подпунктом "ж"
ж) непредставление заявителем оригиналов документов, скан-образы которых прикреплены к заявлению, поданному в электронной форме.
Отказ в выдаче разрешения на вступление в брак несовершеннолетним не препятствует повторной подаче документов при устранении причины (основания) отказа. Отказ в предоставлении муниципальной услуги может быть обжалован заявителем в досудебном (внесудебном) или судебном порядке.
2.18. Предоставление муниципальной услуги осуществляется бесплатно - без взимания государственной пошлины или иной платы.
2.19. Время ожидания в очереди при подаче заявления и при получении результата предоставления услуги не должно превышать пятнадцати минут.
2.20. Заявление подлежит обязательной регистрации в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени не позднее следующего дня после их поступления независимо от формы представления документов: на бумажных носителях или в электронной форме. В ходе приема заявителя должностное лицо Управы выдает расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты их получения Управой.
2.21. К помещениям, в которых предоставляется муниципальная услуга, к местам ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой информации о порядке предоставления муниципальной услуги, предъявляются следующие требования:
а) помещения для предоставления муниципальной услуги должны размещаться на нижних, предпочтительнее на первых этажах зданий;
б) центральный вход в здания (помещения) Управы оборудуется информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию:
наименование Управы;
место нахождения;
режим работы;
официальный сайт Администрации города Тюмени;
справочные телефонные номера и электронный адрес Управы;
в) прием граждан осуществляется в предназначенных для этих целей помещениях, включающих места ожидания, информирования и приема заявителей;
г) помещения, в которых предоставляется муниципальная услуга, оборудуются:
противопожарной системой и средствами пожаротушения;
системой оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации;
указателями входа и выхода;
табличкой с номерами и наименованиями помещений;
системой кондиционирования воздуха.
пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивается беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок. Столы для обслуживания инвалидов размещаются в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок. Глухонемым, инвалидам по зрению и другим гражданам с ограниченными физическими возможностями при необходимости оказывается соответствующая помощь;
д) в помещениях для ожидания приема оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, бумагу формата А4, ручки, типовые бланки документов, а также туалет и гардероб. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании. В помещениях также должен размещаться:
информационный киоск Администрации города Тюмени или компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами;
информационные стенды, содержащие информацию о порядке предоставления муниципальной услуги, определенную подпунктом "в" пункта 1.6. Регламента;
е) информационные стенды должны устанавливаться недалеко от входа в помещение, где осуществляется прием заявителей, на высоте не менее 2,2 метра от пола, таким образом, чтобы обеспечить возможную видимость информации максимальному количеству граждан. Тексты информационных материалов, размещаемых на стендах, печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места выделяются (подчеркиваются);
ж) место приема заявителей должно обеспечивать:
комфортное расположение заявителя и должностного лица;
отсутствие затруднений для лиц с ограниченными возможностями;
возможность и удобство оформления заявителем письменного обращения;
телефонную связь;
возможность копирования документов;
доступ к основным нормативным правовым актам, регламентирующим полномочия и сферу компетенции Управы;
доступ к нормативным правовым актам, регулирующим предоставление муниципальной услуги.
з) место приема заявителей должно быть оборудовано и оснащено:
табличками с указанием фамилии, имени, отчества и должности должностного лица, осуществляющего прием, и (или) должностное лицо должно иметь личную идентификационную карточку;
местом для письма и раскладки документов, стулом;
и) помещение для работы сотрудников должно быть оснащено стульями, столами, персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим устройством;
к) на территории, прилагающей к зданию Управы, оборудуются места для парковки автотранспортных средств, доступ заявителей к которым является бесплатным.
2.22. Доступность и качество муниципальной услуги определяется по следующим показателям:
а) информированность граждан о порядке предоставления муниципальной услуги;
б) возможность получения консультаций по порядку предоставления муниципальной услуги;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "в" пункта 2.22 настоящего приложения внесены изменения
в) возможность получения муниципальной услуги в электронной форме;
г) удобство территориального размещения помещения, в котором предоставляется муниципальная услуга;
д) оснащенность помещений (здания), в которых предоставляется муниципальная услуга, пандусами, специальными ограждениями, перилами и иными средствами, обеспечивающими возможность получения услуги лицами с ограниченными возможностями здоровья;
е) наличие удобного для граждан графика работы органа, предоставляющего муниципальную услугу, в том числе наличие возможности получения муниципальной услуги дополнительное вечернее время в будние дни и выходные дни, когда в соответствии с трудовым законодательством основная масса работающих граждан отдыхает;
ж) количество взаимодействий заявителя с должностными лицами при предоставлении муниципальной услуги и их продолжительность;
з) удовлетворенность граждан сроками ожидания в очереди при предоставлении муниципальной услуги;
и) удовлетворенность граждан условиями ожидания в очереди при предоставлении муниципальной услуги;
к) удовлетворенность граждан сроками предоставления муниципальной услуги;
л) возможность получения информации о ходе предоставления муниципальной услуги, с том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
м) отсутствие обоснованных жалоб граждан на нарушение должностными лицами нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление муниципальной услуги.
2.23. Оценка соответствия муниципальной услуги показателям доступности и качества муниципальной услуги, осуществляется в ходе мониторинга выполнения настоящего Регламента и при проведении проверок предоставления муниципальной услуги.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных
процедур, требования к порядку их выполнения
3.1. Перечень административных процедур
3.1.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) предоставление информации о муниципальной услуге;
б) предварительная запись граждан на личный прием;
в) прием документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги;
г) предоставление сведений о ходе оказания муниципальной услуги;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в подпункт "д" пункта 3.1.1 настоящего приложения внесены изменения
д) информационное взаимодействие;
е) принятие решения о соответствии (несоответствии) вступления в брак лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, его интересам;
ж) подготовка проекта решения о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) либо об отказе на вступление в брак несовершеннолетнему(ей);
з) правовая экспертиза документов;
и) получение заявителем результата предоставления муниципальной услуги.
3.1.2. Наступление каждой административной процедуры предоставления муниципальной услуги, за исключением процедур, указанных в подпунктах "а", "г" пункта 3.1.1. Регламента, должно отражаться должностным лицом в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени.
3.2. Предоставление информации о муниципальной услуге
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 3.2.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.2.1. Основанием для начала административной процедуры по предоставлению информации заявителям о муниципальной услуге является обращение заявителя, последовавшее по телефону, в ходе личного приема или в письменном виде.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк пункт 3.2.2 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.2.2. При информировании граждан по телефону или при личном приеме специалисты должны:
а) корректно и внимательно относится к гражданам, не унижая их чести и достоинства;
б) производить консультацию без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций, комментариев ситуации;
в) задавать только уточняющие вопросы в интересах дела.
3.2.3. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Управы, фамилии, имени, отчестве и должности лица, принявшего телефонный звонок. Во время разговора специалист должен произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми. В конце консультирования специалист должен кратко подвести итог и перечислить меры, которые надо принять.
Время разговора не должно превышать 15 минут.
Звонки граждан по справочным телефонам Управы принимаются в соответствующие часы работы Управы, указанные в графике его работы.
Звонки граждан по справочному телефону ИДС принимаются в круглосуточном режиме. В рамках информирования ИДС по предоставлению муниципальной услуги гражданину по его желанию предоставляется консультация в режиме реального времени со специалистом Управы, ответственным за предоставление муниципальной услуги. Консультация оказывается в часы работы Управы.
3.2.4. При личном приеме граждан в Управе в рамках информирования по предоставлению муниципальной услуги:
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в подпункт "а" пункта 3.2.4 настоящего приложения внесены изменения
а) время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут;
б) продолжительность личного приема не должна превышать 15 минут;
в) должностные лица, осуществляющие личный прием, должны принять необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других должностных лиц;
г) содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не являются очевидными и требуют дополнительной проверки, а также при несогласии гражданина на получение устного ответа, дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В последнем случае устное обращение подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными пунктом 3.2.5. Регламента.
3.2.5. Обращение по вопросу предоставления муниципальной услуги подлежит регистрации в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени в срок не позднее следующего дня после их поступления и должно быть рассмотрено в срок не позднее 5 дней со дня его поступления. Ответ на обращения дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, инициалов, номера телефона исполнителя. Ответ на обращение подписывается руководителем Управы, регистрируется в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени и направляется в пределах срока рассмотрения на электронный адрес либо иной адрес, указанный в обращении.
3.2.6. Результатом административной процедуры является предоставление гражданам информации о муниципальной услуги.
3.3. Предварительная запись граждан на личный прием
3.3.1. Основанием для начала административной процедуры по предварительной записи граждан на личный прием является обращение заявителя, последовавшее по телефону Управы, через Портал государственных и муниципальных услуг, а также в ходе личного приема граждан по вопросу информирования о порядке предоставления муниципальной услуги.
3.3.2. Личный прием граждан с целью подачи документов по предварительной записи должен осуществляться в часы работы Управы специально выделенными для этого специалистами.
3.3.3. Предварительная запись по телефону или в ходе личного приема граждан производится в часы работы Управы. Сотрудник, осуществляющий предварительную запись, предлагает гражданину удобное для него время личного приема, свободное от приема других граждан. В ходе предварительной записи фиксируется время и дата приема гражданина, его фамилия, имя, отчество, при этом гражданину сообщается время, дата и место его приема. Предварительная запись производится в специальном журнале предварительной записи, ведущемся на бумажном носителе и электроном виде.
3.3.4. В предварительной записи гражданину отказывается в случае, если он уже предварительно записан на личный прием и не отказался от произведенной записи на личный прием.
3.3.5. Продолжительность предварительной записи по телефону или в ходе личного приема граждан по вопросу информирования о порядке предоставления муниципальной услуги не должна превышать 3 минут.
3.3.6. Результатом административной процедуры является осуществленная предварительная запись гражданина на личный прием либо отказ в предварительной записи.
3.4. Прием документов, необходимых для предоставления
муниципальной услуги
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк пункт 3.4.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.4.1. Основанием для начала административной процедуры по приему документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является обращение заявителя в Управу посредством личного приема, направления документов почтовым отправлением или в электронной форме. Заявление подается по форме, определенной в приложении 3 к Регламенту, а в случае подачи заявления в электронной форме, заявление заполняется по форме, размещенной на Портале государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в пункт 3.4.2 настоящего приложения внесены изменения
3.4.2. Личный прием заявителей в целях подачи документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, осуществляется Управой согласно графику работы Управы, в порядке очереди либо по предварительной записи. При личном приеме заявитель и его представители предъявляют должностному лицу документы, удостоверяющие их личность.
Заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей), согласие законных представителей, предусмотренные пунктом 2.11. Регламента, подписываются гражданами в присутствии должностного лица, осуществляющего личный прием, с целью удостоверения их подписей, либо их подписи должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.
Заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) в электронной форме подается посредством Портала государственных и муниципальных услуг. При подаче заявления о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) в электронном виде к нему прикрепляются скан-образы документов, предусмотренные абзацами 6, 8 - 13 пункта 2.11. Регламента. При этом заявление, согласия законных представителей и документы заверяются электронной подписью заявителя, допускаемой в соответствии с действующими нормативными правовыми актами для получения государственных и муниципальных услуг. Проверка документов, прикрепленных к заявлению, поданному в электронной форме, на соответствие скан-образов оригиналам и заверение скан-образов путем проставления штампа уполномоченного органа с указанием фамилии, инициалов и должности должностного лица, даты осуществляется при выдаче результата муниципальной услуги.
Заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) направляется посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае, подписи на заявлении, согласии, предусмотренных пунктом 2.11. Регламента, верность копий документов, предусмотренных пунктом 2.11. Регламента, должны быть засвидетельствованы в нотариальном порядке.
3.4.3. В ходе приема документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, должностное лицо:
а) обеспечивает регистрацию заявления в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени. Продолжительность данного действия не должна превышать 30 секунд;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "б" пункта 3.4.3 настоящего приложения внесены изменения
б) устанавливает личность каждого обратившегося гражданина путем проверки документа, удостоверяющего его личность, либо проверки подлинности электронных подписей граждан, подавших заявление в электронной форме, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего отношения в области использования электронных подписей. Продолжительность данного действия не должна превышать 40 секунд на каждого гражданина;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в подпункт "в" пункта 3.4.3 настоящего приложения внесены изменения
в) информирует при личном приеме заявителя о порядке и сроках предоставления муниципальной услуги. Продолжительность данного действия не должна превышать 1 минуты;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк подпункт "г" пункта 3.4.3 настоящего приложения изложен в новой редакции
г) распечатывает и регистрирует заявление о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) и прикрепленные к нему скан-образы документов, поступившие в электронной форме, направляет заявителю сообщение, подтверждающее их получение, в форме электронного сообщения с указанием даты и регистрационного номера. Продолжительность данного действия не должна превышать 7 минут;
д) проверяет правильность заполнения заявления, в том числе полноту внесенных данных, наличие документов, которые в соответствии с пунктом 2.11. Регламента должны прилагаться к заявлению в обязательном порядке, соответствие представленных документов требованиям пункта 2.14. Регламента. Продолжительность данного действия не должна превышать 25 минут;
е) удостоверяет подпись граждан на заявлении о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) и согласии, предусмотренных пунктом 2.13. Регламента, при личном приеме (в случае, если соответствующие подписи не засвидетельствованы в нотариальном порядке). Продолжительность данного действия не должна превышать 10 секунд на каждый документ;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "ж" пункта 3.4.3 настоящего приложения внесены изменения
ж) осуществляет проверку представленных документов на соответствие оригиналам и заверение их копии путем проставления штампа уполномоченного органа с указанием фамилии, инициалов и должности должностного лица, даты, при личном приеме. Проверка скан-образов документов, прикрепленных к заявлению в электронной форме, на соответствие оригиналам и заверение их копии осуществляется в ходе подготовки и выдачи результата муниципальной услуги. При установлении несоответствия копии представленного документа его оригиналу в приеме документов отказывается по основанию, предусмотренному подпунктом "в" пункта 2.16 настоящего Регламента, о чем заявителю или его представителю, присутствующему при выдаче результата муниципальной услуги, вручается сообщение об отказе в приеме документов. Продолжительность данного действия не должна превышать 30 секунд на каждый документ;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "з" пункта 3.4.3 настоящего приложения внесены изменения
з) при выявлении в ходе личного приема оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.16. Регламента, уведомляет заявителя о наличии препятствий для выдачи разрешения на вступление в брак несовершеннолетним, объясняет заявителю содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает заявителю устранить его в ходе личного приема. При устранении выявленных недостатков в ходе личного приема заявителю выдается расписка о приеме документов согласно подпункту "и" настоящего пункта. При неустранении выявленных недостатков в ходе личного приема заявителю отказывается в приеме документов согласно подпункту "к" настоящего пункта. Продолжительность данного действия не должна превышать 10 минут;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "и" пункта 3.4.3 настоящего приложения внесены изменения
и) выдает (направляет) заявителю расписку о приеме документов при отсутствии оснований для отказа в приеме документов, предусмотренных пунктом 2.16. Регламента. Расписка о приеме документов должна содержать фамилию, имя, отчество заявителя, дату приема документов, перечень принятых документов, дату получения результата муниципальной услуги. Расписка о приеме документов оформляется в 2-х экземплярах по форме, установленной в приложении 4 к Регламенту (один выдается (направляется) заявителю, второй подшивается в дело) и подлежит регистрации в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени. В ходе личного приема расписка выдается заявителю под роспись, при направлении заявления в электронной форме либо посредством почтового отправления расписка направляется на электронный адрес либо иной адрес, указанный в заявлении. Продолжительность данного действия не должна превышать 5 минут;
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "к" пункта 3.4.3 настоящего приложения внесены изменения
к) при наличии одного из оснований, предусмотренных пунктом 2.16. Регламента, отказывает в приеме документов. Сообщение об отказе в приеме документов оформляется в 2-х экземплярах по форме, установленной приложением 5 к Регламенту (один выдается (направляется) заявителю, второй подшивается в дело) и подлежит регистрации в системе электронного документооборота и делопроизводства Администрации города Тюмени. При личном приеме заявителя отказ в приеме документов выдается гражданину под роспись, при поступлении заявления в электронной форме либо посредством почтового отправления письменный отказ в приеме документов направляется на электронный адрес либо иной адрес, указанный в заявлении. В случае направления отказа в приеме документов на электронный адрес либо по почте на втором экземпляре делается отметка о способе направлении с указанием даты отправления. Продолжительность данного действия не должна превышать 5 минут.
3.4.4. Результатом административной процедуры по приему документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является выдача (направление) расписки о приеме документов либо письменного отказа в приеме документов.
Все поступившие документы комплектуются в дело.
3.4.5. Общее время административной процедуры по приему документов не может превышать 30 минут при приеме документов от 3-х и менее заявителей. При приеме документов от большего числа заявителей максимальный срок приема документов увеличивается на 5 минут для каждого дополнительного заявителя.
3.5. Предоставление сведений о ходе оказания муниципальной услуги
3.5.1. Основанием для начала административной процедуры по предоставлению сведений о ходе оказания муниципальной услуги является обращение заявителя:
а) по справочным телефонам Управы в часы ее работы;
б) по телефону ИДС;
в) посредством Портала государственных и муниципальных услуг;
г) в адрес Управы, направленное в письменной форме;
д) в ходе личного приема граждан.
3.5.2. С запросом о предоставление сведений о ходе оказания муниципальной услуги заявитель может обратиться по справочным телефонам Управы в часы ее работы, а по телефону ИДС - круглосуточно.
Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании Управы или ИДС, фамилии, имени, отчестве и должности лица, принявшего телефонный звонок. В рамках предоставления сведений заявителю сообщается о должностных лицах, которым поручено рассмотрение заявления, об административной процедуре, на которой находится предоставление муниципальной услуги, о сроках предоставления муниципальной услуги, способе уведомления заявителя, о результате предоставления муниципальной услуги (при его наличии).
Время разговора по телефону не должно превышать 5 минут.
3.5.3. Информация о ходе предоставления муниципальной услуги посредством Портала государственных и муниципальных услуг предоставляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими использование указанных государственных информационных систем.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в пункт 3.5.4 настоящего приложения внесены изменения
3.5.4. Информирование граждан о ходе предоставления муниципальной услуги по письменным и устным обращениям осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 3.2.4., 3.2.5. Регламента.
3.5.5. Результатом административной процедуры является предоставление заявителю сведений о ходе оказания муниципальной услуги.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в наименование главы 3.6 настоящего приложения внесены изменения
3.6. Информационное взаимодействие
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк пункт 3.6.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.6.1. Основанием для начала административной процедуры по информационному взаимодействию (далее - межведомственное взаимодействие) является поступление в Администрацию города Тюмени заявления без приложения документов, которые в соответствии с пунктом 2.13. Регламента могут представляться гражданами по собственной инициативе. В этом случае в зависимости от представленных документов должностное лицо, принявшее документы, в течение 3 дней со дня принятия документов осуществляет подготовку и направление следующих запросов:
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в подпункт "а" пункта 3.6.1 настоящего приложения внесены изменения
а) подготовку и направление запросов по системе межведомственного электронного взаимодействия Тюменской области в:
Министерство обороны России о предоставлении сведений о призыве на военную службу или направлении на альтернативную службу;
Департамент социального развития Тюменской области о предоставлении сведений из приказа (постановления) об установлении над ребенком опеки (попечительства) или (и) сведений из заключения органа опеки и попечительства о соблюдении (несоблюдении) прав и интересов несовершеннолетнего при вступлении в брак;
Управление записи актов гражданского состояния Тюменской области о предоставлении сведений о государственной регистрации актов: о рождении; браке (о расторжении брака); смене фамилии, имени, отчества, установлении отцовства;
Департамент здравоохранения Тюменской области о предоставлении справки учреждения здравоохранения, подведомственного департаменту здравоохранения Тюменской области, о наличии беременности;
б) подготовку и направление запросов по внутриведомственной системе информационного взаимодействия в департамент здравоохранения Администрации города Тюмени о предоставлении справки медицинского учреждения о наличии беременности (в отношении муниципальных учреждений здравоохранения).
3.6.2. В целях получения дополнительной информации, необходимой для качественного предоставления муниципальной услуги, должностное лицо направляет также запросы о предоставлении информации (документы) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, располагающие такой информацией (документами), в частности суды, органы местного самоуправления иных муниципальных образований.
Постановлением Администрации г. Тюмени от 23 июля 2012 г. N 96-пк в пункт 3.6.3 настоящего приложения внесены изменения
3.6.3. При приеме заявления о получении разрешения на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.11. Регламента, в том числе документов, которые представляются гражданами по собственной инициативе, административная процедура по межведомственному взаимодействию не проводится, в этом случае должностное лицо приступает к выполнению административной процедуры по подготовке проекта решения о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнему(ей) либо об отказе на вступление в брак несовершеннолетнему(ей).
Постановлением Администрации г. Тюмени от 14 апреля 2014 г. N 54-пк в пункт 3.6.4 настоящего приложения внесены изменения
3.6.4. Процедуры межведомственного взаимодействия, предусмотренного пунктом 3.6.1. Регламента, осуществляются должностными лицами Управы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, и соответствующими соглашениями. В случае, если система межведомственного электронного взаимодействия не работает, межведомственные запросы направляются на бумажных носителях в порядке
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.