Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 25 июня 2015 г. N 3020
Информация
о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.06.2014 N 2128 "О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 26.05.2015)
Практика отказов в постановке на учет в целях предоставления земельных участков многодетным семьям (пп. 1 пункта 2)
Департаментом имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) проанализирована практика отказов в постановке на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления земельных участков.
Наиболее часто встречаются следующие случаи отказов в постановке на учет многодетных семей и снятии семей с учета (таблица 1) :
- превышение допустимого срока между снятием с регистрационного учета и постановкой на данный учет при смене места жительства на территории Тюменской области;
- отсутствие документа, подтверждающего факт проживания родителей (усыновителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех или более детей, - одного родителя (усыновителя) в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае, если факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации).
В целях изменения ситуации по отказам подготовлен проект постановления Правительства Тюменской области, которым предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Указанным проектом предлагается установить, что документом, подтверждающим факт проживания родителей (усыновителей), а в семье, состоящей из одного родителя (усыновителя) и трех и более детей, - одного родителя (усыновителя) в Тюменской области не менее 5 лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае, если факт проживания в Тюменской области не менее 5 лет не удостоверяется паспортом гражданина Российской федерации), является справка органов местного самоуправления, являвшихся органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таблица 1
Информация
об отказах в принятии многодетной семьи на учет (нарастающим итогом) по состоянию на 01.05.2015
N п/п |
Наименование муниципального района, городского округа |
Количество зарегистрированных заявлений, всего |
Общее количество принятых решений, всего |
В том числе |
Случаи отказов, в % |
||||
о принятии многодетной семьи на учет |
об отказе в принятии многодетной семьи на учет |
Превышение допустимого срока между снятием с рег. учета и постановкой на рег. учет |
Вынужденное временное выбытие |
Проживание на территории иного МО |
Иные основания (проживание менее 5 лет и др.) |
||||
1 |
Абатский |
92 |
85 |
83 |
2 |
0 |
0 |
0 |
100 |
2 |
Армизонский |
55 |
55 |
55 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Аромашевский |
25 |
25 |
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Бердюжский |
66 |
64 |
62 |
2 |
0 |
0 |
0 |
100 |
5 |
Вагайский |
98 |
95 |
93 |
2 |
0 |
0 |
50 |
50 |
6 |
Викуловский |
50 |
50 |
50 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
Голышмановский |
147 |
147 |
144 |
3 |
0 |
0 |
0 |
100 |
8 |
Заводоуковский |
629 |
612 |
534 |
78 |
58 |
0 |
0 |
42 |
9 |
Исетский |
254 |
246 |
237 |
9 |
11 |
0 |
0 |
88 |
10 |
Ишимский |
272 |
271 |
270 |
1 |
100 |
0 |
0 |
0 |
11 |
Казанский |
202 |
200 |
193 |
7 |
14 |
0 |
0 |
86 |
12 |
Нижнетавдинский |
351 |
346 |
315 |
31 |
0 |
0 |
0 |
100 |
13 |
Омутинский |
166 |
166 |
160 |
6 |
0 |
0 |
33 |
67 |
14 |
Сладковский |
96 |
96 |
95 |
1 |
0 |
0 |
0 |
100 |
15 |
Сорокинский |
26 |
28 |
23 |
5 |
0 |
0 |
0 |
100 |
16 |
Тобольский |
264 |
264 |
252 |
12 |
8 |
0 |
0 |
92 |
17 |
Тюменский * |
1 440 |
1 416 |
1 249 |
16 |
70 |
0 |
13 |
17 |
18 |
Уватский |
159 |
159 |
159 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
19 |
Упоровский |
216 |
213 |
199 |
14 |
0 |
0 |
0 |
100 |
20 |
Юргинский |
77 |
77 |
77 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
Ярковский |
239 |
239 |
233 |
6 |
0 |
0 |
0 |
100 |
22 |
Ялуторовский |
250 |
247 |
247 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23 |
г. Ишим |
500 |
493 |
451 |
42 |
80 |
0 |
0 |
20 |
24 |
г. Тобольск |
1 093 |
1 086 |
930 |
156 |
23 |
0 |
5 |
77 |
25 |
г. Ялуторовск |
472 |
466 |
443 |
23 |
0 |
0 |
0 |
100 |
26 |
г. Тюмень |
5 142 |
4 952 |
4 170 |
782 |
60 |
0 |
7 |
33 |
|
ИТОГО |
12 381 |
12 098 |
10 749 |
1 349 |
52 |
0 |
6 |
42 |
*С момента передачи полномочий Департаменту имущественных отношений Тюменской области.
Также проектом предлагается увеличить срок, в течение которого названный документ не представляется. В частности, предлагается предусмотреть, что документ не представляется в случае, если в течение 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, период, исчисляемый со дня снятия с регистрационного учета в Тюменской области до дня постановки на регистрационный учет в Тюменской области, единовременно составляет не более 60 календарных дней.
Данная инициатива обсуждалась с органами местного самоуправления и была ими поддержана.
Формирование и инженерная подготовка земельных участков в Тюменском районе, предназначенных для многодетных семей (пп. 2 пункта 2)
За период действия Закона Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", с 08.10.2011 по 01.05.2015, многодетным семьям области предоставлено 2 810 земельных участков общей площадью 359,38 га (таблица 2).
Таблица 2
N п/п |
Наименование муниципального района, городского округа |
Количество решений о принятии многодетной семьи на учет |
Количество предоставленных земельных участков, всего |
Процент семей, обеспеченных земельными участками, % |
|
всего |
количество |
площадь, га |
|||
1 |
Абатский |
83 |
75 |
9,84 |
90,36 |
2 |
Армизонский |
55 |
33 |
5,89 |
60,00 |
3 |
Аромашевский |
25 |
24 |
2,76 |
96,00 |
4 |
Бердюжский |
62 |
46 |
4,60 |
74,19 |
5 |
Вагайский |
93 |
57 |
13,96 |
61,29 |
6 |
Викуловский |
50 |
27 |
3,37 |
54,00 |
7 |
Голышмановский |
144 |
108 |
15,02 |
75,00 |
8 |
Заводоуковский |
534 |
36 |
4,49 |
6,74 |
9 |
Исетский |
237 |
124 |
12,34 |
52,32 |
10 |
Ишимский |
270 |
113 |
18,98 |
41,85 |
11 |
Казанский |
193 |
85 |
10,54 |
44,04 |
12 |
Нижнетавдинский |
315 |
283 |
33,46 |
89,84 |
13 |
Омутинский |
160 |
81 |
12,74 |
50,63 |
14 |
Сладковский |
95 |
63 |
10,59 |
66,32 |
15 |
Сорокинский |
23 |
17 |
2,92 |
73,91 |
16 |
Тобольский |
252 |
171 |
28,94 |
67,86 |
17 |
Тюменский |
1249 |
171 |
24,42 |
13,70 |
18 |
Уватский |
159 |
123 |
16,07 |
77,36 |
19 |
Упоровский |
199 |
190 |
26,67 |
95,48 |
20 |
Юргинский |
77 |
71 |
10,09 |
92,21 |
21 |
Ярковский |
233 |
58 |
6,72 |
24,89 |
22 |
Ялуторовский |
247 |
165 |
23,21 |
66,80 |
23 |
г. Ишим |
451 |
20 |
1,52 |
4,43 |
24 |
г. Тобольск |
930 |
120 |
11,91 |
12,90 |
25 |
г. Ялуторовск |
443 |
39 |
3,32 |
8,80 |
26 |
г. Тюмень |
4170 |
510 |
45,00 |
12,23 |
Итого |
10749 |
2810 |
359,38 |
26 |
В Тюменской области в 2011 году предоставлен 1 земельный участок общей площадью 0,21 га;
в 2012 году предоставлен 801 земельный участок общей площадью 101,6 га;
в 2013 году - 885 земельных участков общей площадью 126,43 га;
в 2014 году - 905 земельных участков общей площадью 103,35 га;
в 2015 году - 218 земельных участков общей площадью 27,79 га.
На территории Тюменского района существует потребность в предоставлении земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, проживающим в Тюменском районе. Степень обеспеченности земельными участками многодетных семей по состоянию на 01.05.2015 составляет 13,7%.
В настоящее время осуществляются мероприятия по формированию земельных участков в д. Падерина Тюменского района, которые планируется предоставлять многодетным семьям, поставленным на учет как в г. Тюмени, так и в Тюменском муниципальном районе. По мере формирования данные участки будут предлагаться многодетным семьям путем направления в порядке очередности уведомлений, содержащих сведения о предлагаемом участке.
Полномочия по подготовке и утверждению документации по планировке территории относятся к полномочиям Главного управления строительства Тюменской области (далее - ГУС ТО).
В целях заключения контракта на подготовку документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в отношении земельного участка в д. Большие Акияры (28 га) специалистами ГУС ТО формируется пакет документов в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Администрацией Тюменского муниципального района в 2014 году инициировано обращение в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства о возможности передачи органам государственной власти Тюменской области полномочий по управлению и распоряжению 3 земельными участками, находящимися в федеральной собственности:
- 2 земельными участками общей площадью 38,8 га, расположенными в д. Посохова;
- 1 земельным участком общей площадью 34,5 га, расположенным в д. Падерина.
На 21.05.2015 правительственной комиссией решение о передаче органам государственной власти Тюменской области полномочий по управлению и распоряжению вышеуказанными земельными участками не принято.
Продолжение работы по инвентаризации земель на территории Тюменской области (пп. 3 пункта 2)
В рамках инвентаризации земельных участков на территории Тюменской области:
при взаимодействии с государственными учреждениями Тюменской области осуществлен сбор и анализ информации по всем земельным участкам, переданным в пользование государственным учреждениям Тюменской области. Полученные сведения будут использованы при формировании земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности Тюменской области, для дальнейшей регистрации права собственности области на земельные участки;
сформирован перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Тюменской области, расположенных на земельных участках, границы которых не установлены в соответствии с требованием действующего законодательства, в пределах городского округа г. Тюмень. В отношении данных земельных участков будут выполнены кадастровые работы по установлению границ;
проведен мониторинг действующих договоров аренды земельных участков, предоставленных органами местного самоуправления и Департаментом для строительства. Выявлены договоры аренды, земельные участки по которым не осваиваются. Инициировано расторжение договоров аренды, по которым работа так и не началась. В новые договоры в обязательном порядке включается норма, согласно которой отсутствие активности застройщика влечет за собой расторжение договора либо кратное увеличение ставки арендной платы;
проведен анализ действующих нормативных правовых актов по предоставлению земельных участков в аренду. Внесены необходимые изменения в нормативные правовые акты Тюменской области, касающиеся договоров аренды;
разработаны и направлены рекомендации муниципальным образованиям в части внесения изменений в договоры аренды.
О реализации в Тюменской области законодательства о льготном предоставлении земельных участков (пп. 4 пункта 2)
В целях реализации федерального законодательства о предоставлении земельных участков гражданам льготных категорий принят Закон Тюменской области от 31.03.2015 N 35 "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Тюменской области "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" (далее - Закон Тюменской области от 31.03.2015 N 35). Законом Тюменской области от 31.03.2015 N 35 определено, что многодетные семьи, отвечающие требованиям, установленным Законом, и имеющие в своем составе родителя-инвалида (родителей-инвалидов) и (или) ребенка-инвалида (детей-инвалидов), имеют право на первоочередное бесплатное приобретение дачного земельного участка либо земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Во исполнение Закона Тюменской области от 31.03.2015 N 35 разработан проект постановления Правительства Тюменской области, которым предусматривается внесение изменений в постановление Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". В настоящее время проект проходит процедуру согласования в исполнительных органах государственной власти Тюменской области. Проектом предусматривается возможность первоочередного бесплатного предоставления земельного участка многодетным семьям, имеющим в своем составе родителя-инвалида (родителей-инвалидов) и (или) ребенка-инвалида (детей-инвалидов).
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и вступившей в силу 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Следовательно, исходя из буквального толкования указанных норм права, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства по заявлениям инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.
Однако до вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации сформировалась судебная практика, согласно которой первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на лиц из числа данной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.09.2014).
Необходимо отметить, что подобная правовая позиция была сформулирована судами в условиях отсутствия в Земельном кодексе Российской Федерации специальной нормы, предусматривающей реализацию мер поддержки инвалидов в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Кроме того, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (далее - Перечень), предусматривает, что в случае предоставления земельного участка в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ заявитель должен предоставить выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. В совокупном толковании данного Перечня со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное приобретение земельных участков, подтверждает документ о присвоении инвалидности.
Таким образом, при рассмотрении соответствующих заявлений граждан Департаментом была выявлена правовая коллизия между толкованием судебными органами ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и введенным в действие с 01.03.2015 положением пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
В целях соблюдения норм федерального законодательства в прокуратуру Тюменской области направлен запрос об оказании консультационного содействия в разрешении вопроса о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства земельных участков без проведения торгов инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, лишь на основании документа, подтверждающего инвалидность, без установления факта нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 25 июня 2015 г. N 3020 "Об информациях о ходе выполнения постановления Тюменской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.