Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 26 ноября 2015 г. N 3278
Обращение
Тюменской областной Думы к Министру промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурову, руководителю Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации И.П. Чуяну о внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (в части изменения требований по фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ужесточения ответственности за нарушение порядка оборота алкогольной продукции)
Уважаемый Денис Валентинович!
Уважаемый Игорь Петрович!
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 июня 2015 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 182-ФЗ), которым установлены дополнительные требования по фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС).
В соответствии с Федеральным законом N 182-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС.
Программно-аппаратные средства организаций и индивидуальных предпринимателей должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о маркируемой алкогольной продукции, а также прием и передачу информации об обороте такой продукции (за исключением импорта) и обороте этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 182-ФЗ с 1 января 2016 года вышеуказанные требования будут применяться в отношении закупки, хранения и поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе предприятиями розничной торговли. С 1 июля 2016 года указанные требования будут применяться также и в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях, а с 1 июля 2017 года - в сельских поселениях.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, в случае если они реализуются без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота в ЕГАИС, будут признаваться находящимися в незаконном обороте.
Регламентированный Федеральным законом N 182-ФЗ механизм детального учета производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, безусловно, будет способствовать повышению эффективности государственного контроля за оборотом такой продукции и обеспечению безопасности указанной продукции.
Вместе с тем выполнение предприятиями розничной торговли обязанностей по фиксации фактов закупки и продажи алкогольной продукции в ЕГАИС требует создания необходимых технических условий и повлечет затраты субъектов предпринимательской деятельности на обеспечение доступа к сети Интернет, закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения, сканеров штриховых кодов, криптоключей, на оплату услуг IT-специалистов по установке, настройке и последующему техническому сопровождению модулей системы и программных компонентов. Кроме того, для поселений с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, передача в ЕГАИС данных о закупке алкогольной продукции технически невозможна.
По оценкам предпринимательского сообщества, указанные затраты могут составить от 50 до 150 тыс. рублей в зависимости от текущей обеспеченности предприятия розничной торговли системой автоматизации учета товара и торговых процедур. При этом необходимо учитывать, что в городских населенных пунктах около 50% малых предприятий розничной торговли не имеют систем автоматизации, а в сельской местности неавтоматизированных торговых предприятий подавляющее большинство.
Указанные затраты на внедрение ЕГАИС являются существенными прежде всего для малых и средних предприятий, и многие предприниматели выражают нежелание продолжать лицензируемую деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
В органы государственной власти Тюменской области поступают обращения от представителей малого и среднего бизнеса по вопросу необходимости смягчения требований по фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. О необходимости отсрочки внедрения ЕГАИС на предприятиях розничной торговли высказались Торгово-промышленная палата Тюменской области, тюменские региональные отделения общероссийских общественных организаций "Деловая Россия" и "ОПОРА России", некоммерческое партнерство "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области" и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области. По мнению предпринимательского сообщества, внедрение ЕГАИС в предусмотренные Федеральным законом N 182-ФЗ сроки приведет к сокращению легального рынка розничной торговли алкогольной продукцией и увеличению доли контрафакта.
Малое и среднее предпринимательство является значимым звеном экономической системы Российской Федерации и выполняет ряд таких важных социально-экономических функций, как повышение конкуренции в экономике, создание рабочих мест, участие в формировании доходов бюджетов. Сокращение доли субъектов малого бизнеса вследствие внедрения ЕГАИС негативно отразится на ситуации на рынке труда и состоянии розничной торговли алкогольной продукцией, а в дальнейшем повлечет снижение доходных поступлений бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, выявлено, что в федеральном законодательстве имеет место правовая коллизия, выражающаяся в установлении для некоторых субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, обязанности по передаче данных в ЕГАИС в части подтверждения факта закупки без передачи данных об объемах розничной продажи.
На основании пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона N 182-ФЗ) от обязанности передачи данных в ЕГАИС в части объемов розничной продажи освобождены субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную продажу:
- пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;
- алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- алкогольной продукции в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В то же время, исходя из требований частей 2 и 4 статьи 2 Федерального закона N 182-ФЗ, с 1 января 2016 года субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания и алкогольной продукции в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, будут обязаны обеспечивать передачу данных в ЕГАИС в части подтверждения факта закупки реализуемой продукции. С 1 июля 2016 года данная обязанность будет применяться и в отношении субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции.
В связи с вышеизложенным обращаемся к вам с просьбой рассмотреть возможность внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (в части изменения требований по фиксации и передаче информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС) следующих изменений:
1. Отложить срок исполнения обязанности по передаче в ЕГАИС информации об обороте алкогольной продукции:
- в отношении ее закупки и хранения предприятиями розничной торговли с 1 января 2016 года до 1 января 2017 года,
- в отношении ее розничной продажи в городских поселениях с 1 июля 2016 года до 1 июля 2017 года,
- в отношении ее розничной продажи в сельских поселениях с 1 июля 2017 года до 1 июля 2018 года.
2. Установить до 1 января 2018 года переходный период для адаптации алкогольной отрасли к новым правилам и требованиям Федерального закона N 182-ФЗ, в течение которого исполнение требований данного закона субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю алкогольной продукцией, должно носить добровольный характер, а непередача ими сведений в ЕГАИС не должна рассматриваться как нарушение установленного порядка учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3. Освободить от обязанности по передаче в ЕГАИС информации об обороте алкогольной продукции в части объемов ее закупки и хранения субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную продажу:
- пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;
- алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
- алкогольной продукции в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Кроме того, без системного противодействия каналам нелегальной реализации алкогольной продукции внедрение ЕГАИС в качестве механизма детального учета оборота алкогольной продукции не будет обладать достаточной эффективностью и приведет к оттоку участников легального рынка оборота алкогольной продукции. Поэтому в целях противодействия обороту контрафактной и нелегальной алкогольной продукции обращаемся к вам с просьбой рассмотреть возможность внесения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения в части ужесточения ответственности за нарушение порядка оборота алкогольной продукции, в том числе установить уголовную ответственности за неоднократную розничную продажу алкогольной продукции без получения лицензии.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 26 ноября 2015 г. N 3278 "Об обращении к Министру промышленности и торговли... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.