Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 30 декабря 2015 г. N 667-п
Паспорт
государственной программы Тюменской области "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений" до 2020 года
Ответственный исполнитель Программы: |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Цели Программы: |
Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия. Обеспечение межконфессионального согласия. Обеспечение общественно-политической стабильности в регионе. |
Задачи программы: |
Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области. Обеспечение устойчивого национально-культурного развития. Развитие взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений. Профилактика социально-политического экстремизма в молодежной среде. |
Сроки реализации Программы: |
2015 - 2020 годы |
Объёмы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам): |
Всего за 2015 - 2020 годы - 548 679 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 142 171 тыс. руб., 2016 г. - 80 939 тыс. руб., 2017 г. - 80 943 тыс. руб., 2018 г. - 81 542 тыс. руб., 2019 г. - 81 542 тыс. руб., 2020 г. - 81 542 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
В плановый период до 2020 года должно быть обеспечено этноконфессиональное согласие, общественно-политическая стабильность в регионе, выражающиеся в отсутствии протестных акций на религиозной и этнической основе, публично выражаемых в радикальных формах эксцессов и конфликтов, в дальнейшем упрочении уважительных взаимоотношений между людьми различных национальностей, вероисповеданий и политических предпочтений. Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности (планируемое значение к 2020 году - не менее 85%); Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Тюменской области (планируемое значение к 2020 году - не менее 89%); Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе (планируемое значение к 2020 году - не менее 73,4%). |
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений
Сфера национальных отношений в Тюменской области
Благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области как фактора единства российского государства, ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития.
Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом сообществе.
Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.
На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:
- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
- всё большая значимость этнической и религиозной самоидентификации на фоне слабого общероссийского гражданского самосознания;
- сложное социокультурное самочувствие отдельных этнических групп, неудовлетворенность их этнокультурных потребностей;
- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
- сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;
- правовой нигилизм и высокий уровень преступности;
- попытки политизации этнического и религиозного фактора.
В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:
- присутствием в регионе приверженцев запрещенных исламистских движений;
- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;
- продвижением идей радикализма и экстремизма в социальных сетях Интернета.
На этих направления концентрируются наши усилия. Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.
Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.
Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.
Определенное влияние на общественные отношения оказывает интенсивная иммиграция в Тюменскую область. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, имеющих этническую окраску.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений. Вышеуказанная деятельность осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством в сфере межнациональных отношений.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления единства российской нации, обеспечения межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.
Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия.
Для решения возникающих задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 21.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 г. N Пр-2753, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации, а также иными документами стратегического и программного характера.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 284-ФЗ следует читать как "от 22.10.2013"
Задачами являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде, содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области, а также реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
Достижение поставленных задач предполагает работу по следующим направлениям:
1. Содействие этнокультурному развитию народов области; профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.
2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.
3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
4. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.
5. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области;
6. Развитие российского казачества в Тюменской области.
7. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.
8. Успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
9. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.
10. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), значительной является доля татарского населения - 8,1% (109 193 чел.), украинцев - 1,3% (16 988 чел.), казахов - 1,0% (13 232 чел.), немцев - 0,9% (12 048 чел.), чувашей - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцев - 0,7% (8 282 чел.), армян - 0,6% (7 594 чел.), белорусов - 0,4 (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.
Рис. 1
"Областные национально-культурные автономии и национальные и общественные объединения"
Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющий комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.
Последние годы характеризуются изменением этнического состава населения области вследствие активных миграционных процессов.
Работа по адаптации иммигрантов и их интеграции в тюменское сообщество ведется также на основе взаимодействия органов власти и руководителей национальных общественных объединений, религиозных организаций в формате регулярных рабочих встреч, совещаний, многочисленных мероприятий национально-культурного развития.
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия" на базе Института гуманитарных наук Тюменского государственного университета создан Центр адаптационных коммуникаций и тестирования мигрантов, в котором с сентября 2012 г. осуществляется языковая и общекультурная подготовка приезжих, проводятся контрольные мероприятия с выдачей сертификатов государственного образца, дающих, в том числе, право на получение гражданства РФ. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели Тюменского государственного университета. Организационное содействие осуществляют руководители областных национальных общественных объединений. По соответствующим программам полный курс обучения прошли 1256 человек. В общей сложности тестирование прошли 6978 человек, сертификаты государственного образца получили 6625 иммигрантов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа N 602 следует читать как "от 07.05.2012 г."
В сотрудничестве с головным центром тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Российского университета дружбы народов Центр адаптационных практик и тестирования стал Локальным пунктом тестирования, и в январе 2013 года провел первое лингводидактическое тестирование граждан зарубежных стран по русскому языку как иностранному. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 28.10.2014 N 1394 с 1 декабря 2014 года Тюменский государственный университет проводит тестирование по русскому языку как иностранному и выдает сертификаты государственного образца, подтверждающие владение тем или иным уровнем языка.
Продолжая сотрудничество с Российским университетом дружбы народов в рамках государственной системы тестирования, с января 2015 года Центр адаптационных практик и тестирования начал осуществлять прием комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации у иностранных граждан, желающих получить патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Ежемесячно тестирование проходят более 800 человек.
В целях скорейшей адаптации мигрантов и их интеграции в тюменское сообщество в регионе функционирует Миграционный центр Тюменской области, организованный по принципу "одного окна" (по адресу г. Тюмень, ул. Т. Чаркова, д. 8"б"). В центре можно получить государственные услуги по постановке на миграционный учет, выдаче патентов, пройти дактилоскопию, медицинское освидетельствование, сдать Комплексный экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации, а также получить другие услуги.
В ВУЗах региона с целью адаптации студентов-мигрантов и предупреждения межнациональных конфликтов осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающих:
- профилактику экстремизма с учетом особенностей поликультурной среды;
- осуществление системы мониторинга политических, национальных, религиозных установок студентов и преподавателей, наблюдение за студенческими настроениями в сети Интернет, в ходе учебного и вне учебного процессов;
- организацию индивидуальной работы со студентами, склонными к проявлению экстремизма, с привлечением кураторов, психологов, других специалистов, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
- проведение работы, способствующей социально-культурной адаптации и самореализации студентов разных национальностей. В ряде ВУЗов на постоянной основе действуют общественные объединения, задачей которых является развитие межнационального диалога в студенческой среде;
- вовлечение студентов в студийную, секционную, клубную, отрядную работу, активизирующую социальную, интеллектуальную, художественную, спортивную деятельность.
Важной составной частью этой работы является проведение собраний конкретных этнических групп студентов с руководством ВУЗов, представителями и активом национальных общественных объединений, авторитетными гражданами диаспор.
В школах области в 2014 - 2015 учебном году дети мигрантов составляли менее 0,3% от общего количества обучающихся. С целью преодоления у детей возможных затруднений при общении в коллективах сверстников во всех школах, где обучаются дети мигрантов, реализуется четырёхуровневая модель адаптации, основными направлениями которой являются:
- языковая адаптация - овладение мигрантами, обучающимися в школе, русским языком;
- учебная адаптация - усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, включение подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы;
- социально-психологическая адаптация - обеспечение межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими учащимися школы, комфортности пребывания в учреждении;
- культурная адаптация - развитие способностей учащихся, межкультурной коммуникации, формирование культурной и этнокультурной компетентности, привитие знания истории и современной жизни региона.
Для повышения качества обучения детей мигрантов педагоги совершенствуют методику обучения детей русскому языку как иностранному, расширяют спектр технологий, направленных на адаптацию и социализацию детей из числа мигрантов.
Многопрофильным образовательным учреждением дополнительного образования детей "Центр творческого развития и гуманитарного образования "Этнос" г. Тюмени при финансовой поддержке органов государственной власти области организована работа по адаптации детей мигрантов по направлениям:
обучение родным языкам и основам традиционной культуры народов Российской Федерации;
художественно-эстетическое развитие на основе культурного наследия народов Российской Федерации;
этноисторическое краеведение и музейная педагогика;
гражданско-патриотическое воспитание;
профессиональное обучение;
дошкольное воспитание и развитие.
Используются возможности национальных общественных объединений по распространению среди соотечественников норм и правил бытового и общественного поведения, принятых в регионе, в стране, ведется совместная профилактическая работа по недопущению проявлений национализма и религиозной нетерпимости. Данные общественные объединения активно содействуют органам власти в преодолении различных негативных проявлений в иммиграционном сообществе, возникающих преимущественно на бытовой основе и содержащих в себе потенциальную угрозу нормальному общественному развитию.
Социально-культурной и общественной адаптации иммигрантов, удовлетворению их культурных потребностей, установлению контактов с местным населением и представителями различных этнических групп, проживающими в Тюменской области, способствуют многочисленные мероприятия национально-культурного развития (характера), проводимые национальными общественными объединениями, такие как: Дни национальных культур (русской, татарской, казахской, чувашской, узбекской, еврейской, корейской, немецкой, лезгинской, узбекской, украинской, белорусской, народов Северного Кавказа и Закавказья и др. культур), национальных праздников, областные фестивали национальных культур "Мост дружбы", "Радуга", "Тан йолдызы" - "Утренняя звезда", татарского фольклора "Тугарэк уен", историко-культурного наследия сибирских татар "Искер-Джиен", культурно-познавательные для учащейся молодежи ("Встреча культур", "Разноцветье") и историко-мемориальные проекты, которые являются реальным фактором обеспечения межнационального согласия, создания условий для национальной самореализации граждан, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности, позитивного общественного сознания, атмосферы братской дружбы и единения народов.
Несмотря на постоянное увеличение миграционных потоков, межнациональные отношения в Тюменской области характеризуются как стабильные и управляемые вследствие постоянного контроля и своевременного реагирования на процессы в иммиграционном сообществе.
Важнейшим показателем характеристики этнокультурной ситуации является наличие условий для изучения родных (национальных) языков. Сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств являются неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык национальных меньшинств является основой их этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций.
Из 152 тысяч учащихся общеобразовательных школ 84% составляют русские, 8,1% - татары, 1,2% - казахи, 1,2% - азербайджанцы, 0,8% - украинцы, около 5% - другие национальности.
Внеклассная работа по сохранению родного языка и культуры в школах представлена изучением татарского, немецкого, казахского, армянского, чувашского, украинского языков, ей охвачено более 5000 чел.
С целью сохранения и развития культур и языков народов, населяющих Тюменскую область, в соответствии с запросом родителей и обучающихся в общеобразовательных учреждениях созданы условия для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей.
По состоянию на 01.09.2015 г. родной язык и традиции народов изучают в 70 общеобразовательных учреждениях. В 51 школе 3018 человек изучают родной язык и литературу как отдельный учебный предмет.
По состоянию на 01.09.2015 года в 52 школах Тюменской области около 6000 учащихся изучают родной татарский язык и литературу как отдельный учебный предмет и через кружковую работу.
В ряде школ реализуются специально разработанные учебные курсы, обеспечивающие интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные, за счет часов вариативной части учебного плана.
Согласно учебным планам общеобразовательных учреждений 10% учебного времени отводится на изучение национально-регионального компонента Тюменской области, который реализуется модульно в содержании всех предметных курсов.
Составляющей этнокультурного образования является организация воспитательного процесса на родном языке в дошкольных образовательных учреждениях. В Тюменском, Ялуторовском, Нижнетавдинском, Ярковском районах в 7 дошкольных образовательных учреждениях создано 16 групп, в которых родной язык изучают 526 детей.
Представители национальных общественных объединений вошли в состав управляющих советов 32 общеобразовательных учреждений.
Важной является и информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации (30 изданиями опубликовано более 1500 материалов), а также мониторинг публикаций в СМИ и сети Интернет на наличие в них проявлений экстремизма и радикализма, а также выявление реальных и потенциальных субъектов подобной деятельности. К экспертизе привлекается региональная Лаборатория исследования этноконфессиональных отношений и проведения социокультурных экспертиз ТюмГУ.
Необходимо проведение информационной кампании по упрочению межнационального согласия, этнокультурного развития народов, формирования позитивного и конструктивного общественного сознания с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы, а также требуется оказание средствам массовой информации национальных общественных объединений Тюменской области государственной поддержки в форме субсидий.
Ведется системная работа по экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов Севера.
В области сформирован единый механизм по реализации государственной национальной политики в отношении коренных северных народов. Распоряжением Правительства Тюменской области от 19.04.2013 г. N 643-рп утвержден межведомственный план мероприятий по реализации в Тюменской области в 2013 - 2015 гг. Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, разработанный в соответствии с предоставленными предложениями исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений коренных малочисленных народов Севера. Реализация мероприятий плана способствует повышению качества жизни, созданию условий для социального и экономического развития коренных малочисленных народов Севера, совершенствованию деятельности, усилению взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.
С 2010 года непосредственно в стойбищах ежегодно проводятся медицинские профилактические осмотры всех без исключения лиц из числа коренных малочисленных народов Севера. Диспансеризация коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с региональным стандартом медицинского осмотра коренных малочисленных народов Севера, утверждённым Приказом Департамента здравоохранения от 08.06.2010 года N 5-ос.
Из 22 детей коренных малочисленных народов Севера школьного возраста 6 учащихся обучаются в Красноярской средней образовательной школе, 1 - в Уватской средней общеобразовательной школе, 15 - в Демьянской средней общеобразовательной школе и проживают в пришкольном интернате. Учащиеся размещены по 2 - 3 человека в комнате. Для детей организовано пятиразовое питание. Ведется индивидуальная работа с учащимися психологом и педагогами школы. Организована внеурочная деятельность, учащиеся посещают школьные кружки резьбы по дереву, хореографии, изостудии, спортивный зал.
С 2012 года на плановой основе осуществляются регулярные вертолетные перевозки между стойбищами и районным центром.
Важной формой поддержки является ежегодное приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера.
На постоянной основе в нашем регионе выпускаются аналитические, новостные, научно-популярные и другие материалы, посвященные истории, культуре, традициям и языкам коренных народов Севера Тюменской области.
Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Тюменской области проводится работа по нормализации социально-экономических аспектов жизни цыганского населения, снятию (либо смягчению) возникающих проблемных ситуаций, интеграции цыган в общественную жизнь.
Вовлечению цыган в межкультурный диалог, установлению взаимопонимания будет способствовать участие самодеятельных цыганских коллективов в областном национальном фестивале "Мост дружбы", областном фестивале детского национального художественного творчества "Радуга", проведение Дней цыганской культуры в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Ожидаемым результатом работы органов государственной власти, местного самоуправления, казачьих обществ по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утв. Президентом РФ 15.09.2012 N Пр-2789) является создание организационных, материально-технических, финансовых и прочих условий для возрождения и становления казачества в целях его самоорганизации и самореализации, вовлечения в решение задач социально-экономического и общественного развития региона.
В Тюменской области ведется целенаправленная работа по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками в рамках реализации Сводного комплексного Плана основных мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, в Тюменской области, утвержденного распоряжением Правительства Тюменской области N 2875-рп от 29.12.2012 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".
План определяет основные направления деятельности Тюменской области по поддержке русскоязычного населения за рубежом, сохранению и развитию языкового и культурного наследия, расширению всесторонних взаимовыгодных связей с соотечественниками.
Необходимость комплексного подхода в реализации государственной политики в отношении соотечественников обусловлена широким спектром и долговременным характером реализации планируемых мероприятий.
Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России предусматривает государственную поддержку этнических традиций народов Российской Федерации, что является основным фактором гармоничного развития общества в этнокультурной сфере и обусловливается необходимостью реализации правовых норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
В Тюменской области наряду с удовлетворением этнокультурных запросов в приоритетном порядке осуществляется государственная поддержка мероприятий, пропагандирующих идеи общероссийской гражданской идентичности, единства российской нации.
Ежегодно проводится 6 областных национальных фестивалей, свыше 50 национальных праздников, множество мероприятий в рамках целевого проекта "Дни национальных культур народов Тюменской области".
Развитие этнокультурного потенциала народов России, проживающих в Тюменской области, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.
В основу всей организационно-управленческой деятельности, принятия решений по вопросам этноконфессиональных и общественно-политических отношений в Тюменской области положен систематический мониторинг ситуации, процессов и тенденций в курируемых сферах, осуществляемых специалистами научных центров в форме социологических исследований, целевых информационно-аналитических материалов по актуальной проблематике, анализа публикаций в печатных и электронных СМИ, сети Интернет.
В рамках целевого проекта "Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности" организована на систематической основе подготовка и публикация в печатных и электронных СМИ разнообразных материалов, работу над которыми ведут квалифицированные журналисты области.
Результатом последовательно осуществляемых мер в рамках государственной программы Тюменской области является стабильная на протяжении последних лет тенденция оздоровления общественной атмосферы, выражающаяся в упрочнении единства гражданского согласия во взаимоотношениях между людьми различных национальностей, вероисповеданий, политических предпочтений, существенном снижении протестного потенциала в обществе.
Сфера государственно-конфессиональных отношений в Тюменской области
Общая характеристика ситуации в религиозной сфере
Ситуация в религиозной сфере в Тюменской области также характеризуется как стабильная, имеющая положительную динамику развития. Её особенностью является:
- отсутствие протестных акций на религиозной основе;
- активное участие религиозных организаций в реализации общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий;
- усиление социальной направленности в деятельности религиозных организаций;
- реализация религиозными организациями программ духовно-нравственного воспитания;
- конструктивное взаимодействие религиозных организаций и органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе в целях профилактики экстремистских проявлений на религиозной основе.
В настоящее время в Тюменской области действует 208 зарегистрированных религиозных организаций 19 конфессий.
Общественно-религиозные отношения в Тюменской области носят конструктивный характер. Отличительной их особенностью является значительно активизировавшаяся практика социального служения религиозных организаций в форме непосредственной помощи людям в трудных жизненных ситуациях, детям-сиротам, бездомным, нарко- и алкозависимым, лицам, находящимся в местах исполнения наказаний, а также гражданам в лечебных учреждениях.
Возросла роль религиозных организаций в духовно-нравственном воспитании молодёжи в результате деятельности многочисленных воскресных школ, участия религиозных организаций в реализации комплексного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в образовательных учреждениях Тюменской области, реализации иных общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Вышеуказанный учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России.
Религиозные организации традиционных конфессий на системной основе ведут активную информационно-просветительскую работу в печатных изданиях по обеспечению общественно-политической стабильности в регионе.
Тобольская митрополия является учредителем печатных изданий: "Сибирская православная газета", журнала "Православный просветитель", детского журнала "Православный Сибирячок", студенческого православного журнала "Семинария".
Духовным управлением мусульман Тюменской области осуществляется выпуск духовной культурно-просветительской газеты "Хикмет" ("Истина").
Совместно с ЗАО "ИА "Сибинформбюро" религиозными организациями, ежегодно осуществляется выпуск телепередач, посвященных культурологическим аспектам религиозной жизни в Тюменской области.
Реализация общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий по обеспечению этноконфессионального согласия и противодействию проявлениям религиозного экстремизма осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления и религиозных организаций.
Основная форма взаимодействия - это, прежде всего, индивидуальная работа и постоянный диалог с руководителями централизованных и местных религиозных организаций. Результатом этого являются конструктивные взаимоотношения, взаимопонимание, информированность о проблемных вопросах, возникающих у религиозных организаций, и принимаемых мерах.
Важным инструментом взаимодействия является деятельность Координационного Совета по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений Тюменской области, Координационного совета религиозных организаций мусульман Тюменской области, Конгресса религиозных организаций Тюменской области, Совета христианских церквей Тюменской области, Попечительского совета Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Тюменской области.
Руководители религиозных организаций входят в состав Общественной палаты Тюменской области и межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Тюменской области.
Межрелигиозные, государственно-конфессиональные, общественно-религиозные отношения в Тюменской области характеризуются как стабильные, прогнозируемые, управляемые.
Публично выражаемых межконфессиональных противоречий, конфликтов и проявлений противостояния нет.
В тоже время необходимо отметить наличие в сфере государственно-конфессиональных отношений ряда негативных факторов (явлений).
Внешние факторы:
- деструктивная деятельность международных фундаменталистких и экстремистских центров;
- распространение фундаменталистских идей, литературы, агитационных материалов, проповедующих ксенофобию в отношении инаковерующих и нерелигиозных граждан;
- активные миграционные процессы.
Внутренние факторы:
- недостаточный образовательный уровень священнослужителей;
- наличие межконфессиональных предубеждений;
- попытки использования религиозного фактора в политических и иных целях;
- попытки придания религиозной окраски конфликтам на бытовой почве.
В целях предотвращения указанных негативных явлений, а также обеспечения межконфессионального согласия, общественно-политической стабильности в регионе, содействия возрождению и сохранению историко-культурного наследия и духовных ценностей народов, дальнейшего развития сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений, в рамках государственной программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:
- укоренение в общественном сознании принципов свободы совести и свободы вероисповедания;
- противодействие распространению религиозной ксенофобии;
- неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации и Тюменской области;
- повышение правовой и социальной компетентности руководителей и актива религиозных организаций, действующих в Тюменской области;
- поощрение религиозных организаций в осуществлении социального служения в форме оказания всесторонней помощи гражданам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях;
- совершенствование форм и методов работы органов государственной власти и органов местного самоуправления по соблюдению законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания.
Рис. 2.
Данные о количестве религиозных организаций в Тюменской области в разрезе основных конфессий (ед.)
Информация о действующих в Тюменской области объектах религиозного назначения основных конфессий
Укрепляется материальная основа реализации гражданами свободы совести. В настоящее время в Тюменской области действует 211 объектов религиозного назначения. Наибольшим числом культовых зданий располагают Тобольская Митрополия Русской Православной Церкви - 97 церквей (без учёта молитвенных домов и молитвенных комнат) и исламские общины - 81 мечетью. На партнерских условиях оказывается государственная поддержка при реставрации и восстановлении культовых зданий.
Рис. 3.
Данные о количестве действующих в Тюменской области объектах религиозного назначения основных конфессий (ед.)
Система религиозного образования и просвещения в Тюменской области
В Тюменской области сформирована и действует система религиозного образования и просвещения, способствующая удовлетворению граждан в свободе совести и вероисповедания, а также в обеспечении религиозных организации подготовленными кадрами священнослужителей.
Сложившейся сетью духовного образования располагает православие, в том числе:
Тобольская духовная семинария - образована в 1743 году и действовала до 1919 года. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви возобновила деятельность в 1989 году. В настоящее время, семинария является крупнейшим духовным образовательным центром на пространстве от Урала до Дальнего Востока. В её стенах обучается 268 студентов (в т.ч. на регентском отделении - 21, иконописном - 30) из 20 епархий. Количество преподавателей - 55 чел. Возглавляет семинарию митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Срок обучения - 5 лет. За время деятельности семинария осуществила 21 выпуск в количестве 617 чел.;
Тюменское духовное училище - образовано в 1761 году и действовало до 1919 года, вновь возрождено в 1997 году при Тюменском Свято-Троицком монастыре. С 1997 года училище осуществило 15 выпусков учащихся в количестве 208 чел. В настоящее время в училище обучается 45 чел., срок обучения - 2 года;
Тобольская православная гимназия - образована в 1994 году. Осуществила 19 выпусков в количестве 221 чел. Количество учащихся в настоящее время - 238 чел.;
Тюменская православная гимназия - образована в 1999 году. Осуществила 10 выпусков в количестве 194 чел. В настоящее время в гимназии обучается - 257 учащихся;
Ялуторовская православная гимназия - образована 1 февраля 2007 года, в настоящее время в ней обучается 40 учащихся с 1 по 4 класс. Гимназия осуществила 3 выпуска в количестве 49 чел.;
Ишимская православная гимназия образована в 2003 г. В настоящее время в ней обучаются 169 учащихся. За время своей деятельности осуществила 1 выпуск учащихся в количестве 10 чел.
В системе духовного образования в Тюменской области протестантизм представлен библейской семинарией христиан веры евангельской, созданной 23 марта 2005 года. Семинария осуществила 1 выпуск учащихся в количестве 7 чел. В настоящее время в семинарии обучается 45 студентов по 5-летней программе обучения и 40 студентов по 1-годичной программе.
Духовное воспитание и просвещение осуществляется религиозными организациями в форме воскресных школ.
При православных храмах действует 60 воскресных школ, в которых обучается 1 545 чел.
При мечетях действует 12 воскресных школ, которые посещают более 50 чел.
При протестантских церквях действует 27 воскресных школ, количество учащихся 414 чел.
Сфера общественно-политических отношений
Общая характеристика ситуации в сфере общественно-политических отношений
Ситуация в сфере общественно-политических отношений в Тюменской области характеризуется как стабильная, имеющая в последние годы очевидную позитивную динамику. Общественная жизнь во всех поселениях Тюменской области носит продуктивный характер. По состоянию на 01.102015 г. в Тюменской области зарегистрировано 993 общественных объединения, 751 некоммерческая организация. Действуют 54 отделения общероссийской политической партии. В то же время публичную активность проявляет не более десятка партийных объединений.
Наиболее общественно заметны организации парламентских политических партий. Ведущей политической силой в области является региональное отделение политической партии "Единая Россия". Численность регионального отделения политической партии "Единая Россия" составляет 21,1 тыс. чел.
Местные отделения партии созданы во всех 26 муниципальных образованиях. Региональное отделение КПРФ насчитывает 1,6 тыс. чел. В области создано 28 местных отделений партии. Региональное отделение ЛДПР насчитывает 2,1 тыс. чел. и имеет 26 районных и городских отделений. Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" насчитывает 2,1 тыс. чел. В области создано 21 местное отделение данной партии.
В качестве примера, характеризующего партийно-политическую ориентацию избирателей Тюменской области, можно привести результаты распределения голосов избирателей по итогам выборов депутатов Тюменской областной Думы, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Рис. 4
Данные о политических предпочтениях граждан по результатам голосования на выборах депутатов Тюменской областной Думы V созыва (2011 г.)
Рис. 5
Данные о политических предпочтениях граждан по результатам голосования на выборах Президента РФ (4 марта 2012 г.) (%)
В целях обеспечения общественно-политической стабильности в Тюменской области последовательно реализуется ряд специальных комплексных целевых проектов, направленных на поддержку институтов гражданского общества, в том числе:
- Общественная палата Тюменской области (в 2001 - 2013 гг. - Гражданский форум Тюменской области), образована в соответствии с Законом Тюменской области N 29 от 10.06.2010 г. "Об Общественной палате Тюменской области" в целях содействия согласованию общественно значимых интересов граждан, государственных органов Тюменской области и органов местного самоуправления при рассмотрении наиболее важных вопросов социально-экономического и общественно-политического развития Тюменской области, защиты прав и свобод граждан.
Общественная палата Тюменской области является дискуссионной площадкой и формой прямого диалога власти, бизнеса и общественности с целью построения конструктивных общественных отношений. Органами Общественной палаты Тюменской области являются Собрание и Исполком Общественной палаты. Для изучения, подготовки к рассмотрению вопросов и выработки рекомендаций по основным направлениям деятельности Общественной палаты созданы и функционируют 11 комиссий и осуществляются следующие проекты:
- Общественная приемная Общественной палаты Тюменской области (г. Тюмень, ул. Котовского, 54). Ежедневно в Общественной приемной ведется прием граждан и их обращений по социально-бытовым вопросам, правовому просвещению, еженедельно проводятся гражданские слушания;
- систематический мониторинг общественного мнения на предмет выявления проблемных жизненных ситуаций и болевых точек, их оперативное ретранслирование в соответствующие службы жизнеобеспечения, органы государственной власти и местного самоуправления для устранения и снятия общественной напряженности;
- газета "Гражданская трибуна Тюменской области" (издается с 2004 года, периодичность - 2 выпуска в квартал, тираж - 5000 экз.), освещает результаты мониторингов, гражданских слушаний, актуальные вопросы общественно-политической жизни, деятельности Общественной палаты Тюменской области.
- Координационный совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей (действует с 2003 г.) является формой консолидации ветеранских движений, общественных объединений, органов исполнительной власти, составной частью государственной и общественной системы гражданского и патриотического воспитания, способствует распространению инновационных форм и направлений работы, созданию условий для их практической реализации, повышению эффективности и качества реализуемых программ и проектов. Объединяет 45 общественных организаций, представляющих около 300 тыс. жителей Тюменской области, содействует увековечению памяти погибших военнослужащих, оказанию помощи и поддержки их семьям, военно-патриотическому воспитанию молодежи.
Таким образом, в Тюменской области созданы благоприятные институциональные условия для налаживания конструктивного диалога различных социальных и политических сил, общества и органов государственной власти региона, для реализации гражданских инициатив, участия населения в реализации социально полезных программ и мероприятий. Позитивный характер общественно-политических отношений подтверждается и снижением политически мотивированных протестных выступлений.
Реализация информационной кампании, направленной на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности
Комплексная информационная кампания, направленная на обеспечение гражданского единства народов России и гармонизацию этноконфессиональных отношений в Тюменской области (далее - Информационная кампания) осуществляется в рамках Госпрограммы по средством реализации целевого проекта "Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде".
В рамках реализации Информационной кампании в Тюменской области обеспечено создание и выход в эфир теле- и радиопрограмм, печатных изданий, направленных на объективное информирование населения о деятельности общественных объединений граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепление единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
На основе государственной поддержки, при непосредственном участии актива национальных общественных объединений, религиозных организаций в Тюменской области организован выпуск:
Печатных СМИ:
"Таван"/"Родня" (на русском и чувашском языках, издается с 2005 года, периодичность - ежемесячно, тираж - 999 экз.);
"Голос Украины в Западной Сибири" (на русском и украинском языках тираж - 5 000 экз., периодичность - ежемесячно.);
"Янарыш"/"Возрождение" (на русском и татарском языках, тираж - 3600 экз., периодичность - еженедельно.);
журнал "Мир национальностей" (тираж 1500 экз., периодичность - 2 раза в год);
научно-методический и репертуарно-информационный альманах "Национальные культуры региона" (тираж 500 экз.);
Журнал "Православный Сибирячок" тираж 10 000 экз., периодичность - ежеквартально);
Журнал "Православный просветитель" (тираж 5 100 экз., периодичность 6 раз в год);
"Сибирская православная газета" (тираж 18 000 экз., периодичность 1 раз в месяц);
культурно-просветительская мусульманская газета "Хикмет"/"Суть" на русском и татарском языках тираж (тираж - 2000 экз., периодичность - ежемесячно);
Тюменская мусульманская информационная культурно-просветительская газета "Муслим-инфо" (тираж 2000 экз., периодичность - ежемесячно).
Теле- и радиопрограмм:
телепрограмма "Родина" - цикл телепередач о народах Тюменской области, их культуре и образе жизни, традициях, национальных особенностях;
телевизионная программа "Открытая книга" - цикл публицистических телепрограмм, посвященных особенностям конфессий, действующих в Тюменской области;
"Яна сулыш" ("Новое дыхание") - тележурнал, который охватывает самые разные стороны общественной жизни татарского населения, подробно рассказывает о развитии национальной культуры;
"Себер йолдызлары" ("Звезды Сибири") - цель проекта познакомить зрителя с самыми яркими национальными творческими коллективами и исполнителями, показать их становление и историю развития;
телепрограмма "Очрашулар"/"Встречи" на русском и татарском языках);
радиопрограмма "Жизнь национальностей" - информационно-просветительская программа об этническом многообразии населения Тюменской области, направленная на упрочение межнационального сотрудничества;
радиопрограмма "Дусларга сукмак"/"Дорога к друзьям" (на русском и татарском языках) - программа о жизни татар, проживающих в Тюменской области, об этнографии, о самых известных и выдающихся личностях.
Интернет-ресурсы, освещающие деятельность национальных общественных объединений и религиозных организации Тюменской области:
официальный портал органов государственной власти Тюменской области, admtyumen.ru;
Интернет-портал общественных объединений "Диалог", www.dialog-urfo.ru;
сайт Конгресса татар Тюменской области, www.ktto.ru;
сайт Национально-культурной автономии казахов Тюменской области, www.kazahi72.ru;
сайт Тюменской областной общественной организации коренных малочисленных народов "Кедр" www.kedr-tyumen.ru;
сайт Региональной национально-культурной автономии немцев www.tyumen.rdinfo.ru
сайт Тюменской областной общественной организации корейцев "Единство" http://www.edinstvo72.ru;
официальный сайт Тобольской митрополии, www.tobolsk-eparhia.ru.
Подраздел. Организация работы по взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений по профилактике экстремистских проявлений
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 г. N Пр-2753, разработан и реализуются программных мероприятий, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Тюменской области по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их регулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу.
В рамках программных мероприятий на основе системного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных, образовательных, культурно-просветительских учреждений, СМИ, общественных объединений проводятся:
- социологические исследования на тему: "Изучение ситуации в сферах общественно-политических, межнациональных и общественно-религиозных отношений в Тюменской области";
- мониторинги этноконфессиональной и общественно-политической обстановки в муниципальных районах и городских округах Тюменской области, осуществляемых с 2006 года;
- аналитические исследования и мониторинги на темы "Мусульманские сообщества г. Тюмени", "Влияние миграции на социально-экономические отношения в Тюменской области", "Религиозные сообщества Тюменской области", "Анализ социально-политической ситуации с учетом этнического и конфессионального факторов";
- систематический анализ материалов, публикуемых в Интернет-ресурсах, по результатам которого в уполномоченный орган представлено два информационно-аналитических отчета, осуществлены подготовка и опубликование в социальных сетях Интернет материалов, вскрывающих антиобщественную направленность отдельных публикаций, налажено оперативное информирование органов государственной власти о публикациях, содержащих признаки экстремизма и антиобщественных проявлений;
- ежегодные семинары для работников органов местного самоуправления на тему: "Задачи органов местного самоуправления по консолидации гражданского сообщества Тюменской области";
- селекторные совещания с руководителями администраций муниципальных районов и городских округов по вопросам государственной национальной политики, общественно-религиозных и общественно-политических отношений в Тюменской области;
- курсы повышения квалификации и семинары для государственных и муниципальных служащих по вопросам государственной национальной политики, государственно-конфессиональных отношений и профилактике экстремизма;
- заседания межведомственной комиссии по противодействию экстремизму, рабочей группы по вопросам гармонизации межэтнических отношений, рабочей группы по делам казачества, Общественной палаты Тюменской области.
Результатом реализации мероприятий по профилактике экстремистских проявлений должно стать формирование гражданских групп и объединений, содействующих консолидации гражданского сообщества региона и становящихся субъектами противодействия распространению экстремистских настроений и политических практик; создание системы мониторинга и коррекции зон формирования социальных деприваций, порождающих социокультурные и политические коллизии.
Последовательная реализация программных мероприятий способствует усилению координации и повышению эффективности работы территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления Тюменской области, вовлечению в работу по упрочению гражданского согласия широкого круга общественных объединений различной направленности, учреждений и организаций. Конфликтов, протестных акций на этнической, религиозной основе нет.
Несмотря на позитивный, в целом, характер общественно-политических отношений в Тюменской области, их общероссийскую природу, укоренение в общественном сознании ксенофобии и национализма и периодически возникающие политические конфликты и социальные депривации отдельных групп населения являются причинами экстремистских проявлений, в том числе и в сферах общественно-религиозных и этно-национальных отношений.
Политическим выражением этого процесса является оформление экстремистских сообществ и объединений, которые предпринимают целенаправленные действия (как высказывания, так и деяния), направленные на дискриминацию, сегрегацию, исключение и/или уничтожение социальных групп, по причине приписываемой им внутренне присущей и неизменной антиобщественной сущности. Именно в этом смысле экстремизм является проявлением крайней, конечной политики, отвергающей ценности иных общественных групп, легитимность их социальных интересов и политических возможностей, направленной на борьбу с государством, базирующимся на признании равенства граждан и демократическом устройстве органов публичной власти.
Угрозами экстремизма являются разрушение гражданской общности, отчуждение части населения от российского общества и государственности, легитимация политического насилия как нормативного и основного средства, деградация механизмов продуктивной позитивной внутриобщественной коммуникации, диалога и политического компромисса как способов достижения мирного решения социально-политических вопросов.
Оказать воздействие на причины возникновения экстремистских настроений и проявлений экстремизма можно, осуществляя системное и постоянное воздействие на ценностные, идеологические основания социального представительства, стратегии и деятельность религиозных и национальных организаций и органов государственной власти и органов местного самоуправления Тюменской области.
Задачами деятельности являются:
1. Достижение согласия (общего понимания) относительно сущности содержания концепций, представлений и действий, составляющих политический экстремизм и его недопустимости с правовой, политической, общественной и моральных позиций.
2. Создание и доведение до акторов алгоритма опознавания всяческих действий, ведущих или классифицируемых как политический экстремизм.
3. Разработка системы мероприятий по созданию климата доверия для обсуждения социально-политических и иных проблем, волнующих (актуальных) социокультурные сообщества и органов государственной власти и органы местного самоуправления, позволяющего выявлять предпосылки и признаки конфликтных ситуаций, могущих получить экстремистское осмысление.
4. Выявление проблемных групп и проведение с ними профилактической и интеграционной работы.
Взаимодействие Комитета по делам национальностей Тюменской области с субъектами антиэкстремистской деятельности осуществляется в соответствии с:
- Соглашением от 01.07.2009 N 167 "Об организации взаимодействия федеральных органов, органов государственной власти Тюменской области, органов местного самоуправления в целях реализации государственной политики в сферах межнациональных, государственно-конфессиональных и общественно-политических отношений";
- Распоряжением Правительства Тюменской области от 18.04.2007 N 269-рп "О создании межведомственной комиссии по противодействию экстремизму";
- Соглашением от 09.08.2012 "Об организации взаимодействия Управления федеральной миграционной службы по Тюменской области и Комитета по делам национальностей Тюменской области в сфере содействия интеграции в российское общество иностранных граждан, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения Тюменской области";
- Соглашение между исполнительными органами государственной власти Тюменской области и национальными общественными объединениями Тюменской области в сфере межнациональных отношений от 10.02.2015.
Взаимодействие имеет своей целью организацию скоординированных работ по профилактике экстремизма, выработку предложений по ее совершенствованию, взаимообмен информацией о ситуации в курируемых сферах деятельности и перспективах ее развития, о мерах по профилактике экстремистских проявлений, нейтрализации их последствий, оценке эффективности проводимой работы.
Субъекты антиэкстремистской деятельности
Федеральные органы |
|
Областные органы и организации |
|
Органы МСУ |
Управление МВД России по Тюменской области |
|
Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму |
|
Администрации муниципальных районов и городских округов |
Региональное управление ФСБ России по Тюменской области |
|
Координационное совещание по обеспечению правопорядка в Тюменской области |
|
Районные координационные органы |
Комитет по делам национальностей Тюменской области
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений | ||||
Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тюменской области |
|
Общественная палата Тюменской области |
|
Местные национальные и иные общественные объединения, религиозные организации |
Департамент информационной политики Тюменской области | ||||
Департамент образования и науки Тюменской области | ||||
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области |
|
Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области |
|
Местные СМИ |
Департамент культуры Тюменской области |
|
|||
Совет ректоров высших учебных заведений Тюменской области |
|
|||
Совет директоров образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования Тюменской области |
|
|||
Управление Федеральной миграционной службы России по Тюменской области |
|
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области |
|
|
Координационный Совет ветеранов локальных войн, военной службы и членов их семей | ||||
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области |
|
Конгресс религиозных организаций Тюменской области |
|
|
Координационный совет религиозных организаций, объединяющий ДУМ ТО, тюменский казыят ДУМ АЧР и тюменский махтасибат ЦДУМ | ||||
Молодёжный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области | ||||
Управление Министерства юстиции РФ по Тюменской области |
|
СМИ |
|
|
Раздел 2. Система основных мероприятий
Мероприятие 1.2.1. "Государственная поддержка в реализации мероприятий национально-культурного развития
Рис. 6
Рис. 7
"Мероприятие 1.3.1. "Государственная поддержка в реализации мероприятий этнической среде"
Рис. 8
"Мероприятие 1.1.1. "Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде"
Рис. 9
"Мероприятие 2.2.1. "Государственная поддержка общественно-значимых культурно-просветительных мероприятий религиозных организаций"
Рис. 10
"Мероприятие 3.2.1. "Поддержка мероприятий, направленных на позитивную социализацию"
Рис. 11
"Мероприятие 3.3.1. "Поддержка мероприятий общественных объединений, направленных на достижение общегражданский целей"
Программные мероприятия сгруппированы в соответствии с целями и задачами Программы (Приложение N 2).
Раздел 3. Финансовое обеспечение государственной программы
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счёт средств областного бюджета в соответствии с Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 315 "О государственной поддержке национально-культурных автономий и иных общественных объединений в Тюменской области", Законом Тюменской области от 08.02.2001 г. N 263 "О деятельности религиозных объединений в Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 20.10.2008 N 307-п "О Порядке предоставления государственной поддержки в форме субсидий национально-культурным автономиям, иным общественным объединениям на реализацию общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), религиозным организациям на реализацию общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий".
Расходы по целям, задачам и мероприятиям Программы на 2015 - 2020 гг. приведены в Приложении N 1.
Раздел 4. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы
Планируемые результаты реализации Программы:
Межнациональное и межконфессиональное согласие, общественно-политическая стабильность в регионе.
Скоординированная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений, национальных и иных общественных объединений, религиозных организаций по обеспечению межнационального и межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в Тюменской области.
Создание условий для этнической самореализации многонационального населения области, формирования его общероссийской гражданской и духовной общности.
Выработка и реализация системы мер по профилактике и эффективному противодействию проявлениям национального, религиозного и политического экстремизма.
В Программе определены целевые значения показателей, которые установлены с учетом и на основе значений показателей за прошлые периоды и отвечают требованиям "лучшей практики" (Приложение N 2).
С учетом достигнутого в Тюменской области уровня общественно-политической стабильности и межнационального и межконфессионального согласия применяемые показатели являются оптимальными, достаточными для поддержания и упрочения общественно-политической и этно-конфессиональной стабильности, для национальной самореализации народов области, формирования их общероссийской гражданской и духовной общности.
Параметры на среднесрочную перспективу являются, в основном, постоянными, что объясняется их фактически абсолютным значением (максимально высоким уровнем).
Раздел 5. Оценка неблагоприятных факторов реализации государственной программы
В результате проводимой в Тюменской области работы ситуация в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений оценивается как благоприятная, стабильная и управляемая, имеющая позитивные тенденции.
Показатели эффективности деятельности находятся в полном соответствии с целями устойчивого общественного развития. Плановые и фактические значения совпадают.
Неблагоприятные факторы, которые могут воздействовать на реализацию программы и нанести угрозу нормальному общественному развитию представляют:
- негативные процессы в экономике и социальной сферах;
- снижение объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программных мероприятий;
- осложнения в межгосударственных отношениях;
- проявления национализма на бытовом уровне;
- активные иммиграционные процессы, проблемы трудовой и социальной адаптации иммигрантов, принимающие нередко национальную окраску;
- сращивание национального, религиозного и политического факторов, чреватое проявлениями этно-конфессионального экстремизма;
- распространение в исламской среде фундаменталистских идей, литературы и агитационных материалов;
- законодательные риски, связанные с изменениями в действующем законодательстве.
В целях реализации программных мероприятий к мерам, направленным на предотвращение неблагоприятных факторов следует отнести:
- мониторинг общественно-политической ситуации в Тюменской области, с целью выявления зон социальной депривации и состояния климата общественных настроений;
- работа по вовлечению общественных, национальных и религиозных объединений Тюменской области в общественно полезные (значимые) мероприятия, направленные на укрепление гражданской солидарности;
- проведение семинаров и "круглых столов" с руководителями и активистами общественных, национальных и религиозных объединений, направленные на расширение мер доверия между органами государственной власти и местного самоуправления и общественностью, повышения социальной и правовой компетентности лидеров и активистов гражданских ассоциаций;
- установление круга лиц и организаций, подверженных усвоению экстремистских настроений и разработка мероприятий по их реинтеграции в конструктивные общественно-политические настроения;
- информационно-пропагандистское сопровождение мер, направленных на достижение гражданского согласия и солидарности и противодействия проявлениям экстремизма.
Приложение 1
к государственной программе
Тюменской области
План
мероприятий по реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактики экстремистских проявлений" до 2020 года
Наименование задачи |
Наименование мероприятия |
Сроки выполнения |
Объемы финансирования на период действия программы, тыс. руб. |
Получатели бюджетных средств |
Контрольное событие |
|||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель 1. Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия. | ||||||||||
Задача 1.1. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде |
1.1.1. Информационно-пропагандистская работа с населением области в этнической среде |
в течение года |
4903 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Отсутствие конфликтов на этнической основе, свидетельствующих о хорошей информационно-пропагандистской работе с населением области |
Всего расходы на задачу 1.1. |
- |
4903 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
2400 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
2083 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Задача 1.2. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области |
1.2.1. Государственная поддержка в реализации мероприятий национально-культурного развития |
в течение года |
18157 |
4800 |
4800 |
4800 |
4800 |
4800 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Увеличение количества мероприятий национально-культурного развития с целью вовлечения населения для знакомства с традициями, обычаями, культурой народов, проживающих в Тюменской области (более 200 мероприятий ежегодно) |
Всего расходы на задачу 1.2. |
- |
18157 |
4800 |
4800 |
4800 |
4800 |
4800 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
2674 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Задача 1.3. Обеспечение устойчивого национально-культурного развития |
1.3.1. Государственная поддержка в реализации мероприятий в этнической среде |
в течение года |
9 367 |
3 740 |
3 740 |
3 740 |
3 740 |
3 740 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Удовлетворение не менее 100% заявок национально-культурных автономий, иных общественных объединений, отобранных для получения государственной поддержки (с учетом возможностей областного бюджета) |
7 825 |
7 370 |
7 374 |
7 400 |
7 400 |
7 400 |
Администрация Уватского муниципального района |
||||
1.3.2. Поддержка мероприятий казачьих обществ в деле возрождения традиционной казачьей культуры |
в течение года |
1850 |
1100 |
1100 |
1100 |
1100 |
1100 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Увеличение количества казачьих художественных коллективов, принимающих участие в областном фестивале казачьей культуры "Благовест" (более 80 коллективов ежегодно) |
|
Всего расходы на задачу 1.3. |
- |
19 042 |
12 210 |
12 214 |
12 240 |
12 240 |
12 240 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
2267 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Всего расходы по цели 1 |
- |
42 102 |
19 410 |
19 414 |
19 440 |
19 440 |
19 440 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
7024 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Цель 2. Обеспечение межконфессионального согласия. | ||||||||||
Задача 2.1. Развитие взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере |
2.1.1. Проведение научно-практических конференций, конкурсов, "круглых столов", семинаров, рабочих встреч и совещаний по вопросам государственно-конфессиональных отношений, подготовка методических и информационно-аналитических материалов |
в течение года |
1092 |
1157 |
1157 |
1157 |
1157 |
1157 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Увеличение количества участников мероприятий (более 300 участников ежегодно) |
Всего расходы на задачу 2.1. |
- |
1092 |
1157 |
1157 |
1157 |
1157 |
1157 |
- |
- |
|
Задача 2.2. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов |
2.2.1. Государственная поддержка общественно-значимых культурно-просветительских мероприятий религиозных организаций |
в течение года |
59 194 |
34 087 |
34 087 |
34 087 |
34 087 |
34 087 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Удовлетворение не менее 100% заявок религиозных организаций, отобранных для получения государственной поддержки (с учетом возможностей областного бюджета) |
Всего расходы на задачу 2.2. |
- |
59 194 |
34 087 |
34 087 |
34 087 |
34 087 |
34 087 |
- |
- |
|
Всего расходы по цели 2 |
- |
60 286 |
35 244 |
35 244 |
35 244 |
35 244 |
35 244 |
- |
- |
|
Цель 3. Обеспечение общественно-политической стабильности в регионе. | ||||||||||
Задача 3.1. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений |
3.1.1. Поддержка мероприятий общественных объединений, направленных на достижение общегражданских целей |
в течение года |
17 878 |
6 045 |
6 045 |
6 045 |
6 045 |
6 045 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Увеличение количества участников мероприятий общественных объединений, направленных на достижение общегражданских целей (более 7 000 участников ежегодно) |
Всего расходы на задачу 3.1. |
- |
17 878 |
6 045 |
6 045 |
6 045 |
6 045 |
6 045 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
2 046 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Задача 3.2. Профилактика социально-политического экстремизма в молодёжной среде |
3.2.1. Поддержка мероприятий, направленных на позитивную социализацию молодежи |
в течение года |
2 466 |
1 020 |
1 020 |
1 020 |
1 020 |
1 020 |
Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Увеличение количества мероприятий, направленных на позитивную социализацию молодежи (более 30 мероприятий ежегодно) |
Всего расходы на задачу 3.2. |
- |
2 466 |
1 020 |
1 020 |
1 020 |
1 020 |
1 020 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
870 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Всего расходы по цели 3 |
- |
20 344 |
7 065 |
7 065 |
7 065 |
7 065 |
7 065 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
2 916 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Всего по программе |
- |
142 171 |
80 939 |
80 943 |
81 542 |
81 542 |
81 542 |
- |
- |
|
В том числе средства федерального бюджета |
- |
9 940 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
|
Расходы на содержание Комитета по делам национальностей |
- |
19439 |
19220 |
19220 |
19793 |
19793 |
19793 |
- |
- |
Приложение 2
к государственной программе
Тюменской области
Показатели
реализации государственной программы Тюменской области "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактики экстремистских проявлений" до 2020 года
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Направленность показателя |
Базовое значение показателя (факт 2014 года) |
Оценка 2015 года |
Плановые значения показателей |
Целевое значение показателя |
Обоснование прогнозных и целевых значений показателей |
|||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
|
|
Цель 1. Укрепление единства российской нации. Обеспечение межнационального согласия. |
||||||||||||
1 |
Показатель цели 1. Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности |
% |
П |
95,8 |
не менее 82,2 |
не менее 82,2 |
не менее 83 |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
не менее 85 |
Показатель находится фактически на уровне максимального значения и свидетельствует о высоком уровне толерантного отношения к представителям другой национальности в регионе (Данные социологических исследований), два раза в год. Показатель ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" |
|
|
Задача 1.1. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде |
||||||||||||
2 |
Показатель 1. Количество протестных акций на национальной основе |
ед. |
О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
стабильность |
Показатель свидетельствует о наличии (либо отсутствии) противоречий в сфере национальных отношений, выражаемых в радикальной форме и получающих негативный общественный резонанс (Данные органов местного самоуправления), еженедельно |
|
|
Задача 1.2. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области |
||||||||||||
3 |
Показатель 1. Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия |
чел. |
П |
35 200 |
36 200 |
36900 |
37100 |
37 100 |
37 100 |
37 100 |
37 100 |
Прогнозное значение показателя характеризует достижение высокого уровня работы по удовлетворению национальных запросов населения в части сохранения и развития самобытных национальных культур. Целевое значение показателя определено исходя из сложившихся в области тенденций ежегодного увеличения количества мероприятий национальных общественных объединений и численности их непосредственных участников. (Данные комитета по делам национальностей), ежеквартально. Показатель ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" |
|
|
Задача 1.3. Обеспечение устойчивого национально-культурного развития |
||||||||||||
4 |
Показатель 1. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Тюменской области, в общем количестве граждан Тюменской области |
% |
П |
87,6 |
не менее 62 |
не менее 65 |
не менее 65 |
не менее 65 |
не менее 65 |
не менее 65 |
не менее 65 |
Показатель свидетельствует о степени терпимости, уважения населения к проявлениям национальной самобытности, особенностям бытовой и художественной культур различных народов, что является важной предпосылкой межнационального согласия (Данные социологических исследований), два раза в год. Показатель ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" |
|
|
Цель 2. Обеспечение межконфессионального согласия. |
||||||||||||
5 |
Показатель цели 2. Доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений в Тюменской области |
% |
П |
89,00 |
не менее 87,9 |
не менее 87,9 |
не менее 87,9 |
не менее 87,9 |
не менее 87,9 |
не менее 89 |
не менее 89 |
Показатель свидетельствует о высоком уровне толерантного отношения к представителям других конфессий в регионе (Данные социологических исследований), два раза в год |
|
|
Задача 2.1. Развитие взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных объединений. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере. |
||||||||||||
6 |
Показатель 1. Количество протестных акций на религиозной основе |
ед. |
О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
стабильность |
Показатель свидетельствует о наличии (либо отсутствии) противоречий в межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношениях, выражаемых в радикальной форме и получающих негативный общественный резонанс (Данные ОМСУ), еженедельно |
|
|
Задача 2.2. Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов |
||||||||||||
7 |
Показатель 1. Количество общественно значимых, культурно-просветительских мероприятий, организованных религиозными объединениями |
ед. |
П |
76 |
63 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
64 |
Данный показатель характеризует уровень взаимодействия религиозных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, по созданию условий по возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов (Данные Комитета по делам национальностей), ежеквартально |
|
|
Цель 3. Обеспечение общественно-политической стабильности в регионе. |
||||||||||||
8 |
Показатель цели 3. Оценка населением области уровня общественно-политической стабильности в регионе |
% |
П |
78,5 |
не менее 73,4 |
не менее 73,4 |
не менее 73,4 |
не менее 73,4 |
не менее 73,4 |
не менее 73,4 |
не менее 73,4 |
Показатель находится фактически на уровне максимального значения, является оптимальным (Данные социологических исследований), два раза в год |
|
|
Задача 3.1. Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Оценка процессов в сфере общественных отношений |
||||||||||||
9 |
Показатель 1. Количество мероприятий общественных объединений, способствующих устойчивому общественно-политическому развитию |
ед. |
П |
- |
147 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Показатель характеризует уровень взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений по укреплению гражданского согласия и солидарности (Данные Комитета по делам национальностей, ежеквартально). |
|
|
Задача 3.2. Профилактика социально-политического экстремизма в молодежной среде |
||||||||||||
10 |
Показатель 1. Количество протестных акций, проведенных молодежными объединениями |
ед. |
О |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
стабильность |
Показатель свидетельствует о наличии (либо отсутствии) радикальных настроений среди молодежи, толкающих ее на общественный конфликт (данные ОМСУ), еженедельно |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2015 г. N 667-п "О внесении изменений в постановление от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.