Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области
Система основных мероприятий является совокупностью взаимосвязанных мер, направленных на достижение поставленной цели и решение задачи Программы.
Мероприятия Программы сформированы с использованием следующих принципов:
- нацеленность мероприятий на повышение качества предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;
- соответствие мероприятий требованиям основных стратегических документов Тюменской области, а также основам программных документов Российской Федерации;
- дальнейшее совершенствование системы управления областной собственностью.
В сфере управления областной государственной собственностью создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет областного государственного имущества на основе применения программно-технических средств, осуществляется передача имущества во владение и пользование, безвозмездные прием и передачу имущества на другие уровни собственности и т.д.
Необходимым условием эффективного управления областным имуществом является наличие полных и достоверных сведений о его структуре и состоянии.
В реестре государственного имущества Тюменской области по состоянию на 01.01.2017 содержатся следующие сведения об имуществе:
- 3 959 объектах нежилого фонда, не находящихся в казне Тюменской области;
- 3 084 объектах жилого фонда;
- 1 241 объекте недвижимого имущества казны Тюменской области (за исключением жилого фонда);
- 4 600 земельных участках.
Актуальной задачей является оптимизация состава имущества государственной казны Тюменской области, которое должно использоваться исключительно для обеспечения государственных функций.
Одним из приоритетных направлений является обеспечение государственной регистрации права собственности Тюменской области на объекты недвижимого имущества. Перед Департаментом стоит задача в обеспечении государственной регистрации права собственности Тюменской области всего недвижимого имущества, включая имущество, полученное ранее в порядке разграничения прав на собственность, так и вновь приобретенное по различным основаниям.
Следующим направлением деятельности предусмотрено вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости, анализ предложений по возможному использованию, принятие решений по дальнейшему использованию имущества и их исполнение.
Достижение оптимального состава и структуры государственного имущества осуществляется в том числе путем сокращения доли государства в экономике, а также оптимизация состава государственных организаций.
Проведение независимого аудита обеспечивает достоверность и актуальность информации о финансовом состоянии государственных унитарных предприятий Тюменской области (далее - ГУП) и позволяет своевременно принимать решения, направленные на предотвращение убыточности ГУП, своевременно проводить реорганизацию и ликвидацию неэффективно действующих организаций.
На сегодняшний день с 2010 года количество ГУП Тюменской области сократилось с 23 до 4. В настоящее время все ГУП ведут хозяйственную деятельность.
В рамках Программы предусмотрено осуществление бюджетных инвестиций на участие в формировании уставных капиталов хозяйственных субъектов.
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
С 2010 года по сегодняшний день количество хозяйственных субъектов, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Тюменской области, сократилось с 45 организаций до 19:
- до 25% (включительно) - 3 общества;
- от 25 до 50% (включительно) - 2 общества;
- от 50 до 100% - 5 общества;
- 100% - 9 обществ.
Сокращение количества хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Тюменская область, утративших значение для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, путем приватизации пакетов акций (долей), позволяет пополнить областной бюджет, а ликвидация убыточных и прекративших деятельность обществ - снизить расходы, связанных с управлением.
Прогнозный план приватизации имущества области формируется ежегодно. Документ содержит перечень государственных унитарных предприятий, находящихся в государственной собственности акций хозяйственных обществ и иного государственного имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году.
Деятельность в сфере земельных отношений направлена на использование земельных ресурсов как базового актива, обеспечивающего удовлетворяющего потребности граждан, организаций и области в размещении объектов различного назначения, а также поступление средств в бюджет Тюменской области.
Реализация социального вопроса, обозначенного в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 - обеспечение многодетных семей земельными участками, осуществляется в порядке, установленном Законом Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" и постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей". Основной проблемой остается отсутствие, преимущественно в границах городских округов, достаточного количества земельных участков для данных целей.
За период действия Закона N 64 по состоянию на 01.01.2017 в Тюменской области многодетным семьям предоставлено 4 775 земельных участка общей площадью 563 га.
Рисунок N 1
Предоставление земельных участков многодетным семьям в Тюменской области (ежегодно, нарастающим итогом)
Управление землей и земельными ресурсами с целью рационализации их использования включает в себя спецификацию прав собственности на землю, разграничение земель по территориальным уровням управления, определение дифференцированного норматива платы за землю, развитие земельного рынка и создание его инфраструктуры. Важной составляющей рационального землепользования является корректная стоимостная оценка земли.
Актуализация государственной кадастровой оценки земель способствует справедливому установлению налогооблагаемой базы с учетом рыночной цены для исчисления земельного налога и иных платежей, а также стимулирует собственников к рациональному использованию своих земельных участков.
Результатом мероприятий станут реальные сведения о стоимости земельных участков, что позволит осуществлять более эффективное управление земельными ресурсами и связанными с ними объектами недвижимости, а также стимулировать развитие инвестиционных процессов и экономики в целом.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению регионального органа государственной власти или по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Данное направление работы требует больших финансовых и трудовых затрат. В 2016 году проведена кадастровая оценка земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, а также объектов капитального строительства, сведения о которых содержаться в государственном кадастре недвижимости Тюменской области по состоянию на 01.01.2016.
Эффективной составляющей мероприятий в сфере управления земельными ресурсами является предоставление земельных участков для строительства. Согласно Основам государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 297-р, совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов.
Всего на территории Тюменской области в 2016 году предоставлено для целей строительства 4 097 земельных участков на площади 1 436 га (на торгах 589 земельных участков на площади 356 га), в том числе:
- для жилищного строительства 2 860 земельных участков на площади 487 га (в том числе для ИЖС 2 812 земельных участков площадью 431 га), из них на торгах 467 земельных участков на площади 114 га;
- для иного строительства 1 237 земельных участков площадью 949 га, из них на торгах 122 земельных участка на площади 242 га.
Рациональное управление имуществом и земельными участками способствует выполнению плана по поступлению доходов в областной бюджет.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года критерием оценки состояния продовольственной безопасности является продуктивность используемых сельскохозяйственных земельных ресурсов.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. К примеру, в целях добычи полезных ископаемых; установления или изменения черты населенных пунктов; строительства дорог, линий электропередачи, линий связи, газопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (линейных объектов); размещения объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
Процедура перевода земельных участков из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую",Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", постановлением Правительства Тюменской области от 23.05.2005 N 36-п "О процедуре перевода земель из одной категории в другую".
Основные мероприятия с оценивающими их реализацию контрольными событиями сгруппированы в соответствии с целью и задачами и представлены в приложении N 1 к Программе.
Механизм реализации Программы предусматривает также организационные, финансовые и правовые мероприятия, необходимые для достижения цели и решения задачи Программы.
Организационные мероприятия
1. Организация совещаний, заседаний и других мероприятий, связанных с осуществлением деятельности в сфере земельно-имущественных отношений в Тюменской области.
2. Подготовка информационных материалов о состоянии земельно-имущественных отношений Тюменской области, о ходе реализации мероприятий государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" до 2020 года.
3. Участие руководства Департамента в круглых столах, обучающих семинарах, проводимых Правительством Тюменской области, Тюменской областной Думой.
4. Организация пресс-конференций, видеоконференций и других мероприятий руководителей Департамента по освещению вопросов в сфере земельно-имущественных отношений.
5. Выступление в теле-, радиопередачах, публикации в печатных изданиях Тюменской области представителей Департамента по вопросам деятельности Департамента.
6. Размещение информации о нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области земельно-имущественного комплекса на Официальном портале органов государственной власти области.
7. Организация работы Совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
8. Мониторинг высокопроизводительных рабочих мест.
Финансовые (экономические) мероприятия
1. Внесение изменений в Программу в части перераспределения бюджетных ассигнований для их эффективного использования.
2. Рассмотрение заявок о предоставлении субсидий и предоставление субсидий органам местного самоуправления субсидий на решение отдельных вопросов местного значения.
3. Приватизация государственного имущества Тюменской области.
4. Подготовка и заключение государственных контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
5. Заключение договоров аренды и купли-продажи земельных участков, аренды имущества казны Тюменской области.
Правовые мероприятия
Своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты Тюменской области по курируемой сфере деятельности для приведения их в соответствие с нормами действующего федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.