Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
8.1. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы
Программа направлена на реализацию "Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и повышение потребления сыра и сливочного масла населением страны. Выполнение программных задач по развитию маслоделия и сыроделия обеспечит доведение к 2013 году доли отечественного производства сливочного масла и сыра в общих товарных ресурсах до 72,5% и 52,3% соответственно. Стратегической задачей Программы является создание нового технологического уклада в маслоделии и сыроделии на инновационной основе, повышающего их конкурентоспособность с учетом современных вызовов и угроз со стороны мирового рынка.
Достижение целей Программы позволит создать необходимые экономические условия для роста производства отечественных сливочного масла и сыра, развития национального рынка молочной продукции и его наполнения, в основном за счет продукции, вырабатываемой из сырого молока отечественного производства. Увеличение поставок сливочного масла и сыра российского производства на внутренний рынок позволит снизить уровень импортной зависимости на 3,1% и 4,5% соответственно. Это сократит расходы на обслуживание импорта данного вида продукции до уровня 1,3-1,5 млрд. долл. ежегодно.
Реализация программных мероприятий будет стимулировать развитие молочного скотоводства на качественно новой научно-технологической основе, создавая тем самым экономические предпосылки для роста рентабельности и повышения производительности труда в основных производственно-структурных подразделениях этого сектора животноводства.
Предлагаемые меры не приведут к изменению ценовой конъюнктуры на российском молочном рынке в условиях складывающихся макроэкономических параметров развития экономики.
Экономическое развитие маслодельных и сыродельных предприятий на инновационной основе позволит производственным структурам получать доходы, достаточные для ведения расширенного воспроизводства, и перечислять налоговые отчисления в федеральный и местный бюджет.
Строительство новых сыродельных заводов позволит создать до 2 тысяч дополнительных рабочих мест, что особенно важно с учетом размещения новых заводов в небольших населенных пунктах или в сельской местности.
Инновационное развитие отрасли потребует более высокого уровня подготовки специалистов для работы на современных предприятиях, когда исторические традиции и новые технологии сыроделия и маслоделия за счет взаимного объединения и дополнения приведут к качественно новому уровню производства и высоким результатам в экономике.
Подготовка мастеров-сыроделов и мастеров-маслоделов в профильных высших и средних учебных заведениях, отраслевых институтах страны будет сочетаться с новыми формами обучения. На базе ГНУ ВНИИМС Россельхозакадемии функционируют лицензированные курсы повышения квалификации для работников молочной промышленности, в рамках которых действуют обучающие курсы маслодел-мастер, сыродел-мастер, эксперт-дегустатор.
В Алтайском крае, где производятся основные объемы сычужных сыров, до 2012 года планируется создать специализированный центр подготовки специалистов-сыроделов на базе ГНУ "Сибирский НИИ сыроделия СО Россельхозакадемии" и Алтайского технического университета им. И.И. Ползунова.
В рамках центра будет создана Международная школа сыроделия при участии регионального совета французской области Франш-Конте. Школа будет оказывать образовательные услуги с выдачей признаваемых другими государствами документов. В школе сыроделия предполагается проведение научных исследований, использование самых современных технологий, в том числе нанотехнологий.
Одновременно планируется продолжить систему стажировок студентов Алтайского государственного технического университета в известной французской школе сыроделия, расположенной в регионе Франш-Конте, базирующейся на двух площадках - "Эниль" в городе Мамироль и "Энильбио" в Полини.
Реализация Программы по развитию маслоделия и сыроделия окажет позитивное влияние на достижение стратегической цели Минсельхоза России, изложенной в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Таблица 25
Показатели, характеризующие уровень влияния Программы на достижение стратегической цели Минсельхоза России
(%) | ||
Показатель |
2009 г. |
2013 г. |
Доля российского производства в |
|
|
сливочного масла |
69,4 |
72,5 |
сыра |
47,8 |
52,3 |
Программа позволяет к 2013 г, сформировать товарные ресурсы сливочного масла и сыра в объеме 364 тыс. тонн и 598,5 тыс. тонн соответственно, при этом в их структуре доля импорта составит 27,5 и 47,7%.
Обеспечение прироста объема производства сливочного масла и сыра за счет комплексной переработки сырья и внедрения современных технологий составит дополнительно 13,2 тыс. тонн (на 5,7% к уровню 2009 года) и 29,8 тыс. тонн (на 11,4%) соответственно.
Увеличение объемов переработки молока-сырья в период реализации Программы приведет к росту объемов вторичных ресурсов - на 23,9%, которые найдут применение при производстве сыров, в других отраслях пищевой промышленности, парфюмерно-косметической промышленности, для производства заменителей цельного молока, используемые на кормовые цели в животноводстве. При реконструкции, техническом перевооружении маслосыродельных заводов и новом строительстве предприятий по производству сыра предусматриваются мероприятия, направленные на снижение вредных выбросов в окружающую среду и охрану поверхностных и подземных вод от загрязнения, снижение расходов воды на технологические нужды.
Снижение вредных выбросов в окружающую среду будет достигаться за счет установки современных видов оборудования и внедрения экологически чистых технологий, а также утилизации получаемых вторичных ресурсов. Сокращение водопотребления намечается осуществить путем применения новых систем оборотного водоснабжения, позволяющих свести к минимуму использование в производственном цикле речной воды. Внедрение прогрессивных схем биологической очистки бытовых и производственных сточных вод с применением анаэробных установок даст возможность получать биогаз, создавая тем самым дополнительные доходы предприятиям.
8.2. Оценка рисков реализации Программы
Реализация программных мероприятий сопряжена с определенными рисками, связанными с эпизоотической ситуацией в молочном животноводстве, провоцирующей спад поголовья коров и приводящей к снижению объемов производства сырого молока.
Природно-климатический фактор также будет присутствовать в оценке рисков. Это связано с тем, что в условиях природных аномалий объемы заготовки кормов для молочного животноводства могут снижаться до критического уровня, что будет приводить к падению численности поголовья животных.
В процессе осуществления мероприятий Программы возможны риски, связанные с перераспределением ресурсов сырого молока для их переработки на цельномолочную продукцию, что будет еще больше увеличивать дефицит ресурсов сырья для производства сливочного масла и сыра.
Существуют также риски, связанные с макроэкономическими и внешнеэкономическими факторами.
Прогнозируемые риски могут спровоцировать снижение производства сырого молока к ранее достигнутым объемам.
В случае невыполнения роста объемов производства маслосыродельной отрасли, предусмотренных Программой, будет возникать ситуация неосвоения средств государственной поддержки, снижая тем самым эффективность программных мероприятий.
Для уменьшения негативного влияния этого риска в рамках непрограммных мероприятий Минсельхоза России по господдержке будет предусмотрен механизм возмещения этого ущерба.
Применение современной техники при проведении модернизации маслосыродельной отрасли, которая будет внедряться в рамках Программы, позволит минимизировать потери сырья и увеличить выход готовой продукции с единицы перерабатываемого сырья.
Отсутствие у ряда предприятий отрасли залогового обеспечения для получения кредитов негативно отразится на решении задачи по модернизации, техническому и технологическому переоснащению отрасли, что не позволит достичь намеченной цели. Решение задачи по предупреждению последствий влияния этого риска предусматривается на региональном уровне.
Существует высокая степень неопределенности с оценкой последствий влияния на результаты реализации Программы рисков макроэкономического характера, вступления России в ВТО, изменения конъюнктуры мирового продовольственного рынка. Поэтому спланировать упреждающие меры по этим рискам представляется весьма затруднительным.
Принимая во внимание современные тенденции развития мирового продовольственного рынка, нарастание дефицита ресурсов в связи с ростом экономик стран Юго-восточной Азии, роста потребления в странах этого региона и рост цен на нем, можно утверждать, что сохраняющаяся высокая зависимость внутреннего рынка от импорта сыра и сливочного масла создает дополнительные риски по обеспечению этими продуктами населения России. Поэтому стимулирование развития производства сливочного масла и сыра национальными производителями в рамках Программы следует рассматривать как инструмент государственной политики, направленный на снижение внешних угроз и уменьшение рисков.
1. Вступление России в ВТО предполагает либерализацию таможенно-тарифной политики на продовольственном рынке и снижение таможенных барьеров. Развитие ситуации по этому сценарию повлечет за собой увеличение импорта сливочного масла и сыра, что будет приводить к стагнации собственного производства и дестабилизации отечественного молочного рынка. При вступлении России в ВТО производство в 2012-2013 гг. сливочного масла может снизиться до уровня 180-185 тыс. тонн, сыра до 200-220 тыс. тонн.
2. Высокая волатильность конъюнктуры мирового продовольственного рынка, которая не может быть учтена в рамках данной Программы, в совокупности с отсутствием долгосрочных действенных мер таможенно-тарифного регулирования будет приводить к падению инвестиционной привлекательности отрасли и разрушению ее производственного потенциала. Последствием этих процессов станет снижение поголовья коров в сельхозорганизациях до уровня 3,0 млн. голов, при этом падение валового сбора молока составит 3,4 млн. тонн, а производство сливочного масла - на 100 тыс. тонн, сыра на 140 тыс. тонн, что приведет к повышению риска по снабжению населения молочной продукцией и снижению уровня продовольственной безопасности страны.
3. Таможенно-тарифное регулирование внутреннего рынка сливочного масла и сыра с установлением импортных пошлин, привязанных к курсу доллара США, при изменении курса национальной валюты по отношению к доллару будет приводить к дестабилизации ценовой конъюнктуры рынка и развитию негативных тенденций в экономическом положении предприятий отрасли.
Макроэкономические риски внутреннего и внешнего характера при их разрастании и непринятии своевременных мер государством приведут к негативным последствиям в экономической и социальной сфере, снижению производства молока-сырья, сокращению его переработки и выработки молочной продукции, а падение реальных доходов населения окажет стагнирующее влияние на спрос на молочном рынке страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.