Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 17 марта 2016 г. N 3482
Информация
о состоянии законности и правопорядка в Тюменской области в 2015 году
В 2015 году прокуратурой области решались задачи обеспечения средствами прокурорского надзора социальной стабильности в регионе в условиях неблагоприятных экономических факторов первоочередное внимание уделялось вопросам защиты социальных прав граждан, прежде всего в сфере оплаты труда, занятости, вопросам защиты прав несовершеннолетних, обеспечения экологической безопасности.
Во взаимодействии с органами государственной власти и правоохранительными органами продолжена реализация координационных и надзорных полномочий в сфере профилактики преступности.
С учетом ускоряющегося темпа изменения законодательства в работе по обеспечению конституционной законности основной акцент сделан на оперативном исключении противоречий федеральному законодательству на стадии проектов и при повторной переоценке действующих нормативных правовых актов.
Наработанная практика взаимодействия с нормотворческими органами способствовала изучению практически всех проектов, в том числе разработанных в органах исполнительной власти области. По прокурорским замечаниям дорабатывались каждый пятнадцатый областной и каждый двадцать четвертый муниципальный проекты. В 269 проектах нормативных правовых актов выявлены положения, создающие возможность для коррупционных проявлений.
Для оптимизации данной работы усилено прокурорское участие в разработке нормативных правовых актов, в том числе путем изучения инициированных Правительством области законопроектов, до их рассмотрения на президиуме и до внесения в областную Думу. В рамках взаимодействия с органами местного самоуправления все более широкое применение получает оценка модельных муниципальных проектов в прокуратуре области. Проведенная подобным образом правовая экспертиза 17 модельных проектов позволила предотвратить принятие в области свыше 350 незаконных муниципальных нормативных правовых актов.
Проекты, необходимые для устранения значимых нормативных пробелов, разрабатывались и непосредственно прокуратурой.
Так, в результате реализации права нормотворческой инициативы прокурора Законом Тюменской области конкретизирован порядок урегулирования конфликта интересов лицами, замещающими областные государственные должности. Правительством Тюменской области поддержано предложение, сформулированное по итогам анализа состояния преступности за 2014 год: в целях сокращения числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения начало запрета розничной продажи алкогольной продукции нормативно перенесено с 23:00 на 21:00 час. Территориальными прокурорами разработаны 532 модельных проекта, касающихся порядка замещения муниципальных должностей, осуществления закупок для муниципальных нужд, урегулирования конфликта интересов и т.д.
Возрастающее число поправок в федеральное законодательство потребовало усиления прокурорского внимания к обеспечению законности ранее принятых нормативных правовых актов. В связи с этим более чем наполовину увеличилось количество предложений прокуратуры о необходимости изменения областной и муниципальной нормативной базы, значительно расширено проведение повторных пересмотров действующих нормативных правовых актов. В результате такого мониторинга, например, приведены в соответствие с федеральным законодательством Закон Тюменской области от 22.08.1995 N 9 "О государственной политике цен в Тюменской области", областные административные регламенты по вопросам здравоохранения и в сфере спорта, муниципальные нормативные акты о норме площади жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве резерва для повышения качества и эффективности деятельности в сфере нормотворчества следует отметить исключение из деятельности органов власти фактов неоперативного реагирования на замечания и предложения прокуроров, активизация ими самостоятельного мониторинга ранее принятых правовых актов, своевременное принятие результативных мер в условиях интенсивного правового обновления.
В качестве ключевой функции прокуратуры рассматривались защита и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что именно в данной сфере прокурорами выявлено наибольшее количество нарушений закона (16806).
В числе первоочередных задач, на решение которых в истекшем году направлены усилия, была защита трудовых прав граждан, в том числе, на своевременную оплату труда.
В 2015 году в сфере оплаты труда выявлено почти 4 тысячи нарушений закона. В целях защиты нарушенных прав граждан принимались комплексные меры реагирования, в частности в суд направлено 2358 исков (заявлений) о взыскании задолженности по зарплате на общую сумму 92187 тыс. рублей. Для решения вопрос об уголовном преследовании в следственные органы направлено 11 материалов, по результатам рассмотрения которых возбуждено 9 уголовных дел по ст. 145-1 УК РФ.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, задолженность по заработной плате в течение 2015 года возросла с 80,9 млн. рублей и на 01.01.2016 составила 119,6 млн. рублей, в том числе 4,033 млн. рублей - официальная статистическая задолженность.
Вопрос продолжает оставаться на контроле, одновременно активизирована работа по применению мер административного воздействия в связи с неисполнением требований законодательства о несостоятельности (банкротстве) в организациях, имеющих задолженность по заработной плате.
В результате системного контроля за работой арбитражных управляющих в ряде организаций-банкротов в 2015 году задолженность погашена в полном объеме.
В целом, по результатам прокурорского вмешательства, в том числе заслушивания в прокуратуре области руководителей, учредителей, арбитражных управляющих предприятий, погашена задолженность по заработной плате на сумму 374,5 млн. рублей. Для сравнения в 2014 году погашена задолженность на сумму 121,5 млн. рублей.
Пристальное внимание уделяется вопросам трудовой занятости, легализации неформальных трудовых отношений. Результатом работы во взаимодействии с органами власти региона является один из наименьших в России уровень зарегистрированной безработицы (0,71%).
В анализируемый период наряду с установлением юридических фактов трудовых отношений в судебном порядке сформирована практика привлечения к административной ответственности лиц за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора.
Например, по инициативе прокурора Калининского административного округа г. Тюмени руководитель ООО ЧОО "Нимак+" привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ Тюмени в связи с отсутствием надлежаще оформленных трудовых договоров с 63 работниками.
В зоне постоянного внимания прокуроров находились вопросы деятельности органов занятости населения, включая выполнение ими предоставленных законом полномочий в сфере содействия занятости населения. По результатам проверки деятельности Департамента труда и занятости населения Тюменской области в связи с выявленными нарушениями требований законодательства о трудовой занятости руководителю Департамента внесено представление.
Приоритетным для прокуратуры является надзор за соблюдением прав инвалидов, престарелых и других социально незащищенных категорий граждан.
В 2015 году с привлечением органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, общественных организаций проведена проверка соблюдения жилищных, трудовых прав инвалидов, прав на доступную безбарьерную среду и обеспечение техническими средствами реабилитации, равных возможностей по профессиональному обучению и трудоустройству.
Выявленные в ходе надзорной деятельности нарушения связаны с обеспечением инвалидов жильем, необходимыми техническими средствами реабилитации, санаторно-курортным лечением. Для их устранения прокурорами использован весь спектр предоставленных полномочий.
По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования органами власти, местного самоуправления, коммерческими организациями приняты меры к устранению нарушений.
Мерами прокурорского реагирования активизирована работа органов социальной защиты населения по применению мер административного воздействия за уклонение от исполнения требований о доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
По требованию прокуроров обустроены места для стоянки автотранспорта инвалидов и устройства для их беспрепятственного доступа в медицинские учреждения региона.
Значимой задачей, стоящей перед органами прокуратуры, является обеспечение законности в сфере здравоохранения. В указанных целях с привлечением специалистов органов контроля организованы проверки вопроса ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия фармацевтическими организациями и учреждениями здравоохранения.
Проверкой деятельности аптечных организаций установлены нарушения законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности. Кроме того, выявлены факты превышения предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. По постановлениям прокуроров аптечные организации привлечены к административной ответственности.
В организациях здравоохранения проверками вскрыты факты нарушения условий хранения лекарственных средств, неукомплектованности укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи, наличия лекарственных препаратов с истекшим сроком годности, несоблюдения законодательства при оформлении рецептов на лекарственные препараты.
В существующей экономической ситуации прокуратурой области особое внимание уделялось соблюдению законодательства в сфере экономики.
Во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами реализовывались меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд.
В этой сфере в истекшем году пресечено 1,4 тысячи нарушений закона, 592 лица привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.
В 2015 году проверено соблюдения бюджетного законодательства при реализации государственных программ Тюменской области и муниципальных программ, в ходе которых выявлялись факты неэффективного использования бюджетных средств.
Так, проверкой использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию государственной программы Тюменской области "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства" установлены нарушения порядка формирования государственных заданий для государственных казенных учреждений, неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на проектирование и строительство полигонов твердых бытовых отходов, межпоселковых газопроводов. Заместителю Губернатора области внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к устранению нарушений.
Выявлялись нарушения на стадии размещения заказов, а также исполнения контрактов, в том числе в части формирования документации об аукционе (конкурсной документации), информационного обеспечения заказов, бездействия заказчиков при наличии фактов просрочки исполнения контрактных обязательств подрядчиками и другие нарушения.
Проверками вскрыты и факты хищения бюджетных средств: по инициативе прокуроров в 2015 году возбуждено 9 уголовных дел.
Основным ориентиром в работе прокуроров является обеспечение комплекса мер по взысканию ущерба, причиненного в результате совершения правонарушений в указанной сфере. По итогам рассмотрения представления в адрес Губернатора области по фактам незаконного отбора Комитетом по делам национальностей в Тюменской области заявок на предоставление субсидий некоммерческим организациям в бюджет области возмещено более 7 миллионов рублей, к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц.
Особое значение придавалось сохранности и целевому использованию государственной и муниципальной собственности. Проверками установлены факты отсутствия надлежащего контроля за распоряжением и использованием имущества, использования муниципального имущества без согласия собственника и оформления правоустанавливающих документов.
Выявлены случаи незаконного распоряжения земельными участками сельскохозяйственного назначения под разработку карьера (для добычи песка). Решениями Арбитражного суда Тюменской области по требованию прокурора договоры аренды земельных участков, заключенные администрациями ряда районов области с коммерческой организацией, земельные участки возвращены органам местного самоуправления.
На постоянном контроле находились вопросы исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Принятые прокурорами меры реагирования направлены на эффективную реализацию государственных программ, укрепление законности при распоряжении финансовыми ресурсами в сфере ЖКХ, качественную подготовку к отопительному сезону, снижение задолженности организаций ЖКХ перед поставщиками энергоресурсов.
В 2015 году в сфере ЖКХ выявлено 1968 нарушений закона, 714 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности, по материалам прокурорских проверок возбуждено 9 уголовных дел.
На актуальность вопроса указывает количество обращений, поступивших в прокуратуру области на нарушения в сфере ЖКХ.
Так, по итогам года отмечается рост таких обращений на 39,6% (с 749 до 1046), количество удовлетворенных обращений данной категории возросло на 75,8% (с 211 до 371).
Серьезную угрозу бесперебойному предоставлению качественных коммунальных услуг гражданам представляет ветхость инженерных сетей и оборудования, эксплуатируемого организациями жилищно-коммунальной сферы, невыполнение необходимых мероприятий по их модернизации.
В целях устранения нарушений закона, обусловивших повреждения теплосетей и временное прекращение подачи тепла в жилые дома, прокурорами внесены представления руководителям теплоснабжающих организаций, по результатам рассмотрения которых приняты меры к привлечению дополнительных финансовых средств для выполнения ремонтных работ, скорректирована инвестиционная программа, усилен контроль за эксплуатацией магистральных сетей.
Острой является проблема задолженности организаций, занятых в жилищно-коммунальной сфере, перед поставщиками энергоресурсов.
В истекшем году по причине наличия такой задолженности допускались случаи неправомерного ограничения подачи газа на котельные организаций ЖКХ, что влекло ограничение тепла добросовестным потребителям в жилые дома, а также в социальные объекты. По требованиям прокуроров, в том числе в судебном порядке, подача газа возобновлена.
В целях недопущения подобных фактов прокуроры устанавливают причины роста задолженности коммунальных организаций и требуют их устранения, в организации ЖКХ внесено почти 90 представлений, по результатам рассмотрения которых приняты меры к погашению задолженности за энергоресурсы.
В истекшем году потребовала прокурорского вмешательства ситуация с реализацией мероприятий региональной адресной программы по переселению из аварийного жилья на территории г. Тобольска, где один из застройщиков, с которым были заключены муниципальные контракты на приобретение более 100 жилых помещений, не смог исполнить принятые на себя обязательства.
Указанные обстоятельства повлекли необходимость расторжения муниципальных контрактов и приобретения администрацией г. Тобольска других жилых помещений.
Учитывая, что невыполнение в установленный срок и в объеме заявленных параметров региональной адресной программы могло стать причиной принятия Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства решения о приостановлении предоставления финансовой поддержки региону, прокурором города предостережен о недопустимости нарушений закона глава администрации города. О сложившейся ситуации проинформирован Губернатор Тюменской области. В результате принятых мер адресная программа исполнена в установленный срок.
Приоритетным продолжает оставаться надзор в сфере долевого строительства многоквартирных домов.
В деятельности застройщиков выявлялись случаи незаконного привлечения денежных средств граждан до государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, нарушения сроков передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, непринятия мер к своевременному продлению разрешений на строительство, эксплуатации многоквартирных домов до получения в установленном порядке разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Кроме того, негативные тенденции, обусловленные неблагоприятными внешнеэкономическими и внешнеполитическими факторами, отразились и на сфере жилищного строительства: количество "проблемных" домов в регионе по сравнению с началом 2015 года возросло с 2 до 6.
В ходе проверок в деятельности руководителей 2 организаций, являющихся застройщиками 4 "проблемных" домов, установлены признаки преступлений, в связи с чем по инициативе прокуроров возбуждено 2 уголовных дела по фактам мошенничества.
В 2015 году прокуроры активно реализовывали полномочия по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе при осуществлении надзора за деятельностью контролирующих органов.
Более чем на 30% сокращен план проверок на 2016 год, более четверти обращений контрольно-надзорных органов о проведении внеплановых проверок было отклонено прокурорами.
В истекшем году прокурорами выявлялись факты проведения проверок при отсутствии оснований, несоблюдения порядка проведения проверок, их проведения с нарушением установленных сроков и другие. По всем выявленным фактам нарушений приняты исчерпывающие меры реагирования.
Повышенное внимание уделялось вопросам соблюдения законодательства в сфере организации и предоставления государственных и муниципальных услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Существенные препятствия в реализации прав предпринимателей зачастую кроются в правовых актах органов местного самоуправления, регламентирующих предоставление услуги.
По требованиям прокуроров приведены в соответствие с законом более 30 регламентов и иных актов, содержавших правовую неопределенность, возлагавших непредусмотренные законодательством обязанности, а также не приведенных в соответствие с изменившимся законом.
В нарушение норм Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органами власти региона и администрациями муниципальных образований на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещается неполная, недостоверная информация о предоставляемых услугах. По требованиям прокуроров приняты меры к устранению нарушений.
По инициативе прокуроров устранялись нарушения при реализации услуг по выдаче разрешений на строительство, регистрации прав собственности, предоставления земельных участков.
Приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры области является надзор в сфере экологической безопасности. Работа в этой сфере в 2015 году продолжена во взаимодействии с контролирующими органами.
В анализируемой сфере прокурорами выявлялись факты эксплуатации предприятиями стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух без проведения контроля, без проектов нормативов предельно допустимых выбросов, без наличия соответствующих разрешений, а также нарушения в сфере утилизации отходов производства и потребления.
Анализ миграционной ситуации свидетельствует о том, что Тюменская область по-прежнему является привлекательным регионом для выходцев из иных государств. В 2015 году через пункты пропуска Государственной границы Российской Федерации в Тюменской области проследовало 310 740 иностранных граждан и лиц без гражданства.
В истекшем году прокурорами с привлечением сотрудников полиции и миграционной службы проверено более 100 объектов, в том числе торговли, строительства, объектов транспортной сферы и другие. По фактам выявленных нарушений законов прокуроры приняли весь комплекс мер для наказания виновных лиц и восстановления законности.
Результаты проверок показывают, что наиболее распространены нарушения в области противодействия незаконной трудовой миграции: незаконное использование иностранной рабочей силы; нарушение режима пребывания гражданами, осуществлявшими трудовую деятельность на указанных объектах.
Непосредственно в деятельности УФМС России по Тюменской области и его территориальных подразделений установлены нарушения при осуществлении иммиграционного контроля, миграционного учета, оформлении и выдаче разрешений на временное проживание, а также нарушения административного законодательства.
На постоянном контроле прокуратуры области находились вопросы состояния законности в деятельности специального учреждения временного содержания иностранных граждан, количество мест в котором в результате принятых совместных мер увеличилось с 28 до 120.
Практика прокурорского надзора показывает, что ситуация в сфере миграционных правоотношений в области остается стабильной.
В истекшем году продолжена реализация координационных и надзорных полномочий в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
По-прежнему приоритетным является противодействие распространению экстремистской идеологии в сети Интернет.
Проверки исполнения антитеррористического законодательства проведены на объектах транспортной инфраструктуры, учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и других объектов. По выявленным нарушениям приняты меры реагирования.
Так, прокуратурой Викуловского района установлено, что органом местного самоуправления комиссия для проведения плановых и внеплановых проверок мест массового пребывания граждан не создана, план таких проверок не разработан. Обязанность органа местного самоуправления должным образом финансировать деятельность таких учреждений также не исполняется.
Отдельные нарушения выявлены прокурорами на объектах с массовым пребыванием людей.
К примеру, прокуратурой Голышмановского района при проверке торгового центра площадью 1477,6 кв. м установлено, что категорирование указанного объекта торговли не проведено, паспорт безопасности отсутствует.
Прокурорами административных округов г. Тюмени, Бердюжского и Тобольского районов вскрыты факты ненадлежащей организации мер безопасности и антитеррористической защищенности в жилом секторе.
По всем выявленным фактам нарушений прокурорами внесены представления, приняты иные меры реагирования. Кроме того, 26.11.2015 с учетом результатов проверочных мероприятий прокуратурой области в адрес Губернатора области направлена информация о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на устранение органами местного самоуправления допущенных нарушений действующего законодательства.
В условиях экономического кризиса и сокращения бюджетного финансирования основных реализуемых областных целевых программ, остаются актуальными вопросы обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На 01.01.2016 в сводном списке детей-сирот, у которых возникло право на предоставление жилья, состоит 3143 лица указанной категории, у 1871 из них такое право возникло и не реализовано. В текущем году в регионе такое право возникнет еще у 401 лица, в 2017 году - у 344. необходимо исполнение 627 вступивших в законную силу судебных решений об обязании Правительства области обеспечить жильем лиц указанной категории.
В сложившихся условиях утвержденное на 2017 - 2018 гг. плановое бюджетное финансирование данного расходного обязательства Тюменской области в размере 492,1 млн. рублей ежегодно остается явно недостаточным.
Наиболее "проблемными" в обеспечении жильем и исполнении судебных решений по искам прокуроров в ближайший период останутся город Тюмень, Тобольск, Тюменский, Вагайский, Голышмановский, Нижнетавдинский, Ишимский, Тобольский, Ялуторовский и Ярковский районы.
Одновременно серьезную проблему в постинтернатном сопровождении сирот представляют факты добровольного прекращения прав собственности сирот на жилые помещения, ранее предоставленные им на основании договоров социального найма, с ухудшением жилищных условий, проживания в жилых помещениях, находящихся в государственной собственности Тюменской области и предоставленных детям-сиротам по договорам найма специализированного жилищного фонда, посторонних лиц, сдачи их в поднаем, наличия задолженности у сирот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В рамках надзора за исполнением законодательства об образовании и законности в деятельности образовательных организаций наиболее актуальными проблемами оставались вопросы обеспечения доступности дошкольного образования, укрупнения образовательных школ, обеспечения прав обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями, предупреждения подростковой преступности и обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования.
Вопросы противодействия коррупции находятся на постоянном контроле прокуратуры области. В 2015 году в этой сфере выявлено 4346 нарушений закона.
Практически в каждом проверяемом органе государственной власти прокуратурой области выявляются факты ненадлежащего исполнения служащими обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Самое пристальное внимание уделяется вопросам возмещения ущерба от коррупционных преступлений. По абсолютному большинству уголовных дел данной категории, которыми был причинен ущерб государству, на момент направления уголовного дела в суд в материалах дел имеются исковые заявления представителей органов власти и учреждений о взыскании с обвиняемых причиненного ущерба, а данные органы и учреждения признаны гражданскими истцами по уголовным делам.
Так, в обобщаемый период прокурорами в суд направлено 27 исков о возмещении ущерба от коррупционных правонарушений, 18 из которых на сумму более 13 млн. рублей уже рассмотрены и удовлетворены, еще по 6 искам на сумму 139 тыс. рублей приняты решения о прекращении производства в связи с их добровольным удовлетворением.
Работа по повышению эффективности и противодействия коррупции находится под контролем прокуратуры области и будет продолжена.
В результате проводимой комплексной и целенаправленной работе удалось добиться повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, о чем свидетельствует значительное снижение на 43% (54240 - в 2007 году, 30979 - в 2015) за последние 8 лет числа совершенных в области преступлений; уровень преступности на 100 тысяч населения составил 2198 (в 2007 году - 4126,4).
На территории Тюменской области в 2015 году зарегистрировано 30979 преступлений, что на 731 или на 2,4% больше, чем в 2014 году (30248).
Основное влияние на увеличение регистрируемой преступности оказала криминализация фактов повторного управления транспортным средством в состоянии опьянения, за истекший период действия ст. 264.1 УК РФ зарегистрировано 773 преступления данной категории.
Возросло число фактов мошенничества в сфере компьютерной информации и с использованием телекоммуникационных сетей, которые в условиях компьютеризации всех сфер жизнедеятельности приобретают с каждым годом все более распространенный характер. Анализ также указывает на активное использовании телекоммуникационных сетей для совершения иных преступлений.
Имеющаяся ситуация со свободным правом приобретения сим-карт, зарегистрированных на чужое имя физического лица, и возможность регистрации неограниченного количества сим-карт, оформленных как правило на юридическое лицо, позволяет лицам, осуществляющим противоправную деятельность, сохранять анонимность, и затрудняет процесс раскрытия преступлений данных категорий. В связи с этим представляется необходимым законодательное упорядочивание процесса реализации сим-карт.
Следует отметить, что проводимые в регионе мероприятия профилактического характера позитивно влияет на динамику тяжких насильственных преступлений. Так, на 1,6% уменьшилось число убийств (со 127 до 125), на 19,7%) - фактов причинения тяжкого вреда здоровью (с 533 до 428).
В истекшем году удалось добиться снижения количества преступлений, совершенных в общественных местах (с 11151 до 10783), что обусловлено внедрением в работу межрайонных отделов органов внутренних дел, дислоцированных в крупных муниципальных образованиях, системы "Безопасный город", включающей в себя систему мониторинга автомобилей наружных служб полиции, позволяющую эффективно контролировать маршрут патрулирования, корректировать его согласно оперативной обстановке.
Приоритетное внимание было обращено на противодействие рецидивной преступности, поскольку на территории региона на протяжении последних 4 лет наблюдалась динамика увеличения количества преступлений, совершенных ранее судимыми лицами. Дополнительные организационные меры в связи с этим выработаны в ходе состоявшегося 24.04.2015 координационного совещания руководителей правоохранительных органов.
Реализация инициативы прокуратуры области об ограничении времени продажи алкогольной продукции с 21 часа местного времени позволило снизить количество преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения (без учета ст. 264.1 УК РФ).
Серьезную озабоченность вызывает криминализация детского населения.
В 2015 году впервые за последние 7 лет зарегистрирован 20% рост преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии; 11% рост количества несовершеннолетних, принявших в них участие. Данная тенденция опережает рост подростковой преступности в целом по России на 3,8%.
40% рост числа совершенных несовершеннолетними преступлений и давший в целом рост преступности несовершеннолетних отмечен на территории города Тюмени и в зонах обслуживания ОП N 1, 4 и 7 УМВД России по г. Тюмени. Одновременно 9-кратный рост подростковой преступности имеет место в Аромашевском районе, трехкратный - в Бердюжском и Упоровском районах; в 2 раза преступность несовершеннолетних возросла в Абатском районе; в 1,5 раза - в Омутинском и Викуловском районах, более чем в половину - в Вагайском и на треть - в Голышмановском и Сорокинском районах.
Зачастую подростки поддались модному "шоплифтингу", преступной привлекательности оставшихся без присмотра собственников объектов, повышенной "ответственности" сотрудников охранных предприятий торговых центров, не были заняты во внеучебное время.
Одновременно серьезную роль в ухудшении криминогенной обстановки сыграли недостатки в организации профилактической работы с подростками, уже попавшими в поле зрения органов системы профилактики. Каждый пятый правонарушитель на момент совершения противоправного деяния уже состоял на профилактических учетах в органах внутренних дел, каждый второй - в региональном банке данных несовершеннолетних и детей "группы особого внимания", каждый десятый имел судимость.
Предпосылки к ослаблению работы по профилактике преступности на территории муниципальных образований создает отсутствие должного подхода к разработке муниципальных целевых программ и обеспечению их исполнения.
В течение года органами прокуратуры неоднократно обращалось внимание глав муниципальных образований на повышение доступности и бесплатности секций для детей, эффективности организации занятости несовершеннолетних по месту жительства, рассмотрение организации системной занятости детей в качестве одной из основных составляющих предупреждения подростковой преступности.
Помимо формального подхода к работе с неблагополучными семьями со стороны должностных лиц органов внутренних дел, не всегда комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивается координация действий органов системы профилактики в реализации комплекса мер к защите прав ребенка и профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и его семьи.
В отсутствие надлежащей координирующей роли территориальной комиссии по делам несовершеннолетних Тюменского муниципального района ненадлежащая работа Администрации и образовательных организаций поселка Богандинский не позволила своевременно выявить находящиеся в группе социального риска 2 неполные семьи и принять меры к предупреждению фактов гибели 4 малолетних детей в таких семьях в результате пожаров.
В январе 2016 года Губернатором Тюменской области и прокурором области утвержден общеобластной план мероприятий по стабилизации ситуации с подростковой преступностью и преступлениями в отношении детей. Представляется, что эффективная реализация мероприятий утвержденного плана позволит снизить уровень криминализации детского населения и обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.
Внимание прокуратуры в текущем году будет сконцентрировано на обеспечении правопорядка, защите прав и свобод граждан, противодействии коррупции, конституционной законности, экономической безопасности. В этих целях запланирован и будет реализовываться комплекс конкретных мероприятий.
Выполнению указанных задач и приоритетов, дальнейшей стабилизации социально-экономической и криминогенной ситуации в регионе будет способствовать продолжение конструктивного и делового взаимодействия органов прокуратуры и органов государственной власти и местного самоуправления.
Предлагаю данную информацию обсудить на заседании Тюменской областной Думы.
Кроме того, в соответствии с Вашим запросом предлагаю включить в проект постановления следующие мероприятия:
1. Тюменской областной Думе:
1.1. Активизировать практику самостоятельного мониторинга действующих областных законов, в том числе с учетом их правоприменения, на предмет их соответствия федеральному законодательству.
1.2. В целях обеспечения законности нормативных правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, продолжить взаимодействие в вопросах обучения, юридического просвещения и повышения профессиональной квалификации представителей органов местного самоуправления и муниципальных служащих в сфере нормотворчества.
1.3. Выйти с законодательной инициативой об упорядочении процедуры реализации сим-карт.
2. Правительству Тюменской области:
2.1. Рассмотреть возможность увеличения бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Усилить контроль за эффективным использованием бюджетных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.