Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 17 марта 2016 г. N 3519
Информация
о реализации Комплексной региональной программы действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012 - 2017 годы (за 2015 год) (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 29.02.2016)
В Тюменской области в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" распоряжением Правительства Тюменской области от 25.09.2012 N 1906-рп утверждена Комплексная региональная программа действий по улучшению положения детей и охране их прав в Тюменской области на 2012 - 2017 годы (далее - Программа).
Целью Программы является формирование государственной политики по улучшению положения детей в Тюменской области.
Для достижения цели Программы определены следующие задачи:
- по направлению "Семейная политика детствосбережения":
1) сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода;
2) предоставление социальных выплат молодым семьям;
3) поддержка многодетных семей в целях улучшения жилищных условий;
4) повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
5) обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним;
6) межведомственное взаимодействие по профилактике семейного неблагополучия, раннему выявлению семейного неблагополучия, оказанию индивидуальной своевременной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- по направлению "Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей":
1) повышение доступности услуг по содержанию, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста;
2) достижение современного качества дошкольного образования и обеспечение равных стартовых возможностей для детей в начальной школе;
3) повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста;
4) обеспечение доступности качественного образования независимо от места проживания и состояния здоровья детей;
5) воспитание социально ответственной личности;
6) развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей;
7) развитие учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми;
- по направлению "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни":
1) создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, внедрение стандартов оказания медицинской помощи детям;
2) охрана репродуктивного здоровья и развитие подростковой медицины;
3) обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями;
4) формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях;
5) сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование потребности в здоровом образе жизни;
6) формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства;
- по направлению "Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства":
1) обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение численности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа;
2) развитие служб сопровождения замещающих семей и детей;
3) обеспечение достойного уровня жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
4) постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе;
5) совершенствование системы ранней профилактики инвалидности у детей;
6) обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, получение квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, качественное образование всех уровней, полноценное участие в общественной жизни, профессиональную подготовку, доступную среду;
- по направлению "Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия":
1) создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку;
2) создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей;
- по направлению "Дети - участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы":
1) обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми;
2) привлечение детей к участию в общественной жизни;
3) воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека;
4) освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни;
5) обеспечение участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Объем финансирования Программы в 2015 году составил 14 264 246,5 тыс. рублей.
Для осуществления контроля и мониторинга за исполнением Программы создан Совет по реализации Программы. В состав Совета вошли представители органов исполнительной власти и заинтересованной общественности.
Реализация Программы осуществляется по приоритетным направлениям, что способствует решению задач социально-экономического и демографического развития региона.
Семейная политика детствосбережения
В целях обеспечения минимального гарантированного дохода семей с детьми в регионе предоставляются в полном объеме и в установленные сроки меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством.
Одной из мер, позволяющих обеспечить благосостояние семьи, является трудоустройство многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов. В Тюменской области реализуются дополнительные мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.
Семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляется материальная помощь за счет средств областного бюджета. В Тюменской области предусмотрено дополнительное основание предоставления материальной помощи - на обеспечение полноценным питанием по медицинским показаниям беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет. Размер материальной помощи составляет 10 тыс. рублей.
В 2013 году введены:
- дополнительная мера социальной поддержки семей при рождении одновременно трех и более детей в виде единовременной выплаты за счет средств областного бюджета на приобретение жилого помещения (улучшение жилищных условий). Размер рассчитывается исходя из состава семьи в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи и утвержденной средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям Тюменской области;
- ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2012 года, до достижения ребенком возраста трех лет. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает 20 000 рублей. Размер ежемесячной денежной выплаты составляет 6 300 рублей с учетом государственных ежемесячных пособий, выплачиваемых на ребенка, в отношении которого устанавливается данная выплата.
В настоящее время из средств областного бюджета продолжаются выплаты пособия на ребенка, в том числе возмещение расходов на обеспечение детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания, материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в образовательных организациях (в том числе негосударственных), реализующих образовательную программу дошкольного образования, путем уменьшения размера платы в месяц (на 20% - на первого ребенка, на 50% - на второго ребенка, на 70% -на третьего и последующего ребенка в семье), на оплату лекарственных средств, приобретаемых по рецептам врачей для детей, на оплату коммунальных услуг в размере 30% от установленных тарифов (в отношении многодетных семей), частичная оплата питания детей, обучающихся в общеобразовательных школах, с применением повышающих коэффициентов.
В целях поощрения родителей за заслуги в укреплении института семьи многодетные родители, воспитывающие 5 и более детей, награждаются медалью "Материнская слава" (вручается с 2006 года) и медалью "Отцовская доблесть" (вручается с 2015 года). Награжденным медалью производится единовременная выплата в размере 50 тыс. рублей.
За 2006 - 2015 годы 300 женщин награждены медалью "Материнская слава" (в 2015 году - 18 женщин), 17 мужчин награждены медалью "Отцовская доблесть".
В области действуют различные федеральные и региональные жилищные программы, направленные на улучшение жилищных условий семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
В регионе реализуются мероприятия по улучшению жилищных условий молодых семей, семей, имеющих детей, в виде предоставления субсидий, займов, социальных выплат на приобретение жилья, реализуется Закон Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
В период 2011 - 2015 гг. принято 12 615 решений о принятии многодетной семьи на учет, предоставлено 3 658 земельных участков, из которых 1 269 обеспечены частично или в полном объеме объектами инженерной инфраструктуры.
За счет средств областного бюджета мероприятия в отношении земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, осуществлялись:
- в 2012 году в отношении 170 земельных участков (проектные работы - 135 участков, строительно-монтажные работы - 35 земельных участков);
- в 2013 году в отношении 1 641 земельного участка (проектные работы - 1 355 участков, строительно-монтажные работы - 286 земельных участков);
- в 2014 году в отношении 3 886 участков (проектные работы - 3 559 участков, строительно-монтажные работы - 287 земельных участков);
- в 2015 году в отношении 118 участков (строительно-монтажные работы).
С 2012 года реализуется программа государственной поддержки ипотечного кредитования молодых учителей в возрасте до 35 лет. В рамках данной программы 92 молодых учителя улучшили жилищные условия.
В области осуществляется межведомственное взаимодействие по профилактике семейного неблагополучия, раннему выявлению семейного неблагополучия, оказанию индивидуальной своевременной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
С 2012 года в Тюменской области:
- на 4,6% увеличилась рождаемость;
- на 18% увеличился естественный прирост населения;
- на 40% увеличилось количество многодетных семей.
Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
В регионе осуществляется работа по развитию дошкольного образования в рамках государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки", а также "дорожной карты" по вопросу ликвидации очередности в дошкольные учреждения и обеспечению доступности дошкольного образования.
С целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в регионе проводится работа по развитию многофункциональной сети дошкольных учреждений.
В Тюменской области услуги дошкольного образования получают более 100 тыс. воспитанников.
Благодаря реализуемому комплексу мероприятий удалось достичь следующих результатов:
- сохранить с 2012 года охват дошкольной образовательной услугой детей в возрасте от 3 до 7 лет на уровне 100%, при этом не сократив численности детей раннего дошкольного возраста (от 1,5 до 3 лет), посещающих детские сады. Потребность в получении дошкольного образования детьми раннего возраста удовлетворена на 98%;
- сократить более чем в 5 раз очередность на получение места в детском саду. В 2015 году количество вновь введенных мест в дошкольных организациях составило 1 045. Всего за 3 последних года дополнительно введено около 7,0 тыс. мест в дошкольных организациях;
- создать равные условия для получения дошкольного образования детьми, посещающими как муниципальные, так и частные образовательные организации.
Комплекс мер государственной поддержки и оказания содействия развитию частных детских садов, традиционно реализуемый в Тюменской области (передача в аренду на льготных условиях нежилых помещений, помощь в организации питания и медицинского обслуживания воспитанников частных дошкольных организаций, содействие в благоустройстве прогулочных площадок, оказание информационной поддержки и др.), способствует развитию сети частных дошкольных организаций. Система нормативного финансирования распространяется на все частные дошкольные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования. Большинство детей, посещающих частные детские сады и развивающие центры, - дети раннего возраста до 3 лет.
Приоритетной задачей развития сферы дополнительного образования детей в Тюменской области является повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения. С этой целью в учреждениях дополнительного образования детей сферы молодежной политики осуществляется обновление программ, проводится работа по распространению авторских инновационных методик и технологий, в том числе посредством размещения их в сети Интернет, тиражирования и проведения мастер-классов, внедрения новых программ научно-технической направленности (Центр прототипирования (или fab-lab), школа конструктора, IT-парк, Формула студент (конструирование гоночных болидов), робототехника, SolidWorks, 3D-моделирование и др.).
В 2014 году было увеличено количество спортивных и досуговых площадок в связи с их востребованностью. В 2015 году организована работа около 1,6 тыс. спортивных и досуговых площадок по месту жительства, общий охват детей в отчетный период составил более 102,0 тыс. человек.
В 2014 году разработан и утвержден план по развитию и модернизации деятельности учреждений дополнительного образования и досуговой занятости сферы молодежной политики, который включает в себя следующие мероприятия:
- разработка и апробация инновационных программ дополнительного образования научно-технической направленности;
- внедрение модульных программ по художественно-эстетической направленности;
- тиражирование лучших практик дополнительного образования и развития досуга через информационный ресурс "Банк лучших практик учреждений сферы молодежной политики";
- внедрение системы индивидуального наставничества и сопровождения одаренных детей.
Сеть культурно-досуговых организаций, непосредственно работающих с детьми, представляют 626 учреждений клубного типа. В настоящее время в учреждениях культуры клубного типа функционируют почти 4,4 тыс. творческих объединений самодеятельного художественного творчества, из которых 55% - культурно-досуговые формирования для детей, участниками которых являются почти 30 тыс. человек.
В системе художественного образования Тюменской области функционируют 33 муниципальных учреждения дополнительного образования детей, услугами которых в 2015 году охвачено более 20,2 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 5 до 18 лет.
В школах искусств Тюменской области при предоставлении услуг льготами пользуются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (иных законных представителей).
С 2013 года функционирует региональный учебно-методический центр, созданный с целью развития и повышения качественного уровня в системе дополнительного образования области, методологической и методической работы с одаренными детьми.
С целью обеспечения информационной безопасности детей с 2014 года в регионе реализуется проект "Киберпатруль Тюменской области". В рамках проекта в регионе создана кибердружина из числа жителей Тюменской области старше 18 лет. Основными задачами кибердружины являются просвещение родителей об имеющейся противоправной информации в сети Интернет и способах защиты детей от подобной информации, информирование компетентных органов об опасном контенте. Активом кибердружины с начала учебного года проведены "рейды" по поиску противоправного контента в сети Интернет. В течение года было выявлено и направлено в Лигу безопасного Интернета и на сайт Роскомнадзора более 250 ссылок, связанных с экстремистской деятельностью, пропагандой наркотических средств.
В ГАУК ТО "Тюменская областная специальная библиотека для слепых" осуществляется информационно-библиотечное обслуживание детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе работы применяются различные формы обслуживания: стационарное обслуживание (в читальном зале, на абонементе, в филиале), заочный абонемент, библиотечные пункты, надомный абонемент, выездные формы обслуживания и т.д.
Областные музеи оборудованы радио- и аудиогидами, которые могут быть использованы для самостоятельного знакомства с экспозициями и выставками. Разрабатываются специальные интерактивные музейные программы. С 2012 года начат показ фильмов с тифлокомментарием (закадровым описанием видеоряда фильма, специально подготовленным и начитанным профессиональным диктором).
Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
В целях создания условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи, внедрения стандартов оказания медицинской помощи детям:
- сформирована сеть перинатальных центров, за которыми закреплены зоны обслуживания с учетом местной инфраструктуры, транспортной доступности, оснащенности медицинским оборудованием учреждений и обеспечения медицинскими кадрами;
- проводятся обследования новорожденных детей на врожденные и наследственные заболевания, а также проводится аудиологический скрининг;
- осуществляется диспансерное (профилактическое) наблюдение детей первого года жизни;
- проводится коррекция врожденных пороков на 1-м году жизни, развивается неонатальная хирургия.
За последние годы младенческая смертность в области снизилась на 18%.
Медицинскую помощь детскому населению оказывают 57 государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, где развернуто 1 309 коек.
В 2015 году в Тюменской области открыты и функционируют 29 кабинетов медико-социальной помощи беременным во всех медицинских организациях, куда обращаются женщины для прерывания нежелательной беременности. В рамках деятельности медико-социальных кабинетов помощь оказана 3,6 тыс. женщин.
С 2013 года проводится диспансеризация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью. Диспансеризация выполняется в полном объеме в соответствии с утвержденным перечнем исследований.
В Тюменской области осуществляется внедрение новых межведомственных технологий и методов работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет, проведению коррекционной и реабилитационной работы с указанными детьми, психолого-педагогической, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрены инновационные технологии выхаживания детей, родившихся с экстремально низкой массой тела и перенесших критические состояния:
- применяются технологии первичной реанимационной помощи и ранней респираторной стабилизации (приобретено современное оборудование - респираторные системы, аппараты высокочастотной вентиляции легких, следящие мониторы, инкубаторы, дети обеспечиваются современными лекарственными препаратами);
- осуществляется профилактика тяжелых неонатальных осложнений (с 2012 года начато применение нейропротекции методом управляемой гипотермии);
- практикуется выездная форма работы кардиохирургов и нейрохирургов: оперативные вмешательства новорожденным при необходимости выполняются в условиях учреждений родовспоможения;
- организована система профилактики и диагностики ретинопатии недоношенных. У детей, которым была проведена лазерная коррекция ретинопатии в периоде новорожденности, ни у одного нет прогрессирования заболевания;
- применяются методики рационального вскармливания (нутритивная поддержка современными смесями для парентерального вскармливания, энтеральное питание грудным молоком с "усилителями", применение специализированных жидких молочных смесей).
В 2015 году в перинатальных центрах Тюменской области родилось 102 ребенка с экстремально низкой массой тела (вес при рождении 500 - 999 грамм), выживаемость составила 54%.
С 2014 года функционирует филиал ГБУЗ ТО "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда" в городе Тобольске с амбулаторно-поликлиническим отделением, открыто круглосуточное стационарное отделение медицинской реабилитации "Мать и дитя". За 2015 год в условиях круглосуточного стационара проведено 480 курсов реабилитации, в условиях дневного стационара - 1360.
В рамках развития государственно-частного партнерства Тюменской области с 2014 года для оказания реабилитационной помощи детям в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи участвуют учреждения различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Обеспечение качественного и полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой в Тюменской области.
Правительством Тюменской области ежегодно реализуется комплекс мер, направленных на организационное и финансовое обеспечение детского отдыха.
Стратегией системы отдыха и оздоровления является принцип клиентоориентированности, что обеспечивает учет возраста, доходов, семейного положения, особенностей здоровья, потребностей в видах отдыха и оздоровления при предоставлении услуг населению.
Правительством области организовано взаимодействие с собственниками организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, путем заключения соответствующих соглашений, устанавливающих обязательства сторон по сохранению и развитию материально-технической базы. Отдых и оздоровление детей организуются на базе 643 оздоровительных организаций (детские загородные оздоровительные лагеря - 17, санаторно-оздоровительные организации - 23, лагеря с дневным пребыванием - 591, палаточные лагеря - 11, лагерь труда и отдыха - 1).
Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
В регионе проводится системная работа по защите прав и охраняемых законом интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты). В ее основе исполнение федерального и регионального законодательства, поручений Президента Российской Федерации.
В области постепенно снижается общая численность детей-сирот (2012 год - 6 634 чел., 2013 год - 6 483 чел., 2014 год - 6 456 чел., 2015 год - 6 442 чел.).
Информация, представленная в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает возможность проведения анализа фактического состояния дел в области охраны прав ребенка, причин и динамики количества социальных сирот, планирования работы по устройству детей в семьи граждан. Численность детей указанной категории, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, снижается (2012 год - 602 чел., 2013 год - 511 чел., 2014 год - 450 чел., 2015 год - 321 чел.), что позволило сократить количество детских домов до 2 единиц, домов ребенка - до 1 единицы.
В целях эффективной деятельности по развитию семейных форм устройства, ранней профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства:
- в области разработан и реализуется план мероприятий по обеспечению семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Тюменской области до 2018 года, которым предусмотрены показатели по каждому направлению деятельности (во исполнение протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец);
- формируется и используется областной межведомственный программный комплекс "Банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания";
- применяются инновационные социальные технологии, направленные на сохранение ребенку кровной семьи;
- разработан алгоритм работы органа опеки и попечительства, прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по выработке единого подхода к вопросу лишения родителей родительских прав;
- с 2009 года организовано обучение граждан, желающих принять детей на воспитание в семью;
- реализована программа "Маршрут доверия" по развитию в Тюменской области семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2014 - 2015 годы;
- действуют 6 административных регламентов по предоставлению государственных услуг в сфере защиты прав детей-сирот, которые также предоставляются в электронном виде. Для оказания содействия гражданам в получении документов организована система межведомственного электронного взаимодействия;
- разработан план мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработан план мероприятий по развитию семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- принята Программа сопровождения замещающих семей в Тюменской области на 2015 - 2017 годы;
- командой Первого канала созданы видеопаспорта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые размещены на сайте "Видеопаспорт ребенка" (www.videopasport.ru). Портреты детей - участников съемок общероссийской комплексной информационно-поисковой системы "Видеопаспорт ребенка" размещались на фотовыставке "Галерея детства";
- реализуется телепроект "Не сирота" совместно с благотворительным фондом "Измени одну жизнь" посредством создания видеосюжетов о детях - воспитанниках организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важной составляющей деятельности по опеке и попечительству является государственная поддержка семей, воспитывающих детей-сирот.
Основными мерами социальной поддержки являются:
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами;
- ежемесячные выплаты на содержание детей-сирот, переданных под опеку (попечительство), в приемную семью, находящихся на патронатном воспитании;
- вознаграждение приемным родителям, опекунам (попечителям) за каждого ребенка, принятого на воспитание;
- вознаграждение патронатным воспитателям за выполнение их функций.
Также предусмотрены:
- дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение;
- возмещение расходов по найму жилья детям-сиротам, лицам из их числа до получения ими жилых помещений;
- предоставление материальной помощи, в том числе на проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, на праве собственности (размер выплаты зависит от потребности);
- возмещение расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного (внутрирайонного) сообщения (кроме такси), а также на оплату проезда один раз в год (к месту жительства и обратно к месту учебы) на железнодорожном транспорте, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - на водном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте в пределах 100% от установленных тарифов - в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме за счет средств областного бюджета или местных бюджетов муниципальных образований Тюменской области по основным образовательным программам.
В области реализуется комплексная межведомственная программа "Социальная адаптация и сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе выпускников детских домов, в Тюменской области" на 2014 - 2016 годы.
В рамках данной программы осуществляется межотраслевое взаимодействие субъектов системы профилактики по вопросам социальной поддержки детей-сирот при выпуске из организаций для детей-сирот, при поступлении и обучении в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, после окончания (получения) образования в части трудоустройства, обеспечения жильем и т.д. Информация размещена на сайте регионального оператора Тюменской области detkitmn.ru в разделе "Программы".
Дети-сироты, лица из их числа, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, получают социальную стипендию.
В бюджет учреждений ежегодно закладываются средства на обеспечение бесплатным питанием обучающихся данной категории. Все нуждающиеся обеспечены общежитием.
В пределах установленных норм с учетом сезонности и сроков использования дети-сироты, лица из их числа обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, предметами мягкого инвентаря. Ежегодно выплачивается пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере 3-месячной стипендии, единовременное денежное пособие при выпуске. Обучающиеся зачисляются на оплачиваемые рабочие места с начислением 100% заработной платы в период производственного обучения и производственной практики.
Для выпускников из числа детей-сирот разработано справочное пособие, которое помогает детям адаптироваться в самостоятельной жизни, принять правильные решения в значимых для себя ситуациях, требующих знания законодательства Российской Федерации и Тюменской области.
В организациях для детей-сирот созданы попечительские советы. В их состав вошли индивидуальные предприниматели, представители органов местного самоуправления, общественных организаций, включая епархиальный совет, совет ветеранов.
Попечительские советы оказали помощь в организации летнего отдыха воспитанников, приобретении мебели и учебной литературы, проведении ремонтных работ, организации каникулярного времени для детей-сирот.
В рамках профориентации используется помощь попечительских советов в части организации экскурсий на предприятия и в образовательные организации.
Органы службы занятости при обращении к ним детей-сирот в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе.
В рамках действующего законодательства 29 учреждений, оказывающих социальные услуги, выполняют отдельные полномочия органа опеки и попечительства. На базе данных организаций созданы службы сопровождения замещающих семей. Специалисты служб проводят профилактическую и реабилитационную работу по предотвращению кризисных ситуаций в замещающих семьях. В целях повышения психолого-педагогической, правовой компетенции замещающих родителей, профилактики возвратов детей-сирот в государственные учреждения проводятся занятия школы замещающего родителя. Продолжительность обучения потенциальных родителей составляет от 30,5 до 80 академических часов.
Сопровождение замещающих семей оказывается комплексно, как по месту жительства семьи, так и в условиях стационара. Это постоянно действующий родительский всеобуч для опекунов, приемных родителей. В период с 2012 по 2014 год в области на базе учреждений социального обслуживания населения было организовано около 1 000 занятий школы замещающего родителя, более 3,0 тыс. человек прошли подготовку.
Еще одним видом сопровождения замещающих семей являются клубы замещающих родителей (29 клубов), в которых опекуны (попечители), приемные родители, сумевшие преодолеть трудности адаптации ребенка в семье и создавшие благополучную семейную атмосферу, делятся положительным опытом по принятию ребенка в семью. В работе клубов, кроме замещающих родителей, принимают участие социальные педагоги, психологи, специалисты органа опеки и попечительства. В 2015 году на базе клубов проведено более 230 встреч и 270 мероприятий.
Для потенциальных замещающих родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа создан сайт регионального оператора государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, Тюменской области "Усыновление в Тюменской области" (www.detkitmn.ru).
В 2015 году в области обеспечено:
- сокращение на 37,2% количества детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2014 год - 511 детей, 2015 год - 321 ребенок);
- снижение на 6,1% численности родителей, лишенных родительских прав (2014 год - 130 родителей, 2015 год - 122 родителя);
- увеличение на 30% численности родителей, восстановленных в родительских правах (2014 год - 10 родителей, 2015 год - 13 родителей);
- увеличение на 40% численности детей, в отношении которых родители восстановлены в родительских правах (2014 год - 15 детей, 2015 год - 21 ребенок);
- увеличение в 2,6 раза количества семей, желающих принять ребенка на воспитание (2014 год - 107 семей, 2015 год - 275 семей);
- сокращение в 1,9 раза численности детей, возвращенных в организации для детей-сирот из замещающих семей (2014 год - 23 ребенка, 2015 год - 12 детей).
Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по опеке и попечительству на постоянной основе проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов органа опеки и попечительства. Профессиональная подготовка квалифицированных кадров органа опеки и попечительства осуществляется на базе высших учебных заведений области, повышение квалификации, переподготовка - в организациях дополнительного профессионального образования.
Реализуется единая программа обучения руководителей и специалистов отрасли "Социальная политика". В рамках школы межведомственной подготовки реализуется программа обучения для специалистов субъектов системы профилактики, в том числе по направлению "Работа с семьей".
Функционирует дистанционная форма обучения посредством сети Интернет, работают школы молодого специалиста.
Помимо этого за последние четыре года более 2,0 тыс. специалистов, работающих с семьей, детьми и потенциальными замещающими родителями, повысили квалификацию, прошли профессиональную переподготовку и переобучение.
Осуществляется постоянная работа по методическому сопровождению специалистов организаций, оказывающих социальные услуги, работающих с замещающими семьями, с кандидатами в замещающие родители. Разрабатываются и выпускаются методические, справочно-информационные материалы, проводятся обучающие мероприятия.
Контроль и надзор за соблюдением прав и свобод детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях и под опекой (попечительством), а также усыновленных детей-сирот осуществляется в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" и от 29.03.2000 N 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства".
Кроме того, вопросы эффективности контроля реализации переданных полномочий в сфере опеки и попечительства, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних рассматривались на заседаниях Правительства Тюменской области, Тюменской областной Думы, Совета при Губернаторе Тюменской области, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области, межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при прокуратуре Тюменской области.
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее также - дети (лица)) жилыми помещениями осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Тюменской области от 07.10.1999 N 137 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" в рамках утвержденных жилищных программ Тюменской области.
Мероприятия по приобретению благоустроенных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в 2015 году предусмотрены государственной программой Тюменской области "Развитие жилищного строительства" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 682-п.
В ходе выполнения программных мероприятий в 2015 году из жилищного фонда Тюменской области детям (лицам) распределено 539 жилых помещений.
В первоочередном порядке рассматривается вопрос о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения судов о предоставлении жилых помещений. По состоянию на 31.12.2015 неисполненными оставались 627 судебных решений о предоставлении детям (лицам) жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются гражданам в рамках формируемого Правительством Тюменской области сводного списка детей (лиц), подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. После предоставления органами местного самоуправления договоров найма жилых помещений с гражданами, которым распределены жилые помещения, в установленном законодательством порядке они будут исключены из данного списка.
В целях реализации гарантий прав детей (лиц) на жилые помещения до момента фактического обеспечения жилыми помещениями детям (лицам) предоставляется дополнительная мера социальной поддержки в форме возмещения расходов по найму жилья. В 2015 году данной мерой воспользовались 680 граждан. Информирование граждан о предоставлении данной меры социальной поддержки осуществляется в постоянном режиме, ежегодно детям (лицам) направляются письменные уведомления о возможности возмещения расходов по найму жилья.
Также предусмотрено предоставление дополнительной меры социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим жилое помещение на праве собственности, в виде выделения денежных средств из областного бюджета на проведение ремонта жилых помещений. В 2015 году данная мера предоставлена 3 получателям на общую сумму 0,12 млн. рублей.
Комплексная реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов, членов их семей осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Доступная среда)" государственной программы Тюменской области "Основные направления развития отрасли "Социальная политика" до 2020 года.
Реализация мер по реабилитации детей-инвалидов осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, всем детям, признанными инвалидами.
С 2013 года при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется программа по обеспечению в Тюменской области комплексной реабилитационной помощи детям-инвалидам с нарушениями в развитии "Мы вместе" на 2013 - 2015 годы. В 2015 году на реализацию мероприятий в рамках данной программы из средств областного бюджета предусмотрено 210,6 млн. рублей, из федерального - 10,2 млн. рублей.
Программа рассчитана на широкую возрастную категорию детей, в том числе и не имеющих инвалидности. Особый акцент сделан на реабилитацию детей с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, ДЦП, на семьи, имеющие двух и более детей-инвалидов. В рамках данной программы реализуются инновационные технологии, посредством которых расширяется охват высококвалифицированной реабилитационной помощью детей, проживающих в отдаленных сельских территориях.
В Тюменской области мероприятия по внедрению эффективных реабилитационных технологий по работе с детьми-инвалидами, членами их семей проводятся на базе ГБУЗ ТО "Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей с психоневрологической патологией "Надежда".
Специалистами областного центра реабилитации инвалидов разработаны и внедрены в работу территориальных служб ранней помощи следующие коррекционно-реабилитационные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет:
- программа "Содействие" (комплексная абилитация детей с задержкой психического развития). Данная программа содержит комплекс реабилитационных мероприятий по бытовой адаптации и адаптивной физической культуре. Основными задачами являются оздоровительно-развивающие, коррекционные, компенсаторные и профилактические занятия;
- программа "Комплексная реабилитация детей в возрасте от 0 до 3 лет с двигательными и зрительными нарушениями в условиях реабилитационного центра". Данная программа состоит из специальных комплексов упражнений с включением в них игр с использованием таких повседневных навыков, как одевание, кормление, прогулки, купание и другие. Оздоровительные занятия, ориентированные на специфические проблемы детей, способствуют совершенствованию координации движений, в результате чего достигается значительное ускорение развития основных двигательных навыков и зрительных функций;
- программа "Коррекция речевых расстройств с учетом возрастных особенностей детей с особыми потребностями от 0 до 3 лет". Программа содержит диагностику и коррекцию речевых расстройств с учетом возрастных особенностей детей, а также разработку комплексных коррекционных мер с использованием игротерапии, эстетотерапии, адаптивной физической культуры с вариантами для использования в домашних условиях;
- программа "Социально-бытовая адаптация (навыки самообслуживания) детей в возрасте от 1 до 3 лет". В рамках данной программы проводится диагностика навыков самообслуживания, индивидуально разрабатывается программа сопровождения ребенка с учетом особенностей развития, проводится динамическое наблюдение и анализ результатов после проведения реабилитационных мероприятий;
- "Реабилитационная программа по ИЗО-творчеству детей раннего возраста". Данная программа включает диагностический блок (уровень развития мелкой и средней моторики, знание цвета, формы и т.д. и соответствие определенной возрастной норме с учетом индивидуальных особенностей ребенка), блок практических занятий в творческой мастерской с динамическим наблюдением развития моторики, творческих и познавательных способностей и обучение родителей методам ИЗО-творчества.
Использование данных программ позволяет охватить реабилитационными услугами детей с различными патологиями, использовать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом особенностей его заболевания.
На базе областных базовых реабилитационных центров проводится комплексная реабилитация детей-инвалидов и членов их семей, разрабатываются и апробируются инновационные реабилитационные программы и технологии.
Для детей-инвалидов и членов их семей в областном центре реабилитации инвалидов реализуются следующие инновационные программы:
- "Первый шаг", в рамках которой междисциплинарная команда, состоящая из врача-педиатра, врача-реабилитолога, врача-физиотерапевта, психолога, логопеда, специалиста по социальной работе, помогает семье создать оптимальные условия для развития ребенка и стать полноправным участником процесса реабилитации;
- "Дистанционная абилитация", которая направлена на обеспечение доступности основных методов и навыков реабилитационных мероприятий, повышение уровня абилитационной компетентности родителей, воспитывающих ребенка с тяжелыми, множественными, системными нарушениями, с применением современных компьютерных технологий;
- проекты по реабилитации детей с мнестическими расстройствами с использованием современных логотерапевтических тренажеров, аппарата "Полярис" (дети с синдромом Дауна, синдромом раннего детского аутизма, речевыми расстройствами);
- программы по реабилитации семей с детьми-инвалидами, находящихся в трудной жизненной ситуации (семьи, в которых родитель и ребенок являются инвалидами; семьи, имеющие в своем составе 2 и более "особых" детей; семьи, где ребенок-инвалид воспитывается старшим поколением (бабушкой);
- "Ступени" - комплексная реабилитация детей с ДЦП, реализация коррекционных методик по адаптивной физической культуре с использованием высокоэффективного оборудования: нейрофизиологического костюма "Адели", аппарата "Гросса", панели Монтессори.
За 2015 год в областном центре реабилитации инвалидов комплексную реабилитацию прошли 1 150 детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии и здоровье.
В центре медицинской и социальной реабилитации "Пышма" осуществляется комплексная реабилитация слепых и слабовидящих детей, детей с патологией речи, слухоречевой патологией.
Для детей-инвалидов по зрению, детей-инвалидов, имеющих заболевания органов зрения и нуждающихся по медицинским показаниям в реабилитационных мероприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработана программа комплексной курсовой реабилитации, которая направлена на обучение детей - инвалидов основам мобильности с использованием специальных приспособлений для ориентирования в повседневной жизнедеятельности ребенка.
Для детей-инвалидов и членов их семей в центре "Пышма" реализуются следующие современные методики:
- методика транскраниальной микрополяризации на аппарате "РЕАМЕД-Полярис" для детей с речевой патологией методом влияния постоянного тока на нервную ткань в целях появления новых звуков и слов, становления осмысленной и четкой речи, улучшения понимания обращенной речи, появления контактности;
- обучение компьютерной грамотности детей-инвалидов по зрению с помощью современных информационных технологий: программы экранного доступа JAWS, адаптированных компьютерных игр;
- "Прозрачный мольберт" - специальные упражнения для детей, детей-инвалидов с патологией зрения и речи, детей с ослабленным зрением с использованием различных изобразительных техник;
- "Акватерапия" включает в себя упражнения с водой, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, повышение концентрации внимания.
В рамках реализуемых программ проводится обучение членов семьи необходимым методам и навыкам реабилитации в домашних условиях.
В 2015 году в центре "Пышма" комплексную реабилитацию прошли 148 детей-инвалидов по зрению, 180 детей с ослабленным зрением, 195 детей-инвалидов с патологией речи, 281 ребенок с речевой патологией, 62 ребенка-инвалида после кохлеарной имплантации и слухопротезирования.
В областном реабилитационном центре "Родник" комплексную реабилитацию проходят дети с психическими заболеваниями, заболеваниями нервной системы, в т.ч. с ДЦП, врожденными аномалиями, болезнями внутренних органов, костно-мышечной системы, лор-органов, а также члены их семей.
Центр "Родник" оснащен необходимым медицинским, реабилитационным и технологическим оборудованием. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа прохождения курса реабилитации.
Для детей-инвалидов и членов их семей в центре реализуются следующие инновационные технологии и методики:
- физическая реабилитация детей с ДЦП с применением моторизованных тренажеров нового поколения;
- технология "Аква-ЛФК" (проводятся индивидуальные и групповые занятия в бассейне с использованием подводных тренажеров "Unifit");
- использование обратной биологической связи с целью мотивации движения через компьютерную игру;
- ДЕНАС-терапия (применяется в целях нормализации магнитного поля ребенка);
- транскраниальная магнитотерапия для детей с психоневрологической патологией;
- психолого-педагогическая коррекция (включает в себя методы игровой психокоррекции, сенсорной интеграции и стимуляции, двигательной коррекции и арттерапии);
- логопедические занятия с применением тренажера "Дельфа 1" для детей с речевой патологией, позволяющие решать множество задач в логопедической работе и внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений.
В процессе реабилитации активно участвуют родители ребенка-инвалида. В рамках путевки членам семей предоставляются социально-бытовые, социально-педагогические услуги (обучение родителей приемам и методам реабилитации).
В центре "Родник" также реализуются проекты, направленные на реабилитацию и оздоровление детей, не имеющих инвалидности. Для детей с бронхиальной астмой реализуется индивидуально подобранный комплекс реабилитационных мероприятий, включающий воздействие на биологические активные точки лазеропунктурой с целью повышения иммунитета и противовоспалительного эффекта в бронхах.
За 2015 год комплексную реабилитацию в центре "Родник" прошли 1 284 ребенка-инвалида, 200 детей с ослабленным здоровьем.
В центрах (комплексных центрах) социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центрах организацию реабилитационного процесса инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в дневное время осуществляют отделения дневного пребывания для несовершеннолетних и социальной реабилитации инвалидов учреждений социального обслуживания населения.
Для обеспечения последовательности и этапности предоставляемых детям-инвалидам медико-социальных и социально-оздоровительных услуг центрами налажено взаимодействие с учреждениями здравоохранения, молодежной политики и спорта, образования, культуры. В процессе реабилитации используются инновационные методики и технологии, профильные и комплексные программы.
Во всех реабилитационных центрах и отделениях реабилитации центров социального обслуживания населения успешно применяются различные программы и технологии по социальному сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов, основными целями которых являются содействие в организации социально-медицинской помощи ребенку-инвалиду, а также включение семьи в социальное окружение по месту жительства.
Для отделений реабилитации в рамках программы "Мы вместе" приобретено следующее оборудование: наборы для развития сенсомоторных навыков, наборы пиктограмм (для слепых детей, детей с интеллектуальными расстройствами), наборы стендов для восстановления бытовых навыков, оборудование для мобильных кабинетов реабилитации (велотренажеры, кардиотренажеры, доска для обучения ползанию, ходунки, манеж, специальные брусья для обучения ходьбе), наборы тематической литературы для специалистов отделений реабилитации и детей-инвалидов.
Приобретенное оборудование позволяет эффективно проводить занятия с детьми-инвалидами, обучать их родителей методам и приемам реабилитации.
В 2015 году в центрах (комплексных центрах) социального обслуживания населения, социально-реабилитационных центрах обслужено 1659 детей-инвалидов и 443 ребенка с отклонениями в развитии и здоровье.
Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
В целях применения комплексного подхода к профилактике правонарушений несовершеннолетних разработаны и приняты государственные и межведомственные программы. При содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с 2013 года реализованы программа по профилактике рецидивной преступности и правонарушений в Тюменской области "Подросток и закон" на 2013 - 2015 годы, программа по профилактике в Тюменской области жестокого обращения с детьми и оказанию им своевременной помощи "Забота, воспитание, доверие" на 2013 - 2015 годы.
В результате реализации программ в области осуществляется работа служб школьной медиации, психолого-педагогических служб, кабинетов социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции детей, школ "Убереги себя от насилия", реализуется технология социально-культурной реабилитации несовершеннолетних "группы особого внимания", организованной в рамках работы студии "User" (фото, видео и компьютерная графика).
Ежегодно Тюменская область принимает участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям!", организованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2015 году IV Всероссийская акция "Добровольцы - детям" проходила под девизом "Добровольцы в поддержку семьи и детства, за социальную солидарность и взаимопомощь". Общее число детей-добровольцев, участвующих в акции, составило более 33 тыс. Всего проведено более 1 тыс. мероприятий, реализованных в ходе акции.
В регионе отработан механизм оперативного межведомственного обмена информацией и принятия конструктивных мер в случае выявления признаков жестокого обращения, насилия в отношении несовершеннолетних. Данная работа ведется в рамках межведомственных соглашений между субъектами системы профилактики.
С 2009 года в Тюменской области функционирует служба Уполномоченного по правам ребенка. Данной службой уделяется особое внимание вопросам профилактики жестокости и насилия в отношении детей, защите их прав и законных интересов.
Для совершенствования системы своевременного выявления фактов жестокого обращения и насилия в отношении детей, повышения доступности получения необходимой экстренной помощи несовершеннолетним в области реализуются социальные технологии.
В целях правового информирования и консультирования детей и подростков сотрудниками УМВД России по Тюменской области в образовательных организациях области проводятся консультирование, викторины, беседы и другие мероприятия в рамках оперативно-профилактического мероприятия "Декада профилактики".
Для совершенствования системы своевременного выявления фактов жестокого обращения и насилия в отношении детей, повышения доступности получения необходимой экстренной помощи несовершеннолетним в области реализуются социальные технологии:
- оказание экстренной психологической и правовой помощи посредством Интернета. Доступность и оперативность анонимной квалифицированной помощи через Интернет позволяет охватить максимальное число несовершеннолетних и родителей. Технология позволяет несовершеннолетним, ставшим жертвой преступных посягательств, имеющим проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями, преодолеть кризисную, трудную жизненную ситуацию, снять эмоциональное напряжение;
- работа служб телефона "Доверия" направлена на снижение психологического дискомфорта, создание атмосферы психологической защищенности подростков и их семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Наиболее распространенными темами обращений несовершеннолетних являются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, детско-родительские отношения;
- метод взаимодействия с сетевым окружением семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является системным методом анализа, мобилизации и восстановления социального сетевого окружения ребенка и его семьи, активизации внутреннего потенциала семьи, внешних ресурсов, позволяющим семье укрепить как внутрисемейные связи, так и связи с ближайшим социальным окружением;
- оказание комплексной помощи несовершеннолетним и их семьям в стационарных отделениях учреждений направлено на формирование ответственного родительства, решение проблем социального неблагополучия семей с детьми. Технология предусматривает проведение реабилитационной работы с матерью (отцом) и ребенком, при этом мать (отец) продолжает с помощью специалистов выполнять свои родительские обязанности. Реализация мероприятий осуществляется при участии специалистов органов и учреждений системы профилактики;
- организация реабилитационной работы с семьями, в которых родители (иные законные представители) жестоко обращаются с детьми. В рамках технологии ведется мониторинг случаев жестокого обращения с несовершеннолетними со стороны родителей, педагогов и иных совершеннолетних граждан, а также со стороны сверстников. Для всех семей, в которых зарегистрированы факты жестокого обращения с детьми (независимо от того, подтвержден ли случай жестокого обращения), специалистами центров социального обслуживания населения разрабатывается и утверждается комплексная программа реабилитации, в которой определяются объем и виды социально-правовых, медико-психолого-педагогических и иных услуг, направленных на восстановление социального функционирования семьи;
- оказание психологической помощи детям и подросткам, ставшим жертвой преступлений. Данная технология включает в себя межведомственное взаимодействие по работе с несовершеннолетним, ставшим жертвой преступления, и его семьей и направлена на оказание квалифицированной помощи. С 2014 года в работе с несовершеннолетними потерпевшими используются возможности кабинетов для социально-психологической диагностики, психоэмоциональной коррекции детей, подвергшихся преступным посягательствам, функционирующих на базе 26 учреждений. Данные кабинеты оборудованы зеркалами Гезелла (полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблюдения за поведением детей), ноутбуками с веб-камерой для проведения видеозаписи и фотосъемки;
- с целью оказания в круглосуточном режиме экстренной социальной и правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в муниципальных образованиях организована служба экстренного реагирования. В состав службы входят специалисты органов внутренних дел, учреждений социального обслуживания населения, образования, которые при поступлении сигналов осуществляют выезд с целью оказания экстренной помощи.
Кроме того, с целью выявления фактов жестокого обращения в образовательных организациях проводится анкетирование учащихся. По результатам анкетирования с адресной группой (обучающиеся, имеющие проблемы) психологи образовательных организаций проводят дополнительные собеседования, всем несовершеннолетним оказывается психологическая консультационная помощь, разработаны рекомендации для родителей. В каждой образовательной организации оформлены правовые уголки.
Выявление случаев жестокого обращения с детьми осуществляется медицинскими работниками при проведении приемов в детских поликлиниках, на профилактических осмотрах, при осуществлении патронажей на дому, а также при осмотрах детей, поступающих на лечение в стационары. Всем детям, нуждающимся в медицинской помощи, квалифицированная помощь оказывается в амбулаторных условиях.
В целом реализация вышеуказанных мероприятий способствует совершенствованию работы по предупреждению и выявлению жестокого обращения с детьми, повышению эффективности социальной реабилитации не только детей, ставших жертвами насилия, но и семей, в которых зарегистрированы факты жестокого обращения.
Дети - участники реализации
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка.
В области действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты, парламенты.
Для развития личности обучающихся, их творческих задатков, социальной активности в образовательных организациях области созданы органы ученического самоуправления, в частности, ученический (гимназический) совет, школьный парламент, лига младших классов, советы актива отдельных классов, советы дежурных командиров, различные клубы (например, "После уроков", пресс-клубы, психологические клубы), малые инициативные группы, научные общества обучающихся, педагогические и тьюторские отряды.
Представители Тюменской области участвуют в ежегодном конкурсе городов России, доброжелательных к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В 2013 году конкурсной комиссией направлено благодарственное письмо главе администрации г. Тюмени за участие в конкурсе городов России "Ребенок должен жить в семье", в том числе за развитие добровольческого движения и привлечение волонтеров к оказанию помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
В 2015 году делегация Тюменской области приняла участие в работе VI Всероссийской выставки-форума "Вместе - ради детей!" (г. Ставрополь) по результатам реализации программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На интерактивной площадке Тюменской области была представлена презентация Комплексной программы просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности в Тюменской области на 2015 - 2019 годы, организованная в рамках акции "Растим будущее". По итогам работы выставки-форума Тюменская область признана лидером в номинации "Счастье в дом" за внедрение и распространение технологий и методик, направленных на формирование ценностей семьи и ответственного родительства.
В Тюменской области создан и функционирует Совет общественных помощников при Уполномоченном по правам ребенка в Тюменской области. В состав данного совета вошли победители ежегодного областного конкурса работ по вопросам защиты прав и интересов детей. Совет создан в целях повышения правовой грамотности детей, выявления детей и подростков, интересующихся вопросами права.
Большое внимание в регионе уделяется историко-краеведческой, поисковой и военно-мемориальной работе по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Ежегодно школьники занимаются благоустройством обелисков и мемориальных зон, воинских и ветеранских захоронений.
Участие детей в общественной жизни активно освещается в средствах массовой информации. Всего в 2015 году в СМИ вышло более 700 информационных сообщений (ТВ-эфиров, радиоэфиров, публикаций в печатных изданиях, в электронных изданиях) о детях и с участием детей, в том числе об участии в мероприятиях патриотической направленности ("Вахта памяти", "Стена памяти"), о волонтерском движении, экологических акциях, профилактике правонарушений на дорогах, областном фестивале "Трудовое лето - 2015" и т.д.
В рамках Международного дня защиты детей ежегодно проводятся широкомасштабные социальные акции, направленные на разъяснение прав несовершеннолетних, способов их защиты, в том числе в сети Интернет, расширение участия детей во всех сферах жизни общества, преодоление стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
При поддержке Тюменского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" проводятся мероприятия, приуроченные к Международному дню ребенка.
Развитию творческого и интеллектуального потенциала, успешному самоопределению и саморазвитию подрастающего поколения способствует сеть детских и молодежных общественных объединений и организаций. В результате реализации программных мероприятий в 2015 году достигнуты следующие фактические значения показателей:
- "Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения" - в 2015 году плановое и фактическое значения составили 100% (фактическое значение данного показателя за 2014 год - 100%);
- "Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на условиях временной занятости, от числа фактически проживающих в области граждан данной категории" - в 2015 году плановое значение - 43,4%, фактическое значение - 62,4% (2014 год - 43,4%);
- "Количество молодых семей, получивших социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья" - в 2015 году плановое значение - 394 семьи, фактическое значение - 407 семей (2014 год - 1 187 семей);
- "Количество земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей, с нарастающим итогом с 2011 года" - по состоянию на конец 2015 года плановое и фактическое значение -1 274 участка (2014 год - 951 участок);
- "Доля семей "группы особого внимания", снятых с учета в результате улучшения ситуации в семье посредством оказания комплексной социальной помощи, в общем количестве семей, состоящих на учете" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 47% (2014 год - 47%);
- "Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет услугами присмотра и ухода, содержания и образования в организациях, оказывающих услуги детям дошкольного возраста" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 79% (2014 год - 79%);
- "Охват детей в возрасте от 1,5 до 3 лет услугами присмотра и ухода, содержания и образования в организациях, оказывающих услуги детям дошкольного возраста" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 61% (2014 год - 60%);
- "Удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих все виды благоустройства (водоснабжение, центральное отопление, канализация), в общем числе общеобразовательных организаций" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 94% (2014 год - 93%);
- "Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 0,5% (2014 год - 0,5%);
- "Доля обучающихся 7 - 11 классов, охваченных практикоориентированными формами профориентационной работы" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 65% (2014 год - 63%);
- "Доля обучающихся по программам общего образования, охваченных организованной внеурочной занятостью и дополнительным образованием на базе организаций всех видов и типов" - в 2015 году плановое значение 83%, фактическое - 88% (2014 год - 82%);
- "Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 35% (2014 год - 27%);
- "Количество посещений детьми организаций культуры и искусства" - в 2015 году плановое значение - 2 900,52 тыс. посещений, фактическое значение - 3 198,60 тыс. посещений (2014 год - 2 900,40 тыс. посещений);
- "Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 50% (2014 год - 49%);
- "Младенческая смертность (в возрасте до 1 года)" - в 2015 году плановое значение - 5,6 умерших на 1000 родившихся живыми, фактическое значение - 6,0 (2014 год - 5,8). Рост показателя младенческой смертности обусловлен увеличением количества сверхранних преждевременных родов (срок гестации - 22 - 28 недель) на 35% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года;
- "Доля детей 1-й и 2-й группы здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях" - в 2015 году плановое значение - 87,1%, фактическое значение - 88,2% (2014 год - 87,1%);
- "Удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по медицинской реабилитации, от общего числа детей-инвалидов, нуждающихся в медицинской реабилитации" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 87% (2014 год - 86%);
- "Охват полным курсом химиотерапии беременных ВИЧ-инфицированных женщин" - в 2015 году плановое значение - 86,4%, фактическое значение - 87,8% (2014 год - 86,4%);
- "Охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" - в 2015 году плановое значение - 100%, фактическое значение - 100,3% (2014 год - 101,3%);
- "Охват учащихся горячим питанием" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 99% (2014 год - 99%);
- "Число детей и подростков, обученных основам здорового образа жизни в центрах здоровья для детей Тюменской области" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 15 300 человек (2014 год - 15 200 человек);
- "Охват детей и подростков организованными формами отдыха и оздоровления" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 93% (2014 год - 93%);
- "Выраженный оздоровительный эффект" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 96% (2014 год - 96%);
- "Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящиеся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 98,56% (2014 год - 98,51%);
- "Приобретено жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" - в 2015 году запланировано было приобрести 321 квартиру, фактически приобретено 477 квартир (2014 год - 516 квартир);
- "Обеспечено жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше" - в 2015 году планировалось обеспечить 321 человека, фактически обеспечено 539 человек (2014 год - 524 человека);
- "Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных мерами социальной поддержки" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 100% (2014 год - 100%);
- "Доля выпускников интернатных учреждений, продолживших обучение в учреждениях профессионального образования" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 100% (2014 год - 100%);
- "Уровень первичной детской инвалидности (человек на 10 тыс. детского населения)" - в 2015 году плановое значение - 23,8, фактическое значение - 21,8 (2014 год - 22,6);
- "Удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социальной защиты населения, от общего числа детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитации" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 86% (2014 год - 86%);
- "Доля детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих все виды образования, в общем количестве детей данной категории" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 98% (2014 год - 98%);
- "Доля выпускников из числа детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, продолжающих обучение в учреждениях профессионального образования" - плановое и фактическое значения - 99% (2014 год - 99%);
- "Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрасте 14 - 17 лет" - в 2015 году плановое значение - 650 единиц, фактическое значение (с учетом многоэпизодности) - 805 единиц (2014 год - 703 единицы), "Количество несовершеннолетних участников преступлений в возрасте 14 - 17 лет" - в 2015 году плановое значение - 650 единиц, фактическое значение (с учетом многоэпизодности) - 807 единиц (2014 год - 726 единиц). Основными причинами роста преступлений являются упразднение в 2014 году службы школьных инспекторов полиции, осуществляющей мероприятия по профилактике совершения преступлений (правонарушений) несовершеннолетними, повышению правовой грамотности подростков, а также модное течение среди несовершеннолетних по совершению краж из супермаркетов и торговых центров - "шоплифтинг". С учетом проведенного анализа причин роста подростковой преступности и правонарушений утвержден и реализуется областной план мероприятий по снижению преступности несовершеннолетних на 2016 - 2017 годы;
- "Доля молодежи, участвующей в деятельности общественных объединений" - в 2015 году плановое и фактическое значения - 29,8% (2014 год - 29,2%).
Проблемные вопросы при реализации Программы отсутствуют.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 17 марта 2016 г. N 3519 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.