Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской областной Думы
от 21 апреля 2016 г. N 3619
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 21.03.2016)
Закон Тюменской области от 08.07.2003 N 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" (далее также - Закон N 155) регулирует трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения между работником и работодателем, в том числе отношения в области содействия занятости населения и порядок организации и функционирования социального партнерства в Тюменской области.
Целью Закона N 155 является достижение общественного согласия, содействие многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых отношений, согласование социально-экономических интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Основными направлениями деятельности органов исполнительной власти Тюменской области в регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений являются:
- разработка и реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области;
- проведение мониторинга своевременной выплаты заработной платы в организациях области;
- определение системы оплаты и стимулирования труда (условий оплаты труда) работников государственных учреждений Тюменской области;
- взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами, иными общественными организациями по вопросам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- осуществление мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством;
- разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;
- оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг в области содействия занятости населения и другие направления, определенные Законом N 155.
1. Установление основ регулирования отношений в сфере труда в Тюменской области
В целях установления общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Тюменской области заключено Региональное соглашение между Правительством Тюменской области, Тюменским межрегиональным объединением организаций профсоюзов "Тюменский областной совет профессиональных союзов" и Региональным объединением работодателей "Союз работодателей Тюменской области" на 2014 - 2016 годы.
В рамках данного соглашения стороны совместно приняли на себя обязательства по вопросам экономической политики, заработной платы, развития рынка труда и содействия занятости населения, реализации мер социальной поддержки населения, условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности, социального партнерства.
2. Реализация полномочий исполнительных органов государственной власти Тюменской области в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
Частью 2 статьи 3 Закона Тюменской области "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области" установлены следующие полномочия исполнительных органов государственной власти Тюменской области:
- разработка и реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области;
- утверждение и реализация областных целевых программ, в том числе предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
Реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие трудового потенциала граждан, проживающих в Тюменской области, проводилась в рамках:
- долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения Тюменской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.08.2012 N 1684-рп;
- государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" на 2014 - 2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 1850-рп;
- государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 651-п;
- программы Тюменской области по реализации дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в 2013 году, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 24.12.2012 N 2713-рп;
- программы Тюменской области по реализации дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в 2014 году, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 10.02.2014 N 130-рп;
- программы Тюменской области по реализации дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов в 2015 году, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 16.02.2015 N 150-рп;
- программы Тюменской области по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда в 2015 году, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 17.03.2015 N 234-рп (далее - Программы).
Основной целью перечисленных Программ являлось содействие повышению эффективной занятости населения, развитие кадрового потенциала региона, содействие повышению уровня жизни населения.
В течение 2013 - 2015 годов за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости населения области обратилось около 156,3 тыс. человек (в 2013 году - 46,6 тыс. человек, в 2014 году - 50,8 тыс. человек, в 2015 году - 58,9 тыс. человек), признаны безработными 38,6 тыс. человек (в 2013 году - 11,5 тыс. человек, в 2014 году - 12,0 тыс. человек, в 2015 году - 15,1 тыс. человек).
Несмотря на ежегодное увеличение численности граждан, обращающихся за содействием в поиске подходящей работы, численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости, также ежегодно увеличивалась. Так, по итогам 2013 года трудоустроено 36,1 тыс. человек, 2014 года - 40,8 тыс. человек, 2015 года - 45,8 тыс. человек. Всего за период 2013 - 2015 годов в результате реализации программных мероприятий трудоустроено 122,7 тыс. человек.
В общем числе трудоустроенных граждан 36,4 тыс. человек трудоустроено на постоянную работу (в 2013 году - 9,3 тыс. человек, в 2014 году - 11,8 тыс. человек, в 2015 году - 15,3 тыс. человек). Доля граждан, трудоустроенных на постоянную работу, в общем числе граждан, нашедших работу, в 2013 году составила 25,7%, в 2014 году - 28,8%, в 2015 году - 33,3%.
Достижению соответствующего результата способствовала реализация мероприятий активной политики занятости, участие в которых по итогам 2013 - 2015 годов приняли 184,1 тыс. человек, в том числе:
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время - 67 858 человек (в 2013 году - 22 271 человек, в 2014 году - 22 475 человек, в 2015 году - 23 112 человек);
- организация проведения оплачиваемых общественных работ - 8 819 человек (в 2013 году - 2 025 человек, в 2014 году - 3 057 человек, в 2015 году - 3 737 человек);
- организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - 3 332 человека (в 2013 году - 1 118 человек, в 2014 году - 1 106 человек, в 2015 году - 1 108 человек);
- организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, - 50 человек (в 2013 году - 20 человек, в 2014 году - 15 человек, в 2015 году - 15 человек);
- содействие самозанятости безработных граждан - 627 человек (в 2013 году - 174 человека, в 2014 году - 201 человек, в 2015 году - 252 человека), при этом численность граждан, получивших единовременную финансовую помощь на подготовку документов для государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, составила 566 человек (в 2013 году - 146 человек, в 2014 году - 184 человека, в 2015 году - 236 человек), численность безработных граждан, получивших единовременную финансовую помощь при соответствующей государственной регистрации, составила 570 человек (в 2013 году - 157 человек, в 2014 году - 192 человека, в 2015 году - 221 человек);
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости - 52 человека (в 2013 году - 17 человек, в 2014 году - 18 человек, в 2015 году - 17 человек);
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, включая обучение в другой местности, - 6 365 человек (в 2013 году - 1 685 человек, в 2014 году - 1 987 человек, в 2015 году - 2 693 человека);
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования - 94 862 человека (в 2013 году - 31 718 человек, в 2014 году - 32 011 человек, в 2015 году - 31 133 человека);
- психологическая поддержка безработных граждан - 2 804 человека (в 2013 году - 770 человек, в 2014 году - 778 человек, в 2015 году - 1 256 человек);
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда - 5 055 человек (в 2013 году - 1 185 человек, в 2014 году - 1 929 человек, в 2015 году - 1 941 человек).
Кроме того, в 2013 - 2015 годах продолжилась реализация дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, участие в которых приняли 6 598 человек.
Так, организация стажировки выпускников образовательных организаций в целях приобретения ими опыта работы и граждан, ищущих работу, позволила трудоустроить 969 человек (в 2013 году - 277 человек, в 2014 году - 337 человек, в 2015 году - 355 человек); 178 человек трудоустроены на дополнительные рабочие места, созданные юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, фермерами, из числа бывших безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости (в 2013 году - 58 человек, в 2014 году - 66 человек, в 2015 году - 54 человека); посредством участия в мероприятии по содействию трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нашли работу 213 человек (в 2013 году - 67 человек, в 2014 году - 74 человека, в 2015 году - 72 человека).
Общая численность участников мероприятий по содействию трудоустройству многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, составила 327 человек (в 2013 году - 117 человек, в 2014 году - 107 человек, в 2015 году - 103 человека).
Общая численность инвалидов, трудоустроенных при содействии службы занятости, составила 5 606 человек (в 2013 году - 1 647 человек, в 2014 году - 1 947 человек, в 2015 году - 2 012 человек), в том числе 2 871 человек трудоустроен посредством организации дополнительного мероприятия по трудоустройству незанятых инвалидов (в 2013 году - 876 человек, в 2014 году - 1 016 человек, в 2015 году - 979 человек), из них 443 человека - на оборудованные (оснащенные) рабочие места в рамках программы Тюменской области по реализации дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, финансирование которой осуществлялось на условиях софинансирования из федерального бюджета (в 2013 году - 136 человек, в 2014 году - 146 человек, в 2015 году - 161 человек).
В мероприятии по организации опережающего профессионального обучения приняли участие 325 человек (в 2013 году - 58 человек, в 2014 году - 110 человек, в 2015 году - 157 человек).
Прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование 466 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности (в 2013 году - 83 женщины, в 2014 году - 132 женщины, в 2015 году - 251 женщина).
При содействии органов службы занятости населения профессиональное обучение прошел 131 пенсионер (в 2013 году - 8 человек, в 2014 году - 58 человек, в 2015 году - 65 человек).
В связи со складывающейся ситуацией на Украине и прибытием граждан, вынужденно покинувших ее территорию, в Тюменскую область в 2014 году принято решение о реализации еще одного дополнительного мероприятия, направленного на содействие занятости данных граждан, - профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан Украины, вынужденно покинувших территорию Украины и прибывших в Тюменскую область. В течение 2014 - 2015 годов в мероприятии приняли участие 76 человек (в 2014 году - 45 человек, в 2015 году - 31 человек).
В 2015 году в целях предупреждения массовых увольнений работников и сохранения кадрового потенциала организаций реализовывалось дополнительное мероприятие по организации временного трудоустройства работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, и граждан, ищущих работу, численность участников мероприятия составила 1 042 человека, из них 427 работников организаций, находящихся под угрозой увольнения.
При реализации Программ особое внимание уделялось информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, услугах, предоставляемых органами службы занятости, и иным вопросам, связанным с основными направлениями деятельности службы занятости, в том числе посредством издания справочных и информационных материалов, размещения информации в СМИ. В 2013 году подготовлено и размещено 3 329 различных информационных материалов в СМИ, в том числе в печатных изданиях, на радио и телевидении, организовано и проведено 166 ярмарок вакансий и учебных рабочих мест; в 2014 году - 4 268 материалов и 159 ярмарок; в 2015 году - 4 978 материалов и 154 ярмарки.
Информация о плановых и фактических значениях показателей государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года представлена в таблице ниже.
Таблица
N |
Наименование показателя |
Значения составляющих показателя по годам |
|||
2014 год |
2015 год |
||||
фактическое значение за год |
плановое значение на год |
фактическое значение за год |
|||
Подпрограмма 1. "Основные направления развития в области содействия занятости населения и социально-трудовых отношений" | |||||
1 |
Уровень безработицы по методологии МОТ в среднем за год |
5,5 |
5,5 - 6,0 |
6,2 |
|
2 |
Уровень регистрируемой безработицы на конец года |
0,55 |
0,5 - 0,7 |
0,7 |
|
3 |
Коэффициент напряженности на рынке труда |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
|
4 |
Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости |
80,4 |
80,4 |
77,3 |
|
5 |
Удельный вес инвалидов, охваченных различными формами занятости согласно индивидуальной программе реабилитации, от общего числа инвалидов, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости |
72,3 |
72,3 |
74,8 |
|
6 |
Отношение численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, к численности безработных граждан (по методологии МОТ) |
10 |
10,6 |
10,2 |
|
7 |
Удельный вес безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости |
3,2 |
3,2 |
2,8 |
|
8 |
Доля работодателей, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в подборе необходимых работников, от общего числа хозяйствующих субъектов |
11,6 |
11,6 |
15,5 |
|
9 |
Доля несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных на условиях временной занятости, от числа фактически проживающих в области граждан данной категории |
43,4 |
43,4 |
44,5 |
|
10 |
Доля граждан, признанных безработными после завершения профессионального обучения в общем числе завершивших обучение |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
11 |
Охват коллективными договорами работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
70,1 |
70,2 |
70,2 |
|
Подпрограмма 2. "Улучшение условий и охраны труда" | |||||
|
Уровень производственного травматизма: |
||||
12 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом |
20 |
20,0 |
20 (оценка) |
|
13 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более |
393 |
393 |
393 (оценка) |
|
14 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего |
48 |
45,8 |
45,8 (оценка) |
|
15 |
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров |
30 |
29 |
37 |
|
|
Динамика оценки условий труда: |
||||
16 |
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда |
6 462 |
13 500,0 |
14 821,0 |
|
17 |
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест |
8,9 |
24,9 |
28,1 |
|
18 |
Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда |
2 648 |
Не планировалось |
3 631 |
|
|
Условия труда: |
||||
19 |
Общая численность работников, из них: |
580,7 |
557,9 |
561,9 |
|
20 |
численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда |
92,1 |
104,5 |
99,5 (оценка) |
|
21 |
удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников |
16,0 |
18,7 |
17,7 (оценка) |
Значения целевых показателей в 2013 - 2015 годах имели следующую динамику. В 2013 году уровень общей безработицы составил 5,2% при плановом значении 5,7%. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,5% при плановом значении - 0,6%. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,2 человека на 1 вакансию при аналогичном плановом значении.
В 2014 году уровень безработицы в соответствии с методологией МОТ составил 5,5% и, несмотря на превышение значения показателя за 2013 год, остался в плановом диапазоне 5,2% - 5,6%. Уровень регистрируемой безработицы сохранился в пределах планового значения (0,5%) и на 1 января 2015 года составил 0,55%. Коэффициент напряженности на рынке труда, характеризующий соотношение численности незанятых граждан к числу заявленных в органы службы занятости вакансий, на 1 января 2015 года составил 0,2 человека на одну вакансию, сохранившись на плановом уровне.
В 2015 году уровень безработицы по методологии МОТ составил 6,2% при плановом значении 6,0%. Уровень регистрируемой безработицы сохранился в пределах планового значения - 0,7%. Коэффициент напряженности на рынке труда на 1 января 2016 года составил 0,3 человека на одну вакансию.
Основной причиной ухудшения показателей рынка труда является сохранение в течение 2015 года общей экономической напряженности, снижение возможностей для кредитования предприятий и организаций, уменьшение их оборотных средств и другие обстоятельства, негативно отразившиеся на финансово-хозяйственной деятельности организаций, повысившие риски высвобождения работников, перевода их на режимы неполной занятости. В складывающихся условиях в отдельных организациях и на предприятиях региона происходили сокращения выплат работникам, что побуждало их увольняться по собственному желанию.
О данных процессах свидетельствует также рост по сравнению с 2014 годом на 16% числа обращений в службу занятости граждан за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения (2014 год - 50 756 человек, 2015 год - 58 889 человек), в том числе рост доли уволенных по собственному желанию в общем числе обратившихся за содействием в трудоустройстве (2014 год - 42,9%, 2015 год - 57,3%).
Меры по стабилизации ситуации на рынке труда, увеличению охвата безработных граждан программными мероприятиями и услугами органов службы занятости позволили предотвратить больший рост безработицы в регионе и смягчить ее отрицательные последствия, повысить трудовую и профессиональную мобильность населения, способствовали интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности при трудоустройстве.
Проведение мониторинга своевременной выплаты заработной платы в организациях области
Заседания областной межведомственной рабочей группы по работе с убыточными организациями, обеспечению своевременности выплаты заработной платы, уплаты налогов и страховых взносов проводятся регулярно с 2009 года. В ее заседаниях принимают участие представители прокуратуры Тюменской области, Управления Федеральной налоговой службы, Управления Росреестра по Тюменской области, Управления Федеральной службы судебных приставов, Государственной инспекции труда, УМВД России по Тюменской области, главного федерального инспектора по Тюменской области, органов исполнительной власти области. Заслушиваются руководители и собственники организаций, имеющих долги по зарплате, арбитражные управляющие организаций-банкротов, рассматриваются возможности погашения задолженности по заработной плате. После всестороннего обсуждения ситуации по каждой рассматриваемой организации вырабатываются согласованные меры, принимаются решения и даются поручения руководителям организаций и членам рабочей группы. Организация находится в поле контроля до полной ликвидации задолженности по заработной плате.
Для оперативного реагирования на складывающуюся в организации ситуацию дополнительно проводятся рабочие совещания у заместителя Губернатора Тюменской области.
В 2013 - 2015 годах проведено 30 заседаний областной межведомственной рабочей группы, в том числе в 2015 году - 10 заседаний, на которых рассмотрена ситуация в 58 организациях.
В уполномоченном органе исполнительной власти Тюменской области организована работа "горячей линии" по вопросам несвоевременной выплаты заработной платы. Вся поступающая информация направляется для проверки в Государственную инспекцию труда в Тюменской области и в прокуратуру Тюменской области.
Определение системы оплаты и стимулирования труда (условий оплаты труда) работников государственных учреждений Тюменской области
Определение и введение системы оплаты и стимулирования труда работников государственных учреждений Тюменской области регламентировано распоряжением администрации Тюменской области от 06.12.2004 N 1114-рк "О системе оплаты труда в государственных бюджетных, казенных и автономных учреждениях Тюменской области".
Отношения в области оплаты и стимулирования труда подведомственных учреждений регулируются также правовыми актами исполнительных органов государственной власти Тюменской области.
Во исполнение программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, в регионе реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг; создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
В отраслях социальной сферы разработаны и актуализируются планы мероприятий ("дорожные карты"), содержащие целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.
Правительство Тюменской области осуществляет системную работу, направленную на достижение достойной оплаты труда работников бюджетной сферы региона. Рост заработной платы бюджетников носит стабильный характер.
С 2013 года по 2015 год средняя заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 10,5% (на 2,7 тыс. рублей) и в 2015 году составила 28,9 тыс. рублей.
Взаимодействие с работодателями и их объединениями, профессиональными союзами, иными общественными организациями по вопросам трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений
Решение вопросов социально-трудовых отношений строится на основе конструктивного диалога Правительства Тюменской области с объединениями профсоюзов и работодателей в рамках реализации Регионального трехстороннего соглашения на 2014 - 2016 годы.
Различные аспекты социально-трудовых отношений стороны социального партнерства совместно обсуждают в ходе работы областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников и областной межведомственной комиссии по охране труда.
Основные вопросы социально-экономического развития региона рассматриваются на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - областная трехсторонняя комиссия). В числе рассмотренных в 2015 году вопросов следующие:
- итоги выполнения Регионального трехстороннего соглашения;
- итоги социально-экономического развития Тюменской области;
- итоги поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы;
- информации об уровне заработной платы иностранных работников и о количестве полученных иностранными гражданами патентов на осуществление трудовой деятельности в Тюменской области;
- реализация комплекса мер, направленных на совмещение женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
В целях содействия повышению уровня жизни населения региона сторонами социального партнерства Тюменской области принимаются меры по поэтапному повышению минимального размера оплаты труда. В 2013 - 2015 годах шесть раз вносились изменения в Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области. С 1 января 2016 года размер минимальной заработной платы для работников бюджетной сферы составляет 7 700 рублей, для работников реального сектора экономики - 9 300 рублей.
С участием объединений профсоюзов и работодателей ежегодно проводится региональный этап Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности". Итоги регионального этапа конкурса подводятся на заседании областной трехсторонней комиссии. За 2013 - 2014 годы шесть организаций Тюменской области стали победителями и призерами на федеральном уровне.
Осуществление функций государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров в Тюменской области
В соответствии со статьей 407 Трудового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области осуществляет функции государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров в Тюменской области.
В целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги распоряжением Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 08.07.2011 N 02-рд утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров в Тюменской области.
Информация о государственной услуге размещена на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и региональном портале государственных и муниципальных услуг, на котором в том числе обеспечена возможность для заявителей представлять документы в электронном виде.
На заседании областной трехсторонней комиссии утвержден список трудовых арбитров Тюменской области, в который вошли представители органов государственной власти, профсоюзов и работодателей. Основной задачей трудовых арбитров является участие в примирительных процедурах и содействие урегулированию коллективных трудовых споров.
С 2006 года по настоящее время коллективных трудовых споров, забастовок в регионе не зарегистрировано.
Осуществление уведомительной регистрации региональных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров
Продолжается развитие коллективно-договорного процесса в Тюменской области.
За 2013 - 2015 годы количество соглашений на территории Тюменской области возросло на 12 единиц и на 1 января 2016 года составило 52 соглашения: 2 региональных, 31 отраслевое (в том числе 17 региональных, 14 территориальных), 17 территориальных (трехсторонних), 2 территориальных межотраслевых соглашения.
По состоянию на 1 января 2016 года в 1 728 организациях Тюменской области действуют коллективные договоры, прошедшие уведомительную регистрацию.
Охват работников коллективными договорами в организациях (без субъектов малого предпринимательства) на 1 января 2016 года составил 70,2% (233,5 тыс. человек).
В 2013 - 2015 годах функции по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений осуществлялись уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, а также органами местного самоуправления. За указанный период уведомительную регистрацию прошли более 2,7 тыс. коллективных договоров и соглашений.
С 2016 года полномочие по регистрации коллективных договоров и соглашений осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области.
В целях сокращения издержек работодателей при направлении коллективного договора, соглашения на уведомительную регистрацию утверждено Положение о порядке проведения уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в Тюменской области в новой редакции (постановление Правительства Тюменской области от 03.02.2016 N 36-п "О внесении изменений в постановление от 28.10.2003 N 352"). Согласно вышеуказанному постановлению специалисты ГАУ ТО "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Тюменской области" производят прием установленного перечня документов для дальнейшего направления в электронном виде в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области.
Осуществление функций по организации альтернативной гражданской службы в Тюменской области, определенных федеральным законом
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" в организации альтернативной гражданской службы участвуют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы (далее - АГС).
По состоянию на конец 2015 года АГС в Тюменской области проходило 6 граждан (5 человек в учреждениях здравоохранения, 1 человек в органах социальной защиты населения). В 2015 году было уволено с АГС 2 человека по истечению срока службы, прибыло для прохождения АГС 3 человека: 2 человека в ходе весенней призывной кампании и 1 человек в ходе осенней призывной кампании 2015 года. По состоянию на конец 2014 года на территории Тюменской области АГС проходили 5 граждан, все в организациях, подведомственных уполномоченному органу исполнительной власти Тюменской области в сфере здравоохранения. По состоянию на конец 2013 года на территории Тюменской области АГС проходили 9 граждан.
Корректировка мероприятий областных программ исходя из объема финансирования, предусмотренного на областные программы законом Тюменской области об областном бюджете на очередной финансовый год
В соответствии с порядком и основаниями, установленными Порядком разработки и реализации государственных программ Тюменской области, утвержденным распоряжением Правительства Тюменской области от 01.06.2009 N 700-рп, и Порядком формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 28.07.2014 N 405-п, в течение 2013 - 2015 годов в Программы вносились корректировки в части изменения объемов финансирования, включения дополнительных мероприятий, изменения плановой численности участников отдельных мероприятий и уточнения плановых значений показателей исходя из достигнутых результатов их реализации.
Осуществление мероприятий в области охраны труда, предусмотренных трудовым законодательством
Реализация мероприятий в области охраны труда в Тюменской области осуществляется в рамках программ улучшения условий и охраны труда. В 2014 году завершилось выполнение программы Тюменской области "Улучшение условий и охраны труда" на период 2012 - 2014 годов, уровень эффективности которой составил 121% за счет сокращения численности погибших на производстве, дней нетрудоспособности у пострадавших на производстве, компенсационных выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
В 2015 году принята подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года.
В 15 муниципальных образованиях приняты программы по улучшению условий и охраны труда с финансовым обеспечением более 40 млн. рублей.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы охраны труда в 2015 году приняты 5 нормативных правовых актов Тюменской области.
Координацию деятельности всех участников государственного управления охраной труда в Тюменской области осуществляют областная и 25 муниципальных межведомственных комиссий по охране труда. В 2015 году проведено 106 заседаний, на которых рассмотрен комплекс вопросов по охране труда, проанализированы причины несчастных случаев на производстве, выработаны и рекомендованы для практической реализации меры по повышению эффективности профилактической работы.
Для оценки, анализа и прогноза состояния условий и охраны труда в Тюменской области организовано проведение мониторинга. Мониторинг осуществляется во взаимодействии с органами местного самоуправления, государственными органами контроля и надзора, аккредитованными организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда, организациями области.
Формирование межведомственной базы данных состояния условий и охраны труда в Тюменской области осуществляется на базе программного обеспечения "Мониторинг условий и охраны труда" по 20 показателям в разрезе видов экономической деятельности, территорий, в динамике за предыдущие 5 лет.
Результаты мониторинга ежеквартально направляются во все муниципальные образования области для разработки и принятия мер, направленных на улучшение ситуации в сфере охраны труда.
В 2015 году значительно увеличилось количество рабочих мест, на которых проведена оценка условий труда, включая аттестацию рабочих мест. По итогам 2015 года в сравнении с аналогичным показателем 2011 года этот показатель увеличился более чем в 2,4 раза и составил более 250 тыс. рабочих мест, или 55% от рабочих мест, подлежащих оценке.
В целях непрерывной подготовки по вопросам охраны труда в Тюменской области функционирует более 40 специализированных организаций, аккредитованных в установленном порядке.
По итогам 2015 года по вопросам охраны труда обучено на 12% больше, чем в 2014 году. Общая численность обученных за период 2013 - 2015 годов составила 45,8 тыс. человек.
Для внедрения эффективных способов обучения используются программы модульного и дистанционного обучения, по которым обучено более 1 500 человек.
Для улучшения условий труда работающих, установления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда осуществляется государственная экспертиза условий труда. В 2015 году в целях реализации приказа Минтруда России от 12.08.2014 N 549н внедрен новый порядок проведения государственной экспертизы условий труда. Всего за 2015 год проведены 91 экспертиза фактических условий труда работников и одна экспертиза качества проведения специальной оценки условий труда.
Для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, организовано проведение обязательных периодических медицинских осмотров, за 2015 год медицинские осмотры прошли все работники, подлежащие медицинским осмотрам, - 143, 2 тыс. человек.
В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости проводится постоянная работа по информационному обеспечению и пропаганде охраны труда.
В апреле 2015 года проведен традиционный ежегодный месячник охраны труда, посвященный Всемирному дню охраны труда, в рамках которого реализовано 250 информационных, пропагандистских и практических мероприятий, в которых приняли участие более 7 500 работников из 2 тыс. организаций.
По итогам Всероссийского конкурса на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда "Успех и безопасность" от Тюменской области приняли участие 855 организаций и все муниципальные образования. Серебряным призером в своей номинации стало ООО "Тобольск-Нефтехим". За большую работу по организации и проведению Всероссийского конкурса и высокий результат по привлечению общественного внимания к важности решения вопросов обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения отмечен дипломом конкурса.
В сентябре 2015 года в Тюменской области проведена научно-практическая конференция "Совершенствование законодательства по охране труда - переход от доктрины абсолютной безопасности к оценке приемлемого риска и стимулирование работодателей к улучшению условий труда на рабочих местах". В работе конференции приняли участие более 230 человек, представители организаций всех видов экономической деятельности.
Для повышения правовой грамотности руководителей и специалистов в области проводятся бесплатные обучающие семинары по вопросам охраны труда. В рамках частно-государственного партнерства организована акция - 9 бесплатных семинаров-совещаний, круглых столов для работодателей по вопросам изменения законодательства с участием свыше 1 200 человек.
Для представителей средств массовой информации проведена пресс-конференция "Актуальные вопросы специальной оценки условий труда".
На официальном портале органов государственной власти Тюменской области, официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области созданы разделы "Охрана труда", сформирована электронная библиотека по охране труда, открыта рубрика "Внедрение передового опыта", опубликованы учебные материалы в форме серии видеороликов по охране труда. Актуальная информация по вопросам охраны труда публикуется на страницах уполномоченного органа исполнительной власти области в социальных сетях. В средствах массовой информации в течение года даны радио- и телевизионные интервью, опубликовано более 50 информационных материалов.
Организована работа 26 консультационных пунктов по вопросам охраны труда во всех муниципальных образованиях, за 2015 год предоставлено 12 000 консультаций.
В результате реализации мероприятий в области охраны труда в Тюменской области сохраняется устойчивая тенденция к снижению производственного травматизма. В 2015 году на производстве пострадало 467 человек, что на 101 человека (18%) меньше, чем в 2014 году.
Осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях
Ведомственный контроль осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения проверок при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, исполнительными органами государственной власти Тюменской области в подведомственных им организациях, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 22.10.2012 N 433-п. В целях осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в сфере труда и занятости населения в 2015 году проведено 9 проверок центров занятости населения, являющихся государственными автономными учреждениями Тюменской области (далее - Центры занятости населения). По результатам проведенных проверок составлено 9 актов. В 2014 году проведено 9 проверок с составлением 9 актов, в 2013 году - 4 проверки с составлением 4 актов.
Обобщение практики применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в Тюменской области
По результатам обобщения практики применения нормативных правовых актов Тюменской области Центры занятости населения направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области предложения по совершенствованию законодательства о занятости населения в Тюменской области. С учетом поступивших предложений уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области разрабатываются проекты о внесении соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты. В данной связи уполномоченным органом исполнительной власти области было инициировано внесение изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядки реализации дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения, порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (2015 год - 6 нормативных правовых актов, 2014 год - 6 нормативных правовых актов, 2013 год - 5 нормативных правовых актов).
Кроме этого, по результатам анализа практики правоприменения уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в Министерство экономического развития Российской Федерации направлялись предложения по совершенствованию федерального законодательства.
Проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда Тюменской области
В соответствии с Положением об организации мониторинга состояния и разработке прогнозных оценок рынка труда Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 06.03.2006 N 46-п, в рамках осуществления полномочий по проведению мониторинга состояния и разработке прогнозных оценок рынка труда Тюменской области ежегодно организуется работа по изучению перспективного развития рынка труда Тюменской области. Обследуется более 4000 организаций государственной, муниципальной и частной форм собственности, формируются сведения более чем о 130 тыс. работников, определяются показатели перспективной потребности экономики Тюменской области в кадрах на пятилетний прогнозируемый период, в том числе в разрезе муниципальных образований, основных видов экономической деятельности, профессий (специальностей). Отчет по итогам мониторинга за 2013 - 2014 годы размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области (http://trud.admtyumen.ru/zan_to/Work_sphere/monitoring/itogi.htm).
Осуществление надзора и контроля:
- за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;
- регистрацией инвалидов в качестве безработных;
- обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан
В целях исполнения полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в 2015 году проведена 31 плановая проверка по соблюдению работодателями Тюменской области законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. По результатам проведенных проверок составлен 31 акт проверки, выдано 21 предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов. По результатам проведенных проверок 16 работодателей возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.42 и статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
- в отношении 7 должностных лиц работодателя по части 1 статьи 5.42 КоАП РФ;
- в отношении 15 работодателей по статье 19.7 КоАП РФ.
При проведении проверок в 10 организациях нарушений законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов не выявлено.
В 2014 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проведено 36 плановых проверок по соблюдению работодателями Тюменской области законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов, составлено 36 актов проверок, выдано 15 предписаний об устранении допущенного нарушения законодательства в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов. По результатам проверок 8 работодателей возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.42 и статьей 19.7 КоАП РФ:
- в отношении 3 должностных лиц работодателя по части 1 статьи 5.42 КоАП РФ;
- в отношении 7 работодателей по статье 19.7 КоАП РФ.
При проверке 20 работодателей нарушений законодательства не установлено.
В 2013 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области проведено 23 плановых проверки по соблюдению работодателями Тюменской области законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, составлено 23 акта проверок, выдано 9 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства в указанной сфере.
В связи с тем, что до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" у уполномоченного органа исполнительной власти области отсутствовали полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.42 и 19.7 КоАП РФ, материалы в отношении 2 работодателей были направлены в прокуратуру Тюменской области для возбуждения дел об административных правонарушениях. После вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в отношении 2 работодателей возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ. При проверке 14 работодателей нарушений законодательства не установлено.
В целях исполнения государственной функции по осуществлению надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных уполномоченным органом исполнительной власти области в 2015 году проведено 11 проверок Центров занятости населения, по результатам которых составлено 11 актов проверок и изданы 10 приказов об устранении нарушений при осуществлении регистрации инвалидов в качестве безработных (в 2014 году - 9 проверок, 9 актов, 9 приказов об устранении нарушений, в 2013 году - 9 проверок, 9 актов, приказы не составлялись).
В целях исполнения государственной функции по осуществлению надзора и контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в 2015 году проведено 12 проверок Центров занятости населения. По результатам проведенных проверок составлено 12 актов проверок, издано 11 приказов об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению государственных гарантий в области занятости населения (в 2014 году - 13 проверок, 13 актов, 11 приказов об устранении нарушений; в 2013 году - 11 проверок, 11 актов, 8 предписаний (приказы не составлялись).
Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан
Осложнение социально-экономической ситуации в регионе в период 2014 - 2015 годов стало одной из причин роста обращаемости граждан в органы службы занятости. Увеличение числа обращающихся привело в свою очередь к росту числа зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных (на 01.01.2014 - 3 766 человек, на 01.01.2015 - 3 865 человек, на 01.01.2016 - 4 950 человек), одновременно произошло снижение спроса на рабочую силу у работодателей региона (со 153 304 вакансий, заявленных в течение 2013 года, до 102 991 вакансии - в течение 2015 года). Совокупность таких факторов, как увеличение числа обратившихся в органы службы занятости граждан и снижение числа заявленных работодателями вакансий, привела к росту ряда основных показателей рынка труда: уровня безработицы по методологии Международной организации труда (в 2013 году - 5,2%, в 2014 году - 5,5%, в 2015 году - 6,2%), уровня регистрируемой безработицы (в 2013 году - 0,5%, в 2014 году - 0,55%, в 2015 году - 0,7%) и коэффициента напряженности на рынке труда (в 2013 году - 0,2 человека на 1 заявленную вакансию; в 2014 году - 0,2 человека на 1 вакансию, в 2015 году - 0,3 человека на 1 вакансию).
Вместе с тем меры по стабилизации ситуации на рынке труда, увеличению охвата безработных граждан программными мероприятиями и услугами органов службы занятости, принятые в рамках региональных программ, позволили не только сдержать рост безработицы в регионе и смягчить ее отрицательные последствия, но и повысить уровень социальной адаптации населения к рыночным условиям, трудовую и профессиональную мобильность населения, способствовали интеграции в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью и испытывающих трудности при трудоустройстве.
Оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
Центры занятости населения, координацию, регулирование и контроль деятельности которых осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области, оказывают следующие государственные услуги на территории соответствующих муниципальных образований Тюменской области:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 29.12.2012 N 51-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников");
- информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 31.07.2012 N 18-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в Тюменской области");
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 18.07.2012 N 06-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест");
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 30.07.2012 N 14-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения");
- психологическая поддержка безработных граждан (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 30.07.2012 N 16-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан");
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 30.07.2012 N 15-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности");
- организация проведения оплачиваемых общественных работ (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 18.07.2012 N 08-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ");
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 26.07.2012 N 09-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые");
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 30.07.2012 N 17-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда");
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 26.07.2012 N 11-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации");
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (распоряжение Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 26.07.2012 N 10-рд "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости").
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 N 696-р утвержден перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. Оказывается содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в данный перечень. Службой занятости населения Тюменской области проводится работа по содействию в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации:
- выгружаются сведения о вакансиях, заявленных работодателями Тюменской области (в том числе с предоставлением жилья), в информационно-аналитическую систему "Общероссийская база вакансий "Работа в России" для организации доступа к данным сведениям всех граждан Российской Федерации;
- проводятся межрегиональные ярмарки вакансий, в том числе онлайн-ярмарки с использованием Skype;
- реализуются совместные планы мероприятий с работодателями, привлекающими на постоянной основе иностранную рабочую силу;
- работодателям предоставляется информация о жителях Тюменской области и других регионов Российской Федерации, обратившихся в органы службы занятости и изъявивших желание работать по профессиям, востребованным работодателями, привлекающими иностранных работников;
- осуществляется взаимодействие с субъектами Российской Федерации в рамках сотрудничества в области содействия в трудоустройстве гражданам на других территориях Российской Федерации, в том числе на рабочие места, предполагаемые для замещения иностранными работниками.
Организация и проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда)
В 2015 году в целях повышения эффективности мероприятий по распределению безработных граждан на группы в зависимости от их мотивации к труду и профессионального потенциала уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основе анализа лучших практик, реализуемых в субъектах Российской Федерации, разработана и утверждена технология профилирования безработных граждан. Результатом профилирования является разработка индивидуального плана трудоустройства и последующая его реализация исходя из отнесения гражданина к одной из 4 профильных групп. Определение профильной группы осуществляется работником службы занятости населения посредством экспертной оценки и анкетирования безработного гражданина на предмет выявления профессионального потенциала и уровня его мотивации к активному поиску работы.
Анализ мероприятий по профилированию показал, что в составе безработных граждан преобладают лица с низким профессиональным потенциалом и мотивацией к труду, а также граждане, готовые приступить к работе, но не имеющие необходимых профессиональных навыков, опыта работы и образования для скорейшего решения вопроса трудоустройства. Наиболее эффективными мерами по содействию занятости указанных категорий граждан является трудоустройство в рамках мероприятий активной политики занятости и дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, а также профессиональное обучение безработных граждан.
Указанным категориям граждан предоставляется целый комплекс государственных услуг, способствующих сокращению периода поиска работы, включая профессиональную ориентацию, социальную адаптацию на рынке труда и психологическую поддержку, содействие трудоустройству на созданные дополнительные рабочие места.
Применение дифференцированного подхода в зависимости от отношения гражданина к той или иной профильной группе способствовало сокращению доли граждан, длительное время (более года) состоящих на учете в качестве безработных, с 3,2% в 2014 году до 2,8% в 2015 году.
Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан
В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 26.03.2012 N 360-рп "Об утверждении положения о порядке определения перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан" ежегодно приказом уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области утверждается перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан.
Приказом Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 15.01.2013 N 002 утвержден перечень приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в 2013 году. Перечень приоритетных профессий для профессионального обучения безработных граждан на 2014 год утвержден приказом Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 15.01.2014 N 007, на 2015 год - приказом Департамента труда и занятости населения Тюменской области от 15.01.2015 N 003.
Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения в Тюменской области
В соответствии с Порядком ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 08.11.2010 N 972н, государственные учреждения службы занятости населения ежемесячно передают в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, сведения о получателях государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) (далее - сегменты регистров получателей).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения проводят сверку сведений, содержащихся в сегментах регистров получателей, с основными показателями государственной статистической отчетности, отражающими количество учетных записей в регистрах получателей и объем оказанных услуг; при выявлении расхождений осуществляют проверку, необходимую корректировку (вносят изменения и осуществляют пересылку в электронном виде сегментов получателей) и проводят повторную сверку сведений; формируют сводный сегмент регистров получателей субъекта Российской Федерации и ежемесячно передают их в Роструд.
В рамках реализуемого полномочия уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области организована работа по контролю полноты и качества формирования регистров получателей услуг, сверке данных регистров с данными статистической отчетности, контролю порядка предоставления государственных услуг и соблюдения требований Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Контроль осуществляется ежемесячно посредством автоматизированной информационной системы "Регистры получателей услуг".
Количество нарушений, выявленных уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области и устраненных в результате контрольных мероприятий, сократилось с 15 нарушений на тысячу безработных граждан в 2013 году до 4 нарушений на тысячу безработных в 2015 году.
Формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Тюменской области, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения
Формирование средств на финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения осуществляется в соответствии с государственным заданием в разрезе мероприятий для каждого центра занятости населения исходя из количества безработных граждан, числа несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования с учетом нормативов затрат по Тюменской области на 1 получателя услуг.
Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета путем предоставления субсидии. Финансирование социальных выплат осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенции на основании заявки уполномоченного органа исполнительной власти области в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).
Принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан
В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении Центрами занятости населения деятельности по обеспечению государственных гарантий в области содействия занятости населения, а также регистрации инвалидов в качестве безработных уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области издаются и направляются в адрес Центров занятости населения приказы об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Информацию об устранении выявленных нарушений в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области представили все Центры занятости населения.
Определение порядка, условия предоставления и размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации
Порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации определены постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2012 N 126-п "Об утверждении Положения о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации".
Определение размера финансовой поддержки, порядка и условий ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
Порядок, условия и размер финансовой поддержки безработным гражданам Тюменской области при переезде (переселении) в другой населенный пункт Тюменской области по направлению центра занятости населения в Тюменской области определены постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 496-п "О размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения".
Определение порядка и условий направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования
Порядок и условия направления органами службы занятости вышеуказанных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 513-п "О порядке и условиях направления отдельных категорий граждан для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования".
Определение порядка предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность, а также размеров указанной финансовой поддержки
Порядок предоставления финансовой поддержки вышеуказанным категориям граждан утвержден постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 N 497-п "О порядке и размерах предоставления финансовой поддержки безработным гражданам и женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в другую местность".
Осуществление переданных Российской Федерацией полномочий
Уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в рамках переданного для исполнения на региональный уровень полномочия Российской Федерацией по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, осуществляются социальные выплаты в виде пособий по безработице; стипендий гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости; возмещения затрат Пенсионному фонду РФ за выплаченные пенсии, назначенные безработным гражданам досрочно; материальной помощи. В 2013 году социальные выплаты осуществлены около 15 тыс. граждан, в 2014 году - 17,1 тыс. человек, в 2015 году - 18,2 тыс. человек.
Определение порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости
Порядок проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости определен постановлением Правительства Тюменской области от 28.09.2015 N 456-п "Об определении порядка проведения специальных мероприятий, способствующих конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Тюменской области".
В соответствии с положениями части 2.1 статьи 3 Закона N 155 исполнительные органы государственной власти Тюменской области вправе:
- организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
За период 2013 - 2015 годов организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 466 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (2013 год - 83 чел., 2014 год - 132 чел., 2015 год - 251 чел.), 131 незанятых пенсионеров (2013 год - 8 чел., 2014 год - 58 чел., 2015 год - 65 чел.);
- осуществлять разработку прогноза баланса трудовых ресурсов Тюменской области.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 06.03.2006 N 46-п "Об организации мониторинга рынка труда Тюменской области" уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области ежегодно разрабатывается прогноз баланса трудовых ресурсов. Данный прогноз согласовывается со всеми заинтересованными органами исполнительной власти. Разработанный с 2013 по 2015 год прогноз баланса трудовых ресурсов размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти области (http://trud.admtyumen.ru/zan_to/Work_sphere/monitoring/Forecast_balance. htm);
- разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
Общая численность участников мероприятий по содействию трудоустройству многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, составила 327 человек (в 2013 году - 117 человек, в 2014 году - 107 человек, в 2015 году - 103 человека);
- разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.
Тюменская область в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, не входит.
Работодатели, реализующие инвестиционные проекты на территории Тюменской области, за финансовой поддержкой, предоставляемой в целях привлечения для трудоустройства граждан из других субъектов Российской Федерации, не обращались. Обеспечение работодателей трудовыми ресурсами осуществляется за счет региональных трудовых ресурсов, а также за счет собственных средств работодателей.
В связи с этим разработка региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов на текущий момент не требуется.
3. Обеспечение реализации регионального соглашения Тюменской области
Реализация Регионального трехстороннего соглашения осуществляется совместно сторонами социального партнерства в пределах взятых на себя обязательств.
Контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства два раза в год.
Итоги реализации соглашения ежегодно заслушиваются на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно решениям комиссии от 19.03.2014 и 31.03.2015 стороны соглашения отметили, что по итогам 2013 - 2014 годов выполнили обязательства, предусмотренные Региональным соглашением.
4. Финансовая обеспеченность реализации закона
Финансовая обеспеченность реализации мероприятий Закона N 155 осуществлялась:
- в 2013 году в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития в области содействия занятости населения" на 2013 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.08.2012 N 1684-рп.
Объем финансирования программы, утвержденный Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", составил 595 820,7 тыс. рублей. Уточненный объем финансирования - 597 955,7 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 419 671,0 тыс. рублей,
- субвенции и субсидии федерального бюджета - 178 284,7 тыс. рублей.
Общий объем израсходованных средств за 2013 год составил 572 589,6 тыс. рублей, в том числе расходы областного бюджета - 410 683,4 тыс. рублей, субвенции и субсидии федерального бюджета - 161 906,2 тыс. рублей;
- в 2014 году в рамках государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" на 2014 - 2016 годы, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 1850-рп.
Объем финансирования программы, утвержденный Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" составил 621 920,8 тыс. рублей. Уточненный объем финансирования - 624 650,8 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 449 450,9 тыс. рублей,
- субвенции и субсидии федерального бюджета - 175 199,9 тыс. рублей.
Общий объем фактически израсходованных средств за 2014 год составил 613 241,0 тыс. рублей, в том числе расходы областного бюджета - 439 389,1 тыс. рублей, субвенции и субсидии федерального бюджета - 173 851,9 тыс. рублей;
- в 2015 году в рамках государственной программы Тюменской области "Основные направления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 651-п.
Объем финансирования программы, утвержденный Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", составил 762 231,7 тыс. рублей. Уточненный объем финансирования - 785 746,2 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 550 970,2 тыс. рублей,
- субвенции и субсидии федерального бюджета - 234 776,0 тыс. рублей.
Общий объем фактически израсходованных средств за 2015 год составил 719 823 тыс. рублей, в том числе расходы областного бюджета - 486 454 тыс. рублей, субвенции и субсидии федерального бюджета - 233 369 тыс. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 апреля 2016 г. N 3619 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.