Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тюменской
областной Думы
от 21 апреля 2016 г. N 3626
Рекомендации
"круглого стола" по теме: "Состояние продовольственного рынка и обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами"
Участники "круглого стола", обсудив информации Правительства Тюменской области, управлений Роспотребнадзора по Тюменской области, Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, некоммерческого партнерства "Ассоциация предприятий розничной торговли ТО", Ассоциации гостеприимства Тюменской области, органов местного самоуправления Тюменской области по теме: "Состояние продовольственного рынка и обеспечение населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами", отмечают следующее.
Устойчивое развитие производства продовольствия и сельскохозяйственного сырья, создание условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами и услугами осуществляется в рамках реализации следующих программ:
- государственная программа Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 22 декабря 2014 года N 669-п);
- региональная программа продовольственной безопасности Тюменской области на 2011 - 2020 годы (распоряжение Правительства Тюменской области от 12.12.2011 N 2320-рп).
Утвержденный объем бюджетных ассигнований на реализацию программы "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" до 2020 года в 2015 году составил 48 591,30 тыс. рублей. Фактический объем исполнения указанной программы за 2015 год составил 46 878,42 тыс. рублей (96,47% от планового объема финансирования).
В рамках реализации государственной программы Тюменской области "Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей" до 2020 года (далее - Программа) уполномоченными органами исполнительной власти Тюменской области решаются такие задачи, как повышение экономической и территориальной доступности товаров и услуг для населения Тюменской области; содействие развитию инновационной и инвестиционной деятельности в сфере потребительского рынка; создание условий для продвижения продукции тюменских товаропроизводителей на региональном и внерегиональном уровне; создание условий для повышения качества реализуемых товаров (оказываемых услуг) и защиты прав потребителей; развитие системы подготовки профессиональных кадров и укрепление кадрового потенциала в сфере потребительского рынка.
Достижение цели Программы характеризуется следующими показателями:
- "Темп роста оборота розничной торговли" - в 2015 году плановое значение показателя составляло 101% к аналогичному показателю предыдущего года в сопоставимых ценах, фактическое значение составило 91,3%; фактическое значение показателя в 2014 году - 101,6%;
- "Оборот розничной торговли в расчете на душу населения" - в 2015 году плановое значение показателя составляло 233,8 тыс. рублей, фактическое - 230,1 тыс. рублей; фактическое значение показателя в 2014 году - 217,7%.
Невыполнение показателей, характеризующих достижение цели Программы, объясняется сложившейся экономической ситуацией в 2015 году и вследствие этого - снижением покупательского спроса.
В областном бюджете в 2015 году были предусмотрены субвенции органам местного самоуправления в сумме 13,412 млн. рублей для возмещения части затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих доставку товаров первой необходимости и оказывающих социально значимые виды бытовых услуг в труднодоступных населенных пунктах.
Организациями и индивидуальными предпринимателями в 2015 году доставлено около 3 980 тонн товаров первой необходимости в 296 труднодоступных населённых пунктов области.
По данным органов местного самоуправления, в 2015 году в Тюменской области функционировало более 17 130 объектов потребительского рынка, в том числе:
- 9 600 объектов розничной торговли,
- 580 объектов оптовой торговли,
- 2 450 предприятий общественного питания,
- 12 розничных рынков.
По состоянию на 01.01.2016 на розничных рынках области, на которых реализуются продукты питания, организовано 1 668 торговых мест, в том числе 251 место (14,7% от общего количества) определено для сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством.
В 2015 году для стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров в г. Тюмени организованы ярмарки "выходного дня" по реализации социально значимых и других продовольственных товаров по ценам ниже рыночных. На ярмарках была представлена продукция товаропроизводителей области. В муниципальных образованиях области в 2015 году были проведены 542 сельскохозяйственные и продовольственные ярмарки.
На территории Тюменской области по инициативе Совета муниципальных образований Тюменской области действует торговая электронная площадка ОБЛАСТНАЯ ФЕРМА.РФ. Данный проект способствует укреплению прямых хозяйственных связей, развитию сельскохозяйственной кооперации, потребительского рынка, обеспечению условий для непосредственного взаимодействия производителя и конечного потребителя.
По обеспеченности населения области торговыми площадями Тюменская область занимает 8-е место среди субъектов Российской Федерации. Во всех муниципальных образованиях области, кроме Тюменского, Тобольского, Ялуторовского муниципальных районов, фактическая обеспеченность населения площадью торговых объектов выше норматива.
Согласно статистическим данным оборот розничной торговли торгующих организаций в Тюменской области (без автономных округов) в 2015 году составил:
- в розничной торговле - 326 642,1 млн. рублей, или 92,2% к соответствующему показателю прошлого года;
- на розничных рынках и ярмарках - 8 244,0 млн. рублей, или 67,2% к соответствующему показателю прошлого года;
- в розничной торговле организаций, относящихся к торговым сетям, - 80 348,8 млн. рублей, или 100,5% к соответствующему показателю прошлого года;
- оборот в сфере общественного питания - 21 073,0, или 99,5% к соответствующему показателю прошлого года.
Несмотря на то что в рейтинге регионов Уральского федерального округа по отдельным социально-экономическим показателям за 2015 год по реально располагаемым денежным доходам Тюменская область (без автономных округов) занимает 1-е место*(1), покупательский спрос на продовольственные товары снизился - продажа продовольственных товаров в организациях розничной торговли в Тюменской области в 2015 году составила по различным группам продовольствия в среднем от 79,7 до 94,2% к соответствующим показателям прошлого года*(2).
По данным Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области", начиная с 2005 года удельный вес проб продовольственного сырья и пищевых продуктов, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям, снижался и составил в 2015 году - 0,25% (2014 год - 0,2%, 2013 год - 0,8%).
В 2015 году по г. Тюмени было исследовано 210 проб продовольственных товаров, из них 42 пробы (20%) не соответствовали требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим и физико-химическим показателям, из них 26 образцов продукции (62%), произведенной и завезенной из других регионов.
Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб по физико-химическим показателям отмечен в группах:
- "молоко и молочные продукты" - 2,4% (2014 год - 0,2%);
- "мукомольно-крупяные, хлебобулочные изделия" - 1,3% (2014 год - 0%).
Из 394 проб, не соответствующих гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, 53 пробы (13,5%) приходится на продукцию, которая изготовлена и ввезена из других регионов Российской Федерации.
Отмечена положительная динамика в потреблении основных продуктов питания населением Тюменской области по ряду моментов: снижение потребления хлеба и хлебных продуктов: с 114,4 кг до 99,9 кг при норме 95 - 105 кг, яиц с 217,0 шт. до 235,0 шт. при норме 260 шт. Высоко потребление мяса и мясопродуктов: 89,0 кг при норме 70 - 75 кг, рыбы и рыбопродуктов 25,9 кг при норме 18 - 22 кг. В то же время снизилось потребление молока и молочных продуктов населением: с 288,1 кг до 282,8 кг при норме 320 - 340 кг.
Остается высоким потребление населением сахара: 35,1 кг при норме 24 - 28 кг, что может стать причиной нарушения обмена веществ и ожирения, в первую очередь у таких возрастных групп, как подростки и дети.
В связи с резким повышением цен на фрукты потребление остается ниже рекомендуемых норм: 85,9 кг при норме 90 - 100 кг.
Таким образом, в Тюменской области продолжают действовать негативные факторы питания, ведущие к возникновению заболеваний у населения.
Стоимость основных продуктов питания в Российской Федерации в 2015 году значительно повысилась. В связи с ростом цен на продовольствие, отставанием от них роста душевых доходов населения снижается покупательная способность, сохраняется значительный разрыв между различными социальными группами населения по экономической доступности продуктов питания.
Другими аспектами потребительского рынка Тюменской области, требующими дополнительного внимания со стороны органов власти, являются следующие.
По информации УФАС по Тюменской области, со стороны предприятий молокопереработки, занимающих доминирующее положение на потребительском рынке области, имеют место случаи создания дискриминационных условий для поставщиков молока в виде установления различных закупочных цен на одинаковый сорт молока, что квалифицировано УФАС как нарушение п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции". В выданном УФАС предписании нарушитель должен разработать и утвердить порядок формирования закупочных цен на недискриминационных условиях путем установления единой базовой цены за 1 кг сырого молока и поправочных коэффициентов, которые объективно влияют на цену закупки молока. Порядок формирования закупочных цен должен быть понятным для поставщиков и отвечать критерию прозрачности ценообразования. Предписание содержит требование о размещении разработанного порядка на сайте предприятия-нарушителя.
Кроме того, предприятию-нарушителю предписано внести изменения в типовой договор поставки молока с учетом исполнения указанных требований предписания.
По информации некоммерческого партнерства "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области", до сегодняшнего времени в регионе недостаточно местных производителей и предложений по твердым и рассольным сырам. Также отмечен невысокий уровень качества сыров местного производства.
На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона N 935309-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Кожевниковой, Е.Л. Николаевой, Е.А. Митиной и другими (далее также - законопроект). Законопроектом устанавливается запрет на "прямое использование пальмового масла, пальмового стеарина, пальмоядрового масла, пальмоядрового стеарина, кокосового масла" при производстве пищевой продукции для детей и подростков.
Актуальность вопроса о запрете использования пальмового масла отмечена представителями Правительства Тюменской области и депутатами комитета Тюменской областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям на заседании комитета 2 марта 2016 года.
В настоящее время использование растительных масел и животных жиров при изготовлении пищевой продукции для детского питания регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции". С образованием Таможенного союза принятые технические регламенты имеют приоритет над национальным законодательством. При этом в национальном законодательстве могут содержаться отдельные уточняющие положения, не противоречащие принятым техническим регламентам Таможенного союза и соотносящиеся с международными нормами и правилами.
В статье 8 указанного регламента наряду с гидрогенизированными маслами и жирами запрещается использование для этих целей жиров и масел с высоким содержанием насыщенных жирных кислот. При этом ни один из принятых технических регламентов не детализирует, какие именно растительные масла и животные жиры имеют повышенное содержание насыщенных жирных кислот.
Вместе с тем Всемирная организация здравоохранения (ФАО/ВОЗ) неоднократно заявляла об увеличении процента детей с избыточной массой тела, а также страдающих ожирением, среди населения планеты, и в особенности в Европейском регионе. Это, по мнению ФАО/ВОЗ, связано с избыточным потреблением трансизомеров жирных кислот и насыщенных жиров в питании детей, что впоследствии существенно увеличивает риски возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них среди взрослого населения. Вследствие этого ФАО/ВОЗ рекомендует обратить самое пристальное внимание на ограничение в питании детей продуктов с высоким содержанием трансизомеров жирных кислот и насыщенных жиров.
Предлагаемые законопроектом изменения согласуются с рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФБГУ "НИИ питания".
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Государственной Думы, законопроект включен в примерную программу законопроектных работ Государственной Думы на март 2016 года.
В целях создания условий для комплексного развития продовольственного рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области безопасными пищевыми продуктами, учитывая сложившиеся в последние годы изменения в макроэкономической политике, социально-экономическом положении аграрного сектора экономики, агропродовольственного рынка, участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Тюменской областной Думе
1. В целях реализации Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва продолжить системную работу по совершенствованию региональной нормативно-правовой базы и осуществлению контроля за соблюдением и исполнением законов в сфере государственной аграрной политики, продовольственного обеспечения Тюменской области.
2. Обратиться к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Тюменской области И.И. Квитке, Э.А. Валееву, А.Е. Карпову, М.А. Шингаркину, В.Н. Тетёкину, В.В. Сысоеву с просьбой поддержать принятие федерального закона N 935309-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" в первом чтении.
3. Подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращение об ускорении принятия федерального закона N 935309-6 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
4. Рассмотреть возможность и необходимость внесения изменений в федеральное законодательство в части увеличения административных штрафов за производство и реализацию товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.
5. Провести выездное заседание комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям по вопросу развития молочного животноводства в Тюменской области (II квартал 2017 года).
II. Правительству Тюменской области
Продолжить работу по созданию условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами и услугами, уделив особое внимание решению следующих задач:
- содействие развитию инновационной и инвестиционной деятельности в сфере потребительского рынка (логистические, распределительные центры, оптовые продовольственные рынки, сельскохозяйственные, специализированные продовольственные рынки, франчайзинг, развитие объектов дорожного сервиса и других современных форматов торговли);
- дальнейшее проведение мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения, упрощение доступа продукции местных товаропроизводителей в торговые сети;
- создание условий для повышения доли продукции тюменских товаропроизводителей от общего объема товарооборота продовольственных групп товаров в торговых сетях региона;
- содействие в организации и проведении сельскохозяйственных и продовольственных ярмарок с участием предприятий агропромышленного комплекса области, оптовых торговых предприятий г. Тюмени, крестьянских (фермерских) хозяйств региона, индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства;
- обеспечение учреждений социальной сферы Тюменской области безопасными, качественными продуктами питания местного производства; - создание условий для формирования системы здорового питания в учреждениях образования, социальных учреждениях для достижения целей демографического развития;
- содействие в обеспечении региона квалифицированными кадрами в сфере потребительского рынка.
III. Тюменской областной Думе, Правительству Тюменской области, некоммерческому партнерству "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области", руководителям торговых организаций
Оказывать содействие Совету муниципальных образований Тюменской области в продвижении информации об электронной торговой площадке ОБЛАСТНАЯ ФЕРМА.РФ.
IV. Органам местного самоуправления, руководителям сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, торговых организаций (в пределах компетенции)
1. Оказать содействие в обеспечении экономической и физической доступности продуктов питания, уделив особое внимание обеспеченности населения Тюменского, Тобольского, Ялуторовского муниципальных районов торговыми площадями.
2. Создать условия для обеспечения населения, проживающего на труднодоступных территориях, услугами торговли, общественного питания.
3. Содействовать развитию цехов по производству полутвердых сыров и сыров других наименований.
4. Активизировать работу по развитию системы "Магазины у дома" с максимально полным набором в них продуктов питания, производимых в Тюменской области.
V. Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
1. Продолжить работу по надзору за соблюдением Федерального закона "О защите конкуренции", уделив особое внимание деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на потребительском рынке, в части необходимости совершения такими предприятиями действий, направленных на создание равных и прозрачных условий закупки сырого молока.
2. Оказать содействие в информировании сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, поставщиков продовольственных товаров по вопросу упрощения доступа продовольственной продукции в торговые сети.
VI. Управлению Роспотребнадзора по Тюменской области
1. Продолжить работу по совершенствованию государственного надзора, направленного на обеспечение безопасности продуктов питания, уделив особое внимание проверке пищевой продукции, ввозимой из других регионов, в части содержания в них ГМО, антибиотиков и других неблагоприятно воздействующих контаминантов (загрязнителей) биологической и химической природы.
2. Усилить работу по реализации мероприятий, направленных на пресечение оборота некачественной (в том числе фальсифицированной) пищевой продукции, находящейся в Тюменской области.
3. Продолжить межведомственное взаимодействие при осуществлении государственного санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на таможенной границе Таможенного союза.
VII. Некоммерческому партнерству "Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области", руководителям торговых организаций
1. Оказать содействие в решении комплекса задач, ориентированных на наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары и услуги при их гарантированном качестве и безопасности по доступным ценам.
2. В целях обеспечения защиты прав потребителей, более полного информирования покупателей о составе, производителе и сроке годности продукта разместить в торговых залах оптические приборы - подвижные лупы.
VIII. Совету муниципальных образований Тюменской области
Продолжить работу по развитию электронной торговой площадки ОБЛАСТНАЯ ФЕРМА.РФ.
Участники заседания "круглого стола"
*(1) Социально-экономический мониторинг регионов Уральского федерального округа в январе - декабре 2015 года. Стат. доклад/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2016. - 41 с.
*(2) Основные показатели торговли в Тюменской области за январь - декабрь 2015 года: Стат. бюллетень/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2016. - 39 с.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 21 апреля 2016 г. N 3626 "О рекомендациях "круглого стола" по теме:... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.